vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1956 | Наверх ##
11 марта 2017 19:51 11 марта 2017 21:20 Всегда интересовался происхождением собственной фамилии. Однажды нашел:
Так было однажды услышано мной. Победоносный пребывал в Шравасти. В то время у царя Прасенаджита был первый советник, человек могущественный и много знающий. Его жена забеременела и родила ребенка, обладающего знаками благодати и несравненно прекрасной наружностью. Когда пригласили знатока примет и показали ему мальчика, тот обрадованно сказал: – Этот ребенок, отмеченный знаками благих заслуг, обладает выдающимися способностями и проницательным умом. – Какое имя следует дать мальчику? – спросил, услышав такие слова, отец ребенка. – Что удивительного произошло в то время, когда мальчик был в утробе матери? – спросил, в свою очередь, знаток примет. – Мать ребенка и прежде была кроткой и благородной характером, – ответил советник. – Со времени же зачатия ее нрав стал еще более кроток и благороден. Она с удовольствием говорила о достоинствах и хороших сторонах других людей и не любила говорить об их пороках и недостатках, с любовью и милосердием относилась ко всем. – Эти заслуга мальчика, – сказал знаток примет, – да будет он называться Атапа, или «Не знающий горя». Мальчик рос попечениями родителей, а когда вырос, то силой сравнялся с самыми могучими бойцами. Он один мог противостоять тысяче человек, в прыжке хватал птицу, летящую в небе, а скоростью бега спорил с лошадью. В то время в той стране жил один брахман, который славился своей ученостью. И учились у того брахмана постоянно пятьсот учеников. Родители Атапы привели к нему сына и отдали брахману в учение. Юноша Атапа так прилежал в занятиях, что в один день изучал больше, чем другие могли изучить за год. Наставник-брахман возлагал на юношу особые надежды. Он приблизил Атапу к себе и постоянно находился вместе с ним. Жена брахмана, заметив прекрасную наружность юноши и его способности к учению, влюбилась в Атапу и постоянно помышляла о нем. Однако юноша днем и ночью находился вместе с другими учениками, поэтому ей не представлялось случая поговорить с ним. А поскольку ее желания оставались неосуществленными, страсть прочно укоренилась в сердце женщины. Как-то раз один милостынедатель пригласил брахмана с учениками погостить у него три месяца. Тогда у брахмана с женой состоялся такой разговор. – Милостынедатель пригласил меня с учениками погостить три месяца, – сказал брахман, – не оставить ли мне одного из учеников заниматься по хозяйству? – Сам знаешь, что дел по хозяйству много и заниматься ими должен человек способный. Поэтому следует оставить юношу Атапу, – отвечала обрадованная жена. Тогда брахман приказал Атапе: – Ты оставайся и присматривай за хозяйством, а я пойду в гости к милостынедателю. Когда брахман с учениками ушел, то чрезвычайно обрадованная жена, отменно нарядившись, стала всяческими способами обольщать юношу. Но Атапа не поддался на ее ухищрения. Тогда взыграла ее похоть, и она сказала напрямик: – Хотя я давно влюблена в тебя, но раньше не было удобного случая. Сейчас наставник удалился, оставив тебя, поэтому мы одни, и время настало. Удовлетвори мое желание! – Я – брахман, – ответил на это Атапа, – и в силу дхармы брахмана мне не должно спать с женой наставника. Поэтому я уж лучше умру, но не сделаю этого. От несбывшегося желания жену наставника охватил стыд и досада, перешедшие в гнев, и она решила поссорить [наставника] и Атапу. Перед возвращением брахмана его жена порвала на себе одежду, исцарапала ногтями лицо, запачкалась пылью и, как бы обесчещенная, пала на землю, не произнося ни слова. Вернувшись, брахман вошел в дом и увидел свою жену в таком состоянии. – Что с тобой стряслось? – спросил он ее. И жена, рыдая, ответила: – Когда ты ушел, твой хваленый Атапа постоянно вынуждал меня лечь с ним. Так и не вынудив, он порвал мои одежды и изранил лицо. Что за ученики у тебя! Услышав эти слова, брахман очень разгневался и сказал жене: – Атапа так силен, что один справится с тысячью человек, к тому же он сын великого советника и знатного рода. Поэтому надо осторожно сделать так, чтобы он совершил преступление. Он пришел к Атапе, ободрил его подходящими приятными словами и сказал: – Когда я отсутствовал, ты для меня, сколь мог, творил добро. Сейчас я наставлю тебя в одном сокровенном учении, которое я никому еще не открывал. Если ты поступишь в соответствии с моими наставлениями, то возродишься божеством Брахмой. Юноша Атапа, встав на колени, попросил наставить его в сокровенном учении. И брахман дал Атапе такое наставление. – Если ты в течение семи дней, соблюдая пост, отрубишь голову у тысячи человек, возьмешь у каждого по пальцу и из тысячи пальцев сделаешь опояску, то тогда воочию узришь божество Брахму, а после смерти сразу же возродишься божеством Брахмой. Усомнился Атапа, услышав такое поучение наставника, и сказал ему: – Невероятно, чтобы отнятие жизни могло привести к рождению божеством Брахмой. – Если ты мой ученик, – сказал брахман, – то почему не внемлешь моим наставлениям?! Если же ты мне не веришь, то не оставайся здесь, ступай себе куда хочешь. Сказав это, он произнес заклинание и вонзил в землю меч. Произнесенное заклинание вызвало у Атапы приступ гнева. Наставник, видя, что юноша пришел в гнев, дал ему в руку меч, и Атапа, держа меч, выбежал за ворота. Он убивал встретившихся людей, отрезал у них пальцы и прикреплял их к опояске. Поэтому все прозвали его «Опоясанный пальцами». Так, убивая повсюду, он на седьмой день собрал девятьсот девяносто девять пальцев. Однако все люди разбежались и спрятались, и сколько юноша ни искал, никого не мог больше найти. Мать юноши, который семь дней ничего не ел, сжалившись, хотела послать ему еды. Однако все были перепуганы, и ни один не осмелился [отнести ему пищу]. Тогда мать сама взяла еду и пошла к сыну. Тот, издалека увидав идущую мать, бросился к ней, намереваясь ее убить. Мать закричала юноше: – Неужели ты, лишившись чувства сыновнего уважения и помышляя о зле, греховное деяние совершишь и убьешь мать? – Согласно наставлению моего учителя я должен за семь дней набрать тысячу пальцев, – отвечал ей сын. – Если наберу тысячу пальцев, то смогу возродиться божеством Брахмой. Сейчас у меня неполное количество пальцев, и я вынужден убить тебя. – Если так, – сказала мать юноши, – то не можешь ли ты не убивать меня, а лишь отрезать палец? И тут Победоносный издалека посмотрел и, зная, что время обращения [в истинную веру] наступило, обернулся монахом и пошел в ту сторону. «Опоясанный пальцами», увидав монаха, отступился от убийства матери и бросился навстречу монаху, намереваясь его убить. Будда, видя столь стремительное его приближение, стал уходить тихим, спокойным шагом. «Опоясанный пальцами» бросился вдогонку, но, как ни старался, настичь не мог. Издалека он крикнул: – Монах! Отдохни немного. Победоносный же издалека отвечал: – Я постоянно отдыхаю, это ты не отдыхаешь. – Как это так, ты отдыхаешь, а я не отдыхаю? – спросил «Опоясанный пальцами». И Победоносный сказал на это: – Я отдыхаю, потому что чувства мои постоянно в покое и обрел я силу самадхи. Ты же, ложно наставленный учителем, предан греху, и твои мысли, подвергшиеся обольщению, не дают тебе покоя. Поэтому ты день и ночь занимаешься смертоубийством, творя беспредельные греховные деяния. Как только «Опоясанный пальцами» услышал эти слова, он своими мыслями проник в их суть. Бросив меч на землю, Атапа издалека приветствовал Победоносного и крикнул: – К твоей защите прибегаю! Победоносный подошел и явил облик Будды, украшенный тридцатью двумя лучезарными телесными признаками. «Опоясанный пальцами», упал на землю и в раскаянии поведал о своих грехах. Победоносный наставил его в Учении, в результате чего Атапа совершенно чистым дхармическим оком стал взирать на Учение Будды. Исполненный веры, он попросил принять его в монашество, на что Победоносный сказал: – Придя во благе! И тут же волосы на его лице и голове обрились сами собой, и он стал монахом. А когда Победоносный преподал ему должные разделы Учения, полностью очистились его мысли, и он стал архатом. После этого Победоносный увел его в рощу Джетавана.
Длинновато, пожалуй, но уж больно хорошо. Эта джатака создана в Индии примерно в 3-ем веке до нашей эры. Куда там европейским королям. Арийские корни опять же. Примечательно и то, что моя детская дворовая кличка именно - Атапа.
|