Эпизод советско-польской войны 1919 - 1920 годов
Попытка разобраться в событиях, участником которых был мой дед
Тимофеич Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 43 | Наверх ##
14 апреля 2013 20:56 14 апреля 2013 21:02 olga1853 написал: [q] Как возвращались домой из Сольдау и Порхима: "4 марта были выданы продукты в дорогу. Поехали в классных вагонах в купе по 4 человека. До Штеттина (6 марта) поезд сопровождали немецкие конвоиры. Затем всех отправили в лагерь Альдам в 18 км от Штеттина.Там всё переполненно. Ночевали в нежилом бараке. 7-го марта прибыла партия в 340 человек из Кроссена и партия в 190 человек из лагеря Лихтенгорс.12 марта сели на пароход "Рюген". Каждый получил подарок: пакет с галетами, пряниками, шоколадом и по 10 сигарет.13 марта "Риген" отправился в путь и 15 был в Риге. Под конвоем повели до станции, посадили в вагоны, двери завязали проволокой.16 марта приехали к границе - станция Розаново. Вечером были уже на станции Себеж.18 марта на станции Езерице видели, как в связи с мятежом в Кронштадте один за другим шли поезда на Петроград. 19 марта были уже в Витебске, где после регистрации, медосмотра и бани получили чистое белье. 20-го были в Мазурино.Комендант объяснил, что командный состав едет в Москву, медицинские работники, политработники и административно-хозяйственный состав - в Смоленск, "старики" 1888-1891гг едут домой, а остальные будут проходить службу в пятой местной дивизии.30 марта оставшихся распределили по подразделениям." [/q]
А это выдержки из архивного дела моего двоюродного деда: "В 1919 году, после возвращения из германского плена, я был мобилизован в Красную Армию и служил 470-м стрелковом пограничном полку, в г. Рославле, с которым я уехал на Западный фронт. Служил я в полку начальником комендантской команды. После неудачного наступления под Варшавой против белополяков полк наш в составе 53-ей дивизии был вынужден отступить в Восточную Пруссию, где мы были интернированы. В Восточной Пруссии я содержался с августа 1920 года по март 1921 года в лагерях Сальтау. Потом были переведены в лагерь Альтам, а через несколько дней прибыли в г. Штатинг, где нас погрузили на пароход и отправили в Латвию, в гор. Ригу. В Рижском порту мы выгрузились и поездом дальше последовали в СССР. По приезде в гор. Витебск нас направили в распределительный пункт и лично я попал в в гор. Москву, где прошел комиссию Реввоенсовета". "В 1920 г. в конце августа м-ца во время Варшавского отступления, вместе с частями Красной Армии был интернирован в Германии. Остатки нашего 470-го стр. пограничного полка 53-й стр. пограничной дивизии с другими частями дивизии были направлены для расквартирования в лагере Сольтау. В 1921 году во второй половине марта месяца я с группой командиров выехал из Германии в СССР через порты Штетин и Ригу". "По приезду из Германии в СССР во второй половине марта 1921 г. в г. Витебск, и после 2-х недельного карантина, я вместе с другими командирами, возвратившимися из плена, был отправлен в Особую Комиссию при Реввоенсовете в г. Москву, где был зачислен в резерв чинов Красной Армии при Ленинградском военном округе". | | |
Тимофеич Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 43 | Наверх ##
14 апреля 2013 20:59 Технические и пассажирские данные судна.
Судоверфь постройки: "Stettiner Oderwerke, AG fuer Schiffs- und Maschinenbau", Stettin (Щецин), Германия. Строительный номер: 644. Тоннаж: 2170 BRT. Длина судна: 95,2 метров. Ширина судна: 11,6 метров. Осадка судна: 4,2 метра. Главная энергетическая установка: две паровые машины трёхкратной экспансии. Мощность энергетической установки (в 1914 году): 3200 индиксированных лошадинных сил. Мощность энергетической установки (в 1946 году): 3100 лошадинных сил. Количество винтов: 2. Средняя скорость (в 1914 году): 15 узлов. Средняя скорость (в 1946 году): 14,5 узла. Пассажировместимость (в 1939 году): 240 – 400 человек пациентов / раненных и медперсонала. Пассажировместимость (в 1946 году): 300 - 350 курсантов (или пассажиров). Экипаж (в 1939 году): 45 человек. Экипаж (в 1946 году): 65 человек (включая и преподаватльский персонал). Порт приписки (1914 – 1945): Stettin(Щецин), Германия. Порт приписки (1946 – 1959): Севастополь, СССР.
Пассажирский пароход прибрежного плавания "Ruegen" был спущен со стапеля 21 февраля 1914 года и введен в эксплуатацию 20 мая 1914 года в Германском городе Щецин ( Stettin) судоходной компанией "J.F.Braeunlich GmbH" из Щецина. В короткое время до начала I Мировой Войны судоходная компания "J.F.Braeunlich" использовала "Ruegen" преимущественно в службе на пассажирской линии Stettin – Swinemuende.
21 ноября 1914 года под флагом Кайзеровского ВМФ Германии "Ruegen" вступил в I Мировую Войну. Пароход использовался на Балтийском Море как вспомогательное судно для установки мин. С 4 июля 1918 года до окончания войны "Ruegen" использовался в качестве школы подводников. 14 марта 1919 года судно по репарации было передано Великобритании, но уже 17 апреля 1919 года бывший владелец ( "J.F.Braeunlich" ) смог выкупить судно у Британской "Schipping Controller".
С 1921 года владельцем судна значится компания "Stettin-Rigaer Dampfschiffs-Gesellschaft" (судовладелец - R.C. Gribel, Stettin), "Ruegen" совершает морские пассажирские рейсы на линии Щецин (Германия) - Рига (Латвия).
В сентябре 1939 года, с началом II Мировой Войны, пароход "Ruegen" перешёл под управление Военно-морского ведомства Германии. С 16.09.1939 "Ruegen" используется как госпитальное судно на Северном Море, а в 1942 году переводится на Балтийское Море и используеся также как госпитальное судно. Во время II Мировой Войны "Ruegen" получает ещё одно название, военное: "Lazarettschiff H". В госпитальном варианте этот пароход принимал на борт до 400 человек пациентов / раненных и медперсонала. Окончание войны "Ruegen" встретил неповреждённым.
11.03.1946, после официального раздела трофейного флота, доставшегося СССР и Великобритании после победы над Германией, пароход передаётся СССР. Далее следует переименование судна в "Иван Сусанин". С 3.06.1946 по 31.12.1946 пароход прошёл ремонт и некоторые перестроечные работы на судоремонтной верфи "VEB Mathias-Thesen-Werft" в Висмаре. Сразу после окончания ремонта, 31.12.1946 "Иван Сусанин" отбыл на Чёрное Море в свой новый порт-приписки - Севастополь.
Изначально предполагалось, что сразу же по прибытию в Севастополь, "Иван Сусанин" приступит к выполнению рейсов в качестве учебного судна. Но это состоялось позже. Дело в том, что в те годы была сильная нехватка тогового флота ( по причине его отсутствия ) на Чёрном Море, многие суда, полученные по репарации, находились или на длительных ремонтах и восстановлениях, или были заняты первозками в других регионах. И "Иван Сусанин" в качестве линейного пассажирского судна стал выполнять рейсы на Крымско-Кавказкой Линии. Таким образом, этот пароход был одним из самых первых морских пассажирских судов, вышедших на Крымско-Кавказкую Линию после окончния Войны 1941-1945. Кроме того, известно, что эти рейсы были именно грузопассажирскими – почти в каждом рейсе судном перевозились и срочные / почтовые грузы.
Но к 1949 году на Чёрном Море, все-таки появился регулярный пассажирский флот, и где-то в это время "Иван Сусанин" завершил пассажирскую транспортную службу и перешёл к своему непосредственному предназначению – он стал учебным судном. До 1959 года (включительно) пароход "Иван Сусанин" был учебным судном и совершал плавания с курсантами школы морского судоходства Севастополя. Эти учебные плавания для будущих моряков проходили, в основном, в Чёрном Море.
В самом конце 1950-х годов проводилось массовое списание многих устаревших к тому времени судов торгового флота СССР, под которое попал и "Иван Сусанин". С 1960 года "Иван Сусанин" вычеркнут из регистровых списков Регистра "Lloyd’s Register of Shipping".
 | | |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6132 | Наверх ##
14 апреля 2013 21:27 Тимофеич Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о Ваших поисках. Это очень интересно! --- С уважением olga1853
| | |
Khmorg Новичок
Сообщений: 3 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1 | Наверх ##
15 апреля 2013 21:14 Огромное спасибо за информацию. Моё хобби военно - историческая миниатюра. Прошу простить если я неуместен. У меня вопрос. Есть ли возможность узнать о знаменах 3 корпуса Гая и о знаменах полков и дивизий входивших в этот кавалерийский корпус. http://www.chen-la.com/forum/v...a32087fda5 --- Мы наш Мы новый Мир построим | | |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6132 | Наверх ##
16 апреля 2013 8:07 Khmorg К сожалению, я не располагаю такой информацией. --- С уважением olga1853
| | |
Khmorg Новичок
Сообщений: 3 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1 | Наверх ##
18 апреля 2013 8:57 Вот на этом сайте выложена книга "От Двины к Висле" плюс множество схем. Если интересно, то я буду елится найденной мной информацией о Советско - польской войне 1919-1921 г.г. Если у Вас найдутся фото ком полков РККА, то прошу поделится этими фото. --- Мы наш Мы новый Мир построим | | |
Khmorg Новичок
Сообщений: 3 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1 | Наверх ##
18 апреля 2013 8:58 --- Мы наш Мы новый Мир построим | | |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6132 | Наверх ##
29 апреля 2013 15:27 И вот, наконец, 2 драгоценные странички, которые нашёл для меня Александр (pilot777) Я мечтала о том, что узнаю номер дивизии. А здесь указан и номер полка. Отсюда известен и номер бригады - 35. Теперь восстанавливаю путь, которым прошел дед до отправления в Германию.
 --- С уважением olga1853
| | Лайк (1) |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6132 | Наверх ##
29 апреля 2013 15:30. Еще одна страничка.
 --- С уважением olga1853
| | |
olga1853Модератор раздела а национальность наша - вожеровские ваганы  Архангельск - Тверь Сообщений: 2638 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6132 | Наверх ##
18 сентября 2013 13:08 18 сентября 2013 13:09 И еще от Александра (pilot777):
Ф. 6710 оп. 1 дело 64 Список интернированных кр-цев прибывших 12 мая 1921 г. на 1-й Петроградский распределительный пункт. 1. Савостьянов Николай - 1901 г.р., кр-ц, Костромская губ., Кологривсий уезд, Вожеровской вол. д. Михалево. 2. Мельников Василий - 1901 г.р., кр-ц, Костромская губ., Чухломский уезд, Калининская вол. д. Горохово. 3. Былов Константин - 1901 г.р., кр-ц, Костромская губ., Чухломский уезд, Калининской вол., д. Сивки ? 4. Бочков Анатолий - 1901 г.р., кр-ц, Костромская губ., Чухломский уезд, Калининской вол., д. Щекина. 5. Андреев Петр - 1901 г.р., переписчик, Костромская губ., Галичский уезд, Фоминской вол., д. Тарулино ? (Тарунино). 6. Смирнов Григорий - 1886 г.р.,, кр-ц, Костромская губ., Галичский уезд, Воскресенская вол., д. Михлино ? 7. Смирнов Митрий - 1901 г.р., кр-ц, Костромская губ., Галичский уезд, Новогродская вол. д. Ямово ? (Ялгово). 8. Смирнов Николай - 1901 г.р., кр-ц, Костромская губ., Галичский уезд, Березовской вол. д. Аксеново. 9. Дубов Павел - 1901 г.р., кр-ц, Костромская губ., Галичский уезд, Котинская вол., д. Сохино. 10. Бушков Михаил - 1901 г.р., кр-ц, Костромская губ., Галичский уезд, Стретенская вол., д. Люблина. 11. Воронов Иван - 1901 г.р., кр-ц, Костромская губ., Макарьевский уезд, Кусной ? волости, д. Олонино. 12. Коновалов Яков - 1895 г.р., кр-ц, 36 бриг., сап. рота, Костромская губ., Ветлужский уезд, Заветлужская вол., д. Юдино.
Все они из 104 п. 12 д.
Михалево находится недалеко от Раменья. Призывались вместе, наверняка. | | |
|