Атапины
Предки по отцовской линии.
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
13 декабря 2015 10:56 Нашлось еще о Сокольниках:
Выдержка из Таблицы № 5 из «Очерков по истории колонизации Тамбовского края» П.Н. Черменского. Известия ТУАК, вып. 54, Тамбов, 1911.
Село Сокольники
Дворы Крестьянские 114 Люди 114 В тягло поспело 39 Недоросли 211 Послано на Дон 58 У них недорослей - Увечных - Сбежало - Дворы бобылей 7 Бобыли 7 Недоросли у них 6 Дворы солдат - Поспело - Недорослей - Солдат, живущих с отцами - У них недорослей - Вдовьих дворов - У них недорослей - Итого дворов 121 Людей 121 Всего 435 У сад. под сел. и вып. - Тягло в вытях 6 В десятинах 288 Сена косят в копнах 3000 Пашут сверх в трех полях 585 Примерные земли на оброке в десятинах 654 Оброчная земля в десятинах 3024 К цер. зем. в четверт. в 3 пол. 75 Сена в копнах 100 Под кладбищем -
Примечание № 33: Таблица № 5 составлена по «Писцовой книге старых сел Верхоценской волости Тамбовского уезда». - Пискарева («Изв.» 1888, прилож.) и по «Писцовой книге новых сел Верхоценской волости Тамбовского уезда» - Пискарева («Изв.» 1890, в. 30, с. 90). Обе писцовых книги относятся к 1674-1677 гг. | | |
vam Москва Сообщений: 27987 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 3646 | Наверх ##
13 декабря 2015 13:18 13 декабря 2015 14:03 vikatap написал: [q] А когда поселок становился деревней, если не строили церковь? Чем поселок отличается от деревни? Если слово "поселок" означает только новое поселение, то есть это понятие лишь временное, не связанное с наличием пашни, то с какого времени он становился "деревней"?[/q]
Возможно, здесь связь не с пашней, а с налогообложением. Часто селили на новое место с временным освобождением от налога, в этом случае поселение называлось слободой. Может поселок это временное название. Для примера, из поселка Архангельского Пинеровка тож, образовались и деревня Пинеровка (позднее село Козьмодемьянское, Пинеровка тож) и собственно село Архангельское (позднее город Балашов) | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
13 декабря 2015 13:38 13 декабря 2015 13:41 Владимир Александрович! Но в приведенном Вами примере из поселка образовалась не слобода, а деревня и село. Слободы, на мой взгляд, на Тамбовщине образовывались при городах. | | |
vam Москва Сообщений: 27987 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 3646 | Наверх ##
13 декабря 2015 14:08 13 декабря 2015 14:14 vikatap написал: [q] из поселка образовалась не слобода[/q]
Однозначного определения слободе, как и поселка мне не встречалось. Я предполагаю, что они отличаются заселением с сохранением оброка или временным освобождением. Возможно, это одинаковые понятия, но с разными названиями, слободы заселял слободчик, а поселки - садчик. Возможно, поселок это разовое регламентированное крупное переселение, а не стихийное, которое фиксировалось по факту переписи. | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
13 декабря 2015 14:42 13 декабря 2015 14:47 К сожалению, мне тоже определения не встречались. Но не боги горшки обжигают. Правда, пока для самодельных определений материала не хватает. А поселок точно временное название. Усть-Щербедино по третьей ревизии - поселок, а по четвертой - село. | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
15 декабря 2015 17:20 25 апреля 2016 7:55 Писцовая книга старых сел Верхоценской волости Тамбовского уезда. Извлечена из архивов членом Тамбовской архивной комиссии П. И. Пискаревым. Приложение к «Известиям» Тамбовской архивной комиссии. Тамбов, 1888. С. 39 – 42, гл. 10: Моршенского десятку село Сокольники на реке на Цне да на Попове озере. А в нем церковь святого пророка Илии деревянна, клецки, с трапезою на подклетах. Около церкви и трапезы сделаны паперти, забираны досками, Церковь и трапеза и паперти крыты тесом. На паперти три лестницы, перед лестницами рундуки, на рундуках шатры. На церкви глава обита чешуею, крест и яблоко опаивано белым железом. На трапезе колокольня, крыта шетром же, глава обита чешуею, крест и яблоко опаивано белым железом. А в церкви строения: икон местных – образ Вседержителя Спаса, образ Пресвятой Богородицы Казанские, образ святого пророка Илии, у образа два венца резные белые, в киотах деревянных, писаных красками; перед иконами два подсвечника деревянных, писаных красками жь, с насвечниками белого железа, третий подсвечник восковой, весу в нем полтора пуда. Двери царские с евангелисты, сень и столбцы. На северных дверях писан благоразумный разбойник, на южных дверях писан святой пророк Илья. Да в Дейсусе 13 икон, 12 икон праздников Господних, образ Пресвятые богородицы, 10 икон пророческих, образ Вседержителя Саваофа, 10 икон праотческих; четыре тябла писаны красками; в Дейсусе перед образом Вседержителя Спаса паникадило медное о 12 перах, у паникадила кисть нитная. В церкви ж и в алтаре три окна красные, в них три окончины слюдяны. Да в олтаре престол, поволочен с одну сторону выбойкой цветною, с трех сторон крашениною. За престолом образ Пресвятые Богородицы Одигитрии, на другой стороне образ чудотворца Николая обложены в басму, венцы и гривны басменные золочены, два убруса – один выбойчетый, другой бранной, пелена выбойчетая опушена крашениною. Евангелие в полдесть писменное, поволочено выбойкою, с евангелисты медные. Крест древо буковое, обложено гладким окладом, писан на празелени. На престоле ж пелена выбойчатая, обложена киндяком черевчатым. Сосуды церковные оловянные. Воздух и покровы выбойчатые. Обложены киндяком черевчатым. Кадило, чаша водосвятная медные. Ризы полотняные, оплечье выбойчатое; подризник полотняный, оплечье крашенинное; патрахель выбойчетая опушена крашениною; пояс нитной. Да книг: Апостол старые печати, Евангелие толковое, минея общая с праздники, псалтырь меньшей печати, канунник, служебник новые печати, да писменных книг требник, шестоднев, книга соборник. На колокольне 4 колокола. А церковь и со всяким церковным строением строение священника с приходскими людьми. Около церкви площадь для погребения умерших длиннику 30 сажен, поперечину тож. У церкви поп Тимофей Андреев, у него детей Ивашка 13-ти лет, Семенка году, у него жь во дворе живет поп Родион Андреев, у Родиона сын Аничка году, у попа ж Тимофея во дворе купленные люди литовского полону Мишка Федосеев, Ивашка Авдеев, у Ивашки детей Мишка 8-ми, Якушка 5-ти лет. Двора и огорода длиннику 85 саж., поперечнику 21 саж. Вдовая попадья попа, Герасимовская жена Лавреньева, Авдотьица, Мокеева дочь, у ней детей Евдокимка 15-ти, Матюшка 10-ти лет. К церкви государева жалованья, а попу Тимофею с причетники земли дано по мирскому договору по 25 чети в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов 100 копен. А пашет он поп тое землю и сено косит села Сокольников со крестьяны через межу вопче. В том селе Сокольниках крестьянских дворов: Вытчик Левка Иванов, и т. д. В том же селе бобыльских дворов: Данилка Алексеев, и т. д. А оброку им, бобылям, платить в казну великого государя по 8 алтын по 2 деньги с двора на год, итого с семи дворов 1 руб. 25 алтын. И всего в селе Сокольниках 144 двора крестьянских тяглых, людей в них тож, у них детей и братьи и племянников и зятьев и приемышев в тягло поспело 39 чел., да недорослей 211 человек, да у них же отцов их и братьи и племянников и приемышев послано на службу на Дон во 181 и во 183 годех 58 чел.; 7 дворов бобылских, людей в них тож, у них детей 6 чел. И обоего крестьянских и бобылских 151 двор, людей в них тож, их детей и братьи и племянников и зятьев и приемышев и солдат обеих посылок, которые в тягло поспели и недорослей и увечных 467 человек. А в селе Сокольниках старого тягла было 5 вытей, да вновь на них наложено тягла выть, и обоего старого и нового тягла 6 вытей. А на выть земли пашут они крестьяне по 16 десятин в поле, а во дву по тому жь; итого во всех трех полях 96 десятин; сена косят на выть по 500 копен, итого 3000 копен. Да они ж, сверх своей тяглой земли, пашут на выть по 32 десятины с полудесятиною в поле, а во дву по тому ж. И всего им крестьянам на все их крестьянские выти в три поля пашни паханые земли и сенных покосов и животинных выпусков и что пашут сверх свих тяглых жребьев завытной земли 491 десятина, четвертною пашней 982 четверти, а в остатке, за их дачами, примерные завытной земли 654 десятины с полудесятиною, четвертной пашнею 1309 четвертей. А межа села Сокольников животинным выпускам и тяглой их земле и сенным покосам подле дороги, что ездят из села Сокольников и села Крюково в село Кулики, поконец тяглой земли поставлен столб, на нем две грани, и т. д. А по мере их Сакольничевской оброчной земли 3024 четверти с третником в поле, а в дву по тому ж. | | Лайк (1) |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
20 декабря 2015 12:52 Анализ вышеприведенного отрывка из «Писцовой книги старых сел…» позволяет сделать два вывода.
Во-первых, нет никаких упоминаний о тягле в виде соколов. Что и не удивительно: в 1674-1678 годах, когда писалась книга, масштабы царской соколиной охоты шли на спад.
Во-вторых, не удалось найти на карте Попова озера, на котором расположено согласно указаниям «Книги…» село Сокольники. Скорее всего, озером считалась одна из трех стариц Цны, образованных речными меандрами.
 | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
21 декабря 2015 14:33 На переднем плане село Сокольники. Интересно знать, в каком из этих средневековых замков жили мои предки - удельные крестьяне?
 | | Лайк (1) |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
22 декабря 2015 10:59 22 декабря 2015 15:19 Неблагодарное занятие анализировать текст, опубликованный не полностью. Тем не менее, возвращаясь к «Писцовой книге старых сел…», хочется отметить, во-первых, некоего «вытчика» Левку Иванова. Вытчик – слово многозначное, это может быть и участник в поземельном владении, а иногда, то же что вытный, т.е. раскладчик, сборщик податей. На второе указывает положение в «Писцовой книге…» сразу за попами. Но отсутствие дальнейшего текста не позволяет утверждать что-либо точно.
Во-вторых, интересно наличие у попа Тимофея Андреева «купленных людей литовского полону». Интересен их статус. Крепостные? Но «крепость» это в первую очередь прикрепление к земле, а земля у попа мирская. Да и считались ли они вообще крестьянами? Крепостные крестьяне у дворян - понятно, реже у однодворцев, изредка и у казаков, верстанных поместьями, - все они землевладельцы. У священнослужителя каким образом закрепощались? Как дворовые? Как холопы по «Русской правде»? Да о ней уж никто и не помнил. В «Соборном уложении» не нашел. Когда-то были у меня на памяти еще какие-то слуги, становившиеся свободными после смерти господина. Где бы о них почитать?
В третьих, вот что такое «выть» по Мизису: «В 70-х годах 19 века выть в Верхоценской волости распространялась на 24 крестьянских двора и включала в себя 16 колов, или 16 десятин в одном поле пахотной земли и 800 копен сена. С одной выти крестьяне платили по 10 рублей деньгами, 2 пуда меду, 2 полтя мяса свиного, 0,5 пуда масла коровьего (имелось ввиду топленое масло) и 0,5 пуда хмеля – натурой. Все это отправлялось в Москву на содержание царского двора. Кроме этого крестьяне платили общерусские налоги: по 4 деньги с одной семьи полоняничных денег и по 4 юфти хлеба на содержание стрелецких полков». | | Лайк (1) |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
23 декабря 2015 7:56 Вот уж не соглашусь! Мизис пишет: В число трудных и малопривлекательных занятий местных крестьян входило винокурение. Контроль за приготовлением водки осуществляли специальные головы и целовальники. Например, в 1667 г. винокуренный голова Фома Соловьев докладывал о приготовлении 2203 ведер вина, из которых 1710,5 ведра он выслал в Москву, а остальные хранил в погребах Тамбова для местного потребления.У меня только от прочтения начинает нос чесаться. | | |
|