История поиска
Trish | Наверх ##
24 августа 2015 16:49 24 августа 2015 16:51Начало Это небольшой рассказ о поисках, написанный ещё в 2006 году. К настоящему моменту, конечно, есть ещё подвижки... Итак: По семейному преданию один из моих предков по линии Касимовых был священником, но в каком поколении в начале своих поисков я не знала. Первоначально цепочка обрывалась на моём прадеде Касимове Александре Гавриловиче, 1873 г.р. Свои поиски я начала с того, что послала запрос в Государственный архив Ставропольского края. Выяснилось, что метрических книг станицы Бекешевской в ГАСКе нет, но одновременно они мне любезно прислали сведения из Клировой ведомости станицы Баталпашинской за 1873 год, где священником был Касимов Александр Павлович. Для меня было очевидным, что он мой родственник, но каким образом мне доводится - оставалось загадкой. Я стала писать последовательно в Гос.архив Краснодарского края (потому что в 1873 г. ст. Бекешевская относилась к Баталпашинскому отделу Кубанской области), затем в Гос.архив Карачаево-Черкессии (ст. Баталпашинская – ныне г. Черкесск), далее в Гос.архив Северной Осетии – Алании (на всякий случай), в Пятигорский муниципальный архив, затем в архив Предгорного района Ставропольского края (к которому сейчас относится Бекешевка) и ЗАГС Предгорного района. Отовсюду получила отрицательные ответы. Пока больше не придумала, куда ещё можно сделать запрос. Если кто-нибудь знает, где находятся метрические книги ст. Бекешевской, буду премного благодарна за эту информацию! Параллельно шли расспросы родственников, из которых выяснилось, что отец моего прадеда – Гавриил Касимов был похоронен на кладбище ст. Бекешевской, где жили Касимовы до 1930-х годов. В очередную свою поездку на Кавказ удалось побывать на этом кладбище, и могила моего прапрадеда Касимова Гавриила Павловича, умершего 16 февраля 1900 года, благополучно была найдена! Я продвинулась ещё на одно поколение вглубь, узнала, как звали мою прапрабабушку и дату её смерти!  Теперь я могла связать моего прапрадеда Гавриила Павловича и священника ст. Баталпашинской Александра Павловича, уверенно предположив, что они родные братья. Из «Памятных книжек Кубанской области» я узнала, что Александр Павлович был благочинным 9-го благочиннического округа Кубанской области до 1876 года включительно. Далее был перерыв в издании Памятных книжек до 1879 года, где его уже не оказалось. Таким образом, когда я попала в ГАСК, решила выяснить дальнейшую судьбу моего предполагаемого родственника. Заказав Клировые ведомости за 1876 год я получила формулярный список благочинного священника, с подробностями о его образовании и дальнейшей службе, а также составе семьи. Но оставалось неясным, куда он потом исчез. Тогда я приступила к изучению нового источника в библиотеке – Кавказским/Ставропольским и Владикавказским епархиальным ведомостям. Благодаря этим изданиям, удалось не только проследить все награждения и перемещения Александра Павловича, но и его сыновей, и ещё нескольких представителей фамилии. Выяснилось, что Александр Павлович в самом конце 1877 года был переведен в Спасский собор г. Пятигорска. Там он прослужил более 20-и лет и стал протоиереем. В 1899 году его направили в Грозный настоятелем Космо-Дамиановского собора. Ещё через три года он был переведен в Кисловодск, где продолжал службу до выхода на пенсию в 1915 году. Дальнейшая его судьба мне не известна. Как-то в Интернете увидела статью Шумкова «Метрические документы церквей военного ведомства в РГВИА» и поняла, что это именно то, что мне нужно! Первые дела, полученные мною в этом архиве, принесли мне доказательства родства Александра и Гавриила (они, как и предполагалось, были родными братьями), но самое главное, я ещё продвинулась на одно поколение, узнав, что их отцом был дьячек Рождества Богородицкой церкви ст. Бекешевской Касимов Павел Герасимов священнический сын! Вот оно! Наконец, я нашла своего предка - священника! Им оказался мой прадед в седьмом колене! Но где он был священником и когда, ведь станица Бекешевская была основана только в 1825 году? Вернувшись домой, я стала в эйфории рассказывать новости мужу, после чего он мне предложил поискать сведения о Герасиме Касимове в Интернете, что я незамедлительно и проделала. Что это был за день! В Интернете я сразу нашла нужную ссылку, это была краткая историческая справка о церкви Бекешевки на сайте КавМинВодского благочиния, в которой говорилось, что первым священником в станице был … (барабанная дробь) Герасим Касимов! С тех пор мне не удалось узнать новых поколений, зато я нашла массу другой информации о жизни моих предков по этой линии. В том числе удалось установить, что Герасим попал в Бекешевку вместе с казаками из ст. Северной, в которой он был священником с 1815 года. До этого он служил в ст. Воровсколесской, ещё раньше был диаконом в с. Донская Балка, и первое, найденное мной, упоминание о нём относится к 22 июля 1809 года, когда его дьячка слободы Петровской Ставропольского уезда (ныне г. Светлоград) рукоположили во диакона в с. Донскую Балку. Интересно, что двумя годами позже в той же слободе Петровской появился дьячек Максим Касимов. Это даёт мне основание предположить, что Максим – брат моего пра…деда, и, что их отец, возможно, тоже был священно/церковнослужителем в сл. Петровской. Но установить имя отца, а также когда всё-таки Касимовы попали в сл. Петровскую и откуда и, главное, каким образом получили такую фамилию, пока не удалось. --- Располагаю обширными сведениями по ст. Суворовской, Бекешевской и с. Старомарьевке (ныне Ставропольский край). И не столь обширными по некоторым другим населенным пунктам Северного Кавказа.
Мой дневник | | Лайк (2) |
Trish | Наверх ##
16 сентября 2015 23:19 23 сентября 2015 13:36 Небольшое лирическое отступление... Что-то такое генеалогия? Это попытка самоопределения себя... С молоком матери, наверное, я впитала в себя понятие, что мы - русские... Но мне не давал покоя вопрос: почему у нас такая "не русская" фамилия... Никто не мог мне дать вразумительного ответа... И по сей день это загадка для меня... Основная версия - георгафическое происхождение фамилии. Конечно, я с самого юного возраста знала о существовании города Касимов в Рязанской области. Когда разбирали бумаги деда, нашли газетную вырезку про Касимовское царство - ему этот вариант тоже казался вполне вероятным... Но это всё только предположения и догадки... Отгадки пока впереди... --- Располагаю обширными сведениями по ст. Суворовской, Бекешевской и с. Старомарьевке (ныне Ставропольский край). И не столь обширными по некоторым другим населенным пунктам Северного Кавказа.
Мой дневник | | Лайк (1) |
Trish | Наверх ##
17 сентября 2015 8:51 28 декабря 2019 10:19 Новое направление поиска я получила в Астрахани, посетив ГААО... Там обнаружилось несколько документов, проливающих свет на историю семьи, самый ранний из которых датируется 1799 годом. Вот выписки из него:  Итак, мой 5-раз-прадед служил Священником в селе Сергиевском с 24 ноября 1799 года. Интересно, что его дети были определены к своим местам раньше отца: 7 сентября и 5 октября 1799 года. Было ли это назначение переводом внутри Моздокско-Маджарского виктариатства или они переехали из более отдалённых мест?.. Самое же главное, здесь они фигурируют без фамилии!!! Но об этом чуть дальше...  На карте обозначены приходы: 2 прихода было в уездном центре - при городе Александрове и при Александровской станице. Максимально удалены от центра уезда молитвенный дом в ст. Воровсколесской, в с. Петровском и с. Чернолесском. Что ещё хочется отметить: в Александровском уезде на 1799 год значится 13 приходов, в которых служили 24 человека: 13 священников, 2 диакона, 4 дьячка и 5 пономарей. И только 17% духовных лиц (4 священника) имело хоть какое-то образование (обучались в семинарии до риторического (3 человека) и философического (1 человек) классов). Далее... Возраст священников колеблется от 27 до 47 лет и средний составляет 35 лет. Диаконы: от 22 до 28 и средний - 25; у дьячков разброс более широкий - от 14 до 62 и средний - 42; и, наконец, у пономарей от 12 до 21 и средний 15. Таким образом, Герасим и Максим - самые юные среди своих коллег. И последнее, что хочется отметить в этом документе: 15 человек (63%) получили свои назначения в 1799 году. А это фрагмент карты для наглядности. Здесь видно, на каком отдалении находились приходы, где служили мои предки, друг от друга:  Дорога между Сергиевским и Александровской (40 км) заняла бы пешим ходом 8 часов. Между Сергиевским и Петровским (ныне Светлоград) около 70 км и 14 часов пути. --- Располагаю обширными сведениями по ст. Суворовской, Бекешевской и с. Старомарьевке (ныне Ставропольский край). И не столь обширными по некоторым другим населенным пунктам Северного Кавказа.
Мой дневник | | Лайк (1) |
Trish | Наверх ##
24 сентября 2015 10:58 27 сентября 2015 2:07 Следующая (в хронологическом порядке) группа документов - это Исповедные росписи церквей, где служили мои предки за 1800 и 1801 годы. Что мы имеем:  Обращает внимание, что годы немного не соответствуют друг другу, но вкупе с данными 1799 года, всё встаёт на свои места.  В исповедной росписи ст. Александровской за 1801 год дьячка Герасима Касимова уже нет. По Петровской слободе Исповедной росписи мною не обнаружено, но есть метрическая книга за 1800 год, в которой фигурирует один "Священник Алексей Кондратов без причта". Таким образом, Герасим и Максим места получили, Герасим даже какое-то время служил на этом месте, но потом они исчезают. Аналогично и Прокофей, 9 лет в 1800 году живёт с отцом, а в 1801 году, когда ему исполнилось 10 лет, его уже с отцом нет. Вероятно, согласно Указа из Астраханской духовной консистории от 26 мая 1800 года о высылке священноцерковнослужительских детей от 10 до 15 лет к 1 сентябрю в Астрахань для определения в Семинарию, они попали в число этих детей. Хотя Гедеон Докукин в "ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ДО И ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К РОССИИ" пишет об этом: "Всего набралось 6 мальчиков, т. к., по донесению благочинных, остальные дети еще не достигли указанного школьного возраста. Но благочинным не поверили и за ложные сведения и укрытие детей от посылки в Астрахань оштрафовали. После этого было предписано выслать в семинарию и тех «пристроившихся к месту» детей, которые были уже определены на причетнические места и посвящены в стихарь. Однако Кавказское духовенство упорно не желало учить своих детей в Астраханской духовной семинарии, что объяснялось дальностью и небезопасностью пути, а также скудным питанием бурсаков.
Не последнюю роль играло укоренившееся убеждение, что и без обучения в духовной семинарии можно легко получить священническое место в приходе, тем более что в кандидатах на эти должности всегда имелся большой недостаток. Еще в 1799 году, при упразднении Моздокской епархии, против штата в приходах недоставало: священников - 25, диаконов - 56, дьячков - 60, пономарей - 74. Предпринимавшиеся епархиальной властью попытки вызвать священников из других епархий не давали должных результатов." --- Располагаю обширными сведениями по ст. Суворовской, Бекешевской и с. Старомарьевке (ныне Ставропольский край). И не столь обширными по некоторым другим населенным пунктам Северного Кавказа.
Мой дневник | | Лайк (1) |
Trish | Наверх ##
27 сентября 2015 17:24 18 декабря 2019 15:25 Я завела этот дневник, чтобы "разложить по полочкам" всю имеющуюся у меня информацию. И вот первые плоды!
Я уже подзабыла о своей находке в ГААО - Указе от 4 октября 1799 года из Моздокской духовной консистории об определении Александровского уезда Северной крепости дьячка Михаилы Николаева сына его Герасима Михайлова по словесному его Преосвященства Гаия Епископа Моздокского и Можарского повелению дьячком в Александровскую казачью станицу к священнику Михайлу Петрову.
То есть, до назначения Священником в село Сергиевское, мой 5-пра-дед Михаил Николаев был дьячком в станице Северной!!!
Через несколько лет Герасим вернулся в Северную, но об этом позже... --- Располагаю обширными сведениями по ст. Суворовской, Бекешевской и с. Старомарьевке (ныне Ставропольский край). И не столь обширными по некоторым другим населенным пунктам Северного Кавказа.
Мой дневник | | Лайк (1) |
Trish | Наверх ##
13 февраля 2020 12:06 УРА!!! Она нашлась!!! 4-я ревизия!!! Вчера получила сведения из неё: --- Располагаю обширными сведениями по ст. Суворовской, Бекешевской и с. Старомарьевке (ныне Ставропольский край). И не столь обширными по некоторым другим населенным пунктам Северного Кавказа.
Мой дневник | | Лайк (1) |
MVValentina Новороссийск Сообщений: 924 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 794 | Наверх ##
13 февраля 2020 12:59 Поздравляю, каждая находка ждет своего дня. И вопрос у меня вот прям сегодняшнего дня, даже не предполагала, что заинтересуюсь священниками, но новая информация предполагает, что и духовные мне тоже стали интересны. Вы не первый год в теме и, возможно, Вам встречалось имя священника Василия Иванова, сегодня я встретила его в 1827 году по ИР он был священников в станице Темнолесской. К этому времени ему 42 года, у него жена Екатерина Пимонова, ей ок 40 и много детей, старший сын учится в Астраханской духовной семинарии. Нужен совет, как мне найти информацию об этом священнике. Меня интересует где он работал ранее, не было ли у него родственников в селе Надежда, и особо меня интересует девичья фамилия его жены. Есть ли какие-то по этому поводу документы и что делать, чтобы поиски привели к желаемому результату? --- Курская губерния: Некрасов (Белица Введенская), Константинов (Любачь), Лактионов (Белое, Карочка). Бобров, Кандауров ( Маховая), Чеснаков, Петин (Белица Богоявленская), Комарев (Крупец, Вишнево,Камышино), Андросовы (Гочево), Зайцевы (Городище), Волобуев (Анахино). | | |
Trish | Наверх ##
13 февраля 2020 22:11 >> Ответ на сообщение пользователя MVValentina от 13 февраля 2020 12:59 Спасибо! По священникам нужно искать клировые ведомости, где должна быть информация о происхождении, учёбе, всех назначениях, но девичьей фамилии жены я там не встречала... Только если окажется, что она дочь священноцерковнослужителя этой же церкви, может быть пометка о родстве... Что касается Василия Иванова - не самое редкое ИО, мне встречалось... В 1799 году пономарь в городе Александрове при строящейся церкви Архистратига Михаила... В 1804 году дьячек в селе Николаевском, при этом "засветился" в восприемниках у Григория - сына казака Темнолесской станицы Миная Карагичева... Это то, что попалось на вскидку... Может ещё есть, надо смотреть... --- Располагаю обширными сведениями по ст. Суворовской, Бекешевской и с. Старомарьевке (ныне Ставропольский край). И не столь обширными по некоторым другим населенным пунктам Северного Кавказа.
Мой дневник | | |
MVValentina Новороссийск Сообщений: 924 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 794 | Наверх ##
13 февраля 2020 22:19 Перечитав Вашу тему, я поняла, что в первой половине 19 века священники были записаны, как Василий Иванов и Иванов это вовсе не фамилия, а отчество. Верно ли я это поняла? И как же в таком случае выйти на фамилию, как мне догадаться кто ж таков этот Василий Иванов?
И еще у Вас в сообщении прозвучало село Николаевское, а это какое село в настоящее время? --- Курская губерния: Некрасов (Белица Введенская), Константинов (Любачь), Лактионов (Белое, Карочка). Бобров, Кандауров ( Маховая), Чеснаков, Петин (Белица Богоявленская), Комарев (Крупец, Вишнево,Камышино), Андросовы (Гочево), Зайцевы (Городище), Волобуев (Анахино). | | |
Trish | Наверх ##
13 февраля 2020 23:20 Всё верно: у духовенства фамилии появились большей частью в 19 веке, где-то раньше, где-то позже... У Вашего фигуранта Иванов - отчество... Село Николаевское - ныне станица Николаевская западнее Темнолесской, в Успенском районе Краснодарского края. --- Располагаю обширными сведениями по ст. Суворовской, Бекешевской и с. Старомарьевке (ныне Ставропольский край). И не столь обширными по некоторым другим населенным пунктам Северного Кавказа.
Мой дневник | | |
|