Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

село Канаевка

Городищенского уезда Пензенской губернии: Ваньчевы (Трушкины), Гореловы, Кузькины (Разливановы), Максаевы, Прямушкины (Танявины), Ос(к)ины, Чекмаревы

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5  6 7 8 9 10 ... 17 18 19 20 21 22 Вперед →
Модератор: bolero
Зеляпукин
Новичок

Сообщений: 2
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 2
пытаюсь найти место происхождения родственников по фамилии зеляпукин. предположительно предки жили в тамбовской губернии.мой дед проживал в селе троицкая дубрава лысогорского района тамбовской области-илья гаврилович.родился в этом же селе.а где жили предки неизвестно.если можно помогите найти истоки.спасибо.



Комментарий модератора:
В Канаевке проживали носители вашей фамилии, упоминались они и как Зеляпукины, и как Зелепухины. Но я коснулась этой фамилии поверхностно (брат моей прабабушки был женат вторым браком на представительнице этой семьи), поэтому не могу вам сказать, какая губерния (Пензенская или Тамбовская) была ее родовым истоком. Вам, прежде всего, надо обратиться в Гос.архив Тамбовской области с запросом о рождении деда. Если метрические книги сохранились, то могут быть записи и о его родителях, и о других членах семьи. Связи с пензенскими Зеляпукиными я пока не вижу, но удачи вам в поиске!

---
OK
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1628
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 918
Имя одного из канаевских жителей второй половины XIX в. неожиданно обнаружилось в документе, относящемся к переселению крестьян, в т.ч. из Пензенской губернии, в Сибирь. Текст опубликован в сборнике "Сибирские переселения. Документы и материалы". Выпуск 1. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2003. 198 с.

"№ 7. Прошение о денежном пособии на переселение.
2 декабря 1867 г.
Его Высокопревосходительству,
Господину Министру государственных имуществ,
Избранных от общественников своих
крестьян собственников Пензенской
губернии Мокшанского уезда
Царевщинской волости села Царевщины
Ивана Иванова Матросова и
Ильи Петрова Казакова,
Покорнейшее прошение.

На основании "Общего положения о крестьянах" [1] уволены мы из крепостного состояния Г. Столыпина в числе 720 душ и потом имение это передано Г. Шереметьеву, который и наделил нас землею по одной десятине на душу. Владея этою землею, мы обязаны платить государственные подати и прочие повинности, и содержать себя с семействами. Но по одной десятине на душу, при нынешних год от году плохих урожаев хлеба, весьма недостаточно для содержания нашего и для содержания домашней скотины, для коей мы не имеем пастбищ, и мы с нашими общественниками в числе 50 душ, беднея год от году, пришли наконец в такое беднейшее положение, что не можем более существовать в местностях, обитаемых нами и потому в числе 50 душ, всего 23 дома, предположили переселиться в Томскую губернию на такую местность, которая бы посредством сеяния хлеба трудами нашими обеспечивала бы нас, где были бы земля, луга и места пастбищные для скотины и мы поэтому не имели бы ни в чем недостатка к существованию с нашими семействами, - местность, которая бы находилась вблизи от воды и по свойству грунта земли была бы хлебородна. Но мы, все пятьдесят душ, желающие переселиться в Томскую губернию совершенно не имеем никакой возможности, почему и желаем на проезд в Томскую губернию получить от Казны денежное пособие. Так как остающиеся семейства крестьяне наши сотоварищи из числа 720 душ вместо 670 душ на отчисление нас пятидесяти душ в Томскую Губернию не имеют со своей стороны совершенно никаких препятствий, равно государственные подати и прочие повинности уплачиваются нами своевременно и никаких недоимок за нами не состоит, то объясняя о сем мы по желанию нашему и наших общественников всего 50 душ покорнейше просим Ваше Высокопревосходительство благоволите оказать отеческую милость нам, двадцати трем семействам, крестьян села Царевщины, угнетенным бедностью от недостатка земли, благоволите учинить Ваше распоряжение о перечислении нас в Томскую губернию на таковой участок земли, которой отмежовано было бы нам по числу душ узаконенной пропорции и чтобы земля та по качеству ея была бы хлебородна, чтобы мы возделывая оную получали бы вознаграждение за труды наши, то есть чтобы могли с нашими семействами существовать безбедно и платить государственные подати и повинности безнедоимочно, чтобы при земле, которая по назначению Вашего Высокопревосходительства будет нам отведена во владение были бы все угодья необходимые для построения нам жилых строений, и затем по крайней бедности нашей благоволите Ваше Высокопревосходительство выдать нам из Казны денежное пособие на подъем и проезд. На что и ожидаем Вашего Высокопревосходительства милостливого разрешения. Декабря 2 дня 1867 года. К сему прошению со слов просителей крестьян-собственников Мокшанского уезда села Царевщины Ивана Матросова и Ильи Кагакова мною сочиненному на бело писанному и вместо неграмотных по их личной просьбе государственный крестьянин Городищенского уезда села Канаевки Иван Сергеев Карпов руку приложил".

Российский государственный исторический архив. Ф. 1291. Оп. 53 (1867). Д. 356. Л. 2-3 об. Подлинник, рукопись.
https://refdb.ru/look/2222849-pall.html
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ. // Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Zarkan
Новичок

Сообщений: 3
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1
bolero
спасибо большое за информацию. очень интересно. это мое родное село, родное село моих родителей, их родителей и т.д.
а где конкретно я могу найти информацию о годах жизни своих прадедов, прапрадедов? есть вообще такая инфа в свободном доступе? в электронном виде? или это все надо делать через запросы? конкретно интересуют фамилии Яшокиных, Князевых, Мочаловых, Митякиных и других.

что касается фамилий Чекмарева и Ваньчева, то это очень распространенные фамилии в Канаевке

bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1628
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 918
В свободном доступе пока, к сожалению, информации из метрических книг и ревизских сказок нет. В настоящее время идет оцифровка сельхозпереписи 1917 г., но когда ее выложат, неизвестно. Вариантов получения нужной информации несколько:
- запрос в архив (быть готовым к долгой очереди);
- самому поработать в архиве;
- обратиться к тому, кто сможет поискать данные в архиве.

Что касается ваших фамилий, некоторые мне попадались в выписках из метрических книг, в разное время они породнились с моими Чекмаревыми (дядя, братья прабабушки) через браки - Князевы, Митякины, Мочаловы. Записи есть в теме, но сейчас продублирую их вместе:
1909 г. (ф.182, оп.1б, д.301)
15 мая - бракосочетание 27-летнего Григория Ильина Чикмарева с 21-летней гос.крестьянкой с. Канаевка Надеждой Евфимовой Князевой (также 2-й брак). Поручители по жениху - с. Канаевки гос. крестьяне Сергей Ильин Чикмарев, Илья Тимофеев Баланов, по невесте - Феодор Николаев Князев, Семён Николаев Князев.
1892 г. (ф.182, оп.1б, д.119)
- о рождении 28 сентября (крещен 29-го) Григория. Родители: с. Канаевка гос. кр-н Иван Иванов Чикмарев и законная его жена Анна Иванова. Восприемники - с. Канаевка гос.кр-не Михаил Васильев Рагулин и девица Евдокия Иванова Митякина.
1888 г. (ф.182, оп.1б, д.101)
- о браке 16 октября с. Канаевка гос. крестьян Ивана Иванова Чикмарева, 17 лет 9 месяцев (с разрешения Его преосвящества от 30 октября 1882 г. за № 1309), 1-ым браком и Анны Ивановой Митякиной, 18 лет, 1-ым браком. Поручители по жениху - с. Канаевка гос.кр-не Федор Иванов Чикмарев, Егор Николаев Чикмарев, Степан Димитриев Антошкин, по невесте – Андрей Иванов Митякин, Иван Иванов Митякин, Ефим Васильев Тишинков.
1878 г. (ф.182, оп.1б, д.25)
- о рождении 29 июня (крещен в тот же день) Петра. Родители: с. Канаевка гос. кр-н Егор Николаев Чикмарев и законная его жена Мария Егорова. Восприемники: с. Канаевка гос. кр-не Евграф Егоров Мачалов и солдатка Анисья Димитриева Чикмарева.
1876 г. (ф.182, оп.1б, д.22)
- о рождении 21 сентября (крещен тогда же) Димитрия. Родители: с. Канаевка гос. кр-н Георгий Николаев Чикмарев и законная его жена Марья Егорова. Восприемники: с. Канаевка гос. кр-не Никита Егоров Мачалов и Сильверста Федорова Зудайкина жена Елена Николаева.
1875 г. (ф.182, оп.1б, д.20)
- о браке в октябре с. Канаевка гос. крестьян Егора Николаева Чикмарева, 1 браком, 17 ½ лет (с разрешения Его Преосвященства от 24 сентября 1875 г. за № 5913) и Марии Егоровой Мачаловой, 1 браком, 18 лет. Поручители по жениху - гос.кр-не Иван Николаев Чикмарев, Яков Петров Максав, Филипп Иванов Гришин. По невесте - Яков Евдокимов Балыков, Василий Иванов Васекин, Алексей Иванов Васекин.

На сегодня в свободном доступе есть только тематические базы данных архива, например, по метрикам и ревизиям, там можно узнать о наличии в архиве метрических книг за определенные годы, "реквизиты" для заказа (номер фонда, описи, дела). Скачать базы можно с сайта ГАПО: http://arhiv-pnz.ru/nsa/thematic_databases

Не забудьте и про ОБД Мемориал, там есть Митякины, Князевы, Яшокины - уроженцы Канаевки!
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ. // Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Zarkan
Новичок

Сообщений: 3
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1
спасибо еще раз. попробую что-то поискать. времени самому рыться в архивах нет конечно, а как долго запрос в архив обрабатывается? за какие деньги? какие именно данные могут предоставить?

- обратиться к тому, кто сможет поискать данные в архиве. это кто такие и за какие деньги опять же?


Комментарий модератора:
Написала вам в личные сообщения.

GOLAN

GOLAN

Пенза
Сообщений: 373
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 450
В России до 1917 было проведено три поземельные переписи – в 1877, 1887 и 1905. В 1917 была проведена сельскохозяйственная и поземельная перепись.


Комментарий модератора:
И Ваньчевы стали встречаться по метрическим книгам именно с 1905 г. Вероятно, все-таки существовал переписчик Ванчев, "поделившийся" своей фамилией с одним из семейств Трушкиных при проведении поземельной переписи этого года.

bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1628
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 918
Очередная подборка "канаевских" ссылок, особый интерес представляют фотографии, размещенные пользователями:

http://foto-planeta.com/np/111889/kanaevka.html

http://wikimapia.org/10212262/ru/Канаевка

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=penza&page=69

Бурлакова Анна - Девичьи припевки с. Канаевка Городищенского р-на Пензенской обл.
http://gigmuziki.com/search/Фрося%20бурлакова/
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ. // Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
GOLAN

GOLAN

Пенза
Сообщений: 373
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 450
На сайте Полубоярова в статье, посвященной Канаевке, в библиографии записан источник: "Пензенская правда", 1991 г., 24 декабря, "Легенды и были села Канаевки".

В газетной заметке некоей М. Мячиной приводится следующая информация. Со слов Кувшиновой П.А.. В 1805 году по приказу барина Савелия Старевского рядом с существующей церковью была построена совсем маленькая церквушка, которую народ с тех пор называет "Савва".
И с тех пор 16 декабря, люди отмечали престольный праздник в честь богобоязненного помещика.

Мои родственники рассказали следующую историю.. Жил - был помещик Савва, который дал вольную крестьянам, освободил от крепостничества. И с тех пор опять же 16 декабря отмечали крестьяне праздник в его честь.

Насколько достоверна информация в обоих рассказах?
Очевидно, что под именем Савелия Старевского, в одном случае, и просто Саввы, в другом, надо понимать Савву Сторожевского - основателя монастыря на горе Стороже под Москвой, потому так и названного.
Именно этому монастырю принадлежали канаевские крестьяне до 1764 года.
И, действительно, 16 декабря Православная Церковь отмечает память преподобного Саввы Сторожевского.
Он не был барином - помещиком. Не мог приказывать в 1805 году, не мог дать вольную крестьянам, поскольку умер ещё в 1406-7 годах.

Вот так всё преломилось в памяти народной и дошло до наших дней.


Комментарий модератора:
Очень интересно! Главное, что история хранится в народе, пусть и в несколько искаженном, в т.ч. хронологически, варианте.

bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1628
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 918
Заново зарегистрировалась в Российской национальной библиотеке (http://www.nlr.ru/) и заказала в читальный зал четыре издания из тематической канаевской подборки (см. начало темы). Главное здание РНБ заметно обезлюдело со времен моего студенчества. И не только из-за переезда большей части фондов в Новое здание... Прежде всего, ознакомилась со статьей Гвоздева А.Н. "Два говора одного села (с. Канаевка Городищенского района Пензенской области)" в книге "Материалы и исследования по русской диалектологии", т.1 - М.; Л - 1949. Написана статья в 1926 г. Если опустить подробности и тонкости филологического анализа слогов, звуков и морфологических явлений, интересные и понятные только специалистам (остальным это надо слышать в конкретной речи), стоит остановиться на следующих сведениях:

(стр. 71) "Село Канаевка при станции того же названия (Пензенская ж.д.) имеет два конца:
1) Шигонь (ближайший к железной дороге)
2) Крукол (по названию ручья, разделяющего оба конца).
Каждый из этих концов имеет свой особый говор.
По количеству населения Крукол раза в три меньше Шигони - всего в селе свыше 4 тыс. населения. Среди старожилов не сохранилось воспоминаний о том, когда возникло село или какой-либо из его концов. Не помнят также, чтобы какие-либо концы были организованы в разные общества или вообще когда-нибудь обособлялись; костюм и тип построек в обоих концах также одинаковы. Единственно, в чем сохранилась память о различном происхождении жителей этих концов, это смутное предание о том, что крукольцы принадлежат к "мещере". Так, одна женщина из Шигони говорила о возникновении села: "Тады адин был шыгонец, адин был мишчыряк, прозьвишчы штоли?"
... Важно иметь сведения о происхождении обоих описываемых говоров - крукольского и шигонского. (стр. 72) По этому вопросу удалось получить некоторые, - правда, недостаточно определенные, - сведения. Это справка, полученная от заведующего Пензенским архивом А.Е. Любимова, которую и привожу полностью: "Точных данных о времени возникновения поселения не имеется. Население села Канаевка было на положении государственных крестьян. О первых насельниках местности существует местное предание, по которому население было пришлое: одна группа - переселенцы из Шигони, Инсарского уезда, а другая - мещеряки (неизвестно откуда). До проведения Сызрано-Вяземской железной дороги каждая из названных частей общества жила обособленно, при разделах новые крестьянские хозяйства селились на территории своих однообщественников. С проведением железнодорожной линии и с постройкой вокзала в Шигоньском конце в районе железнодорожного отчуждения стали с одинаковым правом селиться как мещера, так и шигоньцы. Однако до последнего времени сохранились как пережиток наименования: "Шигоньская сторона" и "Мещерская сторона". В официальных бумагах и при статистических обследованиях в селе Канаевка всегда значилась одна община".
Кроме того, в "Экономических примечаниях" к планам генерального межевания, которое было закончено в Пенезенской губернии в 1792 г., оказалось важное сообщение: "Село Канаевка экономических крестьян в бесспорном отводе... 150 дв. 679 м. 479 ж. ... По обеим сторонам речек спаского она ж и корукол и ее отвершка шинбаза попова родника и его отвершка".
Следовательно, во время генерального межевания существовали уже оба конца, разделяемые ручьем Крукол, и, следовательно, говоры находятся в соседстве больше 150 лет.
(стр. 73) Как указывалось, вообще между концами не замечается различий, но сами крестьяне ясно сознают разницу в говоре жителей обоих концов. Так, один крестьянин из Шигони с насмешкой указывал на такие особенности произношения в Круколе: "ня знай, мяшок, Ванькя, Танькя", по его словам в Круколе "перьварачвъют слава". Другие крестьяне из Шигони также сообщали, что жители Крукола вызывают насмешки своим произношением, и приводили примеры со случаями сильного яканья. Характерно, что крестьяне из Крукола соглашаются с оценкой соседей, признавая свое произношение неправильным и заслуживающим насмешек.
В полном согласии с приведенными показаниями крестьян, в Канаевке оказалось два очень различных говора в указанных концах села; при этом, ... господствующим является говор Шигони..."


Комментарий модератора:
Если "мещера", мещеряки, Крукол ранее встречались в тех или иных материалах, то Шигонь и версия о переселении крестьян из села Шигони Инсарского уезда в Канаевку встретились мне впервые. До этого самой распространенной версией был перевод на эти земли в конце 17 века монастырских крестьян из Звенигородского уезда ("москвитяне").

---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ. // Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1628
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 918
... (стр. 82) В словарном отношении разницы между говорами Крукола и Шигони не замечено. ...
1. Крестьянский дом и его части: изба, клеть, горница, сени, сарай; коник (лавка от двери к переднему углу), судняя лавка (у печки), брус (полка из одной доски, идущая от угла печки - не вдоль стены), полатный брус.
2. Части печи: чело, шесток, горнушка, печурка, боров.
3. Женская одежда: рубаха, состоящая из двух частей:
1) нижняя из холста - "стан" (она не видна из-под сарафана).
2) верхняя из цветной фабричной материи с преобладанием оранжево-красного цвета - "рукава"; самые рукава - широкие, около кисти перехвачены узкой полоской, за которой идет плиссированное расширение, называемое "брыжжы". Сверх рубахи носят "сарафан"; он представляет одну высокую юбку на лямках, спереди сверху вниз опускается цветная полоса пальца в три шириной, иногда же ширина ее доходит до четверти; на ней помещаются "декоративные" пуговицы. Сарафан - всегда синего цвета, бумажный; самое название "сарафан" прилагается только к домотканному костюму, когда же он шьется из фабричной материи, то называется "китайка". Сарафан у талии обязательно подпоясывается поясом. Сверх сарафана (не всегда) носят "запон" - обычный фартук городского типа, подвязывающийся на высоте талии; он шьется из цветной материи и внизу украшается покупной бахромой, называемой "маньжэты". Верхнее шерстяное платье типа поддевки называется "панитак".
4. Головные уборы. Обычно женщины и девушки носят платок, завязываемый сзади внизу. У молодых замужних (стр. 83) женщин такой головной убор: 1) волосы сверху закручиваются шишкой, и эта шишка из волос называется "кичкой"; 2) собранные так волосы обхватываются "повойником", который представляет неглубокий мешок величиной в покрытую волосами часть головы; 3) на него одевается "наклонник", подковообразный предмет из тонкой доски шириной 4 см, обшитый материей; надевается он на голову концами назад; 4) спереди к нему привязываются две полоски, спускающиеся от него на лоб - "бархотка" и "поднизь", украшаемые бисером; 5) сзади тоже две полоски - "подзатыльник" и "бисер". Весь этот убор закрывается платком, завязанным сзади. шелковый платок называют "фатой".
5. Обувь. Женщины обычно носят "коты" с белыми чулками, а поверх чулок накручиваются, иногда сплошь, черные шерстяные "оборы", плетеные тесемкой. Из других названий обуви употребляются: лапти, бахилы, онучи, сапоги, башмаки, полусапожки.
Женский костюм в целом, несмотря на соседство станции и железной дороги и на то, что он резко отличается от костюмов всех соседних сел, вполне устойчив. Даже у молодежи не замечается стремления к замене его другим. Желание сохранить костюм в неприкосновенности, препятствием чему является недостаток материи соответствующего рисунка, вызвало такую активность местных женщин: они через кооператив посылали на фабрики образцы платков и материи, прося выработать нужные им ткани (наблюдение 1926 г.).
6. Название домашней утвари: горшок, крынка, бадейка, квашня, ухват, сковородник, кочерга.
7. Названия земледельческих работ: пахать, бороновать, навозить.
Из слов приведенного в программе МДК списка употребляют только следующие: лошадь, квашня, сковородник, ухват, коромысло, ковш, зыбка, зола, навоз, назем, тропка, дорожка, волосья (но "трепать за виски"), кочет, паук, волк, пахать, бороновать, доить, мести, играть песни, коровод, рели (высокие), качели (низкие), вопить и голосить (по покойнику), (стр. 84) врать и хвастать и брехать, умориться и замучиться; баять, зевать и шуметь; свекровь, горница, сельница (гумно), горнушка, шесток, конек.
Отмечу еще несколько записанных местных слов, частью имеющих только фонетические отличия: адЯ (пойдем), бОли (больше), врак (овраг), дыху нет (дыханья), зачАть (начать), крипива (крапива), мачлива (мокрое) места, нисусьметный (бесчисленный), нынь и нонь (ныне), павадились (привыкли), примацца (приниматься), с пылОчку (с пылу), суды (сюда), туды (туда), ташчэй (худей), шабёр (сосед) (Шиг.), ай (или), абряда (наряд)...
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ. // Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5  6 7 8 9 10 ... 17 18 19 20 21 22 Вперед →
Модератор: bolero
Вверх ⇈