ksologub Москва Сообщений: 7414 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 12569 | Наверх ##
26 марта 2013 21:05 "В работах Виктора Виттига и Станислава Дзядулевича «Nieznana szlachta polska i jej herby» (Познань, 1884) и Яна Станислава Бистрона «Nazwiska Polskie» (Варшава, 1993) высказывается следующую мысль: Сологубы, носители герба Правздич, являются одной из ветвей старинного шляхетского литовского рода Довойно (Dowojno). В этом утверждении есть своя логика, т.к. на протяжении почти 400 лет многие носители фамилии Сологуб – подданные ВКЛ, Речи Посполитой, Российской Империи – именовались «Довойно-Сологуб» (в различных написаниях). Так, в «Энциклопедическом словаре» Ф.Брокгауза и И.А.Ефрона сказано, что «Соллогубы - графский и дворянский древний литовский род, принявший польский герб Правдзиц и писавшийся в прежнее время "Довойно-С."; восходит ко второй половине XV в.». О некоторых носителях фамилии «Сологуб» письменные источники так и говорят: «Сологуб из Довойнов» («z Dewoynow Sołłohub»). Информация, подтверждающая родство Довойнов и Сологубов содержится и в в 1-м томе работы Адама Коссинского «Przewodnik heraldyczny: monografie kilkudziesięciu znakomitszych rodzin, spis rodzin senatorskich i tytuły honorowe posiadających» (Краков, 1877). Следует также принять во внимание тот факт, что некоторые Довойны носили герб Правдзиц, например, Станислав Довойно, воевода полоцкий († 1573). Впрочем, аргумент это достаточно слабый, т.к. в разные годы этот герб носило около сотни польских и литовских шляхетских фамилий. С другой стороны, определенное сходство гербов Правдзиц, носимого Сологубами, Довойнами, Довойнами-Сологубами (в различных написаниях) и герба Заремба (Zaremba), носимого Довойнами до перехода большинства ветвей этой фамилии на герб Шелига (Szeliga), также подтверждает гипотезу тесных родственных связей родов Довойно и Сологуб. В ее пользу также свидетельствует и тот факт, что некоторые Довойны были свидетелями и поручителями Сологубов в многочисленных тяжбах последних, а также общий основной географический ареал проживания обеих фамилий в ВКЛ – Виленское воеводство. В уже упоминавшейся работе «Rody rycerskie Wielkiego Księstwa Litewskiégo» есть утверждение о том, что некоторыми исследователями Соллогубам (Сологубам, Сологубасам) приписывалось ношение герба Сырокомля (Syrokomla). Аналогичная информация содержится в «Polska encyklopedia szlachecka» и датируется 1680 годом. Внешнее сходство герба Сырокомля с гербом Абданк – хронологически первым польским гербом, принятым родом Довойно - является еще одним подтверждением родственных связей родов Довойно и Сологубов ВКЛ и Речи Посполитой. Вопрос этнической принадлежности Довойнов до сих пор остается открытым. С одной стороны, в уже упоминавшейся работе Виктора Вераса в списке жителей жемайтских волостей на 1537-1538 гг. значатся Довойнайтисы Андрей и Павел, а также Довойновичи Андрус, Дродвил, Матей, Субоч и Чепан (источник – Андрис Макавицис «Перепис жемойтских волостей 1537 – 1538 гг.», Вильнюс, 2003), а по переписи войска ВКЛ 1528 г. во «Дворе Ясвойни (Ясвойнем)» присутствует литвин – белорус ВКЛ Павел Довойнович. В издании «Перапiс войска Вялiкага княства Лiтоускага 1528 года. Метрыка Вялiкага княства Лiтоускага. Кн.523. Кн.Публiчных спрау 1» значатся следующие бояре-носители фамилии «Довойнович»: Гриц, Павел, Петрашко (2 человека), Станислав, Томаш, Хршон, Юрьи, Януш, проживавшие на территории Виленского и Троцкого (Трокайского) воеводств, а также земли Жемойтской. С другой стороны, происхождение рода Довойно некоторыми авторами (Kęstutis Gudmantas «Vėlyvųjų Lietuvos metraščių veikėjai ir jų prototipai: „Romėnai“», 2004) выводится от патриция Орсина (Урсина) - одного из пятисот, покинувших Рим в составе группы аристократа Палемона, спасавшегося от преследований своего родича - императора Нерона – и осевшего в итоге на территории, впоследствии вошедшей в состав ВКЛ. (Эта легенда полностью приводится в следующем издании: «Полное собрание русских летописей», т.35, Москва, издательство «Наука», 1980). В III томе «Herbarz polski» содержатся сведения о том, что Довойны являются потомками неких «римских росинов» («z Rzymskiej Rosinów familii»). Многочисленные официальные документы Речи Посполитой XVIII столетия уточняют происхождение некоторых носителей фамилии Довойно-Сол(л)огуб, именуя их следующим образом: «из Урсинов» (например, «Żal po śmierci Jaśnie Wielmożnego JMci Pana Antoniego z Ursynów Dowoyny Sołłohuba Generała Artyleryi W. W. X. L. Starosty Jezierzyskiego... »(1760) или используя для их обозначения тройную фамилию «Урсин Довойно Соллогуб» (например, «Sidus Sarmatiae Splendore Familiae et virtutum Ornamentis Conspicuum Illustrissimus Excellentissimus Dominus D. Antonius Josephus Comes in Ila, Iwieniec, Horyhorki Ursinus Dowoyna Sołłohub Capitaneus Jezeriscensis In conjunctione cum magno sidere Celsissima Illustrissima Domina D. Brigida Principe Radivilia Palatinide Novogrodensi inter publica Communis laetitiae signa esigno lumine Orationis Auctum Ab Obligatissimo Collegio Academico Vilnensi Societatis Jesu Anno Domini M.DCC.XL.IV» (1744). Этот факт подтверждает популярность в то время легенды, или, точнее, документально не подтвержденной истории рода Довойно, выводящей его происхождение от римлян. Более достоверная информация об истоках рода Довойно зафиксирована в работе 1658 года с цветастым, по моде того времени, латинским названием «Diuis angelis Lituaniae custodibus et sanctis eiusdem patronis sacer Nomenclator familiarum et stematum magni ducatus Lituaniae et prouinciarum ad eum pertinentium collectus et in ordinem digestus opera diuturna P.Alberti Wiiuk Koiałowicz» (переизданной в Кракове в 1905 году под более скромным заголовком «Ks. Woiciecha Wiiuka Koiałowicza Herbarz szlacty Wielkiego Księstwa Litewskiego zwany Nomenclator»), где первое упоминание о Довойнах, именуемых «progenies Grawizii Erdiuiliani exercitus celebris Imperatoris» («потомство знаменитого Эрдиулиана, вождя (командующего, императора) великого войска») относится к эпохе жизни и правления великого князя литовского и польского короля Ягелло, т.е. концу 14 – началу 15 века. «Herbarz polski» сообщает ценные сведения о более раннем периоде истории рода Довойно - согласно этому источнику Довойны в 1217 году являлись одними из приближенных Эрдзивила (жмудского князя, основавшего столицу Литвы в Новогрудке, факт существования которого оспаривается рядом историков. Любопытно также, что в Густинской летописи он называется «христианином», «потомком рюриковичей и полоцких князей», а также «русским князем» – прим. автора). Первым представителем рода Довойно по данным книги «Poczet rodów w Wielkiém Księstwie Litewskiém w XV i XVI wieku» является некий «Довойна, сын Висигирда» («Dowojna, syn Wysigirda»), упоминающийся в 1401 г. Довойна – молодой шляхтич из свиты короля Ягелло является персонажем гербовой легенды рода Довойно, повествующей о возвращении части Креста Господня в польский бенедектинский монастырь Довойном и его пленницей, а затем женой, полькой Хеленой – носительницей герба Абданк (Abdank). Согласно этой легенде, после брака с Хеленой Довойно получил права польского шляхтича и герб Абданк, впоследствии замененный на герб Дебно (Dębno). "
(с) К.Н.Сологуб "Происхождение фамилии Сологуб" (Альманах "Генеалогия", №2/2008, с. 100—118) --- Униформология Российской империи
|
Дмитрий, спасибо за подсказку. Но, я не знаю сейчас, зачем я этот файл сохранил так давно и в этой папке Киселей...