Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Соседи

История и судьба соседних населенных пунктов

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: tashik
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1226
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 656
БОНДАРСКИЙ РАЙОН


Антология истории сел, легенд и преданий Тамбовщины
https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=2922.95

Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 683903 байт3.jpg, 642835 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1226
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 656
Записки краеведа.

Деревня Комаревка, она же Комаровка, Масловка
.

Спасибо коллегам-землякам за труд.

О начале зарождения деревни.

В Бондарском районе Тамбовской области есть деревня Комаровка. Наши родители, чуть раньше – деды и прадеды, именовали ее еще и Масловка.
А в первые годы, с момента заселения - именовалась Комаревка. Это одна и та же деревня. В 2023 году деревне исполняется 310 лет.

Первое упоминание о деревне Комаревке относится к 1717 году. В ландтратской переписи 1717 года (*1) деревня Комаревка Тамбовского уезда значится, как новоприбылая. То есть, недавно заселенная, и главное не отмеченная в предыдущей переписи, которая проводилась в 1714 году.

В указанном документе значится, что в деревне два двора. Один двор тамбовца Анисима Афанасьева сына Новокрещенова, шестидесяти лет. Указывается состав семьи – жена, дети. Но, далее отмечается, что Анисим Новокрещенов в 1713 году перешел из «Тамбовского уезда села Бычков отошел от дела отца своего».
В том же дворе значится Семен Прокофьев сын Шалковников тридцати пяти лет со своей семьей, которые пришли из Тамбовского уезда села Городище в 1713 году.

Другим (вторым) двором по этой переписи в Комаревке значился двор квартеймейстера Ильи Матвеевича Шулепова, в котором проживали дворовые крестьяне указанного помещика. Крестьяне «переведены из Тамбовского уезду из села Земетчины из дворцовых крестьян переданных ему в 1708 году по крепостям» (документам). Переведены эти крестьяне в период между 1714 и 1717 годами.

Всего во вновь прибылой деревне в 1717 году проживало:
Тамбовцев – 13 человек, в том числе мужчин – 5 человек и 8 –женщин.
В помещиковом дворе было – 7 лиц мужского пола и 8 – женского пола. Итого – 15 человек.
А всего в деревне значилось - 28 человек.

И еще раз необходимо отметить, что в документе за 1717 год первым значится двор тамбовца Новокрещенова, а двор квартеймейстера Шулепова – вторым.
О названии деревни. Как отмечено выше, с момента заселения людей в этом месте, деревня в различных документах значилась – Комаревка, Камаревка, Комаровка. Это наводит, в первую очередь, на мысль, что название связано с насекомым – комаром.

Вместе с тем следует отметить, что существовавшие в середине второго тысячелетия слова близкие по написанию, но имели разное значение. (*4).
Например: «коморка», «каморка» - жилье небольшого размера и склеп; «коморник» - сторож, истопник, работник в доме, во дворе, а также - приближенный (князя, государя), придворный; «комора», «комара», «камара» - свод, помещение со сводами, дуга, арка, особый предел со сводом, отдельное жилое помещение, келья, комната, кладовая, дом жилище, место обитания и др; «комар» - насекомое.
В данном конкретном случае (деревня Комаревка), автор высказывает свое мнение, - название связано с прозвищем первого поселенца Анисима Новокрещенова.

Первое. В 20-40 годы XVII века в системе обороны южного пограничья Московского государства особое место занимало служилое сообщество Севска и Комарицкой волости. Это комарицкие драгуны и солдаты. Одним из полковников-командиров драгунов в 60-70 годы был Патрик Гордон. В последующем, в период Азовских походов Петра Первого в 1695 и 1696 годов, генерал П.Гордон командовал большим соединением - полками, сформированными в Москве, и четырьмя полками - тамбовскими. Большинство воинов этих полков именовались полковыми казаками и в семидесятые и восьмидесятые годы XVII века прошли хорошую школу несения военной службы. Поэтому, не исключено, что среди участников Азовских походов были и комарицкие драгуны и солдаты, то есть те, кто уже раньше воевал под командованием П.Гордона.

Следующий момент. Анисим Новокрещенов, а может его отец Афанасий Новокрещенов были коморниками, то есть служилыми людьми, приближенными к какому-то двору. Не зря же Анисиму Новокрещенову был выделен земельный участок.
В середине 17 века комаричане – дворцовые крестьяне Комарической волости Севского уезда несли государеву службу на Дону. Среди служилых людей, несших службу в этот период были выходцы из многих российских городов расположенных к северу от Дона – Ряжска, Пронска, Козлова, Тамбова и др. В списке комаричан встречаются фамилии, которые можно встретить в близлежащих к Комаревке – Щекин (Щукин) Трофим Прокофьев, Дрозжин Ларион, Котов. (*5).

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, название деревни «Комаревка» связано с прозвищем первого застройщика Анисима Новокрещенова – либо он был «комарицкий», либо он был «коморником».
Далее по материалам ревизских сказок. По материалам первой Ревизской сказки (1719-1722 г.г.) в деревне Комаревка значится всего дворов – 3, дворов однодворцев - 2, дворов помещиков – 1. Это двор тамбовца Анисима Новокрещенова, двор тамбовца Семена Шелковникова и двор, в котором проживали дворовые крестьяне помещика полкового обозного Ильи Матвеева сына Шулепова. Всего проживало в деревне 31 человек (лица мужского пола), однодворцев -14, дворовых - 17 человек. (*2).

В 1745 году (вторая Ревизская сказка) в деревне Комаревка проживало 35 податных душ (мужского пола), в том числе однодворцев – 7, помещиковых людей – крестьян – 28. Дворовые (помещиковы) крестьяне принадлежали помещику - капитану Илье Шулепову.(*3).
Материалов третьей Ревизской сказки в РГАДЕ не обнаружено. Какие изменения произошли в жизни деревни Комаревка, сказать сложно.
Но. В Известиях Тамбовской ученой архивной комиссии в № 40 за 1895 г. краеведом П.И.Писаревым опубликованы извлечения из архивных материалов «№ 1, Тамбовской округи. Ведомость, учетная в Тамбовском уезде - третья ревизия, по новому разделению с показанием причисленных по оному --- селению и в них положенных по третьей ревизии (1763 год) в подушной оклад мужского и женского полу душ и дворов».

На лист 92 (98/338) под № 85 значится деревня Комаревка.
В той деревне - однодворческих дворов – 3, в которых проживало – 15 душ мужского пола и 7 душ женского пола;
- помещичьих дворов – 15, мужского пола – 80, женского пола – 83. Которые - находились во владении:
Майорши Надежды Шулеповой – 9 душ мужского пола,
Майорши Анны Шулеповой – 1 душа мужского пола,
Генеральши Елены Ильиной – 70 душ мужского пола. Она из близлежащей деревни – Могилки.

В 60-80 годы XVIII века были проведены большие работы по межеванию земель. Из материалов Геометрического Специального плана Тамбовского уезда деревни Магилки и Камаровки видно, что План с принадлежащими им (деревням) всеми землями, которые состоят в общем владении - генерала майора Андрея Ивановича Ильина,
- майорши Надежда Макаровой дочери Шулеповой и
- однодворцев.

Данное межевание ученено (проведено) в 1783 году месяца августа 22 дня землемером артиллерии капитаном Александром Сальковым и внутри оного владения обмежевано одною межею. То есть в двух соседних деревнях было: - Пашенной земли – 354 десятины и 1713 квадратных саженей. Сенного покосу - 16 десятин и 1255 саженей. Лесу строевого и дровяного 2215 десятин и 1828 саженей, Под поселениями, огородами, гуменниками и конопляниками – 28 десятин и 1132 саженей. Под проселочными дорогами – 7 десятин. Под болотами – 17 десятин. Под реками, полуречками, прудами и топями 4 десятины и 400 саженей. А всего во всей окружной меже – 2644 десятины и 134 квадратных сажени.

В оных деревнях по последней ревизии мужского пола:
в дер. Магилки - за генералом Ильиным – двести десять (210),
в дер. Камаровке– за майоршей Шулеповой – 35, однодворческих -13. (*6).
Из экономических примечаний к Геометрическому специальному плану Тамбовского уезда 1783 года (*7) видно, по сравнению с указанным выше, в это период произошла смена собственников, хотя относится все это к 1783 году.

В это время в деревне Комаревке за капитаном П.П.Хрущовым значилось 19 дворов, в которых проживало 127 душ мужского и женского пола, за дворянином Шулеповым соответствеено – 10 дворов (65 человек). Однодворцы проживали в 4 дворах, их значилось 32 души.
Всего в Комаревке к концу 18 века было 33 двора, в которых значилось 105 душ мужского пола и 119 душ женского пола (для сведения: в деревне Могилки было 40 дворов, 202 души обои полов, принадлежали они капитану Петру Хрущову).

Деревня Могилки располагалась на правой стороне речки Могилки, на коей пруд. Деревня Комаревка – по обе стороны безымянного оврага, на котором было три пруда. Из этих прудов берут воду на свои нужды. Имеются также колодцы.
Земли серые песчаные. Хлеба и покосы посредственные. Лес строевой и дровяной. (сосна, береза, осина, ольха, орех). В округе водятся звери – волки, лисицы, зайцы, горностаи, белки, иногда набегают медведи.
Крестьяне владельческие состоят на оброке и платят в год за душу по семь рублей. А однодворцы на положенном казенном оброке. Сверх полевой работы упражняются в домашних рукоделиях.
Далее, во времени, возникают небольшие проблемы, связанные с отсутствием в ГАТО (или не удалось обнаружить) материалов по переписям населения (Ревизских сказок) за 1795 год, 1811 год, за 1816 год по помещичьим деревням и селам.

В Ревизской сказке от мая 1795 года Тамбовского наместничества и округи деревни Комаревки отмечено, что после состоявшейся 24 июня 1794 года ревизии значатся в деревне Комаревке – 6 дворов однодворцев, на лицо 18 душ мужского пола, по последней ревизии (1783 г.) было - 14 душ. Из них - 5 дворов – это дворы Новокрещеновых и 1 двор Ерофеевых. Шелковниковы, как видно в Комаревке уже не проживали. По-видимому сошли в село Городище. (*8).
В 1816 году в Комаревке проживало однодворцев лиц мужского пола – 44, женского пола – 39. Это были Новокрещеновы и Ерофеевы. (*9).
Как видно из этих материалов за 1795 год и 1816 год, помещичьих крестьян в указанных делах отсутствуют.

Далее материалы Ревизских сказок за 1834 год. Здесь четко видно, что государственные крестьяне (однодворцы) и помещичьи крестьяне записаны в разных делах.
В Ревизской сказке от 1 марта 1834 года Тамбовской губернии оного же уезда деревни Комаровка, Масловка тож, помещика Гвардии прапорщика Александра Петровича Хрущева, имеются сведения о крестьянах наступившей 8-ой ревизии. Дворов – 22, душ мужского пола – 86, женского пола – 92.

Упоминаются фамилии (как удалось прочитать) – Назаров, Кулешов, Баканов, Лонкин, Савельев, Тябин, Михеев, Белов, Живилин, Хромченков, Анашкин, Коняев, Лукьянов, Горбачев и Талалаев. (*10).
Однодворцев в деревне Комаровка в 1834 году было дворов 6, в которых проживало душ мужского пола – 37, женского пола – 43. Это в основном Новорещеновы (5 дворов) и Ерофеевы (1 двор). (*11).
В документах за 1834 год в названии деревни Комаровка имеется слово «Масловка». И написано «Комаровка, Масловка тож». Не исключено, что слово Масловка было добавлено в самом конце 18 века или несколько позже. Но как показано выше, на первом месте стоит слово «Комаревка» - «Комаровка». Название «Комаровка» относилось к той части деревни, где проживали государственные крестьяне. А там где проживали помещичьи крестьяне, название указывалось как – «Комаровка, Масловка тоже». Территориально эти две части одной деревни располагались по разные стороны от безымянного оврага, по берегам прудов. Коренные жители Комаровка лучше автора этих строк знают этот вопрос.

В 1846 году часть деревни, принадлежащая гвардии прапорщику Александру Петровичу Хрущову, переходит в собственность Михаила Федоровича Рахманова, который имел владения в соседней деревне Могилки.
В Ревизской сказке 1850 года «деревни Камаровки, Масловки тож, Тамбовской губернии оного же уезда бывшей гвардии прапорщик Александра Петровича Хрущова, а ныне доставшейся по покупке в Московском Опекунском Совете с Аукционного торга, состоявшегося в 1846 году за неплатеж оному Совету долга по залогу Господина Хрущова отставному инженер-прапорщику Михаилу Федоровичу Рахманову о состоящих мужска и женска пола крестьян настоящей 9-ой Ревизской сказки». Всего в деревне душ муж пола - 86, женского пола - 93 души. (*12).

Государственных крестьян в 1850 году было 57 душ мужского пола и 53 души – женского пола, проживали они в 7 дворах. (*13).
В 1858 году, по результатам 10 Ревизской сказки по деревне Комаровке (это государственные крестьяне) значилось 7 дворов, и в них проживало душ мужского пола – 52, женского пола – 62 души. это я смотрел. Из семи дворов - 6 дворов были - Новокрещеновы и 1 двор - Ерофеевы. Кроме этого проживали кантонисты. (*14).

Из дела № 1889 видно, что часть деревни Комаровки, Масловки тож, принадлежала отставному инженеру-прапорщику Михаилу Федоровичу Рахманову и состояла из крестьян мужского и женского пола.
Главы крестьянских дворов (так прочитано) – Иван, Ефим и Максим Назаровы, Евстафий и Исай Кулешовы, Иван Лонкин, Андрей Савельев, Степан Михайлов, Ефим Тябин, Филат Мишкин, Никифор и Федосей Михеевы, Захар Храмцов, Никита Бе(ы)лов, Ефрем Анашкин, Прохор Горбачов, Дементий Лонкин, Алексей Столяров, Константин Михайлов, Тимофей Жвылков (Живилкин), Корней Хроменков, Ермил Константинов. Всего в этой части деревни значится 23 крестьянских двора, в которых проживало 96 лиц мужского пола и 109 – женского пола. (*15).

Во второй половине 19 века крестьяне деревни Комаревки продолжали жить свой жизнью. Деревня именовалась, как отмечено выше Комаревка, Масловка тож. Но слово «Комаревка» писалось с буквой «е» и с буквой «а» в середине. Слово «Масловка» было на втором плане.

В середине 19 века деревня Комаревка, Масловка тож, относилась к двум волостям. Одна часть деревни, в которой проживали государственные крестьяне – к Пахотно-Угловской волости, а другая часть, помещичья (владельческая) - к Бондарской волости. Такое территориальное разделение сохранялось, по–видимому, до Октябрьской революции. Ибо, в Адресе-календаре и справочной книжке Тамбовской губернии (*16), 1914 год указано, что в состав Бондарской волости входят населенные пункты (перечисляются), в том деревня Комаревка. Деревня относится к приходу церкви Николая Чудотворца. В деревне (в этой части) проживает лиц мужского пола - 515 душ и женского пола – 487 душ. Закреплено земли - 610 десятина. В деревне была земская школа. Домохозяев (1910 год) - 143.

В другой части деревни Комаревка, которая относилась к Пахотно-Угловской волости, проживало лиц мужского пола – 133 души и 145 душ – женского пола. Земли закреплено – 214 десятин. Домохозяев было - 30 (1910 год). В части другой информации – идет повтор.
Хотелось бы обратить внимание на то, что название деревни в 1910 году и в 1914 году написано «Комаревка», через букву «е». Слово «Масловка» при этом не используется.

Население деревни Комаревки было приписано (относилось) к приходу церкви Николая Чудотворца, что в селе Кривополянье. Если судить по Метрическим книгам, которые велись в церквях, и в которых осуществлялась запись о рождении и крещении ребенка, бракосочетании, запись о смерти человека, то можно сделать вывод, жители деревни Комаревки все эти действа свершали, не только в Кривополянской церкви, но и в Городищенской (Николая Чудотворца), Богоявленской церкви села Пахотный Угол.

С юбилеем жителей и уроженцев деревни, с 310-летием. Новых свершений Вам в делах и начинаниях. (2023 год)

Архивные источники:


https://yandex.ru/archive/sear...ludeSeen=0

https://yandex.ru/archive/sear...ludeSeen=0

https://yandex.ru/archive/sear...ludeSeen=0




д.Комаровка, Бондарский район https://www.youtube.com/watch?v=crSv6IQZs7A

Сегодня деревня Комаровка отмечала свой 240 - летний юбилей https://ok.ru/group/53691896037550/topic/155620794806446

Большой юбилей маленькой деревни


Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/13.jpg

https://vk.com/wall-210901918_...g885647156

https://ratkin.ucoz.ru/index/derevnja_komarovka/0-53


Фото: РГАДА 1717, Комаровка 1783, Комаровка, Масловка тож 1913

Прикрепленный файл: file (1).jpgfile (1).png, 37453 байтfile.jpg, 76794 байтfile.png, 940270 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1226
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 656
Записки краеведа.

ИСТОРИЯ СЕЛА КОРОВИНО ( Малый Ломовис) И ПРИХОДА ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ


https://ok.ru/profile/589939947032/statuses/155818549256216

О названии села

Старинное село Коровино, расположенное на Малом Ломовисе, первоначально носило одноименное название – Малый Ломовис, после строительства церкви к нему прибавилось еще одно – Покровское. Краеведы склоняются к тому, что образовано оно не позже первого-второго десятилетия 18 века.

В переписи 1710 г. по Азовской губернии Шацкого уезда упомянуто «село Покровское, что в верхах на Малом Ломовисе, а нем церковь Покрова Пресвятые Богородицы у той церкви во дворе поп…» Затем перечисляются жители села, перевезенные из Переяславского уезда Рязани из сел Лакоши, Маслова, из Старорязанского стана деревни Миловановской.

В документах 1 ревизии 1719 г. в селе проживает 67 человек мужского пола.

Позже за селом закрепилось название Коровий Куст. По местной легенде у священника воры свели со двора корову, а что бы не было слышно, обули корову в лапти. Похитители вывели корову за село и в зарослях кустов ее прирезали. Преступники были найдены и наказаны, случай попал на страницы тамбовских газет и закрепился не только в памяти жителей, но и в названии, которое позже название трансформировалось в Коровино.

Церковный приход Покровского храма


Село входило в состав Митропольской волости, а Покровская церковь – приписной к митропольской. Приход в селе открыт в 1786 г. По какой-то причине церковные службы были прекращены и были возобновлены в 1840 г.. В 1868 г. в селе открыто церковно-приходское попечительство под председательством священника Павла Соловьева. Церковным старостой с 1863 г. был Лазарь Арефьев, государственный крестьянин, который за свою труды был награжден похвальным листом епархиального начальства.
В 1876 г. церковь в селе деревянная, год постройки неизвестен. В приходе на этот год жителей мужского пола 848, женского 884. Настоятель храма, священник Григорий Васильевич Феодоров. Церковный староста государственный крестьянин Фролов с 1864 г. Священник окончил семинарию по 2 разряду, в 1869 г. рукоположен в священники, до 1882 г. служил в селе Коровино, состоял миссионером в Тамбовском Богородичном Казанском братстве, проводил беседы с молоканами, позже переведен в с. Крутые Хутора Липецкого уезда.
В 1877 г. церковным старостой утвержден крестьянин Иван Семенов, после Ульянов Харитон, отставной унтер-офицер.


Посещение села епископом Тамбовским и Шацким Виталием

3 августа 1888 г. в селе состоялось памятное событие – приезд епископа Тамбовского и Шацкого Виталия.

Вот как описывает это священник села Иоанн Островский: «Накануне сего дня прихожан оповестили, что никто 3 августа не производил работ не только полевых, но и домашних. С раннего утра народ старый и малый в праздничном наряде толпился уже возле церкви, в ожидании приезда владыки. Приезд не замедлился. В 9 часов утра с горы по дороге из с. Митрополье, в каковом его преосвященство также соизволил посетить храм, дом священника и церковно-приходскую школу, показались разного рода экипажи, а за ними и карета с его преосвященством, а затем послышались удары колокола. Народ возле церкви зашевелился и шумною толпою устремился на гору, чтобы видеть его преосвященство. По пути к церкви, почти что у каждого дома были выставлены столы с иконами, хлебом и солью и каждый домохозяин с своим семейством встречал дорогого гостя. За церковной оградой владыка был встречен местным причтом и крестным ходом. При входе владыки в церковь, певчие из мужичков и детей учеников местной земской школы пропели стройно входное «Достойно есть». После обычной ектении и многолетия, владыка обратился к прихожанам с речью: «Возлюбленные братия! Храм ваш хотя и не совсем мал, но он ветх, почему советую вам перестроить его, а лучше было бы сделать новый каменный; у вас есть земская школа, церковно-приходской нет. Хорошо быть при одном светильнике, при двух же еще лучше, почему прошу вас выстроить здание для церковной школы и открыть ее, где дети ваши будут обучаться церковным предметам: молитвам и заповедям, вообще закону Божьему. Они там обучатся петь молитвы и священнопеснопения, а вместе с ними и вы приучитесь петь также молитвы, этого вы достигните, если будете посещать внебогослужебные собеседования, которые, как мне известно, ведутся у вас. Тогда вы едиными устами и единым сердцем будете славословить Бога при богослужениях».

Строительство нового храма. Вклад императора Николая II и Иоанна Кронштадтского

Итак, в конце 19 века церковь в селе уже ветхая, из епархиальных документов следует, что уже с 70-х гг. здание храма накренилось набок, службы в нем стали небезопасными. В августе 1894 г. село посетил епископ Тамбовский и Шацкий Александр, осмотрел ветхий храм, встретился с прихожанами, которым было дано наставление и те дали слово, о том, что немедленно приступят к ремонту храма. Прошло несколько лет, храм к тому времени совершенно пришел в упадок и ремонту не подлежал. Нужно было строить новый. Крестьяне села, к слову сказать, были достаточно зажиточными, земли пахотной, сенокосной хватало, урожайность всегда была хорошей. Было бы естественно предположить, что прихожане с охотой возьмутся за строительство нового храма, но на деле оказалось иначе. В 1900 г., после общественного обсуждения строительства храма, прихожане сдали в аренду земельный участок, на котором было решено строить храм. Собранная сумма от сдачи земли послужила основанием постройки храма, но была недостаточной. Тогда прихожане, священнослужители и церковно-приходское попечительство обратились к общественности с призывом помочь такому сложному делу. Хотя и с большим усилием, но эту трудность Господь помог преодолеть. Благодаря стараниям попечительства, на его просьбы о пожертвовании на постройку храма, откликнулся государь император Николай II, пожертвовав от себя лично 1000 руб. Из из хозяйственного управления Святейшего Синода также было передано 1000 руб. в село Коровино для строительства. Кроме этого, на просьбы откликнулся Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал 300 руб. на коровинский храм, архимандрит Вышенской пустыни Аркадий - 200 руб.. Из Тамбовской духовной консистории выдано на построение храма в селе из завещанных Тамбовским купцом Селезневым 250 руб.

Иоанн Кронштадтский (1829–1908) - священник Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, член Святейшего правительствующего синода с 1906 года, вдохновитель создания и почётный член Союза русского народа, проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель, подвижник, молитвенник, благотворитель, почётный член Императорского православного палестинского общества. Канонизирован Русской Православной церковью.

Архимандрит Аркадий (1825 – 1907), в миру Андрей Иванович Честонов, в 1853 г. был пострижен в монашество, в 1857 г. рукоположен в иеромонаха, в 1862 г. возведен в сан игумена Вышенской пустыни, позже в архимандрита. Усилиями архимандрита Аркадия возведены Христорождественский собор Вышенской пустыни и другие монастырские строения, а также здание Шацкого духовного училища с домовой церковью в селе Купля и деревне Золотой Поляне.

Селезнёв Николай Николаевич (?–1912), крупный тамбовский предприниматель, купец. Из мещан. В конце 19 ‒ начале 20 века являлся одним из крупнейших мясных и бакалейных торговцев Тамбова, имел торговое заведение на Базарной площади. Владел также мясной лавкой и несколькими домами, один из которых является памятником архитектуры – это тамбовский дворец бракосочетаний на ул. Интернациональной.
Благодаря этим пожертвованиям, в совокупности с местными средствами постройка храма в с. Коровине благополучно совершалась в течение 2 с половиной лет. И вот храм построен. К сожалению, пока не найдено ни одной фотографии храма с. Коровино, но мы можем представить его по описанию современников строительства и открытия церкви.

Новый храм довольно красив как снаружи, так и особенно внутри. Снаружи он обит тесом и выкрашен белой краской, главы в нем голубые, яблоки же и кресты золотые. Внутри храма выкрашен голубой масляной краской. В нем изящный золоченый, резной иконостас и иконы написанные весьма художественно. Нижний ярус иконостаса – иконы на золотом фоне. В центре новая, золоченая люстра в 36 свечей с литыми кронштейнами. На куполе стенная живопись, в которой яркость красок и натуральность изображения лиц невольно останавливают на себе взор посетителей храма. Церковная утварь и ризница в выстроенном храме тоже почти вся новая, такая как в старой церкви за исключение незначительной части, церковная утварь по своей ветхости не соответствовала быть перенесенной в новый храм. Новый колокол в 84 пуда, (в старой большой колокол весил 29 пудов), очень звучный – довершает картину благоустройства храма.


Освящение Покровского храма
23 октября 1902 г., накануне освящения храма, погода была неблагоприятная – шел дождь со снегом, на дороге была грязь и слякоть. В пять часов вечера в церкви началось всенощное бдение. Службу совершил местный священник Вадковский В.В., в храме присутствовали священнослужители: благочинный 2-го Тамбовского округа М.Н. Никольский, священники сел Митрополья С. Вишневский, Бондарей С. Ранинский, Прибыток С. Дробышев, а также дьяконы из этих приходов.
В день освящения храма, 24 ноября, погода переменилась: с раннего утра стоял легкий морозец, на небе ни одной тучки, солнце при восходе ярко сияло, ветра вовсе не было – казалось и сама природа сорадуется и сочувствует такому торжеству. Вследствие такой перемены погоды народу в день освящения прибавилось очень много. С восьми утра началась утренняя служба, совершенная священником с. Прибытки Стефаном Дробышевым, местный священник совершил малое освящение воды. В 10 часов началось освящение храма М.Н. Никольским, которому епископ Тамбовский и Шацкий Димитрий поручил совершить такое важное действо. Обряд освещения храма довольно таки редкий, поэтому народу собралось в церкви множество. Всем очень хотелось участвовать в столь важном для села событии. При обхождении вокруг храма с Антиминасом с большим трудом удалось дойти до алтаря, в особенности сильная давка была, когда народ разрывал занавес. После освящения храма началась литургия. На ней присутствовали также священники сел Грибоедово П. Полянский, Чернавки А. Ветринский и Шилово В. Камнев. В сослужении литургии принимали участие дьяконы Грибоедова В. Троицкий, Чернавки А. Казьмин. После «Буди им Господне» местным священником В. Вадковским произнесено поучение, в котором, после поздравления прихожан с окончанием постройки храма, слушатели были призваны к воспитанию в себе любви к новому храму. Это любовь можно выразить в возможно частом посещении храма в воскресные и праздничные дни и в обновлении жизни, совлечении с себя греховных страстей и пороков. В заключении было сказано, что люди без помощи Божией не могут стряхнуть с себя тяжкое греховное бремя, поэтому надо обратиться с усердной молитвой к Господу, что он помог благих начинаниях, прибегнуть под Покров Небесной Заступницы.

После литургии был обслужен молебен Пресвятой Богородице. Окружной благочинный М.Н. Никольский произнес слово. Поздравив прихожан с окончанием постройки храма, он сказал: «Вы в особенности должны дорожить своим храмом, так как в постройке его принимал участие Государь Император, пожертвовав от своих монашеских щедрот, и кроме того великий молитвенник земли русской протоиерей г. Кронштадта о. И.И Сергиев оказал на это же дело свою помощь. Этого вы не должны забывать, передайте свои детям и внукам, что бы и они помнили, при каких обстоятельствах выстроена у вас новая церковь». После молебна участвовавшие в сослужении лица и многие другие были приглашены местным священником в его дом, где предложено было приличное случаю угощение.

Архипастырское благословение за добрую пастырскую деятельность, за усиленные и успешные труды по постройке храма было высказано в адрес священника В. Вадковского, а так же в адрес церковного старосты Харитона Ульянова и волостного старшины Акима Пономарева за усердие в изыскании средств на постройку храма.

Из страховой оценки Покровской церкви села Коровино и церковно-приходской школы в 1910 г.

В 1910 г. коровинская церковь и школа застрахованы. В архивах сохранилась страховая оценка, описание храма и школы.
Покровская церковь – деревянная, на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и окрашена светло-голубой масляной краской. Внутри стены и потолки окрашены масляной краской. Верх купола внутри оклеен холстами и окрашен масляными красками с художественною живописью. Покрыта железом, окрашенным масляною зеленою краской. Длина церкви, считая и колокольню, 16 и 2/3 саженей; ширина 7 1/3 саженей; высота до верха карниза 2 2/3 сажени. На церкви имеется одна большая главка. Окон всех больших 24 шт., малых 16 шт. Дверей створчатых наружных обшитых железом 3 шт., внутренних створчатых 1 шт, простых 2 шт. Иконостас длиной 10 аршин 10 вершков, высотою 10 аршин (оценен 3000 руб.)
Церковь холодная. Колокольня в 2 яруса, общей высотой 8 1/3 саженей. Ближайшая к церкви чужая постройка – земская школа находится с западной стороны на расстоянии 25 саженей. Церковь построена в 1902 году. Строение новое. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 11 тыс. рублей.

Церковно-приходская школа – деревянная, одноэтажная, на кирпичном фундаменте, покрытый железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина 6 саж., ширина 4 ½ саж., высота 2 саж. Окон в школе 13 шт, высотою 2 арш., шириной 1 арш. 2 вершка, с двойными рамами. Дверей створчатых 3 шт, одностворчатых 6 шт. Печей 1 русская и 2 голландских. При школе пристроены тесовые сени, крытые железом. Длина 5 арш, ширина 3 ¼ арш., высота 3 ½ арш.
Школа построена в 1906 году. Оценена в 1600 руб.

Архиерейская служба в Покровской церкви

16 июня 1912 г. в Коровино прибыл епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл. Незадолго до этого события в коровинский приход был назначен молодой священник, окончивший в этом году Тамбовскую духовную семинарию. Владыка желал видеть первые шаги молодого пастыря в приходе, поддержать молодого священника и ввести его в приход. Епископ был встречен у ворот местного погоста приходским духовенством с крестным ходом и множеством прихожан в праздничных одеждах.
Затем состоялась литургия, которую владыка совершил с благочинным 5 Моршанского округа, священником И.А. Архангельским, приходским священником А.П. Образцовым и священником с. Митрополья А.И. Ильинским, литургию пел хор из Бондарей. Церковь была переполнена прихожанами и поселянами из соседних приходов. Владыкой Кириллом после службы было сказано назидание местным прихожанам, в котором он попросил всех слушаться молодого настоятеля храма и быть ему опорой в начале пастырского служения. А молодому священнику посоветовал завести в церкви общехрамовое пение и чтение с прихожанами утренних и вечерних молитв.

Коровинский причт и церковно-приходское попечительство всегда были активными, принимали участие в благотворительности. Так, в 1904 г. в пользу действующей армии на Дальнем Востоке было собрано 156 аршин белых холстов, в следующем году собраны средства для армии.
Школа

Начало школьного образования в селе принадлежит местному священнику Никите Кострову, который в 1861 г. обучал в собственном доме 10 человек. Земская школа открыта в 1883 г., через 10 лет в ней 73 ученика. В конце 19 века духовным ведомством была открыта еще школа грамоты с количеством учащихся 22 человек, позднее преобразована в церковно-приходскую. В 1906 г. для нее было построено специальное здание.
Законоучителями в земской и церковно-приходской школах служили священники Покровской церкви, кроме них были преподаватели:
Бенедиктов Сергей до 1892 г., Павловский А. в 1901 г., Полянский Константин Федорович до 1913 г.

После 1917 г. начались гонения на церковь и священнослужителей. Многие священники были репрессированы. Церковь закрыли не ранее 1941 г.
В настоящее время в селе действует молельный дом, приход относится к с. Бондари, настоятель иерей Роман Тимашов.




Служба в Коровино

Священнослужителями села Коровино были:


Галина Ступникова







Источники:

РГИА Фонд 383 опись 30 дело 221

ГБУ "ЦГА Москвы"
С форума:

https://forum.vgd.ru/post/3415...1%80%D0%B4

https://forum.vgd.ru/3535/142559/



Село Коровино 50-60 гг. ХХ века
Памятный крест на месте Покровской церкви села. Фото Веры Кошелевой
Молельный дом в Коровино
Священник Павел Михайлович Черемисин с супругой Анной Павловной
Священник с супругой, детьми и родственниками в 1929 г.
Павел Черемисин с супругой. 1934 год.
Куприн Павел Иванович
Куприн Павел с супругой и детьми


https://www.youtube.com/watch?v=F4X0ySkhk-E с.Коровино, Бондарский район

Прикрепленный файл: file (1).jpgfile (2).jpg, 196541 байтfile (3).jpg, 250768 байтfile (4).jpg, 165798 байтfile (5).jpg, 112343 байтfile.jpg, 261796 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1226
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 656
Записки краеведа.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ГОРОДИЩЕ БОНДАРСКОГО РАЙОНА


https://ok.ru/profile/589939947032/statuses/155767241580568


1704 г
.
По данным исследования, проведенным краеведом А. Н. Милосердовым, на 1704 г. в деревне Городище числилось 23 двора: 2 двора священника Михаила Борисова, 15 – тамбовцев, 4 – бобылей и остальные дворовых (крепостных). Церкви на этот период еще не было.

В 1716 г. уже значится церковь Николая Чудотворца. По материалам первой Ревизской сказки (переписи)

1719-21
гг. в селе церковь, 35 дворов, из них однодворцев – 31, церковнослужителей – 2, дворов помещиков – 2. В них проживали 5 церковников, 134 однодворца, 5 дворовых (крепостных), 7 поляков, 1 черкас - всего 155 человек. Священник Зот Филиппов.

1745 г.
В 1745 г. по второй Ревизской сказке в Городище проживает 171 податная душа, в т.ч. 109 однодворцев, помещичьих крестьян – 62. Дворовые (помещиковые) крестьяне принадлежали стольнику Дмитрию Кончичееву, капралу Александру Вердеревскому, помещице Алабиной, поручику Игнату Самойлову, которые ему достались от Петра Мосолова, вахмистру Михаилу Трунину и прапорщику Мирону Трунину, привезенные из деревни Желудевка Шацкого уезда. В том же году в селе числится еще и 1 человек «щвецкой» (так в документах переписи) национальности.

1852 г.
Из «Экономического примечания Тамбовского уезда, составленного Корпуса Типографов Подпоручиком Смирновым в 1852 г.» узнаем, что по сведениям 9 ревизии в селе Городище душ м.п. - 223, ж.п. - 231, хозяйств - 55. На каждое хозяйство приходится по 2 лошади, 1 корове, 4 овцы, 1 свинье. Изб белых в селе 55, т.е. все, бань черных – 5. В свободное от земледелия время жители занимаются перевозом строевого леса в Тамбов. Церковный причт состоит из священника, дьячка и пономаря, у которых есть церковная земля. В селе 2 ветряные мельницы, каждая на 2 постава, где в год муки изготовляется на 300 четвертей.

1876 г.

В 1876 г. церковь села является приписной к церкви с. Бычки, священник – И.С. Рязанский, староста крестьянин Трубников.
Рязанский Иоанн Саввович, священник. Окончил семинарию по 2 разряду, рукоположен в 1834 г. Служил священником в с. Голодовка Моршанского уезда, в 1875 г. перемещен в с. Бычки Тамбовского уезда, согласно прошению. Был настоятелем Бычковского прихода, куда входила и церковь с. Городище. Награжден набедренником и скуфьей. В 1976 г. утвержден членом благочиннического совета по 2 Тамбовскому округу, жертвовал деньги в пользу славянских семей Балканского полуострова, в пользу бедных и раненных воинов нашей армии.
Первое церковно-приходское попечительство в Городище учредили в 1868 г., председателем избран крестьянин Григорий Коблеков. В 1893 г. попечительство возглавил священник Николай Сахаров. В 1884 г. прихожане храма обновили иконостас, потратив на это 300 руб., за что прихожанам была объявлена благодарность епархиального начальства.

В 1895 г. при церкви открыто общество трезвости с 11 членами. В 1900 г. церковь уже нуждается в ремонте, поэтому церковно-приходское попечительство под руководством крестьянина Максима Гончарова просит разрешения у епархиальных властей на покраску стен и крыши храма. Новая церковь простроена в 1908 г. на средства прихожан трудами приходского священника Николая Сахарова.

1910 г.
Из страховой оценки церкви и церковных строений 1910 г.:
Николаевская церковь – деревянная на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и окрашена светло-серой масляной краской, покрыта железом, окрашенным масляною зеленою краской. Длина церкви, считая и колокольню 15 саженей; наибольшая ширина 102/3 саженей; высота до верха карниза 4 сажени. На куполе и колокольне и на концах крестообразно находятся четыре главки с вызолоченными крестами. Больших окон 24 шт. Дверей створчатых наружных обшитых железом 3 шт., внутренних 3 шт. Иконостаса три: средний длиной 12 ¼ аршина, высотою 13 аршин, боковые длиною 6 ¾ арш., высотою по 8 арш. (оценены: средний в 5000 руб., боковые по 1500 руб; все три в 8000 руб.). Церковь холодная. Колокольня в 3 яруса, общей высотой до верхнего карниза 10 саженей. Ближайшая к церкви чужая постройка – дом священника, находится с западной стороны на расстоянии 30 саженей. Церковь построена в 1908 году. Новая. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 25 000 руб.
В селе строится церковно-приходская школа, в 1913 г. закончена и отделана окончательно; застрахована на 3200 руб.
Церковно-приходская школа – деревянная, одноэтажная, на кирпичном фундаменте, покрыта железом, окрашенным в красную краску. Здание представляет из себя срубленные вместе три неравных прямоугольника в одну линию по фасаду (западная сторона) на 37 аршин. 1 - пристройка с южной стороны, помещение «а» для классов длиною 6 2/3 саж., шириной 11 ¾ арш., 2 – средняя пристройка «б» для раздевальни и квартиры учителя длиною 14 ¼ арш., шириной 15 ¼ арш., 3 – пристройка с северной стороны «в» - квартира 2-го учителя и коридор длиною 10 арш., шириной 8 арш. Высота здания классных помещений до верха карниза 7 арш., северная пристройка и крайняя северная до верха карниза 6 арш. В помещениях «а» и «б» потолки обшиты тесом, окрашены белою краской. Печей в здании 3 голландских и 1 русская. Дверей створчатых 6 шт. (из них 2 двери филенчатые), одинарных дверей 4 шт. Окон всего 20 шт. и полуокон 4 шт. Здание новое, построено из 5-ти вершкового теса.

1912 г.
16 июня 1912 г. село посетил епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл, будущий священномученик, митрополит Кирилл (Смирнов) (1863 — 1937). Церковь произвела на него прекрасное впечатление своим наружным видом и внутренним благолепием – простором, обилием, света и чистотой. Как записали в «Обозрении Высокопреосвященным Кириллом церквей и монастырей Тамбовской епархии»: «Особое внимание обращает на себя иконостас, ценный и красивый. Утвари и риз в храме много, содержится все в отличном порядке. При храме имеется приличный хор певчих и заведено общее пение. В приходе 665 д. м. и 669 ж.п. Прихожане все православные к храму божьему усердны твердо знают молитвы и заповеди и охотно участвуют в общехрамовом пении. Причт состоит из священника и псаломщика. За усердное исполнение своих обязанностей и непритязательность причт пользуется большой любовью прихожан».
После осмотра церкви епископ произнес такие слова: «Видя такой благолепный храм, как ваш, мы чувствуем невольно какова же должна быть красота и благолепие нашего внутреннего храма, ради сохранения коего и создаются эти видимые храмы , что бы мы могли освящатся в них таинством и молитвой и постоянно обновлять свой внутренний храм. Вот в нашем храме на иконе Спасителя Евангелие, которое Христос держит в руках своих, раскрыто на следующих словах: «заповедь новую даю вам: любит друг друга». Видимо, строители храма хотели вложить именно эти слова в ваши души, и создавая внешний храм для вашего внутреннего обновления, хотели, что бы совершалось это обновление именно любовью. Христос из любви приходил на землю, любовь заповедал и всем нам, как средство достигнуть царства небесного. Выражаться она должна в осторожности друг к другу. Если человек привыкает сквернословить и обижать другого, либо нехорошо живет с женою, не воспитывает детей – тогда нет любви в нем. Всем этим оскверняется дух человека. К взаимной любви, к заботливости друг о друге мы и пришли призвать вас».
Очень интересна история священника Николая Сахарова и его семьи. В одно время в советской прессе были напечатаны статьи о том, что советский академик и диссидент А.Д. Сахаров - это потомок священников из села Городище. На самом деле, предки Андрея Дмитриевича, его прадед Николай Иванович Сахаров, был священником в Арзамасе. Во время работы над изданием "Бондарской энциклопедии" вопрос этот, конечно, очередной раз всплыл. Ученые-историки, проверив эту версию, сошлись во мнении, что академик не является прямым потомком священников Сахаровых из села Городище Бондарского района, хотя дальнее родство не исключено, ведь у тамбовского священника Козьмы Сахарова было 10 детей.

Сахаров Николай Козьмодемьянович (ок. 1863 -?), священник села Городище. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. Сын священника Козьмы Сахарова. Козьма Сахаров (ок. 1816 - 1874),священник, служил в селах Понзари, Стрелецкие Выселки, Сампур Тамбовского уезда. Окончил семинарию и в 1838 г. рукоположен во священники. 10 лет был благочинным округа, 8 лет духовником, в 1860 г. награжден камилавкой. В семье было 10 детей.
Один из них, Николай Козьмодемьянович стал священником в с. Городище.


Сначала, после окончания Тамбовской духовной семинарии, служил учителем сельского училища, 21 февраля 1888 г. рукоположен в священники с. Городище Тамбовского уезда. Работал так же законоучителем в церковно-приходской школе села. Награжден скуфьею (1904 г.), камилавкой (1909 г.) В 1907 г. назначен помощником духовного судебного следователя 2-го Тамбовского округа. 23 сентября 1914 г. священника с формулировкой «для пользы службы» перевели служить в с. Костино-Отдельцо Борисоглебского уезда. 11 октября того же года, согласно прошению, он был перемещен назад в Городище. На 1917 г. служил там же. В семье священника и его супруги родилось семеро детей. В 1911 г. священник был вдов. Скорее всего, испытывал материальные трудности в обучении детей, т. к. постоянно обращался к епархиальным властям за помощью, за ним постоянно числились недоимки за содержание и обучение детей: дочери Елизаветы в Тамбовском епархиальном женском училище, сыновей Виктора, Михаила и Дмитрия в 1-м Тамбовском духовном училище. На 1913-14 гг. Елизавета работала учительницей в с. Прибытки, позже медсестрой в Тамбове.


После 1917 г.
На период революционных событий 1917 г. сын Сергей работал учителем в с. Левые Ламки, Михаил — учителем в Кривополянье, Виктор учился в духовной семинарии. По сведениям потомков Михаил во время крестьянских волнений принял строну антоновцев, младший 16-ти летний брат Дмитрий тоже. Дмитрий был застрелен чекистами в кривополянском лесу. Михаил же после подавления восстания скрывался. Его отца, священника Николая Сахарова, жители предупредили об опасности и тот уехал к детям в Тамбов, где их всех и вязли в заложники, что бы вынудить Михаила сдаться властям. Он, конечно, сдался. В 1919 г. прошла амнистия, Михаил был отпущен, но в 1937 г. был расстрелян. Другие братья были осуждены на разные сроки заключения.

От старожилов удалось узнать следующее о священнике Сахарове:
Жил он рядом с церковью. Около дома посадил много лип, которые и сейчас растут. После смерти жены у него управляла домом местная женщина Варвара, фамилию никто не помнит. У них был совместный сын, которого они очень любили и называли «наш последыш». Варю впоследствии арестовали, маленького сына оправили в детский дом. Варя вернулась позже, но сына не нашла.

Галина Ступникова


Церковь села Городище и поклонный крест. На данный момент церковь сгорела.

Сахаров Николай Козьмодемьянович с супругой


Елизавета и Михаил Сахаровы, дети священника Николая Сахарова

Удостоверение сестры милосердия Елизаветы Сахаровой



Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов

familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/14.jpg


см. также https://forum.vgd.ru/post/6766...pp4353569, спасибо, timas
http://ratkin.ucoz.ru/index/selo_gorodishhe/0-49

https://www.youtube.com/watch?v=5sG88HMsO6E с.Городище, Бондарский район

Источники:

Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/13.jpg


Прикрепленный файл: file (1).jpgfile (2).jpg, 184506 байтfile (6).jpg, 169756 байтfile.jpg, 128233 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (2)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1226
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 656
Карты сел Коровино ( Малый Ломовис) и Городище

---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1226
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 656
Записки краеведа.

С. Митрополье (Большой Ломовис)


Село Митрополье долгое время в документах называлось «Большой Ломовис», так как оно было основано на побережье одноименной реки. Кроме архиерейских крепостных, в Большом Ломовисе проживали крепостные крестьяне рязанско-мурманских митрополитов, поэтому село впоследствии стало называться Митрополье.

По данным третьей ревизии 1763 года, население села составляло 1415 человека экономических крестьян в 201 доме.

К началу XIX века Митрополье стало крупным селом, административным центром обширной Митропольской волости. 1

Село Митрополье - центр Митропольского сельского совета Бондарского района.


Выписка из справочника "XLII. Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 г
.".
.
Большой Ламовис (Митрополье) село каз. при р. Большом Ламовисе Тамбовский уезд / 2 По тракту из г. Моршанска в г. Кирсанов, Церковь православная 1. Ярмарка.

Дворов 215 Мужчин 779 Женщин 853



Рапорт милиционера Митропольской волости Тамбовского уезда Лебедева начальнику милиции 7-го района о карательных мерах, применяемых реквизиционным отрядом к местному населению
23 ноября 1920 г.




ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ СЕЛА МИТРОПОЛЬЯ
Галина Ступникова


ЧАСТЬ IV Покровская церковь в Митрополье

Покровская церковь с Митрополья, построена в начале ХХ в.
Вернемся же к истории митропольской церкви, которая стала соершенно ветхой к началу ХХ в. Фотографии церкви нет, но есть подробное описание строения и внутреннего расположения.

Из страховой оценки 1910 года: «Покровская церковь – деревянная, на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и выкрашена снаружи и внутри масляной краской. Покрыта железом, окрашенным масляною зеленою краской. Колокольня за ветхостью снята в 1908 году, оставлена лишь нижняя часть (притвор). Длина церкви считая и притвор 13 2/3 саженей; ширина 4 саженей; высота до верха карниза 2 2/3 сажени. Осьмерик (купол) возведен со стены во всю ширину. На церкви имеется одна малая главка. Окон всех 15 шт. Дверей створчатых наружных обшитых железом 3 шт., внутренних створчатых со стеклом 3 шт, и обшитых железом 1 шт, и две двери простых. Иконостас длиной 15 аршин, высотою 12 аршин (оценен в 2000 руб.). Церковь холодная. Ближайшая к церкви чужая постройка – крестьянский сарайчик глинобитный находится на расстоянии 30 саженей. Церковь построена в 1795 году. Здание ветхое. Страховая оценка вместе с иконостасом — 7 тысяч рублей»

Страховую оценку составляли: Заведующий страховыми делами по 2 Тамбовскому благочинному округу, священник – Михаил Розанов, священник с. Митрополья – Евгений Криволуцкий, дьякон – Николай Щеглов, псаломщик – Петр Максимов, церковный Староста Василий Захаров, представители прихожан: крестьяне села Митрополья: Егор Васильевич Яковлев, Аким Осипович Пономарев.

2 марта 1910 года в Митрополье приезжает епархиальный архитектор В. Фрейман для осмотра места предполагаемого постройки храма. Храм было решено поставить с восточной стороны села, на открытом месте, свободным от каких-либо близлежащих строений, безопасном в пожарном отношении. Были взяты пробы грунта на глубину 3 аршин, выяснили, что грунт плотный, сухой, место вполне пригодное и безопасное для строительства храма. Об этом был составлен акт архитектором, подписанный священником Е. Криволуцким, дьяконом Н. Щегловым и представителями прихожан: Семеном Егоровичем Дерябиным, Василием Гавриловичем Захаровым, Иваном Бирюковым, Яковом Николаевым, Михаилом Дерябиным, Семеном Кабылиным, Михаилом Бирюковым, Леонтием Астраханцевым, Максимом Захаровым.

В 1912 году Митропольский храм посетил архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл. Церковь действует все еще старая: «Иконостас в храме возобновлен в 1880 году на средства прихожан. Во внешней форме храм представляет вид продолговатого четырехугольника. Он поставлен в два яруса, считая и колокольню, в окнах нижнего яруса сделаны железные решетки. Купол на церкви имеется один глухой. Кресты на куполе церкви и на шпиле колокольни железные. Кровля церкви железная, выкрашенная. Вся церковь снаружи окрашена в один белый цвет и имеет трое входных дверей с юга, севера и запада. Самая церковь еще довольно прочна, но колокольня покачнулась на бок и теперь по распоряжению епархиального начальства разобрана. Внутри храм, как и снаружи, имеет форму продолговатого четырехугольника, потолок отделан досками, окрашен, но не оштукатурен, пол деревянный, церковь холодная. Солея возвышена от пола на поларшина, клиросы помещаются отдельно от солеи среди церкви; приделов нет. Алтарь четырехугольный, с деревянными ровными потолками. Горнее место обозначено и украшено иконой Иисуса Христа, молящегося о чаше; престол деревянный с балдахином. В устройстве остальных частей храма и принадлежностей алтаря нет ничего особенного. Иконостас храма нового устройства с колоннами имеет четыре яруса, резьба на нем из дерева с позолотой. Карнизы, резьба и рама золоченые. Общий фон окраски иконостаса красный. Царские двери деревянные с позолоченной резьбой. Стены церкви окрашены в синий цвет, украшены картинами. Среди икон почитается прихожанами икона Тихвинской Божией Матери. День праздника в честь ее 26 июня справляется с особенной торжественностью, сопровождается громадным сбором народа из окрестных деревень, приходящего отчасти и на богомолье, а отчасти и на ярмарку, которая в это день бывает около храма.
Утварь и ризница в храме бедные, содержатся очень опрятно. Библиотека церковная находится в плохом состоянии. В ней имеются только епархиальные и церковные ведомости. При храме имеется хороший хор певчих, заведено общее пение. Каких-либо замечательных древних книг нет. В архиве церковном есть метрические и исповедальные книги от самого года основания церкви, т.е. от 1795. При храме имеется церковно-приходская школа. Открыта стараниями местного священника о. Стефана Вишневского и с разрешения Тамбовского епархиального училищного Совета от 4 марта 1888 г. В настоящее время школа помещается в прекрасном, обширном, светлом, чистом, деревянном здании».

Солея - возвышенное место перед царскими вратами в церкви.
Митропольцы по-прежнему занимаются сельским хозяйством, но часть лю-дей ищет заработок на стороне, в зимнее время уходя в другие уезды и гу-бернии плотниками, приказчиками к торговцам и рабочими в Рассказово, самые предприимчивые отправляются в Саратов и Астрахань для покупки-продажи рыбы, уходят в Крым, Черноморье. Это развило в крестьянах практическую смышленость, бойкость, предприимчивость и любознательность. На выписку газет в Митропольское волостное правление ежегодно ассигнуется сумма до 25 р., крестьяне живо интересуются газетами, последними новостями жизни.
На службе прихожанам храма было преподано назидание архиепископом Кириллом, в котором владыка разъяснил, что для достижения царства небесного нужно изучать Закон Божий и жить заповедями Господними. Возможно, после посещения ветхой митропольской церкви будущим свя-щенномучеником митрополитом Кириллом, дело сдвинулось с мертвой точки и прихожане приступили к строительству нового храма.


Священномученик митрополит Кирилл, в 1910-18 гг. епископ Тамбовский и Шацкий





ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ СЕЛА МИТРОПОЛЬЯ ЧАСТЬ V

Священники села Митрополья

Известны фамилии более 40 священнослужителей: священников, дьяконов, псаломщиков, учителей церковно-приходской и земской школ, служивших в Митропольском приходе с 1819 года. Приводим здесь биографии нескольких священнослужителей, информацию о которых удалось наиболее полно собрать.



ЧАСТЬ VI

https://ok.ru/profile/589939947032/statuses/155324926730264

Церковь в Митрополье закрыли не позднее 1941 г. Еще около десятка лет она была цела. Ломали ее примерно после 1952-54 гг. Жители старались защитить, отстаивали здание, но власти считали, что нужно ее разобрать, особенно активных защитников сажали. Старожилы помнят и фамилию человека, который особенно яро действовал при уничтожении церкви. Иконы, кто смог, взял по домам, что не смогли тайно унести, все уничтожили. По словам уроженки с. Митрополья Александры Гавриловны Мешковой, церковь разобрали, из бревен сложили контору совхоза и хозяйственные постройки. Другие жители вспоминают, что бревна забирали для строительства домов. Только, говорят, что через некоторое время эти дома при большом пожаре в селе сгорели. На месте уничтоженной церкви теперь стоит поклонный крест.

В селе было много монахинь. Почти все они были осуждены и отбывали сроки в заключении, хотя документальных свидетельств этому пока нет.
Из воспоминания 90 летней матушки (схимонахини) Антонии, жительницы села Митрополье, записанных в 2021 г. :

О роднике в Митрополье:

Как я стала монахиней


Поклонный крест на месте Покровской церкви с. Митрополье. Фото Е. Кондрашовой.

Митрополье. 2 ряд справа матушка Антония (Захарова А.А), рядом матушка Марианна (Кульгина О.) из Бондарей. 50-60 гг. ХХ в.

Настоятель храма с. Бондари о. Рафаил (Брыксин) с членами церковной двадцатки. с. Бондари, ок 1955 г.
На фотографии о. Рафаил (Брыксин), настоятель бондарского храма, рядом псаломщик Ульянов Василий Тимофеевич. В нижем ряду справа: Цепляева Варвара Сергеевна, Митрополье, Екатерина, Максимовка, Макарова Мария Александровна, Митрополье, Наталья Михайловна, Прибытки.
Верхний ряд справа: Макаров Александр Алексеевич, Митрополье, матушка Антония (Захарова Анна Андреевна), Митрополье, Анисимов Алексей Андреевич, ктитор, Бондари, Цепляева Акулина Степановна, Митрополье, Кульгина Ольга Александровна, Бондари, Пономарева Валентина Ивановна, Бондари, Селезнева Елена Алексеевна, Митрополье.


Около 1955 г.

Галина Ступникова


За большим ценским лесом. История села Митрополье.



Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
familio.org/api/v1/images/catalogs/snm1859/30/13.jpg

https://www.youtube.com/watch?v=7zDBvkA6muE С.Митрополье, Бондарский район.
https://www.youtube.com/watch?v=y0NhYIzKao0 Герои Победы

Источники:


РГАДА Ф.350-2-3512 1762 г.



РГАДА ф.280, оп.4, д.2693 (3 ревизия) 1763 год, л.451-560 с.Большой Ломовис

РГАДА Ф. 280 Оп. 4 Д. 2692, 273 Село с деревнями Большой Ламовис
410 Село Малый Ламовис


ГАТО Ф.12.Оп.1.Д.2055 Ревизские сказки Большой ЛАМОВИС (Митрополье), 1858



РГИА, Ф. 383 оп. 30 д. 221
(выписка)



РГИА 1284-195-1821-9 (03.09.1821 – 05.03.1839 гг.)

села Митрополья экономические крестьяне




Ф. Р-265. Митропольский сельский Совет Бондарского района. Оп.1. Д.5.1. Оп. 4. Д. 18-25.[/more]

https://ok.ru/profile/589939947032/statuses/155203362103320
ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ СЕЛА МИТРОПОЛЬЯ. Часть I

С форума:
https://forum.vgd.ru/3535/142559/

https://forum.vgd.ru/post/3415...1%80%D0%B4

Покровская церковь с Митрополья, построена в начале ХХ в. Фотография 50-60 гг.

50-60 гг. ХХ века, уже недействующая церковь в Митрополье. Фотография передана в Бондарскую библиотеку настоятелем Свято-Троицкого храма, иереем Романом Тимашовым.

Прикрепленный файл: file (1).jpgfile.jpg, 179517 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1226
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 656
Карта

Прикрепленный файл: Снимок экрана (1388).png
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1226
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 656
Записки краеведа.

с.Казыванье (Казывань, д. Пятницкая)


Церковь Параскевы (Пятницы) в селе Казыванье

https://infourok.ru/doklad-cer...56968.html


Автор: Колядина Мария Александровна
Руководитель: Дронова Ольга Николаевна
Образовательная организация: Пахотно-Угловский филиал. МБОУ Бондарской СОШ

2020 год

Село Казывань (в дореволюционных документах встречается название - Казыванье) возникло в последней четверти XVII века благодаря усилиям Небесного покровителя Тамбовской земли - святителя Питирима.

В 1686 году июля 8 дня преосвященный Питирим епископ Тамбовский пишет великим государям царям и великим князьям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу … «В Тамбовском уезде в лесу Талинская Поляна вниз по речке Талинке, по правую сторону, да по речке Керше вниз же по обе стороны лежит порозжая ковыльная земля; а ему в Тамбовском уезде под пашню и селитьбу крестьян земли нигде ничего не дано; просил ту порозжую ковыльную землю со всеми угодьями отдать ему в дом под пашню и селитьбу».

«В 1694 году июля 17 дня, по указу великих государей и по грамоте из приказа Большего Дворца, стольник и воевода Иван Леонтьев, взяв с собою Тамбовцев дворян и детей боярских и всяких чинов служилых людей, приехав в Талинскую Поляну досматривал, а по досмотру та Поляна пошла из большого заповедного леса и с другой стороны пришел черный лес и сошелся с Кершинским лесом, и вышла, к большой степи к, Воронежской дороге, по дачам Тамбовцев детей боярских, и от прихода воинских людей опасения Тамбовским жителям и новопоселенным крестьянам не будет, потому что стала в крепостях с двух сторон лес и от степи река Керша весьма неприступна, и крепка.

А по сказке старожилов то место называется Талинский Угол, а не Поляна, от почистки леса, и из той Поляны отказал в дом Боголепного Преображения Господня преосвященному Питириму, епископу Тамбовскому к прежней даче, к 300 четвертям 900 четвертей земли, в урочищах на речке Талинке и по Савенью и по речке Керше и по обе стороны сенные покосы против указа за речкою Кершею к Ржавцу Казаванью»...

Известный тамбовский краевед Н.В. Муравьёв о селе Казывани пишет следующее:

До 1767 года Казывань было деревней, селом оно стало после постройки церкви. Вот что известно о постройке церкви в селе Казывань: "церковь в селе Козованьи Параскеевская деревянная, приписная, построена в 1767 году, перестроена в 1866 году, престол один". Источник - "Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год

Село расположилось по обеим берегам реки Казычки. Кто кому дал свое название теперь уже не узнать. Но, скорее всего, село назвали по имени реки Казычки - притока Керши. Кстати, на плане генерального межевания земель 1790 года, современная река Казычка обозначена как Казыванья. Так что и село и река в те годы имели одинаковое имя. Многие населенные пункты России в то время имели двойное название, официальное и народное. Было народное имя и у Казывани - Пятницкая. Народное название села очевидно связано с Параскевой Пятницей.

Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, — пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески — Параскевой". Русский народ называл мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья, а в быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы».

К концу ХIХ века церковь совсем обветшала и в селе к 1898 году отстроили новую деревянную, уже двухпрестольную церковь. Главный престол во имя Святой Параскевы (28 октября) и придельный Никольский (6 декабря). Строилась церковь с весны 1895 года, на скромные средства прихожан. Строителями храма были крестьяне села Казывани - крестьяне Силантий Аксенов Дронов, Василий Селиверстов Белоусов и Михаил Васильев Дронов.

В архивах сохранились некоторые документы, подтверждающие это.

10 августа 1895 года.
В Строительное отделение при Тамбовском Губернском Правлении

Консистория в следствие заключения своего имеет честь препроводить на рассмотрение и зависящее распоряжение Строительного отделения проект с пояснительною запискою на постройку новой деревянной церкви в селе Казывань Тамбовского уезда, вместо существующей ветхой, акт осмотра местности и грунта, приговор и две подписки, с уведомлением о последующем консисторию

Член Консистории Протоиерей М. Зеленев
Секретарь Урапов
Столоначальние Е. Разумов

Акт

1895 года июля 9 дня, я нижеподписавшийся Тамбовский Епархиальный Архитектор Миролюбов, в присутствии Священника нижеозначенного села Михаила Соколова, наблюдателя по постройке новой церкви в том же селе Земского Начальника 1-го участка Тамбовского уезда Алексея Ивановича Беликовича и строителей новой церкви в том же селе крестьян Силантия Аксенова Дронова, Василия Селиверстова Белоусова и Михаила Васильева Дронова, свидетельствовал местность и грунт под постройку новой деревянной церкви в селе Казыванье Тамбовского уезда и нашел следующее:

Новую деревянную церковь предполагается построить на той же площади села, на которой находится существующая тесная деревянная церковь, прямо на запад от последней, на расстоянии 8 сажен. Очень близкие постройки к месту будущей церкви на расстоянии менее 20 сажен, а именно находящиеся на церковной земле - псаломщика Алексея Егорова Вениаминова и дочери умершего Священника Надежды Петровой Соколовой, и находящиеся на общественной земле на улице мелкие хозяйственные без фундамента постройки крестьян Ивана Дмитриева Курдюмова и Силантия Аксенова Дронова – предполагается снести с этих мест на расстояние более 20 сажен. По сносу всех упомянутых выше построек, новая церковь будет отстоять на северо-запад до дома Священника Соколова через улицу 25 сажен, на юго-восток жл церковного здания церковно-приходской школы – 13 сажен, и со всех прочих сторон до отдельных хозяйственных построек и линий крестьянских усадьб с постройками на расстоянии не менее 20 сажен.

Местность для церкви вообще ровная и на ней не имеется никаких обвалов или промывин земли, могущих служить препятствием сообщению с церковью или угрожать ея безопасному существованию.

Грунт местности для будущей церкви оказался следующий: сверху от поверхности земли чернозем толщиной 1 аршин 5 вершков, потом идет сухой песок, который с глубины 2-х аршин от поверхности земли делается твердым и чистым. Поэтому кирпичный фундамент под новую деревянную церковь предполагается 2 с четвертью аршина от поверхности земли без всяких искусственных укреплений дна рвов.

Об оказавшемся составлен сей акт за подписями моей и всех присутствующих лиц:
Тамбовский Епархиальный Архитектор Миролюбов
при освидетельствовании находились:
Священник Михаил Соколов,
наблюдающий земский начальник 1-го участка А.И. Беликович
Силантий Аксенов Дронов,
Василий Селиверстов Белоусов,
Михаил Васильев Дронов

Протокол

Местность для церкви вообще ровная и на ней не имеется никаких обвалов или промывин земли, могущих служить препятствием сообщению с церковью или угрожать ея безопасному существованию.

Грунт местности для будущей церкви оказался следующий: сверху от поверхности земли чернозем толщиной 1 аршин 5 вершков, потом идет сухой песок, который с глубины 2-х аршин от поверхности земли делается твердым и чистым. Поэтому кирпичный фундамент под новую деревянную церковь предполагается 2 с четвертью аршина от поверхности земли без всяких искусственных укреплений дна рвов.

Почему проект этот на основании 227 и 228 ст. III т. 1 части Уст. и циркуляра Министра Внутренних Дел, от 22 января 1867 года за № 913, найден составленным одобрительно, а потому техническое совещательное присутствие со своей стороны полагает: вышеозначенный проект утвердить, но с тем чтобы обывательские постройки на плане местности под А,Б и В были снесены от здания предполагаемой церкви, на расстояние не менее 20 сажен до начала постройки оной, о чем и сделать надпись на проекте, который по утверждению препроводить с пояснительной запискою, вышеозначенным приговором и двумя расписками в Тамбовскую Духовную Консисторию, которую просить сделать распоряжение, чтобы работы по постройке новой церкви были проведены под наблюдением техника, имеющего на то право, который обязан донести строительному отделению о начале работ, так и об окончании их в черне. Об утверждении этого проекта сообщить Тамбовскому Уездному Исправнику, а дело завершить и сдать своевременно на хранение в архив.

Губернский Секретарь – подпись
Губернский Архитектор – подпись
Младший Архитектор – подпись

При изучении метрических книг села Казывани в Государственном архиве Тамбовской области, можно обнаружить, что подавляющее большинство свадеб в Казывани справляли в престольный праздник - 28 октября (10 ноября по новому стилю). Церковь эта уцелела и до наших дней, хотя как храм и прекратила свое существование.

https://stroi-archive.ru/stati/18288-kazyvan.html
Вот как описывается церковь села в 1911 году:

«Крупная деревянная холодная двухпрестольная церковь, построена на средства прихожан. Представляет собой одноглавый восьмерик на четверике с обширной трапезной и в одной связи с высокой трехъярусной шатровой колокольней. Придел — Никольский.»

В годы СССР церковь села была закрыта, в связи с проводимой Атеистической политикой, а затем разорена. Сохранился только нижний ярус стен и три яруса колокольни. Церковь постепенно разрушается. Стены снаружи смотрятся, внутри есть лестницы, кроме первого яруса. Перекрытие второго этажа есть.

Церковь во имя Святой Параскевы в селе Казывань http://bondari.cerkov.ru/prixo...s-kazyvan/

http://ratkin.ucoz.ru/index/selo_kazyvan/0-47
http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=110 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=112 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=111 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=124 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=6 http://ratkin.ucoz.ru/photo/5-2?photo=7

https://www.youtube.com/watch?v=tOlIJNJX_74 с.Казывань, Бондарский район

https://ok.ru/profile/58993994...1842715416

Прикрепленный файл: file (1).jpgfile (2).jpg, 515619 байтfile.jpg, 58396 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
Лайк (1)
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1226
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 656
с.Казыванье (Казывань, д. Пятницкая)


Н.В. Муравьёв о селе Казывани пишет:

"… возникло, по всей вероятности, в первом десятилетии XVIII в.
До 1767 года Казывань было деревней, селом оно стало после постройки церкви. Вот что известно о постройке церкви в селе Казывань: "церковь в селе Козованьи Параскеевская деревянная, приписная, построена в 1767 году, перестроена в 1866 году, престол один". Источник - "Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год

Село расположилось по обеим берегам реки Казычки. Кто кому дал свое название теперь уже не узнать. Но, скорее всего, село назвали по имени реки Казычки - притока Керши. Многие населенные пункты России в то время имели двойное название, официальное и народное. Было народное имя и у Казывани - Пятницкая. Народное название села очевидно связано с Параскевой Пятницей.

Население

Казыванская волость в 1897 г.

Архивные источники:


Св.Параскевы церковь


Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, — пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески — Параскевой". Русский народ называл мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья, а в быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы».

К концу ХIХ века церковь совсем обветшала и в селе к 1898 году на средства прихожан отстроили новую деревянную, уже двухпрестольную церковь. Главный престол во имя Святой Параскевы (28 октября) и придельный Никольский (6 декабря).

https://bondarienc.jimdofree.c...ния/храмы/

Приход открыт в первой пол. 18 в. Первая известная деревянная церковь построена прихожанами в 1767, перестроена в 1866. Первоначально была приписной к церкви с. Пахотный Угол, церковный староста в 1876 – крестьянин Полетаев. В 1898 построена деревянная церковь с двумя престолами: Св. Параскевы и Никольский. В приход также входила экономия Беляковича; штат: священник, дьякон, псаломщик. В 1909 - священник М. Болховитинов. На 1911 была церк.-приходская школа. Церковь закрыта до 1941. В наст. время здание сохранилось в ветхом состоянии.

О предках участников форума:


РГАДА ф.1354 о. 490. Ч. 1, 2
Планы дач генерального и специального межевания, 1746-1917 гг. (коллекция).


Прикрепленный файл: 40622562.jpg54009297.jpg, 184604 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
tashik
Модератор раздела

tashik

Москва
Сообщений: 1226
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 656
с.Казыванье (Казывань, д. Пятницкая)


http://bondari.cerkov.ru/prixo...s-kazyvan/

Прикрепленный файл: 1.jpg2.jpg, 74016 байт
---
Ищу историю семей Саблиных, Милосердовых, Боковых и Кобзевых из Пахотного Угла, Комиссаровых из д. Сталино, Пурецких из с. Холуй
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 5 6 7 8 Вперед →
Модератор: tashik
Вверх ⇈