СИ Черноморченко, СЛ Смыслова "Тобольская Мариинская женская школа (1854-1913) как центр элитного женского образования в Сибири " :
Документы Тобольской Мариинской женской школы собраны в фонде 165 Государственного архива в городе Тобольске (ГБУТО ГА). 418 дел охватывают период с 1862 по 1919 гг. Наиболее информативными являются «Материалы об истории Тобольской Мариинской женской школы. Историческая записка 1854-1877 гг.» «Дневник Тобольской Мариинской женской школы»и протоколы заседаний педагогической конференции и попечительного совета.
Проект Положения о Тобольской Мариинской женской школе был составлен к 9 июня 1851 г. (этот первоначальный проект отличался от впоследствии принятых). Но собранная для открытия школы сумма была недостаточна: по подсчетам Тобольского купеческого общества капитал на содержание школы должен был составлять 7 500 руб. серебром. Под председательством тобольского губернатора Т. Ф. Прокофьева (губернатор с 4 марта 1852 г. По 16 марта 1854 г.) был учрежден Комитет об устройстве в Тобольске женской школы. По архивным данным в члены этого комитета избрали супругу бывшего председателя Тобольской казенной палаты М. В. Львову, директора училищ П. М. Чигиренцова, депутата от купечества Н. С. Пиленкова и депутата от мещан К. Н. Николаева. Известно также, что в состав комитета по учреждению первого в Тобольске общедоступного женского учебного заведения вошёл декабрист А. М. Муравьёв. Сбор средств продолжался «иным путем и в иной среде». Так, А. В. Энгельке устраивала любительские спектакли и к концу июня 1851 г. собрала на покупку дома для женской школы 1 888 р. и 45 к. серебром. В октябре директор училищ П. М. Чигиренцов устроил в Омске два любительских спектакля и приобрел 520 р. Денежный вклад внесли декабристы А. М. Муравьёв, П. Н. Свистунов, М. А. Фонвизин.
В 1851 г. в связи с отсутствием необходимых средств Главный совет женских учебных заведений признал возможным открыть лишь первое отделение школы для дочерей лиц низшего сословия, тем более что «весь капитал на содержание и учреждение школы пожертвован купеческим и мещанским сословиями» . Вместе с тем Главный совет согласился с мнением генерал-адъютанта Н. Н. Анненкова, что «если предполагается учредить в Тобольске школу для девиц низших сословий, то тем полезнее было бы иметь там учебное заведение для девиц среднего состояния». Главный совет предложил генерал-губернатору Западной Сибири изыскать «особые способы на содержание второго отделения школы из каких-либо местных источников»
Открытие школы требовало большой подготовки, но в связи с «большой необходимостью обучения девиц грамоте» 30 августа 1852 г. было открыто Тобольское девичье училище. Число учениц в училище «в короткое время дошло до 100, а потом ежегодно бывало более 120». «В этих новых рассадниках образования обучались девицы всех сословий безраздельно, что было допущено <...> в видах распространения народного образования во всех слоях местного общества и на основании Устава приходских училищ Ведомства Народного Просвещения» [
Когда удалось собрать 21 000 р., дело об учреждении школы вновь было внесено в Главный совет женских учебных заведений, 30 марта 1854 г. признавший возможным учредить в Тобольске школу для девиц, которая «получает наименование Мариинской и состоит под ближайшим покровительством Государыни Цесаревны». 22 июля 1854 г. была открыта Мариинская школа. В ней было организовано два отделения: в первом отделении приходящих учениц 120, а во втором - 50. Было разрешено иметь в школе на полном содержании 10 девиц - круглых сирот из семей чиновников, купцов и духовных. В каждом отделении было два класса: низший и высший, с трехлетним курсом обучения в каждом. На первое отделение принимались девицы с 10 до 12 лет, в исключительных случаях - с 8 до 9 лет. На второе отделение в низший класс - с 10 до 12 лет, в высший - до 13 лет, чтобы по окончании учебного курса выпускницы были не моложе 16 лет. 30 августа 1855 г. второе отделение Мариинской женской школы отнесено ко 2 разряду, а первое - к 3 разряду. При этом руководствовались правилами из Устава женских учебных заведений ведомства императрицы Марии (приготовление в первом
отделении школы дочерей купцов, чиновников и духовных для поступления во второе отделение). По данным энциклопедии Брокгазуа и Ефрона в конце XIX в. Тобольская Мариинская школа наряду с училищем св. Елены (в СПб.), Кубанским Мариинским женским училищем с пансионом в Екатеринодаре пользовалась правами институтов ведомства учреждений императрицы Марии.
В перечне изучаемых дисциплин указаны: в первом отделении -чтение, чистописание, Закон Божий, начала арифметики, рукоделие, ремесло; во втором отделении - Закон Божий, русский язык, история, география России, арифметика, чистописание, рукоделие, домашнее хозяйство. Впоследствии были введены французский язык, всеобщая история и география, рисование и танцевание.
Для управления школой был учрежден под председательством губернатора Совет из попечительницы, директора училищ Тобольской губернии, доверенного лица от чиновников и депутата от купечества. Попечительница, избираемая из почетных в городе дам, «имела под особенным наблюдением нравственное и физическое воспитание детей». В зависимости от попечительницы состояли надзирательница и ее помощницы. Директор училищ заведовал учебной частью, а доверенное лицо от чиновников - хозяйственной частью. Совет был подчинен генерал-губернатору Западной Сибири, который мог обращаться в Главный совет женских учебных заведений по делам, превышающим власть местного управления.
Школа содержалась на проценты с принадлежащего ей капитала 820 р., плюс оплата, взимаемая с учениц второго отделения по 12 р. в год с каждой, составляющая 600 р., а также 881 р. из процентов с общего запасного капитала женских учебных заведений; всего выделялось 2 301 р.
После двух лет успешной работы Совет Тобольской Мариинской женской школы, руководствуясь Высочайшим повелением об устройстве в губернских городах женских гимназий и Уставом женских учебных заведений, 12 апреля 1857 г. представил свои предложения в Главный совет. Эти предложения касались приближения курса обучения второго отделения к гимназическому, а первого отделения - к курсу уездных училищ. Предлагалось также, чтобы плата за право обучения на втором отделении была уменьшена до 5 р. в год, так как «прежняя оплата по 12 рублей была отяготительна для многих жителей Тобольска» . Совет предлагал принимать в заведение пансионерок из иногородних девиц «за самую умеренную плату по 75 рублей в год». Эти предложения были утверждены 5 ноября 1859 г. генерал-губернатором Западной Сибири А. Гасфордом.
В 1858 г. было решено открыть приют при Тобольской Мариинской женской школе за счет благотворительных пожертвований. В этот приют предполагалось принимать сирот для обучения в первом отделении школы. Тобольский детский приют был открыт 1 июля 1858 г. Сначала он помещался во флигеле, выстроенном для первого отделения; затем занимал дом, арендованный у купца Брагина. В связи с тем, что покупка этого дома под приют не состоялась, был надстроен деревянный этаж на каменном одноэтажном флигеле школы. В 1863 г. приют отделился от Мариинской школы, был помещен в отдельном доме, а впоследствии переименован Александровский детский приют.
7 февраля 1860 г. во втором отделении были открыты три класса с двухгодичными курсами (высшим, средним и низшим). Вместе с разделением второго отделения на три класса местный Совет постановил производить общие выпуски девиц из школы по окончании курса в декабре, а приемы в январе. 11 апреля 1870 г. сроки экзаменов и выпуск были перенесены с декабря на июнь.
В Тобольской Мариинской женской школе существовал общий ученический хор, без выступлений которого не обходилось ни одно знаменательное событие: хор пел на выпускных вечерах, на официальных встречах высокопоставленных гостей, на литературно-художественных праздниках. Особое внимание к хору было связано и с необходимостью его участия в богослужениях [В репертуаре хора были не столько песнопения церковных служб, сколько народные песни, произведения русских и зарубежных композиторов, в том числе и оперные. Нередко хор Мариинской школы объединялся с хором мужской гимназии для выступления на общих вечерах и городских мероприятиях. Объединенный хор исполнял музыку, написанную для смешанного состава голосов, например, финал оперы «Жизнь за царя» М. Глинки, хор поселян из оперы «Князь Игорь» А. Бородина
Ученицы Тобольской Мариинской женской школы обучались игре на музыкальных инструментах не только в стенах учебных заведений, но и на дому. Содержание обучения было традиционным: играли гаммы, этюды, пьесы, ансамбли.
Обучение хоровому пению и музыке в Мариинской женской школе формировало навыки пения и игры на музыкальных инструментах, развивало художественный вкус, расширяло музыкальный кругозор учениц.
https://cyberleninka.ru/articl...a-v-sibiri