Атапины
Предки по отцовской линии.
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1068 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1939 | Наверх ##
27 декабря 2013 14:59 15 ноября 2015 21:35 Спасибо, Татьяна! Мне известен этот ресурс и люди, которые там перечислены: с Николаем Федоровичем мы встречались незадолго до его смерти, Лидия Николаевна жива и здорова - перезваниваемся. Остальные пока - однофамильцы.
Лидия Николаевна умерла 21 октября 2015 года. | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1068 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1939 | Наверх ##
9 января 2014 11:49 30 мая 2016 10:27Село Усть-Щербедино Давно появилось у меня желание попасть в Усть-Щербедино, на родину отца, деда, прадеда и еще, как минимум, пяти поколений моих предков. Исполнилось оно в июле 2008 года. Выйдя из машины на окраине, я сразу отправился к кладбищу, в надежде восполнить недостающие звенья в своей родословной. Но кладбище оказалось новым. Старое кладбище, которое находилось возле стен Николаевской церкви, по сведениям «Справочной книги Саратовской епархии» (1912) построенной в 1776 году в центре села, было уничтожено. Сначала разобрали в 1932 году храм, на его месте построили зернохранилище, а чтобы зерно не воровали, вокруг выкопали ров, при рытье которого потревожили и человеческие останки. Второй раз могилы разрыли, когда потребовался грунт для строительства дороги. Ребятишки бегали по селу с черепами на палках. Новое кладбище небольшое и достаточно ухоженное, совсем заросших могил всего несколько. Атапиных много, много и Жарковых (это девичья фамилия бабушки Евдокии Ивановны). В одной одноместной ограде зачастую похоронено по несколько человек. Калитки в оградах распахнуты, но верхняя перекладина ограды сплошная и, чтобы войти, нужно низко наклониться. На новых могилах памятники, однако, в большинстве — металлические православные кресты, на самых старых могилах – дубовые. Я обошел все кладбище, правда, последние могилы впопыхах, так как с запада приближалась грозовая туча. Когда я вошел в Усть-Щербедино, вечерело. Первыми жителями села, которых я встретил, были трое мужчин, возившихся возле трактора. В то время как я направился к ним, старший внимательно всмотрелся в мое лицо и сказал: - Что-то не припомню кто, но знакомый. На что я ответил: - Знать вы меня не можете, я за полторы тысячи километров приехал, но похож должен быть на половину села. Меня зовут Виктор Атапин. - А это не ты в школу письмо писал? Нужно сказать, что письмо в школу я действительно написал в марте, в нем я просил сообщить что-либо об Атапиных, проживающих в селе. Ответа, правда, не получил. Но все оказалось намного интереснее. Директор школы отправилась с моим письмом в сельсовет, там, посовещавшись, решили известить всех Атапиных. Детишки переписали под диктовку мое письмо и разнесли по домам. Впоследствии я встречал его неоднократно. Однажды даже записанным на обложку домовой книги, чтобы не потерялось. Мой новый знакомец Василий Николаевич, правда, не Атапин, а Л...в, принял в моем деле самое живое участие. Обтер руки и немедленно повел к долгожителю, который, к сожалению, ничего о моем прапрадеде не знал. Затем мы сели в машину Василия, село-то преогромное, и с его матерью Марией Ивановной совершили еще несколько безрезультатных визитов. А потом из черной тучи с белой оторочкой, которая наконец-то меня догнала, хлынул ливень необыкновенной силы с градом. Град был такой, что с мазанок счищало не только побелку, но и глину до дранки. Мы укрылись в гараже, а потом поужинали удивительно вкусной яичницей, приготовленной Натальей, женой Василия, и легли спать в гостеприимном доме Л...вых. | | Лайк (1) |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1068 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1939 | Наверх ##
17 января 2014 13:15 10 мая 2016 10:37Село Усть-Щербедино (продолжение) (Продолжение) Наутро Василий отправился на смотр техники, который перед уборочной устроило местным фермерам районное начальство, а мы с Марией Ивановной опять пошли по домам. На этот раз удалось найти некое подтверждение глухой вести о службе моего прапрадеда. Умерший в 2006 году в Санкт-Петербурге Николай Федорович Атапин, отец которого приходился братом поему прадеду, на вопрос о том, кем был мой прапрадед, сказал, что он охранял царя. Документальных подтверждений этому я пока не обнаружил, но, оказалось, что в Шетнёвке Леонтия Атапина помнят. У него был каменный дом и большой сад, а по-местному его называли дед Лёвка Царёв. Это прозвище косвенно может указывать на его принадлежность к царской охране. Вообще без прозвищ в селе, где сплошь однофамильцы, не обойтись. Если спросить, скажем, Николая Атапина, то все разводят руками, а стоит сказать, что нужен дядя Бедят, немедленно подскажут дорогу. Еще одно косвенное подтверждение – профессия самого Николая Федоровича Атапина. Он был шофером, но не просто шофером, а потомственным. Его отец Федор Леонтьевич Атапин возил одного из великих князей. Интересно получается: один царя охранял, другой водителем у великого князя был. Неспроста это. Во времена моего детства происходить от «особ приближенных к императору» было, мягко выражаясь, не модно, поэтому на вопросы, кем был их прадедушка и дедушка, отец и дед неизменно отвечали: солдатом. Без комментариев. Мне, конечно, известно одно из правил генеалогического поиска: не верить некоторым широко распространенным семейным преданиям, в том числе и о службе предков в царской охране. Но три свидетельства… Справедливости ради, должен сказать, что в списках гвардейских полков Атапины есть, но не мои прямые предки. Следующий мой визит был в школу. Нужно сказать, первая земская школа появилась в селе в 1863 года, вторая - в 1880, была и третья – церковно-приходская. Согласно данным, изложенным в статье П. Любомудрова «К истории народного образования в Саратовской губернии до освобождения крестьян» («Труды Нижне-Волжского областного научного общества краеведения», вып. 34, часть 2), школа, созданная «по местной – крестьян или духовенства – инициативе» в селе существовала уже в 1854 году. Возможно, она и была церковно-приходская. Да до 1859 года удельным ведомством была создана еще одна. То есть, до земских школ, появившихся после отмены крепостного права, в селе было уже как минимум две школы. Всего в самом большом по населению Балашовском уезде было к 1854 году 18 школ. А во всей Саратовской губернии 110 школ. Две из них у нас. Недурно. К сожалению, директор нынешней школы, Мария Федоровна И…ова, которую я хотел поблагодарить за действия с моим письмом, была в отпуске, и я направился в администрацию муниципального образования Усть-Щербедино, а проще в сельсовет. Неподалеку от него встретился мне приземистый памятник Никифору Агаповичу Атапину. Он был коммунистом, убитым антоновцами. В связи с этим мне вспомнилась семейная история, которую рассказывала бабушка Евдокия Ивановна: во время Антоновского мятежа налетели на село бандиты и стали грабить дома. Не минули и наш. Одному из антоновцев приглянулась любимая подушка моего отца, который тогда по малости лет бегал еще без штанов. Бандит за подушку, а отец схватил – и не отдает. Антоновец хотел его револьвером ударить, да бабушка успела подхватить малыша. Позже я прочел, что крестьянская армия Антонова, с оружием в руках защищавшаяся от большевистской продразверстки, скакала в веревочных стременах, а вместо седел использовала подушки. Восставших крестьян поголовно уничтожил Тухачевский, даже боевой газ применял, кажется, хлор. Впоследствии и сам был расстрелян товарищами. А Никифор Агапович вполне может быть родственником, в нашем генеалогическом древе есть два Агапа. В селе есть еще два памятника: обелиск борцам революции, погибшим за Советскую власть в 1918-1919, установленный в 1968 году, и памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На них нет имен, но по данным Объединенной базы данных «Мемориал» Министерства обороны в последнюю войну погибло 139 Атапиных. Большинство из них щербединские… Нет только памятника репрессированным Атапиным, а их по материалам Саратовского областного суда реабилитировано 13 человек. Причем, в 1929-1931 годах тройки ОГПУ за антисоветскую агитацию в основном ссылали в Северный край, а уже в 1937 приговаривали к расстрелу. В сельсовете мне дали адрес Раисы Ефимовны А., которая тридцать семь лет отработала секретарем совета и всех Атапиных знала. Кстати, с ее дома тоже вчерашним градом содрало штукатурку. Раиса Ефимовна и направила меня к Николаю Константиновичу Атапину, по прозвищу Бедят, который проживает на Зеленой улице, не имеющей конца и края. Правда, оказалось, что у него есть еще одно прозвище - Даряткин, а первое по жене, так как ее деда, в доме которого они живут, звали по уличному «Беда». Одного взгляда на Николая Константиновича было достаточно – родня! Очень похож на моего дедушку, каким я его запомнил. Познакомились, попили чайку, разобрались со степенями родства. Его деда звали Петр Леонтьевич, у деда был брат Павел Леонтьевич, оба пели в церковном хоре. Потом мы обменялись адресами, и я направился на реку Карай (правильнее Мокрый Карай, так как есть еще Сухой Карай, а там где они сливаются начинается просто Карай). Очень хотелось посмотреть на степную речку, где мальчишками купались мои предки, а время поджимало. Мимо хлебов и тучных стад дошел я вдоль реки до того места, где в Карай впадает Щербедина, в честь чего село и названо, выбрался на шоссе с удивительно разбитым покрытием и был таков. Я спешил, дело в том, что Раиса Ефимовна дала мне адрес еще одного Атапина, проживающего в райцентре Романовка, хотел и с ним встретиться, но адрес оказался неверным, Атапиных в указанном мне доме нет, хотя в Романовке их много. | | Лайк (1) |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1068 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1939 | Наверх ##
3 февраля 2014 12:45 10 мая 2016 10:43 Считается что Усть-Щербедино основано в 1625 году. Эта дата из статьи главы местного муниципального образования, где написано, что определена она «по воспоминанием старожилов». Хотел бы я на тех старожилов посмотреть. Почитав о заселении Поволжья, я склонен отодвинуть дату основания лет на сто позже. Например, в книге «Саратовской губернии черты» (Саратов, 2007) опубликована «Летопись земли саратовской с датами основания сёл, церквей, учреждений, и упоминаниями людей с этими событиями связанных», составленная В. Х. Валеевым. В ней основание села относится к 1694 году, что значительно ближе к истине. К сожалению, В.Х. Валеев умер, и спросить у него, откуда он почерпнул эту информацию не возможно. А сомнения есть, так как в этой «Летописи» сообщается, что село основали удельные крестьяне. Это явный анахронизм: удельных крестьян тогда еще не существовало, появились они лишь в 1797 году. Во-вторых, удельные крестьяне, а вернее сказать дворцовые – люди не свободные, и сами что-либо основать не могли. В-третьих, селом Усть-Щербедино стало лишь после строительства церкви, которая, как сказано выше, построена в 1776 году. Я уже писал здесь о «Шатской писцовой книге Федора Чеботова 131 года», где на стр. 94 говорится, что крестьяне деревень, расположенных возле нынешнего Моршанска, платят великой старице Марфе Ивановне оброк за водные, бортные и прочие ухожаи «с хоперского з дикого поля … по руской стороне речки Карагору по сухому карадгору вверх и по сырому до верхов, да с речки Щербедина да верхов да с речки Стумамы с верхов и до липяшков». Карагор и карадгор – это нынешние Сухой и Мокрый Карай, Стумама – Студенка. Получается четко очерченный земельный участок, на котором находится нынешнее село. Ухожаи – это угодья, на которых не жили оседло, а посещали для охоты, рыболовства и главное - бортничества. Чтобы собирать мед диких пчел, рыбачить и охотиться, нужно было где-то обретаться, поэтому в ухожаях строили зимницы – временные сооружения, в которых можно было ночевать и укрываться от непогоды. Но до конца XVII века жить там постоянно, с домами, семьями, пашнями и прочим было невозможно из-за постоянных нападений татар, которые ежегодно грабили эти земли, а людей угоняли в рабство. В один из самых кровавых наездов кубанцев и крымчаков в 1717 году их ставка находилась прямо под Караем. Так что с датой основания села большие проблемы. Если считать от начала хозяйственного освоения этих земель в послеордынское время, то есть от появления ухожаев, то придется признать, что мои предки вели кочевой или, на худой конец, полукочевой образ жизни. А это с точки зрения европейской исторической науки – дикость. Цивилизованными народами принято считать только оседлые. Поэтому и российская история всегда пыталась замалчивать наличие русских-кочевников, например, бродников. Даже пытались их название объяснить тем, что те селились якобы у бродов. Это вместо того, чтобы признать вполне ясное происхождение названия от слова «бродить». Любопытно в этом смысле одно из самоназваний жителей Усть-Щербедино – «шатняки». | | Лайк (2) |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1068 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1939 | Наверх ##
4 февраля 2014 16:33 5 февраля 2014 10:25 С датой основания "оседлого" села, думаю, проблем не будет. Почти уверен, что в сказках третьей ревизии, в крайнем случае второй, будет указано, что деревня новопоселённая. Надеюсь, что будет указано откуда и в каком году переселены. Главный вопрос: когда станет доступен фонд 350 в РГАДА? | | Лайк (1) |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1068 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1939 | Наверх ##
12 февраля 2014 10:33 23 апреля 2014 11:00 У жителей Усть-Щербедино есть еще одно самоназвание, не менее интересное. Вот цитата из статьи Эдуарда Абросимова в газете «Политдозор», № 5 (54), 21 марта 2008 года: "Сёла Усть-Щербедино и М. Щербедино – очень необычные. Люди, которые в них живут, называют себя «колдаями», а ещё шатняками. Это от древнего названия их сёл – Большая и Малая Шатнёвки. Прозвищем «колдай» себя может назвать только потомок основателей села из нескольких фамилий, среди которых Кабановы, Шамины, Дружины, Илясовы, Щербаковы и Жарковы. Остальные – приезжие, даже если «приехали» их предки в позапрошлом столетии. На самом деле, все колдаи носят родовые имена, всем в селе известные, но нигде не прописанные. Вот мой отец, оказывается, из рода «Шарят», а есть ещё «Аравчат», «Тумай», «Ротамох» — кто на самом деле были предками сельчан, называющих себя «колдай»? Может, мордва, а может, таинственный прихопёрский малый народ «чики», которого поголовно при царе записали в хопёрские казаки?" Прочитав эту статью, я решил проверить предположение автора о мордовском происхождении жителей села и скачал эрзя-русский и мокша-русский словари. Но ни колдаев ни других родовых имен в нем не обнаружил. Потом я обратился к словарю Даля, с которого и нужно было начинать, где сразу же нашел объяснение слову «Ка(о)лда'й» - м. тмб. родъ кистеня, на'вязень; палка с корневищемъ, коковка. Коли безмен есть под рукою, так и колда'я не надо".То есть, колдай - это дубина с утолщением на конце, выражение местное тамбовское, а Тамбовщина от Усть-Щербедино рядом. Такие дубины применялись для того, чтобы разбивать большие комья земли, образовавшиеся при вспашке чернозема плугом. В экстренных случаях колдай мог послужить и неплохим оружием. Уж не знаю, правильно ли записал автор статьи родовые клички, но наша - «Даряткины» - очень похожа на его «Шарят». А те, кого он назвал «Аравчат», зовут себя «рвачатами». Но это еще не все о «колдаях». Казахский просветитель, первый художник, историк, этнограф, фольклорист, землепроходец, друг Ф.М.Достоевского Чокан Чингисович Валиханов в своей книге о посещении западного Китая «Дневник поездки в Кульджу в 1856 году» пишет следующее: «Сегодня на лугу китайцы производят военную экзертицию. В палатке сидят колдаи и курят свои джен-даи, между тем как оборванные маньчжуры с луками и одним выпуском стрел в колчане немилосердно вонзают [их] в циклопическую мишень. Впрочем, надо признаться, из лука китайцы стреляют хорошо и редко дают промах, зато пушки им не даются. Кстати, о колдаях. Колдаями здесь называют штаб-офицеров. В Китае же, как говорил наш консул, о колдаях знают только ученые. Колдай - монгольское слово, при династии Юань оно употреблялось в Китае. В русских летописях упоминается колдай». Вот как интересно. Русские летописи нужно читать. Только какие? | | Лайк (1) |
elena_krd Сообщений: 6601 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11353 | Наверх ##
12 февраля 2014 10:50 Добрый день, Виктор! А как это слово трактует Старчевский в "Сибирском переводчике"? http://www.knigafund.ru/books/27436Мне сейчас на работе не глянуть. Но Гугл к этой книге тоже отослал... --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1068 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1939 | Наверх ##
12 февраля 2014 16:33 Спасибо, Елена! Но как воспользоваться этим разговорником для обратного перевода? Или Вы предлагаете мне прочесть все 400 страниц сплошным порядком? | | |
elena_krd Сообщений: 6601 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11353 | Наверх ##
12 февраля 2014 16:44 12 февраля 2014 16:57 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | Лайк (1) |
vikatapМодератор раздела  Белоруссия, г. Витебск Сообщений: 1068 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1939 | Наверх ##
12 февраля 2014 17:24 10 мая 2016 10:45 Спасибо, Елена! С Михаилом Сергеевичем Полубояровым, я состоял в переписке, о чем сказано выше. Google, кстати сказать, врет: его книга есть в электронной версии. В "Актуальных проблемах советского уйгуроведения" написно собственно то же, что и у Валиханова. А "Вопросы финно-угорской ономастики", приведенные Вами, это ономастические перепевы нашей с Полубояровым топонимической переписки. Мой же вопрос касается только летописей. В каких конкретно летописях Чокану Валиханову встречалось это слово? А остальное более или менее выяснено. Я даже как-то раз генетический анализ сдал: все думал не татарин ли я, а может мордвин... Ан, нет: R1a1. | | Лайк (1) |
|