Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
РИКЦ
(реклама от russia-israel.ru)

Порядок производства и ведения дел.

Общий порядок и частные вопросы.

← Назад    Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модератор: Jan=Ян
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Иногда знание того, каким образом решается тот или иной вопрос в государственных учреждениях Российской Империи, какие документы создаются при решении этого вопроса и как они перемещаются из одной официальной инстанции в другую, позволяет намного облегчить поиски генеалогической информации.

Как и куда подается запрос (прошение)? Какие документы необходимы для того, чтобы вопрос приняли к рассмотрению? Каким порядком решается вопрос? Какие документы и письма создаются в процессе решения? Чем завершается процесс делопроизводства?

Знание ответов на эти и другие вопросы значительно облегчает жизнь исследователя и упрощает процесс поисков.

В данной теме я постараюсь описать порядок делопроизводства по некоторым вопросам, с которыми мне пришлось столкнуться в своих генеалогических поисках.

Буду рад, если кто-нибудь также поделится своими наблюдениями и опишет порядок рассмотрения других вопросов в государственных учреждениях Российской Империи.

В теме также описаны следующие вопросы:

1. Порядок перечисления крестьян из одного общества в другое.
2. Порядок приобретения крестьянами и мещанами земли с помощью Крестьянского Поземельного Банка.

3. Порядок переселения Однодворцев Западных Губерний в другие Губернии.
4. Порядок ведения следственных дел по восстановлению метрик. Православная Духовная Консистория.
5. Проект правил о порядке производства дел в Городской Думе и с инструкцией Городской управе. – Самара, 1883 г.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Лайк (1)
Kraut

Kraut

Самара
Сообщений: 4700
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 2319

Jan=Ян написал:
[q]
1. Порядок перечисления крестьян из одного общества в другое.
2. Порядок приобретения крестьянами и мещанами земли с помощью Крестьянского Поземельного Банка.
[/q]

Есть неточности, но в целом верно
---
Кузнецовы (Самарская д.НовоЗапрудное, с. Липовка, с. Дмитриевка, д. Новая Поляна (Лопатино). Скоповы (Воронежская -- с. Пески, д. Мазурка, д. Марьевка Байчурово тож) Кретинины (интересны все, Воронежская обл., Украина - г. Запорожье, Казахстан)
Пугины,Бо
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Kraut написал:

[q]
Есть неточности, но в целом верно
[/q]


Шлите исправления. Дополняйте.
Все приветствуется.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Kraut

Kraut

Самара
Сообщений: 4700
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 2319
Ну, во-первых, на уровне волости
Не сельское общество, а Волостное Правление.
Выдавал и подписывал увольнительное свидетельство Волостной Старшина после подтверждения сведений об уплате податей и налогов (для крестьян). Отставные нижние чины причислялись без этой процедуры ибо налогов не платили, в Казенной палате вносились не Окладную Книгу, а в Льготную Книгу.
Могу ошибаться, надо проверить, параллельно с этим Вол. Старшина отправлял запрос Становому Приставу для проверки не состоит ли под судом человек и прочее, затем Земский Начальник подписывал удостоверение.
В Казенную Палату предоставлялись документы: от отставных солдат - указ об отставке, а от безсрочно-отпускных - билет, выдававшийся Губернским Воинским Начальником.
Увольнительное свидетельство, 1907
Приговор о согласии принять в общество, 1875



Прикрепленный файл: 1875_1.jpg1875_2.jpg, 454347 байт1907.jpg, 200206 байт
---
Кузнецовы (Самарская д.НовоЗапрудное, с. Липовка, с. Дмитриевка, д. Новая Поляна (Лопатино). Скоповы (Воронежская -- с. Пески, д. Мазурка, д. Марьевка Байчурово тож) Кретинины (интересны все, Воронежская обл., Украина - г. Запорожье, Казахстан)
Пугины,Бо
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Я писал:

[q]
I. Действия в Сельском Обществе (СО)

А) по старому месту проживания перечисляемого лица
1. Обращение крестьянина в сельское общество с просьбой отпустить его из общества.
2. Решение сельского схода (приговор)
3. Выдача увольнительного свидетельства
[/q]


Отпускало-то сельское общество. Ну а дальше, скорее всего так и было, как Вы пишете.
Хорошо, что Вы добавили новую информацию. Пригодится.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Губернское Правление, его Присутствие и Канцелярия.
Или о тех, кто ДЕЛАМИ занимается.

1. Губернское Правление состоит из Присутствия и Канцелярии.

2. Присутствие образуют:
- Вице-Губернатор;
- Три Советника (один из них Старший Советник);
- Ассессор.
Все они являются ЧЛЕНАМИ Губернского правления.
Председательствует в Присутствии Губернатор.

3. Канцелярия Губернского Правления состоит из:
- Трех ОТДЕЛЕНИЙ;
- Канцелярии Присутствия.

4. Каждое Отделение состоит из:
- СЕКРЕТАРЯ:
- Трех СТОЛОВ, каждый под управлением СТОЛОНАЧАЛЬНИКА.
- ПОМОЩНИКОВ столоначальников;
- канцелярских служителей.
Управляет каждым отделением СОВЕТНИК.

5. Канцелярия Присутствия:
Находится под управлением СТАРШЕГО СЕКРЕТАРЯ.
Состоит из:
- Двух помощников Старшего Секретаря:
- Регистратора с помощниками.
- Экзекутора с помощниками.

6. При Губернском правлении состоят также:
- Казначей с помощниками.
- Типография под управлением начальника Газетного Стола.
- Архив с Архивариусом и его помощниками.
- Губернский Архитектор.
- Губернский Землемер с Чертежною.
- Особые уездные землемеры.
- Чиновники особых поручений.

7. Кроме СТОЛОВ в Отделениях, в Губернском правлении есть три особых СТОЛА: Казначейский, Ревизионный и Газетный.

Примечание:
Описанная структура в разные времена могла быть немного другой, но подобной описанной выше.
Эти отличия не сильно влияли на порядок производства дел в Губернском правлении.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Kraut

Kraut

Самара
Сообщений: 4700
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 2319

Jan=Ян написал:
[q]
Отпускало-то сельское общество.
[/q]

По сути, да - общество могло отказать в приеме или исключении. Были случаи когда общество "доило" человека - он покупал водку и передавал деньги, но сход все равно отказывал и "кидал" его. Особенно ярко это выразилось в столыпинскую реформу, когда отпускать на хутора отказывались. Но я уверен, что механизмы обхода существовали и нужно это выяснять по источникам и монографиям по самоуправлению. В моем регионе очень фрагментарно сохранились фонды Вол. Правлений и практически полностью отсутствуют книги с приговорами сельских и волостных сходов.

Если же говорить о переходе "крестьян из одного общества в другое", как Вы обозначили, то необходимо установить хронологические рамки, ведь алгоритмы очень сильно изменились после 1861 года (когда не последнюю роль играли Губернские по КД Присутствия и Мировые Съезды). Также внутри сельских обывателей были разряды, и поэтому для вольноотпущенников и государственных крестьян процесс перехода из одного общества в другое для каждого из них выглядел по-разному. Также нужно помнить о переселениях, инициированных самим Правительством, где делопроизводство поднимается до самого высшего уровня - Императора, Министерства Финансов, МВД, Губернаторов
---
Кузнецовы (Самарская д.НовоЗапрудное, с. Липовка, с. Дмитриевка, д. Новая Поляна (Лопатино). Скоповы (Воронежская -- с. Пески, д. Мазурка, д. Марьевка Байчурово тож) Кретинины (интересны все, Воронежская обл., Украина - г. Запорожье, Казахстан)
Пугины,Бо
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Согласен. Временные рамки очень важны. То, что сегодня делается одним образом, вчера могло делаться по другому.

Да и условия перехода могли быть разными. Кто-то оставлял землю на старом месте, кто-то нет, кто-то имел долги по налогам, кто-то откреплялся от старой семьи и т.д.

К тому же, не всегда обращаешь внимание на некоторые особенности и казалось бы мелочи, изучая конкретную ситуацию. Понимание важности мелочей приходит только с опытом.

Я старался описать общую схему, которая сложилась у меня при изучении конкретных документов и архивных деп. Возможно что-то и упустил. Или просто не встретил других ситуаций, разрешаемых другим образом.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Регистрация дел в Губернском Правлении.

По каждой поступившей в Правление бумаге по резолюции начальства принимается решение об открытии по ней нового дела, о присоединении ее к старому делу, либо о подшивке в другие папки, содержащие прочие бумаги. Новое дело заводится по тем из бумаг, на которых имеется резолюция начальства “к докладу” и “к исполнению” и которые не относятся к старым, уже ведущимся в Правлении делам.

Каждая бумага с резолюцией поступает в определенный Стол, в котором она регистрируется в Настольном реестре этого Стола.

Кроме присвоения бумаге номера, в реестре указывается, к какому делу бумага относится. Если по бумаге открывается новое дело, то присваивается следующий порядковый номер дела по реестру, пишется дата открытия дела и бумага подшивается в это дело.

Каждое дело, впервые зарегистрированное, проживает свою жизнь, вплоть до его закрытия, под одним и тем же номером (и датой регистрации), под которыми оно было впервые зарегистрировано.

Если дело решается быстро и завершается в этом же году, то в соответствующей графе Настольного реестра делается запись об окончании дела и дело считается окончательно решенным.

Если дело решается в течении нескольких лет, то оно ежегодно переносится в Настольный реестр следующего года по тому же СТОЛУ, по которому оно велось. В старом реестре делается запись о переносе дела в новый реестр. В новом реестре дело записывается под тем же старым регистрационным номером, под которыми оно было зарегистрировано и с указанием того, из Настольного реестра какого года оно перенесено. Такие переносы дела происходят до тех пор, пока в каком-то году это дело не будет окончательно решено.

На всех бумагах, которые передаются для присоединения к конкретному делу, пишутся номер дела, его дата и номер Стола. Таким образом, никакая бумажка не может быть потеряна. Если, конечно, не вмешается человеческий фактор.

Правда имеются и бумаги, которые вообще не записываются в Настольный реестр. Это бумаги в основном справочного характера, которые не требуют какого либо решения по ним и просто подшиваются к делам.

Примечания.
1. Новое дело заводится по тем бумагам, которые по своему содержанию и сути не относятся ни к одному из прежде заведенных дел.
2. Если дело окончательно решено и закрыто, то по вновь поступившей бумаге по тому же самому вопросу открывается новое дело под новым номером.
3. В некоторых случаях (по решению начальства) старое закрытое дело может быть и возобновлено. Тогда у него остается номер его старой регистрации.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Сдача дел Губернского Правления в архив.

Оконченные производством Дела Губернского Правления сдаются в Архив.

Дела сдаются в архив Столоначальниками, под наблюдением Секретарей, ежегодно за каждый третий год, считая с текущего года.
Секретные дела сдаются в архив, когда они не составляют уже тайны, и сдаются они в запечатанном виде и с надписью: “Дела секретные такого-то года”.

Столоначальник сдает Архивариусу дела по своему Настольному реестру за тот же год, после перенесения из него неоконченных дел в такой-же реестр следующего года. Реестр сдается в архив вместе с делами. Такие реестры служат в архиве описью делам по каждому Столу и за каждый год.

В Столе у Столоначальника остается только Алфавитный реестр делам, который велся параллельно с Настольными реестрами и в который вносились все записи. Этот реестр помогает Столоначальнику быстро находить (в случае надобности) сведения о всех делах, ведшихся в Столе для требования этих дел из архива.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Хранение дел в архиве Губернского Правления.

В архив Губернского правления хранятся:
А) Оконченные производством дела Губернского правления.
Б) Все наряды, реестры, книги, документы, уставы и другие документальные материалы, которые велись в Губернском правлении и стали уже не нужными для подручных справок по текущему делопроизводству.
В) по решению Губернатора оконченные производством дела:
- канцелярии Губернатора;
- канцелярии Губернского Прокурора;
- дела разных губернских Комитетов и Комиссий;
- дела Губернских Землемеров.

Дела Губернского Правления в архиве хранятся в том же порядке, в каком они и велись в Правлении.
То есть, дела хранятся в архиве:
1). По Отделениям.
2). В отделениях по Столам
3). По каждому Столу по годам.

В архиве Дела группируются по Связкам, а Связки размещаются по Шкафам.

Дела одного Стола, находящиеся в одной Связке и помешенные в одном Шкафу, должны, при необходимости, быть быстро найдены. Поэтому в подлинном Настольном реестре этого Стола, который был сдан в архив, Архивариус напротив номера дела проставляет номер Шкафа и Связки, в которые дело было положено.

В архиве также ведутся Алфавит и Общий указатель сданных в архив дел. В них делаются соответствующие записи о местах хранения дел в архиве. Эти указатели также помогают быстро отыскать нужное дело при необходимости.

По мере того, как нерешенные дела, настольные реестры которых были ранее уже сданы в архив, будут решаться, и поступать по Настольному реестру последнего года в архив, Архивариус кладет их в Связки того года, когда дела начинались.

Не очень важные дела Правления хранятся в архиве в течение 10 лет и затем, по ежегодным решениям Правления, подлежат уничтожению. К таким делам относятся: все дела Ревизионного стола, запросы и справки, дела о передвижении и расквартировании войск, о бессрочно-отпускных, о высылке лиц, об арестантах, по рекрутским наборам и проч.

Дела других мест, хранящиеся в архиве Губернского Правления, уничтожению не подлежат.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
← Назад    Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модератор: Jan=Ян
Вверх ⇈