На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Кузнецов Эрнест Иванович
Капитан 2 ранга
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Год рождения 25.09.1924 Место рождения Новосибирская обл., Томский р-н, г. Томск Место призыва Челябинский ГВК, Челябинская обл., г. Челябинск Дата призыва 14.02.1942
Учился и окончил Высшее военно-морское училище. По одним источникам окончил Каспийское ВВМУ им. С.М. Кирова в Баку. По другим источникам окончил ВВМУ им. Фрунзе.
Высшее военно-морское училище им. Фрунзе во время Великой Отечественной войны дислоцировалось в Баку на территории Каспийского ВВМУ им. С.М. Кирова. С 21 августа 1942 г. по 1 июня 1944 г. Каспийское ВВМУ им. С.М. Кирова было объединено с ВВМУ им. М.В. Фрунзе.***
Будучи курсантом, принимал участие в боевых походах, защищая интересы родной страны в Иране. Воевал на Черном море, в районе Новороссийска, на крейсере «Фрунзе». Участвовал в боевом тралении Северного морского флота. Демобилизовался в 1958 г. в 1962 году получил диплом с отличием Челябинского Педагогического института. В образовании с 1959, когда стал преподавателем допризывной подготовки школы №1 им. Энгельса города Челябинска. В 1961 — учитель истории в школе № 30, с 1965 - учитель истории школы № 31. Кавалер двух орденов Красной звезды, награжден медалями «За победу над Германией», «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «30 лет Советской Армии». Его труд, его педагогическая деятельность дважды отмечены знаком «Отличник народного просвещения».
Награды. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Орден Отечественной войны II степени. Орден Красной Звезды. Медаль «За оборону Кавказа». Медаль «За боевые заслуги».
О нем
Кузнецов Эрнест Иванович : Списки ветеранов в России: Урал // Победители 1941-1945 . – Режим доступа: http://www.pobediteli.ru/russi...index.html . – Дата доступа: 8.06.2016. Кузнецов Эрнест Иванович, 25.09.1924 г.р.
45-летний капитан : Лицею 31 – 50 лет // Лицейская газета "Ботанический сад". - 2015. – 15 апреля. – Режим доступа: http://fml31-50.livejournal.com/6231.html . – Дата доступа: 8.06.2016.
Этот человек в нашей школе - с первого дня. Единственный. Неповторимый.Мы поработали с архивами и узнали вот что:
Кузнецов Эрнест Иванович, старейший учитель МОУ лицей №31 города Челябинска. Родился 9.09.1924 в Томске Омской области. В 1946 году окончил Бакинское Высшее Военно-Морское училище им. Кирова. Участник Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов Красной звезды, награжден медалями «За победу над Германией», «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «30 лет Советской Армии». Будучи курсантом, принимал участие в боевых походах, защищая интересы родной страны в Иране. Участвовал в боевом тралении Северного морского флота. Демобилизовался в 1958 году. Офицер, прослуживший 16 лет во флоте, капитан III ранга, он в 1962 году получил диплом с отличием Челябинского Педагогического института. В образовании с 1959, когда стал преподавателем допризывной подготовки школы №1 им. Энгельса города Челябинска. В 1961 — учитель истории в школе № 30, с 1965 - учитель истории школы № 31. Эрнест Иванович - продолжатель семейной традиции: его отец был учителем-историком, директором школы № 8. Принимая самое деятельное участие в создании физико-математической школы, вел и ведет огромную работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся. «Зубрилам я ставил тройки: нужно, чтобы человек нанимал, о чем он говорит» – в этих словах весь Эрнест Иванович. Человек с Большой Буквы. Его труд, его педагогическая деятельность дважды отмечены знаком «Отличник народного просвещения». Выпускники разных лет с особой теплотой вспоминают уроки Эрнеста Ивановича Кузнецова, его нестандартные вопросы, его заботу, его мужское крепкое рукопожатие. Это человек высочайшей культуры, человек слова и дела, высокий профессионал, у которого учатся молодые учителя. Похвала Кузнецова - это «знак качества» для молодого учителя. Среди учеников Эрнеста Ивановича контр-адмирал Балыбердин, доктора философских наук, старшие преподаватели ЮУрГУ. Сын Александр, по примеру отца закончивший военно-морское училище, ходил в море на подводной лодке, а теперь занимается информационными сетями в Челябинске. И сегодня Эрнест Иванович, легенда 31-го лицея, капитан II ранга, - на «боевом посту» - приобщает учащихся лицея к основам философии, ведет занятия «философского кружка», говорит о главном, о вечном, о живом.
Белковский, С. Русский офицер и учитель получил Стойкого оловянного солдатика // Челябинская область: События. Факты. – 2015. – 14 ноября. – Режим доступа: http://a-kretov.ru/sobytiya-fa...-soldatika . – Дата доступа: 8.06.2016.
Учителем в школе, Эрнест Иванович Кузнецов стал, прослужив 16 лет на флоте. После того, как в 1958 году демобилизовался. Тогда-то он, не имея гражданской специальности, поступил на заочное отделение в пединститут – «на историка». Поступил сразу на третий курс, так как имел высшее военное образование, и в 1962 году окончил институт с красным дипломом. Пошел работать историком в 30-ю челябинскую школу. Но вошел он в историю челябинской педагогики, как учитель соседней, 31-й школы, сейчас одного из лучших лицеев страны. Ко Дню победы в год 70-летия Великой Победы на здании этого лицея, на входе, появилась памятная доска, посвященная Эрнесту Ивановичу. Здесь в 1966-м году Кузнецов выпустил свой первый в новой школе класс – 10 «Б». – Из тех, кого учил я за все годы, вспоминаю сразу Игоря Шереметьева, Юру Нестеренко, братьев Гильманов. А еще были Бобров (теперь профессор МГУ), Балыбердин (контр-адмирал), Ольга Демкина (сейчас Журова, ездит с мужем по всей Европе), Сергей Рябченков. Многие пошли работать потом в ЧПИ (нынешний ЮУрГУ). Есть среди наших выпускников доктора философских наук. Практически все выпускники 31-й школы потом поступали в вузы и самое главное – в подавляющем большинстве состоялись как личности, нашли свое место в жизни. Я горжусь этим, – вспоминал как-то Эрнест Иванович в интервью челябинскому журналисту и тоже выпускнику 31-й школы Герману Галкину. А до этого была Великая Отечественная война, ее дороги для Кузнецова – это бои на Черном море. Сюда он попал в 1942 году и воевал на Черном море. А затем после окончания войны морской путь Кузнецова продолжился – службой на Северном флоте. Вплоть до 1958 года, когда по состоянию здоровья он демобилизовался в возрасте 35 лет. В родном Челябинске началась для него совершенно новая дорога в жизни. Капитана второго ранга, ветерана Великой отечественной войны, учителя истории челябинского физико-математического лицея №31 многие годы ученики уже нескольких поколений встречают на день Победы в морской форме, с кортиком, такой красивой и непривычной для нашего сухопутного города. Эрнесту Ивановичу Кузнецову исполнилось уже 90 лет. Практически во всех публикациях о нем вспоминается его философский кружок, в котором было вместе с учениками сформулировано более 200 философских задач. Кружок этот возник в 1969 году, случайно, но стал важной составляющей этой школы на много лет. А исторические задачи вы с учениками тоже решали?– поинтересовались как-то у Кузнецова. – Конечно. Скажем, Александр Невский, который успешно воевал с передовыми для того времени армиями немцев и шведов, которыми командовали опытные полководцы. Почему же после этих блистательных побед Невский поехал на поклон к татарам, у которых было примитивное оружие, отсутствовала четкая военная организация? Или задача из более близкого нам периода... Почему во время Второй мировой войны на оккупированной фашистами территории СССР развернулось партизанское движение, а когда советские войска вошли в Германию, ничего подобного не было? На памятной доске написаны слова: «Эрнест Иванович Кузнецов. Полвека в лицее. Русский офицер и учитель». Произошло это 9 мая 2015 года. Есть и еще один повод рассказать о челябинском учителе и офицере Кузнецове. Стойкий оловянный солдатик – один из знаменитых персонажей мировой литературы получил недавно челябинскую «прописку». Стал наградной статуэткой, появившейся в знаменитом 31-м лицее города. Автор статуэтки – челябинский скульптор Андрей Старцев. Он известен, как автор герба Челябинска и скульптор, имеющий отношение к отливке тиража фигурок Кентавров Эрнста Неизвестного, вручаемых лауреатам премии «Светлое прошлое». И вот – Оловянный солдатик. Подержал его в руках еще в летом в мастерской у Андрея Старцева. Удивился придумке скульптора – подставка для солдатика – это еще и настоящий школьный звонок, какие были во времена наших бабушек. – Лицей в этом году отметил свое пятидесятилетие, – говорит директор лицея Александр Попов, – Пятидесятый номер в таблице Менделеева – это олово. Раз олово, значит Стойкий оловянный солдатик. Андрей Старцев сделал замечательного солдатика, причем с секретом. Подставка у него – это настоящий школьный звонок. На линейке первого сентября был у нас в гостях глава города Евгений Тефтелев, и этот звоночек возвестил о начале юбилейного учебного года в нашем лицее. Первого Стойкого оловянного солдатика вручили Эрнесту Ивановичу Кузнецову, памятная доска этому человеку встречает каждого на входе в эту школу.
Ко Дню победы в год 70-летия Великой Победы на здании 31-го физико-математического лицея Челябинска, на входе, появилась памятная доска, посвященная Эрнесту Ивановичу Кузнецову – русскому офицеру и учителю истории. 9 мая 2015 г.
Жилякова, Татьяна. Эрнест Иванович Кузнецов – учитель истории с биографией “морского волка” // Livejournal . – Режим доступа: http://l-listik.livejournal.com/62170.html . – Дата доступа: 8.06.2016.
…Когда он каждый год перед 9 Мая в черной форме морского офицера, с кортиком, в орденах и медалях входит в школу, то кажется, что все вокруг преображается. Этот день не похож на другие, он овеян ощущением Праздника. Ребята, впервые увидевшие его в таком облачении, изумляются: вот это да, он, оказывается, настоящий «морской волк»! И буквально ходят за ним по пятам. Его рассказы-воспоминания о войне всех просто завораживают.
Речь идет о капитане второго ранга учителе истории челябинского физико-математического лицея N 31 Эрнесте Ивановиче Кузнецове, ветеране войны, искренне и горячо любимом многими поколениями выпускников школы. Сейчас он на пенсии, ведет занятия философского кружка, помогает готовить ребят к историческим олимпиадам. На них лицеисты очень хорошо выступают. Старый учитель по-прежнему полон сил, заядлый рыболов и охотник.
У него два сына: старший Александр пошел по стопам отца, закончил Ленинградское высшее военно-морское училище по специальности «инженер-электрик», служил на Севере, младший Владимир – директор крупной компьютерной фирмы.
…О флоте Эрнест мечтал с детства. И подал заявление в Омский речной техникум. Но началась война. Как и все его ровесники, он рвался на фронт. В военкомате отказали. Тогда они решили махнуть на фронт самостоятельно. Но тут в Челябинск приехал набирать курсантов представитель Ленинградского высшего военно-морского училища. Все желающие убежать на войну пошли на комиссию. После трех медицинских испытаний из 15 человек остались трое. Их погрузили в теплушки и отправили в Астрахань, куда было эвакуировано училище. В январе 1942 года училище перевели из Астрахани в Баку, поскольку начались бомбежки. Там было свое училище, тоже высшее военно-морское. Но курсантов в нем уже не было: всех, начиная со второго курса, сгруппировали в бригады и отправили на защиту Москвы. «Астраханцы» возмутились: что же, мы хуже? И вновь попытались «призваться» самостоятельно, благо фронт был недалеко – по хребту Кавказа. Но тут начальство поступило мудро. Оно погрузило курсантов в автобусы, привезло в морской порт на Черном море и показало: вот стоят корабли, полностью укомплектованные боезапасами и всем необходимым, есть и команда, но они не могут выйти в море, потому что нет командиров, они погибли. А новых не готовили, так как курсантов всех училищ, включая Дальневосточное, отправили под Москву. Им сказали: учитесь побыстрее и занимайте места на мостиках этих кораблей. Ребят это убедило. С мая по октябрь была морская практика на кораблях, а с октября по май – теоретический курс в училище. Воевал Эрнест Иванович на Черном море, в районе Новороссийска, на крейсере «Фрунзе».
После войны он имел право выбрать себе место службы. Он выбрал Северный флот. Но по болезни в 1958 году демобилизовался в чине капитана третьего ранга. Хотел пойти на торговые корабли, диплом позволял ему быть штурманом дальнего плавания, но после операции на желудке врачи запретили. А на кораблях никто не хотел брать на себя ответственность: вдруг что-то в море случится? Вернулся в Челябинск. Ему было тогда 35 лет. И, конечно, перед ним встал вопрос: что же делать? Гражданской специальности никакой. Прослужил три месяца в военкомате, преподавал начальную военную подготовку в школе N 1. Но ему нужно было что-то фундаментальное. И тогда пошел поступать в педагогический институт на заочное отделение. Его взяли сразу на третий курс.
— Эрнест Иванович, выбор факультета случаен или закономерен?
— В училище мы капитально изучали военно-морскую историю, которая тесно связана с общей, отечественной и зарубежной. А во-вторых, мой отец – историк. Он был директором школы N 8 и преподавал историю. И поэтому совершенно закономерно, что я пошел на исторический, закончил его с красным дипломом. Начал работать в школе N 30, а когда в 1965 году открылась тридцать первая, то часть учителей и девятые классы перевели туда. Этот год я и считаю началом моей учительской карьеры. Мне в то время было уже 43 года.
— В вашей педагогической деятельности были стиль, почерк, своя метода?
— В нашей школе, начиная с самого первого дня, директор Игошев сумел привить культ знаний, то есть ученики старались взять как можно больше, но выборочно, школа все-таки физико-математическая, что, естественно, создавало трудности для других учителей. И я понял одно. Для того, чтобы история стала предметом, который ученикам будет интересен, надо, чтобы она стала для них такой же точной наукой, как физика. То есть при изложении любого факта нужны доказательства: почему какое-либо событие произошло именно в это время и по какой причине. И потом, я принципиальный противник слова “учить”. Ученики должны понимать. Потому что выучить – это какую голову надо иметь. Знаний все прибавляется и прибавляется, а голова-то одна. Поэтому сначала была трагедия. Даешь домашнее задание, параграф такой-то, но к этому параграфу я обязательно давал пару вопросов. Не те, которые в учебнике, а на сообразительность. Девчонки у меня даже плакали. Все привыкли так: выучил и рассказал. В виде простого примера я им говорю: давайте пригласим ученика пятого класса, возьмем этот параграф, он его прочтет, выучит и с выражением расскажет. Ну и какую отметку я ему должен поставить? Да он, может, и половину не понял, что выучил.
И началось: после урока мы вместе готовили домашнее задание. Чтобы показать: мало прочесть материал, а надо его переработать в соответствии с поставленными вопросами, на которые прямого ответа в учебнике нет, только наметки. На уроке нужно было отвечать только на эти вопросы, потому что в них главное. Ведь по любой теме можно привести тысячи примеров. О войне, например. В учебнике их, как правило, несколько, а на самом деле их вон сколько! Но нет ответа на вопрос: откуда брались эти героические поступки? И каждый должен подумать, как на него ответить, а потом мы вместе обсуждаем и приходим к общему знаменателю.
— У вас были когда-нибудь проблемы педагогического характера?
— Дело в том, что я не считаю себя учителем. Я как был морским офицером, так и остался. Поэтому для меня никаких проблем не существует. Представьте себе, что такое управлять, командовать матросами, старшинами, которые перед войной прослужили пять лет и всю войну прошли. Они эту службу и корабль знают насквозь. А ты только что пришел. Но надо отдать им должное: они были очень тактичны, ненавязчиво мне что-то подсказывали. Я ведь служил на американских кораблях, где все надписи и описания были на английском языке, так что пришлось все осваивать, что называется, на ощупь. Электромагнитный трал – очень сложное устройство. Вот где были проблемы. После этих здесь проблем быть просто не может.
— Я знаю, что вы не стали заслуженным учителем только потому, что не член партии. Вы не вступили в партию ни на флоте, ни позже, хотя вам неднократно предлагали. Почему? Ведь в то время ради карьеры это делали все.
— Я судил по тому, какие люди в этой партии состоят. На кораблях в начале 50-х годов ввели должность помощника командира по политической части. Я на них посмотрел. Они двух слов связать не могли и упертые были, как бараны. И при этом любое серьезное распоряжение командира должно было согласовываться с ними. Это главная причина. Потом я очень внимательно посмотрел программу КПСС и понял: конечно, сама идея благородная, гуманная, как и учение Маркса. Но это же не реализуется в жизни. Шло явное противоречие между словом и делом. А этого я не терплю: сказано – сделано. Программу КПСС я иногда использовал в своих «корыстных целях». В 1969 году на очередном занятии философского кружка ребята изучали, что такое абсолютная и относительная истина. Взяв программу, я читаю: «Все народы рано или поздно придут к коммунизму». Заявлено как абсолютная истина. И подкидываю задачу: достижима ли она с точки зрения философии? Если бы про эту «задачу» узнал какой-нибудь партийный функционер, меня бы с треском выгнали из школы.
Капитан и педагог вскоре отметит 84-летие. Сейчас рассматривается проект учительской и ученической премии, которая будет сопровождаться вручением специального переходящего знака имени Кузнецова. Татьяна ЖИЛЯКОВА. Челябинск.
31-й - Двести философских задач Эрнеста Кузнецова // Lentachel.ru : сетевое издание Челябинск . – Режим доступа: http://lentachel.ru/fml31/history/kuznetsov . – Дата доступа: 8.06.2016.
Когда я звонил ему, чтобы договориться о встрече в первый раз, мне не повезло. Домашние сказали, что хозяина нет дома: он, видите ли, уехал на охоту. Попытался вспомнить, сколько же точно лет преподавателю истории, которого в 31-й иначе как Эрнест за глаза никогда не называли. Засомневался в цифрах. Но встретил нашего героя на очередном школьном мероприятии в нынешнем году и лично убедился: есть люди, которые не меняются. Рукопожатие Эрнеста Ивановича Кузнецова (только не надо параллелей с Ельциным) было покрепче моего, а говорил мой учитель все так же не торопясь, с чувством собственного достоинства и знанием дела.
– Эрнест Иванович, вы сразу знали, что станете учителем истории?
– Даже не думал. Прослужил 16 лет на флоте. В 1958 году демобилизовался. Гражданской специальности на тот момент (то есть почти 50 лет назад) не было. Пошел в облвоенкомат, поработал там три месяца, потом должность сократили. Я поступил на заочное отделение в пединститут по специальности «История». И так как у меня уже было высшее образование Военно-морского училища имени Фрунзе, то поступил сразу на третий курс и в 1962 году окончил институт с красным дипломом. В это время появились вакансии преподавателя НВП и историка в 30-й школе. Я стал одновременно и тем, и другим.
– Ну вот, а говорите, что не думали становиться историком.
– Тут придется объяснять по частям. Во-первых, на самом деле я больше любил географию, но географии не было на заочном отделении института. Во-вторых, мой отец был все-таки историком, работал директором школы № 8. В-третьих, нам отлично преподавали историю в Военно-морском училище (правда, с уклоном в морскую историю). В общем, сложились определенным образом обстоятельства, но насилия над собой при выборе гражданской профессии я не совершал.
– Ну а в 31-ю как попали?
– Я же говорю, вакансии были в 30-й школе, что напротив. Получив образование историка, пошел работать туда. 30-я школа была закреплена за местным микрорайоном, а 31-я изначально была специализированной. Как только она открылась, из 30-й в новую школу перевели сразу все девятые классы – чтобы обеспечить наполняемость. И я пошел вместе с ними. В 1966 году состоялся первый выпуск. Я уже был «чистым» историком, отказавшись от преподавания НВП, которую по большому счету учебной специальностью назвать было трудно. Преподавал поначалу историю древнего мира, потом дошел до новейшей истории. Выпускал тогда, в 1966-м, свой первый в новой школе класс – 10 «Б». Эти ребята запомнились тем, что у них был подлинный культ знаний. И не только в отношении истории. Они готовы были учить «от» и «до» все предметы. Такой культ продолжался еще примерно лет пять.
– При этом кто-то выделялся даже на столь мощном фоне...
– Из тех, кого учил я за все годы, вспоминаю сразу Игоря Шереметьева, Юру Нестеренко, братьев Гильманов. А еще были Бобров (теперь профессор МГУ), Балыбердин (контр-адмирал), Ольга Демкина (сейчас Журова, ездит с мужем по всей Европе), Сергей Рябченков. Многие пошли работать потом в ЧПИ (нынешний ЮУрГУ). Есть среди наших выпускников доктора философских наук. Практически все выпускники 31-й школы потом поступали в вузы и самое главное – в подавляющем большин-стве состоялись как личности, нашли свое место в жизни. Я горжусь этим.
– Но тем не менее вы говорили о желании молодежи учиться в прошедшем времени. Выходит, сейчас нет былого культа знаний...
– Тут же много объективных причин – столько всего поменялось в стране в целом. Отличительные черты выпускников 90-х годов естественны для периода перемен. Это более прагматичные люди, которые шли в 31-ю школу сразу с прицелом на будущую профессию. И в этом нет ничего плохого. Из выпускников 31-го лицея получились отличные программисты, физики, другие специалисты.
– А историки были?
– Конечно. Моя бывшая ученица Юля Антонова преподавала в школе историю, преподает по сей день другая ученица – Ольга Васильевна Капитонова. Исторические знания, если разобраться, помогают в современной жизни не меньше, чем точные науки.
– Как теперь поддерживается связь между лицеем и тем же ЮУрГУ, в который раньше поступали выпускники школы?
– Традиции нашли современное продолжение. Директор лицея Александр Попов подписал очень нужные договоры с Южно-Уральским госуниверситетом и Челябинским госуниверситетом – лучшими челябинскими вузами. Ежегодно согласно договору 15 лучших выпускников лицея поступают в эти вузы без экзаменов на тот или иной факультет по своему выбору.
– Как многолетний преподаватель истории вы согласны с тем, что «Россия – страна с непредсказуемым прошлым»?
– Знаете, я не поклонник популистских разоблачений, которых было много в конце 80 – начале 90-х годов. Я историк-консерватор. Я в том же Эдварде Радзинском вижу скорее писателя, а не историка. Сам всегда доверял больше собственным глазам и мнению авторитетных для меня людей. Убежден: до тех пор, пока госархивы не будут раскрыты, объективную картину отечественной истории мы не узнаем. Если же говорить не о прошлом, а о будущем, то остается лишь повторить известную истину: человечество, чтобы жить и развиваться, должно увеличивать производство материальных благ. Если в России нет прироста населения, значит, страна не развивается.
– А кто все-таки творит историю: народ или личности?
– Очевидно, что историю творят именно личности. Народ безмолвствует и не способен на радикальные общественные перемены. России очень нужна сильная, яркая личность – самостоятельная, способная противостоять давлению извне. У такой личности слово не должно расходиться с делом. И видение перспектив должно быть историческим и философским.
– Вы об этом говорили на уроках истории?
– Разумеется. Главное, что меня всегда волновало как преподавателя,– чтобы ученик не вызубрил тему, а понял ее, постиг суть происшедшего много лет назад. Были у нас зубрилы, которые просто заучивали параграф наизусть. Я ставил им тройки. Потому что это механическая память, а не знания. Нужно, чтобы человек понимал, о чем он говорит.
– Эрнест Иванович, о вас ходят легенды. Так долго не оставался в строю, пожалуй, ни один другой школьный учитель. В чем секрет? Как вы поддерживаете форму на протяжении десятилетий?
– Никаких особенных рецептов здорового образа жизни у меня нет. Хотя и вредными привычками не злоупотребляю. Может, все дело в охоте? По сей день иногда хожу на охоту на уток. А первый раз сходил, когда мне было шесть лет. В девять начал стрелять. Что касается выражения «остаюсь в строю», об этом можно говорить с большой натяжкой. Я же не преподаю сейчас историю, а только веду философский кружок. В этом отношении мой стаж даже больше, чем стаж преподавателя истории. Кружок возник в 1969 году, и по сей день это мой кружок.
– А с чего он начался?
– Как обычно в таких вещах, все решает случай. Мой ученик Володя Коркин по сути подсказал идею. У нас был урок обществоведения. Одна из составляющих дисциплины – основы философии. Коркин вдруг задает мне вопрос: «Возьмем двоих людей – А и Б. Сознание человека А существует независимо от человека Б. Значит, оно материально». Я ответил Володе как учитель: «Вы сформулировали философскую задачу. И тем не менее допустили в одном из трех звеньев философской цепочки ошибку. Где эта ошибка? Давайте после уроков останемся и обсудим. Можно создать специальный философский кружок». Так все и началось. За прошедшие годы наш кружок сформулировал более 200 философских задач. Многие из них достойны того, чтобы быть упомянутыми. Например, одна из задач вполне могла привести меня к потере работы, если бы об этом узнали соответствующие руководители. Как известно, одним из основных тезисов марксизма было утверждение: «Все народы придут к коммунизму». В то же время философия говорит: «Абсолютная истина недостижима». Значит, указанный тезис марксизма – фикция.
– А исторические задачи вы с учениками тоже решали?
– Конечно. Скажем, Александр Невский, который успешно воевал с передовыми для того времени армиями немцев и шведов, которыми командовали опытные полководцы. Почему же после этих блистательных побед Невский поехал на поклон к татарам, у которых было примитивное оружие, отсутствовала четкая военная организация? Или задача из более близкого нам периода... Почему во время Второй мировой войны на оккупированной фашистами территории СССР развернулось партизанское движение, а когда советские войска вошли в Германию, ничего подобного не было?
– Вы говорили о возрождении некоторых хороших традиций советского периода. Наверняка удалось сохранить не все... – Увы, утеряна была (причем еще в советские времена) традиция проведения семинаров по межпредметным связям. Вот что было бы здорово возродить. Помню, проводила их на протяжении 70–80-х годов Усова, академик из пединститута. Смысл семинаров был в том, чтобы выявить всеобщие законы диалектики в разных формах движения материи. Такое обучение сильно расширяет кругозор подрастающего поколения и помогает видеть окружающую жизнь во всем ее гармоничном многообразии, перспективу. В том числе историческую.
Каждый год накануне Дня победы в черной форме морского офицера, с кортиком у пояса, с орденами и медалями на груди, с неизменной строгой выправкой и улыбкой на лице он входит в школу, где много лет проработал учителем истории. В этот же момент его окружают ребята и как завороженные слушают воспоминания о страшных военных годах – он для них словно герой, сошедший со страниц невероятно увлекательной приключенческой книги. Вот только сюжет ее нисколько не выдуман – это история его жизни.
Капитану второго ранга, ветерану Великой отечественной войны, учителю истории челябинского физико-математического лицея №31, так искренне любимому многими поколениями выпускников школы, Эрнесту Ивановичу Кузнецову исполнилось 90 лет. Но главное даже не это. Удивительным образом этот человек повлиял на судьбу многих из тех, с кем так или иначе его сталкивала жизнь – во время войны, уже после нее, в бытность свою учителем истории и сейчас. Среди них, кстати, много интересных состоявшихся людей, чьи имена известны не только в Челябинске. Сегодняшний юбилей – это еще один повод выразить Эрнесту Ивановичу свое уважение, восхититься его мудростью и заслушаться рассказами об этом человеке. «Я не считаю себя учителем. Я как был морским офицером, так и остался», – как-то в одном интервью признался он корреспонденту. Но за этими словами стоит, наверное, самое важное – умение оставаться человеком в любой ситуации и быть верным себе и своим убеждениям, несмотря ни на что.
Мечты о флоте у Эрнеста Ивановича появились с самого детства, и сразу после окончания школы он подал заявление в Омский речной техникум. Юный, восторженный романтик, он готовился к долгой дороге жизни, и она виделась ему словно волнительное море. Но море не всегда бывает спокойным, волны штормов способны рушить скалы. Началась война. Как и все его ровесники, главным его желанием было любой ценой попасть на фронт. В военкомате отказали. Потом была еще одна попытка, и еще – бесполезно. Вплоть до момента, когда в Челябинск приехал представитель Ленинградского высшего военно-морского училища, чтобы набрать молодых курсантов. Все желающие попасть, наконец, на войну пошли на комиссию, и спустя несколько медицинских испытаний, из пятнадцати человек остались всего трое, в том числе и Эрнест Иванович. Их погрузили в теплушки и отправили в Астрахань, куда было эвакуировано училище, а уже в январе 1942 года из Астрахани в Баку. Именно оттуда спустя какое-то время он попал на фронт и воевал на Черном море. Сколько историй и уроков жизни вынес из этих лет Эрнест Иванович, нам, наверное, никогда не узнать. Но война закончилась, и началась служба на Северном флоте. Вплоть до 1958 года, когда по состоянию здоровья он демобилизовался в чине капитана третьего ранга. В возрасте 35 лет военная морская карьера оказалась для него закрыта, но одновременно с этим открылась совершенно новая дорога в уже родном и знакомом с детства Челябинске. «В училище мы очень много изучали военно-морскую историю, которая тесно связана с общей, отечественной и зарубежной историей. А во-вторых, мой отец был историком, работал директором школы №8 и преподавал историю, – вспоминает Эрнест Иванович. – Совершенно закономерно, что я пошел на исторический факультет». Кстати, его взяли сразу на третий курс и выпустили с красным дипломом. Свои первые шаги как учитель он делал в классах школы №30, а когда в 1965 году открылась тридцать первая, то часть учителей и девятые классы перевели туда. Наверное, именно это год можно считать настоящим началом его учительской карьеры. Эрнесту Ивановичу в то время было 43 года. Уже через год он уже выпускал свой первый класс – 10 «Б». Это время он вспоминает как эпоху истинного культа знаний, когда ребята не просто учили уроки, они просто жаждали знаний. Кстати, именно жажду знаний и воспитывал всегда в своих учениках Эрнест Иванович. «Я принципиальный противник слова „учить“. Ученики должны понимать. Потому что выучить – это какую голову надо иметь. Знаний все прибавляется и прибавляется, а голова-то одна. Поэтому сначала была трагедия. Даешь домашнее задание, параграф такой-то, но к этому параграфу я обязательно давал пару вопросов. Не те, которые в учебнике, а на сообразительность. Девчонки у меня даже плакали. Все привыкли так: выучил и рассказал. В виде простого примера я им говорю: давайте пригласим ученика пятого класса, возьмем этот параграф, он его прочтет, выучит и с выражением расскажет. Ну и какую отметку я ему должен поставить? Да он, может, и половину не понял, что выучил. И началось: после урока мы вместе готовили домашнее задание. Чтобы показать: мало прочесть материал, а надо его переработать в соответствии с поставленными вопросами, на которые прямого ответа в учебнике нет, только наметки. На уроке нужно было отвечать только на эти вопросы, потому что в них главное. Ведь по любой теме можно привести тысячи примеров. О войне, например. В учебнике их, как правило, несколько, а на самом деле их вон сколько! Но нет ответа на вопрос: откуда брались эти героические поступки? И каждый должен подумать, как на него ответить, а потом мы вместе обсуждаем и приходим к общему знаменателю». Сейчас, даже спустя много лет, все его ученики уверены – именно этот уникальный подход во многом заложил в них умение добиваться своего в жизни, размышлять над окружающим миром и искать ответы, прежде всего, внутри себя. Именно так в свое время родился философский кружок, идейным вдохновителем которого стал Эрнест Иванович. Однажды один из его учеников на уроке обществоведения задал ему вопрос: «А если взять двух людей – А и Б. Сознание человека А существует независимо от сознания человека Б. Значит, оно материально». «Вы сформулировали философскую задачу, – ответил ему Эрнест Иванович. – И, тем не менее, допустили в одном из трех звеньев философской цепочки ошибку. Где эта ошибка? Давайте после уроков останемся и обсудим. Можно создать специальный философский кружок». Так все и началось. Когда подошло время закончить работу в школе, Эрнест Иванович принял это как еще один новый этап в своей жизни. Но это совсем не значит, что их совместная история с лицеем №31, с его ребятами, учителями и директором лицея Евгением Александровичем Поповым закончилась. И по сей день Эрнест Иванович – огромная часть жизни школы и тех людей, кто с ним знаком. И не важно, с каким вопросом вы подойдете к этому удивительно мудрому, внимательному и отзывчивому человеку – вы получите ответ, который будет предназначен именно вам. В день своего юбилея 25 сентября Эрнест Иванович по традиции зайдет в школу – одетый с иголочки, безупречный, собранный капитан огромного корабля жизненного опыта, мудрости и знаний. И каждый из его команды сможет «присягнуть» в своей верности и еще раз выразить признательность учителю, которого называют не иначе как «Легенда».
Галина Сергеевна, какой важный материал у Вас собран! Память потомкам и дань уважения героям.
Я разыскиваю своего без вести пропавшего родственника, призывавшегося в Ташкенте 01.09.1941 года. По полевой почте удалось установить, что служил он в 38 ОСБ. Вот что удалось найти в сети об этой бригаде:
38 ОТДЕЛЬНАЯ СТРЕЛКОВАЯ БРИГАДА / 4-я Гвардейская ОСБР 38 отдельная стрелковая бригада Время вхождения в действующую армию: 12.12.41-5.1.42 г.; 30.1.42-17.3.42 г. – как 38 отдельная стрелковая бригада 17.03.42-30.07.42 г.; 28.08.42-06.07.43 г. – как 4 гвардейская отдельная стрелковая бригада Сформирована на основании приказа Народного Комиссара Обороны И.В.Сталина № 00105 от 14.10.1941 года в Среднеазиатском военном округе в октябре – декабре 1941 года. Формирование начала, как 38 курсантская стрелковая бригада, в процессе формирования переименована в 38 отдельную стрелковую бригаду. Командный состав бригады, а так же большая часть личного состава были из числа моряков Каспийской военной флотилии и учебного отряда подводного плавания эвакуированного из Кронштадта. С 12 декабря 1941 до 5 января 1942 года бригада воевал в составе Московской зоны обороны. После непродолжительной подготовки и сколачивания соединений, корпус из-под Москвы перебрасывается по железной дороге в район Бологое (Калининской обл.) – Валдай (Новгородской обл.).
Нет ли у Вас сведений о том, были ли среди командного состава этой стрелковой бригады выпускники Каспийского училища? Может быть по их именам удастся что-то установить из боевого пути моего родственника, особенно периода декабря 1941 года под Москвой - нет боевых донесений в сети за это время.
Спасибо, извините за длинный пост.
--- Волгушевы, Дрокины,Сусликовы-Бузулукский уезд Самарской губ.,Колосковы,Смоляковы,Астафьевы-Хвалынск Саратовской губ.,Крапивенский уезд Тульской губ.Курило, Куриленко-Старобельский уезд Харьковской губ., Мечетка, хутор Булочкин ОВД, Веременко-Бердянский уезд Тавричексой губ,ОВД
Все что у меня было об отдельных стрелковых морских бригадах и то, что я нашла в печатных и электронных источниках, я выложила в проекте «История КВВМКУ в лицах…» Другого материала у меня нет. Если что-нибудь найду, обязательно сообщу.
У меня в проекте есть несколько книг в электронном виде о Каспийском училище. Вы их просматривали? Возможно, там и упоминаются фамилии курсантов, которые воевали в 38-й отдельной стрелковой бригаде. Вот первая страница этой темы: https://forum.vgd.ru/585/62162/0.htm?a=stdforum_view&o=
А вот об этом Вы наверняка знаете:
На сайте «Победа 1945» (портал о фронтовиках) попечитель Михаил Пыресин выложил информацию о 38-й стрелковой бригаде http://www.pobeda1945.su/division/4806
Там же есть информация о фронтовиках, служивших в подразделении: Богданов Глеб Сергеевич старший сержант Гнилобоков Степан Андреевич старший лейтенант Забозлаева Нина Николаевна красноармеец Ушаков Михаил Львович гвардии замполитрука
Галина, спасибо Вам за ответ и ссылки. Да, я их читала, а по Вашей снова погрузилась в бои под Москвой и Старой Руссой. Где-то рядом с курсантами и офицерами каспийцами сражался и мой 18-летний родственник. Очень образно у Вас написано и легко читается.
--- Волгушевы, Дрокины,Сусликовы-Бузулукский уезд Самарской губ.,Колосковы,Смоляковы,Астафьевы-Хвалынск Саратовской губ.,Крапивенский уезд Тульской губ.Курило, Куриленко-Старобельский уезд Харьковской губ., Мечетка, хутор Булочкин ОВД, Веременко-Бердянский уезд Тавричексой губ,ОВД
Ковалев В.И. Морской ангел. – СПб : Изд-во Крылов, 2015. – 384 с.
Аннотация Это книга о нем — о Дмитрии Дмитриевиче Вонлярском, о легендарном Дим Димыче… Его поздравляли с Днем Победы бывший и действующий президенты страны, принимала королевская семья и премьер-министр Великобритании. С новой фашистской нечистью. Человек-легенда, человек-эпоха, везде и всюду — победитель. Дмитрия Дмитриевича Вонлярского помнят и чтут многие ветераны Военно-морского флота, Федеральной службы безопасности и Генеральной прокуратуры России. И при этом — обыкновенный советский человек, прошедший вместе со страной сквозь все исторические вехи и испытания. Он стал легендой разведки морской пехоты в годы Великой Отечественной войны. И своих потомков, сражающихся за Русский Мир. Человек богатырской силы и стальной воли. Он колесил водителем-дальнобойщиком по просторам Советского Союза и Европы — и мало кто из дальнобоев не слышал рассказов о человеке, которого боялись и уважали все дорожные бандиты. Он немного не дожил до светлых дней, о которых так мечтал. Увидеть наконец-то вставшую с колен Россию. Он стал одной из легенд "солнечного" Магадана, где не по своей воле рубил лес и добывал золото.
...
Война для Дима и его сокурсников началась вполне ожидаемо, то есть победоносно. На чужой территории и малой кровью. Словом так, как и обещал Клим Ворошилов - первый Маршал и кумир всей тогдашней советской молодежи.
31-го августа сорок первого, Вонлярского и его товарищей сняли с учебного корабля "Правда", где они проходили морскую практику, после чего в составе мощной десантной группировки высадили на иранском побережье Каспия, близ города Пехлеви.
Это малоизвестная в истории операция призвана была отбить у Гитлера и его единомышленников в Иране саму мысль посягнуть с Юга на стратегически важный район бакинских нефтяных промыслов. Многочисленному и решительно настроенному десанту краснофлотцев противостояли лишь мелкие диверсионные группировки иранцев, подготовленных немецкими инструкторами. Под дулами главного калибра канонерских лодок "Красный Азербайджан" и "Бакинский рабочий", а также других кораблей Каспийской флотилии, "воины аллаха" благоразумно драпанули.
А высадившиеся на берег моряки быстро прочесали побережье и, прихватив кое-какие трофеи, отчалили на шлюпках к кораблям, грозно покачивавшимся на внешнем рейде.
- Ну что же! Так воевать не хило! - сказал себе курсант Вонлярский, после благополучного возвращения на мыс Зых, в казармы родного училища. Вечером в клубе в очередной крутили всю ту же неувядаемую картину "Если завтра война, если завтра в поход", где краснозвездные чудо-богатыри играючи громили и гнали с родной земли чужеземных супостатов, что весьма впечатляло, и каждому хотелось стать героем.
Однако все это как-то не вязалось с все более тревожными сводками с фронта. Когда же в очередной раз низкий голос Левитана сурово сообщил о кровопролитных боях под Вязьмой, Дим не ведал, что и думать. Она находилась от Москвы всего в двухстах километрах.
А потом он узнал трагическую правду от мамы. Тяжело раненная под Смоленском, военврач 3-го ранга Вонлярская была эвакуирована в бакинский госпиталь, где произошла встреча с сыном. На нее похудевший Дим принес несколько мандаринов и кулек кураги - гостинец. Похудевшая, с горячечным блеском в глазах, Мария Михайловна рассказала Диму о стремительном отступлении Красной Армии к Смоленску и тяжелых уличных боях, развернувшихся в городе, страшном котле под Вязьмой, где в окружение попали четыре наших армии. Находиться вдали от фронта, где уже успела побывать мать, Дмитрий больше не мог, а к тому же он полагал, что без него войну не выиграют. И забросал командование рапортами.
Дмитрий Вонлярский с матерью.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Янаев Юрий Исмаилович
1924 - 2002
Капитан3 ранга
Родился 12 декабря 1924 г. в г. Баку. В 1944 г. окончил Бакинское военно-морское подготовительное училище (БВМПУ). В 1944 г. поступил на 1-й курс Каспийского ВВМУ, тогда еще филиала Ленинградского училища им. Фрунзе. После реэвакуации училища Фрунзе в Ленинград в 1945 г. их курс стал первым для уже Каспийского ВВМУ им. Кирова, который окончил в 1948 г. После выпуска попал служить на ТОФ - сначала во Владивосток. Затем служба в ОВРе (охрана водного района). С 1952 г. по 1954 г. - командир тральщика в Порт-Артуре до момента передачи базы ВМС КНР. С 1954 г. по 1959 г. - командир тральщика, а затем командир СБР в Петропавловске Камчатском. В 1959 г. ушел на пенсию в звании кап. 3 ранга в связи с сокращением ВС. Далее - служба на вспомогательных судах Каспийской флотилии. Награжден орденом Красной Звезды - за участие в боевых тралениях.
Текст биографической информации составила Марина Трошина (Янаева)
Спасибо Марине Борисовне Трошиной (Янаевой) за эти фотографии. Впервые узнала, что в Каспийском ВВМУ был оркестр народных инструментов, что военные парады проходили на площади Петрова г. Баку.
Марина родилась в Баку. Окончила Азербайджанский институт нефти и химии им. Азизбекова. Пишет стихи с марта 2003 года. Автор книг: Маленький принц для детей в стихах (Баку, 2003); Он так целовал.: Стихи (Баку, 2004); Я — ведьма! Стихи (Баку, 2006). Печаталась в журнале «Литературный Азербайджан» и коллективных сборниках. Является членом СП Азербайджана (2007), ответственным секретарем Ассоциации деятелей культуры «Луч». Отмечена дипломами фестиваля «Поэтический Баку — 2004», Интернет-конкурса «Вся королевская рать», конкурса «Я ни с кем никогда не расстанусь», организованного Росзарубежцентром при поддержке Правительства Москвы и при участии «Литературной газеты» (2007).
Отчет о юбилейной встрече выпускников КВВМУ 1948 года, посвященной 30-летию окончания училища / Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище имени С.М. Кирова; Текст отчета написан капитаном 1 ранга М.Ю. Атакишиевым. – Баку, 1978. – 88 с. https://forum.vgd.ru/post/585/55474/p1657733.htm В списке: Янаев Юрий Николаевич – Баку
ЯНАЕВ ЮРИЙ ИСМАИЛОВИЧ // 1418 Дорога памяти. Музейный комплекс. – Режим доступа: https://1418museum.ru/heroes/13214781/ . – Дата доступа: 28.12.2021. 10.12.1924 — дд.мм.гггг Место рождения Азербайджанская ССР, г. Баку Дата призыва 06.10.1949 Воинское звание капитан 3 ранга
Янаев Юрий Исмаилович : Люди и награждения // Подвиг народа 1941-1945. – Режим доступа: http://podvignaroda.ru/?#id=1537659337&tab=navDetailManAward . – Дата доступа: 28.12.2021. Звание: курсант Место службы: Каспийское ВВМУ № записи: 1537659337 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Патласов Владимир Семёнович
19.. - 1966
Лейтенант
Владимир приехал поступать в Баку из Казахстана г. Алма-Ата. Выпускник 1966 г. штурманского факультета Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова. Умер в 1966 г. Похоронен в маслиновой роще на Зыхе. У него к этому времени была жена и дочь.
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Ляхнович Павел Аркадьевич
Капитан-лейтенант Прозаик, переводчик, журналист
Выпускник штурманского факультета Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1972-1977)/
Родился 25 октября в 1954 г. в деревне Средняя (белор. Сярэдняя) Минского района. Детство провёл в окрестностях Ракова, там же закончил среднюю школу. Поступил в Каспийское высшее военно-морское училище в Баку. Служил на ракетных подводных крейсерах на севере России. Военную службу окончил в Пинске, где преподавал в учебном отраде ВМФ. В год распада СССР уволен в запас.
Работал журналистом, тренером по кикбоксингу, телохранителем, работал на стройках в Сибири и Польше.
Печатал очерки и рассказы в журналах «Дзеяслоў», «Верасень», «Тэрмапілы», «Абажур», газете «Літаратурная Беларусь», альманахе «Жырандоля». Переводит с русского и польского языков.
Ляхновіч, Павел Аркадзевіч. Ігнась-чарадзей: аповесць / П. А. Ляхнович; [маст. В. Буйвід]. — Мінск : Маст. літ., 2014. — 78 с. 1-4 кл., 5-7 кл. Перад галоўным героем кнігі Ігнаськам Сокалам паўстала адразу шмат выпрабаванняў. Найбольш сур’ёзнае — самота. Ён суцяшаўся марамі. І мары ягоныя здзяйсняюцца — Ігнаська знаходзіць чароўны валун, з дапамогай якога можа пераўвасабляцца ў каго і ў што захоча. З кожным новым пераўвасабленнем Ігнаська трапляе ў цікавыя, але і небяспечныя прыгоды.
Ляхновіч, Павел Аркадзевіч. Зялёны дуб. - Мінск. 2012.
З Богам y Расеі / Цішэк Вальтэр; Сааўтар Флягерты Даніэль; Пераклад з польскай Ляхновіч Павал. – Пінск, 2003. Катэгорыя: Мастацкая літаратура; Пераклады; Біяграфіі; Мэмуары.
Ляхновіч Павел Аркадзьевіч [Биографическая информация] // Циклопедия. – Режим доступа: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%...0%B8%D1%87 . – Дата доступа: 18.06.2016. Родился в 1954 году в деревне Средняя (белор. Сярэдняя) Минского района. Детсво провёл в окрестностях Ракова, там же закончил среднюю школу. Поступил в высшее военно-морское училище в Баку. Служил на ракетных подводных крейсерах на севере России. Военную службу окончил в Пинске, где преподавал в учебном отраде ВМФ. В год распада СССР уволен в запас. Работал журналистом, тренером по кикбоксингу, телохранителем, работал на стройках в Сибири и Польше. Печатал очерки и рассказы в журналах «Дзеяслоў», «Верасень», «Тэрмапілы», «Абажур», газете «Літаратурная Беларусь», альманахе «Жырандоля». Переводит с русского и польского языков.
«Преподавателю понравилось, что я не знаю русского языка». Бывшему подводнику Павлу Ляхновичу — 60 / Беседовал Сергей Макаревич // Наша Нива. – 2014. – 24 октября. – Режим доступа: http://nn.by/?c=ar&i=137522&lang=ru . – Дата доступа: 18.06.2016. Он хотел стать клоуном, но подался в моряки-подводники. В Суббота, 25 октября 60-летие отмечает активист национального движения из Пинска Павел Ляхнович. Вместе с «Нашей Нивой» он вспомнил свою экстремальную службу в советском ВМФ. http://nn.by/?c=ar&i=137522&lang=ru
— Класе ў шостым я ўбачыў фільм «Каўказская палонніца». І мне моцна спадабаўся Юрый Нікулін. А калі даведаўся, што ён клоўн, у 1971, і сам паехаў паступаць у вучылішча цыркавога і эстраднага мастацтва ў Маскве. Але спазніўся на адзін дзень з падачай дакументаў. Вярнуўся. З сябрам за кампанію падаўся ў мінскі Політэхнічны інстытут. Не рыхтаваўся — і не прайшоў па конкурсе. Пайшоў працаваць.
«Наша Ніва»: Цырк і мора нават побач не стаяць. Як усё-ткі ў Бакінскую мараходку трапілі?
Павел Ляхновіч: Мой старэйшы сябар Слава паступіў у Чарнігаўскае лётнае вучылішча. А на наступны год пасля школы ў мяне паўстала пытанне з войскам. У ваенкамаце на камісіі агітавалі паступаць у вайсковыя вучэльні. Тут і Слава піша: давай да нас — усё за дзяржаўны кошт. Але я медкамісію не прайшоў на лётчыка, затое быў прызнаны годным у маракі. Далі спіс вучылішчаў: Уладзівасток, Піцер, Кіеў, Баку… Пра Баку я тады ведаў толькі, што там нарадзіліся спевакі Палад Бюль-бюль-аглы і Муслім Магамаеў. І мы выехалі з валожынскім хлопчыкам на цягніку. Але ён, пакуль даехалі да Харкава, спалохаўся і вярнуўся дамоў. Я ж ехаў чацвёра сутак у агульных вагонах.
«НН»: І так вось пасля чатырох бяссонных сутак прыбылі ў прыёмную камісію?
ПЛ: Так. А там пытаюцца: «На які факультэт?» — «А ў вас яшчэ і факультэты ёсць?» — «Штурманскі і хімічны». Але я хіміі не рыхтаваў і не ўяўляў, чым хімікі займаюцца на караблях. Абраў штурманскі.
Маё беларускае паходжанне дапамагло пры паступленні. Здаваў экзамен па матэматыцы. Выкладчыца пытаецца: «Там, дзе вы жывяце, далёка ад Ліды? У мяне там сваякі». А затым зноў падыходзіць: «Вы хочаце паступіць ці толькі пракаціцца прыехалі?» — «Паступіць». Задала раўнанне, якое я адразу ж рашыў і атрымаў «пяцёрку». За Ліду.
Фізіку прымаў армянін.
Я вучыўся ў беларускамоўнай школе і расійскамоўнай тэрміналогіі не ведаў. І не мог перакласці «ўяўную выяву». Кажу, што па-беларуску толькі памятаю, пачаў апісальна тлумачыць. Ён склаў рукі: «Пяць балаў». Яму спадабалася, што я не ведаў расейскай мовы.
«Чатыры разы выходзіў на вайну»
— Пасля вучобы я трапіў на падводны крэйсер на Паўночны флот, 13 дывізія флатыліі падводных лодак. Гэта стратэгічныя крэйсеры — па тых часах самыя крутыя, з самай магутнай зброяй. У нас было 16 балістычных ракет, кожная з якіх магла несці да 9 боегаловак.
«НН»: Вас для такіх суднаў і рыхтавалі?
ПЛ: Не. Вучылішча рыхтавала штурманаў, скажам так, шырокага профілю. А ўжо прыходзячы на канкрэтны карабель, даводзілася вывучаць яго тэхніку, бо яна паўсюль адрознівалася. Пасля вучылішча яшчэ чатыры месяцы даводзілася рыхтавацца да здачы на допуск да самастойнага кіравання. Я павінен быў вывучыць абсталяванне карабля — там жа была першая ў Саюзе лічбавая тэхніка!
«НН»: Гэта ў 1970-х?
ПЛ: Лодка была 1975, а я прыйшоў на яе ў 1977. Калі прыйшоў, яшчэ нават не была выпрабавана зброя. І я ўдзельнічаў у выпрабаваннях ужо праз тыдзень: з Аленяй Губы мы пайшлі ў Белае мора, у Северадзвінск, дзе нам загрузілі ракеты. Затым адышлі да вострава Жыжгін, і адтуль ужо стралялі. Гэта праз усю краіну — з Белага мора да Камчаткі! Адзін раз тады ракета не выйшла. Я не зразумеў, што адбылося, таму не спалохаўся. А ракета магла ў шахце і ўзарвацца.
Праз чатыры месяцы я самастойна ўжо нёс вахту. А ў 1979 адбылася мая першая баявая служба.
«НН»: Выхад у мора на некалькі месяцаў?
ПЛ: На вайну. Мы грузілі ядзерную зброю, ішлі да берагоў Амерыкі. Раз ці два на суткі падымалі антэну і чакалі загаду з Масквы сцерці з зямлі амерыканскія ці якія цэлі. Справа ў тым, што падводнікі не ведаюць, куды страляюць — нам галоўнае, каб свае каардынаты дакладна ўказаць. Бо накірунак палёту і далечыня разлічваюцца «машынай» у галаве ракеты.
Некалькі разоў за кожную вахту мы павінны былі праверыць, ці не сочаць за намі. Бо амерыканцы прысылалі свае падводныя крэйсеры. Для чаго? Каб у выпадку пачатку баявых дзеянняў не даць выпусціць ракеты, а патапіць нашу лодку раней. І адзін раз мы заўважылі «хвост»: запусцілі тады другі рэактар і на вялікай хуткасці зматаліся.
«НН»: Такія выхады да Амерыкі былі звязаныя з крызіснымі сітуацыямі?
ПЛ: Не, так рабілася ўвесь час: адзін падводны крэйсер змяняў другі. Я, напрыклад, чатыры разы выходзіў на баявую службу, па тры месяцы кожная.
Як ледзь не спалілі падлодку
— У 1981 на крэйсеры К-424 здарыўся пажар (наступствы маглі быць самыя жахлівыя). І нядаўна я прачытаў інтэрв’ю з нашым камандзірам Мікалаем Івановым — які ён быў герой. Там хлусня на хлусні. К-424.
18 студзеня 1981. Я заступіў на вахту. Хвілін праз пятнаццаць празванілі аварыйную трывогу. Такія рэчы часам здараюцца на дзень некалькі разоў: нейкая грэлка перагрэлася і засмярдзела — адразу трэба падаць сігнал. Таму мы вялікай увагі не надалі. Хвілін праз дзесяць я фармальна па ўнутранай сувязі ў сваіх падначаленых пытаюся: «Як там абстаноўка?» — «Абстаноўка шызая». Не зразумеў. Адчыняю дзверы ў цэнтральны пост, а там усё ў дыме. Мы адзелі сродкі абароны. Я спусціўся ў гірапост (на дзве палубы ніжэй за штурманскую рубку), а мой інжынер без прытомнасці ляжыць. І тут пайшла каманда, што лодка ўсплывае. А перад гэтым на адсек далі ЛОХ (сістэма аб’ёмнага хімічнага пажаратушэння) — распыляецца вадкасць, якая тушыць усё. Ім карыстаюцца, калі не могуць справіцца іншымі сродкамі альбо не могуць знайсці, дзе гарыць. У нас быў другі выпадак. Але перад падачай даецца каманда адзець ізалюючыя дыхальныя апараты.
«НН»: Праз ЛОХ падаецца небяспечнае рэчыва?
ПЛ: Фрэон: два ўдыхі — і калі не труп, то траціш прытомнасць. А чалавек, які павінен быў даць каманду надзець дыхальныя апараты, збег — спалохаўся.
І па баявых пастах каманда не прайшла, таму не ўсе хлопцы дасталі апараты — і вырубіліся.
Лодка ўсплыла — ніводнай ільдзінкі. А камандзір у інтэрв’ю кажа: мы ішлі пад пакавымі льдамі шматметровай таўшчыні, паўночней Зямлі Франца-Іосіфа ў Паўночна-Ледавітым акіяне. А гэта было Нарвежскае мора, прыкладна за 30 міль ад Барэнцбурга на Шпіцбергене, дзе пакавых ільдоў не бывае. Я ж штурман — памятаю. Афіцэры К-424. Павел Ляхновіч сядзіць справа.
«НН»: А што гарэла? ПЛ: Камандзір тады кінуў паліць і вырашыў, што ўсе павінны тое зрабіць. Наш падводны крэйсер быў першым у Саюзе, які меў курылку. Але Іваноў павесіў замок на дзвярах. У курылцы стаяў вугальны фільтр — і нідзе дымам не смярдзела. А ў гальюне стаяў такі ж фільтр. Народ зразумеў, што там таксама ніхто не пачуе пах дыму. Магчыма, нейкі матросік не патушыў цыгарэтку ці іскра трапіла, і ў гальюне так разгарэлася, што метал расплавіўся.
«НН»: Нехта тады пацярпеў? ПЛ: Пяць чалавек страцілі прытомнасць ад ЛОХу. Майго інжынера выцягнулі на паветра, дзе ён ачуняў. Адзін цягнуў яго па рубачным люку за рукі, а другі знізу пхаў.
А старшыня каманды штурманскіх электрыкаў, напрыклад, вырубіўся не да канца. І яго падвялі да рубачнага люка і загадалі лезці. Ён потым расказваў:
«Думаю, куды лезці — мы ж пад вадой. Гляджу ўверх — а там неба відаць. Адчуваю, што ледзь на нагах стаю. Мабыць, мы вярнуліся з аўтаномкі і я так надраўся, што нічога не памятаю». І палез сам.
«На карабель і не цягне»
«НН»: Колькі Вы праплавалі?
ПЛ: Пяць гадоў на падводным крэйсеры і пяць на надводным караблі: на ім стаялі дызель-генератары, паравыя катлы. Я быў камандзірам. Пасля яшчэ чатыры гады выкладаў.
«НН»: Чаму пакінулі мора? ПЛ: Хто трапіў на флот, увесь час імкнецца вырвацца на бераг. Як толькі я з’ехаў у Баку, заўжды хацелася дадому. А ў Беларусі ў той час флоцкіх частак было дзве — у Вілейцы (радыёперадатчык «Антэй») і Пінскі вучэбны атрад. І майго механіка камандзіравалі ў Пінск прымаць экзамен у матросаў. Я папрасіў яго перагаварыць з камандзірам атрада, каб мяне перавялі туды. І летам 1987 я перавёўся выкладчыкам ваенна-марской падрыхтоўкі. Пасля пераводу ў Пінск. «НН»: Атрымліваецца, з 1987 у мора так і не выходзілі камандзірам? ПЛ: Не, дзякуй Богу. І не цягне. Праўда, у адпачынку ў Баку пасажырам пераплыў Каспій на пароме. Гэта адзіны раз. Хаця плаваў па Прыпяці. Быў у нас мастак Яўген Шатохін, мы сябравалі. Ён у Расіі набыў корпус выратавальнага катара — вельбот. Прыбудаваў каюту, паставіў рухавік — зрабіў кшталту яхты. Два гады таму Яўген памёр. Яго сябры часам робяць на той яхце вандроўкі. Пазалетась мы з Уладзімірам Арловым прайшлі ад Пінска да Турава па Прыпяці.
Павел Ляхновіч — адстаўны капітан-лейтэнант, пісьменнік. Нарадзіўся 25 кастрычніка 1954 у в. Сярэдняя Мінскага раёна. Выпускнік Каспійскага вышэйшага ваенна-марскога вучылішча ў Баку. Аўтар кніг прозы «Пачатак сезона» (1998), «Зялёны дуб» (2012), дзіцячай аповесці «Ігнась чарадзей» (2014). Перакладае з польскай. Жыве ў Пінску. Жанаты, мае дачку. Беседовал Сергей Макаревич.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Ляхнович Павел Аркадьевич
ТУТЭЙШЫЯ: Пiсьменнiк Павел ЛЯХНОВIЧ // Медиахолдинг Варяг . - режим доступа: http://varjag.net/tutejshyya-pismennik-pavel-lyaxnovich/ . - Дата доступа: 18.06.2016. Сталіца Палесся адметна ня толькі гісторыяй, але й сваімі героямі. Тут спрадвеку нараджаліся або шляхам лёсу апыноўваліся выдатныя людзі. Пералік іх імёнаў складае надта ж доўгі спіс ад старажытнасці да нашых часоў. Мы пазнаёмім з таленавітымі і паспяховымі сучаснікамі, якія з гонарам кажуць Тутэйшы Я. Герой першай праграмы — Тутэйшы пісьменнік Павел Ляхновіч – сапраўдны беларускі волат, які таленавіты ва ўсіх дачыненнях. Павел Ляхновіч – адстаўны капітан-лейтынант, пісьменнік. Нарадзіўся 25 кастрычніка 1954 г. у вёсцы Сярэдняя Мінскага раёна. Выпускнік Каспійскага вышэйшага ваенна-марскога вучылішчы ў Баку. Аўтар кніг прозы «Пачатак сезона» (1988), «Зялёны дуб» (2012), дзіцячай аповесці «Ігнась чарадзей» (2014). Перакладае з польскай. Жанаты, мае дачку. У зборніках Паўла Ляхновіча сабраны розныя па жанрах творы, у аснову якіх пакладзены багаты жыццёвы досвед, светапогляд і фантазія аўтара. Сур’ёзныя драматычныя тэксты суседнічаюць з прыгодамі і жартамі. І менавіта яскравы гумар таленавітага расказчыка стаў той разынкай, з-за якой чытачы назаўжды сталіся аматарамі творчасці суровага і адначасова дабрага «дзядзькі Паўла». Мара стаць клоўнам не пакідала маладога Паўла да канца 10 класа. Ён стаў выступаць у мастацкай самадзейнасці. Нават з’ездзіў у Маскву паступаць у Дзяржаўнае вучылішча цыркавога і эстраднага мастацтва. Але спазніўся з падачай дакументаў. Але, як кажа спадар Павел, ён ня мысліў сябе без адукацыі. А час падыходзіў да прызыву ў войска. Ягоны сябра прапанаваў паступаць у Чарнігаўскую лётную вучэльну. Але, як запланавалі, і тут не атрымалася – справу вырашыў выпадак, і ен паступіў у штурманскі факультэт Каспійскага вучылішча. Так пачалося ваенна-марское жыццё Паўла Ляхновіча. У вучэльні ён пазнаёміўся з Аляксандрам Пакроўскім. З тым самым, што напісаў кнігу і сцэнарый да фільму з аднайменнай назвай «72 метра».
Экзамены Павел сдаў паспяхова і вучэльну скончыў з чырвоным дыпломам. Тут жа, у Баку, спадар Павел стаў капітанам уласнай сям’і: тут ён сустрэў будучую жонку і тут нарадзілася іх дачка Алеся.
А потым яшчэ былі 10 гадоў працы, пасля чаго спадар Павел вярнуўся на Радзіму. Былі і цяжкія часы ў жыцці, прызнаецца спадар Павел, калі проста прымушаў сябе працаваць, каб зарабіць грошы на ўтрыманне сям.і. Але любую справу, за якую толькі браўся, ён выконвае дбайна і сумленна. Чаго жадае і нам.
У асобе беларускага пісьменніка спадара Паўла знаходзяць адлюстраванне ўсе магчымыя якасці, што вызначаюць і фізічную, і ўнутраную моц. Ён — геніяльны і просты, і раўняцца на яго – гонар для кожнага. Падрабязней пра лёс жыцё Паўла Ляхновіча глядзіце у відэасюжэце.
29 лютага ў Брэсце адбылося ўрачыстае ўручэнне ўзнагароды – Павал Ляхновіч атрымаў 16 кілаграмаў сапраўднага беларускага мёду.
Пуд мёду для падмацавання творчага настрою пісьменніка
Імпрэза адбывалася ў памяшканні грэка-каталіцкага культурницкагага цэнтру. На яе сабраліся літаратары, сябры Саюза беларускіх пісьменнікаў (СБП) з розных гарадоў Берасцейшчыны.
— Гэта было нечакана. Мне проста патэлефанавалі і сказалі: “Віншуем, ты ўганараваны мядовай прэміяй!”. Вось і ўсё. Я, шчыра кажучы, не думаў аб ніякіх прэміях, я проста працаваў, – распавядае спадар Павел.
— Летась, ў літаратурным альманаху “Жырандоля”, які выдае Берасцейская філія СБП, было надрукавана маё апавяданне “Гмадло Сакартвэла!” (у перакладзе на беларускую мову “Дзякуй, Грузія”). Аказалася, што яго прызналі найшепшым і вырашылі адзначыць. Прычым, адзначылі не толькі гэты твор, а ўсю маю літаратурную дзейнасць, – працягвае пінскі пісьменнік.
Спадар Павел таксама адзначыў, што яму прыемна, што, атрымаўшы гэтую прэмію ад пісьменнікаў, ён адчуў адказнасць за якасць сваіх твораў.
— Калі б мяне ўзнагародзіла якая іншая структура ці дзяржава, то тагога адчування ў мяне б не было, – падкрэсліў лаўрэат салодкай прэміі.
На пытанне карэспандэнта Медыя-Палесся, што спадар Павел плануе зрабіць з такой колькасцю мёда, ён адказаў, што будзе есці яго з жонкай, частаваць сяброў. І наогул, як дадаў пісьменнік, на частаванне ўжо запісалася чарга ад сяброў і сваякоў.
Даведка МП Берасцейскую літаратурную “Мядоваую прэмію” заснаваў у 2000 годзе кобрынскі паэт Мікола Папека, які займаецца пчалярствам. Матар’яльны складнік узнагароды - пуд мёду. Прысуждае прэмію берасцейская суполка СБП. За гэтыя гады пуд мёду атрымалі: Алесь Каско, Аляксей Філатаў, Іван Мельнічук, Алесь Корнеў, Алесь Зайка, Мікола Купрэвіч і іншыя літаратары.
Ляхновіч, Павел. “Не можа знікнуць народ, у якога такая мова” // Медиа-Полесье. - 2014. – 13 октября. – Режим доступа: http://media-polesye.by/news/p...mova-22089 . – Дата доступа: 18.06.2016.
Пінскі пісьменнік Павел Ляхновіч прэзентаваў сваю новую кнігу-казку “Ігнась-чарадзей”, распавёў, як пісалася кніга, падзяліўся творчымі планамі. Прэзентацыя адбылася ў зале гасцініцы “Прыпяць”.
Як пісалася кніга
Твор быў напісаны семь гадоў таму спецыяльна для конкурса Імя Янкі Маўра, на якім Павел Ляхновіч заняў 3 месца. Доўгі час аўтар нідзе не мог надрукавацца. Усе выданні адмаўлялі, маўляў – гэта нефармат, дзіцячы твор.
- У рэшце рэшт з падачы Ніны Мацяш я прапанаваў гэтую казку для літаратурна-мастацкага часопіса “Тэрмапілы”, які выдаецца ў польскім Беластоку, - распавядае спадар Ляхновіч. - Ян Чыквін, галоўны рэдактар часопіса, ўзяў і надрукаваў казку. Потым быў беларускі часопіс “Верасень”, а далей выдавецтва “Мастацкая літаратура” прапанавала выдаць казку асобнай кнігай. Спачатку сумняваўся. А потым вырашыў, што гэта будзе мая маленькая цаглінка ў захаванні беларускасці. Трэба было прайсці шмат інстанцый, узгадненняў, і нарэшце сёлета кніга пабачыла свет. Накладам 2000 асобнікаў.
Аб чым кніга
Хлопчык, які жыве на хутары, вельмі хоча пагуляць з іншымі дзецьмі, а яго не пускаюць у суседнюю вёску. Таму ляжыць ён на вялікім камяні-валуне і марыць аб нечым казачным, напрыклад, пераўтварыцца ў бусла. Як высветлілася, гэты валун можа выконваць жаданні…
Для каго кніжка
- Кніжка для дзяцей ад 11 да 17 гадоў. У прынцыпе – гэта ўражанні з майго дзяцінства, - канстатуе Павел Ляхновіч. - Апісваюцца прыкладна 50-я гады мінулага стагоддзя, калі я быў малы. У твор нават увайшло некалькі эпізодаў з майго асабістага жыцця. Напрыклад, некалі ў дзяцінстве вучыўся плаваць, скінуў на беразе возера ўсю вопратку і боўтаўся ў вадзе. Нехта вельмі спрытны за гэты час скраў маё адзенне, прыйшлося бегчы дадому голым. Дык потым, нават у сталым узросце, бацькі імкнуліся мяне пракантраляваць, каб нідзе нічога не згубіў.
Літаратурныя планы
Спадар Ляхновіч кажа, што піша шмат. ”Але ў гэтай справе павінна быць натхненне, каб муза часцей наведвала”, - прызнаецца ён і дадае, што дакладна не збіраецца пісаць гістарычныя творы, бо не хоча выглядаць смешным. Ён робіць пераклады на беларускую мову з рускай і польскай моў.
Захапленні
- Нырцую за самамі і язямі ў Сыры і Прыпяці, са стрэльбаю за плячыма тапчу палескія балоты і палеткі, - гаворыць пісьменнік. - Вучу хлопчыкаў кулачнаму бою, бо разумная галава павінна быць на моцным целе. А вечарамі пішу апавяданні і граю на дрындзе - гэта такі шчыпковы музычны інструмент, на якім, як сёння лічыцца, граюць толькі чукчы. На самой справе дрында была распаўсюджана па ўсім свеце, у тым ліку і на нашых землях. Цікава, што да нашых часоў захаваўся выраз : “Што ты трындзіш?”. Граць на дрындзе здаецца проста, але пры гэтым уваходзіш у сваеасаблівы транс.
Пра народ і мову
- Часам можна чуць: “Ой, знікае беларуская мова, гіне народ, распушаецца ў расійскім свеце. Лічу, што не можа знікнуць народ, у якога такая мова. Беларуская літаратура – гэта вялікая літаратура і па аб’ёму, і па якасці. Таму кожны беларус павінен хоць нешта зрабіць, каб захаваць гэту спадчыну да лепшых часоў. Я спадзяюся настануць для нас лепшыя часы.
ДАВЕДКА МП:
Павел Ляхновіч нарадзіўся ў Мінскім раёне, дзіцячыя і юнацкія гады правёў на Ракаўшчыне. Скончыў Каспійскае вышэйшае ваенна-марское вучылішча ў Баку. Служыў на Паўночным флоце СССР у Мурманскай вобласці. Працаваў выкладчыкам у Пінскім вучэбным атрадзе ВМФ СССР. Пасля звальнення ў 1991 годзе, працаваў карэспандэнтам у рэгіянальных газетах, трэнерам па кік-боксінгу, целаахоўнікам, на лядовых пераправах у Расіі, на будоўлях у Варшаве, Салехардзе і пад Масквой, кіраваў камерцыйнымі прадпрыемствамі. Друкаваўся ў часопісах “Дзеяслоў”, “Тэрмапілы” (Польшча), ”Абажур”, газетах “Пінскі веснік”, “Літаратурная Беларусь”, “Царква”. Аўтар зборнікаў апавяданняў “Пачатак сезона”, “Золата князёўны”, “Зялёны дуб”. Сябра Саюза беларускіх пісьменнікаў.
Пинский охотник-подводник рассказал о рекордных сомах // Наша Нiва. – 2023. – 23 мая. – Режим доступа: https://d2o41s90g1m7rs.cloudfront.net/ru/317430 . – Дата доступа: 19.08.2023. Подводный охотник Павел Ляхнович из Пинска однажды добыл сома, весившего 65 килограммов. Издание «Ганцавіцкі час» поговорило с подводником и охотником о его увлечениях. А также, почему вместо ружья он взял в руки фотоаппарат.
Павел Ляхнович из Пинска — писатель. Он служил на флоте на огромной подводной лодке. Высокий и крепкий мужчина занимался боксом и был даже в 1975 году чемпионом Азербайджана (тогда Павел там учился). Но сегодня разговор с ним о другом — подводной и ружейной охоте. https://d2o41s90g1m7rs.cloudfront.net/ru/317430
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане