Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Паймаковы

Республика Марий-Эл, Сернурский район

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: Bigger
Bigger
Модератор раздела

Bigger

Сообщений: 955
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 586
АНАСТАСИЯ

Сернурский район, деревня Шим-Памаш - она же Большой Ключ.
---
Савиковы, Золотовы, Акимцевы, Скачковы, Тимофеевы, Степановские, Петрухины (Тульская обл.)
Спирины, Миролюбовы (Пензенская обл.)
Арбузовы (Воронежская обл.)
Ма(о)сляковы, Шаро(а)новы (Смоленская обл.)
Паймаковы (Марий Эл, Сернурский район)
Bigger
Модератор раздела

Bigger

Сообщений: 955
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 586
Моя бабушка – Семенова Зинаида Степановна (в девичестве Паймакова) – родилась в 1925 году в Марийской автономной области (ныне республика Марий Эл) в деревне Шим Памаш (Семь Ключей, ныне Большой Ключ) Сернурского района.

Сернурский район расположен северо-восточнее Йошкар-Олы. Это территория луговых марийцев. Край озер, оврагов, рек, родников и священных рощ.

Моя бабушка по маминой линии была луговой марийкой. Мама моя тоже марийка – так написано в моем свидетельстве о рождении, и было указано в ее паспорте, когда еще писали национальность. Но мама не помнит ни языка, ни обычаев, а в деревне она была в последний раз в 7-летнем возрасте.

А вот бабушка говорила своеобразно, мешая русские слова с какими-то непонятными мне. И говор у нее был интересный.

Сейчас я очень жалею, что мало расспрашивала свою бабушку о ее нелегкой жизни.

0_7ef16_a02d2e0e_L.jpg
Фото из семейного архива

Что-то мне удалось записать с ее слов, но листик этот с записями я надежно убрала куда-то и никак не могу найти.

Сейчас расспрашиваю маму, своих родных теть – ее сестер, звонила своей троюродной бабушке в Марий Эл, и уже картинка обрастает кое-какими подробностями. Интернет тоже играет не последнюю роль, и в планах запрос в архив.

А пока поделюсь тем, что удалось собрать.

Сначала немного о том, кто такие марийцы.
Это финно-угорский народ финской группы Волжско-пермской подгруппы (туда же входят коми, удмурты. Финны, карелы, вепсы, эстонцы - родственны, но относятся к финской группе финно-угров).

Мари – самоназвание марийцев и означает «человек, муж», а мы этот народ знаем по летописям и истории как черемисы.

Марийцы делятся на горных, луговых и восточных.

До 15в. марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства.
Горные марийцы в силу того, что были западнее своих соплеменников и ближе к России, сильнее и быстрее подвергались влиянию русских, принимали православие, воевали за Русского царя.
Восточные и луговые оставались язычниками и частично мусульманами и воевали за Орду и Казанское ханство.
Так продолжалось до 1552 года, до взятия Казани войсками Российского царя Ивана IV (Грозного). Но и после этого присоединение марийских территорий к России было не простым делом: вспыхивали восстания (так называемые «черемисские войны» 1550 - 1590 гг).
Позже марийцы участвовали в восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Селились марийцы родами, т. е. деревню целиком могла образовать одна большая семья, которая потом еще и расселялась по округе.

Традиционная праздничная одежда (особенно женская) была богато украшена вышивкой, серебряными монетами, ракушками каури, бисером.

Mari_5.jpg

Mari_4_4.jpg

Mari_3.jpg

Mari_2_2.jpg
Фото не мои, найдены в интернете

От бабушкиного, а точнее от прабабушкиного костюма (а может и пра-прабабушкиного, судя по году на одной из монет – 1865 г) мне достались лишь несколько серебряных монет от монист:

Mari_1.jpg
Фото из семейного архива

Марийцы исповедают православие и традиционную марийскую религию: поклоняются богу Куго Юмо и молятся в священных рощах.
Подробнее о марийцах и об их культуре и религии можно почитать тут:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Марийцы

Информация и некоторые фото взяты с сайтов:

http://www.mari-el.name/2008/0...-gody.html
http://uralistica.ning.com/group/mariulam
http://www.welcomemariel.ru/index.php?page=117&mpage=28
http://www.12rus.ru/List/32/
http://www.ethnomuseum.ru/section660/1847/1855/2389.htm
---
Савиковы, Золотовы, Акимцевы, Скачковы, Тимофеевы, Степановские, Петрухины (Тульская обл.)
Спирины, Миролюбовы (Пензенская обл.)
Арбузовы (Воронежская обл.)
Ма(о)сляковы, Шаро(а)новы (Смоленская обл.)
Паймаковы (Марий Эл, Сернурский район)
Bigger
Модератор раздела

Bigger

Сообщений: 955
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 586
Когда я спрашивала бабушку – а какие еще были в ее деревне жители, она говорила: « ай, да там все Паймаковы были». То есть – родственники, родовая деревня получается.

Я помнила только, что деревня называлась Семь Ключей, потому что там было полно бьющих из-под земли родников. А потом деревню переименовали в какие-то еще Ключи.
И даже не могла представить, что наткнусь в Интернете на довольно подробную справку об этом месте.
Привожу полную цитату с сайта http://www.12rus.ru/List/32/2666/

«Деревня БОЛЬШОЙ КЛЮЧ (ШЫМ ПАМАШ)

Находится в 2, 5 км к северу от центра сельской администрации, деревни Мустаево, на берегу реки Оно.
Название в переводе с марийского языка означает "семь ключей, родников". Овраги рядом с деревней имели следующие названия: Трифона, Манан, Змеиный. Через Манан овраг когда-то был проложен мост с одноименным названием.

По преданию, первым на месте будущей деревни поселился Семен из рода Паймака. Позже здесь обосновались еще 4 семьи из того же рода: Епия, Карпиша, Матвея, Василия. Починок Большой Ключ основан как выселок из починка Шимпомаш. В 1884-1885 годах в 5 дворах проживали 10 мужчин, 14 женщин, мари. Они имели 83, 8 дес. земли. Содержали 12 лошадей, 13 коров, 29 голов мелкого скота. В 1900 году числилось 4 двора. В 1901-1902 годах значилось 12 надельных душ. Жители починка имели 89, 8 дес. земли.

До 1921 года деревня относилась к Сернурской волости Уржумского уезда Вятской губернии. В 1921-1966 годах входила в состав Мустаевского, Дубниковского сельсоветов. С 1975 года вновь в составе Мустаевского сельсовета.

В 1925 году в деревне находилась бездействующая ветряная мельница М.Г. Паймакова. В 1930 году проживали 57 человек, мари.

В 1928-1933 годах был создан колхоз "Йошкар Йуле". В 1940 году в нем числилось 19 дворов, 91 человек, из них 47 трудоспособных, И подростков. За колхозом было закреплено 291, 50 га земли. Среди построек имелись 2 конюшни, свинарник, зернохранилище, крытый ток. Содержали 8 голов крупного рогатого скота, 29 свиней, 18 лошадей. Председателем работала А.К. Макарова.

В годы Великой Отечественной войны призвали на фронт 22 человека, 13 погибли.

К 1975 году население деревни сократилось до 50 человек, дворов числилось 10. В 1996 году в 10 дворах проживали 34 человека.

В 2005 году в деревне проживали 38 человек, из них 18 мужчин, 10 женщин, 10 детей. Насчитывалось 11 дворов. В деревне 1 двусторонняя улица, 6 домов кирпичные, остальные — деревянные. Каждому хозяйству принадлежит по 0, 84 га земли. Услуги учреждений связи, торговли, образования, медицины, культуры население получает в деревне Мустаево.»


Значит, был некий Паймак (Паймака, Баймак, Паим, Паймет или Паймес – все это устаревшие марийские мужские имена), и его потомки расселились по окрестным землям. Интересно, когда это было? Буду искать дальше.

А теперь вернусь к воспоминаниям бабушки.
Родилась бабушка не одна, у нее был брат-близнец. Весил мальчик почти 3 кг, а бабуля – 900 г.
Ее мать – Татьяна Антоновна Паймакова (в девичестве Сафронова) – приняла тяжелое решение: выкармливать она будет мальчика, а девочку оставит. Шансов выжить у девочки не было…
Маленькую Зину Паймакову взялась кормить ее бабушка (моя пра-прабабка), кормила каким-то жмыхом через тряпочку.
По иронии судьбы младенец мужеского пола умер через 3 месяца от дезинтерии, а моя бабушка выжила и прожила долгую бурную жизнь.

Бабушка рассказывала, что ее отец (мой прадед) Степан Иванович Паймаков был портным, и жили они неплохо. Бабушкина тетка (так и не вышедшая замуж и бездетная) тоже портняжничала.
«Она продала корову, чтобы купить швейную машинку» - так говорила мне бабушка.
Не знаю, воспоминания ли это бабушки или она говорила со слов той же тетки или своей матери, потому что в 1920-1922 годах в Поволжье был страшный голод, породивший всем известную присказку «голодающее Поволжье». А родилась бабушка в 1925 – нестыковка выходит.

Похоже все же это было до ее рождения, потому что дом Степана Ивановича Паймакова однажды сожгли - это так его пытались раскулачить. После этого они жили бедно, а за портновские заказы стали платить выпивкой, и он спился.
На Михайлов день Степан Паймаков повез на телеге беременную жену Татьяну в соседнее село в больницу, дождался рождения дочери Анны и поехал домой. Домой лошадь привезла его окоченевшее бездыханное тело…
Бабушка маленькой девочкой запомнила, как его принесли и положили на лавку в избе.

Семья осталась без кормильца, но впоследствии Татьяна Паймакова вышла замуж за вдовца Александра Лазарева. У него остались дети от первого брака, а в совместной жизни с Татьяной родилось еще нсколько. Особенно дружен был с моей бабушкой ее брат (по матери) Анатолий Лазарев. Он уже умер, прожив тяжелую жизнь. Я знаю только, что служил он после войны в Арзамасе.

Александр Лазарев работал лесником. Бабушка рассказывала, что он был очень добрым человеком и не делал различий между своими и приемными детьми.

Мать моей бабушки Татьяна Антоновна Паймакова была знахаркой: лечила травами и заговорами.
Но «сапожник без сапог» как известно - ведь не смогла выходить сына-младенца.
К ней приезжали из других деревень, и она лечила людей заговорами и мазями.

Бабушка говорила, что мать пыталась и ее учить, хотела передать это умение дочери, но Зине Паймаковой было не до этого. Не интересно тогда ей это было. Кое-что она все же запомнила, например от больного горла:
Надо выбрать дерево, смотреть на него и произносить:
«Дерево, Дерево, я тебя съем. Вместе с корнями, ветвями и листьями.» После этого представить, что глотаешь это дерево и сглотнуть. Так продолжать несколько раз.

0_7ef13_9da637ff_XL.jpg
Фото из семейного архива.

На фото 1949 года моя прабабушка Татьяна Антоновна Паймакова (в девичестве Сафронова) с внучкой Люсей Паймаковой (моей мамой). Это первый и последний раз, когда моя мама видела свою бабушку Татьяну: через несколько лет Татьяна Антоновна Паймакова скончалась. Ей было немного за 50.

Мне известно как звали отца Степана Паймакова и его деда - моих прапрадеда и прапрапрадеда: Иван Николаевич Паймаков и соответсвенно Николай Паймаков. Отчество последнего я уже не знаю, как и годов жизни и смерти Степана, его отца и деда.
---
Савиковы, Золотовы, Акимцевы, Скачковы, Тимофеевы, Степановские, Петрухины (Тульская обл.)
Спирины, Миролюбовы (Пензенская обл.)
Арбузовы (Воронежская обл.)
Ма(о)сляковы, Шаро(а)новы (Смоленская обл.)
Паймаковы (Марий Эл, Сернурский район)
Bigger
Модератор раздела

Bigger

Сообщений: 955
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 586
С 9 лет бабушка уже умела прясть. Пряла она ловко и довольно тонко, а шерсть ей постоянно присылали из деревни.
Однажды я попросила ее научить меня прясть. Бабушка привязала пук шерсти к швабре (прялки-то у нас нет), взяла веретено (ее веретена сохранились у меня) и показала принцип прядения. Я пыталась все это повторить, но получалось у меня не очень: нитка выходила неравномерная, кривая, а руку сводило от напряжения. Бабушка только посмеивалась надо мной.

Бабушка вспоминала, что в ее деревне пряли и ткали, а вот красить ткани отдавали татарам: они приезжали на телегах и собирали рулоны самотканки. Наверное краски у татар были лучше, если им отдавали на крашение.

К концу 1940-х годов ситуация в деревне не особо улучшилась. Крестьянам приходилось работать не только на себя, но в большей степени на государство.
Еще в 30-х годах бабушкиному отцу Степану Паймакову выдали мешок гречки за трудодни. Но гречка оказалась напополам с мышиным пометом, есть ее было невозможно.

Моя родственница (двоюродная сестра моей бабушки Зинаиды Степановны) Рычкова Евдокия Михайловна (с. Обдасола) говорит, что хлеба они в деревне не ели до 1960 года.

Люди (особенно молодежь) искали возможность уйти из деревни, но было сложно: это было запрещено. Если ловили, то возвращали обратно.
Больше шансов было у подростков не получивших пока паспорта.

Где-то в 1940-41 гг. моя бабушка с двумя своими подругами ушли из деревни с согласия родных в поисках лучшей доли.

Шли они лесами, не дорогами – чтобы не поймали и не вернули.
Этот период жизни моей бабушки мне не известен, к сожалению. Могу только представить, как страшно было 15-летней девчонке брести по лесам в неизвестность. Ведь отправились они не к родственникам, а просто куда подальше.
Есть только один известный мне эпизод того путешествия, он в духе Хичкока – бабушку с подругами чуть не съели.

В то время, начиная с 20-х годов, случаи людоедства там были не редки.

В какую сторону двигалась бабушка с подругами не ясно. Но однажды они набрели на хутор в лесу, где жила всего одна семья.
Девушек приютили на ночь, накормили и уложили спать. А ночью одна из девушек растолкала своих подруг и рассказала, что хозяин с хозяйкой говорили на мордовском языке о том, что им теперь будет, что есть – мясо само пришло, и хозяин отправился за топором.
Зина Паймакова и ее подружки сумели выбраться из дома и удрать.

Где они плутали, сколько и куда шли - не известно, и теперь никто не узнает уже. Но в 1941 г все трое оказались в поселке Турьинские рудники (ныне город Краснотурьинск Свердловской обл.) на Северном Урале.
Там бабушка работала и училась на рабфаке. Прожила она в Краснотурьинске 10 лет.

0_7ef09_577fe6c7_XL.jpg
Фото из семейного архива.
На этом фото уже 1948 года моя бабушка (сидит) с теми самыми подругами.
---
Савиковы, Золотовы, Акимцевы, Скачковы, Тимофеевы, Степановские, Петрухины (Тульская обл.)
Спирины, Миролюбовы (Пензенская обл.)
Арбузовы (Воронежская обл.)
Ма(о)сляковы, Шаро(а)новы (Смоленская обл.)
Паймаковы (Марий Эл, Сернурский район)
Irane

Irane

СПб
Сообщений: 1291
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 4165
Леша! Здорово, что жена присоединилась, у нее замечательная история, интересная и даже познавательная. А лица на фотографиях просто прекрасны.
---
Соснин, Соколов, Завьялов, Гоглев, Гоголев - Санкт-Петербург, Костромская обл.
Ефимов, Павленков - Псковская обл., Беларусь, Литва.
vnbob

Сообщений: 542
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 116


Bigger написал:
[q]
Сейчас расспрашиваю маму, своих родных теть – ее сестер, звонила своей троюродной бабушке в Марий Эл, и уже картинка обрастает кое-какими подробностями. Интернет тоже играет не последнюю роль, и в планах запрос в архив.
[/q]


Здравствуйте!
В нашем архиве (ГА РМЭ) по селам Сернуррского р-на есть метрики с ~1900 по 1918.
Основная часть документов - в ГАКО.

вот кусочек карты с деревней Шем-Памаш

Прикрепленный файл: 000.gif
Bigger
Модератор раздела

Bigger

Сообщений: 955
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 586
Здравствуйте!


vnbob написал:
[q]
В нашем архиве (ГА РМЭ) по селам Сернуррского р-на есть метрики с ~1900 по 1918.
Основная часть документов - в ГАКО.
[/q]


Спасибо за информацию! Пока пытаюсь определиться с датами рождения-смерти (делали запрос в архив ЗАГСа Сернурского района - там архивы сохранены не полностью, например, за 1924-27 гг).

Просто насколько я успела понять, при поиске и тем более запросе в архивы эта информация необходима.
Пока расспрашиваю родственников (часть еще живут в Шем Памаше, есть в Йошкар-Оле, многих раскидало по свету) - может кто с примерными датами поможет хотя бы..

За карту спасибо. 101.gif

И подскажите - как правильно говорить-то: Шим Памаш или Шем? А то я все Шим пишу.

Анастасия.
---
Савиковы, Золотовы, Акимцевы, Скачковы, Тимофеевы, Степановские, Петрухины (Тульская обл.)
Спирины, Миролюбовы (Пензенская обл.)
Арбузовы (Воронежская обл.)
Ма(о)сляковы, Шаро(а)новы (Смоленская обл.)
Паймаковы (Марий Эл, Сернурский район)
Bigger
Модератор раздела

Bigger

Сообщений: 955
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 586

Irane написал:
[q]
Леша! Здорово, что жена присоединилась, у нее замечательная история, интересная и даже познавательная. А лица на фотографиях просто прекрасны.
[/q]


Спасибо Вам за добрые слова! 101.gif
Историю буду продолжать и дополнять.

Анастасия.
---
Савиковы, Золотовы, Акимцевы, Скачковы, Тимофеевы, Степановские, Петрухины (Тульская обл.)
Спирины, Миролюбовы (Пензенская обл.)
Арбузовы (Воронежская обл.)
Ма(о)сляковы, Шаро(а)новы (Смоленская обл.)
Паймаковы (Марий Эл, Сернурский район)
vnbob

Сообщений: 542
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 116
Здравствуйте!


Bigger написал:
[q]
За карту спасибо.

И подскажите - как правильно говорить-то: Шим Памаш или Шем? А то я все Шим пишу.
[/q]


Пожалуйста.
Есть полная по району, если надо - пишите куда скинуть.
Как говорить - не знаю, на карте написано Шем...

МК по Сернуру из ГАРМЭ, ф.305, оп.4

д. 337 1903-1907 (670 л.)
д. 338 1904-1905 (473 л.)
д. 339 1908-1910 (735 л.)
д. 340 1911-1913 (633 л.)
д. 341 1914-1914 (254 л.)
д. 342 1915-1916 (439 л.)
д. 343 1917-1917 (251 л.)



Анастасия_Ар

Анастасия_Ар

Москва
Сообщений: 131
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 89
vnbob,

Спасибо за информацию!
Карту можно скинуть мне на почту ....
Заранее большое спасибо!
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: Bigger
Вверх ⇈