Штундисты
История распространения на Беларуси
Tea Сообщений: 1321 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 322
| Наверх ##
25 мая 2010 15:57 http://cb.iatp.by/protestant/pb1.htmПрисоединение белорусских земель к России в результате трех разделов Польши привело к сокращению влияния католицизма на этих землях. Многие из белорусских; крестьян двинулись на заработки на юг России, в украинские земли, где некоторые из них познакомились с баптизмом. Баптистские общины появились в Гомельской области и на востоке Беларуси. Баптизм на белорусские земли распространялся также вместе с беженцами из Польши. Первой на территории Беларуси можно считать общину в дер. Уть Добрушского района Гомельской области, появившуюся в начале 1870-х гг. В 1905 г. в этой деревне был построен молитвенный дом. В 1879 г. баптистская община возникла в селе Усохи Гомельского уезда Могилевской губернии, в 1882 г. — в Чечерске Гомельского уезда. Во второй половине 80-х гг. появились евангельские общины среди немецких колонистов в Витебске. В конце XIX в. баптизм распространился в Минской губернии, в начале XX в, — в Гродненской. После революции 1917 г. баптизм получил значительное распространение на территории Советской России. Немалая часть православных отошла от церкви по политическим мотивам. Многие из бывших православных по пали под влияние баптизма. В первые послереволюционные годы баптизм активно распространялся и на территории Беларуси. Одной из наиболее крупных общин баптистов являлась евангельская община в Слуцке, где в 1924 г. был построен молитвенный дом. Так, в 1925 г. водное крещение в Слуцке приняли двести Семьдесят человек. Так же активно росли Воложинская община в Минской области, Гомельская, Могилевская, Бобруйская общины. На территории Западной Белоруссии в 20-е гг. большие евангельские общины были в Бресте, Кобрине, Пинске, действовали общины в Зельве, Гродно, Лиде, Волковыске. В 1927 г. на всей территории СССР насчитывалось около 500 тыс. баптистов. Рост баптистской церкви продолжался до 30-х гг. В 30-е гг. многие баптисты подвергались преследованиям, были репрессированы или отправлены в лагеря. К 1937 г. закрыли все церкви евангельских христиан и баптистов, большинство проповедников и пресвитеров было сослано в Сибирь. В первые послевоенные годы численность баптистов начала увеличиваться, стали возрождаться баптистские общины и на территории Беларуси: они вошли во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов СССР. | | |
Tea Сообщений: 1321 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 322
| Наверх ##
25 мая 2010 16:01 | | |
yanaliya Новичок
Хабаровск Сообщений: 4 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
4 ноября 2017 15:55 14 ноября 2017 16:02 Меня интересует эта тема. Мои - штундисты-баптисты из Усох. Мои́ прадед Степан Ишук (Ящук, Яшуков, Ешуков) был главой общины. Его зять, Савелий Зенченок (Зенченко) возможно и был книгоношей. В общину позже видимо вошли Круговец и Веселовка. И я тоже не нашла нескольких рождений 1900-1903 года. А ранее встречала в метрических книгах отмены записей в связи с тем, что человек объявлен штундистом. Мои в 1908 году двинулись в Сибирь по Столыпинской реформе. Семьи баптистов из Усох, Веселовка и Круговца. Основали село Богословка в нынешнем Щербактинском районе Павлодарской области. В 30-х годах действительно были там видимо массовые репрессии. Многие мужчины нашей семьи сгинули в те годы. Мой дед Ермоленко (Ярмоленок) бежал на Кубань. Там был пресвитером общины баптистов долгие годы. Другие рассеялись по Сибири. Ешуковы остались в Татарске. Переписывала эти села (Круговец, Усохи, Веселовка и и др) пофамильно, поскольку в общине семьи активно мешались. Если кому то интересно, могу поделиться. Буду благодарна также за любую информацию. | | |
qwer01112007 Новичок
Сообщений: 8 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 8 | Наверх ##
11 ноября 2017 8:57 В д. Глыбоцкое Гомельский уезд, также была крупная община штундистов. | | |
Kuleusky Минск Сообщений: 131 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 63
| Наверх ##
10 июня 2024 23:09 Здравствуйте. Может есть сведения о штундах местечка Городно (современное - Городная), Пинский уезд, минская губерния. На сколько я понял от родственников, в основном штунды были в ближайших деревнях: Галиция, Деревная, Ровчак. Меня интересуют родственники по фамилии Козачок (Козачек, Козачко). | | |
Ad-Reg-Tu Беларусь Сообщений: 2930 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4100 | Наверх ##
11 июня 2024 0:18 Kuleusky написал: [q] Может есть сведения о штундах местечка Городно (современное - Городная), Пинский уезд, минская губерния.[/q]
Вы уже сами смотрели какую-нибудь литературу о баптистах (их частно "штундистами" называют, что не совсем верно) на Полесье? или литературу по истории Городной? --- В личных сообщениях не консультирую! (на сообщения типа "рассмотрите мой поиск", "подскажите какие-нибудь источники по моему поиску", "поделитесь информацией по моему региону" и т.д. отвечать не буду)
Мой дневник | | |
Kuleusky Минск Сообщений: 131 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 63
| Наверх ##
13 июня 2024 15:30 Литературу по истории Городной в бумажном варианте не видел. Интернет ресурсы читал. Но сведений о баптистах не встречал. Из общения с местным населением узнал, что представителей данного направления называли именно штунды (не баптисты). | | Лайк (1) |
Ad-Reg-Tu Беларусь Сообщений: 2930 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4100 | Наверх ##
18 июня 2024 14:53 Kuleusky написал: [q] Литературу по истории Городной в бумажном варианте не видел.[/q]
Есть несколько интересных публикаций (одная - статья, другая - воспоминания с историческими сведениями), посвящённых истории Городной, с большим количеством фотографий. Быть может, они будут Вам интересны в контексте истории региона и семьи. Кісель В. Мястэчка Гарадная: ад майдэборыі да сельсаветаў // ARCHE. 2013. № 4: Беларусь у цяні Палесся. С. 295–343.Вячорка Ф.І. У краіне продкаў // Homo historicus 2008. Гадавiк антрапалагiчнай гiсторыi / Пад. рэд. А.Ф. Смаленчука з удзелам I.М. Дубянецкай. Вiльня: ЕГУ, 2008. С. 485–500.Thomas Viačorka (1917–1987) of a Haradnaja village (Stolin region of Brest county) addressed his memoirs to his children and grandchildren. The published document is the first cahier of his memoirs, devoted to the Viačorkas genealogy and the everyday life of the 19 century Belarusian peasantry. The author supplies valuable information on village life, traditional feasts and rituals, family relationships typical for the second half of the 19th–beginning 20th centuries. This material can also prove important for studying a phenomenon of the Belarusians historical memory.Ну и несколько фотографий Городной за 1929 г. прикрепляю. Kuleusky написал: [q] Из общения с местным населением узнал, что представителей данного направления называли именно штунды (не баптисты)[/q]
Здесь ключевое слово - называли. Ваши родственники, я так понимаю, до того, как стать "штундами", были православными. Если немного конкретизировать терминологию, то штундизм поначалу - это собрания православных крестьян, которые просто посещали собрания немцев-меннонитов, а потом начали создавать свои "учения", в сущности, баптистские. В 1884 г. создаётся Союз русских баптистов юга России и Кавказа, в состав которого постепенно большинство "штундистов" и входит. В общем, корень штунд чаще всего обозначал отпадение от православия с увлечением околобаптистским учением, но не столь чётко оформленный, как баптизм. Хотя штунд могли и к самым разным сектам присобачивать, и получались, например, "штундомалеванцы", в то время как малеванцы ни разу не баптисты. По сути, штунда - это лишь предтеча русского баптизма. И тут главный показатель был - выход из православия. Православные миссионеры брызгали слюной, мол, русского баптизма нет и быть не может, потому что считали баптизм чисто немецким явлением. И российские законы признавали зарубежный баптизм, но не свой: если иностранный подданный перешёл в русское подданство, будучи баптистом, или принял баптизм, не будучи православным, то вопросов к нему не было, тогда он признавался баптистом и приравнивался в правах к инославным исповеданиям типа католичества, лютеранства, кальвинизма и т.д. А если человек перешёл из православия - то он сразу штундист, расколосектант. Ну и до 1905 г., т.е. до указа о веротерпимости, таких штундистов щемили жёстко.
  --- В личных сообщениях не консультирую! (на сообщения типа "рассмотрите мой поиск", "подскажите какие-нибудь источники по моему поиску", "поделитесь информацией по моему региону" и т.д. отвечать не буду)
Мой дневник | | Лайк (2) |
Tea Сообщений: 1321 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 322
| Наверх ##
2 декабря 2024 14:13 Kuleusky написал: [q] Литературу по истории Городной в бумажном варианте не видел. Интернет ресурсы читал. Но сведений о баптистах не встречал. Из общения с местным населением узнал, что представителей данного направления называли именно штунды (не баптисты).[/q]
Да, называли штунды. В Добрушском районе д. Иваки тоже там было, и до сих пор это слово в обиходе в воспоминаниях, а не православные или баптисты --- В генеалогии с 2005 года.
Личные сообщение только для вопросов генеалогического характера. За спам бан без предупреждения. | | |
Tea Сообщений: 1321 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 322
| Наверх ##
2 декабря 2024 14:16 2 декабря 2024 14:27 >> Ответ на сообщение пользователя Ad-Reg-Tu от 18 июня 2024 14:53 Все немного не так, и никто не думал про баптизм и немцев. Все проще. Поехали односельчане на заработки в Украину, там были немецкие колонии меннонитов, наслушались и привезли себе в село по соседям рассказывать. Регистрировались они в православной церкви, как институте регистрации - с пометкой штундист, но собирались в избах в церковь не ходили, обрядовость православную не соблюдали, молились дома. В моем древе 5 из 8 прапра были штундами. Насчет жестко щемили тоже не совсем правда, и в Сибирь ехали не по религиозным соображениям, а по земельной реформе до 1917 года Хоть к кому их относите, был народный микс из староверов и штундов в противовес православию, и в каждой местности своя история принятия, не было единой. А вот лютеран и католиков в 1860е примерно принуждали принимать православие, но через госслужбу и соцбонусы - хочешь быть своим, принимай православие. --- В генеалогии с 2005 года.
Личные сообщение только для вопросов генеалогического характера. За спам бан без предупреждения. | | |
|