Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Tasha56 »   Тропами исследователя по Сибирскому округу »   ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа
RSS


ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа

от городов до старинных деревень

Эта тема на карте:

Глянкин
  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 60 61 62 63 64 65 [ >>>>>> ]
Модератор: Tasha56
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16559 

В этой теме предлагаю коллективно собирать материалы из печатных источников, архивных материалов и сети интернета, которые смогут "на шаг" продвинуть каждого по исследованию и изучению мест проживания представителей наших родов.





Населенный пункт - административная единица, первичная единица расселения людей в пределах земельного участка....

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
cepbiu
Участник
лайер

cepbiu

Сузун
Сообщений: 83
Регистрация: 2012
Рейтинг: 88 

Сложность ещё составляет то, что в документах не стоит точно Старо- или Ново-Городищенские.
Так же до второй мировой войны нигде не упоминается деревня Камышенка. Вероятно она была переименована из Ново-Городищенской или в годы или уже после войны и, почему-то, об этом никто не помнит!

Может и такое случится, что Старо-Городищенская исчезла гораздо раньше и местные жители стали именовать Городищенским новое село Ново-Городищенское.

Примерно в 30-40 е годы возле сегодняшней Камышенки появляется селение (кордон,заимка???) под названием Раздолье.
Селение исчезло в 50-х с объединением колхозов. Однако и сегодня любой старожил покажет его точное место за селом у леса.
Информации по Раздолью я также нигде не смог найти.

---
Кто начал день с улыбки - уже его выиграл!
cepbiu
Участник
лайер

cepbiu

Сузун
Сообщений: 83
Регистрация: 2012
Рейтинг: 88 

Думаю первой ласточкой в моих поисках по Городищенскому стала книга бывшего управляющего сузунским медеплавильным заводом А.А.Черкасова "Из записок сибирского охотника", в которой есть упоминание о поездке на Павловский завод через деревню Городищенскую. По всему, при Палласе дорога проходила в стороне от дер. Городищенской, а позже её перенесли прямо через деревню.
Вот - фрагмент карты 1835 года.


(более высокого разрешения)

Это подтверждают и записи первого исследователя народной жизни на Алтае, краеведа Степана Ивановича Гуляева (1805-1888):

«В половине декабря 1859 года я отправился из Барнаула в Сузунский медеплавильный завод (за 125 верст) взглянуть на тамошнюю Никольскую ярмарку и собрать некоторые сведения о торговле и промышленности местного народонаселения. Зная же, что в здешнем крае у многих грамотных людей, особенно крестьян, придерживающихся в делах веры дедовских обычаев, находятся старинные книги и рукописи, я надеялся отыскать что-нибудь, и надежда меня не обманула.
Много помог мне в этом ехавший со мною в Сузунский же завод повидаться с домашними даровитый механик-самоучка И.В.Максимов, устроивший в Барнауле рудную толчею и лесопильню. Остановившись у него в доме, я, при участии И.Максимова, купил на другой же день у отставного заводского переплетчика Соболева замечательную по содержанию рукописную книгу, а на обратном пути получил в деревне Городищи рукописный же сборник...»


Из книги: Сузун литературный. Из прошлого в настоящее./ сб. Сост. Зотычев В.С., Сузун, 2009.

---
Кто начал день с улыбки - уже его выиграл!
EVGENY
Долгожитель форума

EVGENY

Сообщений: 1629
Регистрация: 2003
Рейтинг: 880 

Деревня Городищенская 1770

Дворохозяева:
Карпов(5 семей)
Юшков(3)
Иконников
Чанов(2)
Гагарин
Речкин
Маношкин(2)
Портнягин
Чулков(3)
Малышев
Бакланов
Козмин

Прикрепленный файл DSCN5025-1.JPG
---
Хотите знать больше?

Siegehardus
Гость

[q]
Дер.Городищенскую мы видим и на одной из первых карт КВЗ 1739 года.
[/q]


Есть и более ранние карты - 1729,1735 года... по этой территории.
cepbiu
Участник
лайер

cepbiu

Сузун
Сообщений: 83
Регистрация: 2012
Рейтинг: 88 

EVGENY Siegehardus спасибо!


Siegehardus написал:
[q]
Есть и более ранние карты - 1729,1735 года... по этой территории.
[/q]

А ссылочки на них нету?

Из Ратаевских списков.
дер. Городищенская. По 8-ой ревизии 1834 г.

Маношкин
Малышев
Юшков
Бакланов
Чанов
Портнягин
Карпов
Агарин
Чулков
Козмин
Кузбазнев
Селезнев
Сваровской
Фартышев
Всего муж.171

Как-то бросилось в глаза,что перестала встречаться фамилия Речкиных.
Зато появилась в списках деревень Идоловой,Кучукской и Верх-Кучукской.

---
Кто начал день с улыбки - уже его выиграл!
cepbiu
Участник
лайер

cepbiu

Сузун
Сообщений: 83
Регистрация: 2012
Рейтинг: 88 

Фрагмент из именного списка кулацких хозяйств Сузунского РИКа,
высланных из пределов района, 1930 г.


По Городищенскому.



Списки раздобыла: gala55

---
Кто начал день с улыбки - уже его выиграл!
Siegehardus
Гость

cepbiu

[q]
А ссылочки на них нету?
[/q]


Это архивные карты.
В открытом доступе их нет.
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16559 

С большим удовольствием и благодарностью креплю в тему материал краеведа Лебедихи Панкрушинского р-на Трухачевой Нины Васильевны, присланный специально для данной темы. Те, кто найдет в списках по этому населенному месту своих родственников, могут списаться с Ниной Васильевной по электронному адресу - tn10@mail.ru

Поселок Лебедиха Панкрушинского района Алтайского края
Основано - в 1919 году
Входит в состав (по АТД) - сельское поселение Кривинское



История

Лебедиха раскинулась в живописном месте, на невысоком холме среди березовых колков, у подножия озера с таким же красивым названием, на которое садились при своем перелете гордые лебеди. Озеро постепенно погибает из-за нарушения экосистемы, но название Лебедиха осталось до сих пор.
Расстояние до районного центра Панкрушихи 12 км. Расстояние до краевого центра, города Барнаула, 300 км. Панкрушихинский район расположен в северо-западной части Алтайского края. Территория района представляет собой слабоволнистую равнину с абсолютными высотами 200-260 м, с густой сетью балок, лощин, многочисленными впадинами.

Сто лет назад потянулись по бескрайним сибирским просторам телеги со скромным крестьянским скарбом. Огромное влияние на развитие нашего края, как Аграрного региона, оказала реформа руководителя правительства России (1906-1911) Петра Аркадьевича Столыпина, когда указом 9 ноября 1906 года земля закрепилась в частную собственность за крестьянами. Население Алтайского края пополнилось выходцами из центральных губерний России, тысячами украинских, польских, немецких переселенцев. Они принесли в жизнь коренных сибиряков свою хозяйственную культуру, научили разводить сады, обустраивать дворы-усадьбы, заниматься переработкой мяса, ткать тончайшее полотно и другое.

Старая запись сохранила для нас имена глав некоторых семейств: Трухачёвых – Даниила Ермолаевича, Федота Ермолаевича, Петра Ермолаевича, Михаила Павловича, Павла Михайловича; Свиридовых – Кузьмы Михеевича, Николая Михеевича, а также Кудрявцевых, Золотаревых, Крюковых. Первыми ходоками в Сибирь были Лукиан Герасимович Весельев и Даниил Ермолаевич Трухачев. Даниил Ермолаевич привез с собой в Сибирь двух младших братьев и отца. По имени первых поселенцев поселок первоначально назывался Ермошкины Ракиты.

Большинство поселенцев были из села Воронежской губернии. Туда они были поселены как служивые люди (казаки) в конце 16 века из центральных земель для укрепления Белгородской засечной черты от набега татар. Как известно, к концу 19 века в России произошел демографической взрыв. И к началу 20 века Воронежская губерния была одной из малоземельных областей России, из которой на восток страны по реформе П. А. Столыпина уехало много крестьян. Кто-то готов был покинуть родные насиженные места и броситься в погоню за новым крестьянским счастьем, кто-то, по-прежнему, держался за свой надел: хоть и плохой, но свой. Переселенчество разбило многие патриархальные устои крестьянской семьи, разрушило многие традиции.

Перевозки осуществлялись специальными переселенческими поездами, составленными из переоборудованных товарных вагонов. В их задней части имелось помещение для крестьянского инвентаря и скота. С 1908 года началось строительство вагонов с водяным отоплением, с туалетами, с титанами для кипятка. Часто поднимается вопрос об ужасных условиях проезда переселенцев. По воспоминаниям самих старожилов, переселенцы ехали всю дорогу весело, с песнями под гармошку. Это были молодые, сильные люди, их средний возраст был 30-40 лет. Они ехали за свободой и землей, поэтому будущее казалось им светлым и радостным. И потом, не нужно забывать, что в крестьянских землях, где бережно относились к домашней скотине, в зимнюю стужу не боялись на несколько дней занести малых телят и поросят в избу, чтобы спасти от мороза. Страшную славу эти вагоны приобрели уже в советское время после того, как в них битком набитых стали перевозить репрессированных.
Надо отметить, что государство давало различные льготы для поощрения переселения.

Продолжение следует...

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16559 

Продолжение...(Лебедиха)

Переселенцы ехали в Сибирь поездом по льготному тарифу. Железнодорожный билет для ребенка обходился вдвое дешевле, детям до 10 лет давалось бесплатное горячее питание – хлеб, суп или каша, молоко. Во время пути переселенческий поезд сделал остановку в переселенческом пункте Челябинске, где их накормили и дали помыться, нуждающимся оказали медицинскую помощь. Ведь они везли с собой имущество, утварь, семена, многие – бычков, лошадей, овец и так далее, чтобы не тратиться на новом месте – в Сибири цены на скот были намного выше, чем в европейской части России.

Весельев Лукиан Герасимович, работавший на Хреновском конном заводе, открытом в Воронежской губернии графом Орловым, привез с собой орловских тяжеловесов. Даже ночью можно было отличить табун орловских битюгов от местных лошадей по их топоту. Поскольку переселенцы привезли скот и семена, их хозяйства были достаточно хорошими, они держали: овец, коров, лошадей. Правительство обязывало старожилов давать переселенцам зерно и домашних животных. Поэтому, как только они добрались до места, из соседней деревни Кривое, крестьяне принесли переселенцам кур, гусей.

Большинство семей первую зиму пережили в землянках, а затем стали строить деревянные или саманные дома, крытые соломенные крышами, огораживать усадьбу плетнем. Во дворе находилась разные постройки: амбар, конюшня, сарай. Все здесь решалось сообща всем населением на сходах. Переселенцы быстро наладили образцовое хозяйство: занимались скотоводством, убирали богатые урожаи пшеницы, организовывали различные производства по переработке продуктов. Народ жил миролюбиво и дружно не только в своей среде, но и с соседями. Земля для обработки здесь была очень тяжелая. Чтобы пахать целину, даже небольшим плугом, надо двух-трех хороших лошадей. Местные лошади были здесь низкорослые и малосильные, но нетребовательные к пище и к уходу. Выручали завезенные из России орловые тяжеловесы.

Когда приехали переселенцы, были всем отмеряны десятины земли, в середине вырыт и обустроен глубокий колодец. До сих пор он стоит, и зовут его «казённый колодец». Строевой лес для постройки переселенцы получали из Бурлинского бора, который простирается вдоль реки Бурлы на протяжении 120 км, но в настоящее время интенсивно вырубается и вывозится в Китай.

Строили саманные дома. Они были теплыми и сухими. Топились березовыми дровами и кизяком, который лепили летом из отходов животноводства. К зиме пускали двух – трех уток и столько же гусей. Содержать их было удобно и выгодно, так как утки весь день живут на озере. Корма им было предостаточно. Жнейкой косили падалик, то есть ранее осыпавшееся просо, овес, гречиху и сорняки – овсюг и карлык (дикая гречиха), обмолачивали лошадьми тут же на месте, расчистив для этого маленький ток. Так можно было намолотить корма не только для птицы, но и после помола на мельнице – для свиней, которых также держали. Мясо на зиму заготавливали всякое: гусей, свинину, уток, баранину, да еще говядину. Мясо на пельмени секли сечкой, от этого они получались сочными и ароматными. Выращивали капусту, брюкву, репу, тыкву, картофель, хлеб, огурцы. Массово помидоры тогда не сажали – еще не были выведены культуры, подходящие для Сибири. Но прибывшие с Украины семьи Принько, Карпенко выращивали и помидоры, и баклажаны и сладкий перец. От скотины получали молоко, шерсть, мясо. Крепкие хозяева того времени покупатели сеялки, использовали удобрения. На базар за семенами ездили в Панкрушиху.

В волостном селе Панкрушихе находились правление, земская станция, училище МВД, общественный хлебозапасный магазин, артельный завод, пять торговых лавок, казённая винная лавка, две паровые мельницы. В центре села располагалась Церковь Илии Пророка построенная, всем миром. При ее возведении жители окрестных сел собирали яйца для подмешивания в раствор, чтобы крепче стояли стены. В Панкрушихе проводились три ярмарки в год 1 марта, 10 июня, 15 ноября. Базар еженедельно – по субботам. По значимости Панкрушихинская ярмарка была одной из самых крупных в Барнаульском уезде. В продаже были: « …мука ржаная и пшеничная, крупа ячневая и гречневая, просяная, овес, ячмень, рожь, пшеница, солод, толокно, горох, семя конопляное, льняное, маковое, просо, колба, лук, мясо говяжье соленое, свежее мясо свиное, говяжье вяленое, бараны живые, тушами, колотые, конопля трёпаная и натрепанная, лен, потроха всякие, сало всякое, топленое и нетопленое, конопляное масло. Рыба: осетр, стерлядь, нельма, язь, окунь, карась, налим, чебак, линь. Зипуны, сукно серое, коровы, лошади, прочий скот, икра разная, гуси , утки, косачи, хмель, сено, орехи кедровые, дрова, кошёвки, дровни, завертки, кибитки, дуги, оглобли, хомуты, и другую упряжь…»



Хотя хозяйство крестьян носило натуральный характер, но постепенно и сюда проникали рыночные отношения. Жители деревень занимались перевозкой кладей, заготовкой сена, скотоводством, изготовлением колес, телег, саней, домашней посуды, кузнечным мастерством, обработкой овчин, собиранием ягод, а также промыслом зверей и рыбной ловлей. Женщины занимались тканьем разных сортов холста, салфеток, опоясок, вязанием чулок, варежек, плетением кружев.

Продолжение следует..

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16559 

Продолжение...(Лебедиха)

П.А. Столыпин следил за успехами переселенцев. В 1910 он захотел лично убедиться в своей правоте, что выделенный землей крестьянин-общинник становится собственником. В августе А. Столыпин и сопровождавшие его лица посетили степной край и познакомились с хозяйственной деятельностью и бытом переселенцев.

Прибыв в село Орлово (ныне немецкий национальный район) вместе с начальником Главного управления землеустройства и земледелия А. В. Кривошеиным и начальником Переселенческого управления Г.В. Глинкой он встретился с волостным старшиной Яковом Реймером, которому обещал нанести визит в 1906 году.



После этого П.А. Столыпин проехал в Камень через Александровскую волость. И остался доволен увиденным. Состоялась его встреча с жителями вновь заселенных мест, в том числе п. Лебедихи. Те, кто слышал, как горячо он говорил о будущем России и Сибири, до конца своих дней сохранили самые теплые о нем воспоминания, только рассказывать об этом боялись в советское время.



После изобретения сепаратора появились на Алтае маслоартели, а вслед за этим стало развиваться молочное животноводство. Масло было отменного качества и шло на экспорт в Англию, Германию, Данию. Избыток масла в Сибири позволял тяжелые ступицы смазывать не дегтем, а сливочным маслом.

В начале 20 века ехали в поисках «мужитского счастья» только самые смелые, оставались и выживали только самые сильные. Все эти качества передавались нам от предыдущих поколений, отстаивающих свое право жить на Сибирской земле. Столыпинская реформа не была рассчитана на пьяных и ленивых, ставка делалась на крепкого хозяина. Все кто работал, имели крепкие хозяйства. Переселенцы Кулундинской степи не испугались трудностей, мужественно переносили все: резкую смену климата, безводье, засухи, суровые зимы, не смотря на все трудности, их подстерегавшие, переселенцы сделали большое дело, заселив пустующие земли Сибири и тем самым прочно закрепив её за Россией. Большинство переселенцев закрепилось на новом месте и стали жить лучше, чем прежде. Возможно, в каких-то районах Сибири порожденное массовым переселением землеустройство с ограничением наделов старожилов и переселенцев 15-ю десятинами земли на душу, решаемое властями за счет сельских жителей, вызывало противостояние старожилов с переселенцами, но только не в Лебедихе. Ближайшими соседями были жители с. Кривое, которые не потеряли своих пахотных земель, поэтому соседи жили дружно. Разногласия иногда случались на религиозной почве, но они не носили острого характера.

Мельница находилась не далеко, в 15 км от хутора – в Плёса-Курье. Муку там мололи отменного качества, из которой хозяйки выпекали пышный душистый хлеб. Дрожжи готовились из хмеля. Когда в Лебедихе появились ссыльные немцы, то те пекли хлеб на дрожжах из картофеля. По воскресеньям пекли кислые на дрожжах блины. Заводили на всю семью целое ведро и выпекали в русской печке. Для размола крупы пользовались ручными жерновами. Летом в разнотравно-ковыльной степи собирали ягоды и грибы. Из ягод сушили лепешки, потом их давали детям как лакомство. Пекли пироги, варили кулагу. Богаты были леса смородиной, которая росла по лягам. Летом на заварку чая шли листья смородины, а к зиме готовили вяленую морковь. Многие мужчины зимой охотились. Известными охотниками слыли братья Кудрявцевы. Леса были полны дичи.



По праздникам собирали богатое застолье. Никто не напивался – не позволяла вера. Пели мелодичные песни Воронежского края и украинские, поскольку позже в Лебедиху приехали выходцы из Полтавской губернии. Песенность эта передавалось по наследству от Воронежских бабушек Весельевых заслуженной артистке России Клевно (Кудрявцевой) О.Г. Бранных слов не применяли, самым страшным ругательством в поселке было «Враг». На досадившего человека, по-воронежски смягчая согласные, говорили: «У, врагх, вражина». Это наверное, на генетическом уровне сидело в натуре Воронежских переселенцев, поскольку все их пращуры охраняли южную границу России от набегов врагов русской земли – татар.

Холодные зимы градусов за сорок с метелями не пугали – Василий Золоторев и Степан Литвиненко шили отличные шубы и тулупы. За валенками Митрофана Кудрявцева и Кузьмы Свиридова приезжали из окрестных деревень, а к весне обувались в яловые сапоги от Бориса Гречаных. Не хватала только прихода.

Венчаться, крестить детей или отпевать усопшего ездили в Панкрушихинскую Церковь пророка Ильи. Однако, дома у каждого переселенца был богатый иконостас с иконами, привезенными из России и Малороссии. Родину в воспоминаниях называли «Росея», а выехавшие из Мастюгино, вздыхая, вспоминали: « какие у нас у Мастюгиной вишенья были!!!» Нам, маленьким, тогда это было не понятно. Разве мы не жили в России? И что такое «вишенья»? - в те годы в Сибири о ней мало кто слышал. Позже поняли и узнали.

Все эти примеры доказывают, что выживание переселенцев в Сибири было далеко не простой задачей, а это значит, что сегодняшний сибиряк – это человек сильной воли, упорства, трудолюбия и терпения. Семьи были большими - обычная крестьянская семья имела от 7 до 12 детей и даже более. Такой была семья Трухачевых Петра и Анны. Каждому ребенку мужского пола полагалась выделять надел. Трудности переселенцев начались в годы Первой мировой воины, а Октябрьская революция все перевернула окончательно. Вначале упразднили земельную собственность, оставив по 2,5 десятины каждому члену семьи, а после НЭПа, с конца 1928 года, началась коллективизация. Весь сельский инвентарь, весь скот с надворными постройками были национализированы и обобщены. Но за скотиной по-прежнему должны были ухаживать сами, однако все мясо, молоко, шерсть сдавали государству. Однако и в колхозе они работали добросовестно, как на себя. Председатель Панкрушихинской МТС Трухачев П.В. был избран депутатом Верховного совета СССР. В 30-е годы по всей стране прошли раскулачивание и жестокие репрессии. Жертвами в Лебедихе стали: Трухачев Г.М., Трухачев Е.Д., Колупаев Т.Т., и многие другие.

Продолжение следует...

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 60 61 62 63 64 65 [ >>>>>> ]
Модератор: Tasha56
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Tasha56 »   Тропами исследователя по Сибирскому округу »   ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа
RSS

Реклама от YouDo
Смотрите: замена экрана iPhone 6 plus - выбирай нас!
Замена замка в двери на http://remont.youdo.com/doors/replacement-lock/.
Доставка цветов и тортов на http://courier.youdo.com/food-delivery/torty/tag/tortitsveti/.