На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
В Литве оцифруют более 2000 старинных церковных книг
Вот как. Ур-р-а! Я же говорю, что Прибалтика круче России - во как нас обскакала в архивных делах. За что ей честь и хвала.
В Литве оцифруют более 2000 старинных церковных книг.
В Литве планируется оцифровать, а затем выставить в публичное пользование около 2000 старинных книг, принадлежащих литовским католическим общинам и приходам, в том числе метрические книги, в которых размещены списки членов приходов, а также записи о крещении, венчании, рождении и смерти прихожан, сообщает 9 января "Благовест-инфо".
По замыслу инициаторов этой идеи, материалы метрических церковных книг будут интересны людям, которые интересуются историей своего рода или семьи.
При этом многие диоцезы Литвы сообщили уже, что в их архивах подобные книги не сохранились, в других же приходах метрические книги вели с XVII века. По данным Службы главного архивариуса Литвы, самые полные и богатые по содержанию церковные книги сохранились в Паневежиском и Шауляйском диоцезах.
Оцифровка церковных метрических книг Литвы будет проходить при поддержке фондов Евросоюза. Книги будут оцифровывать прямо в самих диоцезах или диаконатах, куда со специальной аппаратурой намерены выезжать рабочие группы.
С 15 ноября 2016 года Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) начнет прием домовых книг в архивохранилище, расположенное по адресу: ул. Варфоломеевская, 15.
Первоначально планируется принять более 3000 домовых книг Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Кировского района».
Через три года ценные архивы тех регионов Карелии, которые до войны принадлежали Финляндии, будут доступны для свободного просмотра в интернете. Уже сейчас более 90 % архивов дигитализированы.
Метрическая книга церковного прихода Антреа от последнего десятилетия 18 века – большая, толстая книга с синей обложкой. На ее страницах записаны все прихожане, живущие в разных поселках региона. Мелким почерком записаны не только имена и даты рождения, бракосочетания и смерти, но и то, как они умели читать, и хорошо ли излагали основные догматы лютеранской или православной веры. До 1910 года каждый прихожанин был обязан как минимум два раза в год причащаться.
На территории «утраченной Карелии» действовало в общей сложности 70 приходов. Их метрические книги охватывают период с 17 века до 1949 года. Все книги сейчас находятся в архиве города Миккели (Mikkelin maakunta-arkisto).
Эти реестры начали записывать на микропленку в 1980-х годах. 90 % архивов были дигитализированы в 1998-2013 годах. В огромной работе помогали люди, которые были безработными в течение длительного периода. Сейчас осталось оцифровать только самые старые и наиболее трудно читаемые книги.
Университет прикладных наук Юго-Восточной Финляндии начинает трехлетний проект, цель которого – закончить дигитализацию церковных архивов. После того, как проект будет закончен, база данных под названием Karjala-tietokanta будет передана Национальному архиву, и ее можно будет использовать для дальнейших исследований.
Уже сейчас в базе данных ежедневно производят около 700 поисков. Исследователям доступна вся информация базы, но остальные граждане могут увидеть только часть материала. Публичным материал становится только после того, как пройдет сто лет со дня записей. В начале следующего года будут полностью опубликованы метрические книги 1916 года.
7 октября 2016 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 547 «О заместителях руководителя Федерального архивного агентства». Этим Указом Президент Российской Федерации:
Освободил: Тарасова Владимира Петровича от должности заместителя руководителя Федерального архивного агентства.
Назначил:
Наумова Олега Владимировича – статс-секретарем – заместителем руководителя Федерального архивного агентства;
Юрасова Андрея Викторовича – заместителем руководителя Федерального архивного агентства.
Статс-секретарь – заместитель руководителя Федерального архивного агентства НАУМОВ Олег Владимирович Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
Родился 21 февраля 1958 г. в г. Горький (ныне Нижний Новгород).
Окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова в 1980 г.
Окончил очную аспирантуру исторического факультета МГУ на кафедре источниковедения и в 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию.
1984 – 1991 гг. – мл. научный сотрудник, ст. научный сотрудник Центрального партийного архива Института марксизма – ленинизма при ЦК КПСС;
1991 – 1993 гг. – заместитель директора Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории;
1993 – 2008 г. – заместитель директора Российского государственного архива социально-политической истории;
2008 – июль 2010 г. – директор Российского государственного архива социально-политической истории;
с 07.07.2010 г. – заместитель руководителя Федерального архивного агентства.
Кандидат исторических наук.
Автор более 40 публикаций, научных статей по проблемам истории партий и движений, источниковедению, непосредственный участник, составитель и редактор 11 сборников документов, член редколлегий путеводителей по архивным фондам РГАСПИ. Под его непосредственным руководством осуществлялось внедрение в работу РГАСПИ современных информационных технологий – создание баз данных, оцифровка документов, размещение их для общего доступа в Интернете. Координатор международного проекта по созданию полной базы данных и оцифрованных копий на документы Архива Коминтерна.
Награжден медалью «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), нагрудным знаком Росархива «Почетный архивист» (1998 г.). Имеет благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (2008 г.) Полная версия этого текста находится на странице http://archives.ru/head/naumov.shtml
Заместитель руководителя Федерального архивного агентства ЮРАСОВ Андрей Викторович Государственный советник Российской Федерации 2 класса.
Родился 5 января 1972 г. в г. Великие Луки Псковской области.
Окончил Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова в 1994 г.
Окончил очную аспирантуру Института российской истории РАН и в 1998 г. защитил кандидатскую диссертацию.
1994 г.
ассистент кафедры Псковского государственного педагогического института им. С.М. Кирова;
1994 – 2001 гг.
аспирант, научный сотрудник Института российской истории РАН;
2001 г.
научный сотрудник Института славяноведения РАН;
2001 – 2010 гг.
ответственный секретарь, директор Российского гуманитарного научного фонда;
2010 – 2016 гг.
начальник Управления организации архивных услуг Федерального архивного агентства;
с 18.10.2016
заместитель руководителя Федерального архивного агентства
Кандидат исторических наук.
При его непосредственном участии подготовлен порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, реализуются планы работы Выставочных залов федеральных государственных архивов, ведется рассекречивание архивных документов, расширяется использование современных информационных технологий в деятельности Росархива и подведомственных организаций. Имеет благодарности Руководителя Росархива и Министра культуры Российской Федерации. Полная версия этого текста находится на странице http://archives.ru/head/yurasov-andrey-viktorovich.shtml
Люди, занимающиеся исследованием истории своих предков в советский и постсоветский период, часто сталкиваются с ситуацией, когда искомые документы (в основной массе это документы по личному составу с мест работы и документы, связанные с обучением в учебных заведениях) хранятся не в государственных (муниципальных) архивах, а в самих организациях, предприятиях и учреждениях. Соответственно, эти организации часто отказывают в выдаче копий (сведений из) искомых документов со ссылкой на Закон о персональных данных. Хотя даже в этом случае можно сослаться на ч.7 ст. 9 152-ФЗ, согласно которой «в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных». Однако это создает массу неудобств в виду отсутствия в 152-ФЗ 75-летнего срока такого ограничения, необходимости получения согласия наследников, документального подтверждения родства (что часто очень затруднительно или невозможно) и т.п. Поэтому мной был сделан запрос в Минкомсвязь. Именно на это Министерство (а не на Роскомнадзор, как многие считают) возложены функции по разъяснению законодательства в сфере обработки персональных данных (см. постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 418). Запрос и ответ выложены ниже. Можно использовать данный ответ как аргумент при общении с организациями.
Мое резюме по ответу Минкомсвязи: 1. На документы уволенных работников или учившихся в образовательных учреждениях распространяется Закон об архивном деле, а не Закон о персональных данных. 2. Согласно ст. 25 Закона об архивном деле после 75 лет с момента составления указанных документов запрос документов, подтверждающих родство, незаконен.
Прекращение приема генеалогических запросов в ГАСО
Прием и исполнение генеалогических запросов в Саратовском государственном архиве прекращается с 10 октября 2016 года (приказ ОГУ ГАСО от 30.09.2016 № 108) http://saratov.rusarchives.ru/gaso.html
Это такая тенденция, что ли, пошла в архивах? Сначала Орловский архив, теперь Саратовский... Кто следующий?
Орловский архив прекратил принимать запросы по генеалогии
Государственный архив Орловской области
Ввиду большого количества вновь поступивших генеалогических запросов архив приостанавливает приём запросов данной категории с 21 сентября текущего года по 16 января 2017 г. Приказ №25 от 15 сентября 2016 г. https://vk.com/wall-80254496_219
Проект EHAU собирает команду волонтеров, желающих помочь в создании базы данных архивных документов Украины и сохранить историческую память. Проект рассчитан на пять лет. За это время планируется ввести в базу данных все генеалогические фонды архивов. От церковных метрических книг до списков работников предприятий. Для того, чтобы стать волонтером необходимо иметь желание, уметь читать рукописные старославянские тексты и ответить на вопросы нашей анкеты.
По результатам опроса вы будете зарегистрированы или как индексатор волонтер начинающий, или как эксперт. Все зависит от уровня ваших знаний и опыта в чтении рукописных текстов. Волонтер начинающий должен читать присланные ему страницы и вводить из них отдельные имена, названия населенных пунктов и возраст в специальную программу индексации документов. Эксперт, как опытный в чтении древнерусской языке.
Волонтером может стать любой человек. Специальной специальности не нужно, если вы внимательны, умеете учиться и можете печатать не менее 45 символов в минуту. Кроме желания помочь в сохранении исторической памяти, этого вполне достаточно.
После проверки Национального архива Башкирии оказалось, что организация не предоставляет вовремя услуги гражданам, сообщили в пресс-службе Прокуратуре РБ.
По закону, в соответствии с административным регламентом, госучреждение должно отвечать на запросы в течение 30 дней.
Между тем, сотрудники архива «проспали» 24 запроса от населения и чиновников. Ответа на них пришлось ждать более 2 месяцев.
По этому факту прокуратура республики внесла представление руководителю Национального архива. В результате его рассмотрения госучреждение организовало надлежащую работу по ответу на запросы.
Кроме того, начальнику одного из отделов сделано замечание. А директор архива, по инициативе прокуратуры оштрафован по ч.2 ст.2.13 КоАП РБ «Нарушение порядка предоставления государственных услуг».
В Саратовском государственном архиве проходят обыски
В Саратовском государственном архиве проходят обыски
Сотрудников государственного архива Саратовской области (ОГУ ГАСО) проверяют на причастность к хищению особо ценной информации, содержащейся на хранении в архиве.
По данным источника, вчера на Кутякова, 15 проходили оперативно-розыскные мероприятия: речь может идти о хищении так называемых метрических книг, в которых содержится информация о нескольких поколениях жителей саратовских сел за период двух предыдущих веков.
Такая информация представляет особую ценность для генеалогов, составляющих генеалогические древа и делающих на метрических книгах хороший бизнес. По оценкам специалистов, такие книги могут оцениваться в десятки тысяч долларов.
Уважаемые пользователи читального зала Центрального архива Нижегородской области!
Для пользователей читального зала, желающих совершенствовать навыки работы с историческими источниками, руководство Центрального архива планирует в 2016-2017 учебном году организовать работу научно-методического семинара: «Исторические источники и навыки исследовательской работы с ними».
Занятия планируется проводить в читальном зале ЦАНО под руководством профессиональных историков, источниковедов, архивистов, имеющих большой опыт исследовательской и поисковой работы. Научный руководитель семинара: доцент Т.В.Гусева, к.и.н. Планируемый объем занятий:14-16 учебных часов (академических). Регулярность - 1 раз в две недели. Планируемое время проведения: октябрь 2016 - июнь 2017 гг.
Записаться для последующего участия в семинаре в качестве слушателей можно у заведующего читальным залом ЦАНО с 01 по 31 июля 2016 г.
Дирекция Центрального архива Нижегородской области И это здорово
Росархив об актовых книгах, хранящихся в гос.архивах
Как известно, в некоторых регионах органы ЗАГС в начале 2000-х годов, руководствуясь старой редакцией Федерального закона (ФЗ) «Об актах гражданского состояния», где на тот момент был установлен 75-летний срок хранения книг записей актов гражданского состояния (актовых книг) в органах ЗАГС, передали в гос.архивы своих регионов актовые книги за 1918-25 годы (примерно, в разных регионах по-разному). В ныне существующей версии ст. 77 ФЗ «Об актах гражданского состояния» (и аналогично в ст. 22 ФЗ «Об архивном деле в РФ») срок хранения актовых книг в органах ЗАГС был увеличен до 100 лет. Это привело к тому, что некоторые гос.архивы стали неверно трактовать законодательство и ограничивать права пользователей на доступ к подлинникам актовых книг через читальные залы, ограничивать право на получение архивных копий (заверенных ксерокопий) самих актовых записей, требовать подтверждения родства для получения информации из актовых книг старше 75 лет. Как разъяснил Росархив в своем письме (см. вложение), актовые книги, переданные из органов ЗАГС в гос.архивы включены в состав Архивного фонда РФ и на них в полном объеме распространяется ФЗ «Об архивном деле в РФ». 100-летний срок, установленный ст. 77 ФЗ «Об актах гражданского состояния» и ст. 22 ФЗ «Об архивном деле в РФ» относится только к актовым книгам, хранящимся в органах ЗАГС, т.е. к документам текущего делопроизводства, не включенным в Архивный фонд РФ. При использовании же актовых книг, хранящихся в гос.архивах, должна соблюдаться ст. 24 ФЗ «Об архивном деле в РФ» (т.е. пользователю должны предоставляться подлинники и (или) копии актовых книг), а все ограничения могут быть установлены только ст. 25 ФЗ «Об архивном деле в РФ» (т.е. необходимость подтверждения родства, если не истекло 75 лет, что в большинстве случаев по данным документам не актуально, либо книги находятся в неудовлетворительном физическом состоянии – в читальный зал не выдаются и копии с них не снимаются). Возможно, кому-то данная информация поможет в общении со своими архивами, установившими необоснованные требования и запреты. Тем более, что Росархив теперь наделен правами нормативного регулирования в архивной сфере и его мнение, пусть и в письме, стало гораздо весомее для гос.архивов.
"– Кому адресовано «Личное дело каждого» как проект?
– У проекта есть несколько слоёв. Есть слой для «дилетантов», начинающих, но чем-то мотивированных, он очень понятный и простой. Есть слой для тех, кто хочет поделиться и обменяться опытом – это интервью, тексты, комментарии и какое-то сообщество.
И есть слой для исследователей. Наш интернет-ресурс должен организовать правовое консультирование и стать наиболее полным источником по правовой информации, касающейся тематики проекта.
Это также платформа для всех, кто хочет поделиться найденными архивными документами. То есть, сейчас мы работаем над разделом «Галерея документов», где мы посмотрим на то, как трансформируется документ с годами, как он меняется, какие изменения можем отметить в нем с годами – 20-е, 30-е, 40-е, 50-е, берем один документ и описываем это.
При этом результаты социологического исследования ещё не опубликованы, и я надеюсь продолжить эту работу еще и в регионах.
– Со стороны при этом проект смотрится как такой FAQ по архивной жизни.
– Разумеется, потому что в целом проект направлен на перемещение проблемы доступа к архивам в публичную сферу, привлечение общественного внимания к теме. Но всё же первая цель для меня – создать при помощи нашего проекта некое сообщество исследователей.
Мы берем интервью у людей, которые осуществляли какой-то архивный поиск, имели исследовательскую задачу, которую они решали в архиве. Мы постоянно взаимодействуем с ними, они дают какие-то рекомендации, выходя на сайт «Личное дело каждого», задают вопросы и т. д. Это сообщество исследователей, я надеюсь, – будут представлять собой основную базу респондентов для исследования.
– Социологического исследования.
– Да, то есть, мне интересно собрать как можно больше этих практик. Интересно посмотреть все тонкости, собрать всю мозаику. То есть, я надеюсь, что получится сложить хотя бы ее кусок, она слишком велика, потому что там замешано столько личностного взаимодействия, неформальных связей и неправильно интерпретированных формальностей. Когда это всё накладывается, получается огромная мешанина, просто манная каша с комочками".
Картотека бюро учета потерь Первой мировой войны попала в Ялуторовск. В Центре хранения страхового фонда не смолкает сканер. Сегодня там идет процесс оцифровки бесценных документов. Как они оказались на юге Тюменской области и какую ценность представляют? Об этом смотрите материал наших коллег. Источник: http://vesti-yamal.ru/ru/novos...54948#t20c
Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «Вопросы Федерального архивного агентства» от 22 июня 2016 г. № 293 Функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому обеспечению в сфере архивного дела переданы от Минкультуры в Росархив.
Вчера, 9 июня 2016 г., в Международный день архивов запущен новый продолжающийся проект Национального архива Финляндии и Государственного архива Новгородской области. "Целью запуска портала «Novgorod-Finland» является улучшение возможностей изучения и использования открытых архивных документов архивов двух стран, а также расширение исследовательской аудитории, в том числе за счет создания трех языковых версий портала". "Отдельный раздел портала посвящен архивным документам, которые были оцифрованы и предоставляются в открытом доступе через Электронный архив Национального архива Финляндии. Оцифровка выявленных документов была выполнена в соответствии с техническими требованиями Национального архива Финляндии к оцифровке документов".
Вскоре после решения о переподчинении архивной службы страны от правительства к Президенту России руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов приехал в Екатеринбург, чтобы обсудить на ежегодном научно-методическом совете субъектов УрФО некоторые актуальные проблемы архивного дела. О состоянии архивного дела в стране и состоялся разговор с корреспондентом «ОГ».
В госархивах России хранится около 2 000 000 дел (без учёта ведомственных)
– Андрей Николаевич, почему совет провели именно в Екатеринбурге?
– На Среднем Урале традиционно крепко поставлено архивное дело, поэтому сюда приехали на совет руководители и из других регионов. Дело в том, что в развитие известного указа о переподчинении готовится новое Положение об архивной службе страны, которое расширит функции архивных органов. Планируется вернуть нам контроль над делопроизводством, активизировать создание электронных архивов. Предстоит разработать единые правила формирования и хранения фондов.
Вот простой пример: к нам часто поступают запросы граждан о поиске сведений о родственниках, так называемые генеалогические запросы. Но по закону мы не обязаны их исполнять. Мы должны хранить документы и обеспечить к ним доступ. Приходите в читальный зал, а они должны быть при каждом архиве, и самостоятельно ищите. Если не хотите сами искать, платите за дополнительную работу. И не нам – эти деньги идут в бюджет. Сейчас мы начинаем работать с МФЦ. Нам срочно нужно внедрять современные информационные технологии и создавать электронные архивы, которые в том числе будут содержать отсканированные документы, доступ к которым будет возможен и через Интернет.
– Долгое время архивы были в ведении органов госбезопасности, доступ к ним был ограничен. А как сейчас с этим обстоит дело – как идёт процесс рассекречивания?
– У любого государства есть тайны, раскрывать которые какое-то время нельзя в интересах национальной безопасности. Есть закон о гостайне, по которому секретные документы недоступны в течение 30 лет. Но это не догма. В целом порядок рассекречивания устанавливает межведомственная комиссия, она может как уменьшить сроки секретности тех или иных документов, так и продлить их. Сейчас, например, закрыта часть документов советского и постсоветского времени – всего около четырёх процентов федеральных фондов. Согласитесь, это немного. Абсолютно открыты материалы дореволюционного времени. Есть ещё ограничения – например, на частную переписку, разглашение других персональных данных. А в целом доступность наших архивов не ниже, чем в восточноевропейских странах.
И потом, доступность – это не только возможность ознакомиться с документами в читальном зале. Мы ещё издаём сборники документов. Например, скоро выйдет очередной том из сборника «СССР и польское военно-политическое подполье. Апрель 1943 г. – декабрь 1945 г.». Там есть уникальные документы, освещающие реальную ситуацию в Варшаве во время восстания и отношение советского руководства к нему. Нас ведь до сих пор упрекают за то, что не пришли восставшим на помощь, а те, кто бросил ради власти и престижа неподготовленных людей на баррикады, вроде как ни при чём. Но это ведь они подставили восставших под немецкие танки, пушки и авиацию.
В этом году продолжим работу над очередным томом сборника «Советская модель экономики: союзный центр и республики Прибалтики».
– Кстати, Латвия недавно насчитала ущерб от советской оккупации в 185 миллиардов евро, а на самом деле…
– На самом деле 270 документов подтверждают, что в экономику Прибалтики шли мощные инвестиционные потоки, благодаря которым создавались предприятия, развивалась инфраструктура, повысился уровень жизни населения. Интереснейшие документы опубликованы в многотомных сборниках «История создания и развития оборонного комплекса России и СССР», «Атомный проект в СССР», «Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны», «Голод в СССР. 1929–1934 годы» и многих других.
– Две последние темы особенно востребованы в свете событий на Украине.
– Да, тут много спекуляций. Но документы свидетельствуют: трагедия 1932 года стала следствием политики власти. Насильственная коллективизация и неурожайные годы спровоцировали голод на Украине, в Казахстане, Поволжье, на Северном Кавказе, на Дону, в Центральном Черноземье. Запад знал о голоде, но продолжал продавать необходимую стране технику за хлеб или валюту. Это наша общая трагедия, а не только специфически украинское событие.
– Закону об архивном деле больше десяти лет. Назрели поправки?
– Мы их готовим. Пора уточнить отдельные нормы работы архивов с целью сохранности документов. Что касается истории, то память человеческая коротка и изменчива, а вот документы – вечны.