Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Genotek ADs
  Harubin
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа
GEDCOM

Harubin

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Последние 30 сообщений Harubin

Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
1.09.2025, 19:03


Gul написал:
[q]
Харбинский афганец Авган Мурат
и кабаре Палермо

В 1935--1936 имя Авган Мурата не сходит с рекламных полос
харбинских газет
















Через два года Авган Мурат возглавит кабаре Яр....
А дальнейшая судьба

БРЭМ
Мурат-Хан
Даты документов 1935-1939

Количество листов 8
[/q]


Имя владельца «Палермо» – псевдоним? Махомет (Мохаммед) Азан-хан? «Азан» – призыв к молитве; как имя собственное, кажется, не очень распространено, хотя встречается. «Б. М.» - «божьей милостью»? Акбар-хан – «великий хан», «авган» («афганец») Мурат.. Все титулы и имена отдают розыгрышем. Кем был этот человек – неизвестно? Едва ли представителем афганской знати?




Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
1.09.2025, 8:15


Wonder37 написал:
[q]
Харбин, 1906 г.
Михаил Абрамович Рейзман (после некоторой обработки ИИ).
[/q]



Спасибо за эти материалы. Совпадение? Вчера мне подумалось, что в поисках сведений о Харбине (фото, мемуаров) стоило бы обратиться к еврейским сайтам. Сразу же нашлись воспоминания харбинца Я. Либермана: https://forum.vgd.ru/post/614/39480/p5411872.htm#pp5411872

Тема: Архивные и др. источники к харбинским темам
31.08.2025, 19:21

Мне подумалось, что стоит поискать воспоминания харбинцев на еврейских сайтах. Четыре небольших главы из книги Я. Либермана «Мой Китай: Еврейская жизнь на Востоке 1900–1950». Книга включает главы о жизни автора в Шанхае, Тяньцзине и других городах Азии, а также воспоминания о Харбине.


Начало: https://telegra.ph/VOSPOMINANI...MANA-08-31

Продолжение: https://telegra.ph/VOSPOMINANI...enie-08-31


Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
29.08.2025, 22:23

Фотограф Павел Иванович Левинский известен: был «владельцем частного фотоателье», выполнял «выездные частные заказы на съёмку семейных праздников». Его отец, пишут, родился в селе Ловецкие Борки – в современном Луховицком районе Московской области. В Сети есть его фото – например, снимок моста через Днепр в Киеве (1889 - 1901). Сведений о его связи с Харбином я не нашел..

Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
10.07.2025, 10:19



Харбин Вера и отчуждение Христианские меньшинства Ксения Родионова 2024


Пастору Розину посвящена одна из глав этой книги:

Харбин. Вера и отчуждение. Христианские меньшинства российской диаспоры Северо-Восточного Китая

Рецензия от Майорова (пользовательница Live Journal):

Издательство НЛО умеет удивить и озадачить. Например, в серии Studia Religiosa недавно (2024 год) вышла, казалось бы, сугубо специальная монография Ксении Родионовой «Харбин. Вера и отчуждение. Христианские меньшинства российской диаспоры Северо-Восточного Китая». Под христианскими меньшинствами подразумеваются католики, а также протестанты различных ответвлений. Потому что, конечно, говоря о русском Харбине, мы первым делом представляем себе Софийский собор, площадь, названную по нему Соборной, и православных, торопящихся к обедне.

Но были и другие религиозные общины, без которых неповторимый облик города бледнеет и теряет своеобразие. Названия глав звучат как вдохновляющие заглавия старинных приключенческих романов: «Особый район Восточных провинций» («Особый район Китая» у моего деда книжка была, до сих пор ведь лежит, и я даже помню, на какой полке), «Ватикан, Польша и Маньчжоу-Го», «Мы как дети без родителей». Даже, о ужас, «Герман Розин, пастор-нацист»! На уникальном архивном материале воссоздаётся не просто история города, интересная увлечённым краеведам, а история идей и, самое главное, борьбы идей. Я думаю, будет занимательно. ©

...

Могу ошибаться, но, по-моему, раньше (два года назад, скажем) здесь не было возможности прикреплять pdf-документы прямо к сообщениям. Приходилось загружать их в Google Drive и давать ссылки на файлы. Теперь можно размещать книги напрямую. Это радует.




Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
7.07.2025, 20:53

>> Ответ на сообщение пользователя Gul от 6 июля 2025 14:33

Статья о Колчине и Лукше, об обстоятельствах их приезда в Сан-Франциско в июле 1939 и июне 1940 года: https://www.immigrant-voices.a...directors/

Тема: Архивные и др. источники к харбинским темам
27.06.2025, 7:47

В последние годы тема жизни украинцев в Харбине и в Маньчжурии активно исследуется в Украине, выходят новые монографии, публикуются статьи. Например, недавно пресса сообщила о том, что во Львове состоялась лекция старшей научной сотрудницы Львовской национальной научной библиотеки Украины имени В. Стефаника Олеси Дроздовской «Наши люди в Харбине»:

В четверг, 10 апреля 2025 года, в 18:00, во Львовском Фотомузее (Львовский дворец искусств, ул. Коперника, 17) приглашаем вас услышать выступление старшей научной сотрудницы Львовской национальной научной библиотеки Украины имени В. Стефаника Олеси Дроздовской — «Наши люди в Харбине».

Олеся попытается погрузить вас в малоизвестный мир восточной украинской диаспоры.

Вы узнаете:

как харбинские украинцы 20–30-х гг. XX века пытались сохранить свою идентичность и заявить о себе миру;

какие украинские печатные издания выходили в этом городе;

кто и какие усилия прилагал, чтобы наполнить информационное пространство мультикультурного Харбина украинским контентом.

Мероприятие организовано при сотрудничестве Украинского Фотографического Общества (УФОТО), Львовского Фотомузея Львовского дворца искусств.

Информационную поддержку обеспечивают: «Суспільне Львів», радио «Львівська Хвиля», сайт о Западной Украине «Бомок», информационное агентство «Гал-інфо», общественный сайт Львова «Форпост», интернет-издание «Площа Галицька» и Фотографії Старого Львова.

До и после мероприятия гостей будет угощать «Кава Старого Львова».


Тема: Архивные и др. источники к харбинским темам
27.06.2025, 7:41

На страницах Русского Харбина упоминался польский романист Теодор Парницкий.

На польском сайте Culture.pl опубликована статья о харбинском периоде его жизни https://culture.pl/ua/stattia/...arnitskoho

«Остров посреди океана». Харбин в биографии Теодора Парницкого (автор – Томаш Маркевка)

Перевод статьи с украинского на русский: https://telegra.ph/Ostrov-posredi-okeana-06-26

(перевод машинный, но, как будто бы, адекватный).

Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
26.06.2025, 20:15

На страницах Русского Харбина упоминался польский романист Теодор Парницкий.

На польском сайте Culture.pl опубликована статья о харбинском периоде его жизни https://culture.pl/ua/stattia/...arnitskoho

«Остров посреди океана». Харбин в биографии Теодора Парницкого (автор – Томаш Маркевка)

Перевод статьи с украинского на русский: https://telegra.ph/Ostrov-posredi-okeana-06-26

(перевод машинный, но, как будто бы, адекватный).

Тема: Архивные и др. источники к харбинским темам
26.06.2025, 0:24

«Украинские женщины в украинской общественной жизни в Китае (первая половина ХХ века)»
/Українське жіноцтво в українському громадському житті в Китаї (перша половина ХХ ст.)
/ B. Чорномаз // Ucraina magna. - 2017. - Vol. 2. - С. 262-285

От автора:

«Конечно, мы упомянули здесь лишь тех украинских женщин в Китае, чьи имена сохранили скупые исторические источники. Несомненно, украинских женщин, участвовавших в деятельности украинских организаций в Китае, было значительно больше. Вечная им память и уважение! Пусть эта статья станет скромным памятником в их честь».

Об авторе:

Черномаз Вячеслав Анатольевич родился 28 августа 1969 года в украинском селе Ведёнка Дальнереченского района Приморского края (Российская Федерация) в семье потомков переселенцев из Сумской области Украины.

Историк, один из лидеров украинской диаспоры Приморского края. В 1992 году окончил исторический факультет Дальневосточного государственного университета (г. Владивосток). С 1996 года — преподаватель, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, подполковник милиции.

Ещё во время учёбы в университете (с 1990 года) начал собирать материалы по истории украинцев Дальнего Востока и активно участвовал в украинской общественной жизни Владивостока. Один из организаторов Общества украинской культуры Приморского края.

Автор около 30 научных публикаций, посвящённых истории украинцев Дальнего Востока, которые печатались в России и Украине, в том числе монографии:

«Украинское национальное движение на Дальнем Востоке (1917–1922 гг.)» (Владивосток, 2009).

В 2005 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по этой теме.


Тема: СПИСКИ ХАРБИНЦЕВ И ЖИТЕЛЕЙ СТАНЦИЙ КВЖД (различные)
26.06.2025, 0:23

«Украинские женщины в украинской общественной жизни в Китае (первая половина ХХ века)»
/Українське жіноцтво в українському громадському житті в Китаї (перша половина ХХ ст.)
/ B. Чорномаз // Ucraina magna. - 2017. - Vol. 2. - С. 262-285

От автора:

«Конечно, мы упомянули здесь лишь тех украинских женщин в Китае, чьи имена сохранили скупые исторические источники. Несомненно, украинских женщин, участвовавших в деятельности украинских организаций в Китае, было значительно больше. Вечная им память и уважение! Пусть эта статья станет скромным памятником в их честь».

Об авторе:

Черномаз Вячеслав Анатольевич родился 28 августа 1969 года в украинском селе Ведёнка Дальнереченского района Приморского края (Российская Федерация) в семье потомков переселенцев из Сумской области Украины.

Историк, один из лидеров украинской диаспоры Приморского края. В 1992 году окончил исторический факультет Дальневосточного государственного университета (г. Владивосток). С 1996 года — преподаватель, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, подполковник милиции.

Ещё во время учёбы в университете (с 1990 года) начал собирать материалы по истории украинцев Дальнего Востока и активно участвовал в украинской общественной жизни Владивостока. Один из организаторов Общества украинской культуры Приморского края.

Автор около 30 научных публикаций, посвящённых истории украинцев Дальнего Востока, которые печатались в России и Украине, в том числе монографии:

«Украинское национальное движение на Дальнем Востоке (1917–1922 гг.)» (Владивосток, 2009).

В 2005 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по этой теме.

Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
24.06.2025, 21:36

Рейтер Елена Николаевна [06.06.1897, г. Каменец-Подольский – 1960-е(?), г. Караганда, Казахстан] – журналистка, инженер, общественная деятельница.

Девичья фамилия: Залевская.

В первом браке: Русова.

Криптоним:
О. Р.

Обучалась в гимназиях Каменца-Подольского и Полтавы. Получив гимназическое образование, в 1916–1918 гг. работала в высшей начальной школе родного города. В 1918 г. продолжила образование на естественном отделении Высших женских курсов в Киеве, затем – на таком же отделении Каменец-Подольского государственного украинского университета. После поражения Национально-освободительной борьбы 1917–1921 гг. находилась в эмиграции в Германии и Чехословакии. В 1920–1922 гг. изучала философию в Венском университете, позже училась на агрономическо-лесном факультете Украинской хозяйственной академии в Подебрадах (окончила в 1928 г.).

Весной 1928 г. переехала в Харбин. Здесь проживал её второй муж Владимир Рейтер, который на тот момент занимал должность директора местного сахарного завода. По прибытии Елена начала работать на этом предприятии и стала активной общественной деятельницей. Была членом харбинского отделения общества «Просвита». С 1929 г. возглавляла Женский кружок, действовавший при обществе. В 1930–1932 гг. была заместителем председателя «Просвиты». В 1935–1945 гг. входила в состав Украинской национальной колонии в Маньчжоу-го.

В 1945 г., после вступления советских войск в Харбин, её мужа арестовали и вывезли из Маньчжурии. Пытаясь его найти, Елена переехала в СССР. Известно, что проживала в г. Караганда (ныне – Казахстан).

Печаталась в харбинской прессе, отправляла корреспонденции в украинские издания в Галиции, в которых рассказывала о жизни украинской общины в Харбине.

Публикации:

«Дальний Восток» (Харбин),

«Женская Доля» (Коломыя),

львовская пресса 1930-х гг.

Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
24.06.2025, 20:35

«Украинские женщины в украинской общественной жизни в Китае (первая половина ХХ века)»
/Українське жіноцтво в українському громадському житті в Китаї (перша половина ХХ ст.)
/ B. Чорномаз // Ucraina magna. - 2017. - Vol. 2. - С. 262-285


От автора:

«Конечно, мы упомянули здесь лишь тех украинских женщин в Китае, чьи имена сохранили скупые исторические источники. Несомненно, украинских женщин, участвовавших в деятельности украинских организаций в Китае, было значительно больше. Вечная им память и уважение! Пусть эта статья станет скромным памятником в их честь».

Об авторе:

Черномаз Вячеслав Анатольевич родился 28 августа 1969 года в украинском селе Ведёнка Дальнереченского района Приморского края (Российская Федерация) в семье потомков переселенцев из Сумской области Украины.

Историк, один из лидеров украинской диаспоры Приморского края. В 1992 году окончил исторический факультет Дальневосточного государственного университета (г. Владивосток). С 1996 года — преподаватель, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, подполковник милиции.

Ещё во время учёбы в университете (с 1990 года) начал собирать материалы по истории украинцев Дальнего Востока и активно участвовал в украинской общественной жизни Владивостока. Один из организаторов Общества украинской культуры Приморского края.

Автор около 30 научных публикаций, посвящённых истории украинцев Дальнего Востока, которые печатались в России и Украине, в том числе монографии:

«Украинское национальное движение на Дальнем Востоке (1917–1922 гг.)» (Владивосток, 2009).

В 2005 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по этой теме.

Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
24.06.2025, 20:31

Евгения Опадчая, дочь Василия Опадчего

Вячеслав Чёрномаз (кандидат исторических наук, исследователь украинской дальневосточной диаспоры и ее представитель, составитель энциклопедического справочника «Зеленый клин. Украинский Дальний Восток») в статье «Украинские женщины в украинской общественной жизни в Китае (первая половина ХХ века)»/Українське жіноцтво в українському громадському житті в Китаї (перша половина ХХ ст.) / B. Чорномаз // Ucraina magna. - 2017. - Vol. 2. - С. 262-285 пишет:

«У истоков украинского женского кружка «Просвіта» стояла также дочь выдающегося украинского деятеля, одного из инициаторов украинской общественной жизни в Харбине Василия Опадчего — Евгения Васильевна Опадчая (Євгенія Василівна Опадча). Она окончила философский факультет Пражского университета, доктор философии. Во время учебы была членом Комитета студентов-украинцев из Зелёного Клина в Европе (1924). Впоследствии вернулась в Харбин. С 3 ноября 1929 г. начала преподавать историю Украины на курсах украиноведения, организованных «Просвітой». После Второй мировой войны проживала в Калифорнии (США)». (с)

(«Просвіта» — украинская общественная организация на территории Зелёного Клина и в Маньчжурии, действовавшая с небольшими перерывами в 1917–1945 годах. (...) Фактически с 1926 года до осени 1931 года «Просвіта» была единственной активной сугубо национальной украинской организацией на всём Дальнем Востоке. (с))

Статья Чёрномаза содержит сведения и о других украинках, участницах женского кружка, в частности:

Первый собственно женский кружок появился в Харбине в конце 1920-х годов. Он был основан 27 октября 1929 года при местном обществе «Просвіта» под руководством инженера Елены Рейтер. Ещё 6 октября 1929 года она прочитала на собрании «Просвіты» доклад на тему «Женщина в украинском обществе», а одним из первых мероприятий женского кружка стал доклад «Самовоспитание», прочитанный Е. Рейтер 10 ноября 1929 года.

Елена Николаевна Рейтер родилась 6 июня 1898 года в Каменце-Подольском, где в 1916 году окончила женскую гимназию. До 1922 года училась в Венском университете, а затем — в Украинской Хозяйственной Академии в Подебрадах, которую окончила в 1928 году. Во время учёбы в УХА познакомилась с бывшим офицером Армии УНР Владимиром фон Рейтером, за которого вышла замуж. В мае 1928 года она приехала с мужем в Маньчжурию, работала на Аченском сахарном заводе. Стала членом харбинской «Просвіты», с 16 февраля 1930 года была заместителем её председателя, а с ноября 1932 года — членом Совета «Просвіты». В 1935–1945 годах — член местной Украинской Национальной Колонии.

В 1945 году, после вступления Красной армии в Маньчжурию, её муж был арестован и вывезен в СССР. Елена Николаевна добровольно уехала в СССР, пытаясь его разыскать. Однако все попытки оказались тщетными. В 1960-х годах она жила в Караганде (Казахстан), где и умерла. Как вспоминает человек, знавший её в то время:

«Мужа она так и не нашла, а остаток дней провела в маленькой однокомнатной квартирке на бульваре Мира в Караганде… С какой любовью и болью эта уже пожилая женщина рассказывала о своей Родине и Киеве!.. В совершенстве владела семью языками… Когда по ночам слушали BBC или «Голос Америки», в её дом не закрывались двери… Мы много говорили с ней о смерти. И она просила поставить на могиле лишь дубовый крест. Когда я возразил, что дуб может сгнить и ничего не останется, Е. Н. мудро сказала: “А мне уже ничего не нужно на этой земле”. Потом, после паузы, добавила: “Лишь бы Украина была всегда…” …Хоронил я свою духовную мать в вышитой ещё её бабушкой украинской рубашке. Так она завещала, и я всё выполнил — рушник был на дубовом кресте…» (с)

Фото: Олена Миколаївна Рейтер


Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
22.06.2025, 8:10


Gul написал:
[q]

Harubin написал:
[q]

Его сыновья — Гавриил, Владимир, Юрий — представители нового поколения украинских общественных деятелей, родившиеся уже в Маньчжурии, стали активными участниками украинской общественной жизни в Харбине и Шанхае в 1930–1940-х годах.

[/q]



Добавлю...

Заря 3 янв 1935





Рупор 1929

Опадчая Елена Николаевна -- из этой семьи?



Русская жизнь, 1962 (Сан-Франциско)

[/q]


Гюльнара, спасибо!

Опадчая Елена Николаевна -- из этой семьи?

Е. Н. Опадчая упоминается в источнике «Российские эмигранты в Маньчжурии» https://gakhkk.khabkrai.ru/pro...PAGEN_1=30 («Правительство Хабаровского края»):

Опадчая Елена Николаевна. Даты документов 1937-1942.

У меня этот сайт не открывается.



Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
21.06.2025, 12:10

ОПАДЧЫЙ Кость (ок. 1907, Харбин — ?) — инженер, общественный деятель в Шанхае. Сын В. С. Опадчего, брат В. и Ю. Опадчых.

Один из основателей и первый председатель Шанхайской украинской общины (конец 1932 года), видный деятель Украинской национальной колонии в Шанхае (1941). Во время Второй мировой войны — служащий французского муниципалитета в Шанхае.

Другие биографические справки о харбинцах украинского происхождения содержатся (частично) здесь:

Черномаз Вячеслав. Cумчане в Украинском национальном движении на Дальнем Востоке

https://history.sumy.ua/resear...khodi.html


Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
21.06.2025, 12:09

ОПАДЧЫЙ Юрий (Жорж) (19 декабря 1917, Харбин — ?, Сан-Франциско, США) — украинский молодежный деятель в Харбине. Сын В. С. Опадчего, брат В. и К. Опадчих.

В 1935 году окончил гимназию Дрізуля в Харбине. В 1930-х годах — член Союза украинской молодежи и Украинской Дальневосточной Сечи в Харбине. В 1941–1945 годах — член Управы Кружка украинской национальной молодежи. В этот период в его квартире проходили нелегальные собрания украинской националистической молодежи и отмечались национальные праздники.

В 1944 году отказался от службы в совместных отрядах с россиянами, за что был арестован японскими властями. Член Правления Украинской национальной колонии в Харбине (1944–1945). Впоследствии эмигрировал в США, жил в Сан-Франциско.

Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
21.06.2025, 12:07

ОПАДЧЫЙ Владимир Васильевич (1 августа 1912, Харбин — после 1945, Сидней, Австралия) — украинский молодежный деятель в Харбине, стоматолог и зубной техник по профессии. Сын В. С. Опадчего, брат К. и Ю. Опадчих. В 1922–1924 годах учился в харбинской украинской гимназии. Окончил гимназию Дрізуль (1930) и 1-ю Харбинскую зубоврачебную школу (1933). По убеждениям — националист и сторонник украинской независимости, активный деятель Союза украинской молодежи в Харбине (первая половина 1930-х годов). В октябре 1938 — январе 1939 года — член Правления Украинской национальной колонии в Харбине. В 1944–1945 годах — член Совета старшин УНК. После 1945 года — в эмиграции в Сиднее (Австралия).

Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
21.06.2025, 12:03


Gul написал:
[q]
В продолжение алкогольной темы..






Винно-водочные этикетки харбинских производителей 1910-е-1920-е



[/q]



Реклама шандунского вина обратила на себя моё внимание: тризуб и украинский флаг.

О производителе вина:

Биографическая справка из книги «Украинцы в Китае (первая половина XX в.)», автор — В. А. Чорномаз:

ОПАДЧЫЙ Василий Степанович (29 января 1872, с. Ротивка, Глуховский уезд, Черниговская губерния — 31 декабря 1934, Харбин) — украинский общественный деятель в Харбине, строительный подрядчик и домовладелец.

В 1899 году прибыл в Маньчжурию на строительство Китайско-Восточной железной дороги, где работал рабочим, строительным техником, помощником подрядчика, затем подрядчиком. Один из инициаторов украинской общественной жизни в Маньчжурии, соучредитель Украинского клуба в Харбине (1907), член его правления (1917–1922). Делегат IV Украинского Дальневосточного съезда (октябрь 1918). Член Украинского комитета и Харбинского Украинского совета (1919). Член Маньчжурского Украинского окружного совета (1917–1921). Один из основателей Украинского Свято-Покровского братства и украинского православного прихода в Харбине (1922).

Руководил строительством и жертвовал значительные средства на строительство Украинского национального дома (1918–1920) и Украинской Свято-Покровской церкви (1929–1930) в Харбине. В 1923–1924 годах активно боролся с пробольшевистскими элементами, захватившими руководство Украинского клуба. В 1925–1926 предпринимал усилия по изданию в Харбине украинской газеты, в результате чего вышло два номера газеты «Далекий Схід» («Дальний Восток»).

Член президиума Украинского совета общественных уполномоченных, заведовал регистрацией украинского населения (1933). Один из основателей Украинской национальной общины, член её организационной комиссии (с 17 ноября 1933) и член совета УНО (с 24 декабря 1933 по 1934 год). Один из основателей Украинского союза хлеборобов-государственников в Харбине (март 1934). Также был среди основателей Украинского издательского товарищества, усилиями которого в 1933 году начался выпуск украинской газеты «Маньчжурский вестник» в Харбине.

Его сыновья — Гавриил, Владимир, Юрий — представители нового поколения украинских общественных деятелей, родившиеся уже в Маньчжурии, стали активными участниками украинской общественной жизни в Харбине и Шанхае в 1930–1940-х годах.


Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
18.06.2025, 16:37


Gul написал:
[q]

Harubin написал:
[q]

>> Ответ на сообщение пользователя Gul от 14 июня 2025 13:54

Спасибо за разъяснения, комментарии и все эти данные, Гюльнара.
[/q]




Максим, вот еще такая статистика....

Гун-Бао 1929



1934





Рупор 1934

[/q]


Большое спасибо, Гюльнара.

Очень любопытные сведения.

Во всей статистике ниппонского периода фигурирует большое число маньчжуров.

Насколько известно, численность маньчжурского населения в Маньчжурии была очень незначительной уже задолго до возникновения Маньчжоу-го: «К 1800 году китайцы-хань стали большинством в городских районах Маньчжурии. … К 1900 году 15 миллионов из 17 миллионов жителей Маньчжурии были ханьцами». (с)

Однако власти Маньчжоу-го, в основе идеологии которого лежала концепция возрождения «маньчжурской идентичности», записывали в маньчжуров ханьцев, хотя это разные этнические группы, даже не родственные.

В конце существования Маньчжоу-го в документах маньчжурами числились до 10 миллионов человек, тогда как реальное число этнических маньчжуров было ближе к 1–2 миллионам.

Неудивительно, что и в Харбине, по ниппонской версии, проживали сотни тысяч маньчжуров.


Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
14.06.2025, 22:36

>> Ответ на сообщение пользователя Gul от 14 июня 2025 13:54

Спасибо за разъяснения, комментарии и все эти данные, Гюльнара.

Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
13.06.2025, 22:47

>> Ответ на сообщение пользователя Gul от 13 июня 2025 12:00

Удивительная статистика. В 1936 году в Харбине было 385 тыс. маньчжур и 20 (!) китайцев? Все источники, и ниппонские той эпохи, и современные китайские, утверждают, что в городе в 1930-х гг. преобладало ханьское население.

В масштабах Маньчжоу-Го (1934) маньчжуры — около 6 % населения (~1,5–2 млн). В городах доля маньчжуров, возможно, была схожей, то есть, в Харбине их могло быть примерно 20 000 –30 000 чел. (если считать, что население города составляло около 450 тыс.)

В японском издании Harbin Guide за 1933 год указано, что общее население Харбина на тот момент составляло примерно 450 000 человек. По национальному составу в документе приводятся следующие данные:

Китайцы, указанные как граждане Маньчжоу-го, составляли около 370 000 человек. Эта цифра относится к концу 1931 года (Шова 6 по японскому летоисчислению).

Японцев в городе насчитывалось 6 209 человек. Эти данные предоставлены Генеральным консульством Японии и относятся к марту 1933 года (Шова 8).

Корейцев — 7 146 человек, по тому же источнику и дате.

Лица без гражданства — 41 981 человек, согласно отчёту полиции за ноябрь 1932 года (Шова 7).

Граждане СССР — 28 073 человека, также по полицейскому отчёту.

Русские, получившие китайское гражданство — 7 096 человек.

Из других стран были небольшие общины, в частности:

Американцев — 118 человек,
Чехословаков — 250 человек,
Голландцев — 20 человек,
Венгров — 40 человек,
Бельгийцев — 5 человек,
Британцев — 200 человек,
Эстонцев — 120 человек,
Итальянцев — 72 человека,
Немцев — 181 человек,
Французов — 78 человек,
Датчан — 42 человека,
Латышей — 300.

Источник: https://www.degruyterbrill.com...-0024/html

Китайский источник:

«В 1933 году японские захватчики объединили четыре части Харбина и основали Большой Харбин. В 1934 году они провели перепись населения, «Особое городское обследование домохозяйств Харбина», и население в том году составило 500 000 человек. После этого японские правители строго контролировали регистрацию домохозяйств, и население Харбина оставалось стабильным на уровне около 460 000 человек. Во время японского марионеточного режима китайцы были разделены на пять этнических групп в соответствии с методом обобщения «пяти этнических групп»: ханьцы, маньчжуры, монголы, хуэйцы (не включены, поскольку в Харбине нет тибетцев) и другие.

В 1934 году ханьское население составляло 91,8% от общей численности населения города, а этническое меньшинство составляло 8,2%. В 1939 году ханьцы составляли 96,71% от общей численности населения, а этническое меньшинство составляло 3,29%». https://www.hrbswszyjs.org.cn/news/543.html

И что это за «поданные Армении»? «В 1936 году Армения, ранее входившая в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР), стала самостоятельной союзной республикой в составе СССР под названием Армянская Советская Социалистическая Республика (Армянская ССР)».


Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
12.04.2025, 16:57

>> Ответ на сообщение пользователя tarola7 от 12 апреля 2025 14:36

В Википедии есть статья о русском советском музыканте Григории Евгеньевиче Авксентьеве (1887-1979): https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%B8%D1%87

Сообщается: Шурин — артист-рассказчик театра имени Карла Либкнехта Николай Августович Лирский-Шифельбейн (1883—1933) умер в Харбине, и его жена: петербургская актриса, журналистка и медик — Софья Игнатьевна Стригуновская, выступавшая под сценическим именем Софья Лирская.

Дана ссылка на сведения о Стригуновской-Лирской: ГАКК Ф. № Р-1224 О. № 1 Ед.№ 732

Родилась, предположительно, в 1886 году: https://www.geni.com/people/%D...4952913931


Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
29.01.2025, 18:51


Gul написал:
[q]
Японские войска вошли в Харбин

(Гунь-Бао, 6 февраля 1932)

7 февраля

[/q]


Бегство

В мелких тучках небо голубое,
Вся в лучах разбрызгалась зима.
Бросились испуганной толпою,
Забегали в фанзы и дома.

Лошади, орудья, пехотинцы,
Все смешалось… Громыхал обоз,
И ронял смертельные гостинцы
Желтый шмель — гудящий бомбовоз.

Бухали по городу снаряды,
Гул стоял шагов, колес, подков…
Розовели празднично ограды
Облачком круглившихся дымков.

И валились серые в тулупах
На дорогах, улицах, углах…
Отражалось у лежащих трупов
Солнце в застеклившихся глазах.

И валились в ярком зимнем свете,
Не померк нарядный чудный день, —
Бедные замученные дети
Нищенских китайских деревень.

Застывали мертвые, нагие
Без могил, без гроба, без имен…
А в Харбин входили уж другие,
Шелестя полотнами знамен.

Александра Паркау





Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
11.01.2025, 19:23

2. Харбин, Китай. Предположительно, 1920 год, автор Raimund Franken

Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
11.01.2025, 19:23

Позвольте поделиться.

Гюльнара отмечала, что сейчас практически нет «неизвестных» фото Харбина.

Я не уверен, что эти два фото не были ранее размещены в Русском Харбине, но не помню, чтобы видел их здесь или где-либо. Вдруг..


1. Улица Китайская, Харбин, Китай, около 1932, автор Asahi Shimbun. Это фото и фото № 2 (ниже) служат иллюстрациями к статье о модели казахского происхождения Алле Ильчун, жившей в том числе в Харбине https://qalam.global/ru/articl...-lorana-ru


Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
31.12.2024, 21:55

Дорогая Гюльнара, уважаемые участники Русского Харбина, позвольте поздравить вас с наступающим новым годом и пожелать, чтобы 2025-й оказался лучше года уходящего. Спасибо Вам, Гюльнара, и вам, друзья, за ваши труды и участие. Будьте счастливы и здоровы. heart.gif

Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
12.11.2024, 0:57

>> Ответ на сообщение пользователя Namelessonne от 9 ноября 2024 11:51

Модераторы одного из саб-реддитов поясняют:

«Дело в том, что платформа Reddit категорически против ссылок на домены ru и by, а также на сайт Telegraph. Поэтому как модераторы мы не можем одобрить посты или комментарии, содержащие такие ссылки. Что мы имеем в виду, когда говорим, что «не можем»? На практике это означает, что, когда такие посты или комментарии попадают в премодерацию, они остаются там до тех пор, пока модератор не удалит их. Других вариантов действий у нас фактически нет. Даже если мы одобрим пост или комментарий с «запрещенной» ссылкой, после обновления страницы он снова попадет в очередь на премодерацию. И так до бесконечности в муравьином хороводе смерти».

Они советуют (мне кажется, это рабочий вариант) использовать скрины. (Ставить пробелы в ссылках тоже советуют, но Вы объяснили, что это не работает.) Reddit – не русофобы, белорусские сайты они тоже не жалуют. Но есть, видимо, соображения.

Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
15.10.2024, 10:59


Harubin написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя Gul от 9 октября 2024 10:30


«...хотя больше похоже на китайцев (?)»

Большое спасибо за разъяснения! Да, они похожи на китайцев, мне кажется.



Тема: РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)
11.10.2024, 18:19

>> Ответ на сообщение пользователя Gul от 9 октября 2024 10:30

Уникальное фото памятника (черно-белое, последнее в этом посте). Крупным планом. Большое спасибо. Любопытно, что это за группа детей с воспитателями или учителями (?).