Tasha56 написал:
[q]
родословную Абрама Петровича Ганнибала. У него было порядка 20-30 жен, сейчас точно не назову, но среди них была Христина Матвеевна, которая родила ему детей. Было отмечено, что именно ее портрет (почему-то) хранился в личной коллекции князя М.А.Оболенского, который позже был передан в архив...[/q]
Юрий Мазанов (Нарва)
Христина-Регина фон ГаннибалВ метрической книге Таллинской церкви св. Николая 1744 года есть запись: «Frau General-Majorin und Ober-Comendantin von Hannibal»1 в этот момент она была крестной матерью второй дочери брата Георга-Карла фон Шёберга. В этом же году у неё родится сын — Осип — будущий дед Александра Сергеевича Пушкина, а Христина-Регина его прабабушка
В архиве внешней политики России Историко-дипломатического управления МИД СССР, изучая документы Комиссии по разграничению российских земель со Швецией в Финляндии, А. и Я. Гордины установили, что 15 июня 1745 года ревельский обер-комендант Ганнибал А.П. был назначен главой русской части этой комиссии. Отбыл в Петербург и больше в Ревеле никогда не был.
7 августа 1743 года после долгих переговоров в Або был подписан мирный договор, констатирующий окончание очередной войны между Швецией и Россией. Впереди предстояли очень важные переговоры по разграничению пограничных земель, и Елизавета Петровна хотела видеть во главе Комиссии жесткого, влиятельного и верного человека, к тому же знающего французский язык. Выбор пал на А.П.Ганнибала. 22 июня 1745 года он, возможно, имел аудиенцию у Елизаветы Петровны, где просил об устройстве некоторых личных своих дел, в частности, работы в Петровском инженера подпоручика Муравьёва Матвея Артамоновича2 и, судя по существующим документам, имел разрешение на это, после чего появился указ, регламентирующий права и обязанности главы русской стороны Комиссии.
Архивы в России всегда были труднодоступны. Это знал по своему опыту и А.С. Пушкин. Крещение, венчание, похороны фиксировались в церковных книгах, но доступ к ним долгие годы был фактически закрыт. После революции архивы стали государственными, но тоже не всегда доступными, только с 1986-87гг. исследователи смогли спокойно работать в них, правда, не во всех. Гординым очень повезло.
Далее в своей статье о А.П.Ганнибале они пишут:
«В Михайловскую губу отправилась семья Ганнибала. Его вторая жена Христина Матвеевна, урожденная фон Шеберх, вместе с назначенным приказчиком занялась устройством имения. (Как мы увидим ниже, это мнение оказалось ошибочным). Таким образом, можно с уверенностью сказать, что до сентября 1749 года Ганнибал не бывал в псковских деревнях. Определенно не был он там и с октября 1749-го по 1752 год. Все передвижения столь важной особы, как начальник русской части Комиссии по размежеванию земель между двумя державами, строго документировались. Кроме отдельного дела об отпуске 1749 года, рапорты и указы, относящиеся к этому вопросу, находятся в хронологически соответствующих местах общего делопроизводства Комиссии.
Занимая и после 1752 года крупные посты в столице, «царский арап» не мог отлучиться в Михайловскую губу, не оставив документальных следов. Если он и посещал еще места, где через полвека размышлял о нем его правнук, то это могло произойти, скорее всего, после отставки генерал-аншефа Ганнибала. То есть, в соответствии с представлениями Пушкина»3.
Итак, все заботы об обустройстве Петровского и о семье легли на плечи Христины-Регины (Кристины Матвеевны, как называл её сам Ганнибал), у которой на руках было пятеро детей, троим из них, было от года до четырех лет, и которая, как видим из приведенных выше цитат, должна воплотить замыслы Ганнибала по строительству Петровского. Кто же Вы, Христина-Регина?
О прадеде А.С.Пушкина написано очень много, по всей вероятности, ради воплощения его (Пушкина) замысла: «В России, где память замечательных людей скоро исчезает, по причине недостатка исторических записок, странная жизнь Аннибала известна только по семейственным преданиям. Мы со временем надеемся издать его полную биографию». Это сделал, и для своего времени неплохо, Г Леец. Последнее время появилось достаточное количество работ, которые устраняют неточности его происхождения и службы. Это работы французского исследователя Д.Гнамманку и Н.К.Телетовой. Но о его прабабке Христине-Регине (Христине Матвеевне) Шёберг известно мало, а работ, посвящённых ей, абсолютно нет.
Писали о ней в основном Д.Н.Анучин «А.С.Пушкин. Антропологический эскиз» и Г.Леец «Абрам Петрович Ганнибал».
Впервые о прабабке поэта в 1899 году Анучин Д.Н. писал:
«Вторая жена Ганнибала была, как уже указано paнеe, немка, дочь капитана Матвея Шёберга, шведа по происхождению, но женатого на лифляндке, рожденной Альбедиль. Фамилия Альбедиль (Albedyhl, paнее Alfendyl) -итальянского происхождения, но известна в Лифляндии уже с ХIVвека. Что касается до фамилии Шёберг, (Sjoberg), то, как сообщил мне вице-президент эстляндского литературного Общества в Ревеле Е.Э. фон-Нотбек, герб этой фамилии значится в шведском гербовнике и снабжен крестом в знак того, что она вымерла (здесь сноска из шведской газеты, о ней несколько ниже). О времени существования этой фамилии и её членов г-ну фон-Нотбек удалось добыть следующие данные из метрических книг лютеранской церкви св. Николая в Ревеле.
см. таблицу
По всей вероятности, Христина-Регина ф. Шёберг, вышедшая замуж за Ганнибала, была дочерью именно этого капитана Матвея Шёберга, хотя точно доказать этого не удалось. Но в пользу такого предположения говорит то обстоятельство, что внучка этого капитана, Регина-Xpиcтинa Роде, имела те же самые имена, что по тогдашнему обычаю указывает на близкое родство между ними. Этот второй брак Ганнибала был, по всем признакам, счастливый. В немецкой биографии говорится, что Ганнибал имел от своей второй жены 11 человек детей, что она умерла за день до его смерти, 13-го мая 1781 г. на 76-м году своей жизни, и погребена там же, где и он, в его имении Суйде4».
Теперь необходимо привести ту сноску из шведской газеты, о которой говорилось чуть выше: «M. А. Веневитинов любезно сообщил, мне извлечение из любопытной статьи «Шведские предки Пушкина», помещенной в № 265-м, от 30-го мая (11-го июня) 1899г. в Стокгольмском Дневнике (Siockholms Dagblad). Там говорится, что фамилия Шёбергов собственно германского происхождения и получила права шведского дворянства при Матиасе — Отто Шёберге, который родился в 1624г. в Германии и умер в звании шталмейстера шведского короля в 1692 г. Внесенный в 1668 г. в списки шведского дворянства Матиас-Отто был женат на Kларе-Мapии Гаттунгк, фамилия, которой также свидетельствует о немецком её происхождении. Таким образом, по мнению шведской газеты, едва ли в жилах Пушкина могла быть чистая шведская кровь. Сын упомянутого Матиаса-Отто, Матиас Шёберг, капитан Вестманландскаго полка, упоминается в шведской военной истории в октябре 1709 г., когда oн сопровождал в Стокгольм 217 отправленных туда русских пленников. При своем отъезде из Риги он оставил там все свое имущество, которое при взятии этого города русскими сделалось жертвою грабежа. «Надо предполагать, — продолжает шведская газета, — что этот Матиас Шёберг был женат, и что его жена и дочь 1-го июля 1710 г. попали в плен к рyccким, вступившим в Ригу, а затем были препровождены в Ревель, взятый рyccкими 29-го сентября. Из истории известно, что при занятии русскими городов Балтийских провинций населявшие их шведы уводились в далекий плен и в дальнейшей своей судьбе часто испытывали тягостные приключения. Xристина фон-Шёберг, как девица из благородной фамилии и в качестве дочери пленницы, могла быть впоследствии принуждена вступить в неравный брак и сделаться женою негра». Далее газета прибавляет, что может быть, Христина была дочерью одного из двух братьев Maтиаca-Карла-Густава, также капитана, или Отто-Ларса, о котором впрочем, кроме имени, ничего не известно. Автору статьи в шведской газете, очевидно, осталось неизвестным, что в биографии А. П. Ганнибала определенно указано имя его второй жены и её происхождение от капитана Мат. фон-Шёбepгa, дочери которого были замужем за лицами, находившимися в русской воeнной службе»5.
Спустя 80 лет в своем биографическом труде об Абраме Петровиче Ганнибале, Георг Леец, касаясь вопроса происхождения второй жены его, Хрестины-Регины фон Шёберг, писал:
«После завоевания Петром I Прибалтики капитан Матиас фон Шёберг, видимо, вернулся из Швеции к своей семье в Эстляндию и вступил затем в русскую военную службу. Свою семью — жену и детей — он нашел и Ревеле, что подтверждается следующими документами,
1) В метрических книгах Ревельской лютеранский церкви св. Николая, хранящихся ныне в Таллинском городском архиве, имеются записи
— о смерти в 1742 году капитана Матиаса Иоганна фон Шёберга;
— о регистрации брака дочери его Юлианы Шарлотты, вышедшей в 1742 году замуж за капитана Ревельского гарнизонного полка Георга Рейнгольда Роде, и о рождении у них в 1743 году дочери Регины Христины;
— о регистрации брака второй дочери его Анны Густавианы, вышедшей в 1746 году замуж за кондуктора Инженерного корпуса Георга Симона фон Соколовски;
— о смерти Георга Карла фон Шёберга в 1757 году на 51 году жизни, и о захоронении его под деревьями церкви св. Николая, с уплатой в кассу церкви 5 рублей 45 копеек.
2) Согласно записям в метрической книге этой же церкви, Георг Карл фон Шёберг служил в 1744 году поручиком в Ревельском гарнизонном полку, а с 1746 года был капитаном ревельской городской стражи; бyдучи женат на Анне-Варваре Данецкой, имел сына и 5 дочерей.
3) Прибалтийский историк Г. Врангель пишет в своем труде «История ревельских черноголовых», что вторая жена А. П. Ганнибала была жительницей города Ревеля»6.
Родство Шёбергов подтверждается записями в метрической книге церкви Св. Николая: крестной матерью первой дочери Георга-Карла фон Шёберга Христины- Елизаветы в 1742 году была Frau Capitainin Rhode Juliana Charlotta von Sjoberg, а крестной матерью второй дочери Маргариты-Елизаветы была в 1744 году «Frau General-Majorin und Ober-Comendantin von Hannibal»7.
Итак, как видим, нового относительно Анучина ничего нет.
Новое появилось, спустя шесть лет после статьи Гординых, в 1994 году в пятом номере «Российского архива», в котором Российским государственным архивом древних актов были опубликованы «Записки» Муравьева Матвея Артамоновича, где он писал: «Между тем пожалован был инженер-генералом Ганнибал (он нам был по брате Матвее Артамоновиче свой, как он, так и брат на двух сестрах были женаты), и так я думал, что по свойству буду им любим. Вместо тово зависть царствует и к нещастию моему гонит. Вот в чом оная зависть пошла: Алексей Петрович Безтужев и князь Федор Васильевич Мещерской любили меня, а у господина Ганибала был адъютантом мне племянник двоюродный Пушкин, а ему зять (он был женат на дочере Ганибаловой, которой и убит в деревне, ею ли самой или от мужиков, тово не знаю, следствия о том убивстве не было).
Томилов был поручиком, которой ныне генерал-майором, наговаривали ему Ганибалу, будто я к господам Бестужеву и Мещерскому хожу и все то делаю, что им надобно, а на вас де и не смотрит, и к вам не ходит. Да и много тому подобнаго насказано ему было, а он, как азиатцкой крови, возревновал и меня возненавидел, и инова ничево не мог зделать, как командировал меня в Киев. И это было в (1) 753-м году»8.
Работниками РГАДА к запискам были сделаны примечания, где сказано:
«Муравьёв Матвей Артамонович младший (1714-1799). С 1777 суздальский воевода. Был женат на Прасковье Матвеевне (?) урожденной Шёберг сестре второй жены А.П.Ганнибала».
«Речь идет о сыне Павла Кирилловича Пушкина (1668-1737) и Натальи Воиновны Муравьевой (?-1755), который был женат на дочери А.П.Ганнибала от первого брака»9.
Как удалось выяснить, в примечаниях работникoв РГАДА очень много неточностей. Муравьёв Матвей Артамонович (младший) (1714-1799) начинал службу в школе кондукторов10, где преподавали Абрам Петрович Ганнибал и Матиас Шёберг, с 1734 года он в гарнизоне11, а в 1745 году женится на дочери М.Шёберга — Елизавете Матвеевне12, по всей вероятности, она в отличие от Христины — Регины приняла православную веру, так как в последующих документах о покупке земли в Астраханской губернии13 и Красноярских рыбных ловень14 она выступает как православная. Сам Матвей Артамонович дослужился до полковника на строительстве Балтийского порта.15 Впоследствии был товарищем астраханского губернатора16, но в конце службы имел неприятность и разыскивался Нижегородским судом для высылки в Суздаль и сдачи там дел в Суздальскую провинциальную канцелярию. В 1746 году его жена родила дочь Прасковью17, которая 18. 11. 1810 года умрет в Казани, будучи женой вице-адмирала Костивцева.
В 1736 году Христина-Регина Шёберг (1705-7 — 13 05 1781) венчалась в Преображенском соборе в Ревеле с Абрамом Петровичем Ганнибалом. Здесь возникает целый ряд вопросов, в отличие от прямолинейного заключения шведского автора, что она по принуждению стала «женою негра». Но ответов на эти вопросы нет, потому что не сохранились исповедные и метрические книги православных церквей Ревеля. Работник Эстонского государственного исторического архива Т.Шор на запрос пишет: «В 18 в. в Таллине были? Никольский, Преображенский (бывшая Феодоровская церковь), полковые Богородицкий и Симеоновский приходы. В эстонских архивах фондов этих приходов нет. Поскольку таллинские православные приходы принадлежали к Санкт-Петербургской епархии, то черновики метрических книг должны были посылаться в ее канцелярию. Как пишет Карп Тийзик в книге, посвященной истории Преображенской церкви, в середине 19 в. все архивы церквей города Ревеля Санкт-Петербургской епархии были вывезены в Санкт-Петербург и хранились при Синоде, где-то в подсобном помещении. При очередном наводнении материалы погибли» Таким образом, одна единственная возможность, где может сохраниться документ, интересующий нас — это фонд Таллиннского магистрата (Таллиннский городской архив, фонд 230)».
Ганнибал договорился со священником полковой церкви св. Федора Стратилата (не сохранилась) Петром Ильиным, который согласился их повенчать с условием если получит документ, называемый «венчальной грамотой». Абраму Петровичу удалось получить её у священника Никольской церкви Ивана Филиппова (эта церковь существует на улице Вене), и Петр Ильин повенчал их в 1736 году.
Теперь становится ясным, почему так много разногласий между Г.Леецем и А. Бессоновой по поводу места и дат рождения детей Христины-Регины. Бессонова считает, что Петр и Евдокия родились в Пернове, а Леец — в Карьякюла. Но никто из них не говорит, кто был восприемниками при крещении их, и где происходило крещение.
Покупка мызы Карьякюла (1732г.) и вторичная женитьба Ганнибала (1736), безусловно, тёмное пятно в его биографии, весьма скудно освещенная авторами, которые писали о нем. У Г.Лееца по этому поводу три строчки: «Между тем в следующем 1733 году А. П. Ганнибал ушел в отставку. Он сошелся с дочерью капитана Матвея фон Шёберга, девицей Христиной-Региной, и поселился с нею в купленной им маленькой усадьбе (мызе) Карьякюла неподалеку от Ревеля»18. Что же представляла собой эта маленькая усадьба по современным понятиям? «Это 694,8 га земли, в том числе 421,5 га пахотной, остальная — леса и пастбища»19. А откуда появились деньги на покупку мызы?
Ссылаться на 2000 дукатов, полученных от Петра I, вряд ли уместно — ведь по Г. Леецу: «В январе же 1730 года указ Верховного тайного совета от 22 декабря 1729 года был выполнен. Абрама подвергли в Селенгинске тщательному обыску, переписку его изъяли и отослали в Верховный тайный совет в Москву, а самого его арестовали и под конвоем увезли в Томск, где содержали под караулом, выплачивая ему «жалованья» по 10 рублей в месяц. Вместе с тем был произведен обыск вещей Абрама в Петербурге, библиотеку его описали и передали в Академию наук; книги его были взяты академией на учет и оценены в 200 рублей»20.
Несколько слов об этих голландских дукатах — монета конца XVIII века с содержанием 9,65 грамма серебра, тогда как рубль 1731-1761 годов содержал 25,85 граммов серебра, следовательно, дукат ценился намного ниже рубля того времени21.
Не будем забывать, что из Сибири А.П.Ганнибала освободил давний знакомый Бурхард Христофорович Миних и отправил его ни куда-нибудь, а в Лифляндию, где имел знакомство и родственников среди здешнего рыцарства и пользовался там авторитетом.
Никто из авторов, пишущих о Ганнибале, не упоминают, об остзейском порядке; кто-то с этим может не согласиться, но и игнорировать этого не следует.
«После взятия Риги и Ревеля в 1710 годах и Ништадтским мирным договором 1721 г. находится жалованная грамота лифляндскому, эстляндскому и эзельскому рыцарству, подписанная шведской королевой Ульрихой Элеонорой 30 июня 1719 г. Только в свете этого исключительно важного документа мы можем правильно оценить значение перехода Прибалтики под власть России»22.
и т.д. см. сайт