На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Коротеев Александр Александрович
Ветеран Великой Отечественной войны, Ветеран труда.
Родился в поселке Лев Толстой Липецкой области в 1928 г. В 1944 г. был призван в армию и направлен в Высшее военно-морское училище г. Баку. Являясь курсантом, проходил практику на кораблях Черноморского флота, выполнявших боевые задачи. Принимал участие в борьбе с диверсантами-сигнальщиками, осуществлял патрульные и караульные службы по городу Баку. По окончании училища был направлен на Северный флот, где прослужил с 1951 по 1958 гг. на боевых кораблях Северного флота на эскадренном миноносце «Отчаянный» в артиллерийской боевой части. После демобилизации из рядов Советской армии три года проработал на судоремонтном заводе «Парижская коммуна» капитаном плавучего крана, в дальнейшем капитаном в пароходстве Каспийского флота и капитаном учебного судна «Индигирка» и «Володя Дубинин». В 1970 г. Александр Александрович был переведен в Ростов-на-Дону в Волго-Донское пароходство, где работал помощником капитана на теплоходе «Ленинская смена». После выхода на пенсию в 1988 г. начал преподавательскую деятельность в речном училище «Спектр». В настоящее время также проводит кураторскую работу в средней общеобразовательной школе №7 им А. П. Береста. Общий трудовой стаж ветерана составляет 55 лет. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За доблестный труд» и другими правительственными наградами.
О нем
70 лет Великой Победе: Репортаж о проведении в Ростовском-на-Дону колледже водного транспорта мероприятия, посвященного 70-летию Великой Победы // Министерство общего и профессионального образования Ростовской области г. Ростов-на-Дону . – Режим доступа: http://www.rostobr.ru/activity...php/16148/ . – Дата доступа: 4.06.2016. То же http://www.rkwt.ru/about/news_detail.php?ID=5324
Коротеев Александр Александрович. Ветеран Великой Отечественной войны, Ветеран труда. В 1944 году был призван в ряды Советской армии. Учился в Бакинском высшем военно-морском училище. Принимал участие в борьбе с диверсантами-сигнальщиками, осуществлял патрульные и караульные службы по городу Баку. По окончании училища был направлен на Северный флот. 20 лет служил на боевых кораблях Северного флота на эскадренном миноносце «Отчаянный» в артиллерийской боевой части. 20 лет проработал в нашем колледже. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За доблестный труд» и другими правительственными наградами. Васильев
Сергей Кузнецов навестил ветерана Великой Отечественной войны Коротеева Александра Александровича // Официальный портал городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону. – 2016. - 28 мая. - Режим доступа: http://rostov-gorod.ru/index/news/32886/660882/ . – Дата доступа: 5.06.2016.
Александр Александрович родился в поселке Лев Толстой Липецкой области в 1928 году. В 1944 году был призван в армию и направлен в Военно-морское училище г. Баку. Являясь курсантом, проходил практику на кораблях Черноморского флота, выполнявших боевые задачи. А с 1951 по 1958 годы служил на Северном флоте.
В годы учебы Александр Александрович был активным участником спортивных соревнований и художественной самодеятельности.
По его словам, любовь к морю — это семейная черта Коротеевых, сначала дед, а потом и сын — морские пехотинцы: «По зову кровей я пошел на флот, мой дед Иван Иванович Коротеев защищал Царя в Цусимском сражении на крейсере Урал. Ему лично вручили медаль с гравировкой: «Да вознесет Вас господь в свое время».
После демобилизации из рядов Советской армии три года ветеран проработал на судоремонтном заводе «Парижская коммуна» капитаном плавучего крана, в дальнейшем капитаном в пароходстве Каспийского флота и капитаном учебного судна «Индигирика» и «Володя Дубинин».
В 1970 году Александр Александрович был переведен в Ростов-на-Дону в Волго-Донское пароходство, где работал помощником капитана на теплоходе «Ленинская смена».
После выхода на пенсию в 1988 году ветеран начал преподавательскую деятельность в речном училище «Спектр». В настоящее время также проводит кураторскую работу в средней общеобразовательной школе №7 им А. П. Береста.
Общий трудовой стаж ветерана составляет 55 лет.
Александр Александрович награжден медалями: «За боевые заслуги», «За службу на Кавказе», «30 лет Советской армии и Флота», «Ветеран труда» и другими юбилейными медалями.
Александр Александрович уже 63 года живет с супругой Тамарой Михайловной, с которой они воспитали двоих детей, трех внуков и одного правнука. Татьяна Михайловна вспоминает: «Пришел к моей подруге однажды в гости, хотел позвать в кино, а ее дома не оказалось. Так вот зашел ко мне в комнату и больше не уходил».
Сергей Кузнецов, Александр и Татьяна Коротеевы обсудили изменения в городе, предстоящие события, а также вопрос патриотического воспитания молодежи.
Александр Александрович отметил, что важно не упустить благоприятный момент и начинать заниматься военно-патриотическим воспитанием детей с раннего возраста, с 3-4 класса школы: «Наша задача — научить молодых любить и ценить свою страну и то, что она им дает».
Тамара Михайловна, в свою очередь, предложила привлекать молодежь к труду: «На субботники можно мобилизовать школьников, как это делали раньше. Новому поколению необходимо объяснить, что такое общество, научить чувствовать беду другого человека и быть добрее». Также, ветераны отметили произошедшие преобразования в Ростове: «Изменения в городе зависят от самого народа, когда власть и народ объединяются — происходит много хороших перемен».
Сергей Кузнецов поблагодарил семью Коротеевых за бесценный вклад в настоящее и будущее страны, пожелал долголетия, благополучия и крепкого здоровья.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Рябов Анатолий
Выпускник Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова
О нем
Рябов Дмитрий Анатольевич об отце
Ко Всемирному дню метеорологии онлайн-конференция с Дмитрием Рябовым: Вопросы конференции: Архив онлайн-конференций // Официальный канал Белтелерадиокомпания. – 2013. – 21 марта. – Режим доступа: http://www.tvr.by/online-archi..._ryabovym/ . – Дата доступа: 7.06.2016.
Упоминание.
Дмитрий, как Вы стали главным синоптиком нашей страны? Слышала, что Вы были в прошлом офицером военно-морского флота. Правда ли это? Что толкнуло Вас к сегодняшней профессии? Екатерина, Минск.
- Правда. Я закончил 21-ю школу в Минске 90-м году. Потом два года проработал слесарем на заводе "Горизонт", ремонтировал конвейеры. Когда подошло дело к армии, необходимо было задуматься о дальнейшей жизни, и я пошел по стопам отца.
Он бывший морской офицер, оканчивал Бакинское высшее военно-морское училище.
Я уехал в Санкт-Петербург, поступил в высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Когда уезжал туда, я не знал, что такое прогноз погоды и кто такие синоптики, был далек от этого. Когда сдал экзамены и пришел в приемную комиссию, меня спросили, кем хочу стать. Я ответил, что хочу быть штурманом, прокладывать путь кораблям. Мне ответили, что там мест уже нет. Остались места в классе метеорологов, будете морским синоптиком. Так я поступил, специальность у нас началась, буквально сразу и мне понравилось, я заинтересовался этим и с удовольствием постигал эту науку. По окончании училища, я попал по распределению на Северный флот, на авианосец "Адмирал Кузнецов". Сначала был инженером, потом начальником метеослужбы авианосца. Когда контракт закончился в звании капитан-лейтенанта я приехал домой в Минск, начинал простым синоптиком и вот до сих пор работаю.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Танатин Виталий Николаевич
"Виталий Николаевич Танатин - потомок греческого мореплавателя Николаса Танатина, которому еще Петр Первый даровал российское дворянство. Окончив Бакинское высшее военно-морское училище им. С.М. Кирова, стал затем преподавателем в своей альма-матер".
Более двадцати лет семья Алиевых живет за рубежом, но родиной для них был и остается Азербайджан
Уже почти год я переписываюсь с удивительной женщиной - бакинкой, проживающей в Сингапуре. Татьяна Алиева настолько интересный, добрый, замечательный человек, что мне хочется рассказать о ней всем.
Родилась Таня в семье с очень интересной родословной. Отец Виталий Николаевич Танатин - потомок греческого мореплавателя Николаса Танатина, которому еще Петр Первый даровал российское дворянство. Окончив Бакинское высшее военно-морское училище им. С.М. Кирова, стал затем преподавателем в своей альма-матер. Мать - Евгения Федоровна Кирьянова была дочерью артиста немого кино, снимавшегося у самого Всеволода Пудовкина. Евгения Федоровна, всю жизнь проработавшая директором ателье в бакинском ЦУМе, была, что называется, законодательницей мод, имела клиентами самых известных людей города. Жили они в центре, Таня училась в знаменитой 23-й школе. Отличница, комсомолка, красавица поступила в тогдашний педагогический институт им. В.И.Ленина на биофак и готовила себя к профессии педагога, но будучи студенткой третьего курса встретила замечательного парня Фируддина Алиева, влюбилась в красивого комсомольского лидера, а после окончания вуза стала его женой. Вся ее дальнейшая жизнь отныне стала принадлежать семье. Вместе с мужем, окончившим в свое время АзИНЕФТЕХИМ им. М.Азизбекова (ныне Нефтяная академия) и успевшим поработать первым секретарем райкома комсомола тогдашнего Кировского района Баку, отправилась в Москву, когда его направили на учебу в Академию внешней торговли. В Москве жили весело, по-студенчески, бегали по выставкам, театрам, кинопремьерам. Потом родилась дочь Лейла. По распределению перспективный молодой специалист получает назначение в страну, о которой советские люди знали разве что из учебника географии - Новую Зеландию. Молодая чета отправилась в эту сказочную страну, где Фируддин проработал пять лет. Затем он получил новое назначение в не менее экзотическую страну - Таиланд. В Бангкоке они прожили несколько лет, успели даже родить сына. Грянула перестройка, а с ней и развал Советского Союза. Однако дела одного из первых СП - советско-тайско- сингапурской торговой компании, в которой работал Фируддин, шли столь успешно, что было принято решение сохранить ее. Штаб-квартира передислоцировалась в благополучный Сингапур, и Алиевы - ибо представители компании не собирались расставаться с высококвалифицированным специалистом - перебрались в город-государство, где проживают и поныне.
- Татьяна ханым, члены вашей семьи живут в разных странах - дочь в Швейцарии, сын в Лондоне, но своим родным городом и своим домом считают Баку. Планируете ли вы с супругом переехать на родину?
- У Фируддина престижная работа в Сингапуре. В этой компании он работает уже около двадцати лет. Но думаю, если бы ему предложили что-то аналогичное в Азербайджане, он бы переехал в родной город: мужчинам ведь очень важен профессиональный статус. Да и я при большой востребованности (скажу без ложной скромности) моего творчества - у меня много заказов - с удовольствием вернулась бы на родину. Мы уже достаточно поколесили по миру.
- А как случилось, что из биолога по образованию вы превратились в художника? По призванию?
- По своей специальности мне почти не пришлось поработать. А что касается призвания... Не знаю, может, отцовские гены проснулись. Мой папа, оказывается, хорошо рисовал, о чем я узнала совершенно случайно. А если серьезно, то вовсе не считаю себя дилетантом, так как мне довелось учиться у настоящего мастера - замечательного и очень известного художника Сакита Мамедова.
- Вы выставляете свои работы?
- Счастлива, что моя первая персональная выставка состоялась в родном городе. Это было в 2003 году. С тех пор я неоднократно выставлялась в Сингапуре, Таиланде, США, Китае, Канаде, Англии, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Дубае. Прошлым летом я участвовала в интересном проекте - известная ювелирная сингапурская фирма, а вернее ее хозяйка мадам Эстер Хо, увидев моих зверушек в журнале "Русский Сингапур", выходящем на русском и английском языках, где была напечатана статья о моей последней выставке, настолько "впечатлилась", что потребовала у своих подчиненных немедленно найти меня. Она заказала мне двадцать одну картину, на которых должны были быть изображены разные животные с красивыми яркими глазами. Причем полотна должны быть достаточно объемными - 150 х 120 см. Мне было очень интересно работать на этом проекте, хотя и пришлось трудиться в ударном темпе. Мужа смущали глаза глядевших на него со стен тигров, жирафов, зебр и других экзотических зверей, которые я развешивала для просушки по всей квартире, в том числе и в его кабинете.
- Да, я видела в каталоге ваши картины с животными. В самом деле, глаза у них - абсолютно живые.
- Так вот на этой выставке рядом с подлинными произведениями ювелирного искусства были и мои картины. Выставка имела оглушительный успех. Хотя и была, на мой взгляд, несколько необычной - гостей приглашали кого на обед, кого - на ужин, где они после роскошной трапезы рассматривали не менее роскошные украшения и мои картины. И украшения, и многие картины были распроданы после выставки мгновенно.
- На вашей визитке очень интересная картинка - молодая красавица-азиатка в красном длинном платье, шлейф которого образует корпус алого "Феррари". Знаю, что это ваша работа. А как вам пришла мысль так необычно представить автомобиль?
- Я писала этот портрет на заказ. В Сингапуре должно было состояться ралли "Формулы-1". И вдруг у меня в мозгу сложилось, как дважды два - четыре: напишу портрет заказчицы и превращу шлейф ее платья в ярко-красный "Феррари", уж очень нравится мне этот автомобиль! Таким образом, удалось убить сразу двух зайцев: потрафить заказчице и выставить картину на выставке, которая проходит во время проведения сингапурского этапа этих больших гонок.
- Татьяна ханым, сейчас весь мир открыт для каждого, а ведь в советское время таких, как вы и ваша семья, заклеймили бы "безродными космополитами".
- Пусть мы и космополиты (не вижу в этом ничего плохого), но отнюдь не безродные. Да, мы и наши дети живем в других странах, говорим чаще всего не на родном языке. Но у нас есть родина - наш Азербайджан, который мы любим и куда стремимся.
Информация о Виталии Танатине из картотеки моряков // Память народа — электронный банк документов периода Великой Отечественной войны. Составлен по материалам Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). – Режим доступа: https://pamyat-naroda.su/person/sailors/6510363 . – Дата доступа: 22.07.2022. Общие сведения Фамилия, имя, отчество: Виталий Николаевич Танатин Дата рождения военнослужащего: 30.05.1914 Место рождения: Саратовская обл., г. Саратов Воинское звание: старшина 1 статьи Служба Место призыва: Городской РВК, Азербайджанская ССР, г. Баку, Городской р-н Дата начала службы: 22.06.1941 Дата завершения службы: 11.05.1948 Архивный источник Реквизиты: ЦАМО. Учётно-послужная картотека. Шкаф 230. Ящик 13.
Танатин Виталий Николаевич : Люди и награждения // Подвиг народа 1941-1945. – Режим доступа: http://podvignaroda.ru/?#id=1537560019&tab=navDetailManAward . – Дата доступа: 22.07.2022. Звание: старшина 1 статьи Место службы: УТ КВФл № записи: 1537560019 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Загуменов Евгений Евгеньевич
1927 – 1999
Капитан 3 ранга
Окончил Каспийское ВВМУ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
О нем
О своем прадедушке рассказывает внук Загуменов Константин, учащийся 5 «а» класса, МОУ « СОШ №49» г. Саратов.
Мой прадед служил в Петропавловке-Камчатском, плавал на специальных кораблях-тральщиках, которые очищали море от фашистских мин. Человеческий глаз не совершенен, поэтому настоящему штурману не обойтись без хорошего бинокля.
За расчистку от мин вод Авачинского залива, заминированного в годы ВОВ, получил медаль «За боевые заслуги»
Мой прадед в 60-е гг служил на Балтийском и Северном флоте, плавал на тральщиках, сторожевых кораблях и торпедных катерах. 70-е гг порт города Рига, демобилизован в 1974 гг в звании капитана 3-го ранга
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Кузнецов Эрнест Иванович
Капитан 2 ранга
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Год рождения 25.09.1924 Место рождения Новосибирская обл., Томский р-н, г. Томск Место призыва Челябинский ГВК, Челябинская обл., г. Челябинск Дата призыва 14.02.1942
Учился и окончил Высшее военно-морское училище. По одним источникам окончил Каспийское ВВМУ им. С.М. Кирова в Баку. По другим источникам окончил ВВМУ им. Фрунзе.
Высшее военно-морское училище им. Фрунзе во время Великой Отечественной войны дислоцировалось в Баку на территории Каспийского ВВМУ им. С.М. Кирова. С 21 августа 1942 г. по 1 июня 1944 г. Каспийское ВВМУ им. С.М. Кирова было объединено с ВВМУ им. М.В. Фрунзе.***
Будучи курсантом, принимал участие в боевых походах, защищая интересы родной страны в Иране. Воевал на Черном море, в районе Новороссийска, на крейсере «Фрунзе». Участвовал в боевом тралении Северного морского флота. Демобилизовался в 1958 г. в 1962 году получил диплом с отличием Челябинского Педагогического института. В образовании с 1959, когда стал преподавателем допризывной подготовки школы №1 им. Энгельса города Челябинска. В 1961 — учитель истории в школе № 30, с 1965 - учитель истории школы № 31. Кавалер двух орденов Красной звезды, награжден медалями «За победу над Германией», «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «30 лет Советской Армии». Его труд, его педагогическая деятельность дважды отмечены знаком «Отличник народного просвещения».
Награды. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Орден Отечественной войны II степени. Орден Красной Звезды. Медаль «За оборону Кавказа». Медаль «За боевые заслуги».
О нем
Кузнецов Эрнест Иванович : Списки ветеранов в России: Урал // Победители 1941-1945 . – Режим доступа: http://www.pobediteli.ru/russi...index.html . – Дата доступа: 8.06.2016. Кузнецов Эрнест Иванович, 25.09.1924 г.р.
45-летний капитан : Лицею 31 – 50 лет // Лицейская газета "Ботанический сад". - 2015. – 15 апреля. – Режим доступа: http://fml31-50.livejournal.com/6231.html . – Дата доступа: 8.06.2016.
Этот человек в нашей школе - с первого дня. Единственный. Неповторимый.Мы поработали с архивами и узнали вот что:
Кузнецов Эрнест Иванович, старейший учитель МОУ лицей №31 города Челябинска. Родился 9.09.1924 в Томске Омской области. В 1946 году окончил Бакинское Высшее Военно-Морское училище им. Кирова. Участник Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов Красной звезды, награжден медалями «За победу над Германией», «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «30 лет Советской Армии». Будучи курсантом, принимал участие в боевых походах, защищая интересы родной страны в Иране. Участвовал в боевом тралении Северного морского флота. Демобилизовался в 1958 году. Офицер, прослуживший 16 лет во флоте, капитан III ранга, он в 1962 году получил диплом с отличием Челябинского Педагогического института. В образовании с 1959, когда стал преподавателем допризывной подготовки школы №1 им. Энгельса города Челябинска. В 1961 — учитель истории в школе № 30, с 1965 - учитель истории школы № 31. Эрнест Иванович - продолжатель семейной традиции: его отец был учителем-историком, директором школы № 8. Принимая самое деятельное участие в создании физико-математической школы, вел и ведет огромную работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся. «Зубрилам я ставил тройки: нужно, чтобы человек нанимал, о чем он говорит» – в этих словах весь Эрнест Иванович. Человек с Большой Буквы. Его труд, его педагогическая деятельность дважды отмечены знаком «Отличник народного просвещения». Выпускники разных лет с особой теплотой вспоминают уроки Эрнеста Ивановича Кузнецова, его нестандартные вопросы, его заботу, его мужское крепкое рукопожатие. Это человек высочайшей культуры, человек слова и дела, высокий профессионал, у которого учатся молодые учителя. Похвала Кузнецова - это «знак качества» для молодого учителя. Среди учеников Эрнеста Ивановича контр-адмирал Балыбердин, доктора философских наук, старшие преподаватели ЮУрГУ. Сын Александр, по примеру отца закончивший военно-морское училище, ходил в море на подводной лодке, а теперь занимается информационными сетями в Челябинске. И сегодня Эрнест Иванович, легенда 31-го лицея, капитан II ранга, - на «боевом посту» - приобщает учащихся лицея к основам философии, ведет занятия «философского кружка», говорит о главном, о вечном, о живом.
Белковский, С. Русский офицер и учитель получил Стойкого оловянного солдатика // Челябинская область: События. Факты. – 2015. – 14 ноября. – Режим доступа: http://a-kretov.ru/sobytiya-fa...-soldatika . – Дата доступа: 8.06.2016.
Учителем в школе, Эрнест Иванович Кузнецов стал, прослужив 16 лет на флоте. После того, как в 1958 году демобилизовался. Тогда-то он, не имея гражданской специальности, поступил на заочное отделение в пединститут – «на историка». Поступил сразу на третий курс, так как имел высшее военное образование, и в 1962 году окончил институт с красным дипломом. Пошел работать историком в 30-ю челябинскую школу. Но вошел он в историю челябинской педагогики, как учитель соседней, 31-й школы, сейчас одного из лучших лицеев страны. Ко Дню победы в год 70-летия Великой Победы на здании этого лицея, на входе, появилась памятная доска, посвященная Эрнесту Ивановичу. Здесь в 1966-м году Кузнецов выпустил свой первый в новой школе класс – 10 «Б». – Из тех, кого учил я за все годы, вспоминаю сразу Игоря Шереметьева, Юру Нестеренко, братьев Гильманов. А еще были Бобров (теперь профессор МГУ), Балыбердин (контр-адмирал), Ольга Демкина (сейчас Журова, ездит с мужем по всей Европе), Сергей Рябченков. Многие пошли работать потом в ЧПИ (нынешний ЮУрГУ). Есть среди наших выпускников доктора философских наук. Практически все выпускники 31-й школы потом поступали в вузы и самое главное – в подавляющем большинстве состоялись как личности, нашли свое место в жизни. Я горжусь этим, – вспоминал как-то Эрнест Иванович в интервью челябинскому журналисту и тоже выпускнику 31-й школы Герману Галкину. А до этого была Великая Отечественная война, ее дороги для Кузнецова – это бои на Черном море. Сюда он попал в 1942 году и воевал на Черном море. А затем после окончания войны морской путь Кузнецова продолжился – службой на Северном флоте. Вплоть до 1958 года, когда по состоянию здоровья он демобилизовался в возрасте 35 лет. В родном Челябинске началась для него совершенно новая дорога в жизни. Капитана второго ранга, ветерана Великой отечественной войны, учителя истории челябинского физико-математического лицея №31 многие годы ученики уже нескольких поколений встречают на день Победы в морской форме, с кортиком, такой красивой и непривычной для нашего сухопутного города. Эрнесту Ивановичу Кузнецову исполнилось уже 90 лет. Практически во всех публикациях о нем вспоминается его философский кружок, в котором было вместе с учениками сформулировано более 200 философских задач. Кружок этот возник в 1969 году, случайно, но стал важной составляющей этой школы на много лет. А исторические задачи вы с учениками тоже решали?– поинтересовались как-то у Кузнецова. – Конечно. Скажем, Александр Невский, который успешно воевал с передовыми для того времени армиями немцев и шведов, которыми командовали опытные полководцы. Почему же после этих блистательных побед Невский поехал на поклон к татарам, у которых было примитивное оружие, отсутствовала четкая военная организация? Или задача из более близкого нам периода... Почему во время Второй мировой войны на оккупированной фашистами территории СССР развернулось партизанское движение, а когда советские войска вошли в Германию, ничего подобного не было? На памятной доске написаны слова: «Эрнест Иванович Кузнецов. Полвека в лицее. Русский офицер и учитель». Произошло это 9 мая 2015 года. Есть и еще один повод рассказать о челябинском учителе и офицере Кузнецове. Стойкий оловянный солдатик – один из знаменитых персонажей мировой литературы получил недавно челябинскую «прописку». Стал наградной статуэткой, появившейся в знаменитом 31-м лицее города. Автор статуэтки – челябинский скульптор Андрей Старцев. Он известен, как автор герба Челябинска и скульптор, имеющий отношение к отливке тиража фигурок Кентавров Эрнста Неизвестного, вручаемых лауреатам премии «Светлое прошлое». И вот – Оловянный солдатик. Подержал его в руках еще в летом в мастерской у Андрея Старцева. Удивился придумке скульптора – подставка для солдатика – это еще и настоящий школьный звонок, какие были во времена наших бабушек. – Лицей в этом году отметил свое пятидесятилетие, – говорит директор лицея Александр Попов, – Пятидесятый номер в таблице Менделеева – это олово. Раз олово, значит Стойкий оловянный солдатик. Андрей Старцев сделал замечательного солдатика, причем с секретом. Подставка у него – это настоящий школьный звонок. На линейке первого сентября был у нас в гостях глава города Евгений Тефтелев, и этот звоночек возвестил о начале юбилейного учебного года в нашем лицее. Первого Стойкого оловянного солдатика вручили Эрнесту Ивановичу Кузнецову, памятная доска этому человеку встречает каждого на входе в эту школу.
Ко Дню победы в год 70-летия Великой Победы на здании 31-го физико-математического лицея Челябинска, на входе, появилась памятная доска, посвященная Эрнесту Ивановичу Кузнецову – русскому офицеру и учителю истории. 9 мая 2015 г.
Жилякова, Татьяна. Эрнест Иванович Кузнецов – учитель истории с биографией “морского волка” // Livejournal . – Режим доступа: http://l-listik.livejournal.com/62170.html . – Дата доступа: 8.06.2016.
…Когда он каждый год перед 9 Мая в черной форме морского офицера, с кортиком, в орденах и медалях входит в школу, то кажется, что все вокруг преображается. Этот день не похож на другие, он овеян ощущением Праздника. Ребята, впервые увидевшие его в таком облачении, изумляются: вот это да, он, оказывается, настоящий «морской волк»! И буквально ходят за ним по пятам. Его рассказы-воспоминания о войне всех просто завораживают.
Речь идет о капитане второго ранга учителе истории челябинского физико-математического лицея N 31 Эрнесте Ивановиче Кузнецове, ветеране войны, искренне и горячо любимом многими поколениями выпускников школы. Сейчас он на пенсии, ведет занятия философского кружка, помогает готовить ребят к историческим олимпиадам. На них лицеисты очень хорошо выступают. Старый учитель по-прежнему полон сил, заядлый рыболов и охотник.
У него два сына: старший Александр пошел по стопам отца, закончил Ленинградское высшее военно-морское училище по специальности «инженер-электрик», служил на Севере, младший Владимир – директор крупной компьютерной фирмы.
…О флоте Эрнест мечтал с детства. И подал заявление в Омский речной техникум. Но началась война. Как и все его ровесники, он рвался на фронт. В военкомате отказали. Тогда они решили махнуть на фронт самостоятельно. Но тут в Челябинск приехал набирать курсантов представитель Ленинградского высшего военно-морского училища. Все желающие убежать на войну пошли на комиссию. После трех медицинских испытаний из 15 человек остались трое. Их погрузили в теплушки и отправили в Астрахань, куда было эвакуировано училище. В январе 1942 года училище перевели из Астрахани в Баку, поскольку начались бомбежки. Там было свое училище, тоже высшее военно-морское. Но курсантов в нем уже не было: всех, начиная со второго курса, сгруппировали в бригады и отправили на защиту Москвы. «Астраханцы» возмутились: что же, мы хуже? И вновь попытались «призваться» самостоятельно, благо фронт был недалеко – по хребту Кавказа. Но тут начальство поступило мудро. Оно погрузило курсантов в автобусы, привезло в морской порт на Черном море и показало: вот стоят корабли, полностью укомплектованные боезапасами и всем необходимым, есть и команда, но они не могут выйти в море, потому что нет командиров, они погибли. А новых не готовили, так как курсантов всех училищ, включая Дальневосточное, отправили под Москву. Им сказали: учитесь побыстрее и занимайте места на мостиках этих кораблей. Ребят это убедило. С мая по октябрь была морская практика на кораблях, а с октября по май – теоретический курс в училище. Воевал Эрнест Иванович на Черном море, в районе Новороссийска, на крейсере «Фрунзе».
После войны он имел право выбрать себе место службы. Он выбрал Северный флот. Но по болезни в 1958 году демобилизовался в чине капитана третьего ранга. Хотел пойти на торговые корабли, диплом позволял ему быть штурманом дальнего плавания, но после операции на желудке врачи запретили. А на кораблях никто не хотел брать на себя ответственность: вдруг что-то в море случится? Вернулся в Челябинск. Ему было тогда 35 лет. И, конечно, перед ним встал вопрос: что же делать? Гражданской специальности никакой. Прослужил три месяца в военкомате, преподавал начальную военную подготовку в школе N 1. Но ему нужно было что-то фундаментальное. И тогда пошел поступать в педагогический институт на заочное отделение. Его взяли сразу на третий курс.
— Эрнест Иванович, выбор факультета случаен или закономерен?
— В училище мы капитально изучали военно-морскую историю, которая тесно связана с общей, отечественной и зарубежной. А во-вторых, мой отец – историк. Он был директором школы N 8 и преподавал историю. И поэтому совершенно закономерно, что я пошел на исторический, закончил его с красным дипломом. Начал работать в школе N 30, а когда в 1965 году открылась тридцать первая, то часть учителей и девятые классы перевели туда. Этот год я и считаю началом моей учительской карьеры. Мне в то время было уже 43 года.
— В вашей педагогической деятельности были стиль, почерк, своя метода?
— В нашей школе, начиная с самого первого дня, директор Игошев сумел привить культ знаний, то есть ученики старались взять как можно больше, но выборочно, школа все-таки физико-математическая, что, естественно, создавало трудности для других учителей. И я понял одно. Для того, чтобы история стала предметом, который ученикам будет интересен, надо, чтобы она стала для них такой же точной наукой, как физика. То есть при изложении любого факта нужны доказательства: почему какое-либо событие произошло именно в это время и по какой причине. И потом, я принципиальный противник слова “учить”. Ученики должны понимать. Потому что выучить – это какую голову надо иметь. Знаний все прибавляется и прибавляется, а голова-то одна. Поэтому сначала была трагедия. Даешь домашнее задание, параграф такой-то, но к этому параграфу я обязательно давал пару вопросов. Не те, которые в учебнике, а на сообразительность. Девчонки у меня даже плакали. Все привыкли так: выучил и рассказал. В виде простого примера я им говорю: давайте пригласим ученика пятого класса, возьмем этот параграф, он его прочтет, выучит и с выражением расскажет. Ну и какую отметку я ему должен поставить? Да он, может, и половину не понял, что выучил.
И началось: после урока мы вместе готовили домашнее задание. Чтобы показать: мало прочесть материал, а надо его переработать в соответствии с поставленными вопросами, на которые прямого ответа в учебнике нет, только наметки. На уроке нужно было отвечать только на эти вопросы, потому что в них главное. Ведь по любой теме можно привести тысячи примеров. О войне, например. В учебнике их, как правило, несколько, а на самом деле их вон сколько! Но нет ответа на вопрос: откуда брались эти героические поступки? И каждый должен подумать, как на него ответить, а потом мы вместе обсуждаем и приходим к общему знаменателю.
— У вас были когда-нибудь проблемы педагогического характера?
— Дело в том, что я не считаю себя учителем. Я как был морским офицером, так и остался. Поэтому для меня никаких проблем не существует. Представьте себе, что такое управлять, командовать матросами, старшинами, которые перед войной прослужили пять лет и всю войну прошли. Они эту службу и корабль знают насквозь. А ты только что пришел. Но надо отдать им должное: они были очень тактичны, ненавязчиво мне что-то подсказывали. Я ведь служил на американских кораблях, где все надписи и описания были на английском языке, так что пришлось все осваивать, что называется, на ощупь. Электромагнитный трал – очень сложное устройство. Вот где были проблемы. После этих здесь проблем быть просто не может.
— Я знаю, что вы не стали заслуженным учителем только потому, что не член партии. Вы не вступили в партию ни на флоте, ни позже, хотя вам неднократно предлагали. Почему? Ведь в то время ради карьеры это делали все.
— Я судил по тому, какие люди в этой партии состоят. На кораблях в начале 50-х годов ввели должность помощника командира по политической части. Я на них посмотрел. Они двух слов связать не могли и упертые были, как бараны. И при этом любое серьезное распоряжение командира должно было согласовываться с ними. Это главная причина. Потом я очень внимательно посмотрел программу КПСС и понял: конечно, сама идея благородная, гуманная, как и учение Маркса. Но это же не реализуется в жизни. Шло явное противоречие между словом и делом. А этого я не терплю: сказано – сделано. Программу КПСС я иногда использовал в своих «корыстных целях». В 1969 году на очередном занятии философского кружка ребята изучали, что такое абсолютная и относительная истина. Взяв программу, я читаю: «Все народы рано или поздно придут к коммунизму». Заявлено как абсолютная истина. И подкидываю задачу: достижима ли она с точки зрения философии? Если бы про эту «задачу» узнал какой-нибудь партийный функционер, меня бы с треском выгнали из школы.
Капитан и педагог вскоре отметит 84-летие. Сейчас рассматривается проект учительской и ученической премии, которая будет сопровождаться вручением специального переходящего знака имени Кузнецова. Татьяна ЖИЛЯКОВА. Челябинск.
31-й - Двести философских задач Эрнеста Кузнецова // Lentachel.ru : сетевое издание Челябинск . – Режим доступа: http://lentachel.ru/fml31/history/kuznetsov . – Дата доступа: 8.06.2016.
Когда я звонил ему, чтобы договориться о встрече в первый раз, мне не повезло. Домашние сказали, что хозяина нет дома: он, видите ли, уехал на охоту. Попытался вспомнить, сколько же точно лет преподавателю истории, которого в 31-й иначе как Эрнест за глаза никогда не называли. Засомневался в цифрах. Но встретил нашего героя на очередном школьном мероприятии в нынешнем году и лично убедился: есть люди, которые не меняются. Рукопожатие Эрнеста Ивановича Кузнецова (только не надо параллелей с Ельциным) было покрепче моего, а говорил мой учитель все так же не торопясь, с чувством собственного достоинства и знанием дела.
– Эрнест Иванович, вы сразу знали, что станете учителем истории?
– Даже не думал. Прослужил 16 лет на флоте. В 1958 году демобилизовался. Гражданской специальности на тот момент (то есть почти 50 лет назад) не было. Пошел в облвоенкомат, поработал там три месяца, потом должность сократили. Я поступил на заочное отделение в пединститут по специальности «История». И так как у меня уже было высшее образование Военно-морского училища имени Фрунзе, то поступил сразу на третий курс и в 1962 году окончил институт с красным дипломом. В это время появились вакансии преподавателя НВП и историка в 30-й школе. Я стал одновременно и тем, и другим.
– Ну вот, а говорите, что не думали становиться историком.
– Тут придется объяснять по частям. Во-первых, на самом деле я больше любил географию, но географии не было на заочном отделении института. Во-вторых, мой отец был все-таки историком, работал директором школы № 8. В-третьих, нам отлично преподавали историю в Военно-морском училище (правда, с уклоном в морскую историю). В общем, сложились определенным образом обстоятельства, но насилия над собой при выборе гражданской профессии я не совершал.
– Ну а в 31-ю как попали?
– Я же говорю, вакансии были в 30-й школе, что напротив. Получив образование историка, пошел работать туда. 30-я школа была закреплена за местным микрорайоном, а 31-я изначально была специализированной. Как только она открылась, из 30-й в новую школу перевели сразу все девятые классы – чтобы обеспечить наполняемость. И я пошел вместе с ними. В 1966 году состоялся первый выпуск. Я уже был «чистым» историком, отказавшись от преподавания НВП, которую по большому счету учебной специальностью назвать было трудно. Преподавал поначалу историю древнего мира, потом дошел до новейшей истории. Выпускал тогда, в 1966-м, свой первый в новой школе класс – 10 «Б». Эти ребята запомнились тем, что у них был подлинный культ знаний. И не только в отношении истории. Они готовы были учить «от» и «до» все предметы. Такой культ продолжался еще примерно лет пять.
– При этом кто-то выделялся даже на столь мощном фоне...
– Из тех, кого учил я за все годы, вспоминаю сразу Игоря Шереметьева, Юру Нестеренко, братьев Гильманов. А еще были Бобров (теперь профессор МГУ), Балыбердин (контр-адмирал), Ольга Демкина (сейчас Журова, ездит с мужем по всей Европе), Сергей Рябченков. Многие пошли работать потом в ЧПИ (нынешний ЮУрГУ). Есть среди наших выпускников доктора философских наук. Практически все выпускники 31-й школы потом поступали в вузы и самое главное – в подавляющем большин-стве состоялись как личности, нашли свое место в жизни. Я горжусь этим.
– Но тем не менее вы говорили о желании молодежи учиться в прошедшем времени. Выходит, сейчас нет былого культа знаний...
– Тут же много объективных причин – столько всего поменялось в стране в целом. Отличительные черты выпускников 90-х годов естественны для периода перемен. Это более прагматичные люди, которые шли в 31-ю школу сразу с прицелом на будущую профессию. И в этом нет ничего плохого. Из выпускников 31-го лицея получились отличные программисты, физики, другие специалисты.
– А историки были?
– Конечно. Моя бывшая ученица Юля Антонова преподавала в школе историю, преподает по сей день другая ученица – Ольга Васильевна Капитонова. Исторические знания, если разобраться, помогают в современной жизни не меньше, чем точные науки.
– Как теперь поддерживается связь между лицеем и тем же ЮУрГУ, в который раньше поступали выпускники школы?
– Традиции нашли современное продолжение. Директор лицея Александр Попов подписал очень нужные договоры с Южно-Уральским госуниверситетом и Челябинским госуниверситетом – лучшими челябинскими вузами. Ежегодно согласно договору 15 лучших выпускников лицея поступают в эти вузы без экзаменов на тот или иной факультет по своему выбору.
– Как многолетний преподаватель истории вы согласны с тем, что «Россия – страна с непредсказуемым прошлым»?
– Знаете, я не поклонник популистских разоблачений, которых было много в конце 80 – начале 90-х годов. Я историк-консерватор. Я в том же Эдварде Радзинском вижу скорее писателя, а не историка. Сам всегда доверял больше собственным глазам и мнению авторитетных для меня людей. Убежден: до тех пор, пока госархивы не будут раскрыты, объективную картину отечественной истории мы не узнаем. Если же говорить не о прошлом, а о будущем, то остается лишь повторить известную истину: человечество, чтобы жить и развиваться, должно увеличивать производство материальных благ. Если в России нет прироста населения, значит, страна не развивается.
– А кто все-таки творит историю: народ или личности?
– Очевидно, что историю творят именно личности. Народ безмолвствует и не способен на радикальные общественные перемены. России очень нужна сильная, яркая личность – самостоятельная, способная противостоять давлению извне. У такой личности слово не должно расходиться с делом. И видение перспектив должно быть историческим и философским.
– Вы об этом говорили на уроках истории?
– Разумеется. Главное, что меня всегда волновало как преподавателя,– чтобы ученик не вызубрил тему, а понял ее, постиг суть происшедшего много лет назад. Были у нас зубрилы, которые просто заучивали параграф наизусть. Я ставил им тройки. Потому что это механическая память, а не знания. Нужно, чтобы человек понимал, о чем он говорит.
– Эрнест Иванович, о вас ходят легенды. Так долго не оставался в строю, пожалуй, ни один другой школьный учитель. В чем секрет? Как вы поддерживаете форму на протяжении десятилетий?
– Никаких особенных рецептов здорового образа жизни у меня нет. Хотя и вредными привычками не злоупотребляю. Может, все дело в охоте? По сей день иногда хожу на охоту на уток. А первый раз сходил, когда мне было шесть лет. В девять начал стрелять. Что касается выражения «остаюсь в строю», об этом можно говорить с большой натяжкой. Я же не преподаю сейчас историю, а только веду философский кружок. В этом отношении мой стаж даже больше, чем стаж преподавателя истории. Кружок возник в 1969 году, и по сей день это мой кружок.
– А с чего он начался?
– Как обычно в таких вещах, все решает случай. Мой ученик Володя Коркин по сути подсказал идею. У нас был урок обществоведения. Одна из составляющих дисциплины – основы философии. Коркин вдруг задает мне вопрос: «Возьмем двоих людей – А и Б. Сознание человека А существует независимо от человека Б. Значит, оно материально». Я ответил Володе как учитель: «Вы сформулировали философскую задачу. И тем не менее допустили в одном из трех звеньев философской цепочки ошибку. Где эта ошибка? Давайте после уроков останемся и обсудим. Можно создать специальный философский кружок». Так все и началось. За прошедшие годы наш кружок сформулировал более 200 философских задач. Многие из них достойны того, чтобы быть упомянутыми. Например, одна из задач вполне могла привести меня к потере работы, если бы об этом узнали соответствующие руководители. Как известно, одним из основных тезисов марксизма было утверждение: «Все народы придут к коммунизму». В то же время философия говорит: «Абсолютная истина недостижима». Значит, указанный тезис марксизма – фикция.
– А исторические задачи вы с учениками тоже решали?
– Конечно. Скажем, Александр Невский, который успешно воевал с передовыми для того времени армиями немцев и шведов, которыми командовали опытные полководцы. Почему же после этих блистательных побед Невский поехал на поклон к татарам, у которых было примитивное оружие, отсутствовала четкая военная организация? Или задача из более близкого нам периода... Почему во время Второй мировой войны на оккупированной фашистами территории СССР развернулось партизанское движение, а когда советские войска вошли в Германию, ничего подобного не было?
– Вы говорили о возрождении некоторых хороших традиций советского периода. Наверняка удалось сохранить не все... – Увы, утеряна была (причем еще в советские времена) традиция проведения семинаров по межпредметным связям. Вот что было бы здорово возродить. Помню, проводила их на протяжении 70–80-х годов Усова, академик из пединститута. Смысл семинаров был в том, чтобы выявить всеобщие законы диалектики в разных формах движения материи. Такое обучение сильно расширяет кругозор подрастающего поколения и помогает видеть окружающую жизнь во всем ее гармоничном многообразии, перспективу. В том числе историческую.
Каждый год накануне Дня победы в черной форме морского офицера, с кортиком у пояса, с орденами и медалями на груди, с неизменной строгой выправкой и улыбкой на лице он входит в школу, где много лет проработал учителем истории. В этот же момент его окружают ребята и как завороженные слушают воспоминания о страшных военных годах – он для них словно герой, сошедший со страниц невероятно увлекательной приключенческой книги. Вот только сюжет ее нисколько не выдуман – это история его жизни.
Капитану второго ранга, ветерану Великой отечественной войны, учителю истории челябинского физико-математического лицея №31, так искренне любимому многими поколениями выпускников школы, Эрнесту Ивановичу Кузнецову исполнилось 90 лет. Но главное даже не это. Удивительным образом этот человек повлиял на судьбу многих из тех, с кем так или иначе его сталкивала жизнь – во время войны, уже после нее, в бытность свою учителем истории и сейчас. Среди них, кстати, много интересных состоявшихся людей, чьи имена известны не только в Челябинске. Сегодняшний юбилей – это еще один повод выразить Эрнесту Ивановичу свое уважение, восхититься его мудростью и заслушаться рассказами об этом человеке. «Я не считаю себя учителем. Я как был морским офицером, так и остался», – как-то в одном интервью признался он корреспонденту. Но за этими словами стоит, наверное, самое важное – умение оставаться человеком в любой ситуации и быть верным себе и своим убеждениям, несмотря ни на что.
Мечты о флоте у Эрнеста Ивановича появились с самого детства, и сразу после окончания школы он подал заявление в Омский речной техникум. Юный, восторженный романтик, он готовился к долгой дороге жизни, и она виделась ему словно волнительное море. Но море не всегда бывает спокойным, волны штормов способны рушить скалы. Началась война. Как и все его ровесники, главным его желанием было любой ценой попасть на фронт. В военкомате отказали. Потом была еще одна попытка, и еще – бесполезно. Вплоть до момента, когда в Челябинск приехал представитель Ленинградского высшего военно-морского училища, чтобы набрать молодых курсантов. Все желающие попасть, наконец, на войну пошли на комиссию, и спустя несколько медицинских испытаний, из пятнадцати человек остались всего трое, в том числе и Эрнест Иванович. Их погрузили в теплушки и отправили в Астрахань, куда было эвакуировано училище, а уже в январе 1942 года из Астрахани в Баку. Именно оттуда спустя какое-то время он попал на фронт и воевал на Черном море. Сколько историй и уроков жизни вынес из этих лет Эрнест Иванович, нам, наверное, никогда не узнать. Но война закончилась, и началась служба на Северном флоте. Вплоть до 1958 года, когда по состоянию здоровья он демобилизовался в чине капитана третьего ранга. В возрасте 35 лет военная морская карьера оказалась для него закрыта, но одновременно с этим открылась совершенно новая дорога в уже родном и знакомом с детства Челябинске. «В училище мы очень много изучали военно-морскую историю, которая тесно связана с общей, отечественной и зарубежной историей. А во-вторых, мой отец был историком, работал директором школы №8 и преподавал историю, – вспоминает Эрнест Иванович. – Совершенно закономерно, что я пошел на исторический факультет». Кстати, его взяли сразу на третий курс и выпустили с красным дипломом. Свои первые шаги как учитель он делал в классах школы №30, а когда в 1965 году открылась тридцать первая, то часть учителей и девятые классы перевели туда. Наверное, именно это год можно считать настоящим началом его учительской карьеры. Эрнесту Ивановичу в то время было 43 года. Уже через год он уже выпускал свой первый класс – 10 «Б». Это время он вспоминает как эпоху истинного культа знаний, когда ребята не просто учили уроки, они просто жаждали знаний. Кстати, именно жажду знаний и воспитывал всегда в своих учениках Эрнест Иванович. «Я принципиальный противник слова „учить“. Ученики должны понимать. Потому что выучить – это какую голову надо иметь. Знаний все прибавляется и прибавляется, а голова-то одна. Поэтому сначала была трагедия. Даешь домашнее задание, параграф такой-то, но к этому параграфу я обязательно давал пару вопросов. Не те, которые в учебнике, а на сообразительность. Девчонки у меня даже плакали. Все привыкли так: выучил и рассказал. В виде простого примера я им говорю: давайте пригласим ученика пятого класса, возьмем этот параграф, он его прочтет, выучит и с выражением расскажет. Ну и какую отметку я ему должен поставить? Да он, может, и половину не понял, что выучил. И началось: после урока мы вместе готовили домашнее задание. Чтобы показать: мало прочесть материал, а надо его переработать в соответствии с поставленными вопросами, на которые прямого ответа в учебнике нет, только наметки. На уроке нужно было отвечать только на эти вопросы, потому что в них главное. Ведь по любой теме можно привести тысячи примеров. О войне, например. В учебнике их, как правило, несколько, а на самом деле их вон сколько! Но нет ответа на вопрос: откуда брались эти героические поступки? И каждый должен подумать, как на него ответить, а потом мы вместе обсуждаем и приходим к общему знаменателю». Сейчас, даже спустя много лет, все его ученики уверены – именно этот уникальный подход во многом заложил в них умение добиваться своего в жизни, размышлять над окружающим миром и искать ответы, прежде всего, внутри себя. Именно так в свое время родился философский кружок, идейным вдохновителем которого стал Эрнест Иванович. Однажды один из его учеников на уроке обществоведения задал ему вопрос: «А если взять двух людей – А и Б. Сознание человека А существует независимо от сознания человека Б. Значит, оно материально». «Вы сформулировали философскую задачу, – ответил ему Эрнест Иванович. – И, тем не менее, допустили в одном из трех звеньев философской цепочки ошибку. Где эта ошибка? Давайте после уроков останемся и обсудим. Можно создать специальный философский кружок». Так все и началось. Когда подошло время закончить работу в школе, Эрнест Иванович принял это как еще один новый этап в своей жизни. Но это совсем не значит, что их совместная история с лицеем №31, с его ребятами, учителями и директором лицея Евгением Александровичем Поповым закончилась. И по сей день Эрнест Иванович – огромная часть жизни школы и тех людей, кто с ним знаком. И не важно, с каким вопросом вы подойдете к этому удивительно мудрому, внимательному и отзывчивому человеку – вы получите ответ, который будет предназначен именно вам. В день своего юбилея 25 сентября Эрнест Иванович по традиции зайдет в школу – одетый с иголочки, безупречный, собранный капитан огромного корабля жизненного опыта, мудрости и знаний. И каждый из его команды сможет «присягнуть» в своей верности и еще раз выразить признательность учителю, которого называют не иначе как «Легенда».
Галина Сергеевна, какой важный материал у Вас собран! Память потомкам и дань уважения героям.
Я разыскиваю своего без вести пропавшего родственника, призывавшегося в Ташкенте 01.09.1941 года. По полевой почте удалось установить, что служил он в 38 ОСБ. Вот что удалось найти в сети об этой бригаде:
38 ОТДЕЛЬНАЯ СТРЕЛКОВАЯ БРИГАДА / 4-я Гвардейская ОСБР 38 отдельная стрелковая бригада Время вхождения в действующую армию: 12.12.41-5.1.42 г.; 30.1.42-17.3.42 г. – как 38 отдельная стрелковая бригада 17.03.42-30.07.42 г.; 28.08.42-06.07.43 г. – как 4 гвардейская отдельная стрелковая бригада Сформирована на основании приказа Народного Комиссара Обороны И.В.Сталина № 00105 от 14.10.1941 года в Среднеазиатском военном округе в октябре – декабре 1941 года. Формирование начала, как 38 курсантская стрелковая бригада, в процессе формирования переименована в 38 отдельную стрелковую бригаду. Командный состав бригады, а так же большая часть личного состава были из числа моряков Каспийской военной флотилии и учебного отряда подводного плавания эвакуированного из Кронштадта. С 12 декабря 1941 до 5 января 1942 года бригада воевал в составе Московской зоны обороны. После непродолжительной подготовки и сколачивания соединений, корпус из-под Москвы перебрасывается по железной дороге в район Бологое (Калининской обл.) – Валдай (Новгородской обл.).
Нет ли у Вас сведений о том, были ли среди командного состава этой стрелковой бригады выпускники Каспийского училища? Может быть по их именам удастся что-то установить из боевого пути моего родственника, особенно периода декабря 1941 года под Москвой - нет боевых донесений в сети за это время.
Спасибо, извините за длинный пост.
--- Волгушевы, Дрокины,Сусликовы-Бузулукский уезд Самарской губ.,Колосковы,Смоляковы,Астафьевы-Хвалынск Саратовской губ.,Крапивенский уезд Тульской губ.Курило, Куриленко-Старобельский уезд Харьковской губ., Мечетка, хутор Булочкин ОВД, Веременко-Бердянский уезд Тавричексой губ,ОВД
Все что у меня было об отдельных стрелковых морских бригадах и то, что я нашла в печатных и электронных источниках, я выложила в проекте «История КВВМКУ в лицах…» Другого материала у меня нет. Если что-нибудь найду, обязательно сообщу.
У меня в проекте есть несколько книг в электронном виде о Каспийском училище. Вы их просматривали? Возможно, там и упоминаются фамилии курсантов, которые воевали в 38-й отдельной стрелковой бригаде. Вот первая страница этой темы: https://forum.vgd.ru/585/62162/0.htm?a=stdforum_view&o=
А вот об этом Вы наверняка знаете:
На сайте «Победа 1945» (портал о фронтовиках) попечитель Михаил Пыресин выложил информацию о 38-й стрелковой бригаде http://www.pobeda1945.su/division/4806
Там же есть информация о фронтовиках, служивших в подразделении: Богданов Глеб Сергеевич старший сержант Гнилобоков Степан Андреевич старший лейтенант Забозлаева Нина Николаевна красноармеец Ушаков Михаил Львович гвардии замполитрука
Галина, спасибо Вам за ответ и ссылки. Да, я их читала, а по Вашей снова погрузилась в бои под Москвой и Старой Руссой. Где-то рядом с курсантами и офицерами каспийцами сражался и мой 18-летний родственник. Очень образно у Вас написано и легко читается.
--- Волгушевы, Дрокины,Сусликовы-Бузулукский уезд Самарской губ.,Колосковы,Смоляковы,Астафьевы-Хвалынск Саратовской губ.,Крапивенский уезд Тульской губ.Курило, Куриленко-Старобельский уезд Харьковской губ., Мечетка, хутор Булочкин ОВД, Веременко-Бердянский уезд Тавричексой губ,ОВД
Ковалев В.И. Морской ангел. – СПб : Изд-во Крылов, 2015. – 384 с.
Аннотация Это книга о нем — о Дмитрии Дмитриевиче Вонлярском, о легендарном Дим Димыче… Его поздравляли с Днем Победы бывший и действующий президенты страны, принимала королевская семья и премьер-министр Великобритании. С новой фашистской нечистью. Человек-легенда, человек-эпоха, везде и всюду — победитель. Дмитрия Дмитриевича Вонлярского помнят и чтут многие ветераны Военно-морского флота, Федеральной службы безопасности и Генеральной прокуратуры России. И при этом — обыкновенный советский человек, прошедший вместе со страной сквозь все исторические вехи и испытания. Он стал легендой разведки морской пехоты в годы Великой Отечественной войны. И своих потомков, сражающихся за Русский Мир. Человек богатырской силы и стальной воли. Он колесил водителем-дальнобойщиком по просторам Советского Союза и Европы — и мало кто из дальнобоев не слышал рассказов о человеке, которого боялись и уважали все дорожные бандиты. Он немного не дожил до светлых дней, о которых так мечтал. Увидеть наконец-то вставшую с колен Россию. Он стал одной из легенд "солнечного" Магадана, где не по своей воле рубил лес и добывал золото.
...
Война для Дима и его сокурсников началась вполне ожидаемо, то есть победоносно. На чужой территории и малой кровью. Словом так, как и обещал Клим Ворошилов - первый Маршал и кумир всей тогдашней советской молодежи.
31-го августа сорок первого, Вонлярского и его товарищей сняли с учебного корабля "Правда", где они проходили морскую практику, после чего в составе мощной десантной группировки высадили на иранском побережье Каспия, близ города Пехлеви.
Это малоизвестная в истории операция призвана была отбить у Гитлера и его единомышленников в Иране саму мысль посягнуть с Юга на стратегически важный район бакинских нефтяных промыслов. Многочисленному и решительно настроенному десанту краснофлотцев противостояли лишь мелкие диверсионные группировки иранцев, подготовленных немецкими инструкторами. Под дулами главного калибра канонерских лодок "Красный Азербайджан" и "Бакинский рабочий", а также других кораблей Каспийской флотилии, "воины аллаха" благоразумно драпанули.
А высадившиеся на берег моряки быстро прочесали побережье и, прихватив кое-какие трофеи, отчалили на шлюпках к кораблям, грозно покачивавшимся на внешнем рейде.
- Ну что же! Так воевать не хило! - сказал себе курсант Вонлярский, после благополучного возвращения на мыс Зых, в казармы родного училища. Вечером в клубе в очередной крутили всю ту же неувядаемую картину "Если завтра война, если завтра в поход", где краснозвездные чудо-богатыри играючи громили и гнали с родной земли чужеземных супостатов, что весьма впечатляло, и каждому хотелось стать героем.
Однако все это как-то не вязалось с все более тревожными сводками с фронта. Когда же в очередной раз низкий голос Левитана сурово сообщил о кровопролитных боях под Вязьмой, Дим не ведал, что и думать. Она находилась от Москвы всего в двухстах километрах.
А потом он узнал трагическую правду от мамы. Тяжело раненная под Смоленском, военврач 3-го ранга Вонлярская была эвакуирована в бакинский госпиталь, где произошла встреча с сыном. На нее похудевший Дим принес несколько мандаринов и кулек кураги - гостинец. Похудевшая, с горячечным блеском в глазах, Мария Михайловна рассказала Диму о стремительном отступлении Красной Армии к Смоленску и тяжелых уличных боях, развернувшихся в городе, страшном котле под Вязьмой, где в окружение попали четыре наших армии. Находиться вдали от фронта, где уже успела побывать мать, Дмитрий больше не мог, а к тому же он полагал, что без него войну не выиграют. И забросал командование рапортами.
Дмитрий Вонлярский с матерью.
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане
Выпускники Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1939-1992)
Проект "История КВВМКУ в лицах..."
Янаев Юрий Исмаилович
1924 - 2002
Капитан3 ранга
Родился 12 декабря 1924 г. в г. Баку. В 1944 г. окончил Бакинское военно-морское подготовительное училище (БВМПУ). В 1944 г. поступил на 1-й курс Каспийского ВВМУ, тогда еще филиала Ленинградского училища им. Фрунзе. После реэвакуации училища Фрунзе в Ленинград в 1945 г. их курс стал первым для уже Каспийского ВВМУ им. Кирова, который окончил в 1948 г. После выпуска попал служить на ТОФ - сначала во Владивосток. Затем служба в ОВРе (охрана водного района). С 1952 г. по 1954 г. - командир тральщика в Порт-Артуре до момента передачи базы ВМС КНР. С 1954 г. по 1959 г. - командир тральщика, а затем командир СБР в Петропавловске Камчатском. В 1959 г. ушел на пенсию в звании кап. 3 ранга в связи с сокращением ВС. Далее - служба на вспомогательных судах Каспийской флотилии. Награжден орденом Красной Звезды - за участие в боевых тралениях.
Текст биографической информации составила Марина Трошина (Янаева)
Спасибо Марине Борисовне Трошиной (Янаевой) за эти фотографии. Впервые узнала, что в Каспийском ВВМУ был оркестр народных инструментов, что военные парады проходили на площади Петрова г. Баку.
Марина родилась в Баку. Окончила Азербайджанский институт нефти и химии им. Азизбекова. Пишет стихи с марта 2003 года. Автор книг: Маленький принц для детей в стихах (Баку, 2003); Он так целовал.: Стихи (Баку, 2004); Я — ведьма! Стихи (Баку, 2006). Печаталась в журнале «Литературный Азербайджан» и коллективных сборниках. Является членом СП Азербайджана (2007), ответственным секретарем Ассоциации деятелей культуры «Луч». Отмечена дипломами фестиваля «Поэтический Баку — 2004», Интернет-конкурса «Вся королевская рать», конкурса «Я ни с кем никогда не расстанусь», организованного Росзарубежцентром при поддержке Правительства Москвы и при участии «Литературной газеты» (2007).
Отчет о юбилейной встрече выпускников КВВМУ 1948 года, посвященной 30-летию окончания училища / Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище имени С.М. Кирова; Текст отчета написан капитаном 1 ранга М.Ю. Атакишиевым. – Баку, 1978. – 88 с. https://forum.vgd.ru/post/585/55474/p1657733.htm В списке: Янаев Юрий Николаевич – Баку
ЯНАЕВ ЮРИЙ ИСМАИЛОВИЧ // 1418 Дорога памяти. Музейный комплекс. – Режим доступа: https://1418museum.ru/heroes/13214781/ . – Дата доступа: 28.12.2021. 10.12.1924 — дд.мм.гггг Место рождения Азербайджанская ССР, г. Баку Дата призыва 06.10.1949 Воинское звание капитан 3 ранга
Янаев Юрий Исмаилович : Люди и награждения // Подвиг народа 1941-1945. – Режим доступа: http://podvignaroda.ru/?#id=1537659337&tab=navDetailManAward . – Дата доступа: 28.12.2021. Звание: курсант Место службы: Каспийское ВВМУ № записи: 1537659337 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
--- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане