На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Наверх##24 октября 2014 16:1923 октября 2015 18:26
Митрополит Серафим совершил Литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Канаевка 23 августа 2014
23 августа, в субботу, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Канаевка Городищенского района. В престольный праздник храма (второе обретение и перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского) Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Иоанн Яворский, настоятель Покровского архиерейского собора, председатель Строительного отдела Пензенской епархии; протоиерей Павел Матюшечкин, настоятель Петропавловского храма г. Пензы, и. о. секретаря Пензенской епархии; протоиерей Виталий Ещенко, благочинный Городищенского района; иерей Даниил Добролюбов, настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Канаевка Городищенского района; иерей Василий Мухаметшин, протодиакон Владимир Красненков, диакон Константин Кузьминых, диакон Сергий Сурков и другие представители духовенства. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Виталий Ещенко. За богослужением пели два хора: Успенского кафедрального собора г. Пензы под управлением регента Ольги Горшеневой и хор церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Канаевка Городищенского района под управлением регента Татианы Добролюбовой. По окончании богослужения Евгений Валентинович Амелин, глава администрации Канаевского сельского совета, поблагодарил владыку Серафима за визит и пообещал отремонтировать храм к следующему приезду главы митрополии. После Литургии митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима поблагодарил за приезд и за совместную молитву иерей Даниил Добролюбов, настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Канаевка Городищенского района. Митрополит Серафим поздравил всех присутствующих с престольным праздником : «Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с престольным праздником. Я счастлив, что сегодня мы собрались здесь. Знаменательно, что в этот год — год празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского, мы вспоминаем Савву Сторожевского, третьего игумена Троице-Сергиевой обители. Иноки, которые собрались вокруг преподобного Саввы, образовали обитель, очень почитаемую народом и царями. Сегодня мы прославляем этого дивного угодника Божия и просим защиты для каждого из нас. Я еще раз поздравляю вас с престольным праздником, благодарю за общую молитву и желаю помощи Божией!» http://penzaeparhia.ru/news/1161 Там же представлены фотоматериалы.
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
См. краеведческий портал "Пензенские хроники". Тюстин А. В. ПЕНЗЕНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ XVII — начала ХХ вв. ... МЕЛЬНИКОВ Матвей Лукьянович (? — 11.01.1841) Надпись на памятнике:
«Матвей Лукьянович Мельников. Скончался 1841 генваря 11 дня»
с. Канаевка, Городищенского района, в ограде церкви ... ИОНОВ Дмитрий Семенович (1819 — 29.01.1873) Коллежский асессор Надпись на надгробии:
«Коллежский асессор и кавалер Дмитрий Семенович Ионов, скончался 29 генваря 1873 г., 54 лет. Родился 1819 г.»
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Городищенский краеведческий музей ... Туристические маршруты: ... Традиции и обряды русской культуры (с. Канаевка), мордовской культуры (с. Дигилевка), татарской культуры (Верхняя Елюзань, Средняя Елюзань) ...
[/q]
Это современный маршрут, Канаевка внесена в туристский паспорт Пензенской области, в раздел "Этническое туристское пространство". На эту тему есть статья Галины Исайчевой об агротуризме: "На деревню к бабушкам" (см. "Пензенская правда" 24 июля 2009, N 56) http://pravda-news.ru/oldnews/2711
Но и в советское время село было в поле зрения любителей туризма. В издании "ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" (г. Пенза, 1956 г.) есть четырехдневный Маршрут № 16 (стр.32): "Пенза—Селикса—18 км. Селикса—Забалки—17 км. Забалки—Канаевка—11 км. Канаевка—г. Сурск—13 км. г. Сурск—Старые Турдаки—3 км. Старые Турдаки —с.Колдаис—19 км. с.Колдаис —р. Сура — Золотаревка—30 км. Золотаревка—Муравьевка—15 км. Муравьевка— Лебедевка—7 км. Лебедевка—Терновка—4 км. Терновка—Пенза—2 км. Протяженность—144 км. (пешком).
...В Забалках и Канаевке туристы знакомятся со старожилами, устанавливают время возникновения этих селений, запишут предания и сведения, характеризующие их прошлое. В Канаевке, кроме того, они интересуются деятельностью колхоза имени Кирова..." С полным текстом издания можно ознакомиться на сайте Андрея Нугаева: http://www.nu-foto.pnz.ru/fr_tour56.html
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Причелины : [Житейс. истории] / Валентина Мищенко, 20 см, Пенза Департамент культуры Пенз. обл. Пенз. епархия Рус. правосл. церкви, 1999 Опубликовано в журнале «Дружба Народов» 1999, №1
...
Одна на все село...
По-канаевски ее зовут Аксютка. Спроси ее: “С какого года?”, ответит: “Да кто знает? С двенадцатого, поди...”
Небольшого роста, худенькая, энергичная, она сидит за столом, на нем — нитки, цветные тряпки. Это все для половиков.
Сроду в их деревне ткали. Холсты сами делали. Ткали и в клеточку, и в зев. В зев — основа красная и белая. Мужикам рубахи, портки делали. Рубаха красная, портки синие — мужик нарядный ходил. Баба одевала мужика, покупать не на что было. И полотенца ткали, столешницы. Сундуки натыкали пестрядью. Замуж когда выдавать — целый сундук пестряди. Все наткано. И половики ткали. Это уж слепой выткет. Столько тряпков — жалко бросить. Перервешь — и в дело. Сейчас не ткут, побросали, а тогда некуда было деваться. Ребятишек полна изба. Работа, коровы, телята, гуси.
“Всю ночь хлопаешь, бывало. Задремлешь — и опять хлопаешь. Стан большой. Переступишь одной ногой, положишь нитку, другой переступишь — опять нитку швырнешь”.
Муж Аксютки ругался:
— С шаболами своими отдохнуть не даешь. Иди к телятам.
Уйдет Аксютка. Телята перегорожены. Она там постановит стан и ткет. Серенький цвет покладет, красненький, к зеленому беленький. “Чай, веселее будет половичок”, — думает.
Сейчас Аксютка не ткет.
Соседи донимают: “Аксютка, сделай. У нас ведь паласов нет”.
Всем раньше ткала. И в Алексеевку людям ткала, и в Сурск ткала. И в Никоново. Раньше половичок — метр рубль пятьдесят стоил. Года четыре назад Аксютка по пяти рублей продавала1. В Пензе была как-то на базаре. Ей говорят:
— Канаевска, ты нам дорогу перешла, мы по десяти рублей продавали, а ты продешевила.
— Ой, из махров, и по десяти? Чего Бога гневить? — ответила.
Года два уже Аксютка не ткет. Стан стоит “несобратый”. “Упрятала за голанку, чтоб робята не утаскали”. Хочется ткать, “зуда берет”, а все никак не соберется. “Надо перва нитки “на стену” в огороде намотать. Стан постановить. Там сбор большой...”
Аксютка перебирает разложенные на столе нитки, цветные тряпки, смотанные в клубки. Знают соседки: если “зуда берет”, скоро примется она за старинное ремесло. Соберет стан и начнет ткать. Одна на все село...
1 Речь идет о конце 80-х годов. ...
Воспоминания
... А баба Рая опять за свое, хорошее:
— У нас в деревне церковь была — в золоте вся. Вот войдешь в нее — Христос во весь рост — на нем хрестов! Одна помолилась — повесила, другая. Кто хочет. Помолилась и подала. Кто полотенце повесит, кто крест. Как живой стоял! Напротив полотно на всю стенку — черт с вилами, написано: “Батюшка одну обедню может в рай попасть, а может в пропасть”. Золотые сосуды в церкви были, ложечки для причастия — все золотые. Там одно золото было. А колоколы у нас — прям вот изо всей России! — такой нежный удар был. К обедне звонят: “Дон-дон” — “К нам — к нам”, а с обедни: “Дзи-ли-ли-ли-ди-ли-дон” — “Что вы были, что вы нет”. Это так у нас мужики в Канаевке подлаживают. А сейча-а-а-с в той церкви — ни пола, ни потолка, ни духа не осталось... — баба Рая так же, как соседка, тяжело вздыхает.
— Сей-ча-а-а-а-ас, — поддерживает ее баба Мария. — Сейчас мы совсем другие люди. Раньше-то, бывало, у одной соседки корова и у другой. У энтой не отелилась, не доит. А живут через забор. Вот та, другая, и кричит: “На-ка, замеси блинчиков, скоко надо”, и кринку, полную молока, дает. А жили бедно. Каждому надо было. Та ей так же, когда у той нет. Бывало, кто умрет, помогают друг дружке. А сейчас есть такие люди? Счас мы — у нас ведь хвостов тока нету. ...
Раньше было жить охота
... Смотрит на эту жизнь старуха Таня, и тяжелей в десять раз ей становится. “Все свободные стали — ни рукава не стягивают, ничего. Все пушистые ходят. А мы ходили — все подобратое, волоска не увидишь”. И вспоминает, как приезжала к матери: “Соберусь я по-канаевски”. Собралась к обедне: шаль малиновую повязала с окрайками, как павлины, перья на нем, запон на золоте, жерельев ниток шестнадцать округ шеи надела, до самого пупка — горят прям... Сарафан надела — счас шьют сарафанья — два клина сбоку, третий в жопу — а у Тани сарафан — сорок клинов. В церкви как скованна стояла: год в платье походила и уж не могла в наряде канаевском стоять.
Сейчас над собой удивляется старуха Таня: сколько у нее нарядов было! Куда все делось? И пониток — летняя одежда, как плащ, только без застежек — сами ткали и шили. И зипун — осеннее со сборками пальто. Зимой шубы носили. Овцы свои, шерсть не стригут. Ширнешь руку в рукав — там одна шерсть. Ни штанов, ничего не надо.
Когда мама умерла, пошла Таня к сестре (она все забратала, по-канаевски ходит, ей лет на двести хватит):
— Сястра, отдайте мои рукава. У меня их штук двадцать было.
Это по-деревенски кофты под китайки называют “рукава”. А от пояса к рукаву — стан называется. Все ткатое. Был в магазине материал — полно, да дешевый какой, а заведено было сроду и у мордвов, и у русских ткать и шить.
— Шаль мне отдайте, — говорит сестре, — это мама мне дала.
— Возьми шаль, — сестра говорит, — а рукава — просили в клубе нарядиться, я отдала. А больше что у меня осталось? Только валянки одни чесанки.
Взяла Таня шаль. Такая большая — выездная — ею накрывались, куды ехали на лошади на дальнее расстояние, а так в ней не пройдешь — кисти по земле...
А настроения у старухи Тани не стало жить: ни снарядиться, ни собраться. Не то, что ране — жить было охота.
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Записи о канаевских крестьянах обнаружены в метрической книге Казанской церкви г. Пензы. за 1901 г. - умер Георгий Фомин Назарин 33 лет от воспаления легких; - умер сын Александр у Василия Зорина 1 1/2 лет от скарлатины; - умер сын Константин у Василия Андреева (не ясно фамилия это или отчество) 4 лет от скарлатины.
В Засурском Стану селцо Конуевка Савино Сторожевский Монастырь...
Кажется так, последнее слово не поняла.
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Итак, ревизские сказки, запечатлевшие население Канаевки, с 3-й (1762 г.) по 10-ю (1858 г.) хранятся в Пензе (ГАПО), более ранние переписи хранятся в Москве (РГАДА). Материалы 2-й ревизии села Рожественского Конаевка тож Савы Сторожевского монастыря (см. ф.350, оп. 2, е.хр. 2546 (Книга переписная государственных (русские, мордва), монастырских, помещичьих крестьян Засурского стана Пензенского у.), лл. 514 – 529об., 1748 г.) содержат имена 490 крестьянских душ мужского пола, проживавших в 134 дворах, женщины в первых двух ревизиях не учитывались вовсе. Поначалу указывались «написаннои в прежней переписи», здравствовавшие домохозяева с сыновьями, братьями, племянниками, внуками; в конце ревизии перечислены сыновья умерших на момент проведения переписи или отданных в рекруты односельчан, которые также были зафиксированы в предыдущей (29 дворов). Помимо этой ревизии, должна быть ещё отдельная ревизия об убывших после первой. Возможно, ее сведения содержатся в следующем деле: Книга переписная выбывших после I ревизии помещичьих, монастырских и государственных (русские, мордва) крестьян Засурского стана Пензенского у. (ф.350, оп. 2, е.хр. 2550, 1748 г.).
Обращает на себя внимание год проведения переписи – согласно описи РГАДА, это 1748 г., однако по сведениям третьей ревизии, это должен был быть год 1745. К примеру, в 1762 году есть запись о семье одного из моих пращуров: Козма Никифоров 20 – 37, дети его Андрей 4 – 21, Алексей 1 - 18. То есть с момента предыдущей переписи прошло 17 лет, а это 1745 год. И это не единичные записи, впоследствии подтвержденные материалами второй ревизии ("Умершаго написанного в прежней переписи Никифора Евдокимова сын рожденной после переписи Косма 20, у Космы дети Андрей 4, Алексей 1"). Но в любом случае во второй ревизии речь идет о крестьянах, живших во времена царствования Елизаветы Петровны. Второй момент – возраст глав семейств, а точнее разница в возрасте между ними и их сыновьями. Довольно много записей, в которых эта разница составляет примерно лет 50 и больше. Отсюда можно предположить, что возраст старших членов семьи указывался со слов (или устанавливался по внешнему облику), и в большинстве случаев о его достоверности судить сложно. Возраст во время предыдущей ревизии не указывался, есть лишь отметка о тех, кто родился после нее («дети рожденные после переписи»).
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Наверх##12 февраля 2015 16:1412 февраля 2015 16:16
Возраст всегда указывался со слов однажды и переносился из сказки в сказку, ну а в РГАДА бывают описки-ошибки в описи, по поводу большой разницы в возрасте в петровских переписях есть специальные статьи, там особенности были в составлении они и давали такую разницу, ссылку на статью непомню
Комментарий модератора: Спасибо за комментарий, поищу статьи на эту тему.
Александр, спасибо.