Атапины
Предки по отцовской линии.
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
3 июля 2015 23:55 4 июля 2015 7:10 Спасибо, Елена! Это взаимно: Ваш дневник у меня в закладках. | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
4 июля 2015 6:54 10 мая 2016 11:20 Как оказалось, совсем неплохо, а точнее сказать очень хорошо, что я долго не мог попасть в РГАДА. Если бы я рванул туда три года назад, сразу по получении копий листов четвертой ревизии, то искал бы своих предков намного дольше. Потому что в таком случае я не прочел бы, например, книги Мизиса о заселении Тамбовского края, которую буквально проштудировал. Сначала я долго не мог найти ее, потом, обнаружив в Москве в "Историчке", поехал, начал читать и заметил, что выписки через какое-то время стали составлять значительный процент основного текста. Тогда я решил набрать ее целиком, и набрал, правда, жена сильно помогла со своим десятипальцевым методом. Не прочел бы я и иной литературы, постов в Тамбовской ветке этого сайта и много другого. А случись это лет сорок назад, когда к врожденному ослиному упрямству еще не добавилась старческая терпеливость, то я после просмотра нескольких полуторатысячестраничных ревизских сказок, написанных скорописью XVIII века, бросил бы это дело и всю жизнь говорил бы, как сказал когда-то мой младший сын, дипломированный историк, что ничего в этих архивах не сохранилось. Ей-ей, и сейчас было желание при безрезультатном просмотре сказок Залесского стана плюнуть и уйти. | | Лайк (2) |
borisovichi Сообщений: 454 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 1156 | Наверх ##
4 июля 2015 12:10 Виктор Борисович! Поздравляю с результатами поисков. Рад за Вас! | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
4 июля 2015 12:22 4 июля 2015 14:43 Спасибо, Александр! А я-то как рад! | | |
vam Москва Сообщений: 27934 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 3640 | Наверх ##
4 июля 2015 12:32 vikatap написал: [q] Это условие начисто опровергает расхожую байку о дымовом «телеграфе», когда якобы сторожа и станичники разводили костры, чтобы предупредить о приближении неприятеля. Неприятель он тоже не дурак, а уничтожить стационарный наблюдательный пункт на кургане не представляет труда.[/q]
Интересная информация о станичной службе. В засечной сторожевой службе дымовой телеграф мог реально применяться, поскольку засека строилась в лесу , а не в не степи. | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
4 июля 2015 15:05 Уважаемый Владимир Александрович! В засечной вполне возможно. Я писал о станичной и сторожевой службах на основании боярского приговора князя Воротынского, который напрочь опровергает возможность существования "дымового телеграфа". С другой стороны, если подумать, то стационарный пост в засеке не менее уязвим. Еще мне кажется, что дым в лесу будет сильно рассеиваться. Во всяком случае, я могу развести в лесу костер, дым от которого не будет видим. Только запах. К слову, мне, кажется, удалось соединить свою первую ревизию с Вашими писцовыми книгами князя Кропоткина. Не все совпадает, но процентов на 90 Ваш Атапов из Сокольников - мой предок. Еще раз большое Вам спасибо. | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
6 июля 2015 9:51 10 мая 2016 11:21 Выше в ответе на пост vam, я уже написал о том, что удалось продвинуться и за первую ревизию. При сопоставлении людей, внесенных в нее, и данных Писцовых книг князя Кропоткина, в селе Сокольниках выявлен сын Григория Ильина Василий, который присутствует в первой ревизии, как Василий Григорьев Атапин. Но есть небольшие несоответствия. Его отец записан как АтапОВ. Это может быть простой опиской, кто читал выше про многочисленные извращения нашей фамилии, не удивится. Во-вторых, во многих документах XVII-XVIII веков окончания фамилий не всегда писались в строку, а часто две последние буквы заменялись изящной надстрочной закорючкой, которую можно прочесть и как ОВ, если специально не присматриваться. Это я к тому, что хорошая мысля приходит опосля. Если бы я сообразил все это находясь в РГАДА, сомнений было бы меньше, так как, заказав дело с писцовыми книгами, я бы сразу все и выяснил. Не совпадает на несколько лет и возраст Василия, записанный в писцовых книгах и первой ревизии. Что тоже объяснимо. Во-первых, такое часто наблюдается и при сравнении возрастов в разных ревизиях. Разночтения невелики: год-два-три, редко более но они присутствуют и довольно часто. Объяснения этому я пока не нашел. Во-вторых, могу быть виноват и я: плохо ориентируюсь в числах, записанных буквами. Например, долго ломал голову над несоответствием в возрасте одного из предков уж не на год-два, а на целых девять лет. После освежения познаний посредством учебника древнерусского языка, вспомнил, что в числах от 11 до 19 на первом месте стоят единицы, а десятки на втором, мы так и говорим один-на-дцать. Так я принял 21-летнего мужика за 12-летнего ребенка и долго удивлялся: как же это он мог в 12 лет двоих детей родить. Главный вывод: можно двигаться и дальше ревизий. Вот только куда? Придется почитать. А может кто и подскажет | | Лайк (2) |
vam Москва Сообщений: 27934 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 3640 | Наверх ##
6 июля 2015 17:09 Военной реконструкцией не увлекаюсь, но лесная местность является неплохой защитой от степной конницы. А по Тамбову 1714 год не смотрели, вроде бы еще есть 1704 год? | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
7 июля 2015 8:37 Уважаемый Владимир Александрович! Я военной реконструкцией тоже не занимаюсь, мои познания о распространении дыма в лесу связаны с самогоноварением. У нас в Белоруссии это популярная народная забава, но с воздуха невозможно обнаружить целые заводы, только прочесыванием. Партизанские традиции. Лесная местность действительно является защитой, и даже непреодолимым препятствием для степной конницы, но татары через лес никогда и не ходили. У них были из года в год используемые сакмы, они же шляхи. А вот для татарской разведки специально предназначенной для устранения сторожей и наблюдателей, думаю, лес не был препятствием. В последней фразе своего предыдущего поста я только предположил о возможной подсказке, а вот она и есть. Большое спасибо. Нет не смотрел, а где есть эти 1704 и 1714 годы? В ГАСО? В РГАДА? Будьте добры, подскажите, пожалуйста. | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1069 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1954 | Наверх ##
8 июля 2015 16:51 9 июля 2015 7:58 Предварительный анализ, частично опубликованной выше ревизской сказки села Усть-Щербедино, позволяет сделать несколько выводов и сформулировать вопросы, требующие ответа.
Вне всякого сомнения, эта третья ревизия 1763 года для села первая. Об этом свидетельствует определение села как новопоселенного и то, что сказку составил не староста с выборными, как обычно, а садчик. Подобный термин мне встретился впервые. Интуитивно понимаю, что это что-то вроде старосты на время переселения, но хотелось бы и подробностей.
Во-вторых, время заселения. Оно не выражается единой датой, скорее периодом, но и его очертить не просто. Документы свидетельствуют, что переселение началось до 1763 года: в ревизской сказке села Сокольники мои родственники, переехавшие в Усть-Щербедино, еще числятся с указанием: «Жительство имеет в новопоселенных мелицких и корайгорских бортных ухожьях. Там в скасках показаны будут». Одновременно они присутствуют и в сказке Усть-Щербедино третьей ревизии. Но мой прямой предок Кондрат Павлович, по четвертой ревизии уже живущий в Усть-Щербедино, в третьей еще показан, постоянно живущим в Сокольниках. Значит, процесс переселения длился не менее двух десятков лет. Здесь я имею в виду только период оседлого проживания в Усть-Щербедино. О времени полуоседлого использования земель вдоль Карая я писал выше, когда говорил об ухожьях. Определить конкретную дату основания села, что называется «для истории», получится тогда, когда удастся найти указ о переселении, присланный из главной дворцовой конторы.
Еще один термин меня интересует. Категория населенного пункта сформулирована как поселок. Чем он отличается от деревни?
И пока последнее. Большинство переселенцев из села Сокольников. По всей видимости, они и есть «колдаи» (о «колдаях см. выше). Значит остальные «шатняки»? Нет, вот тут я в своих предварительных рассуждениях, похоже, ошибся. Скорее всего, самоназвание «шатняки» видовое, а «колдаи» - родовое. То есть шатняки – это те, кто в свое время переселился в «старые» верхоценские села из окрестностей Шацка, а колдаи, тоже шатняки, но пришедшие в Усть-Щербедино конкретно из Сокольников. Пока так думаю. | | Лайк (2) |
|