Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Подосиновский район Кировская обл. 2006 год

С. Подосиновец, д. Нижнее Причалино

← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3  4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модератор: Natalka
братан
Начинающий

Сообщений: 27
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 5
Да, конечно снимал.


Комментарий модератора:
Это хорошо. Сделай пожалуйста мне копию записи. На следующий год когда в Россию собираешся? Мне нужно будет у тебя ее как-то забрать dntknw.gif

Natalka
Модератор раздела

Natalka

Россия
Сообщений: 2813
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1854
Перепечатано из "Записок Подосиновского общества
Изучения родного края" Выпуск 1. ИСТОРИЯ ЦЕРКВЕЙ




Яхреньгская Николаевская церковь -
это церковь, где крестилось, венчалось и отпеывалось не одно поколение моих дорогих пращуров.


file.php?fid=15952


[q]
Очень хотелось бы вставить сюда фотографию церкви, или то что от нее осталось, но увы...
[/q]

Ну, вот фотография появилась, но перефотографированная в краеведческом музее с. Подосиновец. Надеюсь, что смогу и лично побывать еще раз в тех краях.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Данные по Яхреньгской Николаевской церкви взяты из клировой ведомости за 1917 год (опять просьба, если кому-либо доведется держать в руках данный документ, сделайте, пожалуйста, выписку или ксерокопию по данной церкви для меня):
"Церковь выстроена в 1879 году тщанием прихожан. Зданием каменная, одноэтажная, с такою же колокольнею в одной связи, крепкая, крыта железом. В стене трапезы, бывшей ранее холодной, в 1908 году выбраны два боковых отверстия с полукруглыми арками, а на месте дверей, ведущих ранее в церковь, выбрана широкая в середине стены арка из трапезы в церковь и трапеза обращена в теплую (сложены две печи); ход в трапезу устроен с западной стороны, где пробита стена под колокольней и устранена бывшая здесь кладовая, а последняя перенесена в крыльцо с южной стороны, а крыльцо с северной обращено в окно.
Престолов в ней три: в холодной во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца (9 мая) освящен в холодном храме 21 июня 1883 года; в теплом на правой стороне во имя Покрова Божией матери (1 октября), освящен 25 июня 1879 году, а на левой – во имя св. Великомученика и целителя Пантелеймона (27 июля), осв. 15 октября 1879 года.
В бесспорном владении церкви находилось 19 десятин 1600 квадратных саженей земли (пахотной неудобной). По качеству земля средняя, дохода от нее получалось менее половины, большая половина отдается за обработку пашенной и сенокосной земли.
Доходы священно – церковнослужители получали и другими путями: за 1917 год – 1) кружечные – 551 рубль 94 коп., 2) вольная руга, коей в сем году собрано по некоторым деревням: ржи 15 пуд., ячменя 12 пуд. и овса 18 пуд. на сумму 78 руб; 3) в Петров пост масла, яиц и круп на 14 руб.; 4) осенью льна собрано 8 пудов 20 фун. на 255 руб.
Кроме этого, синодом положено жалование священнику 294 рубля, диакону 147 руб. и псаломщику 98 рублей. На должности священника Яхреньгской Николаевской церкви служил Анемподист Александрович Попов с 1884 года декабря 12; на должности диакона с 1 марта 1886 года Александр Никанорович Полиевктов; псаломщика – Владимир Николаевич Зауаев, с 20 сентября 1917 года; церковного старосты – крестьянин Максим Федорович Абрамовский с сентября 1917 года, без получения жалования; просфорня – псаломщическая дочь девица Екатерина Васильевна Попова, 41 года.
На церковной усадебной земле располагались дома деревянные три, построены тщанием приходского попечительства: два в 1880 году, а третий в 1886 году. Собственностью церкви были также дом деревянные просфорни, внутри ограды каменная усыпальница, а вне ее деревянный корпус лавок в 5 нумеров, кроме их два деревянных амбара и особо устроенное в 1913 году деревянное здание для торговли местному обществу потребителей; дом для церковно – приходской школы деревянный, который перешел в ведение земства.
При сей церкви приходское попечительство существует с 1882 года, с 1911 года председателем его состоит приходской священник Анемподист Попов и членами (на 1917 год): д. Юкляева Иван Георгиевич Меньшенин, д. Конева Петр Иванович Куковеров, д. Лукины Горы Николай Иванович Поникаровский, д. Морозова Василий Александрович Злобин и д. Ниж. Причалины Сергей Дмитриевич Злобин.
Данное попечительство выделяло деньги не только на устройство храма, на пособие причту и содержание домов, но и на нужды местной церковно – приходской школы, открытой 17 октября 1888 года. В приходе было Плесовское земское начальное училище с 17 сентября 1906 года, в котором в 1917 – 1918 уч. году обучалось 65 мальчиков и 41 девочка. Законоучительские обязанности исполняет приходской священник Анемподист Попов со времени открытия училища.
В приходе данной церкви было 533 двора: 524 – крестьян, 5 – духовных лиц, 4 – мещан; душ мужского пола – 1426, женского – 1554. Все православного вероисповедания".
---
Мой дневник
Natalka
Модератор раздела

Natalka

Россия
Сообщений: 2813
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1854
Мне кажется, что Яхреньгской Николаевской церкви более не существует. Дай Бог, что это мне только показалось.
В Подосиновском краеведческом музее хранятся экспонаты ранее принадлежавшие Николаевской церкви.

Ангел
Дерево, грунт, масло, позолота
Конец XIX века Николаевская церковь
с. Новая Яхреньга


file.php?fid=16012


Венец в виде короны.
Возможно, эту корону не раз держали над головами моих далеких родных в момент венчания. А возможно и сами родные держали ее, но уже в роли поручителей на свадьбе своих друзей.


file.php?fid=16013


А это фотографии стенной росписи Николаевской церкви.
Перефотографированно со стендов музея


file.php?fid=16014 file.php?fid=16015
---
Мой дневник
братан
Начинающий

Сообщений: 27
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 5
Ната, честно говоря не знаю как и реагировать на фото с ангелом без рук.Выглядит кощунственно, а с другой хоть это осталось целым и дошло до наших дней.


Комментарий модератора:
Да, уж. Веселого мало. Но хоть так, но мы его увидели. Сейчас уже не кому сказать "спасибо" за такое обращение и неского спросить.

Natalka
Модератор раздела

Natalka

Россия
Сообщений: 2813
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1854
Перепечатано из "Записок Подосиновского общества
Изучения родного края" Выпуск 1. ИСТОРИЯ ЦЕРКВЕЙ




Яхреньгская Богоявленская церковь-
это церковь, которую мы посетили летом 2006 года.


file.php?fid=15953




ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

В клировой ведомости за 1917 год указывается, что Яхреньгская Богоявленская церковь построена в 1770-1774-х годах тщанием крестьянина деревни Осанова Петра Михайловича Коковина.
В приходской летописи Яхреньгского Богоявленского прихода Никольского уезда Вологодской губернии пишется: «Церковь эта начата строить в марте месяце 1760 года… и освящена: нижний храм 5-го декабря 1774 года, а верхний 7-го сентября 1784 года. Церковь и колокольня обнесены вокруг каменною с железными решетками оградою с двумя железными воротами и шестью каменными лавками». Зданием церковь каменная, двухэтажная, построенная в связи ея с такою же колокольнею, крепка, ветхости и повреждений как внутри церкви, так и вне ея нет; покрыта железом.
Престолов три, освящены они: 1) в верхнем храме во имя Богоявления Господня, 2) в нижнем храме во имя святителя Николая и 3) в нижнем придельном во имя Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев.
Прежде, как указано в Устюжских писцовых книгах за 7138 (1630) год, стояла на «погосте на реке Юг…церковь Богоявления Господа Бога и Спаса Иисуса Христа древяна вверху да теплая церковь Николы Чудотворца, да предел Флора и Лавра деревянная (внизу) … приходных людей на погосте с-н поп Яков Ларионов, с-н церковный дьячок Богдашко Карпов, с-н пономарь вдовой поп Сидор Гаврилов, с-н трапезник Емельянко Яковлев, с-н просвирница Окулинка Васильева».
В верхнем храме находится иконостас в пять ярусов резной, вызолочен, стены алтаря, церкви и трапезы расписаны с уборной устюжским мастером Томиловым, в котором году не известно. В нижнем храме иконостас старинной работы, резной, вызолочен, а в 1864 году поновлен – вызолочен червонным золотом; стены в церкви и трапезе расписаны живописью с уборкой. Иконы в иконостасе старинной живописи, перенесены из древних церквей. Особенно замечателен местный образ Богоявления господня старинной живописи.
В мае 1914 года из-за неосторожного обращения сторожей с кадилом в церкви произошел пожар, сгорела часть иконостаса с 27 иконами, настенная живопись, полы. Приходской сход за 3000 рублей поручил произвести работы цеховому мастеру Н.З. Копченко, мещанину г. Вологды. Уже к декабрю этого года верхний храм был восстановлен.
По штату при церкви положены: священник, диакон, псаломщик. По послужным спискам священно – церковно – служителей за 1917 г. священником в данной церкви был Виктор Иоаннов Усов, родился в1887 г. 15 апреля в семье диакона. Образование получил в Никольском училище и Вологодской духовной семинарии, где окончил полный курс наук по второму разряду в 1909 г. Затем проходил должность учителя Кузюгской Александро-Невской церковно – приходской школы, Никольского уезда. В 1910 г. рукоположен в сан священника к Вохомской Троицкой церкви на младшую вакансию. 1 сентября 1913 г. был перемещен по прошению на священческую вакансию к сей церкви. Состоял законоучителем при Комотовском земском училище (1910 -1913 гг.), Яхренгской церковно-приходской женской школе (1913-1916) и состоит в местном Яхренгском земском училище с октября 1913 г. Женат на дочери бывшего священника сей церкви, Дмитрия Прокашева, Анной Дмитриевой, родившейся 28 августа 1889 г., образованием окончившая курс наук в устюжском епархиальном училище. Имели 2-х детей: Елену и Серафиму. Всего получал жалования до 770 руб. 69 коп.
Диаконом служил Иоанн Николаев Попов, родился 1 мая 1888 года, в семье священника, образование получил в Устюжском духовном училище и вышедший из 2 класса Вологодской духовной семинарии в 1907 году. Проходил должность учителя при Моломской Михайло – Архангельской церковно –приходской школе (1910 г.). С февраля 1913 года рукоположен к сей церкви в Диаконы. Женат на дочери священника Синегодской Успенской церкви …Константина Менщикова, Нонной Константиновой, родившейся 25 февраля 1889 года, образованием окончившая курс наук в Устюжском епархиальном училище, имели дочь Зинаиду. Жалования получает до 191 руб. 63 коп.
Псаломщиком был Александр Александрович Захаров, родился 10-го ноября 1868 года в семье псаломщика, окончил курс наук в Устюжском духовном училище в 1885 году, настоящую должность проходит с 16 сентября 1889 года. Состоял учителем пения в местной церковно – приходской школе 1890-1916 гг. Женат с Ольгой Николаевной Пономаревой, рожденная 1870 года 7 июля, грамотная, имели 6 детей. Жалование до 193 руб.37 коп.
В должности церковного старосты с января 1917 года служил крестьянин д. Осаново Варлаам Иоаннович Белозеров, родился 1850 году 29 октября, сын крестьянина, имел дом на крестьянской земле д. Осаново, грамотный, жена, имеет сына женатого.
Собственной земли церковнослужители не имели и пользовались от крестьян ругой и доходами. Вольная, зависящая от усердия прихожан, руга собирается причтом взамке самовольно захваченной и владимой крестьянами деревни Окулова церковной земли. В сем (1917) году руги собрано: а) ржи 48 пудов, ячменя 42 пуда и овса 30 пудов, всего на сумму 223 руб. 20 коп.; б) осенью льна собрано 4 пуда 120 ф. на сумму 144 руб.; в) получено процентов с билетов вечного вклада 79 руб.
Земли сенокосной и пахотной, находящейся в бесспорном владении причта, всего 127 десят. 905 ½ квад. сажени. На церковно усадебной земле располагались дома для церковно и священно – служителей деревянные, построенные на средства приходского попечительства, на церковные суммы в разное время. Кроме этого, церкви принадлежали: каменный одноэтажный дом, занимаемый земским училищем, 15 деревянных лавок, деревянный амбар для хранения церковного хлеба и надворные постройки у членов причта.
В приходе насчитывалось 29 деревень с 515 дворами, 1434 душами мужского пола и 1612 душами женского пола, из которых духовных лиц – 4м., 7 ж., остальные крестьяне.
Приходское попечительство сей церкви существует с 1870 года. С 1917 года председателем попечительства состоит местный священник Виктор Усов и членами – прихожане в числе 9 человек: Василий Белозеров, Василий Лопатин, Илья Логиновский, Стефан Звездочетов, Евгений Подомарев, Феоктисий Абрамовский, Тихон Нагаев, Афанасий Сычев, Клеоник Белозеров и Александр Зайков.
При церкви имеется библиотека, в которой книг для чтения 715 томов.
180 мальчиков и 61 девочка обучались в 3-х начальных земских училищах:
1) при селе, открытом в 1842 году,
2) Тиньковское в 4-х верстах от церкви, открывшееся в 1909 году,
3) Мельничногорское в 5-ти верстах от церкви, открывшееся в 1913 году.
Церковноприходская школа (1886 год) с начала учебного 1917-1918 года передана, согласно распоряжению начальства, в ведение земства. Все три земские училища содержатся также на средства Никольского земства.
Законоучительские обязанности исполняют: в земском училище при селе местный священник Виктор Усов, в Тиньковском - диакон Яхреньгской Николаевской церкви Александр Полиевктов, а в Мельничногорском – местные учительницы Клавдия Коковина и Анна Головина.
Приписана к сей церкви часовня в д. Крыловское, заложенная в июне 1917 года.
---
Мой дневник
NINETTA

NINETTA

Москва
Сообщений: 6644
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 3153
Наташа, у тебя такое трепетное отношение к предкам!
Это созвучно и моему восприятию предыдущих поколений.
Дух захватывает, когда представишь, что ведь жили, страдали, любили,
занимались обыденными домашними делами, мечтали, танцевали,
справляли праздники, крестили, хоронили.
Но и задаешься вопросом: что говорили, как воспитывали детей,
как пекли пироги, лечили заболевших.
В семье моего прапрадеда из 12 родившихся выжила одна моя прабабушка.
Каково было матери хоронить одного за другим?
А если бы и прабабка не выжила, кто бы сейчас занимался генеалогией!?


Комментарий модератора:
Ну, а как же иначе, Нина Георгиевна, мы все любим, и чтим наших предков, наших дорогих уважаемых родных. А смертность она была большая в то время. Как Павел написал, естественный отбор.
Вот небольшая выдержка с замечательной книги "Воспоминания причетнического сына", 1913 года издания, которую мне посоветовали прочитать форумчани. Речь в ней идет об Вологодской губернии, эта выдержка об Никольском уезде, где как раз проживали мои пращуры.

"Надобно сказать наконец несколько слов и о страшном биче тогдашнего времени – холере, свирепствовавшей в нашем уезде (Никольском - прим. мое), кажется, в 1848 году с особенною силою, если еще не раньше. Лето было чрезвычайно жаркое. Еще с весны понеслись в народе страшные слухи: идет холера. И она пришла, нежеланная. Человек, по утру совершенно здоровый и молодой, вдруг заболевал тяжко и через несколько часов умирал в мучениях страшных. Напутствовать больных большею частию не удавалось. Болезнь эта разгоралась особенно сильно в больших деревнях. Вымирала в них половина жителей, а в некоторых семьях не оставалось в живых ни одного человека. У людей опустились руки. Никто не мог работать. Выздоравливающих не было. Стоило заболеть человеку, сейчас же нужно было и гроб ему делать. О медицинской помощи люди того времени не имели понятия. но искать помощи в беде людям так естественно. И выдумали наши старики какой-то особенный, так называемый «деревянный огонь», долженствующий очищать воздух и потому гореть непрерывно день и ночь. Раскладывали его в деревнях в нескольких местах, горел этот огонь и у нас на погосте. Для меня же лично было большим удовольствием скакать через него, что не только мне не возбранялось, но даже поощрялось. И возрастным людям старики советовали несколько раз в день шагать через него. Для того же, чтобы огонь не гаснул, а горел и дымил непрерывно, он обкладывался кругом навозом. Интересно, как этот огонь доставался. Два человека брали сухую плаху березовой лучины и, взявшись за концы ее, начинали срединою ее тереть усиленно по какой-нибудь сухой доске, поставленной или положенной ребром, и терли до тех пор, пока не загорало то или другое дерево. Появившийся огонь и был огонь деревянный. От этого же огня рекомендовалось брать огонь и для домашних надобностей, например, для топки печи в избах и в банях. НО были и такие люди, которые думали и говорили, что холеру разносят враги народа и для этого, мол, между прочим отравляют воду в реках и колодцах. Много жертв унесла тогда холера в могилу, но долго ли она свирепствовала, сказать не могу. Не помню"

---
Дорогу осилит идущий
братан
Начинающий

Сообщений: 27
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 5
Раньше был естественный отбор и среди людей.У деда все долгожители под 90 лет.Хотя у них тоже двое умерли молодыми.Звучит жёстко, но это так и было.Калека или больной, лишний рот в семье.
Natalka
Модератор раздела

Natalka

Россия
Сообщений: 2813
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1854
Я стояла и смотрела на храм, храм некогда величавый, красивый. Находился он в небольшом селе, а красоту имел небывалую.

file.php?fid=16087


Резные, кованые кресты украшали некогда золотые купола. Представить только эту красоту на голубом спокойном небе.

file.php?fid=16088 file.php?fid=16089


И моему взору представилась сказочная картина.
Вот мчится тройка расписная, украшенная цветными ленточками и голосистыми колокольчиками. А за ней следом еще пару запряженных лошадей, правда, не так украшены, да лошадей в повозке не три, а одна. Останавливается обоз у ворот церкви. И я вижу, как из повозки выходит молодая женщина, нарядно одета. Тут же видно и мужчина, годов не столь молодых как невеста, но и не старичок. Среднего роста, военной выправки.
Что за чудное видение? Ответ на этот вопрос меня ждал дома. Получен ответ из Кировского областного краеведческого музея
"Уважаемая Наталья Вячеславовна!
На Ваш запрос … сообщаем, что в фондах музея имеются материалы о Ваших предках. …
3. Из подшивки метрических книг Яхреньгской Богоявленской церкви Никольского уезда Вологодской губернии за 1877-1880 годы .
7 октября 1879 г. венчались: "Деревни Нижней Причелины отставной рядовой Стефан Васильев Злобин, православного вероисповедания, первым браком» 41 года, и "деревни Юрковщины государственного крестьянина Лаврентия Куковерова дочь девица Мария, православная", 31 года.
Венчали приходской священник Христофор Смелков с псаломщиком Василием Поповым.
Поручители "по жениху": "Государственные крестьяни Подосиновского Спасского прихода деревни Цыбины Яков Иванов Автономов и Утмановского Ильинского прихода деревни Заиматихи Иван Семенов Рыбин".
По нвесте: "Государственные крестьяни деревни Конева Николай Дмитриев Зайков и деревни Юрковщины родной брат ея Алексей Лаврентиев Куковеров "


Ну, значит не зря мы побывали возле этого храма, ведь тут венчалась мои прапрабабушка и прапрадедушка. Значит и эта церковь дорога мне.

У меня возник вопрос.
Проглядывая метрические книги по бракосочетавшимся обращаюсь внимание на то, что поручителями часто бывают родственники. А дружки – подружки в то время допускались быть поручителями? Или можно считать выше перечисленных поручителей как потенциальных родственников жениха и невесты?
---
Мой дневник
Natalka
Модератор раздела

Natalka

Россия
Сообщений: 2813
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1854
Яхреньгскую Богоявленскую церковь пытались реставрировать, но работы приостановлены, строительные леса уже сгнили.

file.php?fid=16091


Внутрь храма мы не попали, так все двери, во-первых: перекрыты лесами, а во-вторых: на них весят большие амбарные замки. Рядом с церковью построен молельный дом. Туда, к сожалению, у нас не было времени зайти.

file.php?fid=16092
---
Мой дневник
IrinaFM
С анонимами не общаюсь. Писать только на почту.

IrinaFM

Москва
Сообщений: 3037
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1672
Natalka Вообще вопрос о поручителях на свадьбе зависит от местности. Вот, например, на Украине, как мне показалось, чаще поручителями и восприемниками были соседи, м.б. друзья. Но могу ошибаться, там выборка небольшая. А по Подмосковью - чаще родственники, но чем ближе к революции - тем больше парней того же возраста, т.е. друзей все-таки, видимо. Что поручителями не могли быть подружки - это понятно, женщины не могли быть поручителями. Кстати, еще одна закономерность - отставные солдаты часто знали в поручители и восприемники таких же отставных солдат и солдатских жен и дочерей, даже не состоя с ними в родственных отношениях.


Комментарий модератора:
Ирина, спасибо большое. Все поняла. Значит можно предположить, что в данном случае поручителями могли быть отставные солдаты, т.е. дружки жениха.

← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3  4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модератор: Natalka
Вверх ⇈