Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   СТРАНЫ И РЕГИОНЫ »   Российская Федерация »   Россия, Северо-Западный округ »   Вологодская область »   Яренский уезд
RSS

Яренский уезд

Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы. Поиск и обмен информацией.


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 88 89 90 91 92 93 [ >>>>>> ]
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Гобан
Долгожитель форума

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1829
Регистрация: 2010
Рейтинг: 2798 

Глеб Горбовский

ЗЫРЯНЕ

Моей бабке А.А. Сухановой

Издревле мы, из рани,
древляне, ведуны,
дремучие зыряне,
на воду шептуны.
Голубоглазый воздух
над нашей головой.
Из мёда мы, из воска,
из ягоды живой.
С кислинкою, с грустинкой,
с куделью бороды,
с прозрачной паутинкой,
летящей вдаль мечты…
Из нежити, из драни,
из стыни и огня —
зоряне, северяне,
зелёная родня!
…Не оттого ль, однако,
как бред во мне, как бес,
сидит занозой тяга —
в глушь вековую, в лес?
Из рвани — не в дворяне,
с топориком — в рассвет!
Таёжные цыгане,
мы есть и как бы — нет…
Порхают наши дети,
как пчёлы без цветов,
пока не ткнутся в сети
прелестных городов.
Из сини мы, из рани,
крестьяне, рыбари,
лесные соборяне,
хранители зари!
Гобан
Долгожитель форума

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1829
Регистрация: 2010
Рейтинг: 2798 

30. 1645 г. ранее июля 4. — Отписка пятидесятника Верхоленского Братского острожка Курбата Иванова якутскому воеводе Василию Пушкину с товарищами с подробным описанием своей службы за последние три года, в частности о взаимоотношениях и вооруженной борьбе с восстающими брацкими людьми.

л. 192/ Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии воеводам Василью Никитичю, Кирилу Осиповичю, [46] диаку Петру Григорьевичю Верхоленского Брацково острошку пятидесятничишко Курбатко Иванов челом бьет. В прошлом во 150-м (1642 год) году августа в 24 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу и по наказной памяте стольников и воевод Петра Петровича Головина да Матвея Богдановича Глебова велено мне из Якутцкого острогу ехать в Верхоленской в Братцкой острожек на перемену к пятидесятнику к Мартыну Baсильеву. И приехав мне в Верхоленской в Братцкой острог взять у него Мартына острог и острожные ключи, и пушку, и пушешные зелье, и ядра, и аманата братцково Чевдока Коржунова сына, и всякие государевы дела, и наказ за государевою ленскою печатью и за дьячьею Елфимовою рукою, и имянной список служилым людем, и государевы хлебные запасы, и государевы товары иноземцом на подарки олово и медь и сукна, и с ним Мартыном во всем росписавса, ево Мартына отпустить в Якутцкой острог. И будучи мне [в] Верхоленском в Братцком острошке збирать на государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии ясак с тынгусов с розных родов и з братцких князцей и с их улусных людей, а которые братцкие люди преж государю ясаку с себя не давали и своих улусных с людей и тех братцких неясашных князцей и их улусных людей велено призывать ласкою и приветом под государеву царьскую высокую руку. А которые братцкие князцы и их улусные люди учинятца государю сильны и непокорны и ясаку с себя давать не станут, и на тех братцких людей велено по государеву указу и по наказной памяти стольников и воевод Петра Петровича Головина с товарищи ходить войною, чтоб тех братцких князцов и их улусных людей смирить и привесть под государеву царьскую высокую руку в прямое холопство навеки неотступно. Да в прошлом же во 151-м (1642/43 год) году зимним путем велено мне, дождався с Ылимского волоку пятидесятника Василья Горомыкина с войском, и итти с ним с Васильем вместе на братцких людей на икиреж, которые братцкие люди при Мартыне Васильеве, как выпущен аманат Куржун, а в его место взят сын ево в оманаты, /л. 193/ и с ним Куржуном отпустил Мартын 6 человек служилых людей, и те братцкие люди икирежи служилых людей побили и в государеве ясаке отказали, и тех изменников велено по государеву указу воевать. И во 151-м году марта в 24 день с Ылимского волоку пришел пятидесятник Василей Горомыкин служилыми людьми и с охочими с промышлеными 30-ью человеки, да со мною служилых людей 14 человек, а в остроге оставил 7 человек, поделав лыжи и нарты с великою нужею и прося у бога милости со всеми служилыми людьми, пев молебны в Верхоленском в Братцком острошке Спасу и пречистой богородицы и Николе чюдотворцу, и после молебенного пения собрався 74-ми человеки и урядясь крепкими сторожами, пехотою на лыжах и на нартах, последним зимным [47] путем пошли с великою нужею и взяли с собою в вожи тынгуского князца Нонора, И апреля в 2 день, на самое светлое воскресение Христово, на утреной зоре, божиею милостию и государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии счастьем и благоверного царевича князя Алексея Михайловича счастьем бог поручил, тех государевых изменников погромили и князца Бобока взяли ранена, и скота и ясырю взяли, и с тех юрт сошли версты з 2 со всеми служилыми людьми здорово и укрепяся засеку засекли. И на 3-ей день те братцкие люди стали к нам приезжати, учали с нами пословать, чтоб де государь нас впредь воевать не велел, а мы де почнем государю ясак давать, а вы дайте де нам ясырь на выкуп. И оне братцкие люди одну женку выкупя. И в 11-й день братцкие люди икирежи и бунгудаи на утреной зоре, собравса большими людьми сот 6, кругом с щитами обошли и почали по нас из-за сщитов стрелять. И мы, прося у бога милости, с теми братцкими людьми поставили бой. И яз с небольшими людьми вышли из засеки и стали по сщитам стрелять, а иные служилые стали из засеки стрелять. И божею милостию и государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии счастьем у них братцких людей сщиты отбили и тех братцких людей на приступе и на побеге многих побили, а иных многих переранили и копья и луки и саадаки и /л. 194/ и шеломы многие з голов отбили. И они братцкие люди с того бою побежали, друг друга не зведали, а служилые люди бились на тех боях з братцкими людьми не сщадя лица своего, а хто на том бою ранен и хто мужика убил, или хто коня под мужиком подстрелил, и то писано имянно в Якутцкой острог к стольником и воеводам к Петру Петровичю Головину с товарыщи. И отошли в острог все здравы. Да в прошлом же во 151-м году послал я на усть Куты служилых людей десятника Семейку Скороходова, Семейку Черкашенина с товарыщи для государева жалованья хлебново и денежново и соляных окладов, и велел им по государеву указу прибрать на усть Куты охочих промышленых и гулящих людей на государеву службу на Байкал и на Ламу; и те служилые люди Семейка Скороходов с товарыщи кликали охочих ис промышленых и из гулясщих людей на государеву службу на Байкал и прибрали 48 человек. И те же служилые люди Верхоленского Братцково острошку тобольские и березовские и енисейские должились у торговых людей хлебными запасы и оружье покупали на порох и свинец дорогою ценою, должася великими долгами и подымали тех промышленых и гулясщих людей на государеву службу на Байкал: рублев по 50 и по 60 ставился подъем служилым людем, опричо своего подъему. А яз на подъем тем промышленым и гулясщим охочим людем коней и быков и коров вдесятером да 10 писщалей, 30 фунтов пороху, свинцу 30 фунтов да им же давал хлебных запасов, и всего моего подъему охочим служилым людем на 200 на 40 руб. на 20 на 1 алт. И пошел на государеву службу из Братцково острошку на Байкал июня в 21 день, а служилых людей со мною пошло 26 человек да охочих промышленых [48] и гулясщих людей 48 человек и всех людей пошло со мною 74 человека, а в вожи с собою взял тынгусково князца Можеуля. И божиею милостию и государя нашего царя великого князя Михаила Федоровича всеа Русии счастьем пришли край Ламы и на Байкал июля в 2 день со всеми служилыми людьми и велел делать край Ламы суды и к братцким людем к неясашным послал служилого человека Федьку Месщерякова с тынгуским /л. 195/ князцом с Можеулем, чтоб те братцкие люди пришли под государеву царьскую высокую руку и принесли бы государев ясак с себя и своих улусных людей. И они братцкие люди князец Обогондей государю ясак посулил, почали миритца, ясак де мы государю дадим на осень. И мы на тех братцких людей войною не пошли и поделав суды переехали на Ольхон остров. И братцкие люди государю стали непокорны и поставили с нами бой, учали дратися, сели в осаде в каменю. И божею милостию и государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии счастьем тех братцких людей на драке многих побили, а иных взяли живьем и ясырь и скота коней и коров взяли. И после боя братцкие люди почали миритца, почали государю ясак сулить. И которых братцких людей взяли живьем, отпустили з женами и з детьми на государево имя и больше того их не воевали. А в оманаты доброво мужика не было, потому что лутчие мужики розбежались. И на Ламе оставил 6 человек служилых людей, десятника Семейку Скороходова с товарыщи да 30 человек промышленых охочих людей, и дал им вожа и аманата тынгусково князца Киндигирского роду имянем Юногу и велел итти вверх по Ламе на реку на Ангару и велел им поставить; зимовье и збирать государев ясак с тынгусов на 152-й (1643/44 год) год. И судом божиим те служилые люди побиты, а промышленые люди 12 человек зимою вышли в Верхоленской острог, а 2 человека по Ламе Ангарою и Енисеем выплыли з государевою казною в Енисейской острог: промышленой человек Левка вятченин да Максимко зырян, что те служилые люди собрали государевой казны с новые землицы на Байкале и Ангаре с тынгусов Киндигирского роду. А пришел з Байкалу служилыми людьми и с промышлеными в 152-м (1643 год) году сентября в 4 день и написав чертеж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицам, распросные речи тынгусов и братцких людей про мугал и про Китайское государство и про иные землицы и на Байкале где мочно быть острогу, обо всем писал в Якутцкой острог к стольником и воеводам к Петру Петровичю с товарыщи и о прибавошных людех, чтоб прислал человек 100 или больши, чтоб на Байкале поставить острог. А на 152-й год государева хлебново и денежново и соляново жалованья мне и служилым людем не дано, и служили мы без государева жалованья 9 месяц нужу и голод /л. 196/ терпели, что скотишка бог подаровал на государевой службе на Байкале души свои сквернили, мясо ели сповал оприче [49] говеней, а в говейно с мукою сосну мешали да ели. Да в прошлом же во 152-м году посылал вверх по Куленге реке к тынгусом для государева ясашново збору 3-х человек служилых людей: Мишку Артемьева, Мишку Сорокина, Проньку Задубина и вел[ел] им посылать тынгуса к братцким людем к готелам князцу Тоглою, чтоб те братцкие люди князец Тоглой и своими улусными людьми пришли под государеву царьскую высокую руку и ясак бы с себя государю дали. И те братцкие люди в государеве ясаке отказали: придут де служилые люди к нам по ясак, и мы де служилых людей побьем, а вас де тынгусов в котле сварим. И я на тех братцких людей велел по государеву указу на Илимском волоку прибрать служилым промышленых охочих людей. И служилые люди прибрали человек с 30. И на тех братцких людей ходило со мною служилых людей и промышленных 50 без дву человек. И божиею милостию и государьским счастьем тех братцких людей князца Тоглоя улус юрт с 40 погромили, ясырю и скота взяли и князца Тоглоя на бою взяли живцом, посадили в аманаты, а у него князца Тоглоя убили 3-х сынов, а 3 сына остались, и его улусу и родников осталось человек 100 и больше. И государю ясак дать хотели. И после того стали приезжать в острог и ясырь у служилых людей весь повыкупили. И иных улусов икирежи и бунгудайские князцы Торым и Наярай приезжали в острог и шерть на том дали, что им быть братцким людем под государевою царьскою высокою рукою в прямом холопстве навеки неотступно и государю ясак давать по всея годы безпереводно. И государевым их жалованьем дарили оловом, и напоили и накормили государевым довольно. И по совету служилыми людьми, что имать ли их в аманаты или нынече не имать и почали говорить: стать де имать тех в аманаты, а иных будет в острог не призвать, а они увидят государеву ласку, на то де смотря станут ездить в острог и иные. А те братцкие люди икирежи и булгудаи на то положили, что де мы на осень, лутчие люди, приедем сами в острог з государевою казною. И мы на то положили, как будут в острог з государевою казною и тогда лутчих людей возьмем в оманаты, а сверх государева и своим дарили оловом и поили и кормили и отпустили. И во прошлом во 152-м (1644 год) году августа /л. 197/ в 7 день збежал из острошку в Браты братцкой выходец Зороктойко, а с собою свел братцкую женку да 4 коня, а после его в 4-й день збежал мой детинка новокрещеной Ивашко, тот же Зороктойко подговорил. А того мы от них не чаяли, что им збежать, потому что была от них служба и раденье. Мы от них стали беретчись, что от таких бывает государеву делу поруха немалая. А служилых людей в остроге мало, всего 26 человек, а орды прилегли большие и землицы открываютца. И в нынешнем во 153-м году сентября в 22 день приежжал Верхоленской в Братской острог бунгудайской князец Чекодей и привез ко мне грамотку с Ангары с усть Осы реки от атамана от Василья Колесникова, а в [50] грамоте пишет, что де я ставлю за Ангарою против Осы реки острог и приезжал де ко мне братцкой князец Чекодей, а сказывал де мне, что де я государю своими улусными людьми ясак даю Верхоленской в Братцкой острог. И яз к нему Василью сентября в 25 день писал отписку и послал к нему дву человек служилых людей Мишку Сорокина да Пахома Левонтьева с тем же з братцким князцом с Чекодеем, а в отписке писал, чтоб он Василей по сю сторону Енисею и по сторонним рекам по Осе и по Укиче братцких людей не воевал, что те братцкие люди на том шерть, дали, что сулили государю ясак Верхоленской острог, и никоторые б им обиды и тесноты не чинили, потому что все ко одному праведному государю идет. Октября в 3 день приехали в Верхоленской острог служилые люди от Василья Колесникова Мишка Сорокин да Пахомко Левонтьев и привезли отписку, а в отписке пишет. По государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу и по наказной памяте велено де мне государеву холопу итти из Енисейсково острошку для ради прииску новых землиц и для соболиново ясашново збору вновь Тынгускою рекою и Ангарою вверх /л. 198/ на Байкал озеро и Ламу и велено де мне по государеву указу на Ангаре реке повыше Осы реки острог поставить, иноземцов немирных тынгусов и братцких людей под государеву царьскую высокую руку приводить и ясак имать. А буди которые братцкие люди учинятца сильны и ясаку государю давать не учнут, и мне велено на тех непослушников ходить войною и тех непослушных людей воевать, как господь помочи подаст. И яз де выше Осы реки угожово места не нашел, где острог поставить, лесов нет. И яз де сплыл пониж Осы реки и приискал де под острог угожее место и острог де я поставил за Ангарою, пониже Осы реки. И [по] государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу острог де я поставил. И приезжали де ко мне из улусов братцкие князцы Быкозеев сын и Муруй и балагайцы Абанганей и Кургасей и праведному де государю ясаку те братцкие люди своих улусов дали, а достальной де ясак на осень посулили. И яз де тех князцей и улусных людей взяв государев ясак и их по государеву указу привел к шерте. И те служилые люди Мишка Сорокин да Пахомка Левонтьев в роспросе сказали: ехали де мы от Василья Колесникова мимо братцких улусов и братцкие де люди до нас гораздо добры и говорят так, что де мы государю ясак рады давать Верхоленском остроге. И, отпустя он, Василей, служилых людей, почал воевать тех братцких людей, которые сулили государю ясак в Верхоленской острог, князца Чекодея и его улусных людей разорили, жены и дети их воевали и скот отгонили. И те братцкие люди с Осы и с Укичи реки розбежались от ево Васильева погрому по Ангаре реке и по сторонним рекам и оттого ныне стало в государеве ясаке убыль и те братцкие люди ныне потому государева ясаку не дали, что стали розвоеваны. И те братцкие люди, скопяся всею землею, и пришед под острог, и коней у служилых людей отгонили, и в другоряд [51] пришли под острожек /л. 199/ генваря в I день, скопяся всеми людьми, и острог осадили и сена прижгли. И от тех же братцких людей лехкие люди пришли на Тутуру и Оверку пашенного розорили и руских людей 5 человек убили и скот отгонили и пашенной завод весь розвезли и хлебные запасы россыпали и сена прижгли, а тот Оверка был в остроге. А стояли братцкие люди под острогом 10 ден и с тынгусами приказывают: станем де мы ходить весною во усть Куты и руских людей побивать. И яз писал на Илимской волок к сыну боярскому к Олексею Бедареву и послал дву человек служилых людей Пахомка Левонтьева да Олешку Иванова, чтоб прибрали из гулясщих охочих людей итти на братцких людей войною, или б на прибавку прислал служилых людей, с кем бы сидеть в острошке. И Олексей Бедарев прибрал охочих промышленых людей 100 человек и прислал в Верхоленской острог с енисейским служилым человеком с Олексеем с Оленем и ему дал наказную память. И как Олексей пришел с ратными охочими людьми в Верхоленской Братцкой острожек и яз с ним с Олексеем ходил на речку на Угичю, а та речка пала в Енисей, и на Угиче братцких людей нет, сошли рано безвесно, и ходил 2 недели пехотою с великою нужею и пришед Верхоленской острожек, взяв тынгусково князца Можеуля и роспрошав накрепко, где бы мошно на братцких людей притти безвесно, и князец Можеул стал говорить: и топере де братцкие люди все живут в скопе и везде де у них по дорогам караулы, пойдем де мы край Ламы на корилцов и на батулинцов, живут де там братцкие люди безвесно, а сына ево Можеулева Окунию посадил в острошке. И как пришли на край Ламы и схватили дву мужиков тынгуских и алятцково роду Мидалву и их стали роспрашивать, и где живут братцкие люди корильцы и батулинцы, и их взяли с собою. И вечером улусы и братцких людей подсмотрели сами и изготовились /л. 200/ на утро на удар, и к братцким людем ночью весть пала, а скот и живот весь увезли и изпометали избы с войлоки, и мы за ними пеши шли день до вечера. И почали промышленые люди говорить: нам де за конными людьми пешим не уходить. И с Ламы пришли в острог и мы мало не померли голодною смертию. И Олексей, поделав плоты, и с промышлеными людьми поплыл на низ, а мы остались в острошке опять безлюдно. Да в нынешнем же во 153-м году апреля в 17 день писали ко мне с Ылимсково волоку пятидесятник Томило Ильин да Григорей Иванов, что велено мне быть на Илимской волок з государевою казною с ясашною и с десятинною соболиною казною и со всем збором, и с прежним с целовальником дожидатца на Илимском волоку воевод Василья Никитича Пушкина да Кирила /л. 201/ Осиповича Супонева да диака Петра Стеншина. И яз с первыми людьми затем не поспел сплыть, что ходили в 2 похода, и государевы ясашные книги не справлены и отписок не успел написать, а ясак дают не вдруг. Да я ж послал майя в 8 день служилого человека Мишку Сорокина с тынгусом и с Можеулем к братцким людем в Икирежи для государева недоборново ясаку и велел [52] ему Мишке говорити, что они братцкие люди икирежи и бунгудаи и коринцы и батулинцы к государю ясак сулили и своих улусных людей и на том дали шерть, что государю ясак давать по вся годы безпереводно, и государевы им подарки даваны, поили и кормили довольно, и они братцкие люди все то позабыли на чем дали шерть государю и государеву хлеб и соль позабыли. И что они братцкие люди собрався у служилых людей кони отогнали и в другой ряд пришед острог осадили и сена обожгли и на Тутуре государевых людей громили и нынечи на вас государь посылал многих служилых людей и велел вас за то воевать и жен ваших и детей в полон имать. И служилые люди были зимою и ходили пехотою и ваш караул взял. И вы ушли от служилых людей. И буди не будут лутчие люди в острог и не принесут государю вины своей, и по государеву указу пошлют на них воеводы Василей Никитич да Кирило Осиповичь да диак Петр Стеншин з дву сторон больших воинских людей; с вогненным боем коньми, и Братцково острогу и с Ылиму, и вам будет не уйти и в Мугалы, и ему тунгусу все то наговоря толмачем. И майя в 21 день приехал в Верхоленской в Братцкой острог, а с ним приехали 2 мужика братцкие улусные имянем Егудей да Хам да привезли государева недоборного ясаку с ыкирежей и з бунгудаев 18 соболей, 2 ожерелья собольи пластинные да ожерелье пластинное поминошное мне Курбатку для государьсково величества. И то писано все в яса шные /л. 202/ книги. И в роспросе Мишка Сорокин сказал: братцкие де люди икиреж и бунгудаи то говорят, под острогом де мы не были, и коней де у казаков не отгонили, и сен не жгли, и на Тутуру не ходили, приходили де братцкие люди из за Енисея князец Моголчок своими людьми да с ним де приходили готелы князца Тоглоя дети своими людьми, который де у вас сидит в оманатах, да и летом де хотят как де трава выростет, под острог и до усть Куты де хотят воевать. А мы де за тем в острог ехать не смеем, что де вы на нас на всех думаете. А государю де мы ясак станем давать да и в острог ездить станем. И тех братцких людей напоя и накормя государевым довольно и государевы подарки им дал и им братцким людем толмачем то ж наговорил[и], чтоб братцкие люди государю все ясак давали и в острог бы ездили попрежнему, не блюдясь ничево. А будет впредь государю ясаку не станут давать, и по государеву указу пошлют на них воеводы Василей Никитич Пушкин да Кирилло Осипович Супонев да диак Петр Стеншин многих воинских людей с вогненным боем коньми, и их братцких людей отпустили. Да мне ж и служилым людем государева жалованья пороху и свинцу не давано на 151-год и на 152-й год и на нынешний на 153-й год покупали порох и свинец дорогою ценою на государеву службу. И промышленых и гулясших подымали собою, должася великими долгами. Да на 152-й год и на нынешней на 153-й /л. 203/ год круп и толокна не дано из государевы казны, помираем голодною смертию. А службишка наша перед праведным государем много: в 4 годы нашею службишкою государевой казны с новой землицы в Верхоленском [53] Братцком острожке собрано государевой ясашной и поминошной казны и десятинной 100 сороков прямою нашею ко государю службишкою и многие землицы ростворяютца, и за то нас своя братья не могут, навидеть, наносят всякими небылыми статьями к столником воеводам к Василью Никитичю, Кирилу Осиповичю, дьяку Петру Григорьевичу. А которые иноземцы тынгусы и братцкие люди приносили ко мне для государьского величества соболи и лисицы, и яз клал в государеву казну и писал в ясашные книги имянно порознь статьями, хто что принесет, а сам теми собольми и лисицами не корыстовался. А преже сего нашей братье от того зипуны были. А есще в Верхоленском в Братцком острошке прибыль государю мочно учинить, да и вам службу вековешную да и детям вашим, человек со 100 служилых людей, да к тому сколько промышленых приберетса, осень походить. А и то место блиcко, где на Ламе государев ясак собран на Ангаре реке. А в свое место оставил Верхоленском острошке на время служилого человека Якуньку Куклина да с ним служилых людей 14 человек и велел им Якуньке Куклину с товарыщи жить в острошке бережно и аманатов беречь накрепко и из острогу вон не выходить, днем и ночью жить с крепкими сторожами. Да для письма оставлен у государева дела служилой человек Пронька Задубин. Да я ж написал великой реке Лене и в нее падучим рекам и Байкалу и в Байкал падучим рекам и иным сторонным рекам и в них падучим рекам чертеж. А тем служилым людем Якуньке Куклину да Проньке Задубину государева хлебново и денежного жалованья не дано и соляных окладов. Печать у отписки и у государевых ясашных соболей зверь инорог да древо.

На обороте: Государя царя и великого княза Михаила Федоровича всеа Руcии воеводам Василью Никитичю, Кирилу Осиповичу, диаку Петру Григорьеву.

153-го (1645. год) июля в 4 день подали служилые люди Ивашко Чюралов да Федька Мещеряк.

Помета: Отписать на Ленской волок х Курбатку с товарыщи, что по обоим ево отпискам, чтоб он государеву соболиную ясачную и поминочную и десятинную казну порознь готовил и ясачные книги за своею рукою отдал на Ленском волоку сыну боярскому Олексею Бедареву и служилым людем Томилку Ильину да Гришке Татарину и таможенным целовальником всю налицо и в том у них взять ему отпись, а отдать ему государеву соболиную казну и взять себе и служилым людем на нынешний на 153-й год будет им не додано, государева денежное и хлебное жалованья, велеть ему Курбатку с товарыщи ехать тотчас в Верхоленской острог в том же судне, в котором приехал. А с тою государевою казною на волоку оставить служилого Трофимка Сидорова да целовальника, который у збору был Ортемка Епанчинского. А что он Курбатко писал к воеводам к Василью Никитичю Пушкину с товарыщи про братцкие вести и про былых ратных людей, и про то ныне ведомо. [54] И он бы Курбатко с теми ж служилыми людьми шол под Братцкой острог наспех днем и ночью, а приехав в Братцкой острог, будет мочно, послал к братцким людем, которые государю послушны и аманат их есть, с вожем и с толмачем служилого человека, и велел у их недоборной ясак просить и уговаривать ласкою и приветом, чтоб они своего аманата в том не подали, и государев ясак дали, и вперед платили. И велеть у их тому служилому человеку и толмачю и вожу у них проведать, придобря иных братов хотя чем и невеликим, подаря тех лучих, какова на государевых служилых людей дурно[го] ль заводу и под острог Братцкой и по Лене до усть Купы реки их войною походу, а проведав подлинно ль, да о том он Курбатко на Ленской волок отписал тотчас подлинно проведав с служилыми людьми, а послал бы с отписки человек дву или как пригоже, и о том к нему в те поры обо всем государев указ будет. Да и чертеж бы он Курбатко свой за своею рукою оставил у сына боярского ж у Олексея Бедарева с товарыщи, и против чертежу роспись за своею ж рукою, а к росписи описал бы имянно, сколько до которого места от Братцкого Верхоленского острогу и до падучих речек ходу, и какие по них люди иноземцы, и где в которых местех сколько каких родов живут, и где мочно острог поставить, и многими ль воинскими людьми мочно их под государеву высокую руку привесть, и чаять ли в том государю в ясачном сборе прибыли, чтоб которая государю прибыль была прочна и стоятельна.

Архив ЛО ИИ АН СССР, к. 184, столб. 1, лл. 192 — 203.

вологжанка
Долгожитель форума

вологжанка

Вологодская область
Сообщений: 5468
Регистрация: 2009
Рейтинг: 7287 

Гобан
может вам будет интересно,ВГВ за 1850 год,в неофициальной части,с 1 номера и дальше в номерах продолжение

---
Все личные данные, мои и моих предков, размещены на сайте добровольно.

Гобан
Долгожитель форума

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1829
Регистрация: 2010
Рейтинг: 2798 

Вологжанка

Меня интересует все, что касается истории моего края, и больше всего дореволюционный его период. Спасибо за ссылку.
Гобан
Долгожитель форума

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1829
Регистрация: 2010
Рейтинг: 2798 

Начальный этап освоения коми-ижемцами
территории Северного Зауралья
по данным метрических книг церквей
Березовского округа
(конец 1830-х — начало 1860-х гг.)
Н. А. Повод
http://www.ipdn.ru/rics/doc0/DA/a4/3-pov.htm

С Вычегды – на Иртыш

Автор: Н. Д. Конаков, Ю. Г. Рочев
Дата публикации: 08.09.2004
http://kominarod.ru/catalogues/biblio/papers_234.html

Гобан
Долгожитель форума

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1829
Регистрация: 2010
Рейтинг: 2798 

Леонид БЕЗЪЯЗЫКОВ
ПЕРВЫЕ КРАСНОЯРЦЫ

Поэтому среди первых красноярцев есть и Волга, и Астраханец, и Зырян, и Колмогор и Москва, и множество других подобных фамилий.

http://www.krasdin.ru/1998-4-5/s010.htm
Гобан
Долгожитель форума

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1829
Регистрация: 2010
Рейтинг: 2798 

В. М. Морозов, С. Г. Пархимович
Миграции древних коми в Нижнее Приобье

http://proceedings.usu.ru/?bas...ontent.jsp

Кто первым сообщил о чукчах. Документальная история чукотского народа началась со «скаски»

Читайте далее: http://www.1sn.ru/39574.html
вологжанка
Долгожитель форума

вологжанка

Вологодская область
Сообщений: 5468
Регистрация: 2009
Рейтинг: 7287 


---
Все личные данные, мои и моих предков, размещены на сайте добровольно.

Гобан
Долгожитель форума

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1829
Регистрация: 2010
Рейтинг: 2798 

Покорение Сибири. От Ермака до Беринга
http://www.plam.ru/hist/pokore.../index.php

Мамсик Т.С.
Поволжье и Приобье: очаги раннего культурного взаимодействия.
XVII - середина ХIX в.
http://history.nsc.ru/kapital/project/kotel/004.html
Гобан
Долгожитель форума

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1829
Регистрация: 2010
Рейтинг: 2798 

Тысячелетие народа коми:
время, климат, человек

И.Л. Жеребцов

Игорь Любомирович Жеребцов, доктор исторических наук,
ученый секретарь Института языка, литературы и истории Коми
научного центра Уральского отделения РАН.

http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NATURE/07_00/KOMI.HTM

Тысячелетие народа Коми: человек и климат
Игорь Жеребцов
http://www.inkomi.ru/articles/2006/10/21/human-climat/
Гобан
Долгожитель форума

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1829
Регистрация: 2010
Рейтинг: 2798 

На кочах вокруг Чукотки
Игорь Жеребцов | 27 октября 2005

http://www.inkomi.ru/articles/2005/10/27/around-chukotka/
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 88 89 90 91 92 93 [ >>>>>> ]
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Генеалогический форум ВГД »   СТРАНЫ И РЕГИОНЫ »   Российская Федерация »   Россия, Северо-Западный округ »   Вологодская область »   Яренский уезд
RSS