Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Старообрядцы и Раскольники Олонецкой земли

Старообрядцы и Раскольники Олонецкой земли

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 Вперед →
Модератор: balabolka
artemtver

Тверь
Сообщений: 399
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 149
Добрый день. Подскажите пожалуйста. По одной из линий предков в Тобольской губернии странных имен много у них:
исаак кондратий гликуля яков елизар алисуарх хрисанфий.
Что это может означать. В переписи стоят православными. Может старообрядцы?
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8299
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2382
Из этих имен необычные=незнакомые мне только 2,
остальные у нас часто встречаются.

алисуарх похоже на мусульманское имя Алискар, но я не спец

исаак кондратий гликуля яков елизар алисуарх хрисанфий.

---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
artemtver

Тверь
Сообщений: 399
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 149

balabolka написал:
[q]
Из этих имен необычные=незнакомые мне только 2,
остальные у нас часто встречаются.

алисуарх похоже на мусульманское имя Алискар, но я не спец

исаак кондратий гликуля яков елизар алисуарх хрисанфий.

[/q]

Спасибо. В нашей части: Тверь, Кострома таких ни у кого не встречал. А по линии в тобольской губернии прямо через одного. Вот и подумал: может старообрядцы. Там их было много.

balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8299
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2382
Тобольскую губернию много кто заселял.

А эти имена встречаются где.?
Какой населенный пункт.

Так легче будет определить - старообрядцы или нет.


---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
artemtver

Тверь
Сообщений: 399
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 149

balabolka написал:
[q]
Тобольскую губернию много кто заселял.

А эти имена встречаются где.?
Какой населенный пункт.

Так легче будет определить - старообрядцы или нет.


[/q]


Д. Тайболино. Труфановы. Но подсказывают, что это было бы указано в переписи. А там стоят как православные. Видимо, такие традиции были. У нас здесь может более европеизированные)
artemtver

Тверь
Сообщений: 399
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 149

balabolka написал:
[q]
Тобольскую губернию много кто заселял.

А эти имена встречаются где.?
Какой населенный пункт.

Так легче будет определить - старообрядцы или нет.


[/q]

Кстати, вместе с Труфановыми числятся по всем переписям Тайболины. А они уверяют, что с Поморья заселились. Может и мои от туда же.

balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8299
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2382
Верь, да проверь )):
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8299
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2382
Очень понравилась статья
Устьяновские старообрядцы Ефимовы (родословная моей бабушки)
Скоро год, как я работаю над восстановлением родословной своей семьи. Все предыдущие мои изыскания относились к устьяновским Кадушкиным или другим большим родам деревни. Пришло время разобраться в восстановить семейные узы моей бабушки - Прасковьи Матвеевны, истинной старообрядки по вере, носившей в девичестве фамилию Ефимова. Все кто работал со старообрядцами понимает насколько это трудно, тем не менее в нашем случае получилось все довольно не сложно. Судите сами...

Наша бабушка Прасковья Матвеевна Ефимова родилась в деревне Устьяново в старообрядческой семье в 1900 году. До начала исследования из моих воспоминаний и рассказов старшей сестры было известно, что у бабушки были две младшие сестры — Матрена Матвеевна Цулева и Ксения Матвеевна, фамилию которой мы не помнили. Также мы знали, что младший брат Афанасий Матвеевич Ефимов жил по соседству и в конце 60-х годов переехал в Егорьевск. Другой информации о родственниках бабушки не было.

Восстановление родословной начал с изучения всех доступных источников. Одной из первых прочтённых книг, попавших мне в руки, было издание нашего земляка Михайлова С.С. «Старообрядческий Никольский храм в селении Устьяново. К 100-летию предполагаемого освящения (1917-2017)», Владимир 2016. Там я прочел такую фразу: «...в 1896 году устьяновские старообрядцы совершали богомоление в доме крестьянина Павла Терентьева Ефимова, который «...имеет для них значение общественной моленной...».

Полный список крестьян, живущих в Устьянове и исповедующих как традиционное православие, так и старообрядчество, представлен в ревизской сказке за 1858 год. Мне повезло, надежда на то, что Павел Терентьев в конце XIX века уже довольно пожилой человек и может присутствовать в ревизской сказке 1858 года, оправдалась.

В устьяновской ревизской сказке от 1858 года по 10 ревизии (ЦГАМ 51-8-655, стр 160 и сл.) нашелся Павел Терентьев (1827) и его братья: родной — Филат Терентьев (1820) и двоюродный - Матвей Сергеев (1824).

Полностью семейство Ефимовых, живших в Устьянове в одном доме, на 1858 год выглядело так: вдовец Терентий Васильев (1792), его сыновья — Филат Терентьев (1820) и Павел Терентьев (1827), его племянник — Матвей Сергеев (1827), жена Филата Терентьева - Александра Макарова (1821), ее дети — сын Савелий Филатов (1841), дочери - Анна Филатова (1846), Евдокия Филатова (1849), Евдокия Филатова (1851), Анна Филатова (1854), Настасья Филатова (1856), Арина Филатова (1858), жена Павла Терентьева — Акулина Артемьева, ее дочери - Аграфена Павлова (1851), Анна Павлова (1853), Арина Павлова (1856), жена Матвея Сергеева — Екатерина Артемьева (1827), ее дети - сыновья Кирила Матвеев (1854), Гаврила Матвеев (1858), дочь Акулина Матвеева (1846).

Вдовец Терентий Васильев, еще не так стар, живет с семьями своих сыновей и племянника. Большая семья, в добавок Павел и Сергей, весьма вероятно, женаты на сестрах. Внимание мое привлек Савелий Филатов (1841), как потенциальный дед моей бабушки.

Продолжил поиски, следующий источник — Подворовая перепись селения Устьяново Беззубовской волости Богородского уезда за 1883 год (ЦГАМ 184-10-1738, стр 78). В этом первоисточнике указано, что в Устьянове проживает Филат Терентьев - 1 дом, 3 мужчин и 3 женщины, 2 грамотных, 2¾ надела земли, 1 лошадь и 2 коровы, 2 мелкого скота. Его родной брат Павел Терентьев живет отдельно (вероятно в Слободке) - 1 дом, 2 мужчин и 1 женщина, 2 грамотных, 2 надела земли, 1 корова и 1 коза.

Этот источник ясности не добавил.

Поиск в системе Яндекс Архив вывел на первую метрическую книгу старообрядческой общины Устьянова за 1914-15 годы. (ЦГАМ 2127-1-536, стр 140).

В книге не найдено метрической записей о семье Матвея Ефимова, тем не менее, удалось установить, что один из членов Совета устьяновской старообрядческой общины имеет имя и отчество Матвей Савельев. С фамилией этого человека, такая история.

Книга старообрядцев Устьянова за этот период немного отлична от традиционной метрической церковной книги царской России. Отличие заключается в том, что записи в книге ведут по очереди члены Совета общины. Итоги месяца подписывают все члены Совета общины. Обнаружен такой факт: часть членов Совета общины записывает Матвея Савельева с фамилией Шеров, другая часть с фамилией Ефимов. Матвей Савельев ставил свою витиеватую подпись в обоих случаях.

На основе этого я делаю заключение: это наш прадед по бабушке — Матвей Савельев делает попытку сменить фамилию, но не все члены Совета устьяновской общины принимают этот факт.

Попытка сменить фамилию у прадеда была неудачна. В декабре 1918 года Матвей Савельевич Ефимов участвует в волостном съезде по Беззубовской волости Богородского уезда на котором происходят выборы волостного руководства. Протокол собрания обнаружен в архиве города Орехово-Зуево (680-3-81, стр 7).

Следующий источник помог найти всех остальных членов семьи Матвея Савельева Ефимова.

Метрическая книга старообрядческой церкви села Устьяново Богородского уезда за 1909-1930 годы. Эти записи были обнаружены в архиве города Куровское (61-1-109).

18 января 1912 года. В семье Матвея Савельева и Анисьи Игнатьевой родился сын Афанасий. Восприемники Василий Матвеев и Евдокия Матвеева

Эта запись позволила узнать имя жены Матвея Савельева Ефимова — Анисья Игнатова. Василий Матвеев и Евдокия Матвеева — родные брат и сестра нашей бабушки.

13 марта 1914 года. В семье Матвея Савельева и Анисьи Игнатьевны Ефимовых родился сын Савва. Восприемники Василий Матвеев и Прасковья Матвеевна Ефимовы.

К сожалению Савва — один из последних сыновей прадеда не выжил, но эта запись является доказательством того, что наша бабушка родилась в семье Матвея Савельевича Ефимова.

Всякая генеалогическое исследование начинается с воспоминаний, а заканчивается путешествием в прошлое. Кроме уже упомянутой выше ревизской сказки 1858 года, были использованы: ландратская перепись Гуслицкой волости 1716 года, предоставленная Дмитрием Максимовым, за что ему огромное спасибо, исповедные ведомости по деревне Устьяново за 1741, 1757, 1763, 1771, 1786, 1825, 1829, 1830, 1836, 1837, 1860. Тщательный анализ всех первоисточников позволил сделать заключение - моя бабушка Прасковья Матвеевна урожденная Ефимова является коренной жительницей Устьянова и ее предки - дворцовые крепостные крестьяне Гуслицкого волости XVII века. Ефимовы исповедовали старообрядчество до 1741 года, в период 1741-1828 предки придерживались традиционного православия, после 1828 года вернулись в ряды истинной веры.

Я не буду утруждать читателя выписками из всех вышеперечисленных источников, а приведу лишь конечный результат в виде нисходящего генеалогического древа староверов Ефимовых из деревни Устьянова. Нашелся и родоначальник Ефимовых - Ефим Кирилов, живший при Петре Первом, и его родители - жители Устьянова середины XVII века.

Устьяновские старообрядцы Ефимовы (родословная моей бабушки), изображение №1
Только познание прошлого позволит нам понять всю силу движения настоящего в будущее.

Всем удачи! Все только начинается!

АК Александр Кадушкин
https://vk.com/@803293783-usty...ei-babushk
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (3)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8299
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2382

Cтарообрядцы Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ХХ веке.
Справочник - Санкт-Петербург: Археодоксия, 2023 - 365с.

https://dvoeperstie.ru/staroob...-v-xx-veke

Архивный справочник посвящен истории старообрядческих общин в Санкт-Петербурге и Ленинградской области -регионах значительного распространения этой конфессии, где ее традиции всегда отличались прочностью. В работе охвачен главным образом советский период — с 1917 по 1991 гг. в научный оборот вводятся новые архивные документы, прежде всего, за первые послереволюционные десятилетия.
Архивный справочник посвящен истории старообрядческих общин в Санкт-Петербурге и Ленинградской области -регионах значительного распространения этой конфессии, где ее традиции всегда отличались прочностью. В работе охвачен главным образом советский период — с 1917 по 1991 гг. в научный оборот вводятся новые архивные документы, прежде всего, за первые послереволюционные десятилетия

Прикрепленный файл: staroobryadcy-sankt-peterburga-i-leningradskoj-oblasti-v-XX-veke-650x650.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8299
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2382
31. Старообрядческая генеалогия
Вчера
Переходим к особенностям генеалогического поиска. Две неприятности уже описала в предыдущей статье: в переписных книгах второй половины 17-первой 18 веков сведений о старообрядцах нет; они отказались вести метрические книги. Но не все так безнадёжно.

Стоит учитывать, что старообрядцами поголовно были уральские (бывшие яицкие) казаки, и они же составляли большинство среди донских (до 1860-х годов) и терских казаков, а казаков не охватывали общегосударственные переписи и ревизии. По казакам будет отдельная статья. И ещё старообрядцы всех толков до определенного времени не вели никаких записей актов гражданского состояния.

Семья купцов-старообрядцев, Елец
Теперь о плюсах. Самое простое, если ваш предок скрывал свою принадлежность к расколу. Купцы (старообрядцам было запрещено записываться в купечество), чиновники, казачьи офицеры и пр, чтобы избежать ущемлений в правах и по службе, официально числились в православии, в документах которого таких "лицемерных старообрядцев" и надо искать.

В 1800, первыми из старообрядцев, начали вести метрические книги единоверцы. При малой численности, они подшивались после православных приходов, при большой могли быть отдельным томом.
В 1844 г. православным приходам было указано вести особые ведомости о проживающих в приходах «раскольниках и сектантах» (отменено в 1866, а полицмейстерам завести особые книги для записи родившихся и умерших старообрядцев (не прижилось).
В 1884 г – указ об обязательном ведении метрических книг для старообрядческих общин, которое возложили на полицейские управления (к сожаление, большинство игнорировало)
В 1905 ведение МК передано в общины, в ведении полиции остались крайние беспоповские согласия и толки
Наконец, если селение включало и православных и старообрядцев, смотрите исповедальные росписи. В них записаны все проживающие в приходе, у неправославных отмечено по какой причине не был на исповеди.
Всё вышеперечисленное, при наличии, хранится в региональных архивах в фондах духовных консисторий и коллекциях метрических книг, городских и уездных полицейских управлений, иногда в фондах губернских и волостных правлений.
К сожалению, шансы на МК невелики. Вероятнее найти старообрядцев в косвенных документах.

Самым лакомым документом можно считать "Отчет благочинных о сектантах и раскольниках". В 1906-07 гг церковь провела перепись всех "отступников от веры". Подворная роспись с указанием возраста и семейных связей. Такая же была в 1831г. Хранятся в фондах консисторий региональных архивов.

Дела об обнаружении раскольничьих сект. Практически каждый вновь прибывший священник обнаруживал не посещающих храм и рапортовал об обнаружении сектантов. Начиналось разбирательство, составлялись списки, со всех собирались расписки о том, что не будут принуждать к расколу православных (еще и почерк предка возможно увидите). Дела могут быть в фондах духовных консисторий, губернских правлений, канцелярий губернатора региональных архивов, есть коллекция МАМЮ подобных дел в РГАДА.

В фондах уездных судов и расправ стоит поинтересоваться. Старообрядцев чаще других привлекали по малейшему поводу. В РГАДАФ. 1431 Оп. 1 4206 ед. хр. 1792 - 1916 "ДЕЛА МЕСТНЫХ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ О СТАРООБРЯДЦАХ И СЕКТАНТАХ"

Всех старообрядцев в полном объеме охватили 2 переписи: Первая Всероссийская перепись населения 1897 года (к сожалению, переписные листы сохранились очень фрагментарно) и Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1917 года.

Хоронили старообрядцев отдельно, существуют не только специальные части православных кладбищ, но и отдельные старообрядческие погосты. Сейчас активно оцифровываются кладбища, в том числе и старообрядческие захоронения. Но писать имена стали совсем недавно, чаще всего вас встретит только крест с голубцом (крыша), остается надежда на устные рассказы.

"Свой-чужой" после революции старообрядцев отнёс к "чужим". В процентном отношении до 80% репрессированных разной степени – старообрядцы. Ищем родню репрессированных и раскулаченных. Это дела заключенных и спецпоселенцев в ИЦ МВД областей, куда выселили, архивы ФСБ по месту применения репрессий или районных администраций по месту раскулачивания, фонды обл.прокуратуры в областных архивах.

Книга Зеньковского С.А. в 2 томах "Русское старообрядчество" поможет приблизиться к теме.

Современные старообрядческие согласия
https://dzen.ru/a/ZgBZD44giF79L1QD


Прикрепленный файл: Старообрядцы клад.pngСтарообрядцы докум.png, 79702 байтСтарообр купцы Елец.png, 1235698 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 Вперед →
Модератор: balabolka
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Balabolki » Сундучок » Старообрядцы и Раскольники Олонецкой земли [тема №101180]
Вверх ⇈