Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

  kodosane, Санкт-Петербург
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа
GEDCOM

kodosane

Антон Врублевский

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Последние 30 сообщений kodosane

Тема: Ревизские сказки Люцинского уезда
30.04.2020, 22:41

https://rgia.su/old/showObject.do?object=27959268 - ВЫкупное дело по имению Рунданы

Тема: Цавро Пелагея (крещена Аполония) Болеславовна
29.04.2020, 0:31

Доброго дня, Татьяна. Могла ли фамилия быть исковерканной до Ставровой? Например, если РК прихожанка венчалась с православным. У меня есть метрика на венчание православного Врублевского Ивана Якимовича (Ефимовича) и католички Эмилии (Имилии) Ивановны (Иоановны) Ставровой от 18 января 1899 года. Девице на тот момент 19 лет. Больших данных нет, но и Ставровых я не встретил.

Тема: Устьянцевы
13.07.2018, 9:23

Моя прабабушка по маминой линии, в девичестве Устьянцева, Екатерина Гавриловна из Еткуля. Вышла замуж за Панцерного Владимира Захаровича. Это все, что я пока знаю.

Тема: Участники Белого движения в России
13.07.2018, 9:19


john1 написал:
[q]
Устьянцев Григорий. Из казаков ст. Еткульской Оренбургского казачьего войска В белых войсках Восточного фронта; мар. 1919 казак в 3-м Оренбургском казачьем полку. Георгиевская медаль /18–79/
[/q]

Очень может быть, что из родственников. Моя прабабушка, в девичестве Устьянцева Екатерина Гавриловна из Еткуля.

Тема: Рубул / Рубуль
28.04.2018, 15:56


Терсинец написал:
[q]
Рубуль Феликс
Должность/звание: прапорщик
Воинская часть 182-й пехотный Гроховский полк
Дата события: 04.01.1916
Тип карточки: Карточка офицерской картотеки
Судьба: Ранен(а)/Контужен(а)
[/q]

Скажите пожалуйста, откуда этот документ?

Тема: Рубул / Рубуль
22.04.2018, 10:38


gelene написал:
[q]
Рубуль Феликс Антонович, мл.уо, Крестьянин Витебской губ, Режицкого у, Розенмужской волости, 1894 г.р.
[/q]

Судя по имени - католик. Примечательно, что в метриках Розентовского Римко- Католического костела записи о его рождении нет (изучил +/- 4 года)

Тема: Мысли вслух
11.02.2017, 15:25

Вот еще немного лямусов.
P.S. Интересно, а можно ли назвать лямусом гараж над которым сооружен жилой этаж?

Тема: Мысли вслух
11.02.2017, 15:11


G_Spasskaya написал:
[q]
Только не очень понятно, если летом в верхнем этаже жили (кстати, а как тогда может быть одноэтажный лямус?), куда же девались на зиму?
[/q]

По поводу сезона проживания - самому интересно почему так. Попробую раскопать. Знаю, что в Беларуси есть очень старый лямус (предположительно 1640-х годов постройки), так вот во времена советской власти в нем просто жили, круглогодичный. Лямус крестьянина (по сути - просто амбар) отличался от лямуса шляхтича (по сути, в ранние периоды - зернохранилище, а позднее - кладовка для неиспользуемых вещей, книг, документов с возможностью проживанием на верхнем этаже).


valcha написал:
[q]
Это глинобитные строения, как и украинские мазанки
[/q]

Если смотреть перевод Lehmhaus (нем.), то это, в буквальном смысле - дом из грязи, или саман. Любопытно, что строение такого простого назначения облекали такими интересными архитектурными формами. Притягивает взгляд. Кстати, лямус был одной из построек входящих в состав двора.



Тема: Мысли вслух
10.02.2017, 22:59

Еще любопытных слов в копилку:
Lamus (niem. Lehmhaus) – dawny budynek gospodarczy, drewniany lub murowany, jedno- lub dwukondygnacyjny (z jedną izbą na każdej kondygnacji), czasami z podcieniem lub gankami, często o ozdobnych formach architektonicznych. Лямус - одно, двух или трех этажное здание (хозяйственная постройка) нижний этаж которого используется для хранения, а верхний, в летний период для проживания и обладает архитектурными формами. Кстати, я видел лямусы на картинах, но никак не мог понять что это и зачем. Теперь яснее
Dwór – polski szlachecki, wiejski dom mieszkalny. Двор - польский благородный загородный дом, квартира. От себя добавлю, что есть уменьшительно dworek обозначающее небольшой дом с характерными польскими архитектурными элементами (высокая или 2-х ступенчатая крыша, иногда с полувальмами, покрытая черепицей или гонтом, альковами по углам дома)


Тема: Латгалия
8.12.2016, 6:40

Всем привет. А есть подымные реестры Латгалии до первого раздела? И может какие то архивы на купчие крепости и ревизии после раздела. Интересует имение Рунданы. В начале XIX века оно перешло от Йодков к Шахно.

Тема: Мысли вслух
20.06.2016, 10:23

Позволю себе цитировать книгу "Гордиев узел Российской империи: Власть, шляха и народ на Правобережной Украине". И хотя автор пишет о правобережье Украины, но сути проблемы малоземельной и безземельной шляхты в период разделов Речи Посполитой с последующими разборами была общей для всех бывших территорий.

стр. 28
".. в 1654 г. Януш Радзивил получил анонимное письмо с угрозой перерезать ему горло. Писали их те, кого в с своем гербовнике Бартош Папроцкий уже в 1575 г. называл 'panowie sobe' ('сами себе господа'a_003.gif, т.е. шляхетский плебс, у которого не было ни слуг, ни крепостных, а лишь руки для работы. У 'гербовой голоты' не было средств, что бы, как раньше, лишь только разойдутся вести о созыве шляхетского ополчения, являться 'конно а збройно', как того требовали Литовские статусы 1529 и 1566гг. Она превратилась в легкую добычу для магнатов, стремившихся под видом братской опеки, если и не превратить в крепостных, то хотя бы заставить платить аренду за землю, что вскоре стало общей практикой для всех безземельных."

стр. 30
".. Вообще польское дворянство довольно богато, как было сказано выше, но в Мазовии, где оно очень многочисленно и составляет шестую часть проживающего там населения, оно живет не в таком уж и достатке. Отсюда следует, что значительная его часть занимается земледелием и не считает для себя унизительным ходить за плугом или идти на службу в дворяне, в свиту самых крупных вельмож - занятие более почетное, чем служить в кучерах, что вынуждены делать самые неспособные из них. Двое из таковых служили у меня кучерами в течении ряда лет, которых я провел в этом краю, занимая должность старшего капитана от артиллерии и королевского инженера, хотя они и были шляхтичами из хорошего рода."

стр. 43
“.. уже упоминалось, что за стремление лишить неимущую шляхту права голоса, которым она фактически не пользовалась, скрывались и другие мотивы. Одним из них было желание усилить экономическую эксплуатацию чиншевой шляхты, которая была в каждом имении, а не только в магнатских. ”

стр.46
“.. Ежи Едлицкому удалось обнаружить жалобу на имя короля (в это время он находился под присмотром контролируемого Петербургом Постоянного совета), которая была подана 24 семьями овруцких чиншевиков в 1775 г.:’У многих из нас отобрали имущество, нажитое потом и кровью за всю жизнь; часть изгнали из стародавних земель и усадеб, которые с незапамятных времен передавались нашими предками по наследству; более того, часть лишили заслуженных кровью и мужеством нашими предками шляхетского герба; а еще часть людей обратили в презренную прислугу ’ . Жалоба была написана против местного старосты Яна Стецкого. Необходимо отметить, что речь не шал о лишении права голоса, а о конфискации домов и земель, лишении личной свободы, т.е. элементарных прав человека, которые исторически считаются присущими шляхетскому сословию.”

стр. 49
“.. Двенадцатым параграфом права голоса лишалась вся безземельная шляхта, каким-либо образом зависимая от землевладельца. Как уже отмечалось, этот текст был принят в Варшаве 24 марта 1791 г. благодаря большому количеству отсутствующих – 101 голосом против 64 . Отныне, гражданином считался лишь тот, кто владел землей в своей отчизне. ”

стр. 55
“.. Землевладельцы даже опасались возможных бунтов. Эти опасения переданы в письме депутата сейма Трояновского к Коллонтаю от 4 марта 1792г.:’Дошли до меня известия о кружащих по нашей Бельской земле агитаторах, подстрекающих шляхту слухами о лишении ее свободы, что приказано ее переписать в реестры, как описывают крестьян в инвентариях..’. Недовольство усиливалось еще и тем, что не было нейтрального органа власти, способного отделить бывших граждан от истинных граждан, которых необходимо было записать в шляхетский реестр. Помещики сами вели записи в реестрах. Естественно, как сообщал автор письма, количество лишенных гражданства вызывало возмущение. Так, в Бельском повете из 15 тыс. шляхтичей, лишь около 500 было внесено в реестр. Подобная ситуация могла быть везде. ”

стр. 104
“.. 92 председателя семей села Бушинка под Ямполем в Подолье, вольные люди, платившие только чинш, подали 7 апреля 1798 г. в уездный земский суд жалобу на графа С. Дунина, который, по их утверждению, издевался над ними и хотел закрепостить. Согласно письменным соглашениям с предыдущими владельцами, сперва с князем Франтишеком Ксаверием Любомирским, а затем с графом Станиславом Вроцелем, они имели право свободного перемещения и выбора работодателя. Предыдущие владельцы, писали они по-польски, придерживались предусмотренных обязательств, однако после покупки Дуниным имения вместе с их селом их стали призывать на дополнительные работы и заставлять платить до тех пор не существующие налоги, которые ранее возлагались лишь на крепостных. Дунин запретил им выезжать из села и угрожал в случае неповиновения . Он превратил их в крепостных, заставляя отрабатывать барщину и немилосердно избивал. Все их бумаги были конфискованы. И хотя решение суда нам не известно, вполне вероятно, что жалоба осталась без ответа, поскольку шляхетское правосудие было – в чем нам еще предстоит убедиться – заведомо предвзятым.”

стр. 147
“Дело касалось 30 подольских семей, проживавших в очередном конфискованном в результате разделов имении, принадлежавшем некому Хмельницкому и переданном семье графа Безбородко. Как это часто бывало, новые владельцы отнеслись к чиншевикам как к крепостным. ”

стр. 173
“Однако правительство согласилось с князем Н.Н. Хованским, белорусским генерал-губернатором (Витебской, Могилевской и Смоленской губерний), который в 1823 г. признал, что не имеет ни малейшего представления о точном количестве шляхты, поскольку достоверно неизвестно, сколько лиц даже не пыталось доказать благородность своего происхождения. Это сводит на нет все предпринятые попытки и усилия историков представить точные данные на основании свидетельств того времени.”

Фразы выдернуты из контекста, однако, они призваны свидетелями того, как обедневшая шляхта, могла и превращалась в крепостных (я уже не говорю о том, что переводилось в сословие крестьян). Из выше указанного очевидно:
1) Проблемы расслоения населения Речи Посполитой уже были очевидны в 17 веке.
2) Принцип «все паны братья» далеко не всегда и везде соблюдался.
3) Шляхтич при гоноре и сабле в конце 18 века – это приятная иллюзия.
4) Общее количество обедневшей и деклассированной шляхты неизвестно по сей день, однако цифры эти шокирующее велики.
5) Шляхта, после разделов Речи Посполитой, пополняла ряды крепостных. Это факты подтверждаемыми документами. Такое могло быть и было.

От себя добавлю, что споры между шляхтичами кто «пан», а кто «хам» не утихают и по сей день. Хотя, казалось бы, делить уже нечего, но.. в ищущих видимо кипит шляхетская кровь, жаждущая признания потерянных вольностей. Восстановления чувства равенства и братства.


P.S. А то потеряю..

Тема: Мысли вслух
7.05.2016, 10:12

Маёнтак - любопытный термин.

Переводчик даёт скупое значение "поместье, усадьба".

Беларуская википедия куцо говорит, что "Маёнтак — агульная назва землеўладаньня з панскай гаспадаркай (жылыя і гаспадарчыя будынкі, прадпрыемствы і г.д.) у фэадальным і капіталістычным грамадзтвах." (Маёнтак - общее название землевладение с панской хозяйством (жилые и хозяйственные сооружения, предприятия и т.д.) в феодальной и капиталистическом обществах.).

И только польская вики раскрывает, как мне кажется, всю особую суть этого термина: "Majątek – w prawie cywilnym oznacza aktywa i pasywa majątkowe. Do majątku mogą wchodzić długi (które są pasywami majątkowymi). Majątek stanowi podstawowy składnik działalności gospodarczej, jest to tzw. majątek produkcyjny. Majątek brutto pomniejszony o zobowiązania stanowi majątek netto. Majątek zawsze jest odnoszony do konkretnego podmiotu, do którego należy. Przepisy mogą wskazywać przypadki, w których z ogólnego majątku wyodrębnia się określone składniki, tworząc w ten sposób majątek odrębny. Takie wyodrębnione składniki są regulowane przepisami szczególnymi. Przykładem majątku odrębnego jest majątek wspólny małżonków, spadek do chwili przyjęcia przez spadkobierców i majątek spółki cywilnej. " Что в переводе гуглтранслитом значит "Маёнтек - в гражданском праве означает активы и обязательства имущества . Недвижимости может включать долги (которые являются обязательства имущества). Маёнтек является ключевым компонентом экономической деятельности, это называется. производственных фондов. Валовые активы минус обязательства является чистой стоимостью. Реальный всегда привязаны к конкретному лицу , к которому она принадлежит. Правила могут указать случаи , в которых общее свойство отдельных специфических компонентов, тем самым образуя отдельное свойство . Эти отдельные компоненты покрыты специальным законодательством. Примером отдельной собственности является собственность общие супруги не отказываются до принятия наследников и имущества гражданских лиц."

Таким образом, маёнтек - это не усадьба в узком смысле, а экономический субъект, чаще всего, сельскохозяйственного характера. Целый мир, включающий в себя не только активы, но и обязательства. Еще одно значение этого слова - большое богатство.

Люблю когда словам находится свой смысл. Это делает образ мышления богаче.

Тема: Краславский район Латвии (Латгалия)
3.05.2016, 16:35

И все же, хочу еще раз спросить о территориальном делении Инфлянтского воеводства. Делилось оно на 4 староства: Динабургское, Режицкое, Люцинское, Мариенгаузское. Они же - тракты (см. pl.wiki ). Староства - это аналог уезда в Речипосполитой. А вот на какие поветы они делились информации у меня нет. Сейчас это крайне важно выяснить. В подымном реестре ВКЛ по Динабургу (столица воеводства Инфляндского) информации не нашел. Там всего 4 листа. Кстати, многие дела середины-конца 18 века рассматривались в Динабургеских судах (разбор шляхты, купчие крепости, вступление в наследование).

Тема: Краславский район Латвии (Латгалия)
3.05.2016, 9:20

По Рунданам добавлю сюда еще один любопытный материал (быть может кому то пригодится):

"Витебское Губернское Правление объявляет, что в Присутствии его, согласно постановлению 16. Марта назначен, на 21. Января 1863 года торг, с переторжкою через три дня, на продажу имения Рундан, состоящего во 2 стан Люцинского уезда, заключающего в себе, по ревизии 576 муж. и 562 жен., а налицо 601 муж. и 572 жен. пола душ временнообязанных крестьян и земли по описи 3050 дес. , а по плану, за исключением вошедших в опись Фольварка Креницы и деревни Пущи, в коих количество земли не обозначено. 4185 дес. 174 к. с., оцененных, по десяти летней сложности годового дохода, 30 тыс. руб. , принадлежащих помещику Виктору Андрееву Шахно, на удовлетворение долгов его, по решению Присутственных мест: Надворному Советнику Ивану 7500 руб. и Ксендзу Размовичу 438 руб. 90 коп. с процентами , и по претензии 1 гильдии купца Гладина на 3541 руб 73 к. на каковом имении числится казенных разного рода взысканий 31071 р. 53 к. с. Желающие участвовать в торгах приглашаются в Присутствие Губернского Правления, где им предъявлены будут опись и бумаги, к той продаже относятся. № 3639. 1".

Лифляндские губернские ведомости, №63 от 6 июня 1862


Надо отметить, что торги по этому имению объявлялись вплоть до января 1865 в разных газетах. Позднее на торги выставлялись более мелкие земельные участки, застенки и фольварки.

Тема: Краславский район Латвии (Латгалия)
2.05.2016, 17:58

Ищу информацию по территориальному делению Инфляндского воеводства, подымные реестры, ревизские сказки, прочие метрики способные пролить свет на историю моей семьи. Крайние ранние достоверные данные датируются 1811 г: в ревизских сказках описано, что в имении Рунданы в 1800 году из д. Налоги в д. Рунданы была переведена семья Юрки (Ежи) Рубуля, в Налогах никого этой фамилии не осталось. Знаю что имение принадлежало на конец 18 начало 19 веков Йодкам, от них перешло к Анджею Шахно. Буду признателен за любую информацию.

Тема: Фонд 743
30.04.2016, 21:35


TATYANA IOSIFOVNA написал:
[q]
Эйсак
[/q]

Эта фамилия из Латвии. Точно встречал ее достаточно часто в метриках Люцинского уезда. Метрики оцифрованы и доступны по адресу http://lvva-raduraksti.lv/ (надо только зарегистрироваться). Переходим "Содержание » Метрические книги". У католиков - по деканату Šaipusludzas . У православных - по приходу - Brodaižu. Так же, есть смысл глянуть в Одноклассниках, в Рунданах, Рзекне, Давгапилсе и по сей день живут Эйсаки. Вот ссылка .


Тема: Подымное и поголовное в ВКЛ
19.04.2016, 18:00

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, где искать подымные реестры Рундан? (При РИ - Рунданская вол, Люцинского уезда, Витебской губ). Если не ошибаюсь, то это Инфлянты польские. Благодарю.

Тема: ИР прихода ц. Марипчелки Великолукского уезда 1739 г.
13.04.2016, 16:58

Однозначно нужны. Может уже кого то искали, может сейчас ищут, может будут искать в будущем. И вот тогда они точно станут нужны. Публикуйте. Ну, а если материалы емкие будут, то может и в отдельную тему выведут.

Тема: ЛАТВИЯ [Государство]
12.04.2016, 17:40

Рылся на сайте РГИА. Обнаружил аннотацию к Ф. 577 Оп. 4 "О выкупе земельных наделов временнообязанными крестьянами. Витебская губ." . Быть может кому то будет полезно.

Тема: География
11.04.2016, 17:21

Выписка из "Географическое словарь Королевства Польского и других славянских стран, Том X". 1889 г

"Рунданы - деревня, повет Люцинский, гмина и парафия Рунданы, 35 верст от Люцина, имеет 814 десятин земли дворской, владение Витольда Шахны, народ римо-католического исповедания, частью из латышей, частью из русинов состоит, между ними единично рассеяны российские староверы. Владение это до 17 века принадлежало Кублицким, в 18-м Йодкам, от которых в начале текущего столетия ее получил дед нынешнего дзедзича Анджей Шахно. В 1820 году он построил на месте филиальной каплицы доминиканов костел каменный Воздвижения св. Креста, при котором вскоре была утверждена особая парафия, входящая в состав предлюцинского деканата. В парафии, имеющей 1253 верных, находятся каплицы во дворе рунданском и в фольварке Безлесье, владении Нарбутов, имеющем 60 дес. земли дворской. До добр Рунданы належат деревни Викториново и Крыница. Ориг. см. ниже. "

Тема: ЛАТВИЯ [Государство]
10.04.2016, 9:22


campsis59 написал:
[q]
9 Сапреля обещали исправить сайт Радураксти.тогда можно будет помочь
[/q]

Перенесли на 15. Ждем.

Тема: Мысли вслух
28.03.2016, 10:00


gegrby73 написал:
[q]
- ова - замужняя женщина. Врублевкова - жена Врублевского.
- овна - девушка. Врублевковна - дочь Врублевского.
[/q]

Ценное наблюдение.

Тема: Разбор шляхты и закрепощение шляхты помещиками
28.03.2016, 6:23


Ya-nina написал:
[q]
О каком расслоении речь? Сословия существовали всегда и везде. В 17 веке ничего страшного, кроме страшных войн, не произошло.
А вообще вы смешиваете в кучу 2 вещи: закрепощение (иногда имело место) магнатами чиншевой шляхты и разборы шляхты, которые происходили повсеместно на всей территории "присоединенных" земель и относились ко всей шляхте.
[/q]

Речь идет о расслоении свободных граждан от магнатов, до голоты. И если первые обладают всем набором прав, то последние, по решению сейма 1791 г., лишаются права голоса, тем самым низводятся постепенно до положения крепостных. Эта проблема назрела до разделов, и, вероятно, отчасти, была их катализатором. В разбор просто было удобное время для того что бы "устроить" жизнь своего "брата". Ведь как пишет последний источник "..признал, что не имеет ни малейшего представления о точном количестве шляхты, поскольку достоверно неизвестно, сколько лиц даже не пыталось доказать благородность своего происхождения.".


Ya-nina написал:
[q]
Принцип соблюдался до наступления Российской империи
[/q]

Еще раз повторюсь, принцип начал нарушаться еще до Российской Империи. Тому есть множество документальных подтверждений.

Тема: Разбор шляхты и закрепощение шляхты помещиками
27.03.2016, 20:39

Позволю себе цитировать книгу "Гордиев узел Российской империи: Власть, шляха и народ на Правобережной Украине". И хотя автор пишет о правобережье Украины, но сути проблемы малоземельной и безземельной шляхты в период разделов Речи Посполитой с последующими разборами была общей для всех бывших территорий.

стр. 28
".. в 1654 г. Януш Радзивил получил анонимное письмо с угрозой перерезать ему горло. Писали их те, кого в с своем гербовнике Бартош Папроцкий уже в 1575 г. называл 'panowie sobe' ('сами себе господа'a_003.gif, т.е. шляхетский плебс, у которого не было ни слуг, ни крепостных, а лишь руки для работы. У 'гербовой голоты' не было средств, что бы, как раньше, лишь только разойдутся вести о созыве шляхетского ополчения, являться 'конно а збройно', как того требовали Литовские статусы 1529 и 1566гг. Она превратилась в легкую добычу для магнатов, стремившихся под видом братской опеки, если и не превратить в крепостных, то хотя бы заставить платить аренду за землю, что вскоре стало общей практикой для всех безземельных."

стр. 30
".. Вообще польское дворянство довольно богато, как было сказано выше, но в Мазовии, где оно очень многочисленно и составляет шестую часть проживающего там населения, оно живет не в таком уж и достатке. Отсюда следует, что значительная его часть занимается земледелием и не считает для себя унизительным ходить за плугом или идти на службу в дворяне, в свиту самых крупных вельмож - занятие более почетное, чем служить в кучерах, что вынуждены делать самые неспособные из них. Двое из таковых служили у меня кучерами в течении ряда лет, которых я провел в этом краю, занимая должность старшего капитана от артиллерии и королевского инженера, хотя они и были шляхтичами из хорошего рода."

стр. 43
“.. уже упоминалось, что за стремление лишить неимущую шляхту права голоса, которым она фактически не пользовалась, скрывались и другие мотивы. Одним из них было желание усилить экономическую эксплуатацию чиншевой шляхты, которая была в каждом имении, а не только в магнатских. ”

стр.46
“.. Ежи Едлицкому удалось обнаружить жалобу на имя короля (в это время он находился под присмотром контролируемого Петербургом Постоянного совета), которая была подана 24 семьями овруцких чиншевиков в 1775 г.:’У многих из нас отобрали имущество, нажитое потом и кровью за всю жизнь; часть изгнали из стародавних земель и усадеб, которые с незапамятных времен передавались нашими предками по наследству; более того, часть лишили заслуженных кровью и мужеством нашими предками шляхетского герба; а еще часть людей обратили в презренную прислугу ’ . Жалоба была написана против местного старосты Яна Стецкого. Необходимо отметить, что речь не шал о лишении права голоса, а о конфискации домов и земель, лишении личной свободы, т.е. элементарных прав человека, которые исторически считаются присущими шляхетскому сословию.”

стр. 49
“.. Двенадцатым параграфом права голоса лишалась вся безземельная шляхта, каким-либо образом зависимая от землевладельца. Как уже отмечалось, этот текст был принят в Варшаве 24 марта 1791 г. благодаря большому количеству отсутствующих – 101 голосом против 64 . Отныне, гражданином считался лишь тот, кто владел землей в своей отчизне. ”

стр. 55
“.. Землевладельцы даже опасались возможных бунтов. Эти опасения переданы в письме депутата сейма Трояновского к Коллонтаю от 4 марта 1792г.:’Дошли до меня известия о кружащих по нашей Бельской земле агитаторах, подстрекающих шляхту слухами о лишении ее свободы, что приказано ее переписать в реестры, как описывают крестьян в инвентариях..’. Недовольство усиливалось еще и тем, что не было нейтрального органа власти, способного отделить бывших граждан от истинных граждан, которых необходимо было записать в шляхетский реестр. Помещики сами вели записи в реестрах. Естественно, как сообщал автор письма, количество лишенных гражданства вызывало возмущение. Так, в Бельском повете из 15 тыс. шляхтичей, лишь около 500 было внесено в реестр. Подобная ситуация могла быть везде. ”

стр. 104
“.. 92 председателя семей села Бушинка под Ямполем в Подолье, вольные люди, платившие только чинш, подали 7 апреля 1798 г. в уездный земский суд жалобу на графа С. Дунина, который, по их утверждению, издевался над ними и хотел закрепостить. Согласно письменным соглашениям с предыдущими владельцами, сперва с князем Франтишеком Ксаверием Любомирским, а затем с графом Станиславом Вроцелем, они имели право свободного перемещения и выбора работодателя. Предыдущие владельцы, писали они по-польски, придерживались предусмотренных обязательств, однако после покупки Дуниным имения вместе с их селом их стали призывать на дополнительные работы и заставлять платить до тех пор не существующие налоги, которые ранее возлагались лишь на крепостных. Дунин запретил им выезжать из села и угрожал в случае неповиновения . Он превратил их в крепостных, заставляя отрабатывать барщину и немилосердно избивал. Все их бумаги были конфискованы. И хотя решение суда нам не известно, вполне вероятно, что жалоба осталась без ответа, поскольку шляхетское правосудие было – в чем нам еще предстоит убедиться – заведомо предвзятым.”

стр. 147
“Дело касалось 30 подольских семей, проживавших в очередном конфискованном в результате разделов имении, принадлежавшем некому Хмельницкому и переданном семье графа Безбородко. Как это часто бывало, новые владельцы отнеслись к чиншевикам как к крепостным. ”

стр. 173
“Однако правительство согласилось с князем Н.Н. Хованским, белорусским генерал-губернатором (Витебской, Могилевской и Смоленской губерний), который в 1823 г. признал, что не имеет ни малейшего представления о точном количестве шляхты, поскольку достоверно неизвестно, сколько лиц даже не пыталось доказать благородность своего происхождения. Это сводит на нет все предпринятые попытки и усилия историков представить точные данные на основании свидетельств того времени.”

Фразы выдернуты из контекста, однако, они призваны свидетелями того, как обедневшая шляхта, могла и превращалась в крепостных (я уже не говорю о том, что переводилось в сословие крестьян). Из выше указанного очевидно:
1) Проблемы расслоения населения Речи Посполитой уже были очевидны в 17 веке.
2) Принцип «все паны братья» далеко не всегда и везде соблюдался.
3) Шляхтич при гоноре и сабле в конце 18 века – это приятная иллюзия.
4) Общее количество обедневшей и деклассированной шляхты неизвестно по сей день, однако цифры эти шокирующее велики.
5) Шляхта, после разделов Речи Посполитой, пополняла ряды крепостных. Это факты подтверждаемыми документами. Такое могло быть и было.

От себя добавлю, что споры между шляхтичами кто «пан», а кто «хам» не утихают и по сей день. Хотя, казалось бы, делить уже нечего, но.. в ищущих видимо кипит шляхетская кровь, жаждущая признания потерянных вольностей. Восстановления чувства равенства и братства.


Тема: Врублевские (Wrubliewski Wrubliewski Wróbliewski)
10.03.2016, 19:59


Marmer написал:
[q]
[/q]

В НИАБ они хранятся (по большей части). Если территориально есть доступ, то прямая дорога. А еще, настоятельно рекомендую на Raduraksti просмотреть анкеты первой переписи населения 1891-95. Порой можно очень много интересного вытянуть оттуда.

Тема: Врублевские (Wrubliewski Wrubliewski Wróbliewski)
9.03.2016, 16:39


Marmer написал:
[q]
Потомки, откликнитесь!
[/q]

ОБД Мемориал и Одноклассники Вам в помощь. Еще можно поискать параллельные ветки родственников. Кажется на Raduraksti мне попадался Осип Врублевский

Тема: Вопросы по архивному поиску в Красноярском крае
5.03.2016, 20:18

Здравствуйте. В теме ГАКК натолкнулся на материал "Ф.31 Оп.1 Д.306 Личные карточки участников государственной сельско-хозяйственной и поземельной переписи в Енисейском уезде 1917 с. Аскызское Минусинский уезд, Енисейская губерния" . А есть ли аналогичные материалы по Кияйской волости в электронном виде? Интересует Участок Выезжий или Выезжий Лог. А если точнее, то местечко на котором сейчас находится ст. Мана (ранее в народе "Врублевский хутор"). Благодарю.

Тема: Мысли вслух
2.03.2016, 15:25


1 колонка
Года 1835 месяца октября 12 дня умер Петр Рубул, возвращаясь из бурлаков, в дороге
Не исповедовался и не причащался
2 - Крестьянин, муж оставшейся вдовы Агаты. Имеющий от рождения (более) 40 лет. Оставил детей, сыновей Адама и Винцента, дочь Цицилию
3 - Ксендз Игнатий Комповский … - 14 дня на могилах парафиальных погребен - умер 12 октября - парафианин рундянский из деревни Зубро(а)ва


Во второй записи в четвертой колонке очевидная ошибка. Вместо возраста указан, похоже, день погребения.

1 - Года 1836 месяца февраля дня 3 умер Ержи Рубул от старости - исповедан и причащен
2 - Крестьянин, Ержи Рубул, сын Стефана, оставшейся вдовы Марианны супруг, имеющий от рождения 70 лет, оставил сына Данилу, дочь Анну
3 - На могилах парафиальных 5 февраля погребен, 3 февраля умер в парафии Рундянской в деревне Зуброве.

Во второй записи падежи и склонения не везде соответствуют смыслу, написал, как предполагаю правильным. Конкретнее - написано "оставшейся вдовы Марианны супругИ, имеюЩЕЙ 70 лет...". Думаю, что это ошибка писаря, сопоставление с предыдущей записью в этом убеждает.


Так здесь и вообще ничего не совпадает, по этой записи получается, что не Ержи сын Стефана, а наоборот. Никаких Данил вовсе нет. Возраст тоже не совпадает. Это уже Вам разбираться. Приведу добуквенный перевод второй колонки, так, как написано, без знаков препинания и с теми падежами, что в тексте. Попробуйте разобраться.

"Рабочих (я писал "крестьянин", потому что слово "pracowity" применялось для обозначения именно этого сословия, но здесь пишу точно, а буква "х" в окончании точно есть) Ержи Рубул сын Стефана оставшейся вдовы Марьяны супруги имеющей лет 70. Оставил сына Данилы дочкой Анной"

Вот точно по тексту, попробуйте вытащить смысл, если получится.

Тема: Иодко (Ёдка, Ёдко, Jodko)
24.01.2016, 17:23

Выписка из "Географическое словарь Королевства Польского и других славянских стран, Том X". 1889 г.

Рунданы - деревня, повет Люцинский, гмина и парафия Рунданы, 35 верст от Люцина, имеет 814 десятин земли дворской, владение Витольда Шахны, народ римо-католического исповедания, частью из латышей, частью из русинов состоит, между ними единично рассеяны российские староверы. Владение это до 17 века принадлежало Кублицким, в 18-м Йодкам, от которых в начале текущего столетия ее получил дед нынешнего дзедзича Анджей Шахно. В 1820 году он построил на месте филиальной каплицы доминиканов костел каменный Воздвижения св. Креста, при котором вскоре была утверждена особая парафия, входящая в состав предлюцинского деканата. В парафии, имеющей 1253 верных, находятся каплицы во дворе рунданском и в фольварке Безлесье, владении Нарбутов, имеющем 60 дес. земли дворской. До добр Рунданы належат деревни Викториново и Крыница. Ориг. см. ниже.

Тема: Архивный поиск - общая тема
24.01.2016, 16:47

А есть ревизии по Люцинскому уезду? Территории бывших Инфлянтов польских присоединенных в первый раздел Речи Посполитой. ?