 | SBARGOLGAСоздайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные |
Последние 30 сообщений SBARGOLGAТема: Таращанский уезд Киевской губернии 23.05.2024, 21:14
>> Ответ на сообщение пользователя GalinM от 9 июня 2023 14:46
Подскажите. пожалуйста .может быть Вы сможете меня соориентировать. в каких фондах искать село Лука рядом Кошеватое
Никак не могу найти. Помогите. пожалуйста.
|
Тема: Рыбак 8.08.2014, 1:54
D_i_V_a спасибо за желание помочь, но я думаю,что это не мои,так как у меня еврейские корни и вряд ли предки были православными. Еще раз спасибо
|
Тема: Богуславский район (цетр - г. Богуслав) 25.07.2014, 22:39
Власенко С. Подземными улицами Богуслава.
Богуслав раскинулся по берегам речки Рось на самой южной окраине Киевской области. Сто километров до Мироновки, еще около двадцати в сторону от трассы и перед взором открываются панорама этого древнего города. Как водится, никто точно не знает, когда же возник Богуслав. Но, согласно записям Ипатьевской летописи в 1032 году город уже упоминается как важный оборонный пункт Киевской Руси. Хотя, люди селились здесь задолго до этого времени. Тому подтверждение многочисленные находки римских монет и остатки двевнерусского городища.
Тот самый старый дом
Неширокие улочки спускаются к реке. Добротные одно- двухэтажные каменные дома благополучно дожили до наших дней. До сих пор на развилке стоит знаменитая «Камяница», массивное здание, построенное еще в 1726 году. Тогда здесь находилась хедер – религиозная школа для детей-евреев. После революции 1917 года был организован клуб для глухонемых. Во время отечественной войны помещение понравилось гестапо. Затем сюда въехал музей комсомольской славы. Сегодня здесь также находится музей, но декоративно-прикладного искусства. Ведь Богуслав – известный центр художественного ткачества.
Несколько минут неспешного хода выводят к местному краеведческому музею. Сюда стоит зайти. На двух этажах некогда обыкновенного жилого дома разместилась уникальная экспозиция. Буквально с порога посетитель как бы переносится совершенно в иную эпоху. Каждый зал оформлен в духе своего времени. Особенно поражает захоронение молодой женщины-скифянки, перенесенного с одного из окрестных курганов. Прекрасно сохранились бусы и серьги. А гребешок кажется совсем недавно сжимала нежная рука. Кстати, на территории Богуславского района больше 200 курганов. Но вот «исследуют» их в основном «черные» археологи.
Страж ворот
В неприметном углу грозный хозяин джунглей тигр охраняет проход к старому колодцу, из которого в неизвестность тянется узкий подземный ход. Вполне логично, что увиденное вызвало массу вопросов и интригующее продолжение. Как говорят местные краеведы, Богуслав буквально изрыт подземными ходами. Согласно одной из легенд во время татарских набегов все население города уходило под землю. Хотя подобные пересказы можно услышать наверное в любом более или менее старом населенном пункте Украины. И относиться к подобным басням следует весьма осторожно. Так же как к рассказам, что якобы по этим тоннелям могла даже машина проехать.
Однако, какое же было удивление, когда на одном из подворий, куда любезно пустил его хозяин, под какими-то старыми досками вдруг открылся провал в земле. И в глубине его прекрасно виден кирпичный свод, уходящего в темноту, похоже, того самого тоннеля, которого просто не может быть. Но он есть. И его заплесневелые кирпичи можно пощупать руками. На глаз ширина этой подземной магистрали составляет метра три. Высота, судя по всему, не меньше, хотя его зев практически полностью засыпан землей. К сожалению, чтобы проникнуть в него, необходимы значительные земляные работы. И еще один фактор является некоторой преградой для исследователей. Похоже, что этот провал уже давно используется для сброса сточных вод. О чем свидетельствует специфический запашок.
Проспектами подземелий
Интересно, что это, скорее всего не главная подземная артерия города. Находка похожа на какое-то ответвление. Тогда какого же размера должен быть прародитель? Увы, но на данный момент вопрос остается открытым. Зато в дальнейшем открытия посыпались как из рога изобилия. На противоположной стороне реки находятся развалины монастыря. Опять таки говорят, что из него под рекой идет подземный ход. И косвенные признаки в виде провалов земли вроде бы подтверждают эти слухи. Рядом, в небольшом урочище лежит монастырский пруд. С ним связана еще одна загадка. На его берегу среди крутых гранитных скал виднеется узкая щель, уходящая в глубь горы. Местные любознательные товарищи провели эксперимент - бросили туда зажженную дымовую шашку. Так вот, клубы дыма вместе с пузырями начали выходить из глубины озера.
Кстати, гротов и пещер с намеком на какое-то продолжение по берегам реки Рось более чем достаточно. И так же в изобилии множество легенд, связанных с ними. Так одна старушка, вспоминая свою молодость, рассказывала, что по одному такому подземному ходу, ведущему прямо из погреба, они девчонками бегали купаться на реку. А это, без малого, пару километров наберется. Вообще Богуславские погреба это отдельная история. Ведь раньше в городе жило много евреев. А евреи это торговля. А раз торговля, значит, товар необходимо где-то хранить и даже прятать. Соответственно и огромные подземелья, которые то и погребами как-то неудобно называть.
Вот в одном из таких погребов и было найдено таинственное отверстие. Хотя, судя по следам, здесь уже пытались копать какие-то любители. А как же еще назвать людей, которые нишу для хранения бутылок принимают за начало якобы замурованного хода. А ведь стоит только присмотреться, и все становится ясным. Прекрасно сохранившиеся пазы для полок и даже кое-где слабые отпечатки донышек. До и кладка совершенно идентична окружающей. Так, что ошибочка господа неудавшиеся археологи.
А вот засыпанное отверстие это уже совершенно иное дело. Правда, расчистить его довольно хлопотное дело. Хорошо, что в команде есть такие женщины. Помните? «Она и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет…» Так что уж тут говорить про обыкновенную лопату в этих нежных женских руках. Не прошло и часа, когда можно было любоваться таинственным, треугольным в плане, лазом. А ведь это был действительно лаз, по которому куда то пробирались или удирали. Вот только метров через десять он прерывался небольшим завалом. И непросто, а с сюрпризом. Хорошего размера конусообразный камушек, словно сталагмит, упирался в основание подземного хода. И тут сразу возникли вопросы. Ведь очень все это было похоже на хитроумную ловушку, рассчитанную на разных любопытных товарищей, которым почему-то очень захотелось узнать, куда ведет эта подземная тропинка. Кстати, подобные мышеловки встречаются по всему миру, вплоть до египетских пирамид. Путь в неизвестность
Так, что был взят тайм аут, и загадка осталась неразгаданной. Пока неразгаданной. Ведь тайны на то и существуют, чтобы, когда нибудь какие нибудь особо настырные снимали с них завесу таинственности. И это время обязательно наступит.
|
Тема: Богуславский район (цетр - г. Богуслав) 17.09.2013, 1:11
3 февраля 1944 г Освобожден 3 февраля 1944 г. войсками 1 УФ в ходе Корсунь-Шевченковской операции: 27 А - часть сил 159 УР (полковник Виноградов Иван Николаевич). Войскам, осуществившим прорыв вражеской обороны и участвовавшим в боях за Богуслав и другие города, приказом ВГК от 3 февраля 1944 г. объявлена благодарность и в Москве дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. http://www.soldat.ru/spravka/freedom/all.html
из воспоминаний....
В освобождении города участвовал богуславец, генерал - майор А.П. Гладкий. Вот что рассказывал Алексей Петрович: "Войска 3-го Украинского фронта шли в наступление, освобождая левобережья Днепропетровской области. Фронтовой разведывательное подразделение действовал в направлении Петропавловка - Дмитриевна - Богуслав-Павлоград. Разведке стало известно, что немцы, отступая, уничтожают деревни и уже начали курить Богуслав - мою малую Родину..."
На совещании у командира дивизии было разрешено Гладкому (а он был начальником разведки 3-го Украинского фронта) ночной атакой сбить немцев с высот между Дмитриевной и Богуслава, захватить Богуслав, и не дать немцам его разрушить. Где-то в 24 часа полк, который действовал в направлении Богуслава, открыл огонь, а в это время механизированная рота разведки под командованием самого Гладкого отправилась вперед. Полк огнем привлекал внимание немцев, и, когда те обнаружили движение советского подразделения в середине своей обороны, было уже поздно обороняться. Так подразделение Гладкого прорвался в тыл и в Богуславе встретил огнем отступающих немцев. Немцы, вместо прямого отступления, по дороге на Павлоград вынуждены были повернуть на север, по бездорожью распыляя силы. На утро следующего дня один из полков вступил в Богуслав.
http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/gladkiap.php
|
Тема: Богуславский район (цетр - г. Богуслав) 17.09.2013, 0:57
26 июля 1941 г. оккупация
Богуслав был оккупирован германскими войсками. Значительная часть еврейского населения Богуслава успела эвакуироваться. Оставшиеся вспоминали Первую мировую войну и не верили в зверства немцев. «…. в Богуславе никто же не думал, что немцы так быстро подойдут к их родным местам. Где-то в конце июля военкомат собрал со всего Богуслава и Богуславского района парней 1924-25 годов рождения, и нас отправили на восток. Это называлось «мобилизационный резерв», потому что призывать нас в армию было еще рано. Шли пешком, в Каневе перешли мост через Днепр и двинулись в сторону Полтавы, прошли целый ряд городов, но в основном шли по сельской местности. Нам сказали, что идем на Донбасс. Дошли до города Крюкова Полтавской области, и в это время в Крюкове высадился немецкий десант. В городе начались бои. Руководство нашего отряда заявило, что мы прекращаем организованное движение, что отряд распускается, и чтобы каждый из нас сам думал каким образом устраивать свою дальнейшую жизнь. Народ начал разбегаться кто куда.» http://iremember.ru/pulemetchi...ovich.html
15 сентября 1941г. все оставшееся еврейское население Богуслава было уничтожено. Зондеркоманды расстреляли в лесу 322 евреев и 13 коммунистов.
«... Помню, на деревьях уже желтели листья и в воздухе плыла паутина бабьего лета, когда в один из дней на рассвете немцы с автоматами на груди и полицаи с короткими винтовками за плечами согнали всех жителей Богуслава – всех поголовно, от младенцев, которых матери несли на руках, до дряхлый стариков – на две городские площади: евреев с вещами – на большую базарную, а украинцев без вещей – на гораздо меньшую площадь перед бывшим районным Домом культуры, в котором теперь размещалось какое-то увеселительное заведение «Только для немцев». Для чего и зачем согнали, никто не знал, но все догадывались, что сегодня должно произойти что-то важное. Такого, чтобы вот так разом подняли на ноги весь город, тем более спозаранку, ещё не случалось. И ещё не видели в Богуславе столько гитлеровцев с нашитыми на левых рукавах орлами и солдат, у которых кроме автоматов, висели на груди похожие на полумесяцы железные бляхи. Они, эти солдаты, вперемежку с полицаями оцепили всю нашу толпу. На верхней ступеньке парадного входа в Дом культуры появился кто-то в гражданском и на чистом украинском языке стал говорить: Внимание! Германские власти призывают вас к порядку. Никаких разговоров! Стойте и ждите. Причину, почему вас здесь собрали, вам объяснят позже. Неповиновение будет караться по законам военного времени. Прошу отнестись к этому со всей серьёзностью. Сколько так стояли, сказать трудно, но очень долго. Потом говорили, что шесть часов. На ступеньках Дома культуры снова появился тот гражданский, перепоясанный ремнями: Внимание! Всем организованно выходить на улицу, строиться по четверо в ряд! Лицом направо! – Он указал в ту сторону, куда ехали грузовики. – Если будет давка, солдатам приказано стрелять без предупреждения. Ужас, охвативший толпу, не берусь передать. Все боялись, что автоматы затрещат раньше времени, и выливались с площади на проезжую улицу тягучим медленным потоком, который на мостовой сужался до четырёх человек в ряд. Никогда прежде этим людям строиться, конечно, не доводилось, но теперь они строились так, будто делали это не в первый раз. Не было ни суеты, ни ропота. Под конвоем солдат с бляхами и полицаев нас погнали через город на его окраину, к знакомой всем богуславчанам круглой котловине у леса, потом колонну повернули влево, в поле, и остановили, приказав повернуться к лесу. Получилось четыре шеренги, которые так и погнали дальше к котловине. ….То, что я увидел в котловине, сначала меня только изумило. Ближняя её половина оказалась забитой евреями без вещей. Чуть дальше от их плотной толпы и ближе к лесу тоже находились евреи, мужчины и женщины с лопатами. Растянувшись по всей котловине, они копали громадный ров. Уже вырыли его до пояса и продолжали копать глубже, кидая землю на обе стороны рва. Потом я увидел, что вся котловина окружена поверху фашистами с серебристыми орлами на рукавах. Кроме того, в разрыве между нашими шеренгами и с трёх остальных сторон стояли пулемёты с их обслугой. А там, на дне котловины всё копали. Из широченного и длиннющего рва уже выглядывали только макушки голов, и россыпью летела земля на свеженабросанные валы. На противоположном склоне котловины откуда-то из леса появилась цепь автоматчиков с бляхами на груди, растянувшаяся с большими интервалами во всю длину рва. Гитлеровцы сошли вниз, поднялись на гребень земляного вала надо рвом. Что-то прокричали копальщикам. Я видел только, как сразу же на нашу сторону рва вместо земли полетели лопаты. Потом раздались автоматные очереди. Солдаты стрелял в ров. Копавших ров убивали там же, во рву. Затем те солдаты, закончив стрельбу, вернулись назад, на гребень котловины у леса. Евреев партиями отделяли от общей толпы, ставили лицами к лесу на гребень земляного вала надо рвом и строчили им из автоматов в спины. Люди падали в ров. Стрельба в котловине продолжалась до тех пор, пока ров не заполнился телами убитых совсем, и от многотысячной толпы евреев не осталось никого. За всем происходящим внизу наши шеренги следили окаменело. Не было слышно ни детского плача, ни вздохов. Тишина ничем не нарушалась и когда вдоль шеренг пошли солдаты с бляхами. Оставляя на месте слишком уж дряхлых стариков, женщин с младенцами и детей поменьше, они всех остальных выталкивали в сторону, ближе к кромке котловины. Всех отобранных цепь автоматчиков погнала вниз, ко рву, где их остановили и приказали поднять лопаты. Потом они начали забрасывать землёй ров и работали, пока не перекидали туда весь вал. Над рвом вырос новый вал, уже могильный. Я думал, что теперь, когда ров с убитыми забросан, им прикажут копать возле него такую же могилу для нас. Но все стоявшие за их спинами автоматчики неожиданно повернулись и полезли по склону котловины вверх, к лесу. Уходили к дороге и те немцы, и полицаи, которые стояли сзади и впереди наших поредевших шеренг. Т.е. в котловане и мы наверху остались без всякой охраны. Прошло немало времени, прежде чем люди сообразили, что расстрел кончился, больше убивать никого не будут. Побросав лопаты, народ из котловины повалил наверх, к нашим шеренгам, к тому моменту сомкнувшимся и превратившимся в толпу».
А.С. Иванченко ПУТЯМИ ВЕЛИКОГО РОССИЯНИНА Роман-исследование о подлинной истории Руси - России Санкт-Петербург 2006
|
Тема: Богуславский район (цетр - г. Богуслав) 17.09.2013, 0:11
1918 - 1920 годы - годы установления советской власти.
Так описывает происходящее в своих "Воспоминаниях" Н. Полетика: «… На Украине одновременно сосуществовало несколько режимов: 1) советский, 2) украинский и австрогерманский, 3) добровольческий, 4) англо-французских оккупантов, 5) польская власть. Отдельные районы по несколько раз переходили из рук в руки в зависимости от превратностей гражданской войны.
Деревня и небольшие города находились под властью банд. Здесь царствовали Махно, Григорьев, Зеленый, Струк, Ангел, Сокол, Соколов, Соколовские, Волынец, Ромашко, Мордалевич, Шепель, Голуб и др. "Батьки-атаманы" переходили поочередно от Советской власти на сторону Украинской Рады и Директории, а затем на сторону Добровольческой армии. Власть того или другого режима распространялась лишь на города и местечки, занятые его войсками. Линия фронта на Украине плясала, как маятник, ежедневно в ту или другую сторону. Многочисленные "батьки-атаманы" банд опирались на крестьянство, пополнявшее их ряды. Они вели набеги на города, устраивали погромы, главным образом еврейские, грабили, убивали и насиловали население. Военные коменданты отдельных городов и районов не подчинялись своему "центральному" правительству. В такой чересполосице военных режимов и диктатур и их быстрой смене мирные жители могли сохранить свою жизнь лишь посредством социальной и политической мимикрии. Быть очень "щирым" украинцем было нельзя - при очередной смене власти могли расстрелять большевики". Быть очень советским - тоже нельзя, могли расстрелять деникинцы или "сичевики"... Было важно уцелеть под ливнем противоречивых требований и приказов быстро сменяющихся властей…»
Погромы 1919 год
(По материалам Всеукревобкома) Богуслав, Каневск. уезда. Всего 20.000 жителей, 2/3 евреев. Много фабрик, заводов.
...После повстанцев вошли Большевики, которые пробыли с 13 по 26 августа. За этот период еврейское население сильно пострадало от грабежей и реквизиций, преимущественно от 6-го Украинского Советского полка. Затем прибыл отряд 4-й сотни Терского 7-го Пластунского батальона. Убито, зарублено и повешено было несколько десятков евреев...
Долгое время население было терроризировано местным крестьянством, воодушевленным примером предыдущих погромов.
Местной самообороны в 1919 г. евреям не удалось организовать вследствие запрещения большевистских властей. 1 января 1920 г. удалось добиться разрешения и организовать оборону, которая выросла в крепкую организацию. Никакие повстанцы из окрестных деревень не решались напасть на Богуслав. Перед наступлением Поляков 389-й Богунский полк разоружил охрану, и после ухода большевиков местечко подверглось погрому Сюрюпы.
Сергей Дундин ПОГРОМЫ: НЕ ХОЧЕТСЯ ВСПОМИНАТЬ, НО ПРИХОДИТСЯ. "Иностранец", №21 (426), 18.6.2002, с. 41-43. http://krotov.info/history/20/1910/1919pogr.html
В ходе Гражд. войны в апр. 1919 Б. был захвачен, разграблен и сожжен войсками Директории; пострадало здание синагоги; погром длился ок. 20 дней. Во время погрома, учиненного частями Добровольческой армии 3 сент. 1919, было убито 40 евреев. В Б. была создана еврейская самооборона, остановившая погром; был прекращен погром и в дек. 1919. Самооборона насчитывала ок. 1 тыс. бойцов, город стал прибежищем для евреев из соседних местечек и деревень. Обществ. раввином в Б. в это время был Д.А.Лучинский. В 1921 в Б. открылось отд-ние Евсекции. В нач. 1920-х гг. в Б. действовала нелег. сионистская орг-ция. В сент. 1922 в Б. была арестована группа сионистов.
|
Тема: Богуславский район (цетр - г. Богуслав) 16.09.2013, 23:45
Образование Богуславщины
автоперевод с украинского
Первыми известными учебными заведениями Богуславщины были духовное и приходское училища.
Известно, что в начале XIX в. Киевская епархия была разделена на благотворительные и училищные округа. К Богуславской училищного округа входили: 5 округ Каневского уезда, в которых насчитывалось 108 церквей, 5 округ Звенигородского уезда с 61 церковью и 2 округа Таращанского уезда с 32 церквями. Дети священников этих благотворительных округ имели обязанность учиться в Богуславском духовном училище, основанном 1818. Находилось оно в пригороде Богуслава возле Николаевского монастыря.
Училище имело свое правление от духовенства, которое избиралось, надзирателя и его заместителя. В училище было 3 класса: инфими, средний класс и синтаксис. Срок обучения в каждом классе длился по два года. Однако Синод ввел еще и подготовительный, который назывался заправляльним. 1884 училище перешло в новое помещение (ныне старый корпус Богуславского гуманитарного колледжа им. И.С.Нечуя-Левицкого). Существовало оно до 1902 года. Когда Киевская духовная семинария переселилась в новой постройки, то старые помещения перешли к епархиального духовенства, которое решило объединить Богуславское и Подольское духовные училища в одно и разместить в освобожденных помещениях. Синод дал на это согласие. И тогда Богуславское духовное училище вместе с учительским составом переводят в Киев. С этого же училища вышли будущие оперные певцы: Павел Кошиц, Орест Левицкий. Олейников, Сикачинский, Трезвинський.
В 1818 в Богуславе открывается и приходское училище (школа). Находилось оно рядом Параскевского церкви в помещении, которое принадлежало Духовному правлению. Пожаром 1826 училище было уничтожено. Но, чтобы не остановить процесс обучения, надзиратель училища протоиерей Федор Андриевский нанял дом. Приходское училище существовало до 1828 года.
"Памятная книга Киевской губернии за 1900 год" дает сведения о училища (школы), открытые в 1900 Такими школами были классных начальных народных училищах в Богуславе, Исайках и Чайках, открытые 1862. Богуславское одноклассное училище народное училище находилось в общественном здании. Содержалось казной и обществом. В 1862 году обучалось 58 детей. От учителей тогда не требовали успеваемости, однако следили за качеством проведенного урока. Школу заканчивали не все ученики. Часто оставляли учебу едва научившись читать и писать. При каждой школе должен быть обязательно хор.
1882 года в доме Удельного ведомства открывается второе народное училище (ныне - это помещение райвоенкомата). Содержалось на средства Киевской удельной конторы. 1884 построено деревянное помещение Министерской четырехклассной школы в Богуславе на горе Лобунка. 1888 года открыто мужскую еврейскую школу (частную). Удерживал ее Лейба Тапир. 1899 было 2 частных еврейских училища. Мужское удерживал учитель Моисей Гинзбург. Содержалось в наемном помещении и содержалось за счет платы за обучение. Обучалось 25 мальчиков. Вторым было женское училище, которое содержалось учительницей Гинсбург. Содержалось тоже в наемном помещении (Каменица или желтая школа). Содержалось тоже за счет платы за обучение. Обучалось 30 девочек.
Относительно сельских школ Богуславщины известны следующие данные: 1870 г. - открылась школа в Дешках, 1876 г. - Медвинской одноклассное народное училище, 1879 г. - Мисайловская одноклассное народное училище, 1880 г. - Михайловское народное училище, 1881 - двухклассное училище в Биевцах, 1895 - Дмитренковская одноклассная школа, 1889 - САВАРСКИЙ трехклассная школа. А в 1890 г. - построен земскую школу в Мисайливке. 1910 открываются Розкопанецьке и Медвинской двухклассные земские приходские училища (школы).
А в 1912 г. в Богуславе на Лобунци рядом с министерской школой открывается приходское училище (кирпичное помещение). Строил и занимался им протоиерей Николай Кротевич. Этот же 1912 с разрешения попечителя Киевского учебного округа в Богуславе открыла двери женская гимназия, директорм которой была Мария Александровна Квинихидзе. Находилась она по улице Кочубеевские (Франко). Образование в гимназии была семилетней. Учились девочки из украинских и еврейских семей.
1915 М.О.Квинихидзе обращалась в Министерство народного просвещения с ходатайством ввести в младших классах совместное обучение мальчиков и девочек. Однако Министерство отклонило его, как такое, что отрицает Закона об образовании. Но, принимая во внимание численность населения Богуслава значение его как торгового и административного центра, позволили открыть восьмой общеобразовательной класс, при условии точного соблюдения процентной нормы евреев. Министерство предложило также открыть мужскую гимназию. Вероятно, что Мария Александровна приняла это предложение. Поскольку гимназия открыта 1915 года. Однако, самой М.О.Квинихидзе была не под силу такое дело. Расходы на аренду помещения, оборудование должны быть серьезные. Вероятно этим замыслам помог осуществиться предприниматель Покрас. Гимназия находилась по Почтовой улице (Шевченко). Теперь на том месте - участок завода "Мулит". Начальником гимназии был киевский педагог Волошинов. Богуславскую женскую гимназию закончили скульптор О.В.Квинихидзе и научный сотрудник Белоцерковской селекционной станции К.В.Квинихидзе. а в мужской гимназии учился известный писатель Федор Бурлака (Горшковский). Автор романов "Накануне" и "Потопленные пороги" о судьбе двух семей К.И.Запорожця. Женская гимназия закрылась 1920 года. Помещение 1921 национализирован, а с 1924 года открыто еврейскую школу, директором которой был Рывкин Моисей Григорьевич. Ее так и называли "школа Рывкина". В этом помещении учились ученики 5-7 классов, а в бывшей мужской гимназии - учащиеся 1-4 классов. С 1930 по 1939 гг была десятилетка. С 1939 года становится российской. До 1917 года на Богуславини было 15 двухклассных и трехклассная школ. А в 1921 году почти в каждом селе открывается начальная школа. В Богуславе, Медвине, Саварке - семилетние. В 20-30-е годы осуществляется общая начальное образование детей и молодежи. Проводится ликвидация неграмотности взрослого населения. 1931 года в с. Ивановна открыто семилетку. А 1936-37 учебного года - средние школы в Богуславе, Медвине, Ивановне, Саварке, Ольховец. Период оккупации почти не исследован. Правда известно, что работали все учреждения оккупационной власти. Руководителями этих учреждений, в основном, назначались члены ОУН или те, кто разделял идеи самостийности. С 1941 по 1943 годы заведующим отделом образования и культуры был талантливый богуславский педагог Петр Солуха. Был он и редактором газеты "Освобожденная Украина". Областным отделом образования были разработаны временные положения об общей школу, которая ставила перед собой цель "... Дать ученикам систематический курс общеобразовательных знаний, воспитать у детей лучшие общественные и личные добродетели, любовь к украинскому народу ... " Обучение в общей школе быть обязательным и бесплатным. Делилась общая школа на начальную (1-4 кл.) И высшую начальную (5-7 кл.). ученики, окончившие 4 класса и имели не менее 12 лет, могли вступать в ремесленные училища. Выпускники 7 класса имело право поступления по экзаменами в средних профессиональных школ. Областной отдел образования утверждал учебники и пособия для использования. Норма нагрузки на класс составляла 40 учеников. Иногда разрешалось снижать количество учащихся в 30-35. при недостаточном количестве разрешалось создавать двух-и три комплектные школы. но количество учащихся не должна была превышать 20 на одного учителя. Открытие или закрытие школы разрешалось только с санкции отдела образования и культуры. В 1-3-х классах нагрузка составляла 20 часов., А 4-7-х классах - 15 час. Школа подлежала руководству государственных органов: отдела культуры и образования, районной инспектуры и непосредственно директору школы, который предназначался отделом образования. В штат общей школы входили: директор, инспектор, учителя-классоводы 1-3-х классов, преподаватели отдельных предметов 4-7-х кл., учитель по основам религии, врач, библиотекарь. Оценивались знания по системе: 5 (видминно), 4 ( хорошо), 3 (достаточно), 2 (недостаточно), 1 (плохо). При приеме в школу родители должны подавать соответствующие сведения о национальности, вероисповедания, состояния здоровья, метрику. Отделом образования и культуры разрабатывались предметные программы, давались пояснения к ним. Подаю для примера программу по географии без комментариев.
Программа по географии
География, предмет, имеющий претерпеть в своем преподавании изменения по сравнению с тем, что нам придется подавать ученикам. Это особенно касается черт хозяйства и политического строя отдельных государств, освещались в учебниках так, чтобы занехаяты, унизить все в других странах и хвастаться своим советским. Этой тенденцией пропитано очень много в учебниках. Всю агитацию мы должны искоренить и дать детям правдивую картину жизни народов за рубежом, их экономику и вместе с тем развить национальное чувство любви к нашей Украины и показать возможность развития свободного и богатой жизни без московского империализма, который забирая богатства Украины, сделал их нищими ... Относительно карт, то придется к получению новых, пользоваться старыми, но детям давать названия не большевистские, а такие, которые принимались ранее. Вопреки большевистским идеям безбожия, новая украинская школа должна прививать веру в Бога, бессмертие человеческой души, уважение к родителям и стариков, любовь к своей Родине, к ее героям, культуры, истории ... В период войны большинство школ в районе были закрыты и не работали. После освобождения территории от оккупантов школы Киевщины работают по старым программам. В 1944 году в районе было начальных школ - 26 в них 101 класс и 2016 учеников, 63 комплекта, 16 неполных средних школ, в них 119 классов, 3426 учащихся, 72 комплекта, 5 средних школ, 5 классов, 1637 учащихся, 29 комплектов. Во время войны немцы жгли школьные библиотеки. В 1947 году в библиотеках начальных школ было всего до 200 книг, в семилетних и средних - до 800. С 1950 г. соответствующими постановлениями партии и правительства узаконивается обязательное семилетнее образование. В настоящее время по району 408 классов, 371 комплект, 11843 ученики, в том числе в городе 51 класс и 51 комплект, 1707 учащихся. В районе 7 вечерних школ, в которых обучалось 129 учеников. 8-10 классы средних школ были платными. С 1956 года узаконивается общая восьмилетнее образование. http://osvitaboguslav.at.ua/index/0-17
|
Тема: Богуславский район (цетр - г. Богуслав) 16.09.2013, 23:37
Народное образование на Богуславщини имеет свою историю, но, к сожалению, данных о школах и учащихся района до 1917 года мало.
В Киевской губернии в тысяча восемьсот шестьдесят-пять - одна тысяче восемьсот шестьдесят-шесть годах было открыто 38 училищ, из них 20 народных были на содержании казны. Вместе. с открытием уездных училищ для учителей был введен «Устав о службе», в котором говорилось, что «учителя науки утверждаются в чине двенадцатого класса по выслуге четырех лет» в должности учителя. Учитель, плохо выполняет свою работу, должен внести деньги, которые назывались «штрафными», «за неисправность по должности». В школах преподают Закон Божий, святинна и церковная истории, русский язык, арифметика и геометрия, история государства Российского, правописание. Украинский язык в школах не преподавали. В 1892 году из учеников в 100 человек закончило училище только 15 парней и одна девушка. Закон Божий вел Павел Петрович Тихвинский 14 парней и одна девушка закончили второй Богуславское училище в 1895-96 учебном году - и это из 92 учеников. В этом году удилище была введена «военная» гимнастика, которую вел отдельный учитель, которому платили 75 рублей. В 1899 году закон божий вел священник Павел Евграфович Циприанович. Обучалось в училище 110 учащихся (91 парень и 19 девушек). В Богуславе в 1888 году существовала частная мужская еврейская школа (училище) 3-го (ряда в, наемном доме. Учеников в ней было 14. Удерживал училище и преподавал русский язык, арифметику и правописание Лейба тапир. В 1899 году было два частных еврейских училища . Мужская удерживал Моисей Гинзоург за счет платы родителей за обучение. Учеников в нем было 25. Вторым было женское училище, которое удерживала К. Гинсберг. В этом платном училище училось 30 девушек. В 1912 году с разрешения Киевского учебного округа открыто в Богуславе женскую гимназию. Директором гимназии стала Квинихидзе Мария Александровна, женщина из дворянской семьи. Гимназия просуществовала до 1937 года, когда дом был изъят в пользу еврейской школы, а затем передан школе № 1. Первые школы, которые открывались в селах были церковно, заведовал в них поп. Церковь финансировала работу школы, поп вел уроки закона божьего. Такие школы действовали в селах Мисайловка, Саварка, Тептиевка, Москаленки, Медвин, Исайки, Дмитренко, Побережка и в городе Богуславе. Церковно школы просуществовали по селам до революции. Позже открывались четырехлетней школы, а также семилетние школы. В период войны большинство школ в районе были закрыты и не работали. После войны началось восстановление помещений и большинство школ стали средними. На Богуславщини учились и учительствовали многие из всемирно именами: Галик Алимпий - выдающийся художник, иконописец; Сошенко Иван Максимович живописец; Шолом Алейхем - еврейский писатель-классик; Кошиц Александр Антонович - украинский композитор; Кравчук Михаил Филиппович - ученый-математик: Лойцкер Ефим Борисович - литературовед; Кротевич Евгений Максимович - писатель; Левицкий Федор Петрович - крепостной певец; Нечуй-Левицкий Иван Семенович - писменник-классик; Васильченко Степан Васильевич - писатель; Люлька Архип Михайлович - академик, конструктор авиационных двигателей; Тимошеико Александра Александровна - олимпийская чемпионка по гимнастике ; Гальчинский Анатолий Степанович - советник президента Украины; Василенко Василий Яковлевич - директор Одесского театра оперы и балета. С 2000 года Богуславская ООШ I-III степени стала специализированной школой с углубленным изучением украинского, английского языков, математики, правоведения. В том же году в Богуславской ООШ I-III ступеней № 2 начал функционировать профильный класс естественно-математического цикла. В Богуславский ООШ I-III ступеней № 2 и Богуславский СШ I-III ступеней № 1 открыты музеи образования района.
http://boguslavschool2.at.ua/index/istorija_zakladu/0-20
|
Тема: Богуславский район (цетр - г. Богуслав) 16.09.2013, 23:18
Коробочный сбор — Первоначально К. сбор имел, как полагают, целью погашать долги еврейских обществ римско-католическому духовенству, каковые образовались двояким путем: с одной стороны, католическое духовенство налагало на евреев денежные взыскания, пользуясь для этого разными поводами (напр. после религиозных диспутов, к которым оно принуждало евреев), с другой стороны — еврейские общества, не имея средств, чтобы оплатить чрезмерные государственные и поземельные повинности, делали займы у духовенства. С этой же целью делались займы и у частных лиц. Однако впоследствии, не позже чем во второй половине 18 века, К.-С. в отдельных местах получил и другие назначения. К.-С. существовал не во всех обществах; кое-где он вводился лишь на время ярмарок.
Смета К.-С. по мест. Богуславу Каневского уезда Киевской губ. (1908 г.):
1) На губернские надобности 797 руб. 66 коп. 2) На пособие Городскому Управлению 100 руб. 62 коп. 3) На содержание десятских и полицейских 844 руб. 00 коп. 4) На содержание пожарного обоза 900 руб. 00 коп. 5) На устройство фонарей и освещение 300 руб. 00 коп. 6) На очистку площадей и улиц 100 руб. 00 коп. 7) На оспопрививание для бедных 20 руб. 00 коп. 8) На лечение бедных евр. в больницах 100 руб. 00 коп. 9) На молитвенный дом в с. Карапишах 30 руб. 00 коп. 10) На больницу (официально богадельню) 1400 руб. 00 коп. 11) На Талмуд-тору 1100 руб. 00 коп. 12) На метрическ. книги и губерн. ведом. 16 руб. 22 коп. Остаток ежегодный 9 руб. 50 коп. Всего 5718 руб. 00 коп.
|
Тема: Богуславский район (цетр - г. Богуслав) 16.09.2013, 23:17
'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
Богуслав — в эпоху исторической Польши город Киевского уезда, Киевского воеводства: встречается в летописях 12 в. В 1589 г. Б. получил разные права и льготы от кн. Ивана Острожского, подтвержденные королем Сигизмундом в 1620 г. Евреи, жившие здесь с начала 17 в. (а может быть, и ранее), сильно пострадали от неприятельских набегов, особенно в 1672 г., казаков под предводительством Самуся в 1702 г. и в эпоху гайдаматчины 1768 г. Кроме того, они постоянно должны были вести борьбу с мещанами на экономической почве. В привилегии 1620 г. сказано, что последние жаловались на притеснения со стороны евреев, вследствие чего король Сигизмунд приказал, чтобы никто из евреев не держал в аренде "броваров", солодовен и городских "грунтов". Ввиду того, что евреев было довольно много и они занимали своими домами и лавками почти весь рынок и все улицы города, король отправил в Богуслав особую комиссию, чтобы исследовать условия, в каких живут евреи, и определить размеры уплачиваемых ими податей. В люстрации 1622 года числится 15 шинкарей, однако не указано, евреи ли они. По официальным данным 1765 г., в кагале Б. и в соседних местностях, ему подчиненных, числилось 875 человек (в самом Б. 574), в 1775 г. — 355 (251), в 1778 г. — 514 (297), в 1784 г. — 896 (622) и в 1787 г. — 851 (587); число домов в последние два года — 56 и 137. По другим сведениям в 1765 и 1789 гг. постоянно жило 123 евр., а число домов в 1789 г. — 100; посреди рынка имелось 18 каменных лавок. В это время, незадолго до раздела Польши, мещане относились довольно враждебно к евреям. Кагал обратился по этому поводу в 1789 г. со следующей просьбой к ревизорам, производившим люстрацию: "Не следовало бы мещанам восставать против нас и желать выселять евреев из города, когда Речь Посполитая разрешила нам здесь жить. Ведь, кроме специальных податей, которые мы платим, мы приносим пользу государству вывозом польских продуктов в чужие края и ввозом оттуда товаров, за которые вносим пошлины в казну... В торговле мы мещанам не препятствуем; мы привозим из заграничных городов (из Лейпцига и Франкфурта) разные товары, которыми торгуем, католики же этим не занимаются. Когда бунт черни был подавлен (имеется в виду гайдаматчина 1768 г.), мы, вернувшись в город, не нашли ни домов своих, ни своего имущества" (ограблены на 284 тысяч золотых). — Ср.: Baliński-Lipiński, Starozytna Polska, II, 643; "Арх. Юго-Зап. России", ч. V, т. II; Slownik geograficzny, I. M. B. Раздел5. Ныне — мест. Каневск. уезда, Киевск. губ. В 1796 г. местечко назначено уездным городом Киевского наместничества; в 1837 году уездное управление перенесено в Канев, но до 1844 г. уезд назывался Богуславским. В уезде, вместе с местечком, в 1797 г. евреев-купцов 19 (христ. 10), мещан 1680 (христ. 3265); в 1805 г. купц. 19 (христ. 62). мещ. 1921 (христ. 2165); в 1847 г. богуславское еврейское общество состояло из 5294 душ; по переписи 1897 г. — жит. 11372, из них евреев 7445, правосл. 3690. Имеются: Большая синагога и 15 молитвенных домов (молельня портных, сапожников, ткачей, скорняков, столяров, общества погребальщиков, и др.). О времени возникновения молитвенных домов нет точных данных; но предание относит основание Большой Синагоги к самому зарождению еврейской общины, "Старый клауз" — к началу 18 в.; прочие молельни возникли частью в конце 18 и начале 19 веков ("Желтая школа" была устроена в 1821 г. местным богачом и деятелем Ямпольским). В свое время устройство некоторых молелен было вызвано борьбой с хасидами. В большом бет га-мидраше сохранился старинный служивший при богослужении так наз. "ציץ", на котором имеется дата ת''קד (1743/4 г.). Существуют два кладбища. Старое, которое относится ко времени возникновения общины; здесь сохранился лишь один памятник над могилой цадика р. Ионы, сына Элиезера из Острога (товарища р. Леб Суреса и Арье-Леба, так наз. "дед из Шполы"); тут также похоронен р. Шая, родоначальник нынешних Ржищевских цадиков. Новое кладбище устроено в 1816/7 г. ( תקע''ז ); впрочем, на нем встречаются и более старые памятники, так как сюда перенесены были останки со старого кладбища, которое, находясь над оврагом, постепенно разрушалось. Здесь похоронены цадик р. Герш-Менахем, сын цадика р. Зуся из Ганополя и раввин р. Моше-Ейкел Гуревич. Имеется также ряд братских могил, где погребены скончавшиеся от холеры в 1847/8 г. — В местном населении сохранилась память ο событиях, известных под общим названием "бегства" ( הנדיחית ), как следует полагать, от казацких преследований. Очень популярна память ο р. Моше-Ейкеле Гуревиче, раввине р. Аврааме Рапопорте, авторе ידח היתנים, и рав. р. Давиде Кругляке; помнят также ο типографии, бывшей в Б. в начале 19 века. Имеются пинкосы (с 1819 г.) погреб. братства и общества погребальщиков ( חנדת נושאי המטה ); в пинкосе последних есть собственноручная подпись известного цадика р. Мордехая, сына р. Нухима из Чернобыля. Сохранились также два отрывка из старинных пинкосов погребального братства; более старинный писан на пергаменте в 1749 году ( ת''קט ), другой составляет часть устава погребального братства, написанного в 1780/1 г. ( ת''קמא ) острожским раввином р. Меером. В отрывке 1747 г. имеется, между прочим, следующая заметка: "... У нас уже давно существовало священное братство ( חנדת קדישא ) и пинкос с уставом ( הקנות ), как водится; но вследствие бегств "חנדיחות", бывших в нашей общине, мы лишились всего этого... Теперь же мы возобновили все это по-прежнему и учредили хорошие и справедливые установления, как это было прежде" (о каких "бегствах" говорится, неизвестно; набеги Гонты последовали 20 лет спустя). Из пинкоса видно, что наряду с погребальным братством здесь некогда существовало "больничное общество" ( חנדת נקוד חולים ), заботившееся ο бедных и оказывавшее услуги богатым больным. Пинкос указывает на то, что выборщики ( נודידים ) погребального братства выбирали "габая" Большой синагоги, членов "биккур-холим", главу общины и других. В отрывках имеется характерное постановление не допускать ремесленников, а также фельдшеров, к занятию общественных должностей, если же они будут избраны по жребию ( קלפי ), то для исполнения этих почетных обязанностей их следует заменять другими, более достойными ( יודת חשונים ) членами общины. — Ныне (1909) существуют: больница, в течение долгого времени функционировавшая в виде так наз. "Гекдеша", попечительства ο сиротах и общество пособия бедным, расходующее ежегодно более 8000 рубл., талмуд-тора с 130 ученик., три частных мужских училища и более 20 хедеров с 400 учен., три женских училища с 150 ученицами (одно бесплатное), училище 2-го разряда, учрежденное богуславским просветительным обществом, во главе которого стоит христианин и где обучаются более 50 еврейских учеников. Общая сумма коробочного сбора около 6000 рублей в год, из коих на еврейские нужды идет лишь 2600 p., остальные на общие потребности (пожарный обоз 900 р. и др.). — Ср.: Семенов, "Стат. геогр. словарь"; М—н, "Уст. евр. общ."; Анкетные сведения (сообщены Д. Лучинским); арх. матер.
|
Тема: Богуславский район (цетр - г. Богуслав) 16.09.2013, 23:14
Из Люстрации Киевского воеводства: описание староств Каневского, Переяславского, Корсунского, Черкасского, Богуславского, Белоцерковского. 1622 год
Староство Богуславское.
Город Богуслав над рекою Росью. В нем 100 послушных мещан; остальные казаки никакой повинности не несут, ни податей не платят; только исполняют военную службу, которую должны нести при пане старосте. Конных бывает 100. Шинкарей находится 15. Должны в год [39] платить 1 фл., помимо овса. Есть 4 мельницы; в них 19 колес, которые весною разрушаются водой, так и при нас вода все на куски разнесла. Буды поташные. При владении покойного пана хорунжего в этом старостве имелись буды, которые арендовал еврей Копель, внося за каждую буду по 750 фл. арендной платы в год, что явствует из обязательства этого еврея. На 2 буды из этих 4-х, которые находятся в Тукиче на краю Богатырского леса, предъявил достаточные права и указал границы шляхетный пан Станислав Рокош, белоцерковский подстароста, а белоцерковские мещане ничего не предявили, отчего мы оставляем эти буды при Белой Церкви до тех пор, пока ревизия от королевского двора определит, какому староству должны принадлежать те земли. Другие же 2 буды оставляем при Богуславе и назначаем с них приход, который, согласно договору еврея, составляет 1500 фл. в год. Села или хутора, принадлежащие этому староству: Биевцы, Олеховец, Бильмаче, Тептиевка, Охматов, Дубинце, Мисайловка, Исайки, Щербановка, Туники, Лыки, Уле, Семерхово. Во всех этих селах нет послушных и подданных, за исключением нескольких; все – казаки. Аренда. Покойный пан Снопковский, хорунжий коронный, будучи арендатором Канева и Богу слава, сдал в аренду оба эти староства белоцерковскому еврею Копелю, с мельницами, корчмами, водкою, поташными будами, чиншами, пенями, рыбными ловлями, перевозами, пошлинами, весовыми и со всеми, какие-либо имеются в этих староствах доходами на 2 года, по 9500 фл. в год, каковую сумму этот еврей должен был выплачивать в определенные сроки согласно договору, который он показал нам с собственноручной подписью и приложением печати покойного пана Снопковского, из чего видно, что староство Богуславское приносило в год со всеми прибылями и доходами 5500 фл. А из-за того, что 2 названные буды на Тукиче присоединены к Белой Церкви, отсчитываем из этой суммы 1500 фл. Из этого распределения и прочих условий, описанных в нем более подробно, узнаем, что староство Богуславское, кроме этих 2-х буд, приносит всяких доходов 4000 фл. ежегодно. Откуда, по выплате 300 фл. годичного содержания подстаросте остается сумма 3700 фл. Следует 740 фл. кварты.
|
Тема: Богуславский район (цетр - г. Богуслав) 16.09.2013, 23:13
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1890 — 1907 гг.
Богуслав— м. Киевской г., Каневского у., 49° 3′ сев. шир. и 48° 10′ вост. долготы, в 53 вер. от уездного города и 162 — от губ., при pp. Роси, впадающей в Днепр, и Богуславке. В первый раз Б. как город упоминается под 1195 г., когда вел. кн. владимирский Всеволод III выпросил его себе вместе с Торческом, Триполем, Корсунем и Каневом у киевского кн. Рюрика Ростиславича; но основание его безошибочно можно отнести к XI в., когда Ярослав I ставил города по Роси и населял их пленными поляками. В 1238 г. он был разрушен монголами, а в 1320 г. взят был Гедимином и с этого времени почти в продолжение 4-х столетий был под властью Литвы и Польши. В 1576 г. он был главным местом казачьего полка своего имени. В 1589 г., когда Б. был староством, кн. Иван Острожский, краковский кастелян, желая поднять еще не оправившийся от татарского погрома город, дал ему разные права и льготы, которые с прибавлением новых подтвердил в 1620 году Сигизмунд III. В 1648 г., во время восстания Хмельницкого, Б. претерпел много бед, а в 1702 г. он сильно пострадал от взбунтовавшихся под предводительством Самуся казаков. В 1765 г. город вместе с крепким замком, подъемным мостом и валом окружен был палисадами; он был староством и находился во владении великого коронного гетмана Яна Браницкого, краковского кастеляна. В 1774 г. Речь Посполитая отдала это староство в вотчину королю Станиславу Августу (Понятовскому), который в 1777 г. подарил его своему племяннику, генерал-лейтенанту кн. Станиславу Понятовскому. Этот же король в 1778 г. даровал городу разные вольности и пользование магдебургским правом. В 1793 г. город перешел к России и в 1796 возведен на степень уездного города. В 1837 г. уездное управление хотя и было перенесено в Канев, но уезд назывался Богуславским до 1844 г. Число жителей 13000 душ об. пола и 1400 дворов. Николаевский мужской заштатный монастырь, основанный в XVIII в., имеет 2 церкви. В Б. 2 православных церкви, костел, синагога, духовное училище, школа, 3 постоял. дв., 181 лавка, 2 суконные фабрики, винокуренный завод, пивоваренный, машиностроительный, выделывающий и починяющий машины для свеклосахарных заводов.
|
Тема: Богуславский район (цетр - г. Богуслав) 16.09.2013, 23:13
Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.
Богуславль местечко. Основание Богуславля относят к XI веку, когда Ярослав строил города по Роси и заселял их пленными Поляками; но первое известие о существовании Богуславля встречается в летописях под 1195 годом, по случаю уступки его вместе с 4-мя другими городами со стороны Киевского князя Рюрика Росгиславича великому князю Владимирскому (на Клязьме) Всеволоду Георгиевичу. В 1239 году, подобно другим городам, Богуславль разрушен монголами, а в 1320 году подпал под власть Гедимина и с того времени находился под властью Литвы и Польши. В 1576 году был главным местом казачьего полка своего имени, о коем в 1650 году, при разделении Малороссии Богданом Хмельницким на полки, уже не упоминалось. Но в начале прошлого века Самусь именовался полковником Богуславским Прежде здесь был крепкий замок Во время польского владычества Богуславлю даваемы были привиллегии в 1589 году Янушом Острогским на пользование грунтами и хуторами и 1620 Сигизмундом Ш, на право получения мещанами наследств после своих родных и продажи друг другу своей собственности. Должно быть дошло до того, что жители лишились и этих естественных прав. Люстрации 1615, 1622, 1765 и 1789 годов выписаны у Балинского (Сгарож. Польска т. П сгр. 519). Из них между прочим видно, что герб Богуславля изображал голубую реку, текущую между зелеными берегами, а на ней 3 скалы с желтыми крестами; что евреев было мало, именно в 1622 году 15 домов, в 1765-123, в 1789-100; между тем как христиан было в 1622-100, в 1765-392, в 1789 с предместьями 457; и что когда мещане условились выгнать евреев из местечка: то они отзывались люсгратору в 1789 году, что пребывание их в местечке основано на позволении Речи Посполигой, что они доставляют выгоду краю и что они, во время последней колиивщины (1768г.) потеряли имущества на 284000 злот., бью изгнаны из места и лишившись своих домов и проч. и что старосгво состояло из 37 сел, приносило доходов: в 1622 году до 4000 флоринов, в 1765-139380 зл. в 1789-235638 злот. В 1702 году Богуславлем овладел полковник Самусь и не допускал собирать доходы до 1715 года. С 1740 года старосгво было во владении князя Юрия Любомирского, а после него Францишка Ржевусского, маршалка надворного коронного. Конституцией 1774 года Богуславль отдан в вотчину, с старосгвом, королю Станиславу Поняговскому, который немедленно этот подарок пожаловал одному из составителей конституции, своему родственнику, князю Станиславу Поняговскому, а сей продал в 1785 году графу Ксаверию Браницкому, деду нынешних владельцев. 8 декабря 1796 года Богуславль возведен был на степень уездного города, каковым оставался до 1846 года, когда присутственные места переведены в г. Канев. Богуславль расположен по обеим сторонам р. Роси, живописно текущей в этом месте по гранитным скалам. От г. Канева отстоит в 30 верстах. Жителей об. пола: православных 2260, из коих большая половина принадлежит к свободным сословиям, потомкам давних Богуславских мещан, римских католиков 322, евреев 5986, из коих 44 купца 3-й гильдии. В1790 году в Богуславле считалось без евреев 3398 жиг. и 513 дворов. В настоящее время в Богуславле становится, кроме торгов по воскресеньям, понедельникам, пятницам, 8 годовых ярмарок на всеедной неделе, всредопосгную среду, на Вознесение, на Прокопия 8-го июля, 6-го августа, 8-го сентября, 26-го октября и 6-го декабря. Значение местечку придают также местоприбывание почтовой станции, становой квартиры, а также главноуправляющего Богуславским имением графов Браницких, к коему принадлежат следующие села и деревни Каневского уезда с 88373 десятинами земли: Богуславль, Чайки, Кидановка, Шупики, Дыбинцы, Биевцы, Мисайловка, Бородани, Москаленки, Карапыши, Синица, Яновка, Зеленьки, Расава, Пусговойгы, Мироновка, Хохогва, Дешки, Исайки, Яцюки, Баранье Поле, Красногородка, Медвин, Дмигренки, Ольховец, Семигоры, Вахугенцы, Юхны, Яхны, Микитяне. Еще недавно в Богуславле было 3 проходские приходские церкви: Троицкая, Покровская и Параскевская. Ныне остались только первые две, а Параскевская, построенная «a prima radice» в 1747 году, с переводом присутственных мест в Канев, закрыта, так как число жителей в местечке значительно уменьшилось. О Троицкой церкви в визиге 1746 года Богуславского деканата говорится, что она 1739 года построена около старой; железные кресты еще не были подняты на церковь. Когда церковь эта совершенно обветшала, то построена каменная на том месте, где прежде существовала Параскевская церковь, которая и освящена митрополитом Арсением в 1862 году. Троицкая церковь по штатам сельских церквей причислена к 5-му классу. Земли имеет 100 десятин К приходу ее причислена деревня Туники, в 2-х верстах отстоящая, имеющая жителей об. пола 340 душ. Покровская церковь деревянная, на противоположной правой стороне Роси; построена в 1726 году и также около старой и также причислена к 5-му классу, земли имеет меньше, именно 35 дес. Она стоит на каменистом острове, с левой стороны коего течет река Рось, а с правой обтекает ручеек Сваволка; от чего во время полноводья весной, недели на две, сообщение с прихожанами затрудняется. К ней причислена дер. Раскопаны, в1 версте отстоящая, в коей жителей об. пола 453. Богуславская, как и все окрестные церкви, состояли с 1737 по 1767, а потом с 1769 по 1795 год в униатстве. В местечке в 1825 году построен графом Владиславом Браницким весьма хороший каменный латинский костел, считающийся ныне приходским Жалованья от казны причт костельный получает 275 р. и пользуется особенной благосклонностью владельца имения и его управляющих. Богуславский Николаевский (с 1851 г. успенский) монастырь заштатный, на правой стороне Роси немного ниже местечка. Он стоит на горе, окруженной со всех сторон оврагами. Начало Богуславского монастыря, наши церковные исследователи относят к половине XVI века, когда польский король Стефан Баторий даровал Малороссиянам и их православному духовенству многие преимущества и привиллегии на построение церквей и монастырей и когда Богуславль сделался главным городом Богуславского малороссийского полка. Однако, если придавать какое-либо значение народной молве, то основываясь на ней, мы готовы отнесгь основание Богуславского монастыря еще к отдаленнейшей эпохе и при том на другой местности, именно там, где теперь селение Лесовичи, а в древности город Самбор, откуда в Богуславль монахи могли перейти вследствие разорении, произведенных монголами (см Лесовичи). Впрочем монастырь переведенный в Богуславль был расположен немного далее нынешнего своего места, к селению Хохогве, в урочище, ныне называемом Чернений яр. Урочище это обнесено очень древним валом, без сомнения существовавшим прежде построения монастыря, и в нем еще ныне приметны следы давних жилиш, а место давней монастырской церкви обозначает дикая груша. Несколько древних книг церковных оставшихся от этого первоначального монастыря, свидетельствуют, что главная церковь его была во имя Рождества Пресвятой Богородицы Из некоторых разысканий видно, что этот монастырь имел приход и прихожан, как в самом Богуславле, так и селение Хохотву, которое до 1751 года не имело особой своей церкви и в древности принадлежало монастырю, как вотчина. (О принадлежности села Хохотвы Богуславскому монастырю свидетельствует во первых сохранившееся у жителей предание, во вторых показание в 1800 году игумена Богуславского монастыря, в описании оного находящееся, в сих словах: «Притомъ до сего монастыря належало село Хохотва фундушемъ, то есть владеніем и парохіею. Но когда монастьерь сей обращень вь унію, то село тое отойиш въ жономію староства Богуславского; вмгесто же оного, Базилянамъ определена пенсія деньгами; а благочестивымъ монахам, когда они после Базилянъ приняли монастырь, оной уже не дано и село не возвращено»). Неизвестно по какому случаю этот монастырь, хотя восстановленный полковником Богуславским Самусем, перестал существовать. Кажется, что он разорен Татарами и наследником Мазепы Орликом, противником Самуся, также претендентом на гетманство, в досаде, что его не признавали в гетманском достоинстве ни Русское, ни Польское правительство. Бывшие Богуславские польские старосты восстановили его, но уже сделали Базилянским или греко-униатским и перенесли ближе к г. Богуславлю, на нынешнее место, в коем прежде был монастырский хутор, где, при помощи их, построена деревянная церковь во имя Св. Николая, истребленная пожаром 1787 года. По этой церкви Богуславский монастырь стал именоваться Николаевским. В 1768 году, во время последнего восстания Малороссиян против Поляков, Богуславский монастырь опять сделался православным, а Базиляне, по усмирении восстания, построили себе каплицу в самом местечке, близ Троицкой церкви; по обветшании же каплицы, воздвигнут был римско-католический ныне существующий каменный костел. Но возвращение монастыря к православию и несогласие монахов принять опять унию, по усмирении восстания, имели для Богуславского монастыря пагубные последствия. Тотчас прекращено производство из казны пенсии за Хохотвянское имение и обнаружилось у римско-католических владельцев м. Богуславля покушение отнять сначала часть земельных угодий до 300 дес. простиравшихся, а потом, уже при русском владычестве в 1806 году, — всю землю принадлежащую монастырю. Даже пожар главной монастырской церкви в 1787 году был приписываем поджогу. При всех неблагоприятных обстоятельствах, в каких находился монастырь после пожара в 1787 году, он заботился о построении на место сгоревшей новой церкви Заведовавший православными монастырями и церквами в польском королевстве Виктор Садковский, архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский, 15 декабря 1793 года дал храмсвданную грамоту на построение новой каменной церкви и даже положил ее фундамент; но, по бедности средств монастыря, построение каменной церкви было отложено; и уже митрополит Киевский Иерофей пожертвовал уііразднявіїгуюся в Голосиевской пустыне деревянную церковь, которая была перевезена усердными жителями, и поставлена на каменном фундаменте и освящена во имя Св. Николая в 1799 году. Она существовала до 1851 года, в котором на том же месте и фундаменте заложена, ачрез два года построена новая каменная церковь, на счет 10000 р. сереб. пожертвованных протоиереем Иаковом Ковалевским. Новая церковь трехпрестольная: главный во имя Успения Пресвятой Богородицы; боковые: во имя Св. Николая и Апостола Иакова. Кроме ее в монастыре находится теперь деревянная во имя Великом. Варвары, построенная в 1780 году. При Богуславском монастыре с 1818 года существует духовное уездное училище, в котором постоянно находится до 5-ти учителей и до 80 учеников. Училище имеет в самом монастыре принадлежащие ему два здания и начальник монастыря почти всегда считается и ректором училища. Монашествующих в настоящее время с послушниками находится не более 18-ти человек Средства содержания их очень скудны Земли монастырю оставлено только 49 дес. Мельницей, которую он недавно построил из последних своих средств, на правом берегу реки Роси, запрещено пользоваться, впредь до решения в судебных местах дела о правах его на отнятые у него земли и на береговое право, которое владелец признает своей привиллегией Пособием в содержании монастырю служат проценты из принадлежащих ему капиталов до 6000 руб. и 85 р. 71 к, отпускаемьіе из казны Монастырем заведовали иногда игумены, иногда строители из иеромонахов. Бот список настоятелей Игумен Вассиан Копыстенский, 1729 года. Игумен Анемподист с 1779 г. При нем произошел 1787 года пожар, от коего сгорела главная монастырская церковь и почти все келий. Игумен Аркадий с 1788 г.; заложил фундамент новой церкви. Он откупал мотстырскую землю, которой, по нерадению настоятелей, завладели Богуславские мещане. Игумен Варахиил с 1792 года. Он составил по требованию начальства описание монастыря, ныне к нему находящееся При нем в 1794 году освящена церковь. - Варфоломей до 1810 года переведенный в Медведовский монастырь с должностью благочинного монастырей. Иеромон.: Игнатий с 1815 года. - Иустин до 1823 года. - Феогност. Игумены: Владимир до 1832 года. - Пантелеймон, до 1833 года; переведен в Курскую семинарию. - Григорий (Гречка), умерший начальником Китаевской пустыни. - Митрофан, переведенный в Жаботинский монастырь. Он построил досчатую ограду вокруг монастыря. - Ефрем до 1845 года, удалившийся на покой в Выдубицкий монастырь. - Феодор с 1845 года, с ревностью, хотя неудачно, заботившийся о возвращении монастырю принадлежащих ему некогда земель. - Макарий (Сорокин) с 1861 года, переведенный в Мотроненский монастырь.
|
Тема: Богуславский район (цетр - г. Богуслав) 16.09.2013, 23:09
Богуслав (укр. Богуслав)
Административно-территориальное деление Богуслав (укр. Богуслав)— город, районный центр, центр городского совета, Богуславского района Киевской области. В ХІХ столетии местечко Каневского уезда Киевской губернии. Город относится к историко-этнографическому региону Среднее Поднепровье (Надднепрянщина).
Большая Советская Энциклопедия 1969 — 1978 гг.
Богуслав, город, центр Богуславского района Киевской области УССР, на р. Рось (бассейн Днепра). Ж.-д. станция. 12,1 тыс. жителей (1968). Фабрики: суконная, мебельная, художественных изделий; заводы — консервный, маслодельный, по обработке гранита. Педагогическое училище. Историко-краеведческий музей. Памятники градостроительства и архитектуры УССР 1983 г. Троицкая церковь, 1862 г. (ул. Карла Маркса, 4). Расположена на холме в центральной части города. Доминирует над окружающей застройкой. Кирпичная круглая в плане ротонда с прямоугольным притвором с запада и надстроенной над ним двухъярусной колокольней, увенчанной шпилем. Перед западным фасадом — четырехколонный портик тосканского ордера. Ротонда окружена колоннадой, продолжением которой служат выступающие из стены алтарной части полуколонны. Памятник выполнен в стиле позднего классицизма.
|
Тема: Богуславский район (цетр - г. Богуслав) 16.09.2013, 23:06
Не заслуженно забытый замечательный город, где жили мои предки. Почти 3 года пытаюсь найти все,что с ними связано и по крупицам собираю информацию и воспоминания о Богуславщине. Уверена,что найду единомышленников. Буду рада совместным усилиям !
|
Тема: ✔ Киевская губерния/область 16.09.2013, 21:36
Акафий написал:[q] [/q]
Уважаемый Акафий! Я живу в Спб, мне сложно искать в Киеве самой, на письма Архивы отвечают очень долго и не всегда. Буду Вам очень благодарна, если сможете подсказать к кому можно обратиться за платной помощью.
|
Тема: Спектор 11.09.2013, 17:54
Вероятно, список не полный, в селе Кившоватая никаких жертв голодомора не нашла
|
Тема: Таращанский уезд Киевской губернии 30.08.2013, 15:12
23 июля 1941 фашисты захватили Кившовата и начали устанавливать «новый порядок».
28 июня 1941 года, когда в их доме был проведен последний миньян. "В молитвах все просили Б-га защитить евреев, отвести от них беду. После молитвы стали решать, что делать. Как и во всех местечках бывшей черты оседлости, старики вспоминали о прошлой войне, когда немцы не трогали евреев. Правление колхоза решило эвакуировать евреев из села, зная, что их ждет, в случае прихода немцев, выделил подводы, но большинство решило остаться", - вспоминал Леонид Шаевич Маляр внук Тойбы (моей прапрабабушки) о том дне. Это решение стало роковой ошибкой. Меньше чем через месяц уже 15-го августа 1941 года состоялся первый расстрел евреев в селе. На окраине, около пятидесяти евреев местечка Кившовата были собраны в поле, якобы для уборки пшеницы. Полицаи, набранные фашистами из местного населения, отвели колонну на окраину Кившовата, где пленными красноармейцами были выкопаны заранее две ямы. Эти же полицаи провели расстрел. Руководил расстрелом единственный немец, фельдфебель, сидевший за столиком с бутылкой самогона и закуской. Из 20 человек: сама Тойба Маляр (дев. фамилия Спектор) , ее три дочери с мужьями, сын с невесткой, 10 внуков и одна внучка после войны из 20 человек огромной семьи осталось в живых четверо. 5 человек погибли на фронте, двое воевавших выжили, внучка и дочь смогли сбежать и три года прятались в погребе на оккупированной территории. Вот такая история.
 |
Тема: Таращанский уезд Киевской губернии 30.08.2013, 15:00
Alec I-tzky, Огромное спасибо за информацию и участие! Удивительная история с Марим Спектор. Это моя прабабушка. Она уехала в Ташкент с прадедом Ицко Спектор (1868-1943) и моей бабушкой и папой и там умерла( 1942), по воспоминаниям родственников. Я видела этот лист полгода назад и написала подателю анкеты(исследователь),благо там электронный адрес.
Ответа так и не получила.
Научите,пожалуйста, как Вы выбрали всех в базе Яд-Вашем ?
спасибо за внимание и отзывчивость!
|
Тема: Таращанский уезд Киевской губернии 30.08.2013, 12:09
На начало XX столетия: Кошевата, местечко Киевской губернии, Таращанск. у. Жителей 5653; 2 правосл. црк., 1 катол., 1 синагога. Брокгауза и Ефрона Малый энциклопедический словарь
Страницы из Похилевича
 |
Тема: Таращанский уезд Киевской губернии 30.08.2013, 12:08
Кошевата - местечко Киевской губернии, Таращанского уезда, в 14 верставх от уездного города. Жителей 4000; церкви 2 правосл. и 1 катол., синагога, почтов. отд., базары. Близ мст. остатки валов укрепления, разрушенного в конце XVII или в начале XVIII вв. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кошевата, Кившовата, Кившовати, Koshevata (по-украински оно называется Кiвшовати) Деревня Kivshovata была основана в 16 веке. До 18 века она была частью Речи Посполитой, а в 1793 она вошла в состав русской империи. Село Ковшеватое (Кившовата) располагается на правобережье Днепра, примерно в 100 километрах от Киева и в 15 км к юго-востоку от Таращи. Известно с XVII в. как местечко Кошаватое, вероятно от слова "кош" (казацкий стан, имеющий орган военного управления). По легенде, местечко было основано сечевыми казаками, спасшимися после поражения в какой-то из битв с польской армией. Был в Ковшеватом и замок, который изображен на историческом гербе населенного пункта. В 1702-03 гг. замок разрушили повстанцы под предводительством С. Палия. На его месте графы Млодецкие позже выстроили новую усадьбу. С кон. XVII в. городок принадлежал семье польских магнатов Млодецких, которые построили здесь большое имение и костел. Многочисленные памятники периода господства в Ковшевате Млодецких не сохранились, но осталась большая каменная церковь, заложенная в 1886 году в честь Рождества Богородицы. • По ревизии в Кошевата ( Kivshovata ) в 1764 году жили 47 евреев. в 1775 году - 89 евреев. в 1784 году - 166 и 117 - в 1787 году в 1847 г. "Кошев. евр. общество" состояло из 959 душ. в 1897 г. жит. 5.663, из коих 1.265 евр. (22,3% от общей численности населения). В 1865 году было две синагоги.
В 1914 году данные показывают, что местные евреи владели мельницей, аптекой, и 37 магазинами. Существовала в селе еврейская организация самообороны в составе 20 человек. Между 1918 и 1921, погромы были проведены бандами во главе с Гребенко, Зеленый и Цветковский, воинских частях Украинской Народной Республики и частями добровольческой армии. Деревня особенно сильно пострадала от Гребенко. Погром в начался в июне 1918, который длилась 10 дней. Восемь дней спустя, деревня подверглась нападению снова банды во главе с Зеленым. В общей сложности, 63 человек погибли, 42 ранены, а 50 женщин были изнасилованы. Их имущество было разграблено, и около 70 домов были сожжены. Многие евреи переехали в город. В 1929 году началась коллективизация, и евреи села объединились в колхоз «Правда», а вскоре и соседи – украинцы также создали свой колхоз. Позднее наши колхозы объединились в крупный украинско-еврейский колхоз "Ленин". В селе было две школы со средним и семилетним образованием, сельская больница, мельница, две церкви, костел, синагога. Райцентр Тараща был в двенадцати километрах. Большинство евреев были потомственными кустарями - ремесленниками по многим специальностям, жили по своим патриархальным обычаям, сложившимся за «чертой оседлости». К концу 1930-х годов в деревне остались 30 еврейских семей. Последняя синагога была закрыта в 1932 году, а здание было разрушено. Голод 1932-1933гг коснулся всех, люди пухли от систематического недоедания, но некоторые смогли выжить. Ситуация изменилась к лучшему начиная с тридцать четвертого года, после хорошего урожая зерновых. Перед войной здесь проживало 6.000 украинцев и 160 - 180 евреев. В июле 1941 года было принято решение об эвакуации евреев из деревни в том случае, если придут немцы. Эвакуация была плохо организована, а 48 евреев были расстреляны после оккупации. Деревню заняли в июле 1941 года.
|
Тема: Таращанский уезд Киевской губернии 30.08.2013, 12:06
Уважаемые форумчане!
Моя еврейская семья Спектор жила в селе Кошевата с конца ХIХ века до 1941 года. 15 августа 1941 года всех, кто не ушел на фронт расстреляли немцы. 15 моих родственников из 49 расстрелянных евреев местечка. К сожалению больше информации никакой нет. Я буду благодарна за любую информацию о истории села и его жителей.
|
Тема: Таращанский уезд Киевской губернии 30.08.2013, 11:48
Великая Березянка (укр. Велика Березянка) — село, входит в Таращанский район Киевской области Украины.
Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии
Великая Березянка, село в 3-х верстах от Ставишевки. Получило название от березовых рощ покрывавших прежде эти поля; почему и ручей, текущий через село, назван также Березянкой. Жителей обоего пола 2102, римских католиков 12, евреев 15. В селе находится богатый экономический фольварок, кирпичная фабрика и конский завод. Церковь деревянная, Михайловская, 4-го класса; земли имеет 44 десятины; построена 1766 года священником Михаилом Крыжановским. После Михаила священствовал при ней сын его Петр, отец нынешнего архиепископа Рязанского Смарагда. http://beket.com.ua/kievskaja/velikaya_berezyanka/ сайт http://1ua.com.ua/rinfc.php?Ci...&ray=1
http://vkontakte.ru/club23647953#/topic-23647953_25038045
Село лежит на берегу реки Березянка (Березовки). Название его происходит от березовых рощ, которые росли здесь в древности. Нынешнее поселение образовалось в начале XVII в. В 1765 году здесь проживает около 300 жителей (49 дворов). Административно село подлежит Белоцерковском староству, позже переходит к выходцам из Волыни помещикам Млодецьким.
В 1766 году священник Н. Крыжановский (дед архиепископа рязанского Изумруда) закладывает здесь церковь Св. Михаила (обновленная в 1873г.) Во времена Млодецьких в селе действует экономия, кирпичный и конный заводы. В 60-х годах XIX в. здесь проживает более 2 тысяч жителей, а в 1880-м году в местной церкви приписано 2500 прихожан. Здесь обучается 26 учеников. Село живописное, расположено в котловине реки Березянка, что вподает в Гнилой Тикич, приток Южного Буга. В Киев от Великой Березянка 150 км, до райцентра - г.Тараща - 20 км, в 40 км от села - ближайшая железнодорожная станция Ольшаница, в 8 км - дорожное сообщение Тараща - Лысянка. Село лежит в лесостепной полосе. Почвы здесь преимущественно черноземы и суглинок. Естественных водоемов нет, а в русле реки Березянка последние годы сделаны четыре пруда. Общая территория села - 552 га (без сельхозугодий). Из полезных ископаемых есть песок и глина. Мало кому из нынешних жителей Великой Березянки достоверно известна история села. Нет в нем ни старых уникальных памятников архитектуры (церковь ХVII в. Была разрушена в советское время), ни замков или других сооружений древности, которые бы напоминали о далеком прошлом. Почти ничего не упоминается и в летописях. И все же его история уходит в глубину веков - впервые в исторических документах о селе упоминается в 1743 году.
В исторических журналах 1864-1900 годов о Великой Березянке упоминается, что в селе насчитывается земли - 3882 десятин. Из них относится: церкви - 61 десятина, крестьянам - 2449 десятин. Село подлежит графу Владиславу Иосифу Млодецькому. Хозяйство имущественного положения вел арендатор Марцель Казимирович Лукашевич. В селе дворов - 609, жителей - 2899 из них мужчин 1400, женщин 1499. Действовали в то время одна православная церковь, церковно-приходская школа (грамоты обучали детей зажиточных крестьян), двадцать четыре ветряные и одна водяная мельницы, семь кузниц. Известно также, что после революции 1905 года господин Млодецкий раздал 150 десятин земли зажиточным крестьянам, остальные сдавал в аренду посессору Дженецкому и Бобинская. Беднота нещадно эксплуатировалась. Так, местный священник имел 4 батрака постоянно, а на сезон жатвы и молотьбы обязывал каждого верующего отработать два дня бесплатно и на собственных харчах. В 1905 году у В. Березянки произошло волнения крестьян против помещичьего произвола под руководством Ивана Коберника, которое было подавлено силой.
После октября 1917 года руководящим органом в деревне стал ревком (революционный комитет). Первым председателем сельревкома был Шунька, демобилизованный красноармеец, секретарем сильревкому - Андрей Шпилевой, а комитет бедноты возглавил Андрей Кириленко. 1928 председателем сельского совета был избран Котовец Григор Кучерук. В этой должности он работал до 1960 года. С этого года по 1967 год сельский совет возглавлял участник Великой Отечественной войны Андрей Тимошенко. Его сменил Дмитрий Емельянович Нечай. В 20-х годах в селе появились избы-читальни, библиотека, фельдшерский пункт (медицинскую помощь у себя дома предоставлял сельчане фельдшер Павел Гандзевич), впоследствии Киртов, Лигаченко, Г. Статкевич, В. Чуколовська, П. Кучеренко и другие. В эти годы крестьяне организовывались в кооперации, кредитные товарищества, товарищества по совместной обработке земли. Так, в 1926 году здесь действовали 2 таких обществах: "Радуга" (председатель Клим Шпилевой) и "Звезда" (председатель Матвей Оноприенко) . 1927 года стали 8 обществ.
В 1927-1928 гг действовала начальная школ.
 |
Тема: Таращанский уезд Киевской губернии 30.08.2013, 11:47
Уважаемые форумчане!
Мои предки появились в селе Великая Березянка в середине ХIХ. Моя еврейская семья Спектор держала в 1840-х годах корчму из семейных легенд. К сожалению ольше информации никакой нет. Я буду благодарна за любую информацию о селе.
|
|
|