Две войны солдата
Две войны: Великая Отечественная и Советско - Японская. По трем документам попытаюсь понять, как и где воевал мой родственник.
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2639 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6138 | Наверх ##
17 октября 2010 15:21 20 октября 2010 16:58 Из письма: ... приехали В Монголию.Там мы разгрузили, поехали автомашинами 800 километров. Теперь ехали в Манчжурию, ехали 300-сот, степи одни, если только было, то горы. Теперь .... поехали в Портартур через Харбин.
Описанный маршрут соответствует маршруту Забайкальского фронта. Огромные расстояния по Монголии, потом 300 км в Манжурию - это расстояние между границей и горным хребтом Большой Хинган, потом непосредственные пункты назначения. По воспоминаниям, все стремились в Порт-Артур. | | |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2639 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6138 | Наверх ##
25 октября 2010 16:49 Советские войска, предназначенные для участия в войне с Японией, должны были не только преодолеть огромные расстояния на территории СССР (от 9 до 12 тысяч километров), но и пересечь Монголию, чтобы выйти к границам контролируемых японцами районов. Транссибирская магистраль, в то время однопутная, имела небольшую пропускную способность; ещё меньшими были возможности единственной железной дороги на территории Монголии. При расчетах возможных сроков подготовки операции и переброски войск советский Генеральный штаб пришел к выводу, что уложиться в трёхмесячный срок можно будет лишь при отказе от перевозки по железной дороге автотранспорта. Проблему удалось решить благодаря согласию американцев доставить в дальневосточные порты необходимое количество автомобилей. Американцы доставили на Дальний Восток и танки "Шерман", благодаря чему можно было отказаться от переброски этих танков с запада. Тем не менее, сосредоточение советских войск на маньчжурской границе потребовало перемещения многих механизированных соединений своим ходом на расстояние до 1200 км и маршей пехоты на расстояние 600-900 км по безводным степям Монголии.
Основная масса войск, прибываемых с запада в состав Забайкальского фронт, должна была выгружаться в районе города Чойбалсан на территории МНР. Но однопутная железная дорога на участке Карымская — Борзя — Чойбалсан, на которую базировался Забайкальский фронт, имела небольшую пропускную способность и не могла обеспечить необходимого потока эшелонов с войсками и грузами.
Поэтому части войск артиллерии на механизированной тяге и моторизованные соединения разгружались на железнодорожных станциях между Читой и Карымской, а далее они следовали своим ходом, совершив марши от 600—700 км до 1000—1200 км. Из района Чойбалсана войска всех трех армий и части усиления выдвигались в районы их развертывания на государственной границе Монгольской Народной Республики и Маньчжоу-Го еще на расстояние до 250—300 км. В целях лучшей организации переброски войск из районов выгрузки в районы сосредоточения и далее в районы развертывания штаб Забайкальского фронта выслал в Иркутск и на станцию Карымская специальные группы офицеров.
В районе Чойбалсана те и другие части соединялись и в полном составе выдвигались на рубежи развертывания. Войскам, следовавшим от Карымской своим ходом, пришлось совершать форсированные марши на расстояние от 600 до 900 км в условиях безводных степей Забайкалья и Монголии. Несмотря на эти трудности, все войска были вовремя сосредоточены и развернуты. | | |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2639 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6138 | Наверх ##
25 октября 2010 17:19 26 октября 2010 8:36 Уточняю, где служил Н.В.
В денежном аттестате от 11 ноября 1945 года указан номер полевой почты - 21225, что соответствует 578 БАО. То есть, он был отправлен на Дальний Восток для дальнейшей службы по своей воинской "специальности".
578 отдельный батальон аэродромного обслуживания 9.8.45-3.9.45
В ОБД-Мемориал есть запись, из которой видно, что в начале Великой Отечественной 578 БАО был расквартирован в Чите. По маршруту, описанному в письме, ясно, что Н.В. попал на Забайкальский фронт. А именно, в 12 Воздушную армию.
Забайкальский фронт, 12 Воздушная армия, 578 батальон авиационного обслуживания.
В просмотренной литературе я не нашла никаких упоминаний о РАБ. ??? | | |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2639 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6138 | Наверх ##
25 октября 2010 17:33 26 октября 2010 8:33 Разгрузились эшелоны около ст.Карымская, или в Чите. Потом ехали до Чойбалсана 800км (так в письме), а потом уже из Чойбалсана еще около 300 ( то же) км до Манчжурской границы.
Наибольшая нагрузка планировалась на линию в Забайкальском фронте. Между тем пропускная способность железнодорожных участков Карымская — Борзя, Борзя — Баян-Тумэнь не могла обеспечить требуемых темпом движения. В связи с этим командование фронта приняло решение со станции Карымская отправить моторизованные части и механизированную артиллерию своим ходом. (http://www.protown.ru/information/hide/5452.html)
.. на станцию прибывали эшелон за эшелоном, войска спешно разгружались и - колонна за колонной - уходили в степь, где вдруг стало тесно. Ревели дизелями сотни танков - новеньких, только что полученных с Урала, а экипажи опытные, ветераны, фронтовики , отвоевавшие в Европе, - следом тягачи тащили осадные орудия , пылили грузовики, бронетранспортеры, кавалерия , « Катюши» , и опять пехота. Ну и нагнали же нашего брата! Даже в небе было тесно - над головой то и дело проносились самолеты - истребители , бомбардировщик и , штурмовики , транспортники. Степь пахла уже не пол ы н ью, а бензином и соляркой. Пыль висела над колоннами плотным бурым облаком , оседала на лицах, похрустывала на зубах. Жара адова - градусов под сорок, а то и больше - пот ест глаза, в глотке пересохло - а воды всего одна фляга на целый день.
До границы шли около недели - днем и ночью, с короткими привалами, спали всего часа по три, по четыре так что под конец марша буквально валились с ног от усталости, засыпали на ходу. По ночам степь будто кло- котала танковыми и автомобильными моторами, темноту полосовали лучи фар и прожекторов, - но даже этот лязг, рокот и гул были не в состоянии заглушить топота пехоты ...
| | |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2639 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6138 | Наверх ##
26 октября 2010 8:13 26 октября 2010 8:17 Все сосредоточенные на Дальнем Востоке войска решением Ставки были объединены в три фронта: Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные.
Забайкальский фронт — командующий Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, член военного совета генерал-лейтенант А. Н. Тевченков, начальник штаба генерал армии М. В. Захаров — состоял из 17-й, 36-й, 39-й и 53-й общевойсковых, 6-й гвардейской танковой, 12-й воздушной армий, армии ПВО и конно-механизированной группы советско-монгольских войск.
12-ю воздушная армия Забайкальского фронта: (командующий маршал авиации С. А. Худяков, заместитель командующего по политчасти генерал С. А. Пальянов, начальник штаба генерал Н. Г. Селезнев),
Всего в группировке советских войск на Дальнем Востоке было 1 577 725 человек. | | Лайк (1) |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2639 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6138 | Наверх ##
26 октября 2010 8:26 26 октября 2010 8:27 Накануне операции воздушные армии произвели перегруппировку. Их соединения и части перебазировались на передовые аэродромы, откуда начались боевые действия. В целях скрытности перелеты осуществлялись небольшими группами и на малых высотах, при этом строго ограничивалась радиосвязь. На аэродромах все самолеты были рассредоточены и замаскированы. Кроме действующих, была создана широкая сеть ложных аэродромов, на которых были установлены макеты авиационной техники и имитировалась боевая подготовка авиаполка. В 9-ю и 12-ю воздушные армии из резерва были переданы авиационно-технические соединения и части и четыре автомобильных батальона. | | Лайк (1) |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2639 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6138 | Наверх ##
27 октября 2010 23:51 | | |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2639 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6138 | Наверх ##
28 октября 2010 0:00 Границу перешли без боя. Дальше время от времени встречались японские огневые точки - как правило, одиночные пулеметы, - но их быстро подавляли. Вокруг - те же сопки, те же распадки и солончаки, что и в Монголии, но это уже маньчжурская земля. Машины двигались по руслам пересохших речек, как по дороге. Пехота отстала. И опять был сумасшедший зной, пыль и безводье. Лишь вдали, на самом горизонте, над Хинганским хребтом, вздымались тучи . Но до гор еще нужно было дойти. В песках буксовали и вязли даже американские «Студебеккеры», и пехоте то и дело приходилось выталкивать грузовики. от жары, от усталости у многих шла носом кровь. Изводили миражи - завидев озеро, солдаты бросались к нему с радостными криками , но оно исчезало.
А жара все н и как не спадала; сухая степь словно запеклась под бешеным солнцем ; случалось, налетали песчаные бури. Когда становилось совсем уж невмоготу, выручали самолеты У- 2 , время от времени подбрасывавшие воду, - хотя бы немного, хотя бы по полкружки на брата. Наконец, втянулись в предгорья. Здесь и влаги, и растительности стало больше - появился кустарник, потом болотистые луга, потом хилые, изломанные ветром деревца /
Не ввязываясь в затяжные бои, подвижные отряды стремительно перевалили через Хинган и первыми вырвались на Маньчжурскую равнину, | | Лайк (1) |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2639 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6138 | Наверх ##
28 октября 2010 0:05 . Хотя Хинганские горы сравнительно невысоки - не выше 2000 метров над уровнем моря, - но уши все равно закладывало, и голова побаливала с непривычки. А главное, начались дожди - ведь Большой Хинган является естественным препятствием, мешающим влажным ветрам с океана проникнуть дальше вглубь материка - вот почему так сухи пройденные нами монгольские степи: вся влага выпадает здесь, в горах, и на Маньчжурской равнине. А мы наступали как раз в дождливый сезон Дождь лил и лил сутками напролет; ручьи тащили вниз по склонам здоровенные камни; почти непрерывно сверкали молнии - солдаты говорили: «будто Катюша заиграла». Здесь и без того дорог не было, а теперь и тропы развезло - грунт расквашен и плывет под ногами, машины буксуют, пехота выталкивает тяжелые «Студеры» на подъемах /
А горы все не кончаются - гряда за грядой, ущелье за ущельем - ширина Хинганского хребта достигала здесь 300 километров. Когда, наконец, одолели перевал, спускаться с него оказалось, может, и веселее, чем подниматься, но ничуть не легче - крутизна уклонов достигала 45, а то и 50 градусов, грузовики скользили вниз по мокрым склонам, как в гололедицу, и не всегда удавалось удержать их на веревках - я видел , как полуторка сорвалась в пропасть и разбилась как спичечный коробок, едва не утащив с собой солдат, которые до последнего не хотели бросать канаты . | | Лайк (1) |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2639 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6138 | Наверх ##
7 ноября 2010 22:18 В 12-й воздушной армии соединения бомбардировочной авиации получили задачу парализовать работу важнейших железнодорожных и автомобильных коммуникаций и изолировать район сражения от притока резервов, а дивизии штурмовиков — поддерживать войска на поле боя. Одной из сложных проблем была организация аэродромного и материально-технического обеспечения боевых действий ВВС. В горных районах трудно было подбирать площадки для строительства аэродромов, не говоря уже о том, что на значительной высоте над уровнем моря необходимо было создавать взлетно-посадочные полосы увеличенных размеров. В пустынной и полупустынной местности восточной части Монголии почти не было водных источников и топлива, поэтому батальоны аэродромного обслуживания должны были возить с собой не только горючее, боеприпасы и продовольствие, но запасы воды и дров.В целях изыскания аэродромов на освобождаемой от противника территории были созданы поисковые рекогносцировочные группы, в распоряжение которых выделялись транспортные самолеты и самолеты связи. Для обеспечения аэродромного маневра вслед за наступавшими войсками командующие воздушными армиями выделяли в резерв по два-три района авиационного базирования, которые в начале августа сосредоточились у государственной границы. В результате напряженной работы части авиационного тыла хорошо подготовились к операции. Они создали на 15 — 20 дней операции запасы материальных средств и подготовили необходимую аэродромную сеть.
Накануне операции воздушные армии произвели перегруппировку сил. Их соединения перебазировались на передовые аэродромы, откуда начали боевые действия. В целях скрытности перелеты осуществлялись небольшими группами и на малых высотах, при этом строго ограничивалась радиосвязь. На аэродромах все самолеты были рассредоточены и [428] замаскированы. Кроме действующих была создана широкая сеть ложных аэродромов, на которых устанавливались макеты авиационной техники и имитировалась боевая подготовка авиационных полков. http://www.victory.mil.ru/lib/books/h/vvs_su/23.html | | Лайк (1) |
|