Подосиновский район Кировская обл. 2006 год
С. Подосиновец, д. Нижнее Причалино
NatalkaМодератор раздела  Россия Сообщений: 2818 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1897 | Наверх ##
31 августа 2007 3:31 И так, продолжаю. Я остановилась на путанице, которая возникла в названиях, т.е. в Подосиновском районе существует два населенных пункта с названием Яхреньга. Один называется Новая Яхреньга, а второй просто Яхреньга. Я так и не выяснила, в какой именно Яхреньге мы находились. Вы спросите, какое это имеет отношение к моим предкам? Да самое что ни на есть прямое. В одном из этих населенных пунктах стоит церковь, прихожанами которой, были мои предки. И еще у меня такое чувство, что я обязательно должна разобраться в этих Яхреньгах. Об Яхреньге, или как еще называют Старая Яхреньга, у меня есть следующая информация:
Историческая справка:
ЯХРЕНЬГА, с, центр Яхреньгского сельского округа и колхоза «Маяк». Расстояние до центра р-на (пгт Подосиновец) 10 км, дата основания – 1623 г., прежние названия: Яхреньго-Богоявленское, Старая Яхреньга. В архивных документах Яхреньга упоминается в 1511 г., в грамоте московского великого князя, в начале XVII в. – волость Яхреньга, в ней погост на р. Юг, а на погосте церковь Богоявленская. Каменная церковь начала строиться в марте 1760 г., нижний храм освящен в 1774 г., верхний – в 1784 г. Построена вместо двух деревянных церквей на р. Юг. В церкви находился образ св. Николая с чудесами (согласно легенде икону принес богомолец из Нижнего Новгорода Коковин), закрыта церковь в 1935 г. С 1860 г. в селе проходили ярмарки: Савватеевская, Никольская и Сретинская, торговали льном, куделью, мануфактурными изделиями. В 1842 г. в селе было открыто начальное училище, при Яхреньгской Богоявленской церкви, женская церковно-приходская школа в 1886 г. В середине XIX в. в селе было 6 хозяйств, 35 жителей (ныне 202 хозяйства, 567 постоянных жителей). Постепенно в состав села вошли деревни Ступино, Княже, Клепиково, Кусково, Крыловская. Ныне это самый благоустроенный сельский населенный пункт р-на. Имеются средняя школа, музыкальная школа, спортивный комплекс с плавательным бассейном, Дом культуры, библиотека, медпункт, хлебозавод, торговый центр. Колхоз «Маяк» один из самых крупных хозяйств округа. Основная часть населенных пунктов округа находится на левом берегу р. Юг. Для сообщения с Головинским отделением колхоза «Маяк» используется понтонный мост. Деревни сохранились по старой Лальской торговой дороге в г. Никольск. В заречной части округа самый большой населенный пункт (126 хозяйств, 265 жителей) – д. Головино (Минеевская). Расстояние до центра округа 3 км, известна с 1858 г., увеличена за счет слияния деревень Исток, Головино, Голоперово, Новая, Тиньково. В деревне есть медпункт, типовой кирпичный Дом культуры, библиотека, Тиньковская начальная школа (1909). В 8 км от центра округа расположена д. Окулово (Тимофеевская, известна с 1858 г.), числится 15 хозяйств, 97 жителей, многие носят фамилию Окуловские (очень распространена в районе). Рядом с деревней Окуловский сосновый бор (59 га). В 50-х гг. XX в. жители деревень Уваровщина, Подгорье, Антюково, Цеплевская были сселены на новое место, образовалась д. Южная.
А вот о Новой Яхреньги - ничего. | | |
братан Начинающий
Сообщений: 27 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
31 августа 2007 8:05 Ната я хочу пояснить, что братан или сестрёнка это так называют двоюродных братьев и сестёр. Дед постоянно так называл своих двоюродных братьев.( это не из братков нынешних название). | | |
братан Начинающий
Сообщений: 27 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
1 сентября 2007 0:21 Ты вновь на сайте, но уже осенью. Привет из лета 31.08.22ч.25мин. | | |
pauls Новичок
ГЕРМАНИЯ Сообщений: 2 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4 | Наверх ##
1 сентября 2007 23:10 Ната я вспомнил пароль... и вышел под старым именем. На фото со стороны реки видно ещё два купола на заднем плане. скорее всего это разные строения... Хотя время идёт, и нет гарантии, что не было перестроек в архитектуре, или попросту сноса части строения так называемыми революционерами-безбожниками. К стати проверено, рассказывал отец, те кто громил церковь, у них вся родовая плохо закончили жизнь...Вот так.
| | |
NatalkaМодератор раздела  Россия Сообщений: 2818 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1897 | Наверх ##
2 сентября 2007 0:11 pauls написал: [q] На фото со стороны реки видно ещё два купола на заднем плане. скорее всего это разные строения... [/q]
Да, Павел, наверно мы попали не в ту Яхреньгу. (ну зачем в одном уезде называть одним именем разные деревни  ? Теперь вот путаница  ). | | |
братан Начинающий
Сообщений: 27 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
2 сентября 2007 8:21 Да, конечно снимал.
| | |
NatalkaМодератор раздела  Россия Сообщений: 2818 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1897 | Наверх ##
6 сентября 2007 2:29 Перепечатано из "Записок Подосиновского общества Изучения родного края" Выпуск 1. ИСТОРИЯ ЦЕРКВЕЙЯхреньгская Николаевская церковь - это церковь, где крестилось, венчалось и отпеывалось не одно поколение моих дорогих пращуров. [q] Очень хотелось бы вставить сюда фотографию церкви, или то что от нее осталось, но увы...[/q] Ну, вот фотография появилась, но перефотографированная в краеведческом музее с. Подосиновец. Надеюсь, что смогу и лично побывать еще раз в тех краях. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Данные по Яхреньгской Николаевской церкви взяты из клировой ведомости за 1917 год (опять просьба, если кому-либо доведется держать в руках данный документ, сделайте, пожалуйста, выписку или ксерокопию по данной церкви для меня): "Церковь выстроена в 1879 году тщанием прихожан. Зданием каменная, одноэтажная, с такою же колокольнею в одной связи, крепкая, крыта железом. В стене трапезы, бывшей ранее холодной, в 1908 году выбраны два боковых отверстия с полукруглыми арками, а на месте дверей, ведущих ранее в церковь, выбрана широкая в середине стены арка из трапезы в церковь и трапеза обращена в теплую (сложены две печи); ход в трапезу устроен с западной стороны, где пробита стена под колокольней и устранена бывшая здесь кладовая, а последняя перенесена в крыльцо с южной стороны, а крыльцо с северной обращено в окно. Престолов в ней три: в холодной во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца (9 мая) освящен в холодном храме 21 июня 1883 года; в теплом на правой стороне во имя Покрова Божией матери (1 октября), освящен 25 июня 1879 году, а на левой – во имя св. Великомученика и целителя Пантелеймона (27 июля), осв. 15 октября 1879 года. В бесспорном владении церкви находилось 19 десятин 1600 квадратных саженей земли (пахотной неудобной). По качеству земля средняя, дохода от нее получалось менее половины, большая половина отдается за обработку пашенной и сенокосной земли. Доходы священно – церковнослужители получали и другими путями: за 1917 год – 1) кружечные – 551 рубль 94 коп., 2) вольная руга, коей в сем году собрано по некоторым деревням: ржи 15 пуд., ячменя 12 пуд. и овса 18 пуд. на сумму 78 руб; 3) в Петров пост масла, яиц и круп на 14 руб.; 4) осенью льна собрано 8 пудов 20 фун. на 255 руб. Кроме этого, синодом положено жалование священнику 294 рубля, диакону 147 руб. и псаломщику 98 рублей. На должности священника Яхреньгской Николаевской церкви служил Анемподист Александрович Попов с 1884 года декабря 12; на должности диакона с 1 марта 1886 года Александр Никанорович Полиевктов; псаломщика – Владимир Николаевич Зауаев, с 20 сентября 1917 года; церковного старосты – крестьянин Максим Федорович Абрамовский с сентября 1917 года, без получения жалования; просфорня – псаломщическая дочь девица Екатерина Васильевна Попова, 41 года. На церковной усадебной земле располагались дома деревянные три, построены тщанием приходского попечительства: два в 1880 году, а третий в 1886 году. Собственностью церкви были также дом деревянные просфорни, внутри ограды каменная усыпальница, а вне ее деревянный корпус лавок в 5 нумеров, кроме их два деревянных амбара и особо устроенное в 1913 году деревянное здание для торговли местному обществу потребителей; дом для церковно – приходской школы деревянный, который перешел в ведение земства. При сей церкви приходское попечительство существует с 1882 года, с 1911 года председателем его состоит приходской священник Анемподист Попов и членами (на 1917 год): д. Юкляева Иван Георгиевич Меньшенин, д. Конева Петр Иванович Куковеров, д. Лукины Горы Николай Иванович Поникаровский, д. Морозова Василий Александрович Злобин и д. Ниж. Причалины Сергей Дмитриевич Злобин. Данное попечительство выделяло деньги не только на устройство храма, на пособие причту и содержание домов, но и на нужды местной церковно – приходской школы, открытой 17 октября 1888 года. В приходе было Плесовское земское начальное училище с 17 сентября 1906 года, в котором в 1917 – 1918 уч. году обучалось 65 мальчиков и 41 девочка. Законоучительские обязанности исполняет приходской священник Анемподист Попов со времени открытия училища. В приходе данной церкви было 533 двора: 524 – крестьян, 5 – духовных лиц, 4 – мещан; душ мужского пола – 1426, женского – 1554. Все православного вероисповедания". | | |
NatalkaМодератор раздела  Россия Сообщений: 2818 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1897 | Наверх ##
7 сентября 2007 20:34 Мне кажется, что Яхреньгской Николаевской церкви более не существует. Дай Бог, что это мне только показалось. В Подосиновском краеведческом музее хранятся экспонаты ранее принадлежавшие Николаевской церкви. Ангел Дерево, грунт, масло, позолота Конец XIX века Николаевская церковь с. Новая Яхреньга Венец в виде короны. Возможно, эту корону не раз держали над головами моих далеких родных в момент венчания. А возможно и сами родные держали ее, но уже в роли поручителей на свадьбе своих друзей.  А это фотографии стенной росписи Николаевской церкви. Перефотографированно со стендов музея | | |
братан Начинающий
Сообщений: 27 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
7 сентября 2007 23:05 Ната, честно говоря не знаю как и реагировать на фото с ангелом без рук.Выглядит кощунственно, а с другой хоть это осталось целым и дошло до наших дней.
| | |
NatalkaМодератор раздела  Россия Сообщений: 2818 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1897 | Наверх ##
9 сентября 2007 16:11 Перепечатано из "Записок Подосиновского общества Изучения родного края" Выпуск 1. ИСТОРИЯ ЦЕРКВЕЙЯхреньгская Богоявленская церковь- это церковь, которую мы посетили летом 2006 года.  ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
В клировой ведомости за 1917 год указывается, что Яхреньгская Богоявленская церковь построена в 1770-1774-х годах тщанием крестьянина деревни Осанова Петра Михайловича Коковина. В приходской летописи Яхреньгского Богоявленского прихода Никольского уезда Вологодской губернии пишется: «Церковь эта начата строить в марте месяце 1760 года… и освящена: нижний храм 5-го декабря 1774 года, а верхний 7-го сентября 1784 года. Церковь и колокольня обнесены вокруг каменною с железными решетками оградою с двумя железными воротами и шестью каменными лавками». Зданием церковь каменная, двухэтажная, построенная в связи ея с такою же колокольнею, крепка, ветхости и повреждений как внутри церкви, так и вне ея нет; покрыта железом. Престолов три, освящены они: 1) в верхнем храме во имя Богоявления Господня, 2) в нижнем храме во имя святителя Николая и 3) в нижнем придельном во имя Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. Прежде, как указано в Устюжских писцовых книгах за 7138 (1630) год, стояла на «погосте на реке Юг…церковь Богоявления Господа Бога и Спаса Иисуса Христа древяна вверху да теплая церковь Николы Чудотворца, да предел Флора и Лавра деревянная (внизу) … приходных людей на погосте с-н поп Яков Ларионов, с-н церковный дьячок Богдашко Карпов, с-н пономарь вдовой поп Сидор Гаврилов, с-н трапезник Емельянко Яковлев, с-н просвирница Окулинка Васильева». В верхнем храме находится иконостас в пять ярусов резной, вызолочен, стены алтаря, церкви и трапезы расписаны с уборной устюжским мастером Томиловым, в котором году не известно. В нижнем храме иконостас старинной работы, резной, вызолочен, а в 1864 году поновлен – вызолочен червонным золотом; стены в церкви и трапезе расписаны живописью с уборкой. Иконы в иконостасе старинной живописи, перенесены из древних церквей. Особенно замечателен местный образ Богоявления господня старинной живописи. В мае 1914 года из-за неосторожного обращения сторожей с кадилом в церкви произошел пожар, сгорела часть иконостаса с 27 иконами, настенная живопись, полы. Приходской сход за 3000 рублей поручил произвести работы цеховому мастеру Н.З. Копченко, мещанину г. Вологды. Уже к декабрю этого года верхний храм был восстановлен. По штату при церкви положены: священник, диакон, псаломщик. По послужным спискам священно – церковно – служителей за 1917 г. священником в данной церкви был Виктор Иоаннов Усов, родился в1887 г. 15 апреля в семье диакона. Образование получил в Никольском училище и Вологодской духовной семинарии, где окончил полный курс наук по второму разряду в 1909 г. Затем проходил должность учителя Кузюгской Александро-Невской церковно – приходской школы, Никольского уезда. В 1910 г. рукоположен в сан священника к Вохомской Троицкой церкви на младшую вакансию. 1 сентября 1913 г. был перемещен по прошению на священческую вакансию к сей церкви. Состоял законоучителем при Комотовском земском училище (1910 -1913 гг.), Яхренгской церковно-приходской женской школе (1913-1916) и состоит в местном Яхренгском земском училище с октября 1913 г. Женат на дочери бывшего священника сей церкви, Дмитрия Прокашева, Анной Дмитриевой, родившейся 28 августа 1889 г., образованием окончившая курс наук в устюжском епархиальном училище. Имели 2-х детей: Елену и Серафиму. Всего получал жалования до 770 руб. 69 коп. Диаконом служил Иоанн Николаев Попов, родился 1 мая 1888 года, в семье священника, образование получил в Устюжском духовном училище и вышедший из 2 класса Вологодской духовной семинарии в 1907 году. Проходил должность учителя при Моломской Михайло – Архангельской церковно –приходской школе (1910 г.). С февраля 1913 года рукоположен к сей церкви в Диаконы. Женат на дочери священника Синегодской Успенской церкви …Константина Менщикова, Нонной Константиновой, родившейся 25 февраля 1889 года, образованием окончившая курс наук в Устюжском епархиальном училище, имели дочь Зинаиду. Жалования получает до 191 руб. 63 коп. Псаломщиком был Александр Александрович Захаров, родился 10-го ноября 1868 года в семье псаломщика, окончил курс наук в Устюжском духовном училище в 1885 году, настоящую должность проходит с 16 сентября 1889 года. Состоял учителем пения в местной церковно – приходской школе 1890-1916 гг. Женат с Ольгой Николаевной Пономаревой, рожденная 1870 года 7 июля, грамотная, имели 6 детей. Жалование до 193 руб.37 коп. В должности церковного старосты с января 1917 года служил крестьянин д. Осаново Варлаам Иоаннович Белозеров, родился 1850 году 29 октября, сын крестьянина, имел дом на крестьянской земле д. Осаново, грамотный, жена, имеет сына женатого. Собственной земли церковнослужители не имели и пользовались от крестьян ругой и доходами. Вольная, зависящая от усердия прихожан, руга собирается причтом взамке самовольно захваченной и владимой крестьянами деревни Окулова церковной земли. В сем (1917) году руги собрано: а) ржи 48 пудов, ячменя 42 пуда и овса 30 пудов, всего на сумму 223 руб. 20 коп.; б) осенью льна собрано 4 пуда 120 ф. на сумму 144 руб.; в) получено процентов с билетов вечного вклада 79 руб. Земли сенокосной и пахотной, находящейся в бесспорном владении причта, всего 127 десят. 905 ½ квад. сажени. На церковно усадебной земле располагались дома для церковно и священно – служителей деревянные, построенные на средства приходского попечительства, на церковные суммы в разное время. Кроме этого, церкви принадлежали: каменный одноэтажный дом, занимаемый земским училищем, 15 деревянных лавок, деревянный амбар для хранения церковного хлеба и надворные постройки у членов причта. В приходе насчитывалось 29 деревень с 515 дворами, 1434 душами мужского пола и 1612 душами женского пола, из которых духовных лиц – 4м., 7 ж., остальные крестьяне. Приходское попечительство сей церкви существует с 1870 года. С 1917 года председателем попечительства состоит местный священник Виктор Усов и членами – прихожане в числе 9 человек: Василий Белозеров, Василий Лопатин, Илья Логиновский, Стефан Звездочетов, Евгений Подомарев, Феоктисий Абрамовский, Тихон Нагаев, Афанасий Сычев, Клеоник Белозеров и Александр Зайков. При церкви имеется библиотека, в которой книг для чтения 715 томов. 180 мальчиков и 61 девочка обучались в 3-х начальных земских училищах: 1) при селе, открытом в 1842 году, 2) Тиньковское в 4-х верстах от церкви, открывшееся в 1909 году, 3) Мельничногорское в 5-ти верстах от церкви, открывшееся в 1913 году. Церковноприходская школа (1886 год) с начала учебного 1917-1918 года передана, согласно распоряжению начальства, в ведение земства. Все три земские училища содержатся также на средства Никольского земства. Законоучительские обязанности исполняют: в земском училище при селе местный священник Виктор Усов, в Тиньковском - диакон Яхреньгской Николаевской церкви Александр Полиевктов, а в Мельничногорском – местные учительницы Клавдия Коковина и Анна Головина. Приписана к сей церкви часовня в д. Крыловское, заложенная в июне 1917 года. | | |
|
Павел, я сегодня отнесла видео касету о нашей поездке на оцифровку, чтобы перекинули на диск,
Еще вопросик, помньши мы в Котласе заезжали к бабушке, жене дедушкиного (моего) двоюродного брата. Ты ее снимал на видео?