Все названия тем обязательно должны начинаться с фамилии, т.к. они формируются в алфавитный указатель автоматически, а если тема будет начинаться на имя или род занятий, то на ту букву тема и уйдет в указатель (и окажется, к примеру, "О предках Петра Краснова" вместо "К" на букву "О") |
Достоевский Федор Михайлович
Zabellisa следопыт  Москва Сообщений: 11494 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9766 | Наверх ##
13 декабря 2010 14:34 Волынские родословные корни Федора Михайловича Достоевского
Леонид ШАЙНЮК, филолог, Луцк
Род Достоевских упоминается в различных источниках уже в XVI веке. Его родоначальник — боярин Даниил Иванович Иртищ/Ртищиц — по-видимому, выходец из русского рода Ртищевых. По документам, 6 октября 1506 года Даниил Иванович получил в наследственные владения деревню Достоево на Пинщине в белорусском Полесье. Отсюда, как нетрудно догадаться, и фамилия Достоевских. А эта дата и приобретение новой фамилии, которая достойно прославила славянский мир, стали точкой отсчета начала становления рода Достоевских, 500-летие которого мы отмечаем ныне. Следовательно, начало рода Достоевских — Россия, Беларусь... А затем представители рода уже проживают на Западной Волыни (Владимир-Волынский и Ковельский уезды), а впоследствии — на Подолье. Отец писателя, Михаил Андреевич, оказавшись в Москве (закончил Медико-хирургическую академию), замыкал трехсотлетний круг передвижения Достоевских. Родословие Федора Михайловича Достоевского привлекает к себе не только как еще не раскрытая тайна, но и как возможность прикоснуться к глубинным источникам его таланта, своеобразию творческой личности гения. Но эта тайна погружена в прошлое, которое для нас часто остается грубой и упрощенной исторической схемой, лишенной индивидуального человеческого бытия. И чтобы воспроизвести живую плоть жизни прошедших времен, кроме решающих фактов и событий, немаловажное значение имеют сопутствующие им так называемые исторические подробности. Будем следовать этому принципу, потому что без таких существенных деталей мы не передадим конкретики жизни и духа той эпохи, где начинало разветвляться родословное дерево рода Достоевских.
Исследователи рода Достоевских подчеркивают, что в настоящее время протянуть единую семейную линию от самого писателя до основателя рода, Даниила Ртищица, не представляется возможным. Причина этой трудности — весьма ограниченное количество и качество документов, по которым можно было бы установить неизвестные доныне промежуточные звенья родословия Достоевских. Систематизированный свод всех пока что доступных документов о происхождении рода писателя осуществил Игорь Волгин в книге «Родиться в России» (М., 1991). Исследователь с горечью замечает: «Ирония судьбы такая, что, зная имена предков Достоевского, живших в XVI и XVII веках, мы не имеем ни малейшего понятия об его ближайших (по времени) родственниках: век XVIII... представляет собой в этом отношении сплошной провал».
Но не все так безнадежно, как может казаться на первый взгляд. Известно, например, что у Даниила Ивановича было четыре сына и самый младший из них — Федор Иванович. Мы называем именно его, потому что в 1570-х годах возле Владимира- Волынского проживал известный здесь Федор Иванович Достоевский (что это именно он, свидетельствуют документы, в которых указано его происхождение — «землянин Пинского уезда»). Не менее важно и то, что, по документам, Федор Иванович — «уполномоченный приятель» Андрея Михайловича Курбского (1528 — 1583), боярина и князя, который в 1564 году убегал в Литву, боясь гнева тирана Ивана Грозного за свою близость к казненным царем боярам.
По Люблинской унии 1569 года Литовское княжество объединилось с Польшей в Речь Посполиту, то есть республику. Почему же Федор Иванович оказался на Волыни? Это произошло скорее всего из-за того, что его жена Зофья Яновна — богатая наследница — не смогла отстоять право на наследство в судебной волоките с ее родственником Мацеем Войтеховичем. Претендент выиграл дело (возможно, подкупив судей), и жена оказалась «бесприданницей».
Федору Ивановичу в наследие также ничего не досталось: родительское имущество перешло к его старшему брату Сасину. Для обеднелого шляхтича остался единственный законный и благородный способ добыть средства для жизни — поступить на военную службу. Вот почему уже в 1565 году Ф. И. Достоевский значится в списках польской армии. Но следовало думать и о будущем, которого военная служба не могла гарантировать. Поэтому, вероятно, главнейшая причина переезда на Волынь — поиски неимущим шляхтичем могущественного покровителя, к которому можно было бы поступить на службу. И таким образом иметь защиту и соответствующее вознаграждение — материальную основу жизни. Такого сюзерена (верховного обладателя округи) и нашел Ф. И. Достоевский в лице Курбского. Отношения «сюзерен — вассал» — обычная практика того времени. Главные имения Курбского были на Волыни, недалеко от Ковеля. В это жестокое время переезд Федора Ивановича с Пинщины на Волынь был целиком обоснованным. Быть ближе к своему защитнику, а еще лучше — стать его «приятелем» (что и произошло), — понятное поведение таких, как Ф. И. Достоевский. О таких отношениях свидетельствуют дальнейшие события.
В 1572 году Федор Иванович уже не только «приятель», но и «адвокат» Курбского. Как сообщает Николай Иванович Теодорович (1856 — 1914?) — исследователь истории Волыни, адвокат Достоевский во Владимире-Волынском выиграл судебный процесс против князя Дмитрия Курцевича-Пулиги. Последний в состоянии пьяной несдержанности «со звериным неистовством» убил преданного соратника Курбского — управителя его имений Ивана Ивановича Келемета. Как установил Николай Теодорович, «Курбский появился лично в правительстве Владимирского с адвокатом своим Федором Достоевским» (Теодорович Н. И. Волынь в описании городов. Местечек и сел. — Т. V. Ковельский уезд. — Почаев, 1903. — С. 155). Вероятно, предлогом к расправе и был независимый характер Келемета, его неучтивое отношение к некоторым представителям сильных (но не всегда умных) мира сего. Келемет, верный вассал Курбского, не признавал над собой королевской власти. Ее представителям он надменно заявлял: «Я королю не служу, а служу я князю, своему господину». И такое он заявлял в те жестокие времена? К самому королю такое презрительное отношение? Что уже говорить о каком-то там местном князьке, задиристом и тщеславном обладателе человеческих душ. Для таких туземных вельмож человек, а тем более непокорный — не больше чем надоедливая муха, которую и пришлепнуть ничего не стоит. Гонор свой — прежде всего и выше всего. Неуважение к тщеславному лицу — потрясение земных устоев. Этого, очевидно, и не смог стерпеть буйный Курцевич- Булига. Вспомните, что до своего побега из России вместе с Курбским Келемет не покорился даже самому Ивану Грозному. Можно думать, что Келемет, кроме всего прочего, был человеком прямым и бесстрашным. После его смерти село Секунь Ковельского уезда, согласно желанию Курбского, перешло к Михаилу — двоюродному брату убитого Ивана Келемета. Как сообщает Николай Теодорович, Михаил Якович Келемет — «казначей Курбского» был женат на Екатерине — «дочери Матиса Трошковского, войта Ковельского». В 1589 году Михаил Келемет завещал имение Секунь своей единственной дочери Анне.
Игорь Волгин считает, что с 1664 года село Секунь — уже имение Достоевских. Но факты, называемые Николаем Теодоровичем, вынуждают уточнить это утверждение. Копной суд сельской общины 13 августа 1664 года рассматривал дело, суть которого в том, что крестьяне села Секунь, принадлежащего уже «дворянину Достоевскому», силой захватили урожай и скот у крестьян соседнего села Буцинь. С этого факта можно сделать заключение: село Секунь принадлежало Достоевскому еще до 1664 года. Но кто был тот Достоевский? Русский исследователь Николай Чулков высказал предположение, что сын Федора Ивановича вступил в брак Анной Келемет. Если принять эту версию, становится понятным, почему село Секунь стало имением Достоевских.
Ведь тяжело допустить, что наследие Анны могло перейти во владение Достоевских каким-то иным образом. И главный аргумент заключается в том, что отношения Келеметов и Достоевских были более чем просто дружескими. Игорь Волгин считает, что вступить в брак могли и более поздние потомки Федора Ивановича и Келеметов. И они породнились между собой, по мнению исследователя, «в память об их общем благодетеле — князе Курбском (а также ради собственной пользы...)». Оказывается, что и «пользу» не надо сбрасывать со счета. Такой жизненно необходимой пользой могла стать защита общих интересов.
Какая же дальнейшая судьба рода Достоевских на Волыни? Уже в 80 — 90 годах прошлого века было известно, что дед писателя, Андрей, прибыл (неизвестно откуда!) на околицы города Брацлава на Подолье. Оставались неизвестными место его рождения, имя отца и социальный статус семьи. В 1781 году граф Викентий Потоцкий обращается к киевскому униатскому митрополиту с письмом-рекомендацией утвердить в селе Войтовка на Брацлавщине нового священника. Это было единственное упоминание имени Андрея Достоевского в документах.
Но в последнее время состоялся, можно сказать, прорыв в выявлении информации о ближайших предках писателя. И осуществил этот прорыв российский исследователь Николай Богданов. Как свидетельствуют недавно найденные документы, дед писателя Андрей Достоевский родился приблизительно в 1756 году в семье польского мелкого шляхтича Григория Достоевского. То есть оказывается, что дед писателя Андрей Григорьевич, а не Михайлович. Местом его рождения является село Клечковичи (так в документах), а точнее — Кличковичи Ковельского уезда (нынче Турийского района). Этот сенсационный для волынян факт установил Николай Богданов.
И напоследок следует сказать, что с позиции генезиса родословия гения мировой литературы Федор Михайлович Достоевский принадлежит не только русскому, но и украинскому и белорусскому народам — всем восточным славянам. Так сложилось исторически, и эту объективную реальность нужно не только признавать, но и гордиться ею, увековечивать ее в духовном мире славянства.
 --- С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
| | |
Zabellisa следопыт  Москва Сообщений: 11494 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 9766 | Наверх ##
13 декабря 2010 14:39 21 мая 2013 12:50 а вот еще любопытная статейка - источник - http://www.roskultura.ru/mosaic/item8741/О родословной Достоевского10.12.2010 | Литература | Родословные русских писателей настолько причудливы, что основной целью их существования кажется подтверждение тезиса Достоевского о «всемирности» русского человека. И остается только сожалеть, что родословные писателей мало известны их читателям. Разумеется, эфиопское происхождение Александра Сергеевича, первого русского африканца, известно всем. Но кому известно, например, что закадычный приятель Пушкина, поэт Петр Андреевич Вяземский, автор бессмертных строк «Жизнь наша в старости — изношенный халат: и совестно носить его и жаль оставить…», кому известно, что Вяземский — наполовину ирландец? Что матерью его была прелестная Дженни О’Рейли? Вот откуда рыжие кудри князя и его упреки в адрес английского произношения Пушкина. А что Гоголь — Гоголь-Яновский? Вот они, Яновские, лежат на древнем украинском кладбище, с гербом писателя над кудрявыми польскими эпитафиями. А Лермонтов, считавший себя потомком испанского математика Лермы, а на деле — прямой потомок шотландского барда XIII века Тома-Рифмоплета, стихи которого имели неприятную способность сбываться? У нашего «шотландца» Михаила Юрьевича тоже получалось пророчить. Помните: «Настанет год, России черный год…» А волоокий сын пленной турчанки Жуковский? А немец Блок? А татарин Куприн? А Грин? А Короленко? Не говоря уже про Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Владислава Ходасевича, про родственника двух великих грузинских поэтов Булата Окуджаву, наконец… Даже описавшая XX век нашей литературы Ирина Одоевцева оказывается Ираидой фон Гейнике, дочерью шведа. Да и ее супруг-поэт с более чем русской фамилией Георгий Иванов был наполовину голландцем… Но все же самой потрясающей родословной среди русских писателей (как и следовало, наверно, ожидать) обладал сам автор идеи о всемирности русского человека – Федор Михайлович Достоевский. Первый удивительный факт родословной Достоевского открылся мне случайно. Белорусский писатель Владимир Короткевич, известный более всего жутковатым историческим детективом «Дикая охота короля Стаха», упоминает мимоходом «женщину с неприятным лицом» Достоевскую, обезглавленную в XVII веке за то, что она убила мужа и «чуть не добралась до пасынка». Представлять писателя, сотворившего столько жертв, преступников и преступлений, отца «Кроткой», Раскольникова, Настасьи Филипповны и в каком-то смысле отца отечественного детектива — потомком знаменитой убийцы было необычайно соблазнительно. А сама пани рисовалась воображению некой белорусской графиней Баторий. Действительность оказалась менее захватывающей. Пани Марианна, в замужестве Карлович, действительно спланировала двойное убийство, но она не являлась прародительницей Федора Михайловича, а всего лишь дальней родственницей. Зато другие обнаруженные благодаря «готической» истории подробности родословной оказались куда удивительнее. Начать следует с факта, который должен произвести неизгладимое впечатление на российского читателя, исповедующего ислам. Федор Михайлович Достоевский, самый неравнодушный к религии писатель, — прямой потомок пророка Мухаммеда. Любопытно, что в некоторых течениях потомки пророка считаются обладателями наследственной прямой связи с высшими сферами. То есть, если не совсем святыми, то во всяком случае — Богом отмеченными людьми. (Жизнь Федора Михайловича подтверждает данную концепцию.) Но с арабов все только начиналось. Предком писателя был и татарский князь Арслан-Челеби-Мурза, перешедший на русскую службу в самом конце XIV века. Так что Достоевские, как и Аксаковы, и Тургеневы, и Карамзины, и многие другие, могли считать себя до некоторой степени татарами. Но до Достоевских и от татарского князя еще очень далеко. Сын Арслана носил прозвище Широкий Рот, поэтому его потомки, русские бояре, получили фамилию Иртищевы, потом — Ртищевы и спокойно жили и служили под этими фамилиями до момента, когда боярин Даниил Ртищев получил от князя Федора Ярославича, княжившего на белорусских землях (тогда они назывались Литвою), жалованную грамоту на имение Достоево. Так они и стали Достоевскими. Но еще внук Даниила Федор носил обе фамилии. Этого Федора угораздило стать «уполномоченным приятелем», т.е. секретарем, адвокатом и правой рукой при беглом князе Андрее Курбском. Князь Курбский состоял в Избранной Раде, был близким другом и сподвижником царя Ивана Грозного, что не могло продолжаться долго и кончиться хорошо. Курбский бежал в Литву, только что ставшую частью польского государства, поступил на службу к польскому королю и вступил в блестящую переписку с царем Иваном Васильевичем, в которой принимал посильное участие образованный секретарь Ртищев. Вскоре Федор Ртищев-Достоевский вместе с покровителем перебрался на Западную Украину. Там Достоевские уже в качестве не белорусской, а украинской шляхты и провели несколько последующих веков. Провели бурно, и не одна пани Достоевская тому виной. Солдаты, иеромонахи, епископы, маршалки, старосты, хорунжие, урядники, сутяги, управляющие монастырями — все они упоенно судились, воевали, скандалили, дрались, громили соседей, заседали в сеймах. Но, кажется, более всего их занимали религиозно-национальные метания. Напряженное общение с Богом, своеобразное восприятие православия и места России в мире, свойственные Федору Михайловичу, начинают восприниматься по-другому, когда узнаешь, что его ближайшие предки несколько веков мариновались на Западной Украине. А Западная Украина — это единственное, кажется, месте в Европе, где люди убеждены, что Уния — не союз католичества и православия, а отдельная религия избранных, и где любой разговор на духовную тему имеет накал средневекового диспута о вере. Прадеды Достоевского, видимо, уже сами точно не знали — кому молиться и кем себя считать. Униатами? Католиками? Православными? Русскими, белорусами, украинцами, поляками? Эти вопросы они и принялись выяснять со страстью, предвещающей искания писателя. Переходы Достоевских из одного стана в другой — всякий раз искренние, всякий раз со спорами до хрипоты, отказом от родства и лишением наследства — заполняют собой все время до того момента, когда отец писателя, также разругавшись (насмерть) с писательским дедом (униатом и поляком), сбежал в Россию. Здесь мы уже вплотную подошли к самому Федору Михайловичу и его отцу, что выходит за пределы родословной и принадлежит, скорее, биографии. Потому, помимо перечисленного, добавим лишь незначительные родовые подробности, также имеющие значение для понимания положения Достоевского как человека и как писателя. Федор Михайлович был чужим среди своих. Во время войны 1812 года с Наполеоном все жалованные грамоты Достоевских сгорели. Вскоре как не имеющих на руках достаточных подтверждающих документов их исключили из «Бархатной книги» — списка наиболее знатных и древних фамилий, потомков даже не дворян, а бояр и удельных князей. Достоевским оставили простое служилое дворянство, так как отец гения к моменту исчезновения бумажек был уже человеком с образованием и кое-каким чином, что трудно было отрицать даже имперской бюрократии. Состязание семьи с государственной машиной определенно отразилось на мировосприятии писателя. Разница же между боярством из «Бархатной книги» и дворянством, происхождением от царских слуг — становится понятной, когда узнаешь, что потомок боярина Радши Александр Пушкин называл чернью именно дворян, а лорда Байрона — «боярином Георгием». Хотя, останься фамилия в списке Гедиминовичей и Ольгердовичей, — он бы охотно принимался светом, а то и двором. (Как принимался совершенно нищий, иногда сутками голодавший Рюрикович Владимир Федорович Одоевский.) Своим мучительным происхождением, своим сомнительным дворянством (более древним и благородным, чем у любого министра двора) Достоевский любил наделять своих любимых персонажей. Вспомните, не только захудалый князь Мышкин, но и Настасья Филипповна, последняя княжна Барашкова, принадлежат к числу подобных отщепенцев. Прочитав все это — разве не согласишься, что изучение родословной писателя иногда бывает полезным для понимания некоторых нюансов его творчества? И что только человек, имеющий в своем происхождении пять национальностей, четыре вероисповедания и три фамилии, расколотый на все эти составляющие — мог ощущать себя спокойным и единым именно как русский человек и русский писатель? Русский писатель Достоевский. Юлия ЛОМОВА и еще одна - http://www.proza.ru/2010/10/30/1074 | | |
severinn Сообщений: 7153 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2384
| Наверх ##
13 декабря 2010 20:12 О происхождении Ф.М.Достоевского (из родословной семьи)
Дворянский род Достоевских внесен в Родословную книгу Московского губернского дворянства (ч.3). 1828.
Герб "Радван" (Польский гербовник).
Достоевские пользуются гербом с 1577 года.
Предки Достоевского (1506-1770)
1506, октября 6.
Данила Иванович Ртищев (Ртищевич, Иртищ, Иртищевич, Артищевич) получил от пинского князя Федора Ивановича Ярославича жалованную грамоту на имение Полкотичи и на часть села Достоева в Пинском повете (уезд), к северо-востоку от Пинска, между реками Пиной и Яцольдой, на границе бывшего Кобринского уезд, после чего он и его потомки стали носить фамилию Достоевских. Имел сыновей Ивана и Семена Даниловичей (Волоцкой, 22-23; Н.П.Чулков; А, 409).
1572.
Второй сын Ивана Даниловича, Федор Иванович Достоевский, (земянин) землевладелец Пинского повета, поселяется на Волыни вместе с князем А.М.Курбским, который называет его своим "уполномоченным приятелем" (польский юридический термин должности). (Волоцкой, 27). Потомство Федора Ивановича Достоевского утвердилось на Волыни и положило начало той ветви Достоевских, поселившихся в соседней Подолии, из которой вышел и сам писатель Ф.М.Достевский (Н.П.Чулков). Из "Акты, изданные временной Комиссией, высочайше утвержденной при киевском, подольском и волынском генерал-губернаторе. Киев, 1849", т.1, стр.94 - "Допрос княгини Курбской о том, куда девала она документы, похищенные ею у князя Курбского, 1578, Января 10-го дня. Княгиня Курбская говорит, что бумаги переданы ею прокуратору нашему пану Федору Достоевскому с условием, что он возвратит ей собственноручно и не отдаст, если будут к нему посланы от ее мужа или от нее самой".
1577. Третий сын Ивана Даниловича, Стефан Иванович Достоевский, земянин минский, перешедший в католичество (униаты - прим.В.И.), получил в свое владение минский Вознесенский монастырь (Волоцкой, 28).
По имени Стефана Ф.М.Достоевский хотел назвать Степаном своего сына Алексея, перед его рождением. (Записные тетради АГ; об этом же у "А.Дост.", 18).
С.М.Соловьев. "История России", VII, 453: "Минский Вознесенский монастырь был в 1579 году передан с ведома королевского земянину Достоевскому, который не был даже православный. Митрополит Илья и каштелян Минский Ян Глебович жаловались королю, что Достоевский пользуется только доходами и вовсе не радеет об управлении монастырем…".
1590. Стефан Иванович Д. Продал свое имение Сенницы князю Горскому. (Волоцкой, 29-39).
1598. Петр Д. - занимал должность пинского поветного маршалка ("Дост.", II, 304).
1599. Петр Д. - маршалок Пинского повета и член главного трибунала великого княжества Литовского. (Волоцкой, 32).
XVI-XVII века. Представители рода Достоевских участвуют в защите православия и русского населения в борьбе с католизацией и полонизацией. ("Архив Юго-Западной России", ч.4, т.1, прилож., стр.71, 73, 74 и сл.).
XVII век. В Литве, в Минской области, в районе Пинских болот находилось имение шляхетской фамилии Достоевских Dostojewo , принадлежавшее гербу Радван. ("A.Dost.", 16.).
Представители Достоевских (Волоцкой, 39, 40, 41):
Акиндий - иеромонах Киево-Печерского монастыря.
Филипп - товарищ Пинской поветовой хоругви (военный отряд), обвинялся вместе с хоругвью в захвате имущества Речицких и нанесении побоев их крестьянам. Д-ий - владел имением Секун, Владимирского повета, на Волыни.
1604. Ярош Д., подстароста овручский, является родоначальником ветви Д., которая окончательно осела на Волыни ( "Дост.", II, 304).
1606-1609. Октября 14. Убит Станислав Карлович, земянин минский, причем в убийстве обвинена жена его Марианна Стефановна, урожденная Достоевская. Приговорена к смертной казни, н дело переведено в высшую инстанцию. Сестра ее Раина Стефановна обвинялась в подделке завещания убитого (Акты изд. Виленской комиссии для разбора древних актов, т. XVII, 201-219).
1619. Петр Д. - член Главного трибунала в качестве депутата от города Пинска. (Волоцкой, 32).
1622. Бенедикту Д-му предложено Сигизмундом III разрешать распри с соседями судом, а не самовольным преследованием. (Волоцкой, 36).
1624. Стефан Д., вернувшись из турецкого плена, повесил серебрянные цепи перед иконой богородицы во Львове. (Волоцкой, 30).
1627.
Петр Д.- судья гродской пинский. В 1628 - маршалок и королевский дворянин Пинского повета. (Волоцкой. 38). Филон Д.- земский судовой урядник, третейский судья со стороны пинского епископа. (волоцкой, 36).
1622-1669. Бенедикт Д.- помещик села Достоева, земский судовой урядник. (Волоцкой, 36).
1634. Федор Д. - член главного трибунала Великого княжества Литовского от города Пинска. (Волоцкой, 38).
1648. Д-е: Александр, Богумил, Станислав принимают участие в избрании короля Яна-Казимира. ("Дост.", II, 304).
1649. Андрей Д. - хорунжий поветовой хоругви (военный отряд) Волынского воеводства. ("Архив Юго-Западной России", ч.III, т.4, 370).
1669. Леон Д. - принимал участие в избрании короля Михаила Вишневецкого. ("Дост.", II, 304).
1697. Ян Д. - католик, участник избрания короля Августа II. ("Дост.", II, 305).
XVIII век. Стефан Д. - поступает в монастырь и достигает епископского сана. (" А.Dost.", 18).
XVIII век, конец.
Андрей (Михайлович?) Д. - дед писателя, протоиерей г.Брацлава, Подольской губ. (Исследование о "Богогласнике" С.А.Щегловой, Киев, 1918; Волоцкой, 42).
Дочери: Анна, Фотина, Констанция, Фекла, Мария и Лукерья.
Сыновья: Лев, Михаил (отец писателя). (Волоцкой, 44).
Михаил Андреевич Достоевский
1789. Михаил - рождения 1789 года, Подолия, в семье униатского священника (1 формулярный список).
1797 и 1798. Михаил Андреевич Достоевский - в Подольской семинарии.
1809.
Михаил Д. - уходит от родителей и отправляется в Москву.
Октября 14. Поступает в число воспитанников Московского отделения Императорской медико-хирургической академии. (1 формулярный список). Уточнение: Из Подольской семинарии, к которой была к тому времени присоединена Шаргородская семинария, отправлен по окончании класса риторики, через Подольскую врачебную управу в московское отделение Медико-хирургической академии на казенное содержание.
1812.
Августа 15. По надобности во врачах во время последней против Французов войне командирован Г-м Вице-президентом Академии в Московскую Головинскую госпиталь для пользования больных и раненых. (Послужной список. 1828).
Медаль за 1812 год с надписью: "Не нам, не нам, а имени твоему". Сентябрь 1. Переведен в Касимовскую военно-временную госпиталь, откуда командируется в Верейский уезд для борьбы с эпидемией.
1813.
Августа 5. Произведен в штаб-лекари полка 1 отделения. (1 формулярный список). Бородинский пехотный полк.
1816.
Августа 5. Произведен в штаб-лекари полка. Октября 20.Помещен в том же полку на оклад 1 класса с жалованием по 500 рублей в год.
1818. Апреля 29.Переведен в Московскую военную госпиталь ординатором.
1819. Мая 7. Помещен на оклад старшего лекарь 2 класса с жалованием по 600 рублей в год.
1827. Награжден чином коллежского асессора.
1828.
Апреля 20. Составлен формулярный список о службе.
Июня 28. Михаил Д. Занесен вместе с сыновьями в книги Московского потомственного дворянства. (Постановление Московского дворянского депутатского собрания 12 сентября 1881 года на прошение А.Г.Достоевской о внесении ее с детьми в родословную книгу. Роду дозволено использовать герб "Радван", который принадлежал Достоевским с 16 века.
1829.
Январь. Пожалован кавалером ордена св.Владимира 4 степени (2 формулярный список). Уточнение по другим источникам: пожалован орденом св.Анны 3 степени.
Вывод:
Достоевские принадлежат древнему шляхетскому (дворянскому) мелкопоместному роду. Род Достоевских был внесен в Общий гербовник и в родословную книгу по части выслуженного дворянства (ч.3), т.к. у Михаила Андреевича Достоевского совершенно очевидно никак не хватило бы очень солидных средств, возможностей и времени для того, чтобы заниматься розыском документов, подтверждающих древнее происхождение шляхетского рода Достоевских, как этого требовал Правительственный сенат и геральдическая комиссия.
Именно в период после нескольких лет с окончания Отечественной войны 1812 года и в течение всего 19 века представители дворянских родов были обязаны представить подтверждения благородного происхождения и большинство (в особенности, из крайне нестабильного польско-белорусско-литовского региона) не могли этого сделать из-за постоянной утери документальных архивов (постоянные войны, непрекращающийся передел сфер влияния между православной и католической церквей; очередной раздел Польши в 1793 году).
Однако, судя по должностям, которые занимали Достоевские с 16 века, и по имуществу, которым они располагали, - представители рода принадлежали к мелкопоместному шляхетскому (дворянскому) роду. Переход обедневшей шляхты в духовное сословие был регионе обычным делом. Эти обстоятельства указывали на древнее происхождение рода, что стало основанием для быстрого решения о признании во дворянстве и права на герб.
По весьма вероятной гипотезе исследований Н.П.Чулкова (Справка о происхождении Достоевских), Данило Иванович Иртищ (Ртищевич, Иртищевич, Артищевич) ведет начало от одной из ветвей великорусского рода Ртищевых, след которой обнаруживается под Пинском в начале 16 века в лице одного из бояр князя Пинского Федора Ивановича Ярославича (Отец последнего бежал из Московии в Литву еще в 1456 году при Василии Темном). Этому боярину и жалует князь "вечно и непорушно" несколько дворов в селе Достоево в 1506 году ("Хроника рода Достоевского. М., 1933, с.25).
Ртищевы ведут начало от Аслан-Челеби-мурзы, выехавшего из Золотой Орды в 1389 году с 30 татарами своего знамени, крещенного в православии великим князем московским Дмитрием Донским под именем Прокопия ("Родословные разведки.", Т.1. СПб., 1912, с.284-285) и женившегося на дочери княжеского стольника Зотика Житова - Марии. Ему был пожалован город Кременецк. ("Опыт исторического родословия Арсеньевых.", СПб., 1841, с.5-6). У сего Прокопия был сын Лев по прозванию Широкий Рот, коего потомки Ртищевы Российскому Престолу служили Стольниками и в иных чинах, и жалованы были от Государей поместьями. (Общий гербовник дворянских родов Российской империи, ч.3).
На гербе Ртищевых - полумесяц и шестиугольная звезда, что указывает на татарское происхождение рода Ртищевых.
Использованы источники:
"Хроника рода Достоевского", М.В.Волоцкой, М., 1933.
"Жизнь и труды Ф.М.Достоевского. Биография в датах и документах". Л.Гроссман. Москва-Ленинград, 1935.
"Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского". СПб, 1993, т.1.
"Родиться в Росии". И.Волгин. "Октябрь", 1989, №3.
Общий гербовник дворянских родов Российской империи", ч.3.
Польский гербовник. Роды герба "Радван". Herbarz Polski. Adam Boniecki. Warszawa, 1899, I.
© Европейское общество геральдики и генеалогии, 2005 Составитель: Владимир Илляшевич (Эстония, Таллин),
член Союза писателей России,
автор книги "Достоевский и Ревель", М., 2001.
| | Лайк (1) |
severinn Сообщений: 7153 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2384
| Наверх ##
13 декабря 2010 20:13 ПОДІЛЬСЬКІ РОДИЧІ ДОСТОЄВСЬКОГО
Більшість дослідників життя і творчості видатного письменника Федора Достоєвського відстежують його походження від дворянського роду, який з 1506 року мав прізвище Достоєвських, яке одержав від назви маєтку Достоєво в Білорусії. Достоєвських було багато і в Білорусії, і в Польщі, і на Волині. Проте жодних доказів, що це справді предки письменника, немає.
Єдиним реальним предком є дід письменника - подільський священик Андрій Достоєвський, який не мав дворянського звання.
Згідно з постановою польського сейму всі православні церкви на правобережній Україні були перетворені в 1717 році на уніатські. Враз православних церков не стало. Уніатською була і церква в селі Війтівці, що під Вінницею. В 1781 році місцева громада обрала священиком села Війтівці Андрія Достоєвського. Документ про це був надрукований у 4-му випуску "Трудов комитета историко-статистического описання Подольской епархии". В "Подольских епархиальных ведомостях" згадано про Івана Достоєвського, який в 1780-1786 роках був уніатським священиком у селі Скеля Животовської протопопії. Це село трохи північніше Війтівців. Але невідомо, чи він був родичем Андрія Достоєвського.
Андрій Достоєвський був освіченою людиною, поетом. Один з його віршів надруковано в "Богогласнику", цікавій друкованій збірці української релігійної поезії, яка вийшла в світ у Почаєві в 1790-1791 роках в двох томах. В ньому з'явився друком акростих Андрія Достоєвського "Песнь покаянная". Акростих - це поетичний твір, в якому початкові літери кожного рядка, прочитувані згори вниз, утворюють слово або фразу. В цьому вірші читаємо "А. Достоевски". Завдяки акростихам до нас дійшли прізвища багатьох поетів, які друкувались у цьому збірнику.
У Андрія Достоєвського було восьмеро дітей. Дочки Ганна, Фотина, Констанція, Текля, Марія, Ликера. Сини Михайло і Лев. У 1805 році Михайло і Лев навчалися в Кам'янці-Подільському в Подільській православній духовній семінарії. Лев мав дуже слабке здоров'я. Після закінчення семінарії служив священиком у рідних Війтівцях, помер бездітним у сорок років близько 1830 року. Всі дочки Андрія Достоєвського вийшли заміж, три з них стали попадями.
У документі про закінчення Подільської семінарії Михайлом Достоєвським зазначено, що народився він у Війтівцях під Вінницею. Він залишив семінарію в 1809 році після завершення загальноосвітнього курсу, відмовився готуватись до сану священика і без згоди батька залишив Кам'янець-Подільський і поїхав до Москви, де став студентом медико-хірургічної академії. У 1812 році під час Вітчизняної війни Михайла з 4-го курсу мобілізували до госпіталю. Лише згодом він завершив навчання і став дипломованим лікарем.
Одружився на дочці московського купця Маші Нечаєвій, сім'я якої походила з ремісників Коломни. У Михайла і Марії в Москві в 1821 році народився син Федір.
Оскільки Михайло працював у державному госпіталі, він вважався державним службовцем - чиновником. В 1828 році він дослужився до чину колезького асесора, що відповідав військовому званню майора. І згідно закону став дворянином за вислугу. Його сину Федору було тоді сім років. Зв'язків із своїми рідними Михайло не підтримував. Коли йому з рідного села відповіли, що брат Лев помер, то він звернувся через газету до родичів з проханням відгукнутися. Та хто тоді на Поділлі читав московські газети?
Народжений у Москві, Федір Достоєвський, який навчався і майже все життя прожив у Петербурзі (крім років каторги, яку відбував в Омському острозі, та служби солдатом у Семипалатинську). Він зажив слави "самого петербузького" з російських письменників. В історичних книгах Федір Михайлович зустрічав прізвище Достоєвських. Всіх своїх православних однофамільців вважав своїми предками, хоча добре знав, що сам є дворянином лише з 1828 року. Його психологічні романи виходили за межі проблематики інших письменників. Сучасники його називали "хворою совістю нашою", хоча й підкреслювали, що головне в них - поставлені питання, а не відповіді на них. Чи знав Федір Михайлович про своїх українських родичів? Майже все життя ні.
Лише в 1879 році Федір Михайлович одержав листа від дочки своєї тітки Ликери, двоюрідної сестри Надії, вдови сільського диякона Глембоцького. Звичайно, вона просила в свого родича, вже знаменитого письменника, матеріальної допомоги. Але саме вона описала склад родини діда письменника - священика Андрія Достоєвського. Так за півтора року до смерті Федір Достоєвський довідався про всіх своїх українських родичів.
Наймолодша дочка Андрія Текля вийшла заміж за священика Івана Черняка, який служив у селі Шаулиха Київської губернії. Іван і Текля мали десятеро дітей. У XX віці відомий вчений-біолог Ф.Г. Добржанський твердив, що він є правнуком Теклі Черняк-Достоєвської. Тут ми знову повертаємося до питання про відображення українського, подільського родоводу в творчості Федора Достоєвського. Бо, не знаючи своїх родичів, він знав, звідки його батько. Про це ще сто літ тому писав відомий російський історик С. В. Любимов. Він вважав, що "південноруське походження Достоєвського і не зовсім втрачені, а радше заглушені, його племінні властивості і співчуття", здається, можуть "пояснити деякі сторони багатогранної і глибокої діяльності великого письменника". І чому б не взятися за дослідження цих властивостей в діяльності великого письменника землякам його батька?
Євген НАЗАРЕНКО, краєзнавець. "Подільські Вісті", N143 (18565) від 19 жовтня 2004 р. | | Лайк (1) |
severinn Сообщений: 7153 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2384
| Наверх ##
13 декабря 2010 20:15 Родом от Данилы Иртищева
Н. ШАРЛЕМАН. Малоизвестный портрет В сознании современного человека установилось несколько стереотипов, связанных с именем писателя. К примеру, фамилия писателя Достоевского редко воспринимается отдельно от фамилии писателя Льва Толстого. Они как знаки плюс и минус необычайно сильного и до конца не познанного энергетического поля литературы. Лев Толстой – это стремление к положительным идеалам. Герои Толстого, даже отрицательные, не разрушают гармонию мира. Читателю «Войны и мира» и «Анны Карениной» понятен, доступен и желанен мир, созданный гением Толстого, его герои не только любимы, но и родственны. Мир Достоевского иной. Его нельзя назвать дисгармоничным или алогичным, – он иной. Взлёты и падения героев Достоевского открывают читателю глубины, которые чаще ужасают, чем восторгают. В этом мире читателю неудобно – но в него тянет заглянуть, чтобы прикоснуться к неведомому и непознанному. «Душа человеческая суть вместилище всех добродетелей и грехов человеческих, она мятётся, страдает, спасается, – она моя душа», – это единственное и главное, в чём безоговорочно соглашается с Достоевским читатель.
Следует сказать, что и Толстой, и Достоевский оказали колоссальное влияние почти на всех писателей, творивших после них. И если русские писатели чаще других учителем называли Толстого, то западные практически единодушно в учителя зачисляли Достоевского.
О «завоевании» Запада Достоевским точнее других написал Андре Жид. Именно он указал на загадочность этой исполинской фигуры, которая наряду с Ибсеном и Ницше завладела умами западных читателей.
Не вызывает сомнения, что Европа почувствовала в Достоевском то, чего не было в прочих русских писателях, а именно – родственность себе. Да, Достоевский говорил о том, что русская душа – это «вакантная нация, способная стать во главе общечеловеческого дела». Он писал, что не понимает эмигрантов, сумасшедших, по его разумению. Он считал, что «на Западе Христа потеряли по вине католицизма». И тем не менее Запад безоговорочно принял Достоевского-писателя и Достоевского-философа.
В чём причина? Конечно, можно вспомнить высказывания «старого русского европейца» Достоевского, что «высшая русская мысль есть всепримирение идей» Европы, что «Европу и назначение её окончит Россия», что «какой истинный русский не думает прежде всего о Европе» и что «русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастие, чтобы успокоиться». Некоторое мессианство русской идеи могло найти отклик на Западе, но не более.
Причины того, что идеи Достоевского овладели западными умами, на наш взгляд, лежат глубже.
Всем известно – корни Ф.М. Достоевского находятся в Великом княжестве Литовском, крупном западнорусском государстве, объединённом униями ХIV – ХV веков с Польшей и присоединённом впоследствии Российской империей. Что мы знаем о предках Фёдора Михайловича? Анна Григорьевна Достоевская написала в 1897 г. священнику в село Достоево на Брестчине: «Мой покойный муж Фёдор Михайлович Достоевский много раз говорил мне, что его род происходит из (исторической) Литвы от пинского маршалка Достоевского, избранного в сейм в 1598 г. Пётр Достоевский и его потомки жили в Достоеве». Анна Григорьевна просила прислать ей сохранившиеся в церковных книгах сведения о предках Фёдора Михайловича. Мы не знаем, получила ли из Достоева какие-либо сведения Анна Григорьевна. Но от дочери Фёдора Михайловича Любови Фёдоровны известно, что отец писателя, Михаил Андреевич, без денег и протекции поступил «в число казённых воспитанников по медицинской части императорской Медико-хирургической академии в Московское отделение... 1809 г. октября 11». Его отец был протоиереем в городе Брацлаве Подольской губернии. Вероятно, он не одобрял выбор сына, оттого «без денег и протекции». В 1837 г. Фёдор Достоевский уехал из Москвы в Петербург, где поступил в военно-инженерное училище. А на следующий год своими крепостными был убит Михаил Андреевич...
Белорусский литературовед С. Букчин провёл архивные разыскания о предках Ф.М. Достоевского, в том числе им были исследованы Литовская метрика, писцовая книга Пинского староства, акты Виленской археографической комиссии.
Первым из датированных документов была грамота, выданная 6 октября 1506 г. пинским князем Фёдором Ивановичем Ярославичем родоначальнику Достоевских Даниле Ивановичу Иртищеву на владение селом Достоевым между реками Пиной и Ясельдой: «А дали есмо тому нашему боярину тое именье со всем с тым, што из старины к тем дворищом прислухало, с землями пашными и з бортными, и з их ловы, и з реками, и з луги, и з сеножатьми, и з езы, и з озёры и со всих тых земель входы. А волен тот боярин наш в том своём именьи, в данине нашей двор собе поселити, и пашню вчинити, и млыны сыпати... А людем его подводы не давати, а ни в облаву не ходити, и ни повозу не возити. А дали есмо тое именье тому нашему боярину вечно и непорушно, ему и его жоне, и их детем, и их счадком».
Таким образом, потомки Данилы Иртищева отныне навсегда становятся Достоевскими. Его сыну, Семёну Даниловичу Достоевскому, в связи с женитьбой «Подтвердительную грамоту» жалует королева Бона. Фёдора Ивановича Достоевского, «земянина Пинской хоругвии», называет своим «уполномоченным приятелем» бежавший в Литву Андрей Курбский. Брат Фёдора, Стефан, получает от короля Стефана Батория привилей на минский Вознесенский православный монастырь: «...и того монастыра со всим спокойне ужывати, аж до живота своего». Но владел Стефан им недолго: митрополит киевский Илья и каштелян минский Ян Глебович пожаловались королю, что Достоевский, будучи человеком светским и «к тому же закону не греческого», доходами пользуется, а об управлении монастырём не заботится: «Только дей для пожитку своего тот монастыр держит, а фала божья никгды в нём водле закону греческого полнена не бывает».
Представитель четвёртого поколения рода Пётр Достоевский – маршал Пинского повета и член Главного трибунала Великого княжества Литовского. Именно его знала А.Г. Достоевская. «По своему положению, – писал В. Кирпотин, – поветовые маршалы стояли высоко, их дальнейшим повышением являлось сенаторское кресло; они были главными вождями дворянского ополчения своего повета и иногда разбирали дела, подлежащие дворному королевскому суду». К слову, сессии Главного трибунала проходили раз в год в самом древнем и мощном замке Великого княжества Литовского – Новогрудском.
Стефан Достоевский подписывался по-белорусски, Пётр – по-польски...
Проживать имение начал Бенедыкт Петрович Достоевский. Во второй половине ХVII века на Достоеве уже был долг в восемь тысяч злотых. Имение сына Бенедыкта Романа Остров было разграблено. Кстати, в Пушкинском доме Академии наук России хранится принадлежавшее ему старинное Евангелие.
С ХVII века среди предков Ф.М. Достоевского отмечены лица духовного звания, наиболее известен из них иеромонах Киево-Печерской лавры Акиндий Достоевский. Надо сказать, именно в ХVII веке проявилось сильное внутреннее сопротивление религиозной Брестской унии 1596 г., по которой ущемлялись права православного населения Великого княжества Литовского. Многие потомки белорусской и украинской шляхты уходили в служители православия.
В ХVIII веке предки Ф.М. Достоевского жили преимущественно на Украине, прадед писателя был священником в Брацлаве на Подолии. Очевидно, Достоевские в ХVII – ХVIII веках прошли тот же путь, что и подавляющее большинство «застянковой» шляхты Литвы, – измельчание, утрата имений, прав, состояний. Оставались лишь память о былом величии, о гордых предках, которые в одиночку могли заблокировать любое решение сейма.
Итак, Великое княжество Литовское попало сначала под влияние других государств, потом исчезло. А судьбы отдельных людей всегда были напрямую связаны с судьбами общества. Достоевские, как и многие, прошли путь от величия к нищете и безвестности.
Европа для Достоевских генетически не была далёкой заграницей. Они, Достоевские, от Данилы Ивановича до Фёдора Михайловича, ощущали Европу и плотью, и духом. Это подтверждается пристальным вниманием Фёдора Михайловича к пресловутому «польскому вопросу», этой кровоточащей язве на теле империи. Он принял живейшее участие в развернувшейся полемике не только по своему положению редактора журнала «Время», но и по зову крови. «Польское дело», «польский вопрос», судьба Западного края были его исторической болью, которую следовало пережить и превозмочь. Великое княжество Литовское было сильно подвержено европейским интеграционным процессам. Оно существовало в политической и религиозной системах координат Европы, со всеми их плюсами и минусами. И погибло оно именно из-за антагонизма между православным населением и окатоличенной верхушкой. Народ тянулся к Москве, к братьям по вере; знать, её богатейшая часть, не мыслила себя вне Европы. Радзивиллы, например, с шестнадцатого века были князьями Священной Римской империи.
Да, Европа Россию не любила, о чём и говорил Достоевский: «Мы никогда в Европе не возбуждали симпатии, и она, если можно было, всегда с охотою на нас ополчалась. Она не могла не признать только одного: нашу силу, – и эта физическая, материальная сила (так по крайней мере Европа должна была смотреть на нас) всегда возбуждала в ней негодование».
Многое ли изменилось в отношении Европы к России с середины позапрошлого века? Вероятно, ничего. По-прежнему Европа при случае охотно на неё ополчается, по-прежнему боится она российской физической силы.
Но Ф.М. Достоевского, при
всей резкости его высказываний о ней, Европа, а с ней и остальной цивилизованный мир приняли безоговорочно. Не Пушкин, не Тургенев, не Лев Толстой явили миру загадочную русскую душу, – Фёдор Достоевский. Именно в Раскольниковых, Карамазовых, Мышкиных, Грушеньках, Ставрогиных благополучная Европа наконец разглядела то, что, во-первых, сделало Россию Россией, а во-вторых, что никогда не примирит её с Россией. Прочитав Достоевского, европейцы догадались о некоей несовместимости России и Запада, – этого оказалось достаточно.
Пусть Россия и шла бы своим путём по азиатскому бездорожью. Но она слишком велика, слишком непредсказуема, слишком близка, слишком опасна. Её нельзя оставлять одну на свободе, ей надо помочь. И помогают, как могут. Уверен, с опаской в Европе стали относиться к России во многом благодаря Достоевскому.
Вот уж за полузабытым польским восстанием в России разразилось чеченское, – и многим ли они отличаются? Кажется, что их и нет, отличий. Гибнут простые люди, власть мечется, не находя верных решений, и демократическая интеллигенция рассуждает о либеральных ценностях.
Европа, кажется, уж и прочла «Дневник писателя» Достоевского, но предпочитает о нём помалкивать. Это материк, ещё не исследованный ни в самой России, ни на Западе.
Человеческая цивилизация жила и живёт прозрениями своих гениев. Но Достоевский стоит особняком и среди них.
Алесь КОЖЕДУБ | | Лайк (1) |
Скандер Onegaborg Сообщений: 1166 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 424
| Наверх ##
13 декабря 2010 22:03 Насколько достоверно происхождение предков писателя от тех Достоевских, которые были упомянуты в 16 веке? Ведь его родословная, как тут сказано, может быть чётко прослежена лишь до его деда, униатского священника Андрея Достоевского. Шляхтичи довольно редко переходили в священническое сословие.
И насколько достоверно происхождение шляхтичей Достоевских от русских дворян Ртищевых. Скорее всего Данила Иртищев просто однофамилец русских Ртищевых. Откуда Ртищевым взяться в Белоруссии, если они с 14 века служили московским князьям? Вообщем всё шито белыми нитками. | | |
severinn Сообщений: 7153 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2384
| Наверх ##
13 декабря 2010 22:48 13 декабря 2010 22:51 СкандерСкандер написал: [q] Насколько достоверно происхождение предков писателя от тех Достоевских, которые были упомянуты в 16 веке? Ведь его родословная, как тут сказано, может быть чётко прослежена лишь до его деда, униатского священника Андрея Достоевского. Шляхтичи довольно редко переходили в священническое сословие.
И насколько достоверно происхождение шляхтичей Достоевских от русских дворян Ртищевых. Скорее всего Данила Иртищев просто однофамилец русских Ртищевых. Откуда Ртищевым взяться в Белоруссии, если они с 14 века служили московским князьям? Вообщем всё шито белыми нитками. [/q]
Данила Иртищ был "слугой" (аналог сына боярского) князя Федора Ивановича Ярославича Боровского, бежавшего из Московского княжества, прямого потомка двоюродного брата Дмитрия Донского Владимра Серпуховского от сына Владимира Ярослава (отсюда и прозвание ветви рода Ярославичи) Шляхтичи ОЧЕНЬ НЕ РЕДКО переходили в православие еще в 17-18 веках: посмотрите фамилии священников Черниговской губернии - половина, если не более, аналог шляхетсских фамилий Подолии, Волыни и ВКЛ. | | |
Скандер Onegaborg Сообщений: 1166 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 424
| Наверх ##
14 декабря 2010 0:51 severinn написал: [q] Данила Иртищ был "слугой" (аналог сына боярского) князя Федора Ивановича Ярославича Боровского, бежавшего из Московского княжества, прямого потомка двоюродного брата Дмитрия Донского Владимра Серпуховского от сына Владимира Ярослава (отсюда и прозвание ветви рода Ярославичи)[/q]
Бежал не сам Фёдор Иванович, а его отец Иван Васильевич Боровский лет за 50 до описываемых событий. А в родословной Ртищевых есть такое лицо - Данила Иванович? Я к сожалению почти не знаю историю этого рода. severinn написал: [q] Шляхтичи ОЧЕНЬ НЕ РЕДКО переходили в православие еще в 17-18 веках: посмотрите фамилии священников Черниговской губернии - половина, если не более, аналог шляхетсских фамилий Подолии, Волыни и ВКЛ.[/q]
Ну это отчасти может быть объясняется тем, что фамилии у священников были по большей части выдуманные? При поступлении в семинарию семинаристам "облагораживали" фамилию. Именно поэтому например митрополиты Тихон Оболенский и Евдоким Мещерский (церковные деятели начала 20 века) хоть и носили "княжеские" фамилии, не имели ровным счётом никакого отношения к своим княжеским тёзкам. Вспомнился почему-то профессор МГИМО и телеведущий Юрий Вяземский (Симонов). Неглупый вообщем-то человек, он тем не менее помешан на своих якобы "благородных" корнях, очень долго пытался возвести свою родословную к князьям Вяземским и даже снялся ради этого в программе Моя родословная. Но нашёл он у себя среди предков не князей, а ... попов. | | |
severinn Сообщений: 7153 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2384
| Наверх ##
14 декабря 2010 19:31 14 декабря 2010 19:32 Скандер написал: [q] severinn написал:
[q] Данила Иртищ был "слугой" (аналог сына боярского) князя Федора Ивановича Ярославича Боровского, бежавшего из Московского княжества, прямого потомка двоюродного брата Дмитрия Донского Владимра Серпуховского от сына Владимира Ярослава (отсюда и прозвание ветви рода Ярославичи)[/q]
Бежал не сам Фёдор Иванович, а его отец Иван Васильевич Боровский лет за 50 до описываемых событий. А в родословной Ртищевых есть такое лицо - Данила Иванович? Я к сожалению почти не знаю историю этого рода.. [/q]
Не стал специально это уточнять, т.к. сути не меняет Ртищевыми не занимался, но форма прозвища Иртыщ характерна для 15 века, похожее прозвище с начальной "И" (у сына исчезнувшей) есть в начальной генеалогии Татищевых. Скандер написал: [q] severinn написал:
[q] Шляхтичи ОЧЕНЬ НЕ РЕДКО переходили в православие еще в 17-18 веках: посмотрите фамилии священников Черниговской губернии - половина, если не более, аналог шляхетсских фамилий Подолии, Волыни и ВКЛ.[/q]
Ну это отчасти может быть объясняется тем, что фамилии у священников были по большей части выдуманные? При поступлении в семинарию семинаристам "облагораживали" фамилию. Именно поэтому например митрополиты Тихон Оболенский и Евдоким Мещерский (церковные деятели начала 20 века) хоть и носили "княжеские" фамилии, не имели ровным счётом никакого отношения к своим княжеским тёзкам.
Вспомнился почему-то профессор МГИМО и телеведущий Юрий Вяземский (Симонов). Неглупый вообщем-то человек, он тем не менее помешан на своих якобы "благородных" корнях, очень долго пытался возвести свою родословную к князьям Вяземским и даже снялся ради этого в программе Моя родословная. Но нашёл он у себя среди предков не князей, а ... попов. [/q]
На Украине православные священники большей частью из шляхты и козаков. Точно. | | |
Дрозд Дмитрий | Наверх ##
15 декабря 2010 0:19! Скандер написал: [q] Шляхтичи довольно редко переходили в священническое сословие.[/q]
Явление достаточно распространенное - особенно для больших шляхецких семей - старшие сыновья получали наследство, младшим, чтоб не делить богатство на многме части, часто предстоял пусть в священники или даже монахи. Это тоже давало приличный доход. Что касается связи Достоевского с теми далекими Достоевскими - то все исследователи как раз и пишут, что эта связь не доказана. А раз так, то он может быть потомком совсем другого рода. | | |
|