ksologub написал:
[q]
Благодарю вас, Кирилл.[/q]
Не за что. Вопрос сам по себе достаточно любопытный.
"Исследуя динамику социального статуса Сологубов (Соллогубов) ВКЛ, автору настоящей работы, к сожалению, не удалось установить даже приблизительную дату перехода носителей этой фамилии из числа средней шляхты в разряд титулованных магнатов.
С одной стороны, исторические источники XVI века, в частности опубликованные в многотомном издании «Акты издаваемые Виленскою археографическою комиссiею», упорно именуют Сологубов, проживавших в Упитском повете Троккого воеводства «земянами господарскими», в качестве личного обращения используя титулование «его/её милость», при упоминании в третьем лице - «пан/панна».
Первоначально земяне являлись землевладельцами, лично владевшими землей на условии исполнения воинской повинности, в некоторых случаях сюзерен мог позволить им передать это право по наследству (т.н. «выслуга» или «отчина»), однако даже в этом случае земельные угодья нельзя было продать, обменять и т.д. без разрешения сюзерена.
В статье 10 раздела II и статье 11 раздела III Первого Статута Литовского «земяне» и «бояре-шляхта» упоминаются как принадлежащие к классу шляхты .
В сборнике , В.Б.Антоновичем земяне характеризуются как потомки древнего русского боярства, потомственно владевших земельными угодьями и несших в этой связи земскую повинность, т.е. обязанных являться по призыву князя лично, и, в зависимости от размеров поместья, также выставлять определенное количество воинов. Кроме этой, земяне не несли никаких других повинностей, их не мог судить суд княжеского или местного державца, а только лично князь, его воевода или специально созданная князем комиссия. Как отдельный класс среди бояр, земяне стали выделяться во второй половине XVI столетия, что некоторые авторы связывают с полонизацией юго-западных и западных земель ВКЛ. Так, М.К. Любавский в работе , со ссылкой на источник , писал: «Что касается земян, то они выправлялись из некоторых соседних с Польшей областей, где они занимали то же общественное положение, что и бояре-шляхта в других областях Великого княжества. «Попись» 1528 года помещает бояр в пределах собственной Литвы, Жмуди и в русских областях, за исключением Берестейско-Подляшской земли и Волынской»
На примере Сологубов хорошо прослеживается постепенное вытеснение названия «боярин» названием «земянин» в отношении одного из военно-служилых землевладельческих классов ВКЛ. Если в первой трети XVI столетия среди бояр Керновских (Кернов – столица ВКЛ в конце XII столетия), перечисленных в «Переписи войска ВКЛ 1528 года» встречается некий Юрей Сологубович, то спустя пятьдесят лет его потомки уже числятся «земянами Упитского повета».
Материалы многочисленных судебных тяжб господарских земян Сологубов, живших в Упитском повете свидетельствуют о том, что они, скорее всего, в отличие от земян, например, киевского Полесья только владели землей, но не обрабатывали ее.
Прилагательное «господарский» означало, что Сологубы являлись прямыми (коронными) вассалами монарха ВКЛ, а не кого-либо его вассалов, например, князей.
М.К.Любавский выделял два основных пути перехода земян (бояр-шляхты) в разряд податных людей:
1. Замена несения воинской повинности т.н. datio (натуральный налог яйцами, льном, ягодами и т.д.) монарху ВКЛ со своих земель.
2. Приобретение крестьянских земель и принятие на себя крестьянских повинностей, иногда параллельно с повинностями шляхетскими.
Так, в актовой книге Россиенского земского суда за 1569 г. в инвентаре имения Ятвеск за 1555 г. среди людей тяглых числится некий Янко Сологубович, исполняющий следующие повинности: «волов соха (т.е. 2 вола), дякла (лит. doklas, определённое количество зерна, которое вносили крестьяне ВКЛ с больших держаний (служб, дворищ) великому князю до середины XVI столетия) дает жита (несмолотого зерна пшеницы или ржи - "хлеба в зерне") бочку, овса бочку, сена треть возу» . Упомянутый Янко Сологубович с высокой степенью вероятности мог быть родичем или потомком перешедших в разряд тяглых людей шляхтичей Сологубов, т.к. именно в Россиенском повете Жмудского княжества жило богатое и знатное шляхетское семейство Сологубов (Соллогубов), о которых упоминает Генрих Сенкевич в своем романе «Потоп»: «Sołłohubowie Mali byli bogaci w konie I bydło wyborne, na leśnych pastwiskach hodowane» («Соллогубы Малые имели много отборных лошадей и скота, пасшегося на лесных пастбищах»). Один из персонажей этого исторического романа – носитель фамилии Соллогуб - на момент описываемых событий (вторая половина XVII столетия) был полковником. "
© К.Н.Сологуб "Сологубы (Соллогубы) — шляхетский род Великого княжества Литовского" (Альманах "Генеалогия", №3/2008, с. 37—65)
Благодарю вас, Кирилл.