Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Отдельную тему по институту открываем, только если есть материал по нему, вопросы: где учился, где находится, ищем такого-то и пр. (если нет отдельной ветки по интересующему объекту), оставляем в общей теме.
Единичные фотографии (если нет отдельной темы по данному институту), крепим в общую тему по фото.
Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв") или поставить лайк. Все пустые посты с одним "спасибо..." из темы удаляются без предупреждения.

Ленинградский гос. педагогический институт им.Герцена

Петербургский Воспитательный дом (до 1918)
3-й Петроградский педагогический институт (до 1923)
Ленинградский государственный педагогический институт им.А. И.Герцена (до 1991), Российский государственный педагогический университет РГПУ им. А.И.Герцена

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
kras

kras

г.Москва
Сообщений: 2146
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1956
Российский государственный педагогический университет им. А И. Герцена ведет отсчет своей истории с 13(2) мая 1797 года. Именно в этот день Петербургский Воспитательный дом по распоряжению императора Павла I стал самостоятельным учреждением и взят под покровительство императрицы Марии Федоровны.

Многофункциональность Воспитательного дома способствовала широкому выбору и определению профессиональных, жизненных и научных интересов молодежи.

В Воспитательном доме впервые в России решались проблемы охраны детства: организована система бесплатной педиатрической помощи, семейных детских домов, сельских школ, детских садов и яслей.

Впервые в стране в структуре Мариинского ведомства созданы сохранная и ссудная казны, давшие начало развитию ломбардов и сберегательных касс (Сберегательный банк России).

С начала ХIХ века Воспитательный Дом становиться родоначальником практической коррекционной педагогики: открыто опытное училище глухонемых детей – первое стабильное заведение подобного типа. При училище началась подготовка специальных русских учителей. С училищем в дальнейшем связано развитие сурдопедагогики в стране.

Петербургский Воспитательный Дом сыграл заметную роль в профилактике эпидемических болезней, в первую очередь, оспы. С 1868 г. открывается отделение, где ведутся медицинские исследования по изготовлению препаратов против эпидемических болезней. Лимфа, полученная в лаборатории, рассылается в разные губернии России. Кроме того, было открыто специальное отделение для научных исследований по изготовлению и использованию суррогатов (заменителей) грудного женского молока и внедрению искусственного вскармливания.

Здесь решались и проблемы охраны детства: при Доме действовал госпиталь «для бедных родильниц», в деревенских округах была организована первая в России система бесплатной педиатрической помощи. Большую известность получили врачи, доктора медицины Н.Ф. Виноградов и К. Раухфус. Тысячи детей под покровительством Дома отдавались на воспитание в крестьянские семьи: впервые в России создана система семейных детских домов (1799).

В Воспитательном доме реализовались и идеи женского педагогического образования в стране. В 1808 году здесь открылись «французские классы» для подготовки гувернанток и домашних учительниц. В 1837 году на базе учебных классов Воспитательного дома был учрежден Сиротский женский институт (с 1855 года - Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы, дети привелигированных сословий и офицерства, получали профессию наставницы, домашней учительницы, учительниц музыки, гимнастики и танцев, французского и немецкого языков. В 1832 году разработаны и внедрены под руководством почетного опекуна Дома, известного музыкального деятеля, графа М.Ю. Вильегорского первые планы подготовки учительниц музыки. Впервые в России в 1853 году началась подготовка учительниц гимнастики и танцев (каллистении). Специальные программы и пособия по физическому воспитанию (А.Г. Ободовский, Ф. Клевезель) в дальнейшем легли в основу создания многочисленных курсов, институтов подготовки учительниц физкультуры.

Именно выпускницы Сиротского института, направленные для работы в разные концы страны, стали носителями женского образования в России.

Для девочек из разночинного сословия был открыт Александринский сиротский дом (1843) — реальное женское училище, с 1876 г. — Николаевское женское училище. Оно готовило специалистов по дошкольному воспитанию, учителей гимнастики и танцев, педагогов-мастериц для сиротских учреждений всей страны. С 1905 года по 1916 год директором училища был В.И. Срезневский.

Воспитательный дом всемерно продолжал поддерживать процесс эмансипации женщин на основе развития женского педагогического образования. Полученный ранее опыт работы общих и педагогических классов был использован и для создания женских педагогических курсов, реорганизованных по инициативе великого князя Константина Константиновича в 1903 году в первый высший — Императорский женский педагогический институт. Директором института был назначен известный историк, профессор С.Ф. Платонов. Впервые в истории выпускницам института гарантировался статус учительницы средних учебных заведений. В 1912 году учебные программы в институте доведены до объема университетских, а профессора и преподаватели приравнены в правах и привелегиях к университетским.

http://www.herzen.spb.ru/main/...334308706/
---
Все личные данные,мои и моих предков,размещены на сайте добровольно.
Изюмские, Минины, Некоз (Кубань), Красовские, Соколовские, Бобашинские, Толвинские, Юревич, Истомины, Окулич-Казарины, Бениславские, Буйницкие (Витебская губерния), Ламтихины
nvrom1

nvrom1

Москва
Сообщений: 1680
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1190
Роза Михайловна Горева.

Прикрепленный файл: Роза Михална в платке.jpg
---
Божуковы, Кутневич, Васильевы, Кубасовы, Седельниковы, Партель , Фейерштейн
nvrom1

nvrom1

Москва
Сообщений: 1680
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1190
Маргарита Васильева в разные годы.

Прикрепленный файл: Маргарита Васильева_1948.jpgРита 19 лет.jpg, 43512 байтРита 1945 нр.jpg, 103458 байтРите 20 лет.jpg, 64989 байт
---
Божуковы, Кутневич, Васильевы, Кубасовы, Седельниковы, Партель , Фейерштейн
nvrom1

nvrom1

Москва
Сообщений: 1680
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1190
Рита Васильева в письмах маме рассказывала о своих студенческих впечатлениях. Об однокурсницах.

"Мама, в институте, в курсе у нас все по 20-25 лет, а то и старше, а 18-летних мало, в этом году кто кончал, совсем мало. Я даже не познакомилась ни с кем, кроме Лены, с которой ещё сдавали вместе".

"Вера Антонова, Тамара Аскпазий, Марийка Кузнецова из Череповца, Тоня Орлова из Калининской обл. Катя Крылова из Ораниенбаума, вот эти девочки простые, хорошие, а остальных я даже не знаю имён"

"Всех больше мне нравится из курса – это Клара Хоркевич, она жила в Вологодской области 3 года и работала учительницей 5-7 кл. в Борисово-Суде. Ей 21 год, она самая хорошенькая и бойкая девушка, а на вид лет 19".

"Лена Полянская, с которой держусь в институте... Она из г. Вязники Владимирской области. Ей, как и мне, 18 лет, кончила в этом году школу".
---
Божуковы, Кутневич, Васильевы, Кубасовы, Седельниковы, Партель , Фейерштейн
Лайк (1)
nvrom1

nvrom1

Москва
Сообщений: 1680
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1190
Да, а как поступали-то! Подружка пишет Рите из Ленинграда в Великий Устюг:

"Испытания с 10 августа, торопитесь… Программа по литературе ужасная, нужно сдавать и Фадеева, Шолохова, биогр. Брюсова, Тихонова, Джамбула, Стальского, – в общем, всё, что мы не проходили.
Если ты думаешь идти в пединститут, то нужно сдавать: русский и литература, история СССР, конституция, немецкий и, может быть, география". [Добавлено карандашом: «Географию в пединститут сдавать обязательно».]

Надо было послать документы в желаемый институт, из Ленинграда должен был прийти вызов на вступительные испытания. Небыстрое это дело, поэтому возможны были задержки.


Рита пишет маме:

"Ленинград 18 сентября
Добрый день, милая мамочка!
Вчера уже началось ученье в вузах, но я ещё пока на лекции не хожу, т.к. экзамены сдаю с 3-им потоком, т.е. с 12 по 25 сентября.
Ещё остались самые трудные – география и история, не знаю, как и сдать.
Вчера писала сочинение. Первая тема была «Маяковский – поэт-революционер», её и писала. Вторая тема – «Образ Кутузова из "Войны и мира"». Третья – свободная из слов Никитина «Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью».
Диктовка 13/IX была очень трудная, ещё не знаю оценки.
Устные экзамены по литературе и русскому сдала оба на отлично. Достались по литературе опять «Мёртвые души» – прямо удивительно! И «Обломов», ещё много вопросов задавала о Горьком. [Приписано поперёк строчек: «Немецкий сдала»]
Сразу я сдавать не стала. Можно было со вторым потоком, но у меня был грипп: климат Ленинграда, видимо, влияет".



Ещё:

"Поступить, правда, было не так легко, т.к., сдав все экзамены, нужно пройти через так называемый конкурс. Сдать-то сдала, а на литфак уже никого не принимали. «Ну, думаю, сейчас на геофак или на педфак предложат, но у меня оценки хорошие, и повлияло то, что не надо общежития, и меня зачислили на литфак. Пока все ещё предметы слушаю в первый раз, но нравится. Особенно литературы. Античная литература – самая интересная. Проходим «Одиссею» и «Илиаду» Гомера. И профессорша, мама, похожа на античную греческую богиню. Ещё предметы литературоведение, языкознание… Пришла профессор – кончу, а на следующей перемене допишу, сейчас как раз языкознание. Сейчас ещё урок по языкознанию, потом 2 часа – история древней литературы. Потом лекции по древней истории, литературоведению, иностранному языку. Я один раз была на английском языке. Наверно, его буду изучать, т.к. начинают его с азов, а немецкий продолжают, а я его не особенно знаю. Английский трудный. Учебников у меня нет.
Основы марксизма-ленинизма, физкультура, военное есть, грамматика – практикум, психология. Каждый день по 6 ч. – 3 предмета по 2 ч. каждый. Перерыв кончен, до следующего!
Итак, ещё урок прошёл. Объясняли классификацию звуков, фонетику".

"Ну, а насчёт экзаменов я тебе уже писала. Спрашивают, что и у нас, только глубже, в идеях разбираться заставляют. Меня, например, спрашивали научные статьи о Толстом и Горьком, ну хорошо, что я малость представляла.
По истории о народниках и конституции СССР. Ходила не в платье каком парадном, как дома, а в чём попало, т.к. не раздевались. Какой-то даже в халате сдавала".

"Мама, учиться мне нравится, интересно, но, ясно, не так уж просто. Например, по грамматике мы проходим морфологию за 5 кл., но и это кажется не просто. И я в диктовке на непроизносимые согласные наделала ошибок. Слово «блеснёт» я написала с Т: «блесТнёт», а 2 ошибки морфологические и 4 пунктуационные – это уже двойка. У меня не знаю чего, не выдали, но на экзамене у меня была одна ошибка на запятую".



---
Божуковы, Кутневич, Васильевы, Кубасовы, Седельниковы, Партель , Фейерштейн
Лайк (1)
nvrom1

nvrom1

Москва
Сообщений: 1680
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1190
Участвовали в демонстрации в честь 7 Ноября. 1945 год.

"Нам велели прийти 7-го к 8-ми утра, даром что демонстрация с 12 часов или даже с часу. Но в 8 часов прекращалось движение, поэтому и собрались к 8 ч. Я из дому вышла в 8, проспала, у нас 6-го ноября была тётя Сима, вообще всей комнатой встречали праздник. Вышла в 8 ч., а трамваи уже не идут. Пошла пешком, но в центре не пускают. Еле пробралась в свой институт. До демонстрации танцевали во дворе, на цементной площадке, под радиолу. Потом пошли. Часто останавливались на улицах, тоже пели, танцевали. А народу сколько было!
Все колонны красиво оформлены, цветы у всех, красные бантики. По Дворцовой площади только прошли раз мимо трибуны – и всё. Главное заключалось в шествии по городу.
После демонстрации зашли в столовую, где нам дали «праздничный» завтрак: несъедобный винегрет, кости, называемые «гуляш», и 200 г. чёрного хлеба. Я была и голодная, да не стала этого есть. Хотя на демонстрацию с собой брала белого хлеба и конфет, поэтому не очень проголодалась. Хлеб в праздник все 600 г давали белого очень.
Но самое интересное было вечером!
Я ещё сидела дома, как вдруг трах-тарарах! Я, ясно, знала, что это салют. Выбежала на улицу и остановилась как зачарованная: небо было всё освещено лучами прожекторов. В Устюге взлетит одна ракетка, так и смотрим: ой, как интересно! А тут их тысячи ка-ак взлетит в небо, потом плавно летят на землю, освещая небо, набережную и отражаясь в Неве. До набережной от нас недалеко, и я застала ещё салюты, когда была уже там.
Но на Неве – зрелище ещё поразительней! Один за другим стоят корабли Балтийского флота. Они освещены, сияют, переливаются, отражаясь в гладкой воде Невы. С них тоже стреляют и пускают ракеты. Наверное, весь Ленинград устремился сюда, поэтому столько было народу!"
---
Божуковы, Кутневич, Васильевы, Кубасовы, Седельниковы, Партель , Фейерштейн
Лайк (1)
helsch45
Начинающий

helsch45

Берген,Германия
Сообщений: 30
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 34
Здравствуйте, прошу совета. Моя бабушка Кари Мария Ивановна 1913 г.р. училась в Ленинграде в Педагогическом институте им .Герцина примерно в 1935-36г. А после убийства Кирова была выслана как " чуждый элимент" . Вопрос : сохраниись ли документы о её учебе,личное дело или за давностью лет утрачены( прошло более 75лет)? и куда посылать запрос в сам интститут или архивы( какие?)стоит ли искать в этом направлении. спасибо.
---
Гетц из Боаро
VladVel
ушел из жизни 30 мая 2022 г.

VladVel

Санкт-Петербург
Сообщений: 1559
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 2614

helsch45 написал:
[q]
Моя бабушка Кари Мария Ивановна 1913 г.р. училась в Ленинграде в Педагогическом институте им .Герцина примерно в 1935-36г.
[/q]


В архиве ЦГА СПб есть фонд 4331 -Педагогический институт им. Герцена.
В нем имеются личные дела студентов.

Также есть фонд 4351 - Рабочий факультет института Герцена.
Там тоже есть личные дела студентов.

Можно также обратиться в архив Института.
Место расположения: Петербург, наб. реки Мойки, дом 48, корпус 3, цокольный этаж
Телефон (812) 314-89-55
e-mail: arhiv@herzen.spb.ru

Заведующая архивом — Иовова Ольга Александровна
тел. (812) 643-77-67, доб. 26-59

Успехов в поисках.
---
Владимир, СПб.
Ищу фамилии Веллинг (вся Россия и Германия), Мордвиновы (Тамбовская, Владимирская, Смоленская, Тверская, Москва-Голутвенная слобода), Лукашины (Рязанская, Липецкая, Воронежская, Подмосковье и Москва).
Лайк (1)
nvrom1

nvrom1

Москва
Сообщений: 1680
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1190
Попалась фотография с надписью.

Прикрепленный файл: 1947-10-25 ЛГПИ филфак.jpg1947-10-25 ЛГПИ филфак_оборот.jpg, 194975 байт
---
Божуковы, Кутневич, Васильевы, Кубасовы, Седельниковы, Партель , Фейерштейн
nvrom1

nvrom1

Москва
Сообщений: 1680
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1190
Третий курс, из письма маме-учительнице.

"30 октября 47 года.
Сегодня давала урок одна студентка нашей группы Долька Цукерблат. Это был ещё первый студенческий урок вообще, но это означает, что и каждому уже пришло время подумать о том, что это ждёт и его. До меня очередь, конечно, тоже дойдёт скоро, но это будет не раньше декабря.

Долькин урок понравился методистке и учительнице. Говорят, всё правильно, ну а нам тоже понравился. Каждый, поди, думает: дай бог бы мне так дать!

Ой, напиши мне, кроме того, что, дескать, не волнуйся, всё обдумай, проверь и пр., о том, как надо планировать, как составлять конспект и пр. Потом я тебе напишу, какая у меня будет тема. Конечно, консультируют нас в неограниченном количестве, но ведь нас много, а она одна. Всё, конечно, не может дать, все указания".
---
Божуковы, Кутневич, Васильевы, Кубасовы, Седельниковы, Партель , Фейерштейн
nvrom1

nvrom1

Москва
Сообщений: 1680
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1190
Ещё выдержки из писем, где упоминаются фамилии. Потом ещё добавлю.

"Вчера ходила всё-таки на каток с Зиной Васильевой из нашей группы, и то только потому, что голова уже заболела, вообще никуда не хожу, боюсь экзаменов очень". (9 января 1948 г.)

"Праздники провела так, ничего особенного – не хорошо и не плохо. 5 ноября был в институте факультетский вечер. Ходила на этот вечер. Очень понравилась самодеятельность и литературные игры. Литературную викторину отгадывали мы коллективно, человек 10, выиграли коробку шоколадных конфет, потом опять все наши девочки собрались на сцене, стали около рояля и что есть голову, пели песни. Играла Майя Новичева на рояле, а мы пели. Были, конечно, и танцы, но я танцевала мало, потому что много народу, тесно, да и вообще не хожу на танцы, так уже разучилась.

Видела на этом вечере Люсю Красавцеву, девочку, которая в этом году кончила Х класс в Устюге и сейчас учится в нашем институте". (9 ноября 1948 года)


"Мне одна девочка из нашей группы, Машенька Кузнецова, подарила книжку Ажаева «Далеко от Москвы»". (7 марта 49 г.)

---
Божуковы, Кутневич, Васильевы, Кубасовы, Седельниковы, Партель , Фейерштейн
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 Вперед →
Модераторы: valcha, coika
Генеалогический форум » Генеалогия: теория и практика » Учебные заведения » Институты » Ленинградский гос. педагогический институт им.Герцена [тема №73188]
Вверх ⇈