Левковские
Создание общей родословной Эта тема на карте: Левковский (после 2009)
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1472 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8730 | Наверх ##
27 ноября 2015 17:52 11 сентября 2023 22:41 Герб Федора Ельца ок. 1621 года и "Пєчать Нємирина": есть ли взаимосвязь?К слову говоря, четырехчастный герб №199 Федора Ельца https://forum.vgd.ru/file.php?fid=203058&key=42025133 о котором писал А. Коновальчук https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o= и я здесь https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o= получил теперь неожиданное разрешение. Исходя из правил польской геральдики https://ioh.pl/artykuly/pokaz/heraldyczna-gramatyka,1059/ (которые не всегда присутствовали при составлении таких гербов), четырехчастный герб https://forum.vgd.ru/file.php?fid=203791&key=2021026597 предполагал в первом поле герб заинтересованного, во втором его матери, в третьем его бабки по матери, в четвертом его бабки по отцу. Зная теперь герб Немири Резановича ("Пєчать Нємирина") http://auction.violity.com/129...-nyemirina, уже выкупленную с аукциона (о том, что это герб Немири Резановича думаю не только я, а и Олег Однороженко, позже кажется, как мне передали, отнесший его к концу 14-го века), можно с уверенностью сказать, что в поле №3 четырехчастного герба Федора Ельца находится герб "крест над кругом" очень близкий по изображению с верхним гербом "якорь-крест" Немири Резановича (нижний Вребы-Корчак), который согласно геральдических канонов должен принадлежать бабке этого Федора Ельца по матери. Этой бабкой, как мы знаем была Богдана Немирчанка - дочь Немири Грицковича и внучка Грицка Абрамовича Немирича. А значит, киевские Немиричи действительно происходили от Немири Резановича и не все из них приняли герб Клямры, или герб Клямры они приняли позже (с Ивашка Немирича?), причем как мы видели герб Клямры использовал и воевода Киевский Андрей Якобович Немирович из другого рода старосты полоцкого Яна Немири, https://forum.vgd.ru/post/1231...#pp1962989, а в этой же книге "Печатки..." стр, 109 воевода А. Я. Немирович показан, как и должно быть, с гербом Ястржембец. Вообще этот четырехчастный герб Федора Ельца не мешало бы на всякий случай проверить в НБУ и ЦГИАК, как ссылаются авторы издания, вдруг окажется, что вместо круга якорь или трезуб - символ Рюриковичей, как и в "Пєчати Нємириной"? "Пєчать Нємирина":
 | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1472 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8730 | Наверх ##
29 ноября 2015 11:03 30 ноября 2015 19:20 OlegVS написал в личные сообщения: [q] Уважаемый Ivan Levkovskiy, извините, что беспокою Вас в "личке"! Тут обнаружились сведения о моём 5-жды "пра-"деде:
"Прапрадіда Павла прозивали Корчак Тутко . Він походив із запо- різьких козаків , а прадіда Луку за польської окупації України записали Тутковським"
Подскажите, пожалуйста, Корчак - это что может быть? Как я понимаю, это имя собственное, или что-то другое? Существует ли такое имя собственное?
Его потомки дворяне Киевской губернии, в частности. Павел - это мой прапрадед.
Был бы Вам весьма признателен за какую-либо информацию по этому вопросу! Всего Вам самого доброго! Олег.[/q]
Поскольку темы по Тутковским нет, а в личных нельзя разместить файлы, отвечу тогда в своей теме, ведь о Павле Тутковском (автор "Кавказька красуня Азалія") я писал здесь https://forum.vgd.ru/post/1231/18290/p2010299.htm. Ваша цитата, взятая отсюда http://www.museumkiev.org/Geology/conf/tutkovsky.pdf я приведу и другие цитаты: [q] Павлів прадід, Панас Тутко, належав до козацької старшини і прозивали його Корчак-Тутко. За відвагу і лицарство отримав під свою руку сотню козаків. Це вже згодом запорізький козак Панас Тутко дістав дворянський титул, разом ...https://books.google.com.ua/bo...AQ6AEIHTAA
Прапрадіда Павла Аполлоновича прозивали Корчак-Тутко. Він був із запорозьких козаків. Прадід Лука, коли ще Україна була під Польщею, був записаний як Тутковський. Першою вчителькою Павла була мати, Юлія Антонівна, яка ...https://books.google.com.ua/bo...AQ6AEIKzAC[/q]
говорят о том, что Ваш предок Корчак-Тутко может иметь очень интересную историю. Если, конечно, представить что он из простолюдинов, тогда все просто: Корчак - это некалендарное (некрещеное) имя, а Тутко фамилия или прозвище по отцу. Но, согласно словаря древнерусских имен Тупикова, имени Корчак не встречается, хотя есть похожие, см. файл внизу. Но, среди казаков, а тем более старшины нередко встречалась и шляхта. Кто знает, может быть Корчак - это шляхетский придомок (прозвище). К известному гербу Корчак это тоже может иметь косвенное отношение, поскольку его предки могли быть его носителями скажем в Галицкой Руси. Я сделал интересную выборку по Бонецкому, см. файлы (Adam Boniecki, Herbarz polski - t. XI s. 135, 136), меня насторожили шляхтичи Корч (Korcz), воевода львовский 1427 год и Мартин Корчак из Брумова, 1411 год - очень похоже, что это русины (руськие или по современному - украинцы). Очень сомнительно, чтобы предки Павла Тутковского были простолюдины, я читал его труды, весьма незаурядный ум. Но, начинать первоначально нужно с досконального изучения дворянского Дела Тутковских в Киевском обл. архиве, а также метрических книг. Может в деле есть герб, указана более детальная информация о предках, есть копии (выписи) документов и т. д. Успехов.
   | | |
OlegVS Я с той реки, где Ярославич бился. Сообщений: 9877 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 19070
| Наверх ##
29 ноября 2015 12:46 Уважаемый Ivan Levkovskiy, огромное Вам спасибо за эти сведения!
Интересно, что Панас Корчак Тутко был ещё и писарем Войска Запорожского:
"...Аполлон Т. був одружений з Юлією Антонівною Ліпомані. Батько її був правителем канцелярії київ. ун-ту в 1-й пол. XIX ст. Ліпомані — походження італійського. Дід Аполлона Т. був писарем Війська Запорізького..."
Всего Вам самого наилучшего! Олег. --- Олег. Ищу: дворян Унковских (Тихв.), Мордвиновых (Новолад.), Назимовых (Пск.), Архиповых (Волын. губ.), Ушаковых (Борович.), Качаловых (Новг.), Кутузовых (Белоз.), бар.Швахгейм , Шатиловых (Пск.), Елагиных (Пск.), Кушелевых (Новг.), кн-й Шаховских. | | |
Александр Коновальчук Киев Сообщений: 273 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 291
| Наверх ##
29 ноября 2015 18:06 Книга каптурового суда Киевского воеводства за 1636 год Позов в Невмиричах к Ивану Яцкевичу, Антону и Мартину Тожиневичам Невмирицким от Павла Ставецкого, Романа и Бартоломея Родцевичей о устоенной засаде на дороге в селе Левковичах и Невмиричах. Кондемната Левковских на Левковских о сожжении урочища Погребище. Апелляция Антона Лошневича Невмерицкого на Онуфрия Невмерицкого о завладении грунтами Дьяконовскими. Кондемната Невмерицких на Станислава Виллама о наслании подданных своих стуговских и хлупчанских на грунты Невмерицкие - урочище Укожерозе не далеко села Невмиричи между дорогами лежащее. Кондемната Невмерицких на Станислава Виллама о наслании на урочище Родиземе и другие острова - Корнорог и Великий Лес из сёл Стуговщина и Хлиплянских и забрании сена. Апелляция Пашинских на Левковских о неотдании грунтов Левковских.
Книга киевская гродская за 1646 год Иск Каленских Невмерицкими о захвате грунтов Невмерицких и показание прав на эти грунты. Облята листу королевского об освобождении от банации Яна Стуского за недопущение Невмерицкого в добра Невмерицкие или Нечаевщина от того же Невмерицкого полученные. Иск в Левковичах к Левковским о грабеже волов.
Книга киевская гродская за 1643 год Позов Ходаковской в котором турбуе о выделении земли Левковской. Позов в Веледниках до Северина Потоцкого од Виламов, Ходаковской о неотдание части её отца - Юрка Вилама в грунте Стаховском. От той же к Невмерицким о забрании грунту её и части в грунте Ходаковском. Манифестация Невмерицких на Льва и Александра Сапегов о неотдании неизвестно чего, присуждённого трибуналом. | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1472 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8730 | Наверх ##
1 декабря 2015 12:25 25 ноября 2021 15:48 Нашлось подтверждение, что отчизна князей Козек находилась на Роси (см. Войтовича litopys.org.ua/dynasty/dyn58.htm и Вольфа, стр. 180), то есть там же, где и князей Половец Рожиновских. Таким образом, соседство (родство) Козек и Немиричей по "Росновскому ключу" на Волыни было не случайным, ведь Немиричи также были родственны князьям Половцам. Сыновья князя Федора Козеки: Андрей, Лев и Иван с сыном Олехном меняют свои отчизные земли на Роси ("Рши") с князьями Жеславскими на их имение Лососну: [q] Литовская метрика Кн. 6:
№279 1499 г. февраля 13. Городно. Потвержен(ь)е кн(я)зю Иванȣ Жославскомȣ и сыном его на роз|ные имен(ь)я, мены и купли его. |
Өедко Янȣшевич, писар, справлал в Городне, м(е)с(я)ца өев(раля) 13 ден(ь). Индиктъ 2. | Александръ, бож(е)ю м(и)л(о)стью. | Чинимъ знаменито симъ нашимъ листом, хто на него посмотрит, а любо чту|чи его ȣслышит, кому ж то будет потребъ ведати. Бил намъ чолом кн(я)зь Иванъ | Юр(ь)евичъ Жославскии и з своими сынми, съ кн(я)земъ Михаиломъ, а кн(я)земъ Өедо|ромъ, а кн(я)земъ Богданом, и поведил перед нами, што ж ωн з дозволеньем ωтца | нашого, короля, его м(и)л(о)сти, селомъ своимъ на имя Лососною, што емȣ доста|ло ся по его кн(е)г(и)ни, менял с кн(я)земъ Анъдреем1 и Л(ь)вом1 Козечичом на его землю ωтчинъную, | што на Рши, Ро[ш]скою землею. И придал кн(я)зю Анъдрею а Л(ь)ву къ своемȣ селу к Ло|сосне пят(ь)десят копъ грошеи без трех копъ грошеи. Тежъ бил нам чолом, што ж | ωн и [c] своими сынми з дозволеньем ωтца нашого, короля ж, его м(и)л(о)сти, имен(ья)мы свои|ми ωтчинъными, двема ч(о)л(о)в(е)ки и з землями их на имя Петрашковою а | Монковою, што в старине с кн(я)земъ Иваном Козечичом и его сыном съ кн(я)земъ | Ѡлехномъ [менѧл] на их ωтчину, на третюю их часть, што сѧ им достало ωприч(ь) || л. 164 об. его братьи. Такеж билъ намъ чоломъ, што ж ωнъ з дозволеньемъ теж ωтца на|шого, короля, его м(и)л(о)сти, ȣ бояр нашихъ на имя ȣв Ыивашка а в Стан(ь)ка а в Михаи|ла въ Юр(ь)евичовъ и въ их детеи кȣпил ωбел(ь) вечно землю их ωтчиную на имѧ Ѡшеи|ково а Литовское. И на тыи на вси земли листы призволеныи ωтца н(а)шого, | короля, его м(и)л(о)сти, перед нами вказывали. И теж тыи два листы меновныи | кн(я)зя Андреевъ а Львовъ Козечичов а кн(я)зя Иванов Козечича, а третии листъ | кȣпчии Ивашковъ а Станьков а Михаиловъ Юр(ь)евичовъ и их детеи перед нами | вказывали. И били намъ чолом, абыхмо им то потвердили нашим листом. | Ино мы тое именье, што на Рши, Роскȣю землю, што в кн(я)зя Анъдрея а Л[ь]ва | выменил, и дрȣгȣю землю, третюю часть, што выменил ȣ кн(я)зя Ивана Ко|зечича и въ его сына, въ кн(я)зя Ѡлехна, и третюю землю на имя Ѡшеиковȣ | а Литовскȣю, што кȣпил ȣ Юр(ь)евичовъ подлȣгъ ωтца нашого, короля, его | м(и)л(о)сти, листовъ и теж подлугъ тых меновных листовъ и кȣпчого листу, тыи | вси земли и ловы2, и ωзера, и бортныи земли, и сеножати, и реки, и езы по|твержаемъ то сим3 нашим листом, емȣ самомȣ и его сыном, кн(я)зю Михаилу | а кн(я)зю Өедорȣ, а кн(я)зю Богданȣ и их детемъ и на потом бȣдȣчимъ | их счадкомъ. Вол(ь)ни ωни тыи именья и земли продати и заменити, | и ωтдати, и къ церкви божои записати, и къ своемȣ вжиточномȣ и лепшомȣ | ωбернути, какъ сами налепеи розȣмеючи. А на твердость того и печат(ь) | нашȣ казали есмо привесити к семȣ нашомȣ листȣ. П(и)сан в Городне, | в лето 7007, м(е)с(я)ца өеврал(ь) 13 день. Индиктъ 2. | Янушко писар. |
Примечания. 1–1Вписано над строкой 2Буквы ло исправлены из других 3Буква с полусмыта[/q]
Несмотря на то, что по Войтовичу (здесь же показана и родословная таблица): [q] Князі КОЗЕКИ у кінці XV ст. мали володіння на р.Росі, що могло вказувати, на думку Н.Яковенко, на їх ординське походження (1700, с.86). Однак Чингізиди завжди підкреслювали своє походження і трималися дещо окремо. Козеки, на нашу думку, скоріше нащадки Ольговичів або Смоленських Мономаховичів, які могли вціліти на Київщині. Могли Козеки бути і нащадками хрещених половецьких князів, наприклад, Юрія Кончаковича. Таблиця князів Козек складена на базі праць А.Бонєцкого (1765, s.151-152), Ю.Вольфа (2112, s. 181-183) та Н.Яковенко (1700, с.332). Відлік поколінь умовно ведеться від князя Федора Козеки, згаданого у документі Свидригайла Ольгердовича з 1445 р. litopys.org.ua/dynasty/dyn58.htm [/q]
по другой точке зрения отчизна князей Козек находилась реке Ршы (современная река Оршица в Оршанском р-не Витебской обл https://ru.wikipedia.org/wiki/...1%86%D0%B0): [q] Генезіс князёў Казекаў Ю. Вольфу быў невядомы, але самым верагодным з’яўляецца іх паходжанне ад Друцкіх князёў, як прапанаваў У. Сабчук478. Слушнасць такога меркавання пацвярджаецца наступным. Па-першае, наяўнасцю ў Фёдара Казекі зямлі на рацэ Ршы (суч. Аршыца Аршанскага р-на), якую падзялілі яго сыны ў часы Казіміра...
См. Княжанне Дзмітрыя-Карыбута ў Новагарадку (1382-1393 гг) па сведчаннях прасапаграфіі і нумізматыкі. / Юрый Барэйша. - Мiнск: УП "Энцыклапедыкс", 2021. - С. 77https://www.academia.edu/58806...81_i%D0%BB [/q]
К следующему сообщению:
 | | |
Nevmer Сообщений: 573 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 380
| Наверх ##
1 декабря 2015 22:05 В печатях Ельцов " 197 -199 и намека нет на связь их с гербом " Корчак". А Филон Кмита сохранил свою родовую связь со своими предками, мало того не один раз делал вооруженные вылазки в защиту наследственной земли. Может через "Крест"( кстати очень странный крест, может быть он имеет свое название) на печати Федора Ельца № 197 ( 1514 года), возможно когда-то будет установлена связь с Вороничами ( я имею ввиду посредством печати или герба). Гипотетически ранее такая связь была доказана Иваном Левковским ( сильная статья). Так что же происходило с Крестами? А есть очень интересный крест на куполе Левковской церкви. Может быть Иван Левковский разместить его на форуме?Может быть будут получены комментарии по этому кресту. | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1472 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8730 | Наверх ##
2 декабря 2015 15:31 Крест Ельцов - это не христианский крест, а типичная свастика, которая имеет сходство, как я писал здесь https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o= с гербовым знаком Половцов Рожиновских (круг на свастике) https://ru.wikipedia.org/wiki/...%D1%85.jpg. Только не нужно думать, что свастику придумал Гитлер, этому знаку не менее 10 тыс. лет, который разные исследователи связывают с текущей водой, воздухом, пламенем, огнём, женским полом, соединением двух полов, луной, сторонами света, различными богами и т. д. Наиболее распространённая версия — солнце в круговом движении. С Половцами Рожиновскими связаны и князья Козеки, как видно из моего предыдущего сообщения - у них общая отчизна, на Поросье. Я думаю, что все эти связи лежат очень глубоко, в домонгольском периоде, фактически Половцы Рожиновские и предки Вороничей (в том числе Немиричей и Ельцов) были по сути князьями Болоховскими, то есть боярами нерусского происхождения (которые вышли из тюркского княжеского сословия) , вошедшими в клан Рюриковичей через брачные связи и служившие Рюриковичам в качестве воевод, подобно воеводе Козарину - нашему далекому предку, и в этом я не сомневаюсь. Если очень захотеть, то можно связать и крест на нашей церкви с крестом Черного Немири и Немири Резановича, но на нашей церкви, в отличие от "Пєчати Нємириной" не "якорь-крест", а "полумесяц-крест" : Житомирська область, Овруцький р-н, с. Левковичі Миколаївська церква (київська група) 1815 рік http://www.parafia.org.ua/UCA/...a-hrupa-2/
  | | |
Nevmer Сообщений: 573 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 380
| Наверх ##
2 декабря 2015 21:48 2 декабря 2015 21:48 Благодарю за фото.Вековой шедевр православия, Интуиция Ивана Левковского не подводить ему и на этот раз. Я предполагаю, что на печати Немириной изображен крест, " процветший крест". Возможно он имеет происхождение от креста Рюриковичей ( Крест Святослава). "Якорь - крест" имеет немного другое изображение и культивировался на других территориях. Если пересмотреть информацию о "процветшем кресте", то мысль о том, что на печати Немири изображен этот крест, только укрепляется. Подножие этого креста имело и форму полумесяца. Так что же мешает нам предполагать, что на куполе церкви Св.Николая в Левковичах стоит " процветший крест", в оригинальном исполнении - крест Немиричей. А вот еще одна очень интересная информация; Король послал Михалу Бучацкому письмо с литовским послом Тарлсо (Тарло) Закликой, в котором повелел сдать Каменец-Подольский и Подолье представителю Свидригайло русскому воеводе Нико- лаю Бабе. Одновременно придворные короля передали Бучацкому большую восковую свечу со словами «если Бучацкому нужно что- нибудь найти и если он не хочет обмануться, то пусть посветит этой свечой». Бучацкий, поняв тайное значение подарка, разломал свечу и нашел в ней записку: «…хотя король отправляет Тарлу с повелением отдать литовцам Каменец, то делает это не по доброй воле, а из опасения попасть в тюрьму, затем для отвращения оче- видного вреда короне польской, не следует исполнять повеления, а напротив, нужно взять под стражу Тарлу и князя Бабу, самому же быть осторожным».
Это 1430 год. Обратите внимание на русского воеводу Николая Бабу.Возможно это отец Ивашка Бабинского? Я когда-то писал о нем на форуме. | | |
Ivan Levkovskiy Украина Сообщений: 1472 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8730 | Наверх ##
3 декабря 2015 21:55 1 октября 2022 16:54 Герб Немири Резановича (одна из версий его истории)См. также: Немира Резанович и волынский заговор 1453 годаhttps://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o=
Уверен, что Nevmer повторяет чьи-то чужие мысли: [q] Я предполагаю, что на печати Немириной изображен крест, " процветший крест".[/q]
И где он процвел или расцвел? (Вот как выглядит процветший крест http://silaev-ag.ru/dict/397). И какое отношение это может иметь к истории Немир Резановичей? Только то, что это Крест и он как основной элемент взят в Черного Немири? Так эта сентенция подойдет и по отношению к якорю-кресту. Я говорил вполне серьезно, что «Пєчать Нємирина» http://arc.violity.com/pechatka-pyechat-nyemirina-2060574 состоит из двух гербов: в верхней части «якорь-крест» — один из символов дома Рюриковичей, в нижней, Вребы-Корчак. И это не голословные заявления, они опираются на уже разработанную научную базу: ↑ Шаповалов Г. І. Знак Рюриковичiв не тризуб, а якiр-хрест // Бiблiотека журналу "Пам'ятки Украiни". Кн.1: Нацiональна символiка. - К., 1990. - С. 33-36. ↑ Шаповалов Г. І. Про походження символу "якiр-хрест" та знаку Рюриковичiв // Древности степного Причерноморья и Крыма. - Запорожье, 1992. - Т.III. - С. 177-183. ↑ Шаповалов Г. И. О символе "якорь-крест" и значении знака Рюриковичей // Византийский временник. - М., 1997. - № 57 (82). - С. 204-210. (Последнюю работу можно скачать http://vremennik.biz/sites/all...%D0%B9.pdf). Причем, в этом же ключе можно рассматривать и крест на Левковской церкви, как стилизированный якорь-крест, а не полумесяц-крест: [q] Якорный крест (см. рис. 3 и 4) - форма креста, известная с раннехристианского периода, периода т. н. катакомбных церквей, где христиане рисовали их на стенах катакомб. Что касается собственно якоря, то в древней языческой традиции якорь символизировал надежную спокойную пристань, а применительно к жизни государства - надежное положение и процветание. В христианской символике якорь является знаком безопасности, устойчивости и надежды. Святой Павел в своем "Послании к евреям" пишет про "надежду, которая для души является как бы ее якорем". Иногда Якорный крест изображался с дельфином или двумя рыбами, свешивающимися с перекладины. http://www.holodilshchik.ru/in..._Krest.htm[/q]
А теперь самое главное. Посмотрите на герб города Винницы и Вы все поймете.https://uk.wikipedia.org/wiki/...1%86%D1%96 Вот здесь авторы напрямую связывают герб Винницы с якорем-крестом (тризубом) Рюриковичей: Бєлов О. Ф., Шаповалов Г. І. Український Тризуб. Історія дослідження та історичний реконструкт. Запоріжжя: Дике поле. 2008. — 264 с. — С. 224-225 https://shron1.chtyvo.org.ua/B...trukt.pdf?Надеюсь, не нужно напоминать легенду Папроцкого, кто основал Винницу и кто был старостами (воеводами) на Подолье? https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false Согласно летописи Феодосия Сафоновича (1673) Винница была построена (восстановлена?) за князей Кориатовичей: [q] Року 1330 Ωльгерьд Гедиминовичь зосталь кн̃зем литовъскимъ, а Кеистутъ, братъ его, жмодцкимъ, троцкимъ и подляцким. И зобравши воиска литовьскии на помсту забитого от крижаковъ /136/ ωт̃ца своего Гедимона, пошли на Крижаковь Ифлянскихь и пруских, и попустошили барзо землю Крижатцькую такъ, аж мусили крижаки великими подарьками и уступенемъ нЂкоторих мЂстъ Ольгерьда поеднати. Потомъ року 1331 Ольгерьдъ з воискомъ литовскимъ, з Кориотавичами, кн̃зями новгородцкими, пошоль на татарь на СилънеюН Воду и, минувьши Черкасы, сподкаль великую орьду. Тамъ крепъко бивьшися з татарами, /136зв./ убиль трох цариковь татарьских, Котлубаха, Качебеикерия и Деметра, ωрьды татарьскии розгромиль, много бобиль, иньших в неволю побраль. Оттоль пошоль на Подолье, и котрии пановали на Подолъю татарове от спустошеня БатЂевого, тых инших прогналь, иньших бобиль, и кн̃зем Кориатовичемъ, сн̃овьцомъ своимъ, Алеξандру, Костянътину, Федору и Юрью, Подолье отдаль въ державу. Которыи опустЂлыи побудовали мЂста Бакоту, Смотричь, Каменець, такьже Браславъ, ВиньвицуО, /137/ Межибожь, Хмелникъ, Тремьбовль и иньшии.http://litopys.org.ua/sofon/sof16.htm[/q] См. также: Болсуновский К. Родовой знакъ Рюриковичей Великихъ Князей Кiевскихъ. Геральдическое изслѣдованiе, предназначенное къ чтенiю на XIV Археологическомъ Съѣздѣ въ г. Чернигове: Типо-литография С.В. Кульженко. Киев: 1908.https://runivers.ru/bookreader/book473925/#page/1/mode/1up Михеев С. Княжеские печати с тамгами и атрибуция знаков Рюриковичей XI–XII в. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. М., 2017. 4 (70). С. 17–41.https://inslav.ru/sites/defaul...atja_0.pdf Алфьоров О. Молівдовули київських князів другої половини ХІ — кінця ХІІ століття (за матеріалами сфрагістичної колекції О. Шереметьєва) // Сфрагістичний щорічник. — К., 2012. — Вип. 2. — С. 16–40.https://shron1.chtyvo.org.ua/A...nchpvnslr7 (см. схожесть княжеских знаков Рюриковичей-Ольговичей (особенно Олега Курского, ум. после 1228) с гербом Винницы и печатью Немиринойhttps://forum.vgd.ru/file.php?fid=732351&key=215508719) Хромова І. До проблеми атрибуції зображення родового знаку князів Ольгердовичів / І. Хромова // Спеціальні історичні дисципліни: питання теорії та методики. Зб. наук. праць. – К.: НАН України, Інститут історії України, 2008. – Ч. 15. – С. 304-315. (Автор звертається до проблеми атрибуції знаків, умовно віднесених до родових знаків князів Ольгердовичів, зображення яких зустрічаються на карбованих в межах другої половини ХІV ст. монетах Київського, Сіверського та деяких інших князівств... І.Толстой2 стверджував, що на монетах розміщені не литовські коломни, а знамено попередників Володимира Ольгердовича – великих князів київських, прийняте згодом за зображення хоругви. К. Болсуновський3 доводив, що на аверсі монет зображений герб, запозичений Володимиром Ольгердовичем у київських та чернігівських Рюриковичів разом із владою над Київським уділом. За спостереженнями дослідника, той саме герб продовжували використовувати сини Володимира, брянські князі, до середини ХV ст. До того ж, він висловлював впевненість щодо зображення на монетах Володимира Ольгердовича хоругви4 , що, в свою чергу, є геральдичною емблемою, яку слід вважати гербом Рюриковичів, але «это герб уже возникший в ХІV столетии и при том у Черниговской линии Рюриковичей из Брянска»5)http://dspace.nbuv.gov.ua/bits...sequence=1Из этих работ становится очевидным, что якорь-крест (тризуб), характерный для герба Винницы, действительно был гербом некоторых Ольгердовичей (Владимира Ольгердовича, Дмитрия Корибута, Федора Дмитриевича), но это не было их родовым знаком, а они его «запозичили» в киевских и черниговских Рюриковичей, при этом, получив во владение Винницу, в князя Андрияна Винницкого герб скопировал Дмитрий Корибут, согласно геральдической традиции ставший гербом Винницы. Этот герб (тамга) был характерным именно для Рюриковичей-Ольговичей (двузуб и тризуб с крестом), а тризуб с двумя завитками и крестом Олега Игоревича (Олега Курского) имеет очевидную аналогию с гербом Винницы и печатью Немириной История получения герба городом Винницей следующая (это исследование моего некогда однокурсника с истфака, Юрия Савчука, см. Дмитрієнко М. Ф., Савчук Ю. К. Короткий нарис міської геральдики Поділля. – К.: Ін-т історії України НАН України, 1994. –106 с. /http://history.org.ua/JournALL/Preprint/1994/4.pdf /): [q] У 1640 році польський король Владислав IV своїм привілеєм надав Магдебурзьке право Вінниці.5 Цей привілей за умови, що вінницькі міщани надалі ніколи більше не будуть приєднуватись до повстань та українських «бунтівників»( Оскільки міста Правобережної та Лівобережної України брали активну участь и народно-визвольній війні, що розпочалася 1648 року, проти шляхетської Польщі, то після захоплення кожного українською міста, що володіло привілеєм на самоуправління, польський уряд засобом політичної репресії позбавляв його автономії й підпорядковував польсько-шляхетській адміністрації. Саме тому однією з умов Зборівської угоди була амністія для київських, чернігівських, вінницьких та інших міщан, що брали активну участь у війні, яка зобов'язувала польський уряд підтвердити всім цим містам їх попередні права та вольності. (Архив ЮЗР Ч. 2.— Т. 1.— № 32; Отамановский В. Развитие городского строя на Украине в XIV-XVІІI вв. и Магдебургское право // Вопросы истории, 1958.— № 3.— С. 125).), I король Ян Казимир ствердив привілей Володислава IV, застерігаючи вінницьких міщан надалі приєднуватись до повстань та українських «бунтів». 6 Однак, «ані текст привілею 1640 року, ні його текст 1650-го не дійшли до нас» — до такого висновку спричинився у своїх історичних студіях В. Д. Отамановський, провівши його ретельні розшуки: «Вписано було цей останній (привілей з 1650 р. — Ю. О, — 8.X.1650 р. до Київських Гродських книг, але книг таких у Київському Центральному Архіві Давніх Актів немає. Взагалі, на нашу думку, є мало надій відшукати текст цього привілею, бо не тільки не дали наслідків наші заходи до його розшукання в ЦДАДА у Москві, Варшавському Головному Архіві Давніх Актів, Київському ЦДАДА та в інших архівосховищах, але й аналогічні розшукання 1780-1789 pp., проведені заходами Вінницької міщанської громади. http://museum.vn.ua/articles/p...a_vnn.html[/q]
Но, как видите отыскать привилей на Магдебурское право городу Виннице от 1640 года и привилей на герб Винницы от 1650 года до сих пор не удалось. Но, о нем известно из позднейших источников. Так автор статьи продолжает: [q] В указі імператриці Катерини II «Про герби міст Мінської, Волинської, Брацлавської та Подільської губерній» вміщувався його опис: «В 1650 году Королём Яном Казимиром дан сему городу герб, который изображает в красном поле золотую уду на два жала в стороны разделенную, а в корне содержащую крепость(Логічно було б припустити, що тут мала місце технічна помилка при укладанні збірника «Повне Зібрання Законів Російської імперії», ба навіть переписувачами імператорського указу: «крест-крепость».), под которою косым крестом же положены два меча натурального вида».11 Тут же в указі вказувалось, що у верхню частину (главу) міського герба має бути обов'язково внесено герб губернський «для показания принадлежности оных к той Губернии». Вінницький міський герб набув зображення Брацлавської губернії (рис. 4).[/q]
По смыслу действительно, вместо "крепость" должно быть "крест", тем более, что это подтверждалось другими источниками. Эта ошибка не раз транслировалась в российских изданиях: [q] Въ 1650 г. король Янъ Казиміръ далъ Винницѣ гербъ, изображающій въ красномъ полѣ золотую уду, а внизу крѣпость, подъ которою сложены на крестъ два меча.https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false[/q]
Но, нередко тогда же в империи встречалась совершенно верная трактовка винницкого герба: [q] В 1650 году королем Яном Казимиром дан сему городу герб, который изображает в красном поле золотую уду на два жала в стороны разведенную, а в корне содержащую крест, под которою косым крестом же положены два меча натурального вида. (Наука и жизнь - Выпуски 1-6 - Страница 32)[/q]
Уда - это рыболовный гачок (так виделось ведомственным канцеляристам Российской империи после присоединения Подолья), но поскольку оригинального привилея по гербу Винницы нет, то возможно, что здесь имелся ввиду и скорее якорь. Так, [q] в одній з історичних розвідок, видрукуваних на Заході, подано зображення герба у вигляді якоря (то есть герба Винницы) з чотирма лапами (Павлович «Поділля: історичні пам'ятки».— [Б. м. ] Брама Софії, 1946. (Рис. 17). [/q]
Еще: [q] Ймовірно, традиція зображення двох шабель та гачків на міській печатці переривається в середині - останній чверті XVIII ст. Доказом цього слугують відтиски міської печатки Вінниці (рис. 1. № 1471; рис. 2. № 1493), її графічна копія (з Фонду колекції доктора М. Гумовського), що зберігаються у відділі Рукописів Народного музею в Кракові. На них бачимо хрест і птаха. Зображення обрамлене гілками, під якими вміщено літери «В» й, здається, «К» (рис. 2. № 1493). їх впевненому прочитанню зашкоджує якість ксерокопії. Напис по колу зроблено польською мовою: «Pieczenc miasta Winnici. IKM». («Печатка міста Вінниці. ІКМ». /Його Королівської милості/). Печатку увінчано королівською короною (рис. 1. № 1471; рис. 2. № 1493). Майже тотожна подібність до емблеми герба «Jezierza» дозволяє висловити припущення, що на печатці Вінниці від 1777 р. (рік визначено М. Гумовським. — Ю. С.) зображено саме цей герб. Втім, надаємо читачеві можливість зробити цей висновок самостійно, подаючи опис герба «Jezierza» («Єжежа») за польським дослідником Каспаром Несецьким: «Має бути в полю червонім хрест кавалерський, на хресті крук, що тримає в дзьобі печатку, голова вправо обернена, в нашоломнику три страусових пера. Однак,— додає автор,— Окольські не уточнює, що на хресті має бути крук, а тільки птах». «Цей герб,— повідомляє Несецький,— мав з собою принести до Польщі перший архібіскуп гнезненьський»(рис.3). [/q]
И в завершение: [q] Відправою у наших пошуках слугує факт надання місту герба польським королем, що передбачає, на рівні з іншими, розгляд версії його приналежності до польської (Йдеться мова про формування гербової традиції на терен і земель, що пізніше увішли до Речі Посполитої.) гербової традиції. Вона, за принципом графічної будови емблеми, має кілька аналогій Вінницького герба.: «Chrynicki» («Хриніцкі»), «Juracha» («Юраха»), «Jasieniecki», («Ясснецкі»), «Junczyk» («Юньчик»), «JunczykII». [/q]
Из перечисленных аналогий с винницким гербом я обратил внимание на схожесть его с гербом «Juracha» («Юраха»). И вот почему. Обратимся к Несецкому: [q] JURACHA HERB. Kotwica być powinna w polu czerwonem, nad którą krzyz w helmie zas trzy piora strusie...https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false[/q]
что в переводе значит: "Юраха герб. Якорь должен быть в поле красном, над которым крест, а в шлеме три пера страусиных..." Но, самое интересное в том, что дальше пишет Несецкий: "Юраховы происходят от Юрия, 1430 года, о котором пишет Стрыйковский. Юраха Русин, староста Луцкий, был позже губернатором (старостой) Волыни, как пишет Коялович. Вероятно, Юраховы происходят от Гедройцов, так как в Метрике Литовской упоминается Гедройц Юраха..." Только не подумайте, что речь идет о Юрахе (Юрии) Немириче, то есть Немире Резановиче. Нет, речь идет, с очень большой вероятностью о воеводе Юрше, который как раз и фиксируется в этот период (1429-1430) старостой Луцким. https://forum.vgd.ru/post/1231...#pp1956441 Кроме того, ссылась на Длугоша, Вольф утверждал, что Юрша был старостой Луцким в 1431 году (см. Senatorowie i dygnitarze Wielkiego Księstwa Litewskiego 1386-1795. S. 21). Надеюсь теперь нет сомнения, что печать Немири Резановича - это якорь-крест, непонятно лишь две вещи: взял свой герб Немира Резанович в воеводы Юрши, который был ему родственник и также предан Свидригайлу, как и Немира http://litopys.org.ua/dynasty/dyn75.htm (внучка Юрши - княжна Мария Степанская замужем за сыном Немири Резановича) или Юрша взял свой герб в Немири или в них был просто один герб - символ потомков русских князей Рюриковичей (Юрша ведь Русин); поскольку Юраха (Юрий) назван Русином, вряд ли он от литовских Гедройцов (Юраха Гедройц действительно был, но в конце 15-го века, см. Вольф, стр. 66), хотя с другой стороны Гедройцы, как и Гольшанские происходили от легендарного Довспрунга, а княжна Гольшанская вероятно была женой Гринька Соколецкого - предка Немири. Итак, первый важный момент: герб Немири Резановича совпадает с гербом Винницы от 1650 года, который мог помещать в себе более давние традиции его прежних владельцев - Немиричей; Второй важный момент: Печать города Винницы от 1777 года - это герб Езержа, который совпадает с гербом Черного Немири (Немири Бакотского) и вероятного отца Немири Резановича;
и таким образом, появился реальный мостик между подольскими и волынскими Немиричами.Что касается хоругвовь, то я уверен, что и они имели место в использовании не только Кмитами, а и Немиричами, ведь по словам Папроцкого этот герб был выслужен их предками еще при "княжатах Русских". Герб Корчак, как я и писал раньше, думаю от дочери Ходька Быбельского, замужней за Немирой Бакотским (кстати, Бакота ведь на судноплавном Днестре, вот еще одна причина появления якоря в гербе). И еще одно: этот герб (якорь-крест Немири) имеет определенное сходство и с гербом Сырокомля, который стал гербом овручских Солтанов, добавив выслуженную звезду в "стороже чернобыльской", но еще на него очень похож Юньчик (герб) https://ru.wikipedia.org/wiki/...%80%D0%B1), аналогию с которым и с гербом Винницы также проводит Ю. Савчук. Но, полностью разгадать тайну Немиричей пока не удается по одной простой причине: легенда Папроцкого-Несецкого - это всего лишь легенда. Ведь мы прекрасно помним, что Винницу основал вовсе не Александр Кмита, она уже была до него, поскольку в привилее 1391 года Гриньку Соколецкому, который являлся всего лишь подтверждением более раннего документа, упомянута его теща княгиня Андрияновая Винницкая, муж которой князь Андриян Винницкий и кто он, Андриян Титович Звенигородский или князь местный русский (болоховский) пока неясно, ведь еще раньше в привилее Немире на Бакоту от 1388 года упоминается князь Василий Винницкий. https://forum.vgd.ru/post/1231/18290/p2012176.htm и здесь https://forum.vgd.ru/post/1231/18290/p1607021.htm Поскольку герб Винницы и верхний герб Немири Резановича совпадают вполне вероятно, что это герб его прабабушки княгини Андрияновой Винницкой, а значит и его бабушки, то есть жены Гринька Соколецкого и дочери княгини Андрияновой. Если же она из Гольшанских, то тогда и воевода Юрша (староста Луцкий 1430 года) должен быть из Гедройцов (те и те от Довспрунга, вспомните Яблоновский писал, что Вороничи от Довспрунга), но почему тогда Юраха назван Стрыйковским Русином? Неужели от того же села Роснов (Руснов) во Владимирском повете? Думаю, скорее имеется ввиду этническое происхождение, как и Немири Резановича, названного Длугошем Рутеном (т. е. Русином). Но, все же исходя из того же сфграгистического материала, герб Немири Резановича более похож на герб князя Федора Корибутовича (литовская династия) №5, чем Федька Несвижского (условно русская династия) №2. https://forum.vgd.ru/file.php?fid=158700&key=1591557246, а значит княгиня Андрияновая все-таки из литовских князей, а ее муж тогда, согласно, родословных росписей, Рюрикович из черниговских Ольговичей? Но от кого у нее герб: от мужа Рюриковича или от отца Ольгимунта - литовского князя? Но, в Ольшанских то герб Гипоцентавр? https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false и лишь Гедройцы с этой семьи имели герб якорь-крест, как я писал выше, но и те вскоре пришли к Гипоцентавру. Выходит, от мужа Рюриковича. Вопросы... В любом случае, герб Немири Резановича взят от его прабабки княгини Андрияновой Винницкой, поскольку он полностью совпадает с гербом Винницы, а другой герб выслуженный по Папроцкому предками (по мужской линии?) - Хоругви также должен был использоваться Вороничами, в том числе и Немиричами, так же, как и Езержа, не случайно ставший в свое время печатью города Винницы. Но, зато теперь уже, связь волынских и подольских Немиричей, можно считать доказанной. Есть еще один момент. Такой же крест с двойным разветвлением снизу был основным элементом герба Скобейков. Если вспомнить, что Скобейки претендовали на землю Невмирицкую в Овручском повете, как отчизну Немири за князя Витовта, то можно попробовать предположить, что Немира (Резанович?) мог взять себе в печать герб Скобейков (или наоборот?), из которых возможно была его первая жена (2-я жена княжна Анна Козечанка)? О гербе Скобейков: [q] А на другій печатці Матвія Єсифовича від 1625 р. герб складається з чотиридільного ренесансового щита, на якому в першій частині зображено родовий знак у вигляді літери Х з загнутими кінцями і перекладиною здолу, в другійчастині — знак у вигляді хреста з подвійним розгалуженням здолу (герб роду Скобейків — бабки за батьківською лінією Скобейківни, доньки пана Йордана Скобейка), в третій—знак у вигляді вістря стріли з подвійним розгалуженням здолу, в четвертій—три лілії в стовп, над щитом вміщено шолом з наметом під шоломовою короною і три страусячих пера в нашоломнику. Пізніші річпосполитські гербовники відтворювали родовий герб панів Немиричів лише в загальних рисах, відчутно видозмінивши його — замість родового знаку на червоному полі бачимо дві перехрещені скоби (клямри), а в нашоломнику лілію.
См.: См. Однороженко О. А. Шляхетська геральдика Київської землі XV—першої половини XVII ст. за архівними джерелами та матеріалами сфрагістичної колекції Музею Шереметьєвих. К., 2012. С. 126-127.https://www.academia.edu/34581...o=download[/q]
Хотя согласно Гербовника Бонецкого (Herbarz polski - Том 11 - Страница 144) https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o= и С. Дзядулевича (с. 412) Скобейки отождествляются с Кордышами герба Кордыш https://ru.wikipedia.org/wiki/...ysz.ws.png, но, вероятно, этот собственный герб использовали только Скобейки, употребляющие придомок Кордыш, учитывая и то, что Скобейки с гербом Кордыш были нобилитованы лишь в 1678 году: [q] SKOBEJKOWICZ (Skobeikovićius) herbu Kordysz. Zostali nobilitowani w 1678 roku (Biblioteka Jagiellońska w Krakowie - Dział rękopisów, 7020-III, s. 38). (См. Rody rycerskie Wielkiego Księstwa Litewskiego - Страница 97). https://books.google.com.ua/bo...oQ6AEIWjAH[/q]
Но, при этом, Вацлав Руликовский относит Кордышей Скобейковичей к польскому гербу Сасhttps://forum.vgd.ru/file.php?fid=512327&key=20486114 (позднейшая компиляция-приспособление гербового знака Кордыш к польской геральдике), см. Lwowska Naukowa Biblioteka im. W. Stefanyka NAN Ukrainy. Oddział Rękopisów. Zespół (fond) 5. RĘKOPISY BIBLIOTEKI ZAKŁADU NARODOWEGO IM. OSSOLIŃSKICH 7444/II. Papiery Wacława Rulikowskiego. T. III. Zbiór notat genealogicznych i heraldycznych. Cz. I. XIX w. Л. 352. bazy.oss.wroc.pl/kzc/pobpdf.php?fond_5_d_1/rl_f5_d_1_rkps_7444_cz_1.pdf См. также мое: Куда исчезли бояре Покалевские? https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o=Прямую связь подольских Скобейков с киевско-овручскими Скобейками подтверждает документ 1520 года в разделе "Kto w kijowskiej ziemi imienia dzierży?" (Кто в Киевской земле именья держит?), дающий киевским Скобейкам тот же придомок, что и в подольских, то есть "Кордыш": "Skobejko Kordeszowicz w Kijowie imienia dzierży..." (см. Źródła do dziejów polskich, t. II, wyd. M. Malinowski, A. Przezdziecki, Wilno 1844. S. 122 https://books.google.com.ua/bo...mp;f=false; Słownik geograficzny Królestwa Polskiego i innych krajów słowiańskich › Tom IX › strona 71 http://dir.icm.edu.pl/pl/Slownik_geograficzny/Tom_IX/71). См. также: [q] Примерная схема рода киевских Скобейковичейhttps://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o=:
Скобейко "Киевлянин" (1440) ------------- Лазарь Скобейкович (1474)---------------Юрий Скобейкович (1494 год), см. мое "Олехновичи Юхновичи и Половцы Рожиновские: кто же был дедичем Труденовщины?"https://forum.vgd.ru/1231/1829...iew&o=----------------Йордан Скобейкович (1516 или 1536), его брат Федор (Кордыш) Скобейко------------------N. Йордановна Скобейковна (Черняхов) замужем за Ивашко Немиричем, ее брат N. Йорданович Скобейкович -------------- Иосиф Ивашкович Немирич, его двоюродный брат Иван N. Йорданович Скобейкович.
Потомство Федора Кордыша это уже другая киевская ветка - Онисько и Филон Скобейковичи Кордыши: Onyszko i Filon Skobiejkowicze Kordysze, 1571 r. dziedzice Rzyszczowa i Chodorowa (А. Бонецкийhttps://forum.vgd.ru/file.php?fid=408457&key=1016779653) смотрите также Э. Руликовского http://dir.icm.edu.pl/pl/Slownik_geograficzny/Tom_IX/71 Вот эти села Ржищев и Ходоров Киевская обл., что владели потомки Федора Кордыша на карте:https://www.google.com.ua/maps....98z/data=!4m14!4m13!1m5!1m1!1s0x40d46f8ab8194e49:0xeb90db2588279662!2m2!1d31.2453882!2d49.9240432!1m5!1m1!1s0x40d462d3071a3b2b:0xe4cbb806d9ea28ef!2m2!1d31.0432748!2d49.9657673!3e0 Думаю, что к этой же ветке относится и Кирик Михайлович Кордыш Скобейкович с женой Евфимией Константиновной Доброминской, дедич третьей части Глинянца на Брацлавщине (см. экстракт с актов гродских Винницких от 1609 года, Źródła dziejowe, Т. XXI, 1897. S. 128https://forum.vgd.ru/file.php?fid=474461&key=1980474937). [/q]
  | | |
Nevmer Сообщений: 573 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 380
| Наверх ##
4 декабря 2015 21:40 Материал, бомба. Но хотелось видеть документ от 1430 года, который бы подтверждал факт, что Юрша в этом году был старостою Луцким. Вы пишите: Только не подумайте, что речь идет о Юрахе (Юрии) Немириче, то есть Немире Резановиче. Нет, речь идет, с очень большой вероятностью о воеводе Юрше, который как раз и фиксируется в этот период (1429-1430) старостой Луцким.https://forum.vgd.ru/post/1231/...#pp1956441 Кроме того, ссылась на Длугоша, Вольф утверждал, что Юрша был старостой Луцким в 1431 году (см. Senatorowie i dygnitarze Wielkiego Księstwa Litewskiego 1386-1795. S. 21). Но документ об Иване Мушате, говорит, что в 1430 году, старостой Луцким был именно Немира Резанович ( он же им был и при жизни князя Витовта). Жалованая грамота князя Свидвигайла Ивану Мушате на имѣніе въ Луцкомъ повѣтѣ 1430 ноября 5. (Акты, относящиеся къ истории южной и западной России, Том 1 http://books.google.com.ua/boo...mp;f=false) хоть и захватывает месяц следующий сразу после Витовта, но упоминает уже самого Немиру - старосту Луцкого и его брата в 1430 году.Юрий или Егор Немирич - и зачем нам Юрша? А до Бабы, Вы еще не добрались? | | |
|