Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
| vitalyi | Наверх ##
6 ноября 2010 8:15 Ув. kbg_dnepr. Понятие "пешие крестьяне" относится к крестьянам, сидевшим на барщине. "Пеший крестьянин" - это крестьянин безлошадный или безволовый, которому нечем пахать. Подобное понятие практически не использовалось в Великороссии, это - Малороссийское понятие, унаследованное от Польши. В Польше с XVII в. установилась такая крестьянская градация: 1) «полные крестьяне» (kmeiecie) работали 5 дней в неделю на барщине с лошадьми или волами, а если без них, то выставляли за каждый день конной барщины по два пеших рабочих, кроме того, они отправляли экстренные работы во время жатвы и караул в барском дворе; 2) «половинные крестьяне» (polownicy) исполняли барщину вдвое меньше; 3) «загродники» (zagrodnicy) несли 5-дневную барщину без права замены себя как в п. 1; 4) «коморники» (komornicy) работали по одному дню в неделю. По поводу "тягловых крестьян" речь, полагаю, шла о следующем. Как Вы наверняка знаете, "тяглые крестьяне" XV—XVIII вв. - это крестьяне, обязанные платить гос. налоги и выполнять гос. повинности (тягло). В 1679 г. посошная система обложения была заменена подворной, а все важнейшие налоги были сведены в один общий. Термин «тягло» после введения в 1724 г. подушной подати был заменен словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения до 1861 г. Однако, что здесь главное. Оброк всегда считался легче, чем тягло, т.к. он налагася на физ. лицо, а тягло - на юридическое. Тяглом облагался не член общины, а некая единица - округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тягло - объект налога, участок пашни, надел. Т.е. к составу тяглого населения с XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. Относительно "имеющих только одну усадьбу" наверняка не скажу, но могу с определенной долей уверенности предположить. Это понятие, вероятнее всего, было противоположно "тягловым крестьянам" и пришло из той же Речи Посполитой. Посмотрим на Литву, условия которой отличались от польских. Там с 1529 г., большая часть низшего сословия считалась свободной, рабами были военнопленные, а те, кто продавал себя сам, делал это по закону не навсегда, а до срока. Кроме этой челяди, на панских землях жили земледельцы разных наименований, стоявшие к вотчиннику в разных отношениях. Ближе к челяди были «отчичи» (oyczycy), крепкие земле и платившие барщиной и данью; менее зависимый и более многолюдный класс составляли «данники», обязанные конкретными податями. Однако в XVII в. Литва была окончательно ополячена, и данники постепенно стали отчичами, хотя сохранли право собственности на свои земли, а повинности платили по особому договору. Отбываемая в Литве барщина, кроме хлебопашества, сенокоса и др., заключалась в производстве господских построек, подводной и сторожевой повинности, звериной и рыбной ловлей, охотой на бобров и т. п. Эта барщина определялась в актах, называвшихся «инвентарями», которые первоначально были перечнем тех личных обязанностей, которые селящийся на помещичьей земле хлебопашец принимал на себя добровольно, но с XVIII в. сделались обязательными повинностями для всех живущих на господской земле. "Инвентарщикам" все повинности, в т.ч. барщина, рассчитывались не по числу тягол, а по количеству и по качеству поземельных угодий, составляющих отдельное хозяйство — «хату» (chata). Средняя барщина с 20-десятинной хаты заключалась в: 1) хата еженедельно выставляла до 3 чел. пеших или с упряжью и орудиями и до 3 пеших работниц; 2) во время сенокоса и уборки сена она давала с каждой мужской рабочей души от 6 до 12 дней, а во время жатвы столько же дней с каждой женской души ( т.н. "сгонная барщина"); 3) по очереди с хат наряжались 1 или 2 крестьянина для ночного караула в помещичьем дворе. Те же порядки ввели в Юго-Западном Крае, т.е. в Киевской, Подольской и Волынской губ. В 1844 г. правительство решило пересмотреть и упорядочить "инвентари", создав "инвентарные комитеты". В итоге в литовских и юго-западных губ. больше половины крестьян к 1857 г. перевели на "инвентари". По-видимому, понятия "хата" и "усадьба" тождественны. Поэтому "число дворов" - это относилось к тяглецам, а "одна усадьба" - к вот этим вот т.н. "хатникам".
Сообщение отправлено: 6 ноября 2010 14:35 Ув. kbg_dnepr. Простите, забыл сделать вывод. Т.е. получается, что "число дворов", в состав которых входили "тяглые" и "пешие" - это общинники, а "имеющие одну усадьбу" - это своего рода "единоличники", т.е. живущие в данном населенном пункте, но не приписанные к местной крестьянской общине.
| | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1726 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 667
| Наверх ##
6 ноября 2010 12:17 kbg_dnepr
В предисловии к трудам откуда взяты вами данными написано:
Таблицы имеют следующие графы: 1. № 2. Название имения и владелец 3. Число крепостных: а) крестьян, б) дворовых 4. Числор дворов или отдельных усадеб 5. Число тягол: а) оброчных, б) издельных, в) частично оброк, а частью барщина
Далее подробные данные о земельных наделах и повиностях крестьян. --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
litana Россия, Москва Сообщений: 5792 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2899 | Наверх ##
22 ноября 2010 22:30 Господа! Вот есть такое Сенатское объявление. [q] 9.03.1838 г. купчая на проданные помещиками прапорщиком Федором и корнетом Вильгельмом Федоровыми Езерскими, родному брату своему Ивану Федорову Езерскому из им.Федоровки 63 муж.душ в Мог.губ, в Белицком у.[/q]
Меня здесь поразило: 1) что купил 63 души муж.пола (в других объявлениях всегда шла речь и о мужчинах и о женщинах). 2) без указания цены (в других объявлениях цена всегда объявлялась) Для чего могли быть куплены эти крестьяне? В этом же году были Сенатские объявления о Запрещении на имения ему и его сестрам (текста объявления пока нет). Можете объяснить? Спасибо! | | |
| Natali M | Наверх ##
13 января 2011 8:19 13 января 2011 8:24 Уважаемые форумчане!
Столкнулась с такой ситуацией по метрическим книгам крестьян. Мои предки жили в селе (точнее, в слободе) с 1860-х годов (более точный год заселения пока не установлен). Они значились под одной фамилией в метриках. С 1881-1882 годов начали писаться под другой фамилией. Где-то в 1890-х встречаются записи "Мясников, Авдеев тож" (то есть, две фамилии). Даже в 1900-х встречаются записи, где одна фамилия зачеркнута, исправлено на другую.
То есть, многие жители села (но не все) имееют в своем происхождении две фамилии. Причем, жили в селе до отмены крепостного права только государственные крестьяне (Нижнее Поволжье). После отмены крепостничества туда повалил народ из разных уездов и губерний. Мои предки, вероятнее всего, приезжие из другого села, но они - государственные.
Может ли кто-нибудь объяснить причину смены одной фамилии на другую?
И еще вопрос. Крестьянский банк, где крестьянин мог брать ссуду на покупку земли или строительство дома, появился только в 1880-е годы. А как происходило выделение земли государственному крестьнину в 1860-1870-х? В каких документах это может быть отражено? Чтобы построить саманный дом, надо ли было регистрировать это строительство?
Отмечалось ли в документах переселение государственного крестьянина (речь идет о Поволжье)? Я не имею ввиду записи в метриках "кр-н села такого-то из уезда N". --- поиски в архиве Новосибирска, Томска
| | |
| vitalyi | Наверх ##
15 января 2011 8:24 Ув. Natali M. Попробую ответить Вам на первую часть Вашего вопроса. Когда в метриках встречается запись наподобие "Имярек 1, Имярек 2 тож" или "Имярек 1, он же Имярек 2", то на первом месте поставлена официальная фамилия, а на втором - уличная. По первой человек жил официально, работал, может торговал, платил налоги и т.д., под второй - общался с людьми. Никакой особенной причины в смене фамилии нет (если, конечно, не было усыновления). Например, в моей практике попадался такой случай: человек с фамилией решил заняться иным видом деятельности, например, торговать. В одном случае он взял себе то уличное прозвание, которое уже было в их семье и фигурировал под ним. Со временем в семье появилось новое уличное прозвание. Потомки этого человека, перестав торговать, вдруг решили писаться в метриках под новым уличным прозванием, забыв прежнее, "паспортное". Интересно, что когда спустя некоторое время тот же потомок, что взял себе новое уличное прозвание, вернулся к торговой деятельности, он восстановил для своего рода старое уличное прозвание. В другом случае человек взял себе, решив опять-таки заняться торговой деятельностью, специально придуманное прозвание. У него была фамилия др.-рус. происхождения. Он же придумал себе новую фамилию, но тоже др.-рус. происхождения. Придуманная фамилия означала в буквальном переводе "удачливый, везучий, счастливый", что, по-видимому, могло помочь в новом виде деятельности. Вот как-то так. Только еще раз подчеркиваю, что это основывается исключительно на материалах собственных изысканий и тоже, кстати, касается Поволжья. Желаю Вам успехов. | | |
| Natali M | Наверх ##
17 января 2011 6:34 17 января 2011 6:37 vitalyi Уличная фамилия моих предков вообще была третьей  Ни разу не встречалась в метриках. Вы все время про торговлю упоминаете... Ваши предки купцы, что ли? Вы пишите: В другом случае человек взял себе, решив опять-таки заняться торговой деятельностью, специально придуманное прозвание.А когда дети рождались, какую они получали фамилию? --- поиски в архиве Новосибирска, Томска
| | |
| vitalyi | Наверх ##
17 января 2011 8:58 Natali M Я потому и уточнил, что все мною сказанное есть моя собственная практика, не претендующая на исключительность и установление в ранг закона. Мнение об официальной и уличной фамилиях это мнение, выработанное мною совместно с помогавшими мне в поисках архивистами. Что касается меня, то начиная с Петра I, мои предки были крестьянами, но числившимися в сословной категории "торгового крестьянства", т.е. были как бы "купцами в крестьянстве". Фамилия предка была официально зафиксирована в 3-й ревизии (1762). Однако в первых сохранившихся по данному населенному пункту метриках до 1779 г. все представители семьи проходят под другой фамилией, не той, что стояла в ревизии (т.е. и дети рождались не под ревизской фамилией). Причем за это время умирает и тот, кто был в 1762 зафиксирован в ревизии, но умирает он не под ревизской фамилией. Однако при единственном сыне и наследнике покойного уже с 1780 г. тот же священник, что ранее в метриках писал эту же семью, начинает записывать их под ревизской фамилией 1762 (не делая, при этом, абсолютно никаких уточняющих поправок). 4-я ревизия повторяет фамилию 1762, и впоследствии эта фамилия не меняется уже до 1917. Кстати, в этом населенном пункте с 1870-х по 1900-е гг. в метриках немало примеров, сходных с моим и Вашими примерами, т.е. двойных фамилий. Для XVIII-XIX вв. мой пример является единичным. | | |
| Natali M | Наверх ##
19 января 2011 8:42 vitalyi Спасибо за ответ. Ваш опыт может оказаться полезен, поэтому я задала вам уточняющие вопросы. --- поиски в архиве Новосибирска, Томска
| | |
ivanteikaЭх, расскажи, бродяга: Чей ты родом? Откуда ты?  ХМАО-Югра, Россия Сообщений: 541 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1819 | Наверх ##
19 января 2011 21:10 22 октября 2012 13:23Поиск деревень уважаемые форумчане! Нашел следующую информацию за 1775г: ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО жаловать изволила, РОСПИСЬ. Господину Генералу фельдмаршалу Графу Румянцеву, …с прибавлением к его названию поименования Задунайскаго; …для увеселения его деревня пять тысяч душ в Белороссии… Стр. -21- … Генералу Прокурору Князю Вяземскому, за трудолюбие и ревностное попечение, чтоб во время войны денежные платежи исправно текли, жалуется две тысячи душ в Белороссии. Как узнать из каких деревень были взяты крестьяне, кому принадлежали до этого и в какие деревни попали?Где можно искать ответы? В каких документах? … Источник: [q] ШКАФЪ 21 ПОЛКА IV № 3 ОПИСАНИЕ ВСЕРАДОСТНАГО ТОРЖЕСТВОВАНИЯ МИРА С ОТТОМАНСКОЮ ПОРТОЮ, БЫВШАГО В МОСКВЕ 1775 ГОДА ИЮЛЯ 10 И В ПОСЛЕДОВАВШИЯ ПОТОМ ЧИСЛА. Печатано в Москве при Сенате.(Подпись от руки: Графу Володимеру Григорьевичу Орлову). XVIII 87(от руки)
[/q]
 --- Дурнопьян,Кустов,Страшко(Украина,Беларусь,Брянщина,Башкирия),Пацко(в)(везде) ,Бакланов(Воронежская,Белгородская),Бобырь(Полтавская,Омская),Сабадаш-везде. Все данные размещены мною добровольно для генеалогического поиска. | | |
larisa67 Венгрия Сообщений: 644 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 264 | Наверх ##
28 января 2011 10:15 --- вопросы по общему поиску в мой дневничок
http://forum.vgd.ru/682/ | | |
|
объединены идущие подряд два сообщения одного автора