Село ШУМОВКА Симбирского уезда.
Материалы к истории и генеалогии.
potomok-61 Участник
Сообщений: 69 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 35 | Наверх ##
16 августа 9:51 16 августа 9:58 НАСЕЛЕНИЕ
В 1780 году, году образования Симбирского наместничества, в Шумовке отмечают помещиковых крестьян и 2 владельческих малороссиян. Помещиковые, по всей вероятности, - привезенные из русских вотчин изначально и иногда переводимые из одной вотчины в другую впоследствии, - русские. Продолжился ли род малороссиян в Шумовке? «Шумовка, как и Ундоры сбродное селение. В документах, изданных мною, упоминаются Шумовской Слободы казаки. Действительно, и здесь есть предание, что коренные Шумовцы были когда-то казаками, к которым потом приходили различные поселенцы: мордва, татары, чуваши и, даже, как говорят, цыгане» (1868 г.)
«Говорит предание, что село Шумовка образовалось первоначально из чуваш и мордвы, - тип этого народа можно заметить в некоторых жителях села; старожилы указывают на такия семейства, доселе существующия».(1875) Раз на них можно указать, значит, они к этому времени сохранили свою национальность, культуру, быт, и браки внутри села заключали, наверно, с представителями своей национальности.
«Жители села (все русские, православные)…» (1896 г.)
«Старики рассказывают, что у князей Голицыных были заводы на Урале, откуда они присылали в Шумовку рабочих, в чем-либо провинившихся, почему население Шумовки стало разноплеменным и крайне буйным. Прежде опасно было проезжать через Шумовку (стоящую и поныне на большой Казанской дороге), потому что местные крестьяне нападали на проезжавших и грабили их. Разноплеменность же населения заметна здесь и в настоящее время, так как среди великорусов есть не мало обрусевших чуваш, мордвы и цыган. Эти инородцы прежде были почти сплошь землекопами, каковой промысел процветал в Шумовке и только последнее время стал заметно падать». (М.,1903). К сожалению, самыми старыми по Шумовке являются две метрические книги: за 1864 и 1865 год, и кто здесь был из сосланных и, может быть, так и остался здесь, мы не знаем. В МК 1865 г. нашлась запись, доказывающая, что, действительно, здесь жили люди с Урала.
Брак №5 от 16 мая 1865 года.
Жених: Пермской губ., Оханского уезда Нытвенского завода Мастеровой Николай Васильев Аксенов, православный, вторым браком. 28 лет. Невеста: Той же губернии Пашийского завода умершего ремесленника Ильи Красильникова дочь девица Елена, 19 лет. Поручители: По женихе: с. Шумовки крестьяне Иван Григорьев и Семен Семенов <Просвирновы>, а по невесте: Нытвенского Завода Ремесленник Пантелей Васильев и Пашийского Завода Николай Ильин Красильников.
В Исповедной ведомости 1866 года их семья записана среди временно проживающих мещан. Николаю Васильевичу 30 лет, Елене Ильиничне – 20. У них трое детей: Степан, 8 лет, Григорий, 5 лет (видимо, дети от первого брака Николая Васильевича) и Александра, 4 месяцев.
В более поздних МК таких фамилий не помню. | | |
potomok-61 Участник
Сообщений: 69 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 35 | Наверх ##
16 августа 16:56 КОЛИЧЕСТВО ЖИТЕЛЕЙ ШУМОВКИ в 1780 г., по данным клировых ведомостей и поселенных списков плательщиков с/х налога, хранящихся в ГАУО.
Под порядковым номером указывались фамилия, имя и отчество плательщика с/х налога и в одной из граф - количество едоков в семье. Итоговые цифры, получается, - количество семей и количество человек в селении.
Прикрепленный файл (О количестве жителей Шумовки в разные годы..xlsx, 59402 байт) | | |
potomok-61 Участник
Сообщений: 69 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 35 | Наверх ##
17 августа 17:11 17 августа 20:08 ЗАНЯТИЯ ШУМОВЦЕВ
«Шумовское крестьянское общество перешло в 1862 г. на дарственный надел, получив на 833 ревизских души (255 дворов) по одной десятине удобной земли на душу. Затем, в 1886 году общество купило у графини Остен-Сакен 1320 десятин пашни и в настоящее время, при населении в 2176 душ (1053 муж. и 1123 жен.), на 321 двор, пользуется 2153 дес. удобной земли (усадебной 238 дес. 98 саж., пашни 1728 дес. 816 саж., выгону 113 дес., покоса 73 дес. 1486 саж.) и кроме того 882 десятинами неудобной земли" (М., 1903 г., с. 262).
«Шумовка большое село (более 2000 жителей обоего пола); крестьяне находятся еще в временно-обязанных отношениях к помещице Графине Остен-Сакен. Фабрик и заводов здесь нет никаких; но крестьяне кроме земледелия занимаются еще торговлей: ездят в степи на Ново-Узенскую ярмарку, скупают там лошадей (башкирят), рогатый скот и шерсть. Лошадей сбывают большею частию на ярмарках, особенно на нашей Казанской, рогатый же скот иной год продают в Симбирске не битым, а при дешевых ценах бьют сами; мясо, а также шкуры, возят на базары в Симбирск; шерсть сбывают не мытой на местные фабрики. Торгуют также Шумовские крестьяне колёсами, огородными овощами и мелочным крестьянским товаром. Богатых торговцев не много: 3 или 4 семейства, а большая часть торгует при небольшом оборотном капитале. В селении есть постоялые дворы; многие занимаются даже разгоном лошадей, а некоторые возкой товаров. Ярмарки в Шумовке нет, но у них под боком четыре ярмарки: Симбирская Сборная, Казанская, на Ивана Постнаго, и Максимовская. Максимовская ярмарка (в селе Максимовке, в трёх верстах от Шумовки) – праздник шумовцев; они не только покупают и продают, но и гуляют на этой ярмарке». <Максимовская ярмарка – Ярильская – проводилась в 10 пятницу после Пасхи. В 1861 году из привезенных на продажу товаров на 600 рублей, было продано на 360. 1868 г.> «При заметном развитии торговли в Шумовке, тем не менее нет вовсе не только каких-либо заводов, но даже и ремесленной промышленности; здесь всё покупное; всё делают чужие, а не свои: скот хотя и бьют, но свеч лить не умеют, а покупают их в городе: овчинники, шерстобиты, портные приходят обувать и одевать Шумовцев из окрестных селений; в самой же Шумовке почти нет вовсе подобных промышленников. Даже огородничество и то развито гораздо слабее, чем в других окрестных селениях. Оттого там не редкость, что крестьяне закупают на стороне капусту и огурцы. Разводят в большем количестве конопель; но семя продают, а если и бьют масло, то только для себя. У женщин не заметно тоже ни какой яркой промышленности: девицы и даже женщины ходят работать на Линёвскую суконную фабрику (на фабрику ходят и малолетки), ткут холсты посконные, льняные и промзинки. Промзинки ткут только для себя, а холсты продают на Казанской ярмарке; но как те, так и другие далеко уступают Карлинским и Сурским холстам и промзинкам. Промзинки стали ткать в Шумовке очень недавно» (1866)
Предлагаю далее несколько выдержек из книги «Материалы для географии и статистики, собранные офицерами генерального штаба. Симбирская губерния. Часть II. СПб, 1868», где дается обзор некоторых видов деятельности, характерных для крестьян Шумовки. «Производство домашняго сукна значительно уменьшилось вследствие развития суконных фабрик, особенно в последнее воемя, когда на них начали приготовлять сукна в частную продажу. <…> Крестьянския сукна приготовляются по большей части для домашняго потребления, а в Симбирском и Алатырском уездах и в северной части Карсунскаго также и в продажу <…> Из сёл, замечательных приготовлением в значительных размерах крестьянских сукон в продажу, можно упомянуть Симбирского уезда Шумовку и Ишеевку <…> Вообще же в деревнях близ многих суконных фабрик замечается более или менее развитие сукноделия, чему, без сомнения, способствует возможность доставать с фабрики от рабочих шерсть и пользоваться валкою домашних сукон на фабрике. <…> Тканьем домашних крестьянских сукон занимаются преимущественно зимой женщины. <…> В тех же сёлах, где приготовляются в продажу крестьянские сукна, существует также вязание из шерсти варежек и шерстяных чулков – обувь, употребляемая зажиточными крестьянами и крестьянками как зимой, так и летом, в виде праздничного убранства. Чулки обыкновенно делаются выше колен. Вязаньем чулок занимаются в особенности мещанки и солдатки в сёлах и городах» (с.288). В 30-40-е годы в Шумовке была улица Чулочная. Не с этим ли промыслом связано это название?
«Торговые промыслы <…> они вообще развиты повсеместно, но имеют по большей части вид мелочной торговли, предметы которой составляются, так сказать, случайно. Во всех селениях, где бывают базары, можно встретить крестьян, занимающихся перепродажей различных товаров: тулупов, овчин, хлеба, пеньки, одежды, рукавиц, холста и проч. В некоторых селениях эта мелочная торговля превратилась в главный промысел жителей, которые занимаются различными мелкими торговыми сделками не только на своих базарах, но и по соседним базарным селениям и составляют разряд мелочных базарных торговцев, которых торговые занятия не отвлекают однако от главного занятия – земледелия. Значительное число подобных мелких базарных торговцев встречается в следующих селениях: <…> Шумовке…» (с. 321)
«Постоялые дворы устраивают на больших торговых дорогах, и хотя они большею частью существуют постоянно, но главная выгода от их содержания бывает зимою, когда появляется главное промышленное и торговое движение в губернии. Они заводятся зажиточными крестьянами и нередко доставляют хозяевам огромные барыши. <…> Кроме больших постоялых дворов, в торговых, промышленных и во всех базарных селах существуют курени, небольшие дворы, где приготовляются, для собравшегося на базар народа, калачи, булки и разного рода закуски; тут же продается и водка. Впрочем иногда в курени принимают и на ночлег пешеходов и проезжих. С развитием оборотов курень обращается нередко в большой постоялый двор. Курени по характеру торговли, и главное по продаже в них вина официально считаются в числе кабаков, да и действительно это не что иное, как более обширные и более приспособленные для отдыха кабаки» (с.337, 338).
В этой же работе отмечается, что около Симбирска заметна торговля сеном, и занимаются этим многие крестьяне, в т.ч. и из Шумовки (с. 328)
«В селениях <…> Шумовке, расположенных около больших дорог, развито содержание постоялых дворов, ямщичество, торговля хлебом, рыбою, сеном, железом, скотом, лошадьми» (Источник за давностью лет не нашла).
9 декабря 1875 г. «Симбирские Губернские Ведомости» сообщили, что в Шумовке «с разрешения уездного земского собрания открыт по пятницам каждонедельный базарный торг».
В 1896 г. же отмечается, что «ярмарки и базаров в селе не бывает», «есть четыре мелочных лавки и два кабака». «Жители села <…> занимаются почти исключительно земледелием, и если существуют некоторые ремесла (сапожное, портняжное и т.д.), то единственно, ради домашняго обихода; необходимо упомянуть также о том, что в свободное от полевых работ время значительное число крестьян нанимается в землекопы преимущественно в г. Симбирск; это – единственный промысел, отвлекающий здешних крестьян от своего села. (Служа около 1/2 года в с. Шумовке, я натолкнулся на интересное явление: почти всякий крестьянин, котораго мне пришлось изследовать, имеет гипертрофированное сердце без какой-либо недостаточности. Факт этот я склонен объяснить тем, что Шумовцы – землекопы по специальности, а работа эта должна требовать громаднаго физическаго напряжения)»
Вот, что пишет о занятиях шумовских крестьян учитель 1го сельского Шумовского училища Сергей Петрович Поляков в 1896 г.: «Надельной земли у крестьян села Шумовки 7 сажен на душу. Этого, конечно, недостаточно для поддержания существования, и поэтому крестьяне занимаются еще неземледельческими промыслами: мужчины – отхожим промыслом – землекопством, а женщины – пряжей толстых ниток на дому. Когда промысел землекомпства был в руках артели, он давал каждому рабочему от 15 до 25 рублей. Но с передачей его в руки подрядчиков заработок его значительно понизился; теперь каждый рабочий имеет в лето не более 8-12 рублей. Работа женщин начинается с окончанием полевых работ осенью, и продолжается до начала их весною. Каждая работница напрядет за зиму от 60 до 130 фунтов пряжи; пряжа продается по преимуществу в городе Симбирске. Цены бывают, смотря по спросу – большия и меньшия, но никогда не падают ниже 12 и не подымаются выше 22 копеек за фунт. Эти промыслы являются существенной поддержкой в крестьянском хозяйстве» . «В летнюю рабочую пору, когда бывает большой спрос на рабочия руки, сюда прибывает до 200 пришлых людей, почти исключительно татары со своими семьями, которые и помещаются на это время у своих работодателей. (В 1892 году это обстоятельство не мало способствовало развитию холеры в с. Шумовке, так как татары часто приходили из наиболее зараженных местностей)» (1896) В 1903 году П.Л.Мартынов пишет о том, что в Семёновке, Шумовке, Арбузовке и Телешовке в значительном количестве разводят гусей, что является большим подспорьем в хозяйстве. Ежегодно осенью приезжают сюда торговцы, закупают до 5000 голов гуся и отправляют в Москву (с. 218). | | |
potomok-61 Участник
Сообщений: 69 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 35 | Наверх ##
Сегодня в 18:19 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. «Врачебной помощи нет никакой; в селе нет даже фельдшера. Единственные доктора – ворожеи и колдуны, а лекарства самые употребительные, как для людей, так и для скота: нашептыванья, наговоры на вино и на воду. Жена одного из местных духовных лиц лечит ещё просвирами. Шумовские бабы говорят, что просвиры прекрасно помогают во многих болезнях» (1866 г.) В отчете о деятельности Симбирского губернского статистического комитета по данным за 1867 год дается статистика смертности в губернии и анализируются ее причины. В 1867 году на 100 родившихся приходилось 77 смертных случаев, в некоторых местностях смертность даже превышала число рождений. Детская смертность была очень высокой, причем умерших до 1го года было 42,4%, от года до пяти лет – 18,2%. Каковы же были причины смертности по мнению статистиков? Прежде всего, «всюду, где одновременно существует большое скопление народонаселения, недостаток в материальных средствах и усиленный труд, условия для продолжительности жизни бывают всего неблагоприятнее; напротив, довольство, удовлетворение насущных потребностей, свободное и широкое помещение и отсутствие напряженнаго труда делают жизнь повозможности долгою». «Найдено, что поденьщики и беднейшие классы, как-то рабочие, ремесленники, фабричные и т. д. средним числом живут от 25 едва до 30 лет, тогда как средняя продолжительность жизни зажиточных и высших сословий доходит от 50 до 60 лет т. е. покрайней мере вдвое больше средней продолжительности жизни беднейших классов». Другими причинами являются климатические условия, быт и практически полное отсутствие медицинской помощи. Об отношении в то время простого народа к медицинской помощи и лечении народными средствами в Симбирской губернии из цитируемого выше отчета можно прочитать здесь: https://forum.vgd.ru/1864/1688...iew&o=Далее о том, как обстояли дела с медицинским обслуживанием в Симбирском уезде в 1896 году. Симбирский уезд был разделён на 5 медицинских участков: 1) Пригородный (25 селений, 16 276 чел.) 2) Ундоровский (53 селения, в т. ч. Шумовка, Линёвка, Полдомасово, 35 547 чел.) 3) Нагаткинский (54 селения, в т. ч. Семёновка, 43 582 чел.) 4) Тагаевский (98 селений, 45 683 чел.) 5) Солдатско-Ташлинский (56 селений, 45 389 чел.) Итого на 186 477 человек в 286 селениях в Симбирском уезде в 1896 году было 5 врачей, 24 фельдшера и 4 акушерки. Больницы находились: в с. Ундорах – на 30 кроватей, в с. Нагаткине – на 20 кр., в с. Тагае – на 35 кр. и в с. Солдатской Ташле – на 25 кроватей. Кроме того уездное земство арендовало 9 коек в Симбирской губернской больнице. Фельдшерские пункты располагались в 13 селениях, в т. ч. и в Шумовке. Хотелось бы подчеркнуть, что кроме оказания медицинской помощи на селе, на врачей одновременно ложилась работа и по медицинскому просвещению. Нужно было не только побороть неверные представления о том, как вести себя при том или ином заболевании, но и доходчиво донести до, в основной массе, неграмотных людей, как поступать правильно, чтобы уберечься от заболевания, как оказать неотложную помощь в той или иной ситуации, когда вызывать врача и т.д. В следующей цитате речь пойдет о некоторых проблемах со здоровьем у жителей Шумовки. «Самая местность, где расположено село, низменна, болотиста, что, в связи с вредным влиянием местных условий весеннего разлива р. Свияги, обусловливает громадное число острых лихорадочных заболеваний, наблюдающихся ежегодно в с. Шумовке. <…> Когда я впервые начинал заниматься делом медицинской помощи среди сельских обывателей, меня удивило большое количество крестьянских женщин, страдающих женскими болезнями; отыскивая причину этого, я прежде всего натолкнулся на отсутствие надлежащей помощи им во время родов: акушерка требуется ими только в самых исключительных случаях; обыкновенно же делом акушерской помощи занимаются так наз. повитухи, которыя здесь не составляют особаго класса: чуть-ли не каждая деревенская старуха берется принимать младенца, пуская в случае каких-либо осложнений все средства, какие ей только Бог на душу положит; само-собой разумеется, тут не может быть и речи о чистоте ея рук, о чистоте белья и т.д.; грязными руками она копается в родовых путях родящей, проделывает с ней манипуляции самого возмутительнаго иногда свойства и пр. Роды совершаются обыкновенно на домах, после чего родильница проводит сутки в жарко натопленной бане, а на следующия сутки она принимается уже за всевозможныя работы. <…> В таком большом селе как Шумовка существует не более 20 бань, так что по нескольку семей должны мыться в одной бане <…> В печах моются только старики и ребята». Да, когда врачей не было, роды принимать надо было. Как повелось в течение столетий, так и делали. Она же не знали, что в чем-то действуют неправильно. | | |
|