Духовенство Казанской губернии
Tasha_33 Начинающий
Мариуполь Сообщений: 30 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 37 | Наверх ##
1 октября 2022 2:47 >> Ответ на сообщение пользователя karseral от 30 сентября 2022 15:38 Начала со своих, которые служили в Вятской губернии, потом обнаружила, что дед прадеда был переведен в Вятскую Епархию из Казанской и масштаб поисков расширился. Так как фамилий кровных предков-священнослужителей уже около 10, то в итоге я стала добавлять информацию о боковых ветках, их предках и т. д. из клировых, исповедок, метрических, которые мне попадались в процессе поисков своих. Это очень помогает в процессе поисков, так как по мере появления новых фамилий оказывается, что некоторые из родственников уже есть в древе. Плюс это помогает найти единомышленников по поискам в процессе роста древа. Большинство моих священников пока что из Вятской, а по Казанской не знаю с чего начать. Проследила уже прямую мужскую линию, но так как там не было фамилий очень долго, то вероятно прийдется индексировать буквально целые уезды.. Иначе не знаю как узнать какие потом у потомков стали фамилии. --- Ищу информацию по фамилиям: Ардашев, Ашихмин, Воскресенский, Ивановский, Елисеев, Семакин, Лобовиков, Шерстенников, Красноперов, Чистяков, Ергин (духовенство Вятской и Казанской губ.); Кижаев, Пиненков (Пестравка, Большая Глушица, Самарская губ.); Черных, Лавров (д. Колки, Кромской уезд, Орловская г | | |
karseralКраевед-любитель  Россия, Саранск - Чебоксары Сообщений: 2260 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 412 | Наверх ##
1 октября 2022 22:41 Tasha_33 написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя karseral от 30 сентября 2022 15:38
Начала со своих, которые служили в Вятской губернии, потом обнаружила, что дед прадеда был переведен в Вятскую Епархию из Казанской и масштаб поисков расширился. Так как фамилий кровных предков-священнослужителей уже около 10, то в итоге я стала добавлять информацию о боковых ветках, их предках и т. д. из клировых, исповедок, метрических, которые мне попадались в процессе поисков своих. Это очень помогает в процессе поисков, так как по мере появления новых фамилий оказывается, что некоторые из родственников уже есть в древе. Плюс это помогает найти единомышленников по поискам в процессе роста древа. Большинство моих священников пока что из Вятской, а по Казанской не знаю с чего начать. Проследила уже прямую мужскую линию, но так как там не было фамилий очень долго, то вероятно прийдется индексировать буквально целые уезды.. Иначе не знаю как узнать какие потом у потомков стали фамилии.[/q]
ну у меня пока что преимущественно Пензенский уезд. хотя есть упоминания о том что некоторые из родственников учились в Казанской академии. около 7-8 родов, по которым генеалогия построена до середины 18 века. --- Ищу сведения о дворянах Пеньковских, Ястржемских (с.Поляки, Седлецкой губернии), Карташовых, Сыромятниковых, Очевых, священниках Добронравовы, Соколовы, Снежницкие, Виртуозовы, Преображенские, Дубровские, Куликовские, Засецкий, дворянах Аллагуловых, Дубровских, Алмазовых. Саранск, Пензенская губ. | | Лайк (1) |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 736
| Наверх ##
3 октября 2022 9:56 --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | Лайк (1) |
Tasha_33 Начинающий
Мариуполь Сообщений: 30 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 37 | Наверх ##
5 октября 2022 8:13 AK-63 написал: [q] Tasha_33 написал:
[q] служили в Вятской губернии
[/q]
По духовенству Вятской епархии есть отдельная тема на этом форуме. Кстати, книга Баженовой: https://rodvyatka.ru/ Вам знакома? О Красноперовых одно время писали еще на Форуме Уральской генеалогии: https://rodgersforum.borda.ru/?1-29-0-00000017-000-0-0 ...[/q]
Знакома с книгой, спасибо! Отличный источник, хотя многим моим фамилиям там нет отдельных древ, но в любом случае полезного много. --- Ищу информацию по фамилиям: Ардашев, Ашихмин, Воскресенский, Ивановский, Елисеев, Семакин, Лобовиков, Шерстенников, Красноперов, Чистяков, Ергин (духовенство Вятской и Казанской губ.); Кижаев, Пиненков (Пестравка, Большая Глушица, Самарская губ.); Черных, Лавров (д. Колки, Кромской уезд, Орловская г | | |
DimitriStep Сообщений: 135 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 64
| Наверх ##
6 ноября 2022 21:30 >> Ответ на сообщение пользователя Tasha_33 от 30 сентября 2022 7:38 На FS просмотрел и ИВ и МК конечно по этим храмам. Причём МК тех лет довольно малообъёмные (4-8) листов обычно. Информация ещё из подписей в конце МК. И Автографы, всех наверное радует это. А по венчанию в приходе отца невесты хорошо бы узнать эти приходы))) если неизвестно где венчались. И кстати, записи о венчании ЦС в сёлах данных уездов практически не встречал . Тоже удивительно. | | |
Tasha_33 Начинающий
Мариуполь Сообщений: 30 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 37 | Наверх ##
6 ноября 2022 23:51 DimitriStep написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя Tasha_33 от 30 сентября 2022 7:38
На FS просмотрел и ИВ и МК конечно по этим храмам. Причём МК тех лет довольно малообъёмные (4-8) листов обычно. Информация ещё из подписей в конце МК. И Автографы, всех наверное радует это. А по венчанию в приходе отца невесты хорошо бы узнать эти приходы))) если неизвестно где венчались. И кстати, записи о венчании ЦС в сёлах данных уездов практически не встречал . Тоже удивительно.[/q]
У меня вообще плохо с браками по моим казанским священникам, хотя по Вятской губернии не было никаких проблем с браками ЦС и очень много их нашла уже. По исповедным ведомостям совсем непонятно в каких метрических книгах можно пытаться искать брак и нет никаких зацепок. Я сейчас стала потихоньку заказывать доступ к отцифрованным клировым ведомостям в онлайн архиве Татарстана и надеюсь, что они мне помогут что-то прояснить в отношении браков в том числе. Может быть вы правы и что-то происходило странное с записью именно браков ЦС в Казанской губернии, а я основные выводы делала на основе опыта с Вятскими предками. --- Ищу информацию по фамилиям: Ардашев, Ашихмин, Воскресенский, Ивановский, Елисеев, Семакин, Лобовиков, Шерстенников, Красноперов, Чистяков, Ергин (духовенство Вятской и Казанской губ.); Кижаев, Пиненков (Пестравка, Большая Глушица, Самарская губ.); Черных, Лавров (д. Колки, Кромской уезд, Орловская г | | |
zritel | Наверх ##
19 декабря 2022 23:45 28 октября 2023 20:02 Диакон Феодор Генералов (1881-14.01.1938)
Феодор Игнатьевич Генералов родился в 1881 году в селе Золото-Зубовка Астраханской губернии в крестьянской семье. В 1892 году он окончил церковно-приходскую школу, с 1905-го по 6 мая 1908-го нес послушание помощника регента архиерейского хора города Казани, а затем, до 23 марта 1909-го, исполнял обязанности регента означенного выше хора. 16 марта того же года Ф.И. Генералов выдержал диаконский экзамен и 25 марта архиепископом Казанским и Свияжским Никанором (Каменским) был рукоположен во диакона к Воскресенскому собору города Царевококшайска. Помимо служения в храме Божием отец Феодор преподавал пение в Медведевском двухклассном (1.09.1911-1.01.1913), Березовском начальном (1.09.1911-1.01.1913), Царевококшайском четырехклассном высшем начальном (6.11.1909-1915) училищах, на учительских курсах Царевококшайского уезда (1913-1914), педагогических курсах при Царевококшайском высшем начальном училище (6.11.1909-1915). В 1915 году диакон Феодор был переведен на служение к Богоявленскому храму города Казани. О дальнейшей его судьбе известно не много. В 1935 году он был награжден двойным орарем, к 1937-му служил в Макарьевской церкви города Казани, по неподтвержденным данным был рукоположен во священника. 23 декабря 1937 года батюшка был арестован, обвинялся по статье 58-10 УК РСФСР, 6 января 1938-го тройкой НКВД по Татарской АССР был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 14 января 1938 года, точное место погребения отца Феодора в настоящее время не известно.
супруга Екатерина Ивановна 1881 г.р.
| | Лайк (1) |
zritel | Наверх ##
20 декабря 2022 0:54 Протоиерей Андрей Черкасов (2.03.1879-22.08.1938)
Андрей Дмитриевич Черкасов родился 2 марта 1879 года в селе Чемеево Ядринского уезда Казанской губернии в семье священника Димитрия Черкасова, впоследствии протоиерея. После обучения в 1-м классе Казанской Духовной семинарии он поступил на миссионерские курсы при казанском Спасо-Преображенском монастыре и окончил их в 1900 году. 21 августа того же года Андрей Черкасов был определен псаломщиком к Введенской церкви села Икково Чебоксарского уезда Казанской губернии, а 15 июля 1901-го перемещен к храму Владимирской иконы Божией Матери села Бирюли Казанского уезда. Помимо церковного служения с 1901-го по 2 марта 1903 года А.Д. Черкасов занимал должность учителя Бирюлевской церковно-приходской школы. 2 марта 1903 года Андрей Черкасов был рукоположен во диакона к храму Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка Царевококшайского уезда, в 1903-1907 годах нес послушание законоучителя Туруновской церковно-приходской школы. 21 ноября 1907 года диакон Андрей был хиротонисан во священника к Космо-Дамианской церкви села Малый Абаснур. На данном приходе батюшка прослужил четыре года, с 21 мая 1907-го по 9 сентября 1911 года занимал должности законоучителя и заведующего Просто-Абаснурской церковно-приходской школы, с 1908-го по 9 сентября 1911-го – законоучителя Мало-Абаснурского земского училища. 9 сентября 1911 года по распоряжению епархиального начальства отец Андрей был переведен к храму Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово Царевококшайского уезда. Не оставлял он и педагогических трудов: с 9 сентября 1911-го по 1912 год преподавал Закон Божий в Шоя-Кузнецовском и Шуашнурском земских училищах, был законоучителем и заведующим Юшковской церковно-приходской школы. С 1912 года отец Андрей нес послушание законоучителя в двухклассном Кузнецовском училище министерства народного просвещения, Старо-Коминском земском училище, Медянинской церковно-приходской школе. Успешной педагогической деятельности батюшки способствовало и то, что он знал марийский язык. 24 мая 1913 года отец Андрей был награжден набедренником, в 1916-м – скуфьей, в 1920-м – камилавкой. 1 ноября 1922 года священник Андрей Черкасов был переведен на служение в Вознесенский храм города Краснококшайска, в 1927-м епископом Чебоксарским Афанасием (Малининым) награжден наперсным крестом, в 1929-м по представлению епископа Марийского Иоанна (Широкова) возведен в сан протоиерея. 13 июля 1931 года с согласия владыки Иоанна отец Андрей перешел на служение в Яранскую епископию и по благословению епископа Яранского Серафима (Трофимова) совершал богослужения в Вознесенской церкви села Михайловское. 28 мая 1932 года батюшка был определен к храму села Александровское, окормляя также верующих села Рудка в связи с отсутствием там священника, 15 сентября 1933-го перемещен к Филипповскому храму села Алексеиха, 24 декабря того же года по благословению епископа Яранского Ефрема (Ефремова) — к Петропавловской церкви села Сердеж, где прослужил до 19 октября 1934 года, когда был принят в Марийскую епархию. Оценивая труды отца Андрея в Яранской епископии, епископ Ефрем (Ефремов) писал, что батюшка — «умелый и постоянный проповедник, он по своей живости – сангвистическому темпераменту умеет держать приход в руках», что был перемещен в Сердеж «для пользы церковной, благоустройства прихода», что «для большего воодушевления его в церковных трудах» просит наградить отца Андрея палицей. Вопрос относительно этого награждения в 1934 году был решен положительно. 1 ноября 1922 года священник Андрей Черкасов был переведен на служение в Вознесенский храм города Краснококшайска, в 1927-м епископом Чебоксарским Афанасием (Малининым) награжден наперсным крестом, в 1929-м по представлению епископа Марийского Иоанна (Широкова) возведен в сан протоиерея. 13 июля 1931 года с согласия владыки Иоанна отец Андрей перешел на служение в Яранское викариатство Вятской епархии и по благословению епископа Яранского Серафима (Трофимова) совершал богослужения в Вознесенской церкви села Михайловка. 28 мая 1932 года батюшка был определен к храму села Александровское, окормляя также верующих села Рудка в связи с отсутствием там священника. 15 сентября 1933 года отец Андрей был перемещен к Филипповскому храму села Алексеиха, 24 декабря того же года по благословению епископа Яранского Ефрема (Ефремова) – к Петропавловской церкви села Сердеж, где прослужил до 19 октября 1934 года, когда был принят в Марийскую епархию. Оценивая труды батюшки в Яранской епископии епископ Ефрем (Ефремов) писал, что отец Андрей «умелый и постоянный проповедник, он по своей живости – сангвистическому темпераменту умеет держать приход в руках», что был перемещен в Сердеж «для пользы церковной, благоустройства прихода», что «для большего воодушевления его в церковных трудах» просит наградить его палицей. Каким образом был решен вопрос относительно этого награждения остается неизвестным. Последним местом служения протоиерея Андрея Черкасова стала церковь Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово Йошкар-Олинского (впоследствии – Медведевского) района. В том же 1934 году епископом Марийским Авраамием (Чурилиным) батюшка был награжден палицей. 22 августа 1937 года отец Андрей был арестован и помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму по ложному обвинению в срыве колхозного строительства и подписки на государственный заем, распространении слухов о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти, организации контрреволюционной группы церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). 11 сентября того же года на заседании тройки НКВД по МАССР протоиерей Андрей Черкасов был приговорен к десяти годам заключения. Батюшка отбывал наказание в Беломоро-Балтийских лагерях Республики Карелия, где и скончался 22 августа 1938 года.
супруга София Сергеевна 1880 г.р. дочери Ольга 1908 г.р., Лидия 1911 г.р.
Священник Сергий Аверьянов (7.09.1879-)
Сергий Иванович Аверьянов родился 7 сентября 1879 года в городе Свияжске. 2 июня 1897 года он окончил Свияжское городское училище со свидетельством на звание учителя одноклассной церковно-приходской школы, до 16 сентября 1899-го проживал в качестве послушника в Вятском Свято-Успенском Трифоновом мужском монастыре, а затем был определен исполняющим должность псаломщика Троицкой церкви села Токтай-Беляк. 18 июня 1901 года С.И. Аверьянов был утвержден в должности псаломщика, 6 марта 1906-го определен на диаконское место к Покровской церкви села Падерино Яранского уезда, 23 марта епископом Вятским и Слободским Филаретом (Никольским) рукоположен во диакона. Помимо служения в храме Божием с 14 апреля 1906-го по 18 января 1911 года отец Сергий состоял учителем женской церковно-приходской школы. 10 января 1911 года диакон Сергий Аверьянов сдал священнический экзамен и был определен к храму Казанской иконы Божией Матери села Горохово Орловского уезда Вятской губернии, 23 января рукоположен во священника, с 9 марта по 24 октября того же года нес послушание заведующего и законоучителя Гороховской церковно-приходской школы. 24 октября 1911 года батюшка был переведен к Покровскому храму села Падерино, 25 января 1913-го – к Троицкой церкви села Зыково Яранского уезда, с 6 марта нес послушание законоучителя Зыковского и Барышниковского земских училищ. О дальнейшей судьбе отца Сергия известно не много. В селе Зыково он служил, по меньшей мере, до 1917 года. По некоторым данным после Великой Отечественной войны он стал настоятелем открытой 27 мая 1946 года Свято-Гурьевской церкви села Азъял-Петъял Волжского района МАССР. На данном приходе батюшка прослужил до 4 октября 1946 года, до мая 1948-го служил в Казанской епархии. 6 мая того же года архиепископом Днепропетровским и Запорожским Андреем (Комаровым), занимавшим в 1942-1944 годах Казанскую кафедру, отец Сергий был назначен к Свято-Никольскому храму станции Вечерний Кут (город Кривой Рог Днепропетровской области). Дальнейшая судьба батюшки в настоящее время не известна.
Священник Александр Смирнов (13/25.08.1883-11.01.1938)
Александр Алексеевич Смирнов родился 13/25 августа 1883 года в селе Троицкий Посад Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье псаломщика Алексия Александровича Смирнова и супруги его Александры Трофимовны. Крещен он был 15/27 августа в Троицком храме родного села, Таинство совершил местный священник Иоанн Нурминский. После окончания 14 июня 1901 года Чебоксарского Духовного училища 19 сентября того же года А.А. Смирнов выдержал псаломщический экзамен и в дальнейшем нес послушание псаломщика в церквах сел Сурты (15.03.1902-19.09.1909), Троицкий посад (19.09.1909-24.01.1914), Семеновка (с 24.01.1914-3.07.1922). Помимо служения в храме Божием он занимал должность учителя пения в Кукморском (1.11.1905-1.12.1906), Суртовском (1.12.1906-1.01.1908), Троицко-Посадском (15.11.1909-1.05.1911), Семеновском (1.09.1915-1917) земских училищах, а также в Княжнинском двухклассном министерском училище (1.09.1915-1917). 14 июня 1922 года А.А. Смирнов выдержал в Казани диаконский экзамен, а 3 июля того же года был рукоположен во диакона. В 1924 году он служил в церкви святителя Митрофана Воронежского деревни Шеклянур, в 1925-м был рукоположен во священника к Покровскому храму села Покровское Горномарийского кантона МАО. В начале 1930-х годов церковь в Покровском была закрыта, в связи с чем с 14 января 1930 года батюшка служил в Вознесенском храме села Пертнуры. Однако верующие по благословению отца Александра начали хлопоты об открытии Покровской церкви, мирянин Александр Калягин ездил в связи с этим в Москву. Труды увенчались успехом, и отец Александр вскоре вернулся к служению в храме села Покровское. Батюшка призывал прихожан не отходить от Бога, крестить детей, совершал крестные ходы, за богослужением поминал митрополита Сергия (Страгородского) и епископа Марийского Авраамия (Чурилина). В 1926 году священник Александр Смирнов был лишен избирательных прав, в ноябре 1931-го по решению Козьмодемьянского народного суда все имущество его было продано с торгов. 5 августа 1932 года отец Александр был арестован и обвинялся в антисоветской агитации против мероприятий властей в деревне, распространении слухов о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти (статья 58-10 УК РСФСР). На единственном допросе 8 августа своей вины батюшка не признал. 8 октября того же года Особой тройкой при ПП ОГПУ по Нижегородскому краю он был приговорен к пяти годам заключения. Последним местом служения отца Александра стала Иоанно-Богословская церковь села Огнев-Майдан Воротынского района Нижегородской области. 18 декабря 1937 года батюшка был арестован, 3 января 1938-го приговорен тройкой НКВД к расстрелу. Приговор привели в исполнение 11 января 1938 года, точное место погребения священника Александра Смирнова в настоящее время не известно.
супруга Мария Александровна 1887 г.р. сын Сергей 1915 г.р., в 1932-м жил в деревне Хмелевка около Васильсурска. дочь Зоя 1910 г.р.
Диакон Петр Щепелев (23.03.1892-)
Петр Николаевич Щепелев родился 23 марта 1892 года в селе Яндашево Чебоксарского уезда Казанской губернии в семье псаломщика. В 1908 году он окончил Чебоксарское Духовное училище, после чего работал на родине помощником писаря в сельском правлении. В 1913 году П.Н. Щепелев был призван в армию, проходил службу в 3-м Елизаветградском гусарском полку, во время I Мировой войны получил ранение и контузию на полях сражений. В 1918 году он был демобилизован, после чего назначен псаломщиком к храму села Аристовка Самарской губернии. В 1919 году Петра Щепелева мобилизовали в Красную армию, где он служил в канцелярии полкового комиссара, а после демобилизации в 1921 году вернулся в Аристовку, где работал секретарем сельсовета, а в 1923 году занимал аналогичную должность в Волостниковском сельсовете. В 1925-1926 годах П.Н. Щепелев нес послушание псаломщика в одном из храмов города Тетюши Татарской АССР, с 1928-го работал на железной дороге в Тетюшах, сначала грузчиком, а затем конторщиком. В 1933 году Петр Николаевич переехал в Йошкар-Олу, где трудился бухгалтером в Марпромсоюзе, а с 1936-го – помощником бухгалтера в Лесуправлении. В 1938 году он перешел на аналогичную должность в Заготшерсть, в 1939-м поселился в Козьмодемьянске, где работал в Заготшерсти в должности бухгалтера, в 1940-м стал заместителем главного бухгалтера, в 1941-м – заведующим складом. На данной должности он работал до 1950 года, когда вышел на пенсию. В том же году П.Н. Щепелев вернулся к церковному служению и был назначен псаломщиком к Иоанно-Предтеченскому храму села Коротни. 15 апреля 1951 года состоялась его диаконская хиротония, в 1952-м отец Петр был переведен к молитвенному дому города Кулебаки Горьковской области, в 1957-м – к Троицкой церкви села Архангельское Шатковского района Горьковской области. В 1958 году диакон Петр Щепелев был переведен в Ивановскую и Кинешемскую епархию и назначен в одну из церквей города Кинешма. В 1961 году он подал прошение об увольнении за штат, в 1962-м вернулся к священнослужению, в 1962-1964 годах служил в Крестовоздвиженской церкви села Воздвиженье Ивановской области, в 1964 году вновь вышел за штат. В 1965 году диакон Петр Щепелев был принят в штат Казанской и Марийской епархии и 18 сентября получил назначение на диаконское место к храму Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка. В марте 1966 года он подал прошение об увольнении за штат по болезни, 25 марта архиепископ Казанский Михаил (Воскресенский) данную просьбу удовлетворил. В 1967 году отец Петр проживал в Козьмодемьянске, дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.
Диакон Николай Юричев (31.01./13.02.1900-6.08.1953)
Николай Александрович Юричев родился 31 января/13 февраля 1900 года в деревне Подмонастырская слобода (ныне – село Ежово) Царевококшайского уезда Казанской губернии в семье крестьян Александра Ефимовича и Дарии Карповны Юричевых. Крещен он был 1/14 февраля в Троицкой церкви села Сурты священником Андреем Смирновым и псаломщиком Григорием Ясницким, впоследствии диаконом. В 1913 году Николай Юричев обучался во втором классе Ежовской сельской двухклассной школы, с 1914-го в течение девяти месяцев (по другим данным – до 1917 года) проживал в Мироносицком мужском монастыре, где нес послушание певчего правого клироса. Далее в течение одного года (по другим данным – в 1917-1920 годах) Н.А. Юричев проживал дома, а затем до 1924 года вновь подвизался послушником в Мироносицком монастыре (по другим данным в 1920-1923 годах находился в монастыре, а затем дома). В первые годы советской власти Н.А. Юричев арестовывался трижды. Первый раз это произошло 13 сентября 1919 года, 30 ноября того же года по амнистии он был освобожден. Новый арест последовал 30 августа 1923 года, в узах Николай Юричев пребывал до 27 сентября того же года, а 2 февраля 1924-го был вновь арестован и осужден Марийским областным судом по статье 80-2 УК РСФСР сроком на один год. В ходе следствия виновным себя Николай Александрович не признал, отбыл семь месяцев тюремного заключения и был освобожден. 30 апреля 1925 года по приглашению причта и верующих Воскресенского собора города Краснококшайска Николай Юричев был принят псаломщиком в данный храм, 8 августа того же года митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) был рукоположен во диакона. 1 декабря 1925 года на собрании духовенства и мирян диакон Николай был избран в члены президиума Краснококшайского церковного управления староцерковников, являлся непременным участником и секретарем собраний духовенства, проходивших в 1925-1931 годах. По закрытии Воскресенского собора 11 июля 1929 года диакон Николай был переведен на служение к Входоиерусалимской церкви города Йошкар-Олы, а в октябре того же года, – к городской Вознесенской церкви. С 20 ноября 1929-го по 10 апреля 1931 года он исполнял обязанности протодиакона (служил вместе с архиереем) при епископе Марийском Иоанне (Широкове), в 1930 году был награжден двойным орарем. 18 мая 1931 года диакон Николай Юричев был арестован, ложно обвинялся по статье 58-10 УК РСФСР в агитации против вступления в колхозы, распространении слухов о приближении войны и скорой гибели советской власти. 20 августа того же года Особой тройкой при ПП ОГПУ по Нижегородскому краю он был приговорен к трем годам заключения. После отбытия наказания и досрочного освобождения 15 августа 1933 года диакон Николай Юричев был переведен в Яранскую епархию и определен на служение к Благовещенской церкви села Кикнур. В связи с этим епископ Марийский Авраамий (Чурилин) выдал 10 августа 1933 года отцу Николаю следующую справку: «Сия дана диакону Вознесенской соборной церкви … Николаю Юричеву в том, что он, диакон Н. Юричев, находится в молитвенно-каноническом общении с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященным Митрополитом Сергием; под запрещением в священнослужении не состоит; отлично-примерного поведения и, в случае его желания перейти на службу в другую епархию, препятствий к тому не имеется». Впоследствии диакон Николай был переведен к церкви Владимирской иконы Божией Матери города Санчурска, где служил в 1936 году. 12 декабря того же года он направил на имя епископа Яранского Вячеслава (Шкурко) следующее прошение: «С 26 августа сего года Владимирский храм села Санчурска весь занят зерном и не известно, когда будет освобожден, существовать в дальнейшем нечем. Честь имею просить почтительнейше Ваше Преосвященство о выдаче мне увольнительной грамоты на переход в другую епархию. Имею предложение на свободное место от Преосвященнейшего Сергия, бывшего Радомысльского, ныне Ачинского. Почтительнейшая просьба благословить меня Архипастырскою милостию и уволить меня беспрепятственно перейти в другую епархию. … Желательно бы с Божиего благословения и благословения Вашего Преосвященства устроиться на служение к празднику Рождества Христова. Преосвященнейший Сергий, епископ Ачинский, просил меня передать Вашему Преосвященству братский привет». Следует сказать, что епископ Ачинский Сергий (Куминский) был, очевидно, знаком с диаконом Николаем еще по Йошкар-Оле, где Владыка отбывал ссылку в 1927-1930 годах и ходил на богослужения в городской Воскресенский собор. Однако перевод в Ачинск, в связи с трудностью получить там гражданскую регистрацию как священнослужителю, не состоялся. Со 2 января 1937 года семья Юричевых проживала в Чебоксарах, где диакон Николай зарегистрировался на служение при городской Крестовоздвиженской церкви. Скончался он в Чебоксарах 6 августа 1953 года, точное место погребения в настоящее время не известно.
Диакон Иоанн Абрамушкин (1891-14.05.1980)
Иоанн Михайлович Абрамушкин родился в 1891 году в селе Кувакино Алатырского уезда Симбирской губернии. Отцом его был крестьянин, ветеран Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, потерявший на полях сражений зрение и содержавший семью на выплачиваемую пенсию. Судьба И.А. Абрамушкина оказалась во многом схожей: в годы Первой мировой войны он был призван в действующую армию, получил ранение и был комиссован по инвалидности. В советское время ему присвоили инвалидность второй группы. В 1924-1941 годах И.А. Абрамушкин работал на производстве, после начала Великой Отечественной войны трудился в колхозе. В 1945 году он трудоустроился в трест Гражданстрой, где занимал должность мастера 1-го стройучастка, затем работал мастером на строительстве табачной фабрики, располагавшейся на территории закрытого Алатырского Троицкого монастыря. Церковное служение И.А. Абрамушкина началось в июле 1951 года, дата его диаконской хиротонии остается не известной. С 19 августа 1951-го по февраль 1952 года он служил в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» села Миренки Алатырского района ЧАССР, 1 октября 1952-го указом епископа Чебоксарского и Чувашского Иова (Кресовича) был переведен к Свято-Троицкой церкви села Иваньково-Ленино того же района. Следующим местом служения диакона Иоанна стал Свято-Никольский храм города Канаш, в декабре 1956-го он перешел в Казанскую епархию, где служил в одном из храмов Казани, а 31 марта 1960 года вышел за штат. 13 апреля того же года диакон Иоанн получил назначение к Воскресенскому собору города Йошкар-Олы, где служил не многим более полугода. В дальнейшем он подвизался в кладбищенской церкви Казанской иконы Божией Матери города Чистополя (1961-1962,1964), храме во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище города Казани (1963), 1 сентября 1965-го по болезни был выведен за штат. 1 апреля 1967 года отец Иоанн был переведен в Чебоксарскую епархию, поселился в селе Кувакино Алатырского района, где скончался 14 мая 1980 года и был погребен на местном сельском кладбище.
Псаломщица Евдокия Селивановская (22.02.1913-7.06.1982)
Евдокия Григорьевна Селивановская родилась 22 февраля 1913 года в селе Лежнино Яранского уезда Вятской губернии в крестьянской семье. Она окончила четыре класса сельской школы, занималась сельским хозяйством, в предвоенное и послевоенное время несла послушание певчей храма Воскресения Христова села Сметанино Санчурского района Кировской области. После кончины в 1953 году супруга Анатолия Петровича, который нес послушание псаломщика церкви села Сметанино, Е.Г. Селивановская перебралась в село Матвинур Санчурского района, где занимала должность регента местной Спасской церкви. С 1959 года она начала исполнять обязанности псаломщицы храма Казанской иконы Божией Матери села Нурма, официально была зарегистрирована на эту должность 22 ноября 1962 года и занимала ее до 15 сентября 1963-го. В последующее время Е.Г. Селивановская проживала у родственников в Челябинске, где и скончалась 7 июня 1982 года.
| | Лайк (1) |
zritel | Наверх ##
11 января 2023 15:32 Священник Григорий Карчевский (1834-19/31.01.1882)
Григорий Дмитриевич Карчевский родился в 1834 году. Он окончил среднее отделение Казанской духовной семинарии, 31 марта 1857-го был рукоположен во диакона к храму Владимирской иконы Божией Матери села Малое Чурашево Ядринского уезда, 6 августа 1870-го – во священника к Покровской церкви села Кумья Козьмодемьянского уезда, где открыл сельскую школу для обучения мальчиков. 27 июля 1872 года батюшка был переведен к Покровскому храму села Буртасы Цивильского уезда, в 1873-м – к Богоявленской церкви села Байгулово Чебоксарского уезда. Последним местом служения отца Григория с ноября того же года стал Свято-Никольский храм села Карачево Чебоксарского уезда, где с 15 января 1880-го он нес послушание законоучителя в местном сельском училище. Скончался священник Григорий Карчевский 19/31 января 1882 года, точное место его погребения в настоящее время не известно.
Протоиерей Петр Покровский (1812-29.08/10.09.1880)
Петр Александрович Покровский родился в 1812 году. Он окончил по второму разряду Казанскую духовную семинарию, 1 октября 1832-го был рукоположен во священника к Троицкому собору города Спасска, в 1852-м перемещен к Свято-Успенскому храму села Байтеряково Тетюшского уезда, определен благочинным, 8 ноября 1867-го переведен к Софийской церкви города Свияжска, 23 октября 1868-го по болезни выведен за штат. К этому времени отец Петр был награжден набедренником (28.06.1841), скуфьей (8.06.1848), камилавкой (3.07.1859), наперсным крестом (7.08.1864), орденом святой Анны 3-й степени (31.03.1867). 11 июля 1870 года батюшка был назначен настоятелем Троицкого храма села Теньки Свияжского уезда, 11 февраля 1873-го возведен в сан протоиерея к Троицкому собору города Козьмодемьянска. 7 июля того же года батюшка был перемещен к Троицкому собору города Спасска, 16 ноября 1874-го переведен за штат. Скончался протоиерей Петр Покровский 29 августа/10 сентября 1880 года, точное место его погребения в настоящее время не известно.
| | Лайк (1) |
zritel | Наверх ##
14 января 2023 21:45 Священник Николай Добронравов (1810-19/31.01.1886)
Николай Иванович Добронравов родился в 1810 году в семье диакона. Он окончил среднее отделение духовного училища, 22 октября 1832 года был определен дьячком к Богоявленскому храму села Красновидово Свияжского уезда, вскоре облачен в стихарь. 1 сентября 1838-го Н.И. Добронравов был переведен на должность пономаря к Покровской церкви города Казани, 11 ноября 1856-го рукоположен во диакона, 15 января 1868-го перемещен к храму Рождества Христова села Арино, 17 марта 1873-го рукоположен во священника, 24 августа 1883-го за долговременное и честное пастырское служение архиепископом Казанским и Свияжским Палладием (Раевым) награжден набедренником, в июне 1884-го по болезни выведен за штат. Скончался батюшка 19/31 января 1886 года в четыре часа утра и был погребен на следующий день в ограде храма села Арино. В некрологе, напечатанном в «Известиях по Казанской епархии» в связи с кончиной пастыря, отмечалось, что отец Николай был известен как «неутомимый труженик, человек неподкупной честности и глубокой, чистой веры в Промысл Божий. Замечательной чертой его характера было чисто-детское незлобие, всепрощение обид и оскорблений. Простить обиду составляло для него высокое утешение, как сам почивший не однажды выражался. По жизни он был примерный христианин, а по службе – добрый пастырь».
Протоиерей Василий Воздвиженский (1826-15/27.02.1889)
Василий Михайлович Воздвиженский родился в 1826 году в селе Багильдино Цивильского уезда Казанской губернии в семье дьячка. По окончании 14 августа 1848 года по второму разряду Казанской духовной семинарии, 4 октября того же года он был рукоположен во священника к Покровской церкви села Покровское (Большая Юнга) Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. В 1849 году отец Василий открыл здесь начальное училище, в продолжении двадцати лет содержал его на свои средства, трудился в нем безмездно, исполняя обязанности учителя и законоучителя. Через школу, постоянную пастырскую проповедь батюшка достиг уважения к себе как к священнику и как к человеку, жители Покровского, среди которых было немало старообрядцев, стали обращаться к нему за советом как в делах веры, так и в житейских нуждах. 1860-е годы встретили в лице отца Василия подготовленного и ревностного пастыря. Открылось Козьмодемьянское земство – батюшка трудился в нем в качестве гласного (1871-1877), начали действовать земские народные школы – отец Василий нес послушание члена уездного училищного совета (1871-1877), начались съезды духовенства (епархиальные, окружные, благочиннические) – батюшка являлся их депутатом от 1-го благочиннического округа Козьмодемьянского уезда (1867-1877). В 1867-1877 годах отец Василий являлся также депутатом по отводу земель церквам 1-го благочиннического округа, с 11 марта 1871-го по 1877-й – помощником благочинного и членом благочиннического совета. Одновременно с общественной деятельностью отец Василий уделял время на труды по благоустройству окормляемой им приходской церкви, попечением его был воздвигнут здесь благолепный, позлащенный иконостас. Преданность батюшки храму Божию особенно выразилась в 1859 году, когда, благодаря его благоразумной распорядительности, был прекращен пожар в располагавшейся неподалеку Троицко-Посадской церкви, и в 1872-м, при пожаре в Покровском, когда он, забывши свое семейство и хозяйство, защищал с опасностью для жизни приходской храм. Господь помог отцу Василию отстоять церковь от огня, но он лишился при этом дома и всего имущества. 28 января 1877 года священник Василий Воздвиженский был переведен к Воскресенскому собору города Царевококшайска, 5 июня того же года возведен в сан протоиерея. Круг деятельности батюшки расширился: он совершал богослужения, исполнял требы, нес послушания законоучителя Царевококшайского уездного (28.01.1877-1.06.1879), Царевококшайского городского двухклассного (1.06.1879-15.02.1889), Медведевского сельского (6.11.1884-15.02.1889) училищ, благочинного городских церквей Царевококшайска (28.01.1877-19.03.1881) и 1-го округа Царевококшайского уезда (1.09.1883-15.02.1889), члена (28.01.1877-22.08.1888) и председателя (22.08.1888-15.02.1889) Царевококшайского отделения Казанского епархиального училищного совета, директора Царевококшайского отделения попечительного общества о тюрьмах (20.01.1878-15.02.1889), депутата от духовенства епархиальных и окружных съездов (1877-1885). Отец Василий тщательно исполнял возлагаемые на него обязанности и поручения, при этом всякое дело старался выполнить сам, даже беловую переписку бумаг в редких случаях поручал посторонним. Плодотворная и неутомимая деятельность батюшки была отмечена набедренником (1.12.1861), скуфьей (16.04.1868), камилавкой (8.04.1873), наперсным крестом (18.04.1881), бронзовым крестом на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 годов, орденом святой Анны 3-й степени (13.04.1886), благодарностью епархиального начальства (5.08.1859), денежным пособием в 200 рублей от Священного Синода (12.09.1872), знаком Красного креста за содействие в сборе средств на больных и раненых в русско-турецкую войну воинов. Характеризуя отца Василия и его труды, священник Троицкой церкви Царевококшайска Иоиль Тихонравов писал, что он, «как ближайший начальник и руководитель подведомственного духовенства и как человек пользовался общим уважением. Обладая широкой памятью и имея за собою 40 лет пастырского опыта, он не отказывал обращающимся к нему священникам советом в недоуменных случаях священнической практики. … После рассказанных им случаев из жизни его самого, или кого-либо знакомых ему священников, собеседовавшие с ним священники уходили от него с полной решимостью применить в своей деятельности добрый пример, слышанный от протоиерея. В случаях уклонения священников или кого-либо из низшего причта от должной жизни и деятельности батюшка был требователен, но требовательность растворял с милостивой снисходительностью, и только в случаях упорного нежелания исправиться был неумолимо строг и справедлив. Справедливость, честность, благожелательство, преследование общественной пользы — качества, которыми батюшка снискал себе общую любовь, как духовенства, так и своих прихожан». Скончался протоиерей Василий Воздвиженский 15/27 февраля 1889 года. Отпевание почившего было совершено девятью священниками 18/30 февраля в Воскресенском соборе, церковь и примыкающая к ней площадь были переполнены народом, желавшим отдать покойному последний долг, пел хор насельниц Царевококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря. После отпевания прах почившего был перенесен на городское Тихвинское кладбище (ныне – Центральный парк культуры и отдыха города Йошкар-Олы) и погребен с правой стороны от Тихвинской церкви.
супруга Ольга Николаевна 1831 г.р. сыновья: Викторин 1856 г.р., регент хора Воскресенского собора Царевококшайска Серафим 1859 г.р., псаломщик Троицкой церкви Царевококшайска Ермий 1867 г.р., проживал в Астрахани, работал в реальном училище. Михаил 1869 г.р., обучался в Уфимской духовной семинарии дочь Клавдия (в замужестве Болдырева), учительница в школе села Сурты (Михайловское)
| | |
|