На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
было привилегированным. Ямщики освобождались от налогов, рекрутской и земской повинностей. Им отводились места для строительства, земля, лес, сенокос, выгон, жалованье и деньги на покупку коня. В ямщики приходили люди по строгому отбору: трезвые, надёжные
как крестьяне становились ямщиками? Что для этого им надо было сделать? Было ли это так сказать "передаваемо по наследству, в смысле занятие,. Могли ли они переселятся из одной Ямсокой слободы в другую??
Кто-нибудь изучал это вопрос??
--- https://dzen.ru/id/61f546948f72560c7c89d6a0?share_to=link
Ищу КОТЛОВЫ (Костромск, Вологод., ПОзолотчиков в церквях), МАЗАЛЕЦКИЕ(Вологда, Польша.), ШАРОВЫ (Вологодский уезд и Кадниковский уезд), ЛИСИЦИНЫ и ЧИСТЯКОВЫ (Лесной район Тверской обл.), МАРТЫНОВЫ и Кутеповы ( Стужень и Среднедорожное = с Д
Переписная книга ямщиков и дела конторы Вышневолоцкого яма об организации охраны М.Сердюкова во время проведения работ по очистке Боровицких порогов; подорожные, ведомости отправленной почты, записные книги сбора поверстных денег ямских контор и правлений и почтовых экспедиций
№ дела - 2 Переписная книга ямщиков и их детей мужского пола, живущих в Вышнем Волочке, 1772г.
Алфавитные списки всех частей столичного города Москвы домам и землям, равно казенным зданиям, с показанием в котором квартале и на какой улице или переулке состоят.
Ямская гоньба Становление регулярной почты Первый русский почтмейстер Петровские преобразования Регулярная почта Москва - Смоленск - Варшава Учреждение почты Санкт - Петербург - Смоленск Почтовые учреждения Смоленской губернии Восстановление Смоленской почты после отечественной войны 1812 года
Ямщиков, которые составляют великое число подданных Российской Империи, считается в сем Наместничестве 913 человек. Их начало относится до учреждения почты в России, и они непосредственно от Государева правления зависят: собственныя или Канцелярия до сих пор управляла; но теперь они Нижней расправе того места, где они находятся, и почтовому правлению подчинены. Подушных денег не платят; имеют собственные домы и земли, которыми владеют феодальным образом, не имея власти ни продать оных, ни заложить другим кроме ямщиков; имея в прочем собственность всего своего имения, как то лошадей, скота, птиц и проч. Они должны давать рекрут, которые употребляются по большей части в Артиллерии, пользуясь при том некоторым родом вольности, приличным их состоянию. Кто желает знать совершенно их должность и их преимущества, тот может читать копии с указов приложенных при конце под № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
Почтовая служба в Воронежском крае в XVIII-XIX вв.
Большой научный и познавательный интерес представляет организация почтовой службы в Воронежском крае на ранних стадиях развития региона. Почтовое сословие было привилегированным. Ямщики освобождались от налогов, рекрутской и земской повинностей. Им отводились места для строительства, земля, лес, сенокос, выгон, жалованье и деньги на покупку коня. В ямщики приходили люди по строгому отбору: трезвые, надёжные, с поручением за них товарищей, «чтобы он на собственный счёт держал на ямскую гоньбу по три мерина добрых» (мерин стоил около 4 рублей).
Ямщик содержал тогда 3 лошади на яму или в слободе. На языке предков это называлось «править ямщину». Ямщиной назывался и денежный сбор за ямскую гоньбу, что собирали особые ямщики, или ямские целовальники.
Персонал Ямской слободы состоял из рядовых ямщиков, подчинявшихся ямщичьему старосте. Ямские прикащики выдавали подорожные. Сам воевода не имел права распоряжаться ямскими лошадьми без согласия прикащика. Прикащики наблюдали, чтоб ямщики не возили лиц, не имевших на то права. В остальном ямщики подчинялись Ямскому Приказу, который сносился с воеводами через ямских приставов, а для ревизии станов и других дел Ямской Приказ высылал своих дьяков и подьячих. Ямскому Приказу поручался сбор полоняных денег на выкуп русских пленников.
Ямским слободам выделялись луга для пастьбы, поэтому они располагались на окраинах городов. И по мере их роста переселялись. Такие слободы существовали только в значительных городах, а промежуточные станции назывались станами, или ямами. А сама дорога, по которой проводилась ямская гоньба, называлась ямскою.
Правительство сначала для доставки особо важных документов назначало надёжных людей —верных голов, целовальников. А для переезда этих лиц устраивало по стране ямы. Для доставки экстренных распоряжений существовали скорые гонцы (нарочные посыльщики).
Для перевозки клади ямщики ставили заводные подводы. Если требовались лишние, прибавляли подставные или запасные. Но тяжёлые грузы перевозились на сошных (крестьянских), а не ямщицких лошадях.
По указу царя Федора Иоанновича была учреждена Воронежская ямская слобода, а место под неё было поручено отвести Борису Хрущеву (впоследствии казачий голова в этом крае), он отвёл место под слободу, а сам уехал к запорожским казакам по поручению правительства.
Вскоре Воронеж был разрушен отрядом литовской конницы, высланным из Канева. Всё население Воронежа, в том числе ямщики, было изрублено мечами. При Борисе Годунове и в смутное время было не до почты. Только в 1624 году по указу царя Михаила Федоровича Ив. Вас. Волынскому и Сем. Вас. Усову было поручено устроить на Воронеже Ямскую слободу, а Степану Стрешневу набрать охотников-ямщиков для Воронежского яма. Он отвёз в Воронеж семерых ельчан и троих из Брянска.
Таким образом, официальное распоряжение об учреждении Воронежского яма следует отнести к концу 80-х годов XVI века, а фактическое открытие — к 1624 году. Ямская слобода из 10 ямщиков была построена на западной окраине Воронежа в районе Воскресенской церкви. Их старостой был Минка Пупынин. Южным пунктом ямской гоньбы был город Валуйки. Там было 20 ямщиков, так как они провожали и встречали послов и поддерживали связь с Белгородом и Старым Осколом. Ямская дорога шла из Москвы через Ливны на Елец и Воронеж. Когда ж Пётр I учредил правильное почтовое сообщение с Азовом в 1697 году, так называемую «уставленную почту», то новая дорога шла из Москвы в Воронеж через Серпухов, Тулу, Демидов, Богородицкий, Ефремов, Елец, неизвестный ям в 20 верстах от Ельца и 5 от Дона, Воронеж, Коротояк, Н. Оскол, Валуйки, Гундорово, Черкасск и Азов.
Воронежский ям терпел обиды от воеводы Стрешнева, набегов татар и пожаров. В XVII веке Воронежский ям состоял из 10 ямщиков с жалованьем в 10 рублей в год. Ямские деньги собирали с вотчинных, сошных монастырских крестьян. При Алексее Михайловиче оклад был с чети пашни по 14 алтын и 2 деньги. А с монастырских — с чети пашни по 1 рублю 14 алтын и 2 деньги. Церкви и монастыри платили ямской и полоняночный сбор с их земель не в Воронеж, а в Ямской Приказ, где получали платёжные отписи За наёмные подводы платили 1,5-2 рубля в месяц.
Путешествие на ямских лошадях лет 400 назад было большим удовольствием, особенно зимою. Сани низкие, тулуп теплый, езда плавная, без тряски. Клонило в сон. Неудобно было ночевать в крестьянских избах при большой скученности людей, где были и животные, трудно было в пути достать продовольствие. Предпочитали ночевать в степи или в лесу. Раскладывали костер, вокруг ставили сани и, закутавшись в тулупы, спали до утра. Двигались круглые сутки.
Ямщицкий труд был тяжёлым и бесправным. Зимой 1697 года староста Воронежского яма Константин Астафьев послал в Москву жалобу на воевод от имени своих товарищей, в 1704 году был издан указ Петра Великого «О незаписании ямщиков в посады и о возвращении записавшихся в прежнее звание их». Как сказано выше, в 1697 году Петр I учредил «Уставленную почту», которой ведал Пушкарский приказ. Впервые на трёх участках дороги от Москвы до Азова: Валуйки — Гундоровка, Гундоровка — Черкасск, Черкасск — Азов — почтовая гоньба была вольной. Её осуществляли конные казаки-почтари, получавшие жалованье от правительства.
16 февраля 1700 года указом царя Петра I была организована почта на новых началах. Впервые исправлена почтовая дорога от Москвы до Воронежа. В 1701 году через каждую милю (5 верст) установлены верстовые столбы и рядом посажены деревца. В это время учреждается специальная почта, для которой на каждой станции выделяется по 2 лошади. Она существует параллельно с ямами. Но обе подчиняются Ямскому приказу. Новая почта стала называться купеческой, старая — ямской. Ямская и купеческая почта ходили по 2 раза между Санкт-Петербургом и Москвой, между другими городами — 1 раз в неделю. Но дни почт не совпадали.
Сбор между Москвой и Петербургом с золотника весу — полденьги. С 20 мая 1720 года учреждается третья почта — ординарная (правительственная). Все три почты существовали до конца царствования Петра I. Ординарная впоследствии была упразднена, а казённая корреспонденция поручена обыкновенной, письменной почте.
С середины XVIII века история воронежской почты теряет свой исключительно местный характер. С течением времени Ямской приказ заменила Ямская канцелярия. Станы были переименованы в станции. В столице появляется Генеральный двор, или Почтамт, а в провинциальных городах вместо почтовых дворов — почтовые конторы. Продолжали существовать 2 типа почтовых учреждений: письменная и пассажирская почта. Письменная с появлением железных дорог ещё более развилась, а пассажирская постепенно становится достоянием истории.
В начале XIX века появляется настоящий ямщик, лихой молодец в синем суконном кафтане, с шляпой набекрень, которую сменяла шапка малинового цвета. Тогда раздавалась широкая русская песня под звон колокольчиков.
Мы говорили до сих пор только о «стройной гоньбе» т. е. о гоньбе от яма до яма, которые были устроены (отсюда «стройная») правительством. Но в ряде местностей, начиная со второй половины XVI в., встречается другая форма ямской гоньбы. Население само без помощи правительства организует некоторое подобие «стройной гоньбы». Эта форма подводной натуральной повинности, для правительственных надобностей, отбываемая населением, называлась мирскими отпусками. Трудно выяснить, почему московское правительство по одним дорогам устраивало ямы, а на других дорогах самому населению доверяло перевозку правительственной почты, клади и служилых людей.
По дорогам, ведущим к границе, по которым часто перевозились важные документы и где больше было знатных проезжих, само правительство строило ямы и зорко следило, чтобы гоньба не прерывалась. По дорогам, где меньше шло бумаг, а перевозились правительственные грузы, организовывались мирские отпуски. Так было в Перми, Сольвычегодске, Соликамске, т. е. на главных путях транспортирования клади с севера. Были и другие причины. Мы уже упоминали, как часто, особенно в XVI в. «рвалась» гоньба, ямщики разбегались и ям пустел. Иногда, несмотря на все усилия, восстановить ям так и не удавалось. Тогда правительство вводило здесь мирские отпуски, как это было в Можайске, Владимире, Арзамасе и др.
Мирские ямские деньги
Со второй половины XVI в. на дорогах, где ямов не было, по-иному организуется перевозка правительственных грузов. С местных жителей собирается особый сбор — с каждого земельного надела. Собранные деньги считаются ямскими мирскими средствами, на которые волостные старосты нанимают подводы, сколько потребуется. Скоро деньги начали собирать сообща не только по волостям, но и по целым уездам. На нанятых подводах возили только в пределах своей земли, а если заезжали в чужой уезд, то только для того, чтобы доставить путника или кладь до ближайшего жилья.
Но скоро выяснилось, что так возить неудобно приходилось менять подводы в пограничной деревушке, где не было лошадей и куда нужно было их посылать за оставленной там кладью или проезжим за несколько десятков вёрст. Поэтому население соседних уездов решило не оставлять кладь на границе уезда, а везти её дальше по чужой земле до какого-нибудь крупного центра, а часто даже и до места назначения. В конце года или в заранее намеченные сроки подсчитывали, сколько, когда и какое количество вёрст проехали подводы по чужой земле, и производили соответствующие расчёты. Велись особые книги, в которых записывалось количество подвод и денежные расходы по их найму.
Если между уездами возникал спор, вмешивались местные правительственные органы или воевода, которые и разбирали спорное дело. Недовольная сторона могла жаловаться в Москву. Для сбора мирских ямских денег отпускал лошадей земский староста. Он собирал их определённое количество с каждого земельного надела, и все они съезжались в посад. При отпусках состоял и целовальник, который давал на ямские расходы нужные средства из сошных денег. Очень часто при такой организации гоньбы происходили недоразумения. Подводы, особенно из отдалённых мест, как правило, запаздывали, а лошадей для проезжающих или под государеву кладь требовалось достать немедленно. Тогда староста брал у целовальника сошные деньги и нанимал подводу. Случалось, что у целовальника не было наличных денег. Приходилось искать денег взаймы с уплатой больших процентов.
У земского старосты и целовальника было много и других дел, поэтому наблюдение за мирскими отпусками поручали ямскому старосте, при нём для подсчетов находился ямской дьячок. Ямской староста собирал с сошных людей деньги. Собранные деньги записывались в книгу. Особые книги велись и по разгону лошадей. Каждый год ямской староста и дьячок отчитывались перед «лучшими людьми» в присутствии воеводы, у которого хранились мирские ямские деньги. С воеводами местное население редко уживалось. Постепенно оно отстраняет воевод от мирских отпусков, которые передаёт в ведение головам.
Голова, приехав на место назначения, брал оставшиеся после расходов деньги, принимал инвентарь и объявлял о новых выборах ямских старост. Затем голова вместе с вновь выбранными ямскими старостами и целовальниками собирал деньги с посадских людей и с уездных крестьян. После окончания года голова отчитывался перед Ямским приказом в расходовании отпускных денег. Копии с отчётными записями и оставшиеся деньги он оставлял в таможенной избе для передачи новому голове. Таким образом, голова лишь руководил сбором ямских денег и участвовал в их распределении, всем остальным делом ведал ямской староста. Он заведовал мирскими отпусками, нанимал подводы, отпускал их по подорожным, покупал суда и инвентарь.
За тем, как староста расходует ямские сборы, строго следили голова и представители ямской слободы. Старосте предписывалось при покупке инвентаря или при найме людей звать целовальников, чтобы покупка мирским людям была известна. При покупке он должен был брать соответствующие «отписи». Староста вписывал в книги имя нанятого человека, его отчество, прозвище, волость и деревню, где тот жил. Некоторые уезды были настолько велики, что требовалось устройство промежуточных ямов, где выбирались свои ямские старосты, подчинённые уездному ямскому старосте. Так, в Сольвычегодском уезде было три промежуточных яма — Лальский, Ильинский и Спасский.
Подрядчики, которые стояли во главе промежуточных ямов, держали гоньбу по определённым дорогам и за это получали деньги от ямского старосты. Иногда подрядчики были выборными лицами. В глазах ямщиков и населения подрядчик был ямским старостой. Так и он называл себя. Действительно, подрядчик исполнял все функции ямского старосты, иногда даже собирал сошных лошадей.
В глухих уездах, где гоньбы было мало, по-прежнему подводы выставляли по мере надобности. Гоньбой здесь заведовали земские старосты, а в монастырских землях — монастырские приказчики. Однако различие в организации мирских отпусков только кажущееся. По существу мы видим одну и ту же форму, но в разных фазах своего развития; историческая преемственность этих форм несомненна. В местах, где гоньба была сравнительно невелика, населению не было оснований отходить хоть от тяжёлого, но привычного способа—доставки лошадей по мере надобности. С увеличением гоньбы трудно и невыгодно было оставаться при прежних порядках, и вот вместо натуральной повинности с населения собирают сборы на ямскую гоньбу и выделяют специальное лицо для заведывания ею.
Мирские отпуски обходились в иных местностях очень дорого, в других — гораздо дешевле. Годовой расход по мирским отпускам составлялся из расходов по покупке и оснастке судов, по покупке сбруи, экипажей, сёдел, наёмной платы кормщикам, гребцам, ямщикам, проводникам, жалованья таможенному голове, ямскому старосте, дьячку, «дворнику» и т. д. Эта смета раскладывалась по сохам, тут же по особым спискам назначались очереди, кому выставлять сошных лошадей для дальних поездок и в случае экстренных надобностей. Например, в Сольвычегодске в 1642 г. собиралось с сохи мирских ямских сборов по 120 руб. — всего было собрано 1693 руб. 15 алтын 3,5 деньги и из них израсходовано 1505 руб. 11 алтын 4 деньги, в этом же году населением отпущено 587 лошадей.
Между уездами часто возникали споры и недоразумения из-за счетов или из-за того, например, что в яму соседнего уезда не переменяли лошадей. Иногда имели место прямые злоупотребления: брали лошадей с яма и не возвращали их. Целовальники, приехавшие для расчёта в другой уезд, уезжали из ямского двора и забирали оттуда книги, чтобы не было возможности доказать задолженность по мирским отпускам. Таким образом, мирские отпуски были источником разного рода пререканий и нескончаемых судебных дел. Правительство то и дело привлекало спорящие стороны для решения возникающих конфликтов. Однако уничтожить совсем мирские отпуски и заменить их стройной гоньбой у государства не хватало средств. Когда были ликвидированы мирские отпуски, сведений нет, но в документах конца XVII в. ещё упоминается о спорах по расчётам между уездами.
После установления новых порядков ямские слободы стали шириться и богатеть. Гоняя гоньбу, ямщики одновременно занимались различными промыслами и торговлей: пекли пироги и торговали ими, били скотину на продажу, шорничали, чинили телеги и сани. Реже ямщики занимались сельским хозяйством. Обычно они сдавали свою землю за деньги и за хлеб или обрабатывали ее наёмным трудом.
Слободы были самых различных размеров в зависимости от важности тракта и значения населённого пункта, при котором они находились. В юго-восточных областях слободы имели по 10-20 земельных наделов, а в центральных уездах — от 60 до 100 наделов; например, 10 наделов было в Козьмодемьянской слободе. Внешний вид слободы не изменился. Посредине её находился ямской двор, который состоял из нескольких изб. Самая большая изба отдавалась приезжающим, а в остальных жили «дворники» и дьячок-письмоводитель. Рядом с избами находились сенники, амбары и конюшни, и всё это было обнесено забором или плетнём. Строения в слободе стали лучше, люди селились здесь уже надолго, а не так, как прежде, когда охотник больше заботился о своём старом дворе, чем о слободском.
Ямщикам жалованье не было строго определено и колебалось в зависимости от места нахождения ямов. Стремясь возможно скорее наладить ямскую гоньбу, правительство в отдельных случаях платило ямщикам жалованье до 40 руб. в год. Но эту сумму государству трудно было выплачивать, и больше о таком жалованье не упоминается. В первой половине XVII в. оклад устанавливается от 10 до 15 руб. и затем повышается до 20-25 руб. в год. Новгородские и Псковские ямщики, которые получали 25 и 30 руб. в год, были обязаны не три иметь лошади, а четыре.
Ямщики по-прежнему получали прогоны. Величина прогона, несмотря на очень большое падение цены денег, осталась прежней: 3 деньги за 10 вёрст и то не всегда. От Нижнего до Владимира за 220 верст ямщик получал прогонных денег 7 алтын, и те же 7 алтын ему давали за 110 вёрст от Нижнего до Арзамаса.
Кроме гоньбы, ямщики занимались частным извозом. Однако не по «надобности государевой» проезжий, не имел права без подорожной требовать лошадей, а должен был договариваться с ямщиком. Приказная система требовала пересылки громадного количества бумаг. Из Москвы посылались в провинцию указы, приказы, напоминания, а оттуда поступали отписки и челобитные. Часто ездили лица со специальными поручениями, этих лиц сопровождали стрельцы, приказные и другие. Нужны были подводы и для переезда должностных лиц, посылаемых в области. Наконец, много подвод использовалось для посольских поездов, которые в связи с развитием международных отношений начали часто посещать Москву.
Ямская гоньба тяжелым бременем ложилась на государственный бюджет. Решено было любыми средствами сократить ямские расходы. Экономили, где только можно: назначали прогоны не всем ямщикам, часть пути заставляли оплачивать посланных лиц, — и пользовались любой возможностью, чтобы не платить прогоны совсем. В подорожных писали: «дело самое скорое», «спешное дело государево», «дело государево тайное», и подводы в этих случаях посылались без прогонов. Приказные чиновники всякую бумагу старались приурочить к одной из этих категорий.
В специальном постановлении 1627 г. было указано количество подвод для каждого проезжего. Раньше боярин или важный духовный сановник, пользуясь своей властью, мог забрать с яма чуть ли не всех лошадей, теперь количество подвод давалось в зависимости от сана, родовитости, от служебного положения посланного и было строго регламентировано. В этот указ, целью которого было упорядочить ямское дело, вносились небольшие изменения в разные годы, но в основном им руководствовались до конца XVII в.
Несмотря на ряд принятых мер, размах гоньбы всё же был большой. Так, в приписке к указу говорится, что касиловскому царевичу Василию Арслановичу давать по 30 подвод. Необходимо было сократить количество гоняемых подвод. По указу 1649 г. было предписано не гонять гонцов из-за дел маловажных, а для посылки бумаг ждать гонцов из других городов и соединять вместе посылаемые бумаги. Из Москвы предписано было посылать бумаги только после предварительной договорённости слобод, чтобы в один и тот же пункт не направлять двух или даже нескольких гонцов. Этим же указом запрещалось давать подводы тем посадским, целовальникам и неслужилым людям, которые ехали в Москву по своим делам, а заодно привозили различные правительственные бумаги.
В XVII в. жизнь в ямской слободе строилась не по грамотам, а по указам. Грамота посылалась только определённому яму, а указ давался всем ямам для неуклонного исполнения. Различия между этими видами управления не было, так как содержание грамот было почти одинаково, а указы повторяли положения грамот.
Указ появлялся обычным путём — «государь велел и бояре приговорили...» Затем из боярской думы указ посылался в Ямской приказ, где его записывали в Указную книгу, которой затем руководствовались при управлении ямской гоньбой. Однако старые грамоты ещё долго имели силу. Ссылаясь на них, ямщики отстаивали свои льготы, и правительство, несмотря на указы, иногда противоречившие грамотам, шло на уступки. Был такой случай. Верхотурских охотников заставляли ездить в любую погоду. Они запротестовали, ссылаясь на свою уставную грамоту, по которой им дано право не давать подвод в осеннюю и в весеннюю распутицы. В Москве было предписано сыскать ту грамоту и справиться, верно ли утверждение ямщиков, а пока не требовать с них подвод в распутицу, только «скорых» гонцов везти «без задержанья».
Во главе слободы по-прежнему стояли приказчик и староста. Однако значение приказчика всё уменьшалось, и в 1679 г. его должность была уничтожена совсем. Местный воевода стал ведать слободой, как и всей областью. Вмешательство воеводы в дела ямщицкие началось намного раньше. Прежде охотник, получая подмогу от населения, почти совсем не зависел от наместника и сменившего его воеводы, а теперь, получая жалованье от казны, он был от него зависим. Кончалась самостоятельность ямских слобод, и они постепенно начали превращаться в обычные тягловые слободы, т. е. слободы, платившие подати.
Много до нас дошло сведений о самоуправствах воевод в слободах ямских. Псковские воеводы, например, брали силой подводы у ямщиков и не платили за них никаких прогонов. Касимовский воевода Алексей Кондырев не удовлетворился тем, что охотникам чинил «налоги многие и обиды, требуя подводы избивал и увечил», а однажды на слободу пошёл с отрядом вооружённым и её разорил.
Воронежский воевода, если ямщики были в разъезде, «правил подводы на ямских женах», т. е. заставлял жён заменять мужей. Взятые подводы воевода задерживал очень долго. Несмотря на множество злоупотреблений, некоторые слободы богатели и правительство начало облагать их налогом.
Ямские слободы, раньше не платившие налогов, заволновались. В Москву были посланы челобитные с указанием на старые ямщицкие льготы. Правительство частично пошло на уступки. По указам 1663, 1670 и 1689 гг. с московских слобод, «которые торгуют всякими торгами», приказано было брать по 50 руб. с земельного надела, с нижегородских и ярославских слобод — по 10 руб. с надела, с касимовских слобод — по 5 руб. с надела и т. д. Постепенно без специальных указов стали отбираться у ямских слобод их особые права.
Однако всякие случайности, злоупотребления воевод, бегство отдельных охотников — всё это не очень влияло на экономически окрепшую ямскую слободу. В XVI в. слобода в 10 земельных наделов переставала существовать, если выбывало несколько охотников или падали лошади. Во второй половине XVII в., когда такая же слобода сгорела целиком, все ямщики остались на месте и лишь просили пособия, чтобы вновь выстроить дворы.
В конце XVII в. многие слободы становятся наиболее богатыми сёлами в округе. Ямщики, пользуясь налоговыми льготами, занялись торговлей. Ямскую гоньбу они перекладывали на бедных ямщиков и наёмных людей. Например, ярославские ямщики были известны как крупные торговцы хлебом и мукой, нижегородские ямщики возбуждали зависть горожан своим хозяйством и торгами. Очевидно, как ни была тяжела служба ямская, она всё-таки оказывалась легче обычных податей.
По своему общественному положению ямщики составляли особое сословие. По Соборному уложению 1649 г. царя Алексея Михайловича они были выше обыкновенных крестьян: так, за бесчестье крестьянина полагалось взыскивать рубль, а за бесчестье ямского охотника — 5 руб. Ямщик летом выезжал на запряжённой в одну лошадь небольшой телеге, зимой — на санях, запряжённых в одну или в несколько лошадей (гусем). Ямщик садился обыкновенно в ногах у пассажира, а проводники — верхом на лошадей. Подъезжая к яму, ямщик оглушительно свистел, возвещая о своём прибытии и требуя подводу на смену. Наряд ямщика состоял из зипуна лазоревого или синего цвета, кушака и шапки с красным или вишнёвым верхом. В зимнее время поверх зипуна надевался теплый кафтан. Выездная одежда ямщика в одном судебном деле 1628 г. расценена так: «зипун лазоревый — 2 руб. 50 коп., вишневая шапка с пухом — 1 руб. 50 коп.; бумажный кушак с ножами — 50 коп., шубный полусуконный кафтан подлазоревый — 2 руб. без гривны».
Экипаж и упряжь ямщика не отличались красотой и удобством, но зато были прочны. Одолеть дорогу тех времён могла только крепко «сшитая» деревянная телега, а если она и сломается — слезет ямщик, достанет топор и тут же в лесу вырубит новые ось и чеку. Несмотря на тяжёлые дороги, ямщики должны были ездить быстро. Лошади недолго выдерживали такую гоньбу. «Сходит дважды или трижды а впредь и не будет», — жаловались ямщики. Ямщикам иногда удавалось получить по 5 руб. за павшую лошадь.
Каждая слобода имела клеймо, которым метились лошади слободы. Называлось оно «государево казенное пятно». Так, на Бронницком яму клеймо изображало волка, на Заячевском яму — зайца, на Крестецком — летучего змея, а на Яжбелицком — даже слона.
Во второй половине XVI в. начинает меняться организационная структура ямской гоньбы. Население уже не выставляло на ям лошадей и не сам сошный крестьянин возил гонцов. Для этого использовались люди, которые имели лошадей, упряжь, сани, повозку и другие предметы, необходимые для ямской гоньбы. Крестьяне, отбывающие за всё общество натуральную ямскую повинность, назывались ямскими охотниками.
Охотники выбирались на продолжительный срок, а иногда и бессрочно. Однако эта реформа вводилась не сразу. На ямах постепенно образовалась группа людей, которые нанимались ехать за очередного гонщика. Это были крестьяне и посадские, избравшие ямскую гоньбу как промысел. Зачастую ямские охотники были братьями и сыновьями ямщика, жившие на яму без определённых занятий. Они получали плату, полагающуюся проводнику, — 1,5 деньги за 30 вёрст да брали ещё плату с нанявшего их очередного гонщика. Население привыкло к тому, что есть люди, которые и в непогоду, и в бездорожье всегда готовы ехать за очередного гонщика. Были выгодны охотники и правительству. Они постоянно находились на яму и всегда готовы были отправиться, куда их пошлют. Ямщику не нужно было теперь собирать крестьян для перевозки гонца или посла.
Население стало стремиться, чтобы охотники всегда находились на яму. Нужно было определить положение ямских охотников, установить их взаимоотношения с населением. И вот во второй половине XVI в. около яма начинают расти ямские слободы, которым отводятся специальные земли. Ямские охотники появились в разное время. В жалованных грамотах XVI в., дающих льготы в ямской гоньбе, до шестидесятых годов говорилось об освобождении от обязанностей стоять на яму с подводами, а после шестидесятых годов — от обязанности давать на ям охотников. В ростовском, романовском и ярославском уездах ямские слободы и ямские охотники появились между 1565-1580 гг., в Пскове и Новгороде — в 1560 г., в Москве мы знаем об устройстве Тверской-Ямской слободы в 1566 г. и т. д.
Стройщики
Для выбора ямских охотников и устройства ямских слобод и ямов правительство посылало «стройщиков» и давало им соответствующий наказ. Стройщики обычно были из служилых местных людей, но строили они ямы по наказу из Москвы. Так, например, Михайловский ям строили осадный голова и приказчик, в Угличе — угличанин Раков и т. д. Вначале стройщиков присылали непосредственно из Москвы. Обыкновенно это были дьяки или дети боярские. Для ямов особо важных посылались люди повлиятельнее, вроде князя Ивана Петровича Пожарского, устраивавшего в 1601 г. ям в Туле. Получив наказ, стройщик запасался перечнем того, кто из уездных людей к какому яму приписан. Если ям организовывался вновь, то стройщику приходилось предварительно проделать работу по приписке к яму населения. Тут же выяснялось, сколько всего земли у населения, и с какой части сохи должен быть выбран охотник.
Затем вся земля делилась на части по количеству выбираемых охотников, и населению каждого земельного надела предлагалось выбрать одного. В надел обыкновенно входило несколько владений. Возникавшие споры разрешались стройщнком. По наказам из Москвы в охотники должны были выбираться люди «добрые, лучшие, семьянистые, прожиточные». Предпочтение должно было оказываться тем, которые уже бывали в охотниках или у которых отцы и братья «ямскую гоньбу уже гнали».
Таким образом, правительство стремится сделать ямскую гоньбу из случайного занятия профессией, переходящей из рода в род. Однако первое время таких профессионалов не хватало и приходилось зазывать в ямские охотники всех людей, «которые похотят». Когда набирали нужное количество, их записывали в «устройные книги»: «как которого зовут, чей сын и прозвище и у кого живут». Сюда же записывалось, с каких именно земельных участков выбран, сколько у него лошадей и каких; например: «а лошадь у того охотника — мерин рыж, лыс, нос порот, грива налево, десяти лет, да мерин бур, звезда во лбе, нос порот, грива на обе стороны, восьми лет». В «устройную книгу» записывались и поручительства в том, что охотник «будет жить в слободе, гонять гоньбу и всякое ямские дело делать, с яму не сбежит, никаким воровством воровать не будет; не будет держать у себя корчмы, не будет устраивать у себя притона для лихих людей и краденых вещей» и т. д.
Подмога
Выставляя на ям охотников, население обязано было давать им подмогу — единовременную и ежегодную. Единовременная помощь давалась на обзаведение — покупку лошадей, упряжи, телеги, саней и на переезд «со старины», т. е. с прежнего места, в слободу, где надо было построить избу и двор. Размер единовременной подмоги определялся правительством. Подмога обычно составляла 25 руб. или 20 руб. От охотников, которым выдавали 25 руб., требовали держать вместо обычной тройки четвёрку лошадей.
Ежегодная подмога колебалась в зависимости от цен на продукты и фураж. Годовая подмога была очень различна: от 5 до 17 руб. Если население не соглашалось на поставленные условия и противилось уплате подмоги, охотники жаловались в Москву, и правительство, дорожа ямской гоньбой, заставляло население соглашаться с охотниками. Одновременно с ямским сбором во второй половине XVI в. появляются еще два сбора: «ямским охотникам на подмогу» и «ямским охотникам на ямы и прогоны». Как известно, ямская гоньба организовывалась не только в обжитых местах, но и по дорогам, пролегающим в малозаселённых местностях. Чтобы устроить здесь ямы, приходилось тратить государственные средства, которые в виде налогов взимались с крестьян. Кроме того, из ямских денег платили жалованье ямским дьякам, ямским приказчикам и «дворникам».
Ямская земля
Выбранных охотников стройщик наделял землёй. Ямская земля состояла из нескольких частей: земли под ямской двор и жилые дома слободы; пашни, сенокосы, лесные угодья и оброчные деревни. Под ямской двор в зависимости от его значимости отводилось от половины до одного гектара. Обыкновенно двор помещался в ямской слободе, расположенной на краю села или города. Земля отводилась в зависимости от количества охотников. Обычно охотник получал от 1/2 до 5/6 гектара под жилой дом, огороды и усадьбу. Приказчики обыкновенно получали до двух гектаров.
Со своего земельного надела охотник должен 6мл «денно и нощно, когда потребуется, гонять гоньбу, государевых послов и посланников н гонцов встречать и провожать зимним и летним путем на подводах и санях». Если ям стоял у реки, охотники должны были иметь лодки, — они становились гребцами и кормщиками. Обычно охотникам отводилась «государева порозжая земля», но если её не было, то «чья ни будь». Если на отводимой земле были крестьянские дворы, то они приписывались к яму. Доход от деревень поступал всем охотникам, и они сообща делили его между собой.
Выделив слободе землю, стройщик обязан был отмежевать её, чтобы между ямами не возникало споров. Пашенная земля и сенокосы хоть и делились на каждого охотника, но в целом принадлежали слободе. Двор и дворовые постройки считались собственностью охотника, но если охотник «худал» и его отстраняли от гоньбы или он сбегал, то двор поступал в ведение слободы. Очень редко охотники владели надельной землёй сообща, как, например, в Псковской и Загорской слободах начала XVII в. Это обыкновенно бывало тогда, когда охотники не занимались сельским хозяйством, а всю землю сдавали и делили только доход, получаемый с неё.
Во главе ямской слободы стояли приказчик и староста Приказчик как представитель власти в слободе назначался правительством, староста выбирался ямскими охотниками. Трудно точно разграничить функции старосты и приказчика. Староста отпускал подводы, он же вёл загонные книги, но на подорожных ставил свою подпись приказчик. Староста, таким образом, ведал внутренним распорядком гоньбы, а приказчик выступал как официальный представитель слободы. Приказчик вместе со старостой судил ямских охотников, их детей, «дворников» и получал с них судебные пошлины.
В случае притеснений со стороны наместников и приказных, челобитные обыкновенно подавал приказчик, хотя жалобу от всей слободы мог подавать староста и даже отдельный охотник. Приказчик большого яма иногда был стройщиком мелких ямов, расположенных на скрещивании дорог. Обычно приказчик находился в каждой слободе, но были слободы, где он никак не уживался. «А двор приказчика пуст, — записано в одной из устройных книг 1606 г., — и приказчика нет, а приказчикову землю разделили меж себя». Без приказчика слобода могла существовать, а без старосты — нет. Он был душой слободы, своим человеком и влиял на жизнь охотников гораздо сильнее приказчика.
Привилегии
Ямские охотники как члены ямской слободы пользовались рядом привилегий. Ни всесильный наместник, ни волостель (начальник волости), ни их тиуны (судьи низшей степени) не только не спрашивают у них «корм», но не смеют даже приехать незваными гостями на праздник. Они не платят основных налогов, а также пошлин при продаже и покупке лошадей, не участвуют в натуральных повинностях. А если и платят кое-какие пошлины, например при женитьбе — «за выводную куницу», то вдвое меньше, чем обыкновенный горожанин.
Охотник судился у приказчика и старосты даже в душегубстве. Провинился в чём-нибудь охотник в другом городе, — всё равно ни наместник, ни волостель, ни их тиуны охотника судить не могут, они должны представить его для суда в слободу. Только пойманный за разбой с поличным судится у губного старосты (представителя местной власти). Да и то на суде должны присутствовать «для береженья» приказчик и ямской староста. С жалобами местного населения на наместника в Москве считались мало, если только наместник совершит вопиющее беззаконие. Совсем другое дело жалобы ямских охотников. При неладах с ямской слободой всесильный наместник получал из Москвы суровый наказ — разбирать жалобы немедленно.
Благодаря этим льготам создавалась буйная ямщицкая вольница. В одной из грамот рассказывается, как ямские охотники подняли население Архангельска против воеводы Милюкова. В другой грамоте современник с сокрушением пишет, что они вместе с литовскими людьми и русскими «ворами» ограбили Тверской Желтиковский монастырь. Однако все эти льготы не способствовали расцвету ямских слобод: ямы «худали», а ямщики «бежали розно» от гоньбы.
Повседневная жизнь
Проследим жизнь ямского охотника. На данную ему подмогу он обзавёлся лошадьми, ямщицким инвентарём, построил в слободе избу и надворные постройки. Начинается работа. Редкий день проходит, чтобы охотник не был в дороге. Правительство шлёт гонца за гонцом, едут послы, воеводы, наместники, тиуны, дьяки, приказные с различными поручениями, всем надо лошадей и «немешкотно». Порвалась сбруя, изломались телега и сани, добрые лошади того и гляди падут. Охотнику надо обзаводиться новой упряжью, экипажами, покупать новых лошадей. А на какие средства?
На наделённой ему земле он работает урывками. Хорошо, если накосит сена для своих лошадей да соберёт для них овса и ячмень. А надо ещё прокормить и одеть свою семью. Немного стоят и прогоны. За тройку платят по-прежнему 3 деньги за 10 вёрст, но прибавили плату — за перегон в 30 вёрст платят уже не 1,5 деньги, а 2. За выезд ямщик получает теперь 11 денег. Но ценность денег теперь снизилась чуть ли не вдвое. Рубль конца XVI и начала XVII вв. равен уже 43 золотым рублям. Если раньше на прогонные деньги мог купить около 130 килограммов ржи, то теперь всего лишь около 37 килограммов.
В сохранившихся до нас подорожных можно прочесть, что «ехать такому-то без прогонов», «давали бы подводы без прогонов». Поэтому охотнику не особенно приходилось рассчитывать на прогоны. Оставался третий источник дохода — ежегодная помощь населения. Но оказывать помощь обременённому различными сборами населению было тяжело. Кроме того, эти затраты не освобождали население от натуральной повинности. Приезд какого-нибудь посольства, переброска тяжелой клади, оружия, денежной казны всегда требовали дополнительных подвод.
Поэтому население под всякими предлогами старалось уклониться от оказания охотникам ежегодной помощи. Те же начинают «худать». Чтобы вновь обзавестись инвентарем и купить лошадей, охотник приглашает себе в помощь товарища и уже вдвоём они гоняют ямскую гоньбу. Имеются случаи, когда на одной земле живут не двое, а трое и даже четверо охотников. Однако такое «сотоварищество» спасало от нужды ненадолго. Несмотря на своё привилегированное положение по сравнению с бесправными крестьянами, многие из них шли обратно в деревни «на старину», другие уходили на промыслы, третьи скитались «бездельно меж дворов», а некоторые и вовсе сбегали неизвестно куда. Ямы разваливались, и их заново приходилось отстраивать.
До нас не дошло почти никаких сведений о ямской гоньбе за период с 1605 по 1612 гг. Возможно, что при Лжедимитрии I и при царе Василии Шуйском (1606-1610 гг.) на некоторых дорогах ещё существовали ямы. Известно, что когда осенью 1611 г. русский народ поднялся против польских интервентов, то между городами началась оживлённая переписка. Но ни в одном из дошедших до нас документов не сказано, чтобы эти письма, а потом и распоряжения о действии ратного народного ополчения, выступившего под начальством Минина и Пожарского на освобождение Москвы, доставлялись охотниками — везде говорится только о специальных гонцах.
Лихолетье, как называли период польской интервенции московские летописцы, тяжело отразилось и на ямском строении. Ямская гоньба порвалась. Если и оставались ещё на ямах охотники, то они не могли заниматься гоньбой, поскольку не работали соседние ямы. После изгнания польских интервентов в начале царствования Михаила Романова (1613-1645 гг.) из разных концов государства были получены известия о ямском неустройстве.
Судя по сохранившимся с тех времён наказам стройщикам, ямы строились и возобновлялись «по старине». Однако в устройстве ямской гоньбы вскоре обнаруживается нечто новое. В наказе о возобновлении псковского яма от 1624 г. говорится, чтобы ям устроить по-прежнему, как было в старину. Но в нём наряду с правом населения содержать ямщиков предлагался другой способ сбора подмоги: не самими ямщиками, а казной. Выбор между двумя этими способами уплаты подмоги предоставлен населению. На содержание ямщиков казна взимала особый сбор с населения, который включал все прежние расходы по ямской гоньбе, т. е. единовременную и ежегодную подмогу ямским охотникам. Из собранной суммы ямщикам выплачивалось жалованье, а остальные деньги посылались в Ямской приказ. Так был введён повышенный сбор денег.
Позднее правительство распорядилось, чтобы все собранные деньги сначала посылались в Ямской приказ, а уже оттуда выдавалось жалованье ямщикам, но, в конце концов, был оставлен прежний порядок взимания сбора. Выдача жалованья ямщикам сразу превратила ямского охотника из наёмного обществом лица в государева служащего. Переходя в слободу, охотник уже целиком зависел от неё, а с населением он мог не вступать ни в какие отношения. Он становился членом особого сословия — «государевым ямщиком».
И вот, несмотря на то, что служба была ещё очень тяжела, ямские слободы начинают расти. Раньше, если охотник умирал или сбегал, то на его место нового охотника обязано было выбирать население. Иначе стало при новых порядках. Умер ямщик — слобода заботится, чтобы найти на его место нового, бежал — уже не правительство, а слобода поднимает вопрос о его розыске. И правительство всячески помогает в этом слободе. Беглых ямщиков разыскивали всевозможными путями и возвращали в те слободы, откуда они бежали. Ямское дело считалось столь нужным, что беглых ямщиков возвращали даже из стрельцов. Слобода начинает предъявлять свои права не только на ямщика, но и на его семью. Если после умершего ямщика оставался малолетний сын, то слобода старалась, чтобы гоньбу вел ближайший его родственник, пока мальчик не подрастёт. Женится кто-нибудь на вдове ямщика, жители слободы стараются поселить в слободе её нового мужа.
Постепенно население освобождалось от обязанности выбирать ямщиков, правительство само их приглашало. Расширявшиеся пределы государства требовали устройства ямских путей в тех местах, где было по десятку человек на сотни километров. В такие места ямщики переводились из других слобод. Так организовались, например, слободы на окраинах новых городов и в Сибири. Затем постепенно эта практика распространилась и на многонаселенные области. К этому времени ямские сборы возросли во много раз. Вызвано это было рядом причин и в основном — развитием ямской гоньбы.
Основной ямской сбор назывался «большими ямскими деньгами» или, точнее, — «деньги ямские государевы охотникам московским и городов разных на жалованье и прогоны». Параллельный же десятирублёвый сбор назывался «малой ямщиной» — «деньги ямские охотникам ямским на прогоны и подмогу». Правительство очень неохотно освобождало от уплаты ямских сборов. Обычно на льготных грамотах делалась специальная приписка «помимо ямских денег». Единственной льготой, которая давалась при уплате ямских денег, — это право платить их непосредственно в Москву, в Ямской приказ, а не местным сборщикам. Этой льготы усиленно добивалось население — уж очень туго приходилось ему от сборщиков на местах. Собирая ямские деньги, сборщики иногда доводили крестьян до полного разорения. Известны случаи, когда от притеснений при сборе ямских денег разбегались жители целых деревень. Обычно на жалобы населения правительство отделывалось отпиской, что ямские деньги надо платить только согласно окладу и не следует обещать что-либо сборщикам.
Из Москвы посылались сборщикам напоминания, чтобы они заставляли население платить все сборы в срок, ни на один час позднее. В случае же неплатежа приказывалось: «бить батоги и сажать а тюрьму, а из тюрьмы вынося, бить на правеже нещадно, покамест они государевы ямские деньги заплатят». Трудно узнать, сколько собиралось ямских денег. Известно, что в 1680 г. по Ямскому приказу денег значится 28815 руб., а ямщикам следовало выдать свыше 35 000 руб. Правительству, видимо, приходилось с введением нового порядка оплаты ямской гоньбы заимствовать средства из других источников.
Введя большой ямской сбор, правительство не освободило население от подводной повинности. Если не хватало лошадей на яму (обыкновенно при перевозке воинских грузов), население обязано было давать подводы. Только теперь при сборе подвод предварительно указывалось, со скольких дворов брать подводы и их количество.
А в советское время (30-е) извозчики были? Насколько я знаю мой прапрадед чем то подобным занимался в Саратове.
[/q]
были извозчики, и в послевоенное время были. Дед моего мужа в 1960-е годы был извозчиком именно в Саратове. А вот и 1970-е. Саратов. Извозчик http://oldsaratov.ru/photo/11736
--- всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
добрый день! в ревизии 1811 г. мои предки из Бугульминской округи Оренбургской губернии записаны как "татары, исправляющие почтовую гонбу и неплатящих рекрут". существуют ли другие, кроме ревизских сказок, документы, из которых можно узнать побольше персонализированной информации. например, о назначениях, переводах, нормы содержания лошадей, размеры податей и т.д.?