Русские крестьяне ЖИЗНЬ. БЫТ. НРАВЫ
Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6235 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4139 | Наверх ##
26 марта 2015 14:46 103. (Препровождение свободного времени)
Свободного времени за исключением праздников у крестьянина мало; в летнее время совсем нет, а в зимние вечера, если не плетутся лапти, не вьются веревки, то крестьяне рано ложатся спать, чтоб не жечь даром огня. 13 некоторых домах, где грамотный хозяин, он читает вслух псалтырь, или другое что-нибудь «божественное»; если есть учащиеся дети, отец помогает сыну читать, поправляет и в то же время или умиляется грамотой сына, или напротив возмущается, если сын учит басню, стихи и т. п. (Примечание) На вопросы 103 и 104 сведения не вполне собраны, поэтому дополнительные и подробные пришлю попозже [так в тексте]. | | |
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6235 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4139 | Наверх ##
26 марта 2015 14:48 106. Стремление возвысить свое общественное положение
Зажиточные крестьяне не все пользуются уважением, хотя все с виду относятся к ним с почтением, однако дома или при расспросах о богачах таинственно рассказываются разные неблаговидные истории и причины, по которым получилось богатство. «Ты не сказывай, а ведь он мужика убил, деньги-то вынул, да покойника-то головой в реку и отпустил... с тех пор и пошел, и пошел богатеть!» Увеличить свое достояние всем хочется, но большинство только «оборачивается», это их выражение, т. е. проживает то, что заработали. Если большая семья, то стараются завести лошадь, другую, для этого отказывают себе в чем-нибудь из одежды, жалобы чаще слышатся от крестьянок, что нынче нельзя дочке платок купить, ребятам рубашек новых не будет, потому что «сам ладит на осень лошадь завести». Более зажиточные держатся земли, покупают пустоши, лесные дачи, усадьбы; здесь малоземельные крестьяне, именно в Контеевской волости, поэтому пастбищ, сенокосов очень мало и вот на такие земли и совершаются покупки.
Волостной старшина пользуется в нашей волости всеобщим почетом. Его хвалят везде и за ум, и за обходительность, и за «распорядки». На общественные должности желающих нет; отказываются, потому что очень мало жалованье, например, старосте — 25 рублей. При выборе старшины долго упрашивает вся волость. Десятские стараются всеми силами отказаться от обязанностей. Крестьяне любят жертвовать на богоугодные заведения, преимущественно на храмы; посылают больше всего на Афон, откуда им присылают письма и образки, называя «благотворителями». | | |
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6235 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4139 | Наверх ##
26 марта 2015 14:57 Е. Отношения крестьян между собой и к посторонним лицам
107. Личные отношения
Взрослые при встрече обмениваются словом «Здорово», так все: и знакомые, и незнакомые, знакомые иногда подают руку; женщины-родственницы целуются. По имени и отчеству называют только особенно уважаемых; большею частью прибавляют «сват», «кум», «сваха» (что очень распространено) и называют только по имени. Разговоры заводят больше на темы о работах, хозяйстве, если сходятся, например, у колодца: — Здорово, Наталья Ефимовна! — Здорово, тета Любея! Что сегодня делаешь-то? Лень-то измяла ли? — Да, матка, измяла, терплю, слава Богу! — Ой, матка, а я так и не зачи-и-и-нывала (любят вытягивать какой-нибудь слог), с капустой связалась, просто отделать не можем, да и тяпок-то нету! — Отстань-ка, матка, у меня так ножниц нету, овец бы пуще остригчи! — Да приходи, я дам, у меня во-о-о-стрые, хоро-о-ошие, только не голчи (не сказывай), матка, не всякому дашь! Подходит третья: — Здорово живите! О чем молчите? Происходит повторение предыдущего разговора. Если случается, что один другого догоняет и перегоняет, то догоняющий крикнет: «Мир, дорого-о-о-й!» Остающийся ответит: «Здорово живешь!» При входе в избу три раза крестятся, хозяину, хозяйке, деткам говорят: «Здорово, Егор Прохорыч, тета или кума Парасковья, здорово, детки!» «Беседуй, тета Катерина!» Словом «беседуй» обращаются к гостю и гостье. Входящий в беседу говорит: «Беседуйте, барышни!»
Ласкательные приговоры: желанная, свет белый, родимый, кровь ты моя горячая, болезная. Уничижительные: гиль! лупоглазый черт, рыло косое, беспелюха!
Крестьяне так говорят: «Богачи и богачены разные бывают, одни «посоветлянее», придешь — и хлебца взаймы дадут, и поголчат с тобой, а то ведь не больно есть охочие до разговору — придешь — отвернутся, ровно их нету, а чего попросишь, так скажут: «У самих нужда!» Этаких-то в крестьянстве у нас больше». Бедняки «подлещиваются» к богачам и про таких всегда кумушки сплетничают, осуждают: «Ишь, прихвостень Егоров!» Богачи мало входят в сношения с бедняками и с крестьянами средней зажиточности. Пример перемены отношений в зависимости от перемены имущественного положения: «Вот Федор Михеич богатый был, чего-чего после батьки всем братовьям осталось, — купчая земля, пара коров, лошадь хорошая, сбруя, колокольчик, ну зажиточен был, бедненьких-то не больно любил да допущал к себе, а вот и пошло у него вдруг: лошадь продал, запил, а тут дальше да больше, все спустил, землю-то колодово продал и теперя у него хоть бы те что осталось. Молочка ли, квасу ли — иди, жена, в люди, ну а жене-то и молвят: «Вишь, рожа-то толстая, красная, хоть портянки на роже суши, что ему, толсторожему, сам добывал бы!» Говорят, что если бы тот же Федор Михеич стал работать, то нашлись бы, которые помогли бы ему, чем можно: «а гли-ко (гляди-ка), затянулся в долгах до того, что и не дают! Нет, ведь не устанет рука примаючи, а устанет даваючи!» Уважение приобретается обходительностью, степенством, потому что всегда про всеми уважаемого слышишь: «степенный, обходительный мужчина!» Гостеприимство мало развито. Ходят на «беседки» по вечерам бабы, девицы, дети-соседи, причем чередуются; угощений не бывает и особенно не наряжаются; идут прясть, шить, для того, чтобы не жечь огня, или вся лучина вышла, а у соседки лампа, так чтобможно было построчить. В гости ходят и ездят в праздники, и то по зову, например, на Михайлов день глебовские отправляются в Пилатово; отгостивши у родных, усватовей, они им говорят: «На Миколу к нам жалуйте!» «Спасибо», — им отвечают. «Да что спасибо-то, беспременно побывайте!» Это «спасибо» у здешних крестьян выражает своего рода церемонию, — при угощениях и других случаях после «спасибо» следует много раз угостить, позвать. Подарков не возят, но из гостей домой приносят гостинцы и оделяют ими оставшихся дома. Разговоры мужчин больше на темы о хозяйстве, о лошадях, иногда передастся какой-нибудь газетный слух, схваченный в кабаке, где получаются «Губернские ведомости». Выражают свое удивление, как это знает все, кто газету пишет — «надо же все упомнить, да все записать». Бабы больше говорят о болезнях, об одежде, о недостатках; у каждой всегда есть на что пожаловаться. Сплетнями занимаются бабы; источником для этого служит какая-нибудь пустая ссора двух соседок; они начинают корить друг друга и если неосторожное слово «воровка», сказанное во время ссоры, долетит до кого-нибудь, то непременно начнут судить и рядить; всякая кража тут припоминается и уже через несколько часов весь край знает, что «тетка Анна украла судаков-то» — «да поди и голенища-то у дяди Кузьмы она уже унесла». Другого рода сплетни у девиц: таинственно из ушей в уши передается, что какая-нибудь «Анюха спочиталась с таким-то». Спочиталась — значит слюбилась. Ухаживающий при всех за девушкой называется «почетник», девица — почетница, других выражений для выражения взаимного чувства нет; но при сплетнях эти выражения принимают смысл чего-то очень позорного. Случаи для посещения «за делом» являются часто: то за гребнем — почесаться, то за ножницами, за катушкой ниток. Мужики ходят с просьбой пособить в чем-нибудь: «Митрюха, зайди, брат, ужо, мешки навалить!» — Ладно, а баба-то что? — Неможет! (т.е. хворает). Большею частью мелкие услуги оказываются без ожидаемого возмездия, хотя некоторые любят только за что-нибудь помочь; обыкновенное возмездие — стакан водки. По большей части соседи живут мирно: по вечерам ходят на беседки, бабы с прялкой, мужики вьют веревки. К влиятельным лицам относятся с большим уважением, видимым; но так как в деревне влиятельные люди — богачи, то непременно потихоньку на ухо добавляют: «Хороший мужчина, а вот старики-то говорят, батько-то его богатство не больно чисто накопил!» Приезжие лица мало интересуют крестьян- Деревня наша служит станцией, где питерщики до Буя нанимают подводы и никогда крестьяне не знают и не спрашивают, кто, куда и откуда едет; если скажешь: «Что не спросил, кто такие были?», всегда получишь ответ: «А что спрашивать, невидаль-то, всякие тут». Ночуют проезжие в кабаке. На ночлег захожих и заезжих всегда почти пускают. Иноверцами здесь являются татары и латыши; особенного интереса эти люди не составляют для крестьян; изредка, впрочем, спрашивают, в какого Бога они верят — «В нашего, али свой у них». | | |
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6235 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4139 | Наверх ##
26 марта 2015 16:40 108. Имущественные отношения
Земля приобретается по простым распискам покупкою, если покупается малое количество земли, а если большое количество, то покупается по векселю с торгов. Крестьяне охотно припахивают или пригораживают от соседа к своей полосе. И поэтому большой процент дел в волостном суде о восстановлении нарушенных владений.
109. Крестьянин считается полным хозяином.
ПО. Границы: межи, буквы, в лесах просека. Относительно межи никаких суеверий нет. Меры земли: десятина, полоса. О десятине они знают, что в длину она 60 саженей и в поперечнике 40 саженей, но когда меряют, то берут любую фигуру, лишь бы сумма сторон была 200 саженей.
111. Заключается письменное условие, а иногда свидетельские показания.
113. Чей берег, того и рыба; владение до середины реки.
114. Деревья и кусты, растущие на меже, делятся пополам. Чье дерево, того и плоды. Мешающие ветки обрубаются по соглашению.
115. Если засеется на ширину шага, «на одну ногу», то засеявшему выдаются семена; большей частью ничего не берется.
116. Пользование разными промыслами в чужих дачах бывает больше за водку или за деньги. Общинное владение
117. Название общего владения — «надел», которым распоряжается все общество.
118. В пользовании 740 десятин в Глебовском, по две с четвертью десятины на душу. Делят землю на 27 десятков для удобства, потому что земля делится по ходокам.
119. Передела земли не было годов 30, а ежегодно по веснам бывает скидка и накидка земли — «поверстка».
121. Сенокосы делят тоже на десятки, а затем делают броды, меряют косой и прорезывают «резочку», т.е. делают узенький прокосец для межи. Никогда сено не косится сообща.
123. Общий лес принадлежит шести обществам Контеевской волости, но он не разделен; сделан приговор, чтобы лес не рубить, но все ездят и все рубят, кому что надо.
124. Все поля и луга обнесены огородом, который городится обществом пропорционально участкам надельной земли; за потраву в полях отвечают не хозяева скота, а тот, в чью часть огорода попал скот.
125. Имеется запасной хлебный магазин, где на каждую душу есть четверть ржи и 4 четверти овса. Селение имеет доход с питейного, который частью идет на уплату податей, а остальные деньги тратятся на ремонт часовни, пожарной и хлебного магазина.
126. Пастбище общее; пастух нанимается за 100 рублей в лето. Пастбище огорожено. Сельский сторож один за 20 рублей в год.
b]127. Починка дорог от общества; если незначительная починка, то сами власти чинят: десятские или староста, а если большая, то собирают все общество.
128. Купчая земля делится участниками чересполосно; каждый самостоятельно распоряжается своей частью.
Артели
129. По Костроме реке сплав леса производится без рабочих; лес идет в плотах, кошмах и огородках; для причалки этого леса на известных местах образуются из местных крестьян артели, которые имеют нужное число канатов и лодок; в артели есть артельщик, который делает с хозяином леса письменный договор на гербовой бумаге.
132. Девушки собираются иногда вместе на работу за наем квартиры под беседу; хозяевам они обязуются опрясть несколько десятков льна. Других артелей нет.
Договоры вообще
137. Термин для договоров один — ряда. При сплаве леса договор заключается с открытия навигации по Петров день.
142. Иногда в договорах бывает постановлена неустойка.
Аренда и наем имуществ
172. Всегда дается задаток.
173. Берут на сохранение даром.
Купля-продажа
184. Торговля
Если приезжает скупщик, то даст задаток. Часто приезжают горшечники, медники, «труныцики» или торговцы мелочами, которые свои товары меняют на рожь, лен или на другие семена. Женщины покупают посуду, клюкву. Скот скупается деревенскими мясниками, кормится, колется и увозится осенью в соленом виде, а зимой и мороженом, на базары в Кострому и в Ярославль. При покупке скота бывают литки, молитва и ударение по рукам.
185. Промыслы
В Глебовском есть плотники, кузнецы, печники; уезжают в задел, т.е. рядятся к хозяину рубить и вывозить на реку лес, рублей по пять в неделю. Кустарные промыслы — делают грабли, а женщины ткут холсты. Заработок невелик | | |
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6235 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4139 | Наверх ##
26 марта 2015 16:41 Ж. Верования. Знания. Язык. Письмо. Искусство
187—188. Воззрения на природу. Земля, солнце, луна, звезды, кометы, северное сияние, столбы около солнца — все создано Богом и считается почти за грех вести какие-нибудь рассуждения относительно их. Если являются вопросы о падающих звездах, о столбах, то никакое объяснение не удовлетворяет, потому что крестьяне не верят в возможность явления.
Демонология
192. Вера в нечистую силу, в домовых, колдунов и колдуний сильно распространена. Всякое действие сопровождается крестным знамением и возгласом «Господи благослови» , например, зажигается огонь, затопляется печь, закрывается заслонка, ставится опара - все это хозяйка крестит; точно так же благословляется корм, приготовленный скотине, в противном случае нечистая сила испортит, да и так, «мало ли злого народа, сейчас напустят сглазу, али с ветру». | | |
Орешек_Посад г.Сергиев Посад Сообщений: 950 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 295 | Наверх ##
9 января 2019 15:42 9 января 2019 15:46 Может быть пригодится?.. Рассказы прадедаСело Контеево, Костромская обл. "...Мой дядька, каким то чудом нашел сохранившиеся от моего прадеда рукописи его рассказов. Самое интересное, что прадед начал писать рассказы в возрасте 80 лет, уже будучи абсолютно слепым (примерно лет в 70 ослеп). Писал по какой то специально придуманной линеечке. Выкладываю на Ваш суд, мне понравились. Из жизни в селе Контеево". Ссылка
  --- Ищу: Гугуевых, хутор Дубовый (Дубовой), Усть-Белокалитвенская, Донецкий округ.
Казьминых, хутор Кононов, Усть-Белокалитвенская.
Пащенко, хутор Грушевка, хутор Сибирьки (Морозовский район Ростовской обл).
Любимовых, пос.Новосуховый (Тацинский район). | | Лайк (1) |
| bgm1363 Новичок
Борисоглебский Сообщений: 3 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 17 | Наверх ##
31 марта 2020 23:53 Орешек_Посад написал: [q] Может быть пригодится?..
Рассказы прадеда
СЕЛО КОНТЕЕВО, Костромская обл.
"...Мой дядька, каким то чудом нашел сохранившиеся от моего прадеда рукописи его рассказов. Самое интересное, что прадед начал писать рассказы в возрасте 80 лет, уже будучи абсолютно слепым (примерно лет в 70 ослеп). Писал по какой то специально придуманной линеечке. Выкладываю на Ваш суд, мне понравились.
Из жизни в селе КОНТЕЕВО".
Ссылка[/q]
Скажите, пожалуйста, а что-то еще о селе Контеево в записях прадеда сохранилось? Может быть о жителях, священниках, прихожанах храма? Я так поняла, что это не единственная страничка. --- Ищу сведения, родственников, фотографии иеромонаха Анастасия (Александра Александровича Рукина) Вологда | | |
ЯТБМодератор раздела  Сообщений: 6235 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4139 | Наверх ##
3 апреля 2020 21:14 | | |
igor_ginНовичок  Сургут Сообщений: 20 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 29 | Наверх ##
4 февраля 2022 13:37 --- Ищу сведения о Головко(в), Валуйских, Шитягин | | |
| UlyanaZakharova Томск Сообщений: 117 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 62
| Наверх ##
31 октября 2022 15:45 | | |
|