Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ван(ь)чевы

до начала XX в. Трушкины, крестьяне села Канаевка Городищенского уезда Пензенской губернии

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модератор: bolero
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1660
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 955
[q]
9-я ревизская сказка от 27 сентября 1850 г. с. Канаевки государственных крестьян (ф.60, оп.4, д.315):
л.347об. №229 Трафим Леонтьев - 75 л.
В первом столбце запись: «причислен по указу казенной палаты из Саратовской губернии в 1835 году»
[/q]
Данные 9-й ревизии, а именно приписка о том, что семья Трушкиных была причислена к канаевским крестьянам в 1835 году, поначалу смутили, и стало казаться, что дальнейшее исследование по этой линии не представляется возможным, поскольку в Канаевке они появились уже после проведения 8-й ревизии 1834 г., и к старожилам не относятся. Так как не было указано в точности, откуда прибыла эта семья в числе прочих переселенцев (около 20 семей), то перспективы были явно не радужные. Однако благодаря форумчанину Александру, который проводил для меня предметный поиск в ГАПО, оказалось, что Трушкины все-таки проживали в Канаевке и ранее, но самым интересным оказался тот факт, что они были прямыми потомками моего предка по другой фамильной линии - Козмы Никифорова, который стал "родоначальником" канаевского рода Кус(ь)киных (Кузькиных)!!! (подробнее о них в соответствующей теме: https://forum.vgd.ru/988/60841/0.htm).
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1660
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 955
Ни в 8-й, ни в 7-й ревизиях упоминаний о Трушкиных не имеется; 6-я РС малоинформативна вследствие почти полного отсутствия данных по селу. Однако в 5-й РС за август 1795 г. (Ф.60, оп.4, д.109) были-таки найдены подходящие по всем параметрам (имя, возраст) Трушкины, а точнее «родоначальники» Трушкиных - Трофим Леонтьев и жена его Аграфена Максимова!!! А нашлись они, как я уже сказала, в семье «Кус(ь)киных» (Разливановых), ранее уже отнесенной к числу «предковых». Приведу подтверждающий фрагмент ревизии:
(л.610):
[q]
Кузма Никифоров 56 - 69
у него жена Степанида Архипова старинная того же села 56 - 69
у них дети написанные в бывшею пред сим ревизию
Алексей 40 - 53
Левонтей 35 - 48
Илья 31 - 44
Иван 25 - 38
Семен 17 - 30
Матвей 15 - 28
Дорофей 13 - 26
Логин 10 - 23
Прокофей 4 - 17

У Левонтия жена Аксинья Тихонова 34 - 47
У них дети написанные в бывшею пред сим ревизию
Петр 9 - 22
Трофим 5 – 18

У Трофима жена Аграфена Максимова взята того села – 18
[/q]
Складывается следующая картина: многочисленные Трушкины – "выходцы" из не менее многочисленных "Ку(ь)киных" (Разливановых); у Козмы Никифорова было не менее 10 сыновей, которые имели потомство. По данным 5-й РС все они проживали в Канаевке, за исключением одной ветви, которая «по указу пензенской казенной палаты вышла своим семейством в 795 году в саратовское наместничество волскою округу на чегру реку». По всей вероятности уже после ревизии за этой ветвью последовали и некоторые другие члены семьи, в т.ч. Трофим с Аграфеной. Однако по каким-то причинам на новом месте они не прижились и в 1835 г. вернулись на родину уже собственным большим семейством – сыновья, невестки, внуки… Местные же родственники – Кус(ь)кины – тоже разрослись, разница в возрасте у представителей этих ветвей из одного поколения достигала порой 25 лет, и со временем случилось то, что наглядно демонстрирует генеалогический закон «убывания предков», особенно в сельских населенных пунктах, где на протяжении многих лет создавали семьи преимущественно из односельчан. После революции 1917 г. моя прабабушка Елена Ильинична Чикмарева (потомок в шестом колене Козмы Никифорова, «родоначальника» всех Куськиных) сочеталась вторым браком с Михаилом Васильевичем Ванчевым (при рождении Трушкин, потомок все того же Козмы, но уже в седьмом колене). Иными словами, прабабушка вышла замуж за своего пятиюродного племянника, который был моложе на 8 с половиной лет. Таким образом, Козма Никифоров (ок.1725 – 1810) оказался для моей бабушки, рожденной в 1925 г., предком как по отцовской, так и по материнской линии, в восьмом и седьмом коленах, соответственно. Вот такие интересности выявились в ходе исследования. Полагаю, что подобные факты (браки между дальними родственниками, у которых на протяжении истории менялись фамилии) имели место быть у большинства канаевских семей.
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1660
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 955
Ну, и далее приведу данные, общие для Кус(ь)киных и Трушкиных:
1782 года июня дня Пензенского наместничества Городищенской округи села Рождественского Канаевка тож государственные крестьяне (ф.60, оп.4, д.73):

Козма Никифоров 37 - 56
У него жена Степанида Архипова старинная того села 37 - 56
у них дети написанные в бывшею пред сим ревизию
Алексей 21- 40
Андрей 18 умре в 1771 году
Леонтей 16 - 35
Илья 12 - 31
Иван 6 - 25
Рожденные после ревизии
Семен 17
Матвей 15
Дорофей 13
Логин 10
Прохор 4 (в 5-й ревизии 1795 г. был записан Прокофеем)
Дочь девка Катерина 18
У Алексея жена Марья Иванова старинная того села 20 - 39
У них дети рожденные после ревизии
Козма 15
Федот 13
Алексей 10
Семен 3
Дочери девки Марфа 19, Анна 5
У Андрея жена Матрена Егорова старинная того села 20 - 39
у них дети написанные в бывшею пред сим ревизию
Александр полугоду - 20
Рожденные после ревизии Степан 15
У Александра жена Авдотья (в 5-й РС Федосья) Афанасьева старинная того села полугоду - 19
У них дети рожденные после ревизии Иван полугоду
***(семья этого Андрея (уже после его смерти) в 1795 г. по указу Пензенской казенной палаты уедет в Саратовское наместничество - см. 5-ю РС)
У Леонтья жена Аксиния Тихонова старинная того села 15 - 34
У них дети рожденные после ревизии
Петр 9
Трофим 5
Дочь Марья 10
У Ильи жена Марья Семенова старинная того села 15 - 34
У них дочери Аксинья 12, Варвара 10
У Ивана жена Акулина Степанова старинная того села 10 - 29
У них дети рожденные после ревизии Григорий 3
(лл.525об.-526)


Комментарий модератора:
От Логина пошла другая ветвь моих прямых предков...

---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1660
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 955
3-я ревизская сказка от 1762 г. (ф.60, оп.4, д.49) ничего существенно нового не добавила. Тем не менее, на сегодня это почти самый ранний год, в котором документально упоминаются прямые предки. И получается, что предки жили в этом селе около двухсот лет. Вероятно, до 1762 г. они жили здесь же, но данные 2-й ревизии находятся в РГАДА и пока недоступны (ф.350, оп.2, е.хр.2546 (Книга переписная государственных (русские, мордва), монастырских, помещичьих крестьян Засурского стана Пензенского уезда), лл.514-529об.).

Козма Никифоров 20 - 37
У него жена Степанида Архипова 35 лет старинная того села
У них дети написанные в последнюю ревизию
Андрей 4 - 21
Алексей 1- 18
Рожденные после ревизии
Леонтей 16
Илья 12
Иван 6
Дочь Фекла 5 лет
У Андрея жена Матрена Егорова 20 лет старинная того села
У них сын рожденный после ревизии Александр полугода
У Алексея Козмина жена Марья Иванова 20 лет старинная того села
У Леонтья Козмина жена Аксинья Тихонова 17 лет старинная того села
(лл.996об.-997)

1760 г. (Ф.182, оп.6, д.3)
- 8 ноября отрок Леонтей Козмин на девке Аксинье Тихоновой венчен.
Интересно, что восприемников и поручителей стали указывать в записях только с 1766 г., а матерей уже в 19 веке, до этого момента метрики малоинформативны.
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1660
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 955
Ниже приведены данные 2-й ревизии, проводившейся в Канаевке в 1745 (или 1748?) году. Женщин в этой ревизии не учитывали, как и в первой. Возраст учтенных указан на момент проведения переписи. Теперь известно не только имя, но и отчество самого раннего на сегодняшний день, документально подтвержденного, прародителя канаевских Кус(ь)киных и Трушкиных-Ваньчевых, скончавшегося до 1745 г.

РГАДА, ф. 350, оп. 2, е. хр. 2546 (Книга переписная государственных (русские, мордва), монастырских, помещичьих крестьян Засурского стана Пензенского уезда)
Села Рожественского Конаевка тожъ Савы сторожевского Монастыря
Крестьяне

л. 529 Умершего написанного в прежней
переписи Никифора Евдокимова сын
132946 рожденной после переписи Косма 20
132947 У Космы дети Андрей 4
132948 Алексей 1

РГАДА, ф. 350, оп. 2, е. хр. 2530
«Сказки, доношения о помещичьих, монастырских и государственных (отписных) крестьянах и однодворцах Засурского стана Пензенского уезда» 1723 г.

л.89об. ... Микифоръ Евдокимовъ штидесят лет...
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1660
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 955
В алфавитных списках потерь нижних чинов (Первая Мировая война) был найден Трушкин Гаврил Никифорович, точное место его рождения не указано, но есть основания полагать, что он тоже из Канаевки и являлся четвероюродным братом моего прадеда Михаила Васильевича Ванчева (Трушкина).

Трушкин Гавр. Никиф. Пензенская губ., Городищенский у. Шнаевск., д…. .
Воинское звание: Рядов.
Вероисповедание: Православное
Семейное положение: Женат
Причина выбытия: Ранен
Дата выбытия: 14 авг.1914
Источник: «Именной список №14 убитым, раненым и без вести пропавшим нижним чинам.», стр.220
1914.svrt.ru/extsearch.php?surname=%D1%82%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD&name=®ion=%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&place=&date_from=&date_to=&list_nr=&list_pg=#report
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
a-KaDeMi-k

a-KaDeMi-k

Сообщений: 1569
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2291
Уважаемая bolero!

Точное место не указано, к сожалению, в самой базе - это недочёты с нашей стороны (не каждому волонтёру удавалось прочитать текст скана; не все делали это достаточно добросовестно и т.п.). Но если Вы перейдёте по ссылке на сам первоисточник, то сможете подтвердить свои предположения - на скане указано "Городищенск. Шпаевск. с. Канаевка."

Наш коллектив будет благодарен Вам (и, конечно, другим пользователям), если при обнаружении ошибок Вы найдёте возможность написать об этом в forum.svrt.ru/index.php?showtopic=7145&pid=132979&st=60&#entry132979 a_003.gif


Комментарий модератора:
Благодарю за уточнение! Впредь буду более внимательной при работе с этой базой данных, сверяя с первоисточником! Радостно, что я не ошиблась относительно Гаврила Никифоровича. Последнее упоминание о нем - карточка сельхозпереписи 1917 г. (№740), где есть пометка "сведений не получено"...

---
*** Проект открытой публикации ревизских сказок Орловщины ***

Бырылов Веселов Геронтьев Губин Еремиев Зорин Зубович Калёнов Кравцов Куцев Лазебник Неженцев Ноздрин Ретинский Семёнов Сорокин Сочков Сычкин Филатов Цветков
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1660
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 955
Предварительное обобщение имеющейся на сегодняшний день информации по брачным союзам представителей семейства:

Ваньчевы (ранее Трушкины):
+ Емелины (Кузьма Иванов Ваньчев (Трушкин) + Марина Авдеева Емелина из Можаровки)
+ Максаевы (08.10.1884: Василий Иванов Ваньчев (Трушкин) + Матрена Павлова Максаева)

+ Петрунины (24.10.1905: Никита Васильев Ваньчев (Трушкин) + Татьяна Дмитриева Петрунина)
+ Ганечкины (20.01.1914: Дмитрий Васильев Ваньчев (Трушкин) + Пелагея Евдокимова Ганечкина)
+ Чикмаревы (после 1917: Михаил Васильев Ваньчев (Трушкин) + Елена Ильина Баланова (Чикмарева))

+ Андрюшовы (Мария Никитична Ваньчева + Ефим Игнатьевич Андрюшов)

Трушкины
+ Микишевы? (не позднее 1857: Иван Егоров Трушкин + Степанида Егорова Микишева???)

+ Петрунины (27.10.1880: Василий Иванов Трушкин + Пелагея Гаврилова Петрунина)
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1660
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 955
Старцы и подвижники XX-XXI столетий. Жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы. Составитель С. Девятова. Артос-Медиа, 2011 г.

стр. 280-284: Раба Божия Анна Трушкина (Блаженная Нюра)
О блаженной Нюре нам рассказала в письме Нина Ильинична Крылова, по её просьбе свои воспоминания о подвижнице прислала и её соседка Валентина Кузьминична Порунова.
Рассказывает Нина Ильинична Крылова (урожденная Трушкина) (г. Саранск): «Хочу рассказать о своей крестной матери, родной сестре моего отца – Трушкиной Анне Степановне. Она родилась в деревне Канаевка, Шнаевского района Пензенской области (тогда – губернии) в крестьянской семье. (В деревне Канаевке ее могли знать под другой фамилией - Кулепова, т.к. дом, где они жили, принадлежал жене прадеда, в девичестве Кулеповой.)
Она родилась в 1862 году (со слов моего отца, в год отмены крепостного права в России), прожила более 100 лет. Она была очень маленького роста 148-150 см. С детских лет она занималась тем, что посещала различные Святые места. Мне лично она рассказывала, что трижды посетила Палестину, ходила в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, Соловецкий монастырь. В Саровский монастырь она ходила пешком из Пензенской области (где проживала постоянно) ежегодно. Она была глубоко верующим человеком. Наизусть знала множество молитв, содержание Библии. Она обладала необыкновенным даром: при ее появлении умолкали психопаты. Односельчанки приглашали ее в дом, когда хотели утихомирить разбушевавшихся мужей. При ее появлении буянивший человек обычно затихал и начинал со слезами рассказывать о своих бедах. Я хорошо помню ее по 1930-1945 годам. Мы с родителями жили тогда в Пензе. Она часто приходила к нам. Она окрестила всех своих племянников, и мы звали ее Крестнушка (уменьшительно-ласкательное от «Крестная мама»). Она приходила к нам довольно часто, рассказывала о своих путешествиях. Она пыталась привить в нас тягу к духовной жизни. Так меня она водила в Митрофаниевскую (кладбищенскую) церковь в Пензе. Эта церковь в то время была единственной работающей церковью (56 других церквей в Пензе были закрыты). Последний раз она сводила меня к причастию, кода мне было 8 лет.
Она выглядела очень моложаво. Никто не мог внешне определить ее возраст. Замужем она никогда не была. У нее не было паспорта, т.к. она считала фотографирование грехом. Но у нее почему-то никто никогда паспорта и не спрашивал. Лично мне она рассказывала следующее. Когда паломники (то ли односельчане? то ли проходившие мимо села? – не помню) собирались идти в Палестину, Крестнушка слезно просила взять ее с собой. Однако ее не брали из-за маленького роста. Она сама отправилась за паломниками на расстоянии видимости и лишь через три дня подошла к ним. Возможности отправить маленькую девочку назад уже не было, и ее вынуждены были взять с собой. Так она посетила гору Голгофу. При целовании Креста, на котором был распят Спаситель, она отщипнула от него крохотную частичку, которую потом всю жизнь носила с собой.
Во время второго паломничества Анна посетила Вифлеем. Мне она рассказывала, что видела там икону Богородицы, из глаз которой постоянно текли слезы. Крестнушка показывала мне пузырек, в который она сподобилась набрать этих слез. Году в 1938-1939 она приходила к нам, сообщила, что скоро начнется война. С ее слов, Слезы Богородицы должны были защитить нашу семью от бед этой войны. Пузырек Крестнушка поставила за иконами, не разрешив никому притрагиваться ни к иконам, ни к пузырьку. Забежав вперед, скажу, что два мои старших брата и старшая сестра ушли на фронт в годы Великой Отечественной Войны. Один (Александр Ильич) был летчиком, летал на бомбардировщике, был сбит, в коме лежал в подвале весьма недружественных венгров, но выжил. Второй брат (Михаил Ильич) сначала попал в немецкий, а позднее – в советский концлагерь, но выжил и там, и тут. Сестра (Мария Ильинична) всю войну проездила на поезде «милосердия», вывозя раненых в тыл. Она тоже вернулась живой и невредимой. Крестнушка не обманула!
О третьем походе в Палестину Крестнушка рассказывала следующее. На обратном пути к месту ночлега паломников прибежала девушка, украденная ранее арабами. Паломники боялись арабов и не хотели ее прятать. Тогда Крестнушка спрятала девушку в мешок, на который села. Арабы искали сбежавшую от них девушку, но к Крестнушке почему-то не подошли.
Лично мне крестная спасла жизнь при таких обстоятельствах. Со слов моей мамы (сама я не помню), мне было лет 6, когда я заболела дифтерией. Нас со старшей сестрой поместили в инфекционный барак, расположенный за городом, в 6-7 км от места, где мы жили. Когда мама пришла нас навестить, врач сказал ей, что я должна умереть и посоветовал заказать ритуальные принадлежности. Гроб мама должна была принести на следующее утро. Крестнушка запретила заказывать гроб категорически, пообещав отмолить меня. Однако мама все-таки пошла в контору, торгующую гробами, но войти в нее не смогла. Ей казалось, что невидимая стена не пустила ее. На утро мне стало легче.
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1660
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 955
Вот еще один эпизод из детства. Меня почему-то записали в национальную татарскую школу. Крестнушка сказала, что это – великий грех – учиться с иноверцами, де еще в их бывшей мечети (татарская школа действительно располагалась в бывшей мечети). Вскоре я заболела коклюшем. Довольно странно, но в многодетной семье коклюшем заболела лишь я. Проболев несколько месяцев, я была вынуждена прекратить обучение в этой школе (через год меня записали в школу для детей железнодорожников).
Крестнушка всегда была против того, чтобы мы вступали в октябрята и пионеры. Она советовала не поднимать руку, когда попросят голосовать тех, кто хочет вступить в октябрята. Хорошо помню, как я спряталась под партой, чтобы не участвовать в этом голосовании. Позднее я так и не вступили в пионеры, не писала заявления о приеме в комсомол. Много позднее из карьерных соображений я все-таки вступила в КПСС.
Самыми интересными мне кажутся предсказания Крестнушки об исходе Великой Отечественной Войны. В 1942 году Пенза оказалась почти прифронтовым городом. Мне было уже 17 лет. На фронт в этом возрасте в Пензе уже брали. К этому времени уже воевали два моих старших брата и сестра. Я была уверена, что должна им помочь воевать, и решила записаться на краткосрочные двухмесячные курсы санитаров с последующей отправкой на фронт. Мне почему-то отказали, посоветовав поступать учиться в Фельдшерскую школу. Крестнушка прокомментировала это так: «Тебе, Нина, на фронте сейчас находить нельзя. Троих, которые уже воюют, я отмолю, и они вернуться домой целыми. Но если вас будет четверо, то четверых отмолить, мне не дано. Кто-то погибнет. Кем ты жертвуешь?» Как странно это звучало в тот момент… Но все мои родные вернулись с войны живыми! Мы были единственной семьей на Шуисте (район Пензы), куда не пришла ни одна похоронка. Именно она посоветовала маме читать еженощно Псалом 90 по 40 раз. Мама читала. Тогда-то я и запомнила наизусть этот Псалом. Тогда же Крестнушка говорила, что в этой войне «красные» победят. Когда мы рыли противотанковые рвы под Пензой (1942-1943?? – не помню точно), Крестнушка говорила, что немцы в наш город не войдут. Не вошли же! Еще она предупреждала, что должен позднее прийти Михаил «меченный», который и разрушит страну. Это был 1942 год ... ... Воспоминания детства о Крестнушке я всегда носила в себе, старясь никому не рассказывать о моей чудесной тете Анне. Лишнее говорить, что в атеистической стране мои рассказы о Крестнушке были бы встречены уж если не смехом, то большим недоумением. Мои братья и сестра уже умерли. Я думала, что сейчас осталась единственным человеком, кто о ней помнит. Недавно, уже в 80-летнем возрасте, причастившись Христовых тайн (спустя 72 года после последнего моего причастия), я разговорилась с одной из соседок (в городе Саранске) – Валентиной Поруновой. Оказалось, что Валентина очень хорошо помнит мою Крестнушку. В детстве Валя жила в мордовской деревне. Ее мама была верующим человеком. А Крестнушка приходила к ним ежегодно во время своих бесконечных походов по Святым местам. Валина мама называла ее Блаженной Нюрой. Валентина проживает в нашем доме...»
Из письма Валентины Кузьминичны Поруновой (2008 г.): «Я родилась в селе Сивинь, Краснослободского района. Моя мама, Курбатова Екатерина Захаровна (1922 г. р.) была верующим человеком. В деревне не было церкви, но был молитвенный дом... Видимо по пути в этот дом к нам и заходила Нюра «блаженная».
Она рассказывала мне, что была там, где родился Иисус Христос. При этом она показывала камушки с этого места и маме давала ладан и маслице, которым мама меня смазывала во время болезни. Когда у меня была температура сорок градусов, у меня упало зрение, а помазывание этим маслицем помогло.
Выглядела она так: маленького роста, правильного телосложения. Её тело напоминало тело ребенка, необыкновенно белого цвета, без родинок и морщин. Детское её лицо буквально излучало улыбку. Нос курносенький, глаза сероголубые, маленькие с прищюром. Блаженная Нюра заходила к нам по пути в Саров. При этом она делала крюк (село Сивинь не лежит по пути в Саров), видимо за тем, чтобы зайти к моей маме.
Мне было тогда 7-14 лет. (Я родилась в 1950 году.)
О своих путешествиях она рассказывала мало... При посторонних (заходили мамины подруги) она молчала.
Атеистически воспитанная в школе, я стеснялась приходов Нюры. Мама убеждала меня так: «Доченька, ну кто же её пригреет... Посмотри, какое у неё тело, она такая чистенькая!»
Ещё помню, она иногда угощала меня пряником, который я охотно съедала».

Следует отметить, что во многих воспоминания о подвижниках встречаются свидетельства о том, что блаженные позволяли себя обтирать или мыть крайне редко, но при этом оставались чистым. В книге «Православные подвижницы 20 столетия» мы упомянули об этом в нескольких очерках.
Мы пытались найти ещё дополнительный материал о блаженной Нюре, но кроме адреса православной общины в деревне ничего не нашли. Родные блаженной Нюры послали письмо по этому адресу, и сразу после Пасхи получили долгожданный ответ - письмо от старосты сельской церкви. Рассказывает Наталья, дочь Нины Ильиничны: «Староста сельской церкви считает, что все, кто знал Крестнушку, уже умерли. Сообщила только, что Анна жила в Трушкином переулке. Фамилия Крестнушки - Трушкина. Ни о каких Трушкиных улицах или переулках ни бабушка, ни дедушка никогда не говорили. Такая память в селе осталась, вероятно, о нашей Крестнушке. Слава Богу, за всё!»
http://ausvoi.ru/Uploads/nika/FIL13582109530N854413001/.pdf


Комментарий модератора:
В моей схеме отцом Анны Степановны может быть только Степан Семенович Трушкин (в с/х переписи 1917 г. записан как Трошкин) - троюродный брат моего прапрадеда Василия Ивановича Ваньчева (Трушкина). Но тогда год ее рождения - не ранее 1867-68 (а не 1861-62 гг.), поскольку Степан Семенович был 1849 г.р.

---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 Вперед →
Модератор: bolero
Вверх ⇈