Метрические книги и документы римско-католических костёлов
Lera Участник
Riga, Latvija Сообщений: 49 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 5 | Наверх ##
10 августа 2007 13:55 Уважаемые, форумчане, помогите, пожалуйста, разобраться. В метрическом свидетельстве о бракосочетании, выданном Римско-католической церковью 1 августа 1917года, указано - "25 июня 1917 года, на основании индульта от 23 июня 1917 г. за № 3665, каноник Дукальский браком сочетал." Что в данном контексте есть индульт ? Связан ли он с "предбрачным экзаменом" ? Спасибо.
| | |
GrayRamVita sine libertate nihil В Молдове ППЖ Сообщений: 11450 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7252 | Наверх ##
24 августа 2023 22:57 gyunter написал: [q] Условно говоря, если у человека в 1850 году в послужном списке в графе Вероисповедание значится "Р-К", то при рождении в 1815 году он не мог быть крещен в греко-униатской церкви?[/q]
Я уже писал об этом на Форуме. После ликвидации унии процесс перехода носил 2-сторонний х-р. Подавляющая часть прихожан униатов была присоединена к православию - это была воля государственная. Но некоторая часть (просвещённая часть греко-католиков) смогла воссоединиться с католической церковью. Для этой цели изготавливались метрики о том, что они, униаты, были крещены по латинскому обряду, хотя и в греко-католической церкви. Надо понимать так, что в первой трети 19 века униаты в абсолютном своем большинстве были представителями неграмотных социальных низов. Это была религия крестьян.
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (3) |
Yanochka87Сообщений: 427 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 165 | Наверх ##
28 августа 2023 8:11 Добрый день! Мой пращур родился в 1834м году в городе Трокай (ныне Литва). Добрые люди помогли найти запись о его рождении. Родился пращур 22 февраля, но крещен был только 9 апреля. Спустя почти 1.5 месяца после рождения. Сначала подумала, что не позволяло здоровье, но слабых младенцев вроде в первую очередь спешат крестить. Его отец служил в земском суде в том же городе, так что далеко ехать в костел не требовалось. Какие могут быть причины такой задержки? Могла ли сильно болеть мать и ждали ее поправки? | | |
Czernichowski Екатеринбург Сообщений: 3266 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2140
| Наверх ##
28 августа 2023 9:43 Yanochka87Yanochka87 написал: [q] Какие могут быть причины такой задержки? Могла ли сильно болеть мать и ждали ее поправки? [/q]
Самые разные могли быть причины. Из тех, что указывались в метриках, самая частая - "занятость отца". Пару раз видел "небрежность отца". Бывала и "слабость ребенка". Вы правы, конечно, в случае опасной для жизни слабости крестили только водой и сразу. Но нельзя исключать, что могла быть слабость, неопасная для жизни. Причин, связанных с болезнью матери, или вообще с матерью, не видел никогда. Матери не участвовали в крестинах. | | Лайк (2) |
GrayRamVita sine libertate nihil В Молдове ППЖ Сообщений: 11450 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7252 | Наверх ##
28 августа 2023 15:41 28 августа 2023 15:50 Yanochka87 написал: [q] Его отец служил в земском суде в том же городе, так что далеко ехать в костел не требовалось. Какие могут быть причины такой задержки? Могла ли сильно болеть мать и ждали ее поправки?[/q]
При крещении мать не нужна. Она в нем не участвует. Она должна еще "очиститься" в течение 45 дней после родов, чтобы её вообще в храм пустили. Особая молитва, особый чин совершается над нею. А версия моя такая. Мать могла ребенка родить в другом городе, у своих родителей. Знаю конкретные обстоятельства рождения предка: родился в Бессарабии, а крещен в церкви под Минском. Между рождением и крещением прошло почти 6 мес. Но во всех источниках (энциклопедиях, словарях и анкетах) написано что имярек родился в местечке Минской губернии, что не соответствует действительности. UPD! Добавлю. Я и мой родной брат с разницей в 2 года родились в одном роддоме. Но места рождения у нас совершенно разные. Потому как родители оформляли наше рождение в разных ЗАГСах. Иначе - "крестили" в разных приходах. Брату свидетельство о рождении "справили" через месяц, а мне - аккурат через 1,5 мес. Так что Ваш случай заурядный, не особенный. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (2) |
max shestyora Холмск, Невельск -> Москва Сообщений: 327 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 212
| Наверх ##
3 сентября 2023 0:24 Коллеги, здравствуйте!
Есть метрики о рождении у четы трех детей в 1821, 1824 и 1826 гг. в дер. Пережиры (владение Ратынских) Раковской парафии. Отец происходит из этой деревни, мать - из местечка Раков (семья есть в РС 1795 года, но с такой фамилией она там одна - вероятно переселились откуда-то). В одной из метрик сословие Laborious (т.е. pracowity, крестьяне). У каждого из детей по 2 восприемника и 2 ассистента, в основном, мещане из Ракова (не местные из Пережир). В 1833 году чета была записана дворовыми людьми при дворе Ратынских, с ними переселились в Молодеченскую парафию большим семейным кланом. Столкнулся с тем, что не могу найти в этом приходе метрики о браке этой четы, исходя из возраста, это 1814-1820 гг. Просмотрел все годы - ничего.. где можно найти метрику об их браке - проверить соседние приходы? Минск? Буду рад подсказкам, ну и если были похожие кейсы - историям) Спасибо! --- Ищу сведения о Шестёра, Симоненко, Пономарёвых, Лазаренко, Гуторовых, Зориных, Вороновых, Мошко | | |
GrayRamVita sine libertate nihil В Молдове ППЖ Сообщений: 11450 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7252 | Наверх ##
3 сентября 2023 10:09 max shestyora написал: [q] В одной из метрик сословие Laborious (т.е. pracowity, крестьяне).[/q]
Смотрите метрики униатские за 1814-1820 года, особенно Раковские. Есть по Ракову брачные метрики за года 1818-1820 г.г. в НИАБе 136-13-1358, 1363 и 1367. Они у мормонов на пленках 7767019 и 7766977 Удачи! --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (1) |
max shestyora Холмск, Невельск -> Москва Сообщений: 327 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 212
| Наверх ##
3 сентября 2023 16:11 3 сентября 2023 20:53 GrayRam написал: [q] Смотрите метрики униатские за 1814-1820 года, особенно Раковские. Есть по Ракову брачные метрики за года 1818-1820 г.г. в НИАБе 136-13-1358, 1363 и 1367. Они у мормонов на пленках 7767019 и 7766977 Удачи![/q]
Спасибо! Да, забыл отметить, жена также из семьи католического исповедания. Но на всякий проверил брачные униатские метрики и по Ракову, и Выгоничам (куда Пережиры относились), и Киевцу - аналогичный результат.. --- Ищу сведения о Шестёра, Симоненко, Пономарёвых, Лазаренко, Гуторовых, Зориных, Вороновых, Мошко | | Лайк (1) |
GrayRamVita sine libertate nihil В Молдове ППЖ Сообщений: 11450 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7252 | Наверх ##
3 сентября 2023 21:08 [q] мать - из местечка Раков (семья есть в РС 1795 года, но с такой фамилией она там одна - вероятно переселились откуда-то). [/q]
А у католиков брак - в приходе невесты. Строго. То есть, если в Ракове нет данных по браку за нужные Вам годы, то значит брак был в другое время. И метрик просто нет. Вероятность найти метрику о браке католички в другом (чужом) приходе исчезающе мала. Это общее правило. Но бывают исключения, конечно. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (1) |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук Кемеровская область Сообщений: 17293 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8141 | Сытько К.В. Метрические книги римско-католических приходов на территории БССР в 1945–1991 гг. // История и архивы. № 3. 2022. С. 72-82. https://doi.org/10.28995/2658-6541-2022-3-72-82АннотацияВ статье проанализированы изменения, которые претерпели метрические книги римско-католических приходов БССР в условиях антирелигиозных кампаний в 1945–1991 гг. С установлением советской власти на территории Беларуси начались активные процессы секуляризации во всех сферах жизни социума. Одним из аспектов секуляризации стал запрет в 1917 г. на ведение метрических книг и замена их на акты гражданского состояния, регистрируемые органами ЗАГС. После присоединения Западной Беларуси к БССР в 1939 г. все верующие-католики Беларуси стали окормляться Апостольской администратурой Вильнюса и ее филиалом в Белостоке. Как итог, на неофициальном уровне, благодаря требованиям епископов, в тех римско-католических приходах, которые не были ликвидированы, практики метрикации продолжены и длились весь этап существования советского государства. Одним из ключевых моментов функционирования метрических книг в послевоенный период стала инструкция Апостольского администратора 1948 г., в которой в отношении материалов метрикации подчеркивался примат церковного права над гражданским. Метрические книги утратили строгость формуляра, зачастую записи производились в школьных тетрадях и на обрывках бумаги с использованием нелитературных форм языка, а право вносить запись в книги о крещениях, браках, погребениях получили лица, не имеющие сана | | Лайк (2) |
Wladzislaw | Etmayka написал: [q] А где крестили детей католики ДО появления в Пензе католического костёла? [/q]
Кстати, а в Пензенском архиве есть на хранении метр. книги Пензенского костёла? Если есть, какие у них шифры, сканировал ли архив, может, у кого есть и копии? Успехов. --- Собрание Белорусской Шляхты — nobility.by
Исследования на заказ: Беларусь (шляхта), Литва (шляхта), Латвия (шляхта Латгалии и Курляндии; католики), Украина (шляхта; католики Киевщины, Волыни, Черниговщины), Россия (дворяне; католики). В Личные — только заказы. | | |
|
КАТОЛИКИ В РОССИИ