| Материалы и черновик книги |
Часть 1. Савинский период
Мои Тверские предки. Тоболины, Белоусовы
| IvIvIv Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 34 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
10 августа 23:44 16 августа 1:26 Часть 1. Савинский период (1728-1761) | | |
| IvIvIv Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 34 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
13 августа 21:55 1. Издалека. Река Тьма Вниз по течению Бежит вода, шлифуя спины камней. Вниз по течению Пойду и я, покуда делать нечего мне.
Максим Леонидов, бит-квартет «Секрет», Вниз по течениюЕсть такая речка – называется Тьма. Длинная, извилистая-излучистая, протекает она веками в Старицких, Новоторжских и Тверских землях, и впадает в Волгу недалеко от Твери, внося свой вклад в жизнь великой русской реки. И не то чтобы речка эта совсем малоизвестная. На берегах реки Тьмы располагались имения Берново, Малинники, Павловское, принадлежавшие старицким помещикам Вульфам, с семейством которых был дружен Пушкин. Александр Сергеевич гостил у них, вдохновлялся деревенской жизнью, барышнями, уединением, природой, и, конечно, речкой – места на Тьме и впрямь живописные. Рассказывали Пушкину и легенду о несчастной обманутой дочери берновского мельника, утопившейся в омуте на реке Тьме, даже показывали то место и остатки мельницы, и, возможно, именно эта история, будоража творческое воображение поэта, отразилась в его неоконченной драме «Мельник», которую издатели позже назвали «Русалкой». Выходила на берег Тьмы и Анна Полторацкая – родственница Вульфов по материнской линии, проведшая детство в усадьбе деда в Берново. Это позже она – Анна Петровна Керн – станет для Пушкина то ли музой и чудным мгновеньем, то ли вавилонской блудницей, но до этого еще далеко и на берегах Тьмы представим просто милую девочку. Вдохновила река Тьма и художника Исаака Левитана, изобразившего ее в тревожной картине «У омута», выставленной сейчас в Третьяковской галерее. Наверное, на этой картине все тот же легендарный омут в Берново. Совсем удивительно, что на берегах Тьмы, в Берново, побывала 2 июня 2007 года и вдова битла Джона Леннона – Йоко Оно. А предистория этого визита такова. В конце XIX века в Петербурге жило семейство Бубновых, у которых было три одаренных дочери – Мария, Варвара и Анна. Мария в будущем станет пианисткой, Варвара – художницей, а младшая Анна – скрипачкой. Будучи по материнской линии потомками Вульфов, девочки в детстве проводили лето с матерью в Берново, на реке Тьме. Позже, окончив Петербургскую консерваторию, Анна полюбила студента-вольнослушателя Петербургского университета японца Сюнъити Оно. На фоне смутных времен 1917 года поженившиеся Сюнъити и Анна переехали в Японию, где их, а потом и приехавшую в 1922 году вместе с матерью сестру Варвару, хорошо приняли в клане Оно. Хотя жизнь в Японии не была простой, сестры внесли большой вклад в русско-японские культурные связи: Анна, занимаясь музыкально-педагогической деятельностью, воспитала в Японии плеяду скрипачей (её даже называют «матерью японских скрипачей»); Варвара, кроме художественного творчества, преподавала русский язык и литературу, и благодаря ей переводы русской литературы в Японии достигли высокого уровня. В личной жизни у Анны все сложилось не так хорошо: в 14 лет умер их с Сюнъити сын, и отсутствие детей стало поводом для развода. Но даже после этого у Анны и Варвары сохранились добрые отношения с семейством Оно, и талантливые тетушки-педагоги приняли живое участие в разностороннем воспитании дочери младшего брата Сюнъити – Йоко Оно. Девочка очень ценила Анну-сан и Варвару-сан, и кто знает, может именно их влияние и создало ту неповторимую личность Йоко, в которую влюбился Джон Леннон. В послевоенные годы сестры вернулись на родину, в Россию, а в конце 1990-х побывали в Берново. Так шелест деревьев с берегов реки Тьмы донесся до далеких берегов и знаменитых людей, и Йоко, навещая в 2007 году родовое имение своих русских тетушек, призналась: «Мне кажется, что я вернулась в свой дом из долгого-долгого путешествия. Здесь, в этих стенах, меня не покидало странное чувство, что я наполовину русская» (1). На берегах реки Тьмы, в деревне Князево, прошло детство знаменитого оперного певца Сергея Лемешева. Но это все в верховьях и в среднем течении Тьмы. Если в верховьях речка несколько легкомысленная и игривая (озеро Денежное в истоках, Берново с Пушкиным-Керн-Йоко Оно), то в нижнем течении по берегам Тьмы когда-то давно располагалось немало духовных обителей, монастырей (ныне их уж нет). Так вот, если проследовать многочисленными изгибами и излучинами ближе к устью, то рано или поздно доберёмся мы до деревеньки Савино. Именно здесь на реке Тьме когда-то давно стоял Саввин монастырь, а в подмонастырной слободке жили и трудились до 1761 года мои предки. Рассказ об этом впереди. Что касается этимологии, то почему река Тьма получила такое название, ясности нет, да и убедительных версий и предположений мне не встречалось. Быстрая, шустрая, чистая речка как-то не ассоциируется с привычным значением своего названия. Но есть интересное наблюдение, которое может навести на какие-то мысли. Тьма – левый приток Волги. С противоположной – правой – стороны впадает в Волгу в этих же местах ещё одна река с однокоренным названием – Тьмака. Тьма и Тьмака разные и по длине и по характеру реки, их объединяет только название и симметричность относительно Волги. Можно предположить, что Тьма-ка – это малый, более короткий зеркальный близнец Тьмы. Сегодня живописные берега Тьмы-реки притягивают рыбаков, байдарочников, туристов и просто отдыхающих. И, конечно, побывать на этих берегах и войти в воду этой реки, было и моим заветным желанием. Впервые я побывал в Савино, на берегах речки, где 300 лет назад жили мои известные по именам предки, 21 июня 2022 года. Тьма в Савино быстрая, холодная, порожистая, с перекатами. Здесь когда-то давно стояла савинская мельница. На том месте, где располагался упраздненный в 1764 году Саввин монастырь, теперь находится кладбище, и выделяющиеся среди прочих кресты святых Саввы и Варсонофия Тверских указывают место бывшего храма Иоанна Богослова, из книг которого я получил знания о своих предках. Где-то здесь, на этом же погосте есть безымянные погребения и моих прародителей – Тимофея Яковлева и Исая Никитина, закончивших свой земной путь в далёких 1740-х годах. На месте более позднего храма, тоже не сохранившегося, установлен поклонный крест. А от реки и места бывшего монастыря через лесок ведет дорожка – к Слободской улице, где раньше находилась подмонастырная слободка, в которой жили предки. Наверное, по этой же самой дорожке они и ходили из слободки к реке, храму, мельнице. Вечером того же дня я впервые встретился со своим восьмиюродным братом, тоже потомком тех далеких савинских жителей и тоже интересующимся своими корнями. Благодаря генеалогическим исследованиям удалось точно установить нашу родственную связь... Еще дважды случилось мне увидеть Тьму. 24 февраля 2023 года я проехал берегом Тьмы, облаченной в зимний наряд, по дороге в Берново. 19 августа 2023 снова побывал в Савино, на этот раз проделав путь из Слободки до реки. Думаю, что это не последние встречи. Я не случайно начал повествование, посвященное предкам своего рода, с описания реки, на берегах которой какое-то время жили прародители. Путешествуя по разным регионам страны и мира, я увидел, что именно реки, водные артерии, являются теми сосудами, которые в большой степени определяют характер местности, её хозяйственный уклад, а, следовательно, и характер занятий и быта людей, эту местность населяющих. Это важная составляющая, которая вместе с другими источниками, может помочь оживить портреты давно минувших времен, от которых зачастую осталось немного прямых сведений. В истории остается большое, но её полотно соткано из малого: из ручейков человеческих жизней, судеб и поступков, которые очень хочется рассмотреть сквозь толщу времени как можно внимательнее. Ссылки и документы: 1. Йоко Оно в Бернове. Газета «Старицкий Вестник». 2 июня 2012. http://st-vestnik.ru/kultura/joko-ono-v-bernove.htmlИллюстрации: 1. Левитан, «У омута», 1892 2. Йоко Оно в Берново, 2007 3-5. Фото Тьмы в Савино, 2021 | | |
| IvIvIv Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 34 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
13 августа 22:06 14 августа 17:22 2. Саввин монастырь (1397–1764) Я вышел – духовный, а вернулся – мирской, Но мог бы пропасть – ан нет, не пропал
Борис Гребенщиков, «Аквариум», Гарсон №2Если мы посмотрим на современную карту деревни Савино, расположенной в 20 км к западу от Твери на реке Тьме, то увидим, что деревня состоит из двух отдельных, соединённых дорогой частей: южной, на берегу Тьмы, и северной, вокруг Слободской улицы. Так само время сохранило для нас знание о былом устройстве этих мест. Более чем два с половиной столетия тому назад не было ещё ни деревни, ни села Савино: на берегу реки стоял монастырь, а чуть севернее находилась подмонастырная слободка. Саввин монастырь за годы своего существования пережил периоды расцвета, разорения и упадка, и в 1764 году был упразднен. Лишь после этого года начинается история сначала села, а потом деревни Савино. Даже когда Саввин монастырь уже сильно клонился к своему упадку, когда монашеская жизнь в нем практически прекратилась, а хозяйственная едва теплилась, в подмонастырной слободке продолжали жить, трудиться, страдать и любить люди, и среди них – мои прародители. И поскольку жизнь монастырских крестьян была тесно связана с монастырем, рассказать о его истории будет не лишним. Документальных свидетельств о раннем периоде жизни Саввина монастыря на реке Тьме близ Твери очень мало, множество документов сгорело во время разорения в Смутное время, и поэтому в дошедших до нас знаниях реальные сведения часто соседствуют с легендарными и ошибочными. Наиболее полным источником по истории Саввина монастыря может служить работа историка церкви И.П.Соколова «Краткие историко-статистические сведения об упраздненном Тверском Саввине монастыре на р. Тьме» издания Тверской Ученой Архивной Комиссии, написанная в 1914 году (1). Также, среди источников сведений о Саввином монастыре можно назвать статью «Село Саввино» в Тверских Епархиальных Ведомостях за 1887 год (2). Географически Саввин монастырь находился на левом возвышенном берегу реки Тьмы, там, где она в районе современной деревни Савино делает крутой изгиб, еще точнее – там, где сейчас располагается савинское кладбище. Соколов описывает местоположение монастыря относительно нового храма, который тоже не сохранился (на его месте сегодня установлен поклонный крест): «К югу, против храма, рядом с ним (только через дорогу) находится школа и церковная сторожка, а к юго-западу от него на самом берегу р. Тьмы расположено кладбище, обнесенное ветхой деревянной оградой. На кладбище находятся 3 маленьких деревянных сруба, обшитые с боков тесом и покрытые сверху небольшой четырехскатной тесовой крышей, с небольшим железным крестом наверху. Издали эти крытые срубики очень похожи на маленькие часовенки. Два таких срубика находятся посредине кладбища, рядом друг с другом, а третий на конце кладбища, почти что у самого начала крутого берега Тьмы. Вот эти-то срубики и поставлены на месте бывших церквей упраздненного монастыря. Собственно говоря, пространство занимаемое кладбищем, и является тем местом, где был расположен монастырь. При рытье могил, на глубине, встречаются следы древней кладки, а на поверхности земли заметны углубления – ямы от бывших здесь, повидимому, каких либо хозяйственных построек. К юго-западу от новой церкви, в небольшом расстоянии от кладбища, виден полузаглохший монастырский пруд, и неподалеку от него – остатки щебня и битого кирпича от прежних монастырских построек. Бывший монастырь, надо заметить, находился неподалеку (приблизительно в 1-ой версте) от прежней большой проезжей дороги из Твери в Торжок.» (1, стр.7-8). Описываемые Соколовым срубы на месте бывших церквей монастыря до наших дней не сохранились, и сейчас лишь выделяющиеся кресты на месте погребения преподобных Саввы и Варсонофия Тверских могут примерно указывать на это место. Монастырь был основан в 1397 году. Основанием для такой датировки считаются сведения из сохранившегося церковного устава XV века. На первом листе этого устава имеется надпись, подтверждающая принадлежность устава Саввину монастырю: «Лета 7138 (1630) сия книга глглемый устав Тверскаго уезда Савина Мнстря взят к Москве при игумне Тихоне сентября в 24 день». А на 295 листе есть запись: «В лет 6940 (1432) в Петрово говение монастырю стаго Савы минуло 35 лет, а смерти князя великаго Михаила 34 лета на поминок день» (1, стр.8). Название монастыря происходит, вероятно, от имени главного храма обители, названного в честь христианского подвижника V-VI веков Саввы Освященного. Вопрос об основателе Саввина монастыря остается открытым. Существует мнение, что основателем монастыря мог быть первый его настоятель Савва Вишерский (Бороздин). Высказывается предположение, что основанию монастыря мог содействовать святитель Арсений, назначенный Тверским епископом в эти годы и имевший ревность к монашеской жизни. Поскольку монастырь в самые первые годы своего существования уже становится благоустроенным и материально обеспеченным, это наводит на мысли, что к его основанию мог быть причастен щедрый жертвователь из тверских князей. Это мог быть и великий князь Тверской Михаил Александрович, упоминаемый в вышеприведенной записи церковного устава Саввина монастыря, и молодой князь Александр Иванович, именуемый в одном из источников ктитором (покровителем) Саввинской обители. Первые два века существования Саввина монастыря можно назвать временем расцвета, благополучными веками. По моим представлениям, монастырь того времени – периода становления русского государства – представлял из себя сложно-составной организм (не только храмы и подвижники, но и управленцы, хозяйственники, работники, крестьяне, вотчинные деревни и земли), игравший значительную роль во многих сферах жизни: и в духовной, и в хозяйственно-экономической, в социальной, а зачастую и в политической. Судя по тому, что XV век оставил нам имена великих подвижников в связи с Саввиным монастырем, обитель, по крайней мере в начале своего существования, была известна высокими стандартами монашеской жизни. А сведения о библиотеке монастыря, в которой хранились качественные рукописи, говорят об акценте на духовно-просветительскую деятельность. В самом конце XIV века Саввин монастырь привлек такого подвижника благочестия как Савва Бороздин из Кашина. Будучи уважаем братией, он был избран игуменом и стал первым настоятелем Саввина монастыря. Следуя своему духовному пути, в 1411 году Савва Бороздин удалился на Афон. Для управления обителью он поставил приемником Варсонофия, по прозвищу Неумой, который подвизался в монастыре вместе со своим родным братом Саввой. Васонофий настоятельствовал 5 лет, после чего удалился на 40 лет в уединененную пустынную келию неподалеку, оставив игуменом своего брата Савву, который управлял монастырем более 50 лет. Существуют сведения, что Савва Тверской был одним из учеников Сергия Радонежского и принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Васонофий, прожив 40 лет в пустыне, возвратился в монастырь и провел там остаток жизни. Свидетельства о братьях Варсонофии и Савве Тверских и о жизни Саввина монастыря записал в своих грамотах преподобный Иосиф Волоколамский, неоднократно посещавший обитель. Из этих записей следует, что строгость иноческой жизни, отличавшая обитель в ранние ее годы, со временем была утрачена. Варсонофий и Савва Тверские скончались во второй половине XV века, были погребены в церкви Саввина монастыря, и память о них долго хранилась в народном предании. Было время, когда церковные власти запрещали почитание, и в какой-то момент при перестройке храма были разобраны и сами погребения Саввы и Варсонофия. Причиной этому была скорее чрезмерная осторожность и историческое невежество, когда местные священники даже не могли толком ответить властям о местночтимых подвижниках и их заслугах (2, №14). В наши дни память преподобных чтится в общецерковном календаре 2/15 марта, а на месте их погребения в бывшем Саввином монастыре установлены два креста. Время основания монастыря, и упоминание инока Саввы («Сава иже в Твери в Савинском монастыре») в списке учеников Сергия Радонежского (1, стр.20), позволяют предположить, что Саввин монастырь был одним из элементов монастырского строительства, импульс которому задали митрополит Алексий и Сергий Радонежский. В тяжелое время княжеских усобиц и соперничества, зависимости от Орды, именно русская Церковь в лице этих мудрых деятелей закладывала основания будущего единства и независимости Руси. И возрождение и распространение общежительного монашества в Северо-Восточной Руси было одной из таких основ. Монастыри служили центрами духовно-просветительской деятельности, формируя мировоззренческий фундамент русского государства, с авторитетом которого должны были считаться князья несмотря на свои частные интересы. Общежительные монастыри (киновии) служили центрами организации хозяйственной и социальной жизни населения, как писал Лев Гумилев о деятельности Сергия Радонежского: «Основателем первой киновии с самым строгим монастырским уставом был великий русский подвижник Сергий Радонежский. Говорил Сергий мало: выполняя свое послушание, он в основном носил воду в монастырь да стоял церковные службы. Но зато, когда Сергий что-нибудь говорил, его слушали, ибо он говорил дело. Эта система поведения нашла много последователей. Вокруг обители Сергия создался ореол святости и уважения, а ученики подвижника стали сами, по его благословению, основывать общежительные монастыри. Эффективность такого рода духовной экспансии была огромной. Каждый монастырь играл роль не только церкви, но и больницы, и школы, и библиотеки. Конечно, врачей среди монахов было меньше, чем в современной поликлинике, а книг – меньше, чем в библиотеке Академии наук, но врачи лечили, а книги читались. Влияние игуменов и иноков-подвижников росло. Люди, приходившие в монастырь, начинали верить, что православная Русь может жить, помогая сама себе, не опираясь на силы татар или литовцев.» (3). В 1485 году Саввин монастырь пережил конец независимости Тверского княжества и присоединение к Московскому. XVI век считают временем полного расцвета внешнего благополучия обители, хотя, видимо, материальная обеспеченность шла в ущерб нравственной высоте иноческой жизни. Остались свидетельства о владениях монастыря в XVI веке – деревнях, землях, лесах: монастырь в это время предстаёт больше как хозяйственная система. Был он не бедным (по земельным владениям богаче, например, Отроча монастыря), и вотчины его находились не только вблизи, но и по другим тверским волостям, станам и уездам. Были монастырские дворы и пашни и в Твери (упоминаются в более поздних документах XVII века в связи с большим пожаром в Твери в 1616 году). В немногочисленных документах XVI века, дошедших до нас, есть указания на наличие двух церквей в Саввином монастыре: во имя Иоанна Богослова и во имя Саввы Освященного. 1561 годом датируются обладающие большой художественной ценностью резные царские врата Саввина монастыря. До 1840 года они находились в каменной церкви Саввы Освященного. Описание этих царских врат и рисунок с них был внесен в альбом Древности Российского государства (том VI, лист №5, Москва, 1853). Последний раз врата видели на выставке древнерусского искусства в Москве в 1913 году, потом они куда-то исчезли, и сейчас о них напоминает только рисунок Фёдора Солнцева в Древностях Российского государства. По описанию, царские врата имеют небольшие размеры, сделаны из липового дерева и отличаются старинной богатой отделкой с мелкотравчатой проемной резьбой на обоих полотнищах. Эти врата, вместе с упоминанием еще о резных столбцах из Саввина монастыря, указывают на то, что в обители, по видимому, было развито художественное ремесло и искусство резьбы по дереву (1, стр.31-33). В начале XVII века относительно благополучные времена сменились временами смутными, лихими. Беды приходили одна за другой: пресечение династии, неурожай и голод, гражданская война, лжецаревичи разных мастей, интервенция, оккупация. Не обошли они стороной и Саввин монастырь, который был разорен и опустошен: храмы разграблены и «от литовских людей разорены», селения выжжены, их жители побиты и рассеяны. Сгорели вотчинные грамоты и отписные книги (документы, подтверждающие права монастыря на земельную собственность), и, наверняка, в это же время было утрачено много других документов, хранивших историю обители. Дозорная книга по Тверскому уезду 1615 года описывает удручающие последствия смутных времен: «монастырь Савин на реке на Тьме; а в нем храм апостола Ивана Богослова древян, шатром, с трапезою и с келарскою на подклетех; да храм преподобнаго отца Савы Освященнаго, да предел Николы Чудотворца древян же, клетцки, да церковь преподобнаго отца Савы Вишерскаго каменна; – от литовских людей разорены.» (1, стр.33). И далее перечисляются запустевшие вотчинные деревни, села, дворы, заросшие лесом пустоши, разоренные храмы. Из книги видно, что в XVII веке в монастыре три разоренных храма: кроме двух уже указанных, появляется упоминание о храме во имя Саввы Вишерского (преподобный был канонизирован на соборе 1549 года). Восстановлены после разорения, судя по более поздним документам, были только два. Во второй половине XVII века, как следует из переписной книги 1677 года, при монастыре видимо появляется и белое духовенство (1, стр.53). Утраченные книги на земельные владения монастыря потребовали создания новых переписей. Одна из таких писцовых книг – о земельной собственности монастыря в Новоторжском уезде, составленная в 1622-1624 годах Владимиром Полтининым с товарищами, содержит среди прочего интересные для данного исследования сведения. «Савинскаго монастыря, что в Тверском уезде... Пустошь Фенино на речке на Тверце, запустела от поветрия, пашни перелогом и лесом поросло худые земли сто двадцать восемь чети в поле, а в дву потому ж*, сена сто копен, лесу непашеннаго четыре десятины;... Пустошь Осинка, на речке на Тверце, запустела, пашни перелогом и лесом поросло двадцать чети в поле, а в дву потому ж, земля худа, сена пятьдесят копен...» (1, стр.46). Здесь в числе названий запустевших мест, принадлежавших Саввину монастырю, встречаются Фенино и Осинка на реке Тверце. Фенино – родина моей бабушки, семье, родственникам и предкам которой посвящена данная книга (забегая немного вперед, скажу что предки поселились и жили в Фенино с 1761 года), а Осинки – родина ее мужа, моего деда. Несмотря на то, что писцовая книга 1622-1624 года является пока самым старым из документальных источников, в которых встречаются топонимы Фенино и Осинки, видно, что сами селения, к этому времени запустевшие, и их названия имеют еще более древнее происхождение. И принадлежали они издревле Саввину монастырю. Кроме того, из этой же писцовой книги следует, что вотчинами Саввина монастыря в Новоторжском уезде были также деревня Мухино и слободка на Тверце напротив села Медное (само Медное принадлежало Троице-Сергиеву монастырю), позже называвшаяся Козмодемьяновской Слободой, Слободой, а потом вошедшая в состав Медного: «Да того ж Савинскаго монастыря у Троицкаго села Медны была слоботка на реке Тверце, под Медною, запустела от поветрия, пашни перелогом и лесом поросло худые земли две чети в поле, а в дву потому ж, сена пятнадцать копен.» (1, стр.47). Всего же в Новоторжском уезде Саввину монастырю принадлежали в это время 21 пустошь и два селища. Среди вотчин монастыря в Тверском уезде, фигурируют такие узнаваемые и сегодня названия селений как Семеновское, Волынцево, Мермерины, Кадино, Новоселки, Глинчище и другие. После разорения смутного времени, Саввин монастырь так и не смог восстановиться, на протяжении XVII века происходило постепенное его обеднение, а к концу того же века монастырь утрачивает и самостоятельное управление. «Обиды и разорения» уже со стороны помещиков и вотчинников вынудили монастырь обратиться к властям с прошением о защите и покровительстве, и по грамоте 1693 года он становится приписным монастырем Тверского архиерейского дома, переходя под его управление. Приписанный к архиерейскому дому, монастырь не перестал клониться ко все большему упадку. Монашеская жизнь практически сошла на нет. Монастырь фактически стал чисто сельскохозяйственной единицей среди многочисленных архиерейских вотчин, управляемых приказчиками. Приказчики, в отличии от хорошего хозяина, были озабочены не столько управлением и налаживанием вверенного хозяйства, сколько сбором как можно большего дохода с обремененного тяжелыми поборами населения. Такой порядок вещей, далекий от нормальной хозяйственной жизни, естественно вел к окончательному упадку, и в 1764 году, в ходе реформы и ревизии монастырских владений Екатериной II, Саввин монастырь был упразднен, как переставший выполнять свои и духовные, и хозяйственные функции. Для крестьянского населения, трудившегося на землях угасающего монастыря, это время – с начала XVIII века до 1764 года – видимо было наиболее тяжелым. И именно к этому времени относятся наиболее старые на данный момент знания о моих прародителях, живших в подмонастырной слободке Савина монастыря. Осталось немало документов, проливающих свет на состояние Саввина монастыря в XVIII веке вплоть до его упразднения в 1764 году. Первоисточники этих документов еще нуждаются в изучении, а пока посмотрим на выдержки и выводы из них, сделанные Соколовым в его работе. В монастыре остаются два храма – деревянный во имя Иоанна Богослова и каменный во имя Саввы Освященного. Храм Иоанна Богослова, видимо, был более просторным и занимаем для служб монашествующими, а церковь Саввы Освященного в 1710 году является приходской и в ней служит белый поп. Монахов не много: в 1710 упоминаются трое («в том монастыре монахов — строитель иеромонах Матвей, иеромонах Макарий, монах Епифан; а тот монастырь огорожен заборами, в нем кельи деревянные.» (1, стр.63)), в ревизии 1719 года данных о монашествующих нет, в 1730 в исповедных ведомостях есть еще упоминание о монахе Никандре. С этого времени, судя по тому что приходской церковью с белым попом и причетниками становится храм Иоанна Богослова, монашеская жизнь в монастыре угасает. Соколов делает предположение, что к 1720-м годам монастырь, управляемый приказчиками, фактически уже не существовал, превратившись в приход, и лишь только на бумаге и по старой памяти у окрестных жителей он продолжал именоваться монастырем. По указу от 26 февраля 1764 года Саввин монастырь, наряду с многими другими монастырями, был упразднен. Эта дата стала началом истории уже села Савино. Крестьяне были переведены в ведение государственной Коллегии Экономии, а земля и собственность монастыря отошли в казну. Во время передачи были составлены достаточно подробные описи о состоянии дел и собственности монастыря. В описи Тверского архиерейского дома, направленной в Коллегию Экономии 1 декабря 1764, говорится: «В том монастыре строения: церквей – 1-ая каменная во имя Савы Освященнаго крыта тесом об одной главе, 2-я деревянная во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова крыта тесом и стены обшиты тесом же, в них два престола, при деревянной церкви деревянная ж колокольня, над папертью крыша шатровая из тесу; хоромы деревянные, в них три покоя с сеньми, хлебных 4 амбара рубленые с рундуками, погреб деревянный с надпогребицею, для поклажи омшаник рубленый. В круг онаго монастыря обнесено забором в столбы. В том монастыре двое въезжие ворота. В том монастыре монашествующих никого не имеется, а священнослужение исправляемо бывает прихоцким священником. При том монастыре для молотьбы хлеба 2 риги с гумнами, при тех ригах пуки. Да при том монастыре в подмонастырской слободке двор прикащиков, да двор же скотной. При том же Савине монастыре на реке на Тьме разстоянием от монастыря в полуверсте начатая строением от дому архиерейскаго в 761 году неоконченая пильная и мушная мельница с мучным мельничным же амбаром, и тех мельничных состояло 5 поставов на ходу; при той мельнице в дву связях деревянные одни покои, да одна казарма, да для поклажи разных вещей амбар деревянный.» (1, стр. 78-79). Во второй описи, составленной капитаном Василием Вакселем 10 ноября 1764 года, есть дополнительные сведения. «Итого в означенной вотчине... рыбных ловел в реках Тверце и Тьме 2... Казенных дворовъ 3; в них: жилых покоев 6, не жилых 13. Мельниц 2; при них: жилых 4, не жилых 3...». Далее капитан приводит оценку доходов, собираемых в архиерейский дом с души населения, из которой видно что служба на монастырь была очень тяжела. В примечаниях он пишет, что «действительно крестьяне этой монастырской вотчины в поправность придти не могут от тех многочисленных и тяжелых поборов, коими они облагаются. Для сравнения, капитан указывает на соседнюю с монастырем помещичью вотчину, в которой поборы с крестьян значительно меньше, чем в описываемой им монастырской вотчине, несмотря на то, что монастырские крестьяне занимались, сверх своей крестьянской работы, еще дополнительными работами в подмогу своему хозяйству; летом – конной тягой в судоходстве, а зимой гужевым извозом.» (1, стр.80-82). Таким образом, за почти три с половиной века своего существования, с 1397 по 1764 годы, Саввин монастырь прошел цикл от расцвета до упадка, от важного духовно-хозяйственного элемента в становлении единого государства российского, через годы благополучной хозяйственной деятельности, через годы разорений Смутного времени, до того состояния, когда уже становился тормозом дальнейшего развития государства, требовавшего серьезных реформ. И по-крайней мере часть истории жизни Саввина монастыря (в настоящее время можно сказать про 1729-1761 годы) пересекается с историей жизни моих прародителей, которой посвящено это исследование. С упразднением монастыря начинается история села Савино со слободкой. Шло время, продолжалась жизнь. Место монастыря отвоевывал сельский погост, ветшали и разрушались деревянная и древняя каменная церкви. В 1864 году вместо них рядом был построен новый каменный храм. Он дожил до последней большой войны и был разрушен перед ней. С этих пор село Савино стало деревней – населенным местом без храма. И сейчас там только поклонный крест у старого погоста. Примечания: * устойчивое сочетание «а в дву потому ж» при указании площади пахотных земель при трехпольном земледелии (когда поле делилось на три части: под озимые, под яровые и незасеянное в течение года – под паром), означало что к указанной в четвертях площади одной части надо прибавить еще две таких же, чтобы получить полную площадь земли Ссылки и документы: 1. И.Соколов. I. Краткие историко-статистические сведения об упраздненном Тверском Саввине монастыре на р. Тьме (ныне село Саввино Тверского уезда) (1397-1764 г.г.). II. Материалы для истории Тверских упраздненных монастырей: Астраганского, Дудина, Тутанского в XVII веке. Издание Тверской Ученой Архивной Комиссии. Тверь. Губернская типография. 1916. 2. Село Саввино. Тверские Епархиальные Ведомости за 1887 год №13 (начало), №14 (окончание). https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/54103. Гумилев Лев Николаевич. От Руси до России. Айрес Пресс. 2008. Иллюстрации: 1. План деревни Савино 2. Кресты и икона Саввы и Варсонофия Тверских 3. Описание Савина монастыря и подмонастырной слободки 1717 года (Книга переписная помещичьих, дворцовых, монастырских, архиерейских крестьян и церковнослужителей станов Шостки и Кави, Шеского и Кушальского станов Тверского у., РГАДА, ф.350 оп.1 ед.хр.412) | | |
| IvIvIv Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 34 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
14 августа 0:00 14 августа 12:25 3. Подмонастырная слободка Савина монастыря в первой половине XVIII века (Причт приходской церкви и работники)
Итак, путешествие во времени от веков прежних до дней недавних мы начнем с тех лет, когда можно еще рассмотреть правдивые следы жизни и деятельности людей, в числе которых были и мои прародители, давшие позже жизнь фамилиям Тоболиных, Белоусовых и многим другим. Пока что внимательный и любопытный взгляд исследователя дотягивается до 1720-х годов, и даже немного дальше. А местом, откуда начинается эта история, является подмонастырная слободка Савина монастыря, расположенная в двух десятках верст от Твери на реке Тьме, ближе к ее устью.
Подмонастырная слободка – самое близкое к монастырю селение. Чем же отличалась слободка от других населенных мест? В селах, сельцах и деревнях жили люди, занимавшееся в основном земледелием. Если в селении была церковь – оно называлось селом. То место, где находилась усадьба или другое заведение землевладельца, называлось сельцом. Место жительства земледельцев без церкви или владельческого дома называлось деревней. В слободке жили служащие при монастыре люди, основным занятием которых были разнообразные промыслы, как правило, не имевшие пахотной и сенокосной земли и кормившиеся хлебным и денежным жалованием. Это были конюхи, скотники, мельники, рыбаки и другие работники. В том или ином слободском дворе жила семья, и занятие зачастую передавалось по наследству из поколение в поколение.
Посмотрим, кто жил и трудился в подмонастырной слободке Савина монастыря в первой половине XVIII века. Как сказано в предыдущей главе, монастырь в это время уже утратил самостоятельность, был приписан к Тверскому архиерейскому дому, монашеская жизнь в нем угасала, а хозяйством управляли приказчики.
Из переписной книги 1710 года видно, что в монастыре два иеромонаха и один монах, в слободке двор попа Вавилы Осипова 60 лет с женой (служит батюшка в каменной церкви Саввы Освященного) и двор дьячка Якова Иванова 30 лет с семьей. Двор конский, в нем конюх Исай Кириллов 25 лет с семьей. Двор скотный, в нем скотник Федор Афанасьев 40 лет с семьей. Двор мельника, в нем мельник Василий Никитин 50 лет с семьей. Упоминается в книге и мельница: «да под тем же Савиным монастырем мельница на реке на Тьме о 2 поставах, а оброк с нее платится во Твери в приказной избе по 39 рублев по 3 алтына по 4 деньги на год». Есть упоминание о дворе монастырском с работником Потапом Васильевым, не очень понятно его занятие, но позже, с 1744 года, его дочь записана как дочь рыбака, и дети и внуки значатся рыбаками. В ближайших к монастырю 6 деревнях (Семеновская, Волынцево, Новосельцы, Глинчище, Кадино и Мермерины) 23 крестьянских двора и 1 бобыльский (1, стр.63-64)*.
Ландратские книги 1717 года рисуют следующее состояние дел в монастыре и слободке. Про монашествующих упоминаний нет. Церковных причетников восемь человек в трех дворах: двор того же попа Вавилы Осипова 65 лет с женой, двор того же дьячка Якова Иванова 42 лет с женой и годовалой дочерью, и двор пономаря Купреяна Иванова 32 лет с женой и двухлетней дочерью. Двора конского и конюхов с этого года и дальше в подмонастырной слободке не числится. Монастырский скотный двор, в нем скотник Трофим (в дальнейшем Трифон) Перфильев 45 лет с женой, двумя дочерями и зятем (мужем дочери) Артамоном Яковлевым 33 лет, который после смерти в 1734 году Трифона Перфильева и унаследует хозяйство скотного двора. Двор мельников, в нем мельник Семен Васильев (вероятно сын прежнего мельника Василия Никитина) 30 лет с женой, сыном Игнатием (будущим мельником), сестрой и зятем (мужем сестры) Терентием Федоровым 22 лет – тоже мельником. Третий двор уже знакомого работника Потапа Васильева 43 лет с женой, сыном Ильей 8 лет и племянником Антипом Алексеевым 18 лет. Всего в слободке три двора, восемь мужчин и шесть женщин. В тех же ближних монастырских 6 деревнях 23 крестьянских двора, 1 бобыльский и 5 вдовьих, 102 мужчины и 104 женщины (1, стр.65-66, 2). В этой же переписной книге проводится сравнение с прежними переписями 1678, 1709 и 1710 годов. Отсюда, среди прочего, видно, что обычным делом является перевод людей, в силу хозяйственной необходимости, в другие населенные места, которые могут находиться далеко, даже в другом уезде или стане, но принадлежат тому же землевладельцу, в данном случае Тверскому архиерею.
Эти годы характеризуются большим количеством переписей: Петр I хотел получить достоверные сведения о налогооблагаемом населении России, и результаты Ландратской переписи дворов его не удовлетворили. В 1718 году издается указ о первой подушной ревизии податного населения, и эта перепись с уточнениями длилась до 1724 года. В ревизской сказке 1719 года о Савином монастыре имеются следующие сведения. О монашествующих сведений по-прежнему нет. В церкви Саввы Освященного все так же служат белый поп Вавила Осипов 67 лет, дьячок Яков Иванов 45 лет и пономарь Купреян Иванов 40 лет. Из дополнительных переписей 1722 и 1723 годы известно, что священник Вавила Осипов умер между 29 сентября 1722 и 16 марта 1723 года. В хозяйстве монастыря больших изменений нет: скотник Трифон Перфильев 45 лет с семьей на скотном архиерейском дворе, мельник Семен Васильев 36 лет с семьей, и 4 работника (вероятно семья Потапа Васильева). Земледелием в уже упомянутых 6 деревнях занимаются 280 крестьян мужского пола (1, стр.66-68). Хозяйством Савина, Отмичевского и Дмитровского монастырей в 1719 управлял приказчик Козьма Ржевский (1, стр.69). По дополнительной переписи 1722 года в подмонастырной слободке Савина монастыря двор приказчика, скотный двор и пять дворов работников. Наличие двора приказчика, где тот вероятно жил не постоянно, обуславливает появление дворников – людей, вероятно, следивших за хозяйством двора приказчика, в том числе и во время его отсутствия. На 1722 год приказчиком значится Василий Борисов Поздеев, а крестьянские дворы перечисляются уже не в 6 деревнях, а в одном селе (Избрижи) и 17 деревнях. Это может говорить о некой экономической реструктуризации хозяйства архиерейской вотчины (1, стр.69-71). В документах 1724 года в качестве приказчика Савина монастыря уже фигурирует Иван Малечкин.
Со времени окончания первой ревизии нет никаких сохранившихся документов вплоть до 1728 года, а, судя по всему, в это время произошли заметные изменения и в церковном причте и в населении подмонастырной слободки. С 1728 года история сохранила значительное количество метрических книг и исповедных росписей приходской церкви Савина монастыря. В метрических книгах священник фиксировал рождения, браки и смерти, в разные годы с разной степенью подробности. Самая ранняя из сохранившихся по Савину монастырю метрическая книга 1728 года озаглавлена так: «1728 году** книга Тверского уезду стану Шестки и Кави Тверского архиерея приписного Савина монастыря попа Якова Иванова с причетниками записная о приходских той церкви людях на три части кто именно когда родились, браками венчались и померли». Исповедная роспись, или исповедная ведомость – церковный документ, который подавался священником ежегодно, и в нем указывались прихожане, которые в отчетном году были в церкви на исповеди и причищались. Форма росписи со временем менялась, в 1729-1734 в Савином монастыре просто перечислялись по населенным пунктам имена или имена-отчества и родственные отношения прихожан, а в конце подводился итог по количеству. Позже росписи стали несколько более подробными, прихожане группировались по дворам, для каждого указывался возраст, но зачастую неточный. Заглавие самой ранней исповедной росписи 1729 года звучало так: «Книга Тверского уезду стану Шостки и Кави Савина монастыря белого попа Якова Иванова приходским всяким чинов людям, которые в оном приходе в подмонастырной слоботке, в одном сельце, в пяти деревнях и в 60 дворах обретается 383 человека со изъявлением кто именно в 729 году в которых лицах и числе исповедывались и Святых Тайн причащались и кто каких чинов не исповедывались и что за то штрафных денег взять довелось и сколько взято и сколько не взято и для чего то все значится ниже сего».
Из этих книг можно узнать немало интересного. В 1728 году приходским является уже не каменный храм Саввы Освященного как раньше, а деревянный храм Иоанна Богослова, ранее занимаемый монашествующими. Соколов делает из этого вывод, что монашеская жизнь в обители к указанному времени практически угасла. Новый священник в храме Иоанна Богослова, Яков Иванов, впервые упоминается в метрической книге 1728 года и служит по 1740 год включительно, вплоть до своей смерти (мог ли это быть рукоположенный прежний дьячок, не известно). Из исповедной росписи 1738 года, когда эти ведомости стали вестись подробнее, мы узнаем, что во дворе 67-летнего попа Якова Иванова кроме него живут еще его работник, приемыш, с женой и детьми, и работница с незаконнорожденным сыном (видимо, батюшка приютил их в своем доме и взял к себе в работники). Во втором церковном дворе живет дьячок Александр Иванов 47 лет с женой, детьми и тестем (отцом жены). В третьем церковном дворе проживает прежний пономарь Купреян Иванов 50 лет с женой, племянницей (солдатской женой) и ее сыном. Но самыми интересными являются сведения о работниках подмонастырной слободки, потому что в этих книгах появляются наиболее ранние упоминания о моих предках, и складывается картина жизни двух семей, двух ручейков, слившихся в подмонастырной слободке Савина монастыря, чтобы дать жизнь крепкому роду, которому посвящено данное исследование. Причем история эта не лишена драматических моментов и, несмотря на дальность лет и ограниченность сведений, представляется мне довольно ясной и живой.
Примечания: * Оригинал переписной книги хранится в РГАДА ф.1209 оп.1 ед.хр.16084 ** В метрической книге Савина монастыря 1728 года все цифры написаны старорусской буквенной цифирью
Ссылки и документы: 1. И.Соколов. I. Краткие историко-статистические сведения об упраздненном Тверском Саввине монастыре на р. Тьме (ныне село Саввино Тверского уезда) (1397-1764 г.г.). II. Материалы для истории Тверских упраздненных монастырей: Астраганского, Дудина, Тутанского в XVII веке. Издание Тверской Ученой Архивной Комиссии. Тверь. Губернская типография. 1916. 2. 1717 г. Книга переписная помещичьих, дворцовых, монастырских, архиерейских крестьян и церковнослужителей станов Шостки и Кави, Шеского и Кушальского станов Тверского у. Перечневые выписки итогов переписи в сравнении с данными переписей 1678, 1709, 1710 гг. РГАДА ф.350 оп.1 ед.хр.412 | | |
| IvIvIv Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 34 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
14 августа 17:21 16 августа 1:22 4. Мельницы и мельники из подмонастырной слободки Савина монастыря
Поскольку некоторое время (с 1744 года) мои прародители были записаны в книгах как мельники подмонастырной слободки Савина монастыря, необходимо привести известные из документов сведения о мельницах Савина монастыря на реке Тьме.
Известно о мучной мельнице «о двух поставах» (с двумя парами жерновов), построенной в промежутке между 1677 и 1710 годами и впервые упоминаемой в переписной книге 1710 года: «да под тем же Савиным монастырем мельница на реке на Тьме о 2 поставах, а оброк с нее платится во Твери в приказной избе по 39 рублев по 3 алтына по 4 деньги на год» (1, стр.64)*.
В летописи о постройках и украшениях церквей архиерейского дома Тверской епархии, учиненных в бытность на архиерейской Тверской кафедре митрополита Сильвестра (1720–1723) говорится что в 1721 году мельница была перестроена: «Тогож году (1721), по нужде возымевши попечение и чрез усердное ходатайство взята ис канцелярии домовая старинная, что на тьме реке мелница савинская в дом архиерейской на оброк, которую починили заново, все как деревянное, так и железом, и каменья, поставы все куплены новые в москве» (1, стр.67).
В описи 1764 года при упразднении монастыря, мельница предстает уже полуразрушенной: «Мучная мельница находилась в совершенной непригодности, ея плотина была разрушена водою и помолу на ней не производилось уже второй год.» (1, стр.82). Кроме того, в тех же документах, составленных при упразднении монастыря, говорится о пильной мельнице, которая начала строиться «от архиерейского дому» в 1761 году, но не была закончена до упразднения монастыря.
Мельники подмонастырной слободки Савина монастыря. - 1710 (переписная книга) - мельник Василий Никитин 50 лет с семьей - 1717 (ландратская книга) - Семен Васильев (вероятно сын прежнего мельника Василия Никитина) 30 лет с женой, сыном Игнатием (будущим мельником), сестрой и зятем (мужем сестры) Терентием Федоровым 22 лет – тоже мельником - 1721 (летопись архиерейского дома) - савинская мельница перестроена и обновлена - 1722-1723 (1-я ревизия доп) - мельник Семен Васильев 36 лет с семьей - 1728 (МК) - мельник Терентий Федоров (умер 35 лет) - 1729 (ИВ) - первое упоминание о семье Тимофея Яковлева с сыновьями Абрамом и Евдокимом Тимофеевыми (до 1744 указаний на то, что они мельники нет) - 1744 (ИВ) - мельник Абрам Тимофеев, с ним живет в одном дворе его брат Евдоким Тимофеев - 1744 (МК) - мельник Василий Васильев, сын мельника Тимофей Терентьев, сын мельника Степан Абросимов (то же что Абрамов) - 1745 (МК) - мельники Евдоким Тимофеев, Степан Абрамов, Василий Васильев - 1746 (МК) - мельники Федор Никифоров, Игнатий Семенов (умер 40 лет) - 1747 (МК) - мельники Иван Исаев (приемыш Евдокима Тимофеева), Яков Васильев, жена умершего мельника Игнатия Васильева вышла замуж за Ивана Иванова из села Семеновского, ставшего новым мельником - 1748 (МК) - мельники Иван Иванов, Федор Никифоров, Тимофей Терентьев - 1749 (МК) - мельники Тимофей Терентьев, Иван Исаев, Степан Абрамов, Евдоким Тимофеев, Семен Васильев (умер 70 лет) - 1750 (МК) - мельник Иван Иванов - 1751 (МК) - мельники Иван Яковлев, Иван Исаев - 1753 (МК) - мельник Стефан Абрамов - 1755 (МК) - мельники Федор Никифоров, Евдоким Тимофеев - 1756 (МК) - мельники Иван Яковлев, Тимофей Терентьев - 1757 (МК) - мельник Федор - 1758 (МК) - мельники Тимофей Терентьев, Иван Игнатьев, Иван Иванов, Стеф(п)ан Абрамов - 1759 (МК) - мельник Яков Васильев (умер 50 лет) - 1761 (МК) - мельник Иван Игнатьев - 1762 (МК) - мельники Андрей Игнатьев, Федор Васильев - 1765 (МК) - мельники Епифан Васильев, Иван Яковлев
Синим цветом - мельники из семьи моего прародителя Тимофея Яковлева. Был ли мельником сам Тимофей неизвестно, а вот его сыновья Абрам и Евдоким (мой пра(7)дед) и внуки Степан Абрамов и Иван Исаев (мой пра(6)дед, приемный сын Евдокима и женатый на дочери Евдокима Наталье) - точно были мельниками с 1744 года.
Изучая сохранившиеся материалы, можно сделать несколько наблюдений. В период с 1710 по 1765 год, в подмонастырной слободке живут и трудятся 2-3 семьи (династии) мельников. Коренными мельниками являются потомки Василия Никитина, и похоже на то, что они являются единственными мельниками слободки до 1723 года. В период с 1723 по 1744 год в слободке появляется еще одна династия мельников - это мои прародители, отмеченные синим цветом. Возможно, востребованность в новых мельниках возникла после двух событий: после обновления мельницы в 1721 году и смерти в 1728 году одного из молодых коренных мельников - Терентия Федорова, еще не успевшего вырастить себе наследника. Есть ощущение (но не уверенность), что начиная с 1740-х годов вторая династия мельников (мои предки) выходят на первые позиции, по крайней мере, в исповедных ведомостях они начинают писаться сразу после описания семей церковного причта. Встречается еще несколько имен, которые либо относятся к первой династии (потомков Василия Никитина), либо представляют собой третью семью мельников.
Еще есть интересное наблюдение. Обычно крестьянские дочери, отданные замуж, уходят в дом мужа. С мельниками все по-другому (это видно на множестве примеров): когда дочери мельников выходят замуж, муж приходит в дом жены и становится мельником.
Примечания: * Оригинал переписной книги хранится в РГАДА ф.1209 оп.1 ед.хр.16084
Ссылки и документы: 1. И.Соколов. I. Краткие историко-статистические сведения об упраздненном Тверском Саввине монастыре на р. Тьме (ныне село Саввино Тверского уезда) (1397-1764 г.г.). II. Материалы для истории Тверских упраздненных монастырей: Астраганского, Дудина, Тутанского в XVII веке. Издание Тверской Ученой Архивной Комиссии. Тверь. Губернская типография. 1916. | | |
| IvIvIv Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 34 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
15 августа 23:47 Документ: Перепись дворов и жителей подмонастырной слободки Савина монастыря, 1717 год
Источник: 1717 г. Книга переписная помещичьих, дворцовых, монастырских, архиерейских крестьян и церковнослужителей станов Шостки и Кави, Шеского и Кушальского станов Тверского у. Перечневые выписки итогов переписи в сравнении с данными переписей 1678, 1709, 1710 гг. РГАДА ф.350 оп.1 ед.хр.412, стр.162об-163
Расшифровка (моя, то что не смог разобрать помечено знаками вопроса):
В приписном архиерейском домовом Савине монастыре что на Тме реке церковь Божия во имя Святого Апостола Иоанна Богослова деревянная, другая Саввы Освященного каменная. При том монастыре в подмонастырной слободке во дворе поп Вавило Осипов шестидесяти пяти лет, у него жена Офимия Иванова дочь шестидесяти лет. Во дворе дьячок Яков Иванов сорока двух лет, у него жена Матрена Карпова дочь тридцати восьми лет, у него дочь Наталья году. Во дворе пономарь Купреян Иванов тридцати двух лет, у него жена Агрипена Григорьева дочь тридцати лет, у него дочь Марья двух лет. Итого двор попов, да двор дьячков, да двор пономарев. Людей в них мужского пола три человека, а летами от 30 до 40 один, от 40 до 50 один, от 50 до 70 один, а женского пола пять человек, а летами от году до 5 двое, от 5 до 30 один, от 30 до 40 один, от 40 до 60 один. Всего мужского и женского пола восемь человек.
Да в подмонастырной же слободке двор монастырский скотный, да в нем скотник Трофим Перфильев сорока пяти лет, у него жена Авдотья Яковлева дочь тридцати восьми лет, у него зять Артамон Яковлев тридцати трех лет, у него жена Домна Трофимова дочь восемнадцати лет, дочь Марья двенадцати лет. Во дворе мельник Семен Васильев тридцати лет, у него жена Гликерия Васильева дочь двадцати лет, у него сын Игнатий восьми лет. У него же зять Терентий Федоров двадцати двух лет, у него жена Катерина Васильева дочь восемнадцати лет. Во дворе работник Потап Васильев сорока трех лет, у него жена Варвара Лукьянова дочь сорока двух лет, у него сын Илья восьми лет, у него ж племянник Антип Алексеев восемнадцати лет. Итого в той монастырской слободке двор монастырский скотный, двор мельников, двор работников. Людей в них мужского пола восемь человек, женского пола шесть человек, всего мужского и женского пола четырнадцать человек. А в переписных книгах 1678? году написано за домовым архиерейским Савиным монастырем. В подмонастырной слободке двор монастырский скотный, в нем людей два человека. Четыре двора служних, людей в них одиннадцать человек и против переписных книг 1678? к 709 году прибыл двор конюшенный перевезен из Савина монстыря. Убыло двора служебничьих людей. Убыло пять человек. Из двора слуга Иван Федотов с женой и с детьми. Помре тому лет с двадцать. Из двора слуга Никита Васильев с женой и с детьми перевезен в Новоторжский уезд в архиерейскую же вотчину в деревню Осинки тому лет с двадцать. Против переписи 709 году к 710 убыл двор конюшенный. Людей убыло два человека из двора. Конюх Исай Кирилов с братом Борисом перевезены во Тверской же уезд в Захожский стан в архиерейскую же вотчину в село Новую Перемеру в рыбаки. Да убыл двор работничей. Из двора работник Илья Потапов умер по переписи 710 году. И ? дворовое число сходно и людей мужеского пола ?. Из числа женского пола убыло три человека по замужеству.
 | | |
| IvIvIv Модератор раздела
Санкт-Петербург Сообщений: 34 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
16 августа 22:36 5 ноября 0:11 5. Тимофей Яковлев и Ульяна Иванова. 11-е поколение, пра(8)родители
О Тимофее Яковлеве и его жене Ульяне Ивановой, на данный момент самых далеких из известных по именам и документально подтвержденных прародителей, знаний совсем немного. Поэтому приведу все упоминания, которые удалось найти, а потом попытаюсь подвести итог и обозначить вопросы, ответы на которые хотелось бы найти.
Самое раннее упоминание о семье Тимофея Яковлева найдено в ИВ церкви Иоанна Богослова Савина монастыря 1729 года (1). В этой ИВ просто перечислен состав семьи Тимофея Яковлева без всяких дополнительных сведений. Заголовок ИВ (стр.239): "Книга Тверского уезду стану Шоски и Кави Савина монастыря белого попа Якова Иванова прихоцким всяких чинов людям, которые в оном приходе в подмонастырной слоботке, в одном сельце, в пяти деревнях и в 60 дворах обретается 383 человека со изъявлением кто именно в 729 году в которых лицах и числах исповедывались и Святых Тайн причащались, и кто каких чинов не исповедывались, и что за то штрафных денег взять довелось, и сколько взято и сколько не взято и для чего, то все значится ниже сего" На странице 239об: "Савина монастыря подмонастырной слободы крестьяне... Тимофей Яковлев, жена Ульянея, сын Аврам, жена Дарья, сын Евдоким, жена Марфа, Тимофеевы дочери Марина, Марья"
Упоминание в ИВ 1731 года (2). Состав семьи тот же, за исключением дочери Марьи (выдали замуж? умерла?). Рядом с записью о второй дочери Марине стоит крестик (непонятно что означает). Заголовок ИВ (стр.59): "Книга Тверского уезду стану Шоски и Кави домового архиерейского приписного Савина монастыря церкви Иоанна Богослова белого попа Якова Иванова прихоцким всяких чинов людям, которые в том приходе в одном сельце, да в пяти деревнях и в 65 дворах обретается 422 человека со изъявлением кто именно в 731 году в которых лицах и числах исповедывались и Святых Тайн причащались, то все значится ниже сего" На страницах 64об, 65: "В подмонастырной слободке... Тимофей Яковлев, жена его Ульяна, дети его Аврам жена его Дарья, Евдоким жена его Марфа, дочь Марина"
Упоминание в ИВ 1732 года (3). Состав семьи тот же, за исключением дочери Марины. Заголовок ИВ (стр.213): "Книга Тверского уезду стану Шоски и Кави Савина монастыря церкви Иоанна Богослова белого попа Якова Иванова с причетники прихоцким всяких чинов людям, которые в том приходе в одном сельце, в пяти деревнях, в 65 дворах обретается 400 человека со изъявлением кто именно в 732 году исповедывались и Святых Тайн причащались" На странице 219: "В подмонастырной слободке... Тимофей Яковлев, жена его Ульяна, дети его Аврам жена его Дарья, Евдоким жена его Марфа"
Упоминание в ИВ 1734 года (4). Состав семьи тот же. Заголовок ИВ (стр.823): "Книга Тверского уезду стану Шоски и Кави Савина монастыря церкви Иоанна Богослова белого попа Якова Иванова с причетники прихоцким всяких чинов людям, которых в том приходе в одном сельце, в пяти деревнях, в 65 дворах обретается 309 человек со изъявлением кто именно в 734 году исповедывались и Святых Тайн причащались" На странице 827об: "В подмонастырной слободке крестьяне... Тимофей Яков, жена его Ульяна, дети его Аврам жена его Дарья, Евдоким жена его Марфа"
Упоминание в ИВ 1738 года (5). Состав семьи почти тот же, но сведений о каждом члене семьи значительно больше. Во-первых, впервые указывается возраст каждого члена семьи (но, судя по дальнейшим ИВ, возраст мог указываться неточно и ошибочно). Во-вторых, у жен указывается отчество, и мы впервые узнаем, что жена Тимофея Яковлева - Ульяна Иванова дочь. В-третьих, у младшего Тимофеева сына - Евдокима (а это мой следующий прародитель) - новая жена. Значит прежняя жена и мать дочери Натальи умерла в промежутке между 1734 и 1738 годами. Это важно, поскольку и первая жена Евдокима Марфа и их дочь Наталья - мои кровные предки. Заголовок ИВ (стр.642): "Роспись Тверского уезду стану Шоски и Кави Савина монастыря церкви Святого апостола Иоанна Богослова попа Якова Иванова обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям со изъявлением против коегождо имени о бытии их в 738 году во Святую четыредесятницу у исповеди и Святых Тайн причастия, и ктож исповедался токмо а не причастился и ктож не исповедовался и каким винословием" На страницах 642об, 643об: "Домовой Тверского архиерея вотчины той ж подмонастырной савинской слободки крестьяне... Двор 12. 34. Тимофей Яковлев 51 год 40. жена его Ульяна Иванова 61 год 35. у них дети Аврам 35 лет 36. Евдоким 31 год 41. у Аврама жена Дарья Лукьянова 38 лет 42. у Евдокима жена Настасья Матвеева 38 лет 43. дочь их Наталья 7 лет Были все"
Упоминание в ИВ 1739 года (6). Изменения в составе семьи: нет Тимофеевой жены Ульяны Ивановой (очевидно, умерла), у Абрама Тимофеева подрос до причащения сын Стефан 13 лет. Из странного: у Тимофея указан возраст 82 года, хотя в прошлом году было 51. И далее будет ему прибавляться по году уже от этой цифры 82. Скорее всего ближе к истине его 50-летний возраст, и 30 лет ему приписали по ошибке. Заголовок ИВ (стр.302): "Роспись Тверского уезду стану Шоски и Кави Савина монастыря церкви Святого апостола Иоанна Богослова попа Иакова Иванова обретающимся при той церкви в приходе нижеявленных чинов людям со изъявлением против коегождо имени о бытии их в 739 году в Святую четыредесятницу у исповеди и Святых Тайн причастия, и ктож исповедался токмо а не причащался, и ктож не исповедался и каким винословием" На страницах 302, 303: "Савина монастыря подмонастырной слоботки... крестьяне... Двор 12. 31. Тимофей Яковлев 82 года 32. у него дети Аврам 36 лет 36. жена его Дарья Лукьянова 39 лет 33. сын его Стефан 13 лет 34. Евдоким 32 года 37. жена его Настасья Матвеева 39 лет 38. дочь его Наталия 8 лет Были все"
Упоминание в ИВ 1740 года (7). Состав семьи тот же. Заголовок ИВ (стр.595): "Роспись Тверского уезду стану Шоски и Кави Савина монастыря церкви Святого апостола Иоанна Богослова попа Иакова Иванова обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям со изъявлением против коегождо имени о бытии их в 740 году во Святую четыредесятницу у исповеди и Святых Тайн причастия [и кто же исповедался токмо а не причащался и кто же не исповедался и каким винословием]" На страницах 595, 596: "крестьяне... Двор 12. 31. Тимофей Яковлев 83 года 32. сын его Аврам 37 лет 35. жена его Дарья Лукьянова 40 лет 33. дети их Стефан 14 лет 34. Евдоким 33 года 36. жена его Настасья Матвеева 40 лет 37. дочь их Наталия 9 лет Были все"
Упоминание в ИВ 1741 года (8). В церкви новый священник - Василий Иванов, прежний батюшка Яков Иванов отошел ко Господу (это указано в ИВ словами "умершего попа Якова Иванова..."). Состав семьи Тимофея тот же. Заголовок ИВ (стр.586): "Роспись Тверского уезду стану Шоски и Кави Савина монастыря церкви Иоанна Богослова попа Василья Иванова обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям со изъявлением против коегождо имени о бытии их в 1741-м году во Святую четыре десятницу у исповеди и Святых Тайн Причастия" На страницах 586об, 587, 587об: "крестьяне... Двор 13. 32. Тимофей Яковлев 84 года 33. сын его Аврам 38 лет 38. жена его Дарья Лукьянова 41 год 34. дети их Степан 15 лет 35. Евдоким 34 года 39. жена его Настасья Матвеева 41 год 40. дочь их Наталья 10 лет Были все"
В следующей сохранившейся ИВ 1744 года (9, стр.759, 759об) Тимофея Яковлева уже нет. Но семьи его детей в ИВ записаны в 3 дворе, сразу после духовенства церкви. Абрам записан мельником (впервые указано занятие). И у Абрама, и у его брата Евдокима кроме своих детей записаны приемыши.
И последнее свидетельство о Тимофее Яковлеве. Документ 1749 года (дополнение ко второй ревизии 1744 года?) (10). На странице 789: "Дому Тверского Архиерея приписного Савина монастыря в подмонастырной слободке... крестьяне... 14631. Тимофей Яковлев. В прежнюю ревизию 45 лет. Умре." Если считать, что предыдущая (первая) ревизия была в 1719-1724 годах и Тимофею было тогда 45 лет, то в 1739 ему должно было бы быть 60-65 лет. Таким образом, Тимофею в 1739 году: - либо 60-65 лет (по данным ревизских сказок) - либо 82 года (по данным исповедной ведомости 1739 года) - либо 52 года (по данным исповедной ведомости 1738 года)
Итак, по сумме имеющихся сведений можно определить годы жизни прародителей так: Тимофей Яковлев (1657..1687 - 1741..1744), Ульяна Иванова (~1677 - 1738..1739). До 1729 года сведений о Тимофее Яковлеве и его семье в переписных книгах подмонастырной слободки Савина монастыря вроде нет (к сожалению, я пока не видел оригиналов первой ревизии 1719-1724 годов, поэтому оставляю пространство для сомнений). Впервые семья Тимофея Яковлева появляется в известных мне источниках в 1729 году, как жители подмонастырной слободки Савина монастыря и прихожане церкви Иоанна Богослова. У Тимофея жена Ульяна Иванова, два уже женатых сына Абрам и Евдоким, и две дочери Марина и Марья, которые в ближайшие годы, вероятно, выходят замуж и исчезают из поля зрения. Род занятий Тимофея Яковлева в слободке неизвестен. Лишь начиная с 1744 года сначала старший его сын Абрам, а затем и младший сын Евдоким записаны как мельники. Но сделать из этого однозначный вывод что и сам Тимофей был мельником я пока не могу, хотя это не исключено. В конце 1730-х - начале 1740-х уходят из жизни сначала Ульяна, а затем и сам Тимофей. Остаются их сыновья Абрам и Евдоким с семьями - активные савинские мельники. В дальнейшем братья разделят свое хозяйство, после упразднения Савина монастыря Абрам Тимофеев и его потомки останутся в Савино, а Евдоким Тимофеев (мой пра(7)дед) с детьми переедет в деревню Фенино. Но это уже другая история и глава.
Конечно, хотелось бы узнать откуда в слободке Савина монастыря появились Тимофей и Ульяна. Искать ответ на этот вопрос логичнее всего было бы в материалах 1-й ревизии и более ранних переписях. Сформулировать вопрос можно в виде такой генеалогической задачки: найти сведения о крестьянах селений вотчины тверского архиерейского дома Тимофее Яковлеве (родился в 1657..1687 годах) и его жене Ульяне Ивановой (родилась в ~1677 году), у которых известны дети Абрам (Аврам, Абросим, родился в 1701..1704), Евдоким (родился в 1703..1708), Марина, Марья.
Ссылки и документы: 1. 1729 г. Исповедная роспись Савина монастыря, ГАТО ф.160 оп.1 д.16852 2. 1731 г. Исповедная роспись Савина монастыря, ГАТО ф.160 оп.1 д.16843 3. 1732 г. Исповедная роспись Савина монастыря, ГАТО ф.160 оп.1 д.16845 4. 1734 г. Исповедная роспись Савина монастыря, ГАТО ф.160 оп.1 д.16846 5. 1738 г. Исповедная роспись Савина монастыря, ГАТО ф.160 оп.1 д.16847 6. 1739 г. Исповедная роспись Савина монастыря, ГАТО ф.160 оп.1 д.16851 7. 1740 г. Исповедная роспись Савина монастыря, ГАТО ф.160 оп.1 д.16853 8. 1741 г. Исповедная роспись Савина монастыря, ГАТО ф.160 оп.1 д.16855 9. 1744 г. Исповедная роспись Савина монастыря, ГАТО ф.160 оп.1 д.16859 10. 1749 г. Переписная книга посадских, разночинцев и дворовых людей города Тверь, а также помещичьих, монастырских, архиерейских и дворцовых крестьян Тверского уезда Тверской провинции Новгородской губернии, выбывших после проведения предыдущей ревизии. Имеется внутренняя опись. ГАТО ф.312 оп.6 д.10 | | |
|