о старообрядческих корнях в роду
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14620 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8898 | Наверх ##
27 ноября 2024 14:08 По старообрядцам Ветки и Стародубья, алтайским "полякам" и семейским Забайкалья -- море исследований (статьи, монографии, диссертации). Есть и списки. Смотрите работы Ф.Ф. Болонева, доктора исторических наук, выходца из семейских. | | Лайк (2) |
sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 121 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
27 ноября 2024 14:26 Konstantin Ivanov написал: [q] По старообрядцам Ветки и Стародубья, алтайским "полякам" и семейским Забайкалья -- море исследований (статьи, монографии, диссертации). Есть и списки. Смотрите работы Ф.Ф. Болонева, доктора исторических наук, выходца из семейских.[/q]
Константин, спасибо огромное! Да, я уже немало перечитал из того, что доступно онлайн, и как раз для себя и помечаю вывод, что работ много и все между собою очень разнятся, понять бы кто ближе всего в реально происходящим событиям.. Вот тут как раз очень благодарен за подсказку конкретного автора! Может можете подсказать списки такие в каком архиве сохранились? | | |
sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 121 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 55 | Просмотрев большое количество метрических книг и исповедных ведомостей церквей посадов Клинцы, Ардонь и Злынка за несколько десятков лет девятнадцатого века однозначно убедился, что совершенно прав был Konstantin Ivanov со своим высказыванием: "за коротким словом "единоверцы" скрывается "присоединившийся к православию на правах единоверия раскольник".. У меня сложилось впечатление, что наши предки сами иногда так шифровались, что поперепутано всё что угодно.. Учитывая, что посады были сравнительно немногочисленными по количеству прихожан, все фамилии постоянных жительствующих были на виду и когда начинаешь сравнивать то диву даёшься.. .члены одной фамилии или даже одной семьи, то посещали одну единоверческую церковь, то в другой раз - другую, в третий раз вообще кто-то из них обнаруживался в записях православной церкви. То смотрю человек посещает единоверческую церковь, то вдруг, на старости лет, за несколько месяцев перед смертью, его окрестили в православной церкви. Очень много крещенных взрослых из раскола записано в книгах в 1880-е годы, причем как в единоверческие церкви, так и в православную. Обратил внимание, что представитель одной известной в Клинцах семьи, ранее на исповеди был записан в единоверческой церкви с членами своей семьи, а потом вдруг через несколько лет оказался в зрелом возрасте крещен в православной церкви, где он указан как раскольник.. Реально сложная тема для понимания нами, современниками, принятия и осознания... И ведь предки реально были искренне верующими людьми.. Выяснилось, что одна из рода вышла замуж за пономаря единоверческой церкви, другая - за исполняющего должность причетника другой единоверческой церкви. Люди жили верой и жили в вере... Не то что нынешнее племя сплошных атеистов, ни во что не верующих кроме как в денежные знаки... | | |
sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 121 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
25 февраля 21:23 попалась мне в ходе исследований Ведомость о церкви Новозыбковского уезда посада Злынского за 1836 год и тут вот прям очень наглядно видно, что собою посад на тот период представлял - однозначно староверческий городишко. В том посаде (Злынка) мещанских дворов – 41, в них душ мужских 107, женских -89. Крестьянских графа Сергия Петровича Румянцева дворов – 4, душ мужских 5, женских - 21. Раскольнических разных толков, как то: поповщинской, дияконовской, и беспоповщинской Сект при своих мнимых церквах и часовнях, мужеского пола Ревизских душ 1419, а женских – 1651.
Т.е. мужчин более чем в 13 раз староверов жило больше, чем тех, кто себя к православным относил, а женщин так вообще более чем в 18 раз, при этом других и, в частности, единоверческих, храмов в посаде на 1836 год не было, ближайший находился в 17-ти верстах, в Новозыбкове.
 | | |
sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 121 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 55 | всё больше появляется документальных свидетельств, что род мой действительно был из староверов... В архивных фондах РГИА нашел такой вот фонд № 1284 "ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩИХ ДЕЛ МВД", Оп. 207 Д. 546 (49 страниц), за 1852 г., «По донесению исполняющего должность Черниговского Гражданского губернатора о купце Санникове, мещанине Бобылеве и других сужденных за нарушение данных ими подписей о принятии правильного Священства». Имеется отметка о принятом решении по делу 4 января 1853 года. Надо поднимать дело...
 | | |
sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 121 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 55 | в продолжение темы: там же в РГИА Ф. 1284 Оп. 198 д.201, 19 листов. Опись делам 3 Стола 3 Отделения Департамента Общих Дел МВД за 1840 г. «По донесению И.д. Черниговского Гражданского Губернатора о Злынских мещанах Новикове, Матреничеве, 3 гильдии купце Санникове и других, сужденных за совращение в раскол священника Василия Покровского». Отметка о принятии решения от 20.05.1842
... задаюсь вопросом, это какой же надо было обладать силой духа, уверенностью в себе, знаниями о религии и вере, умении дискутировать и даре убеждения, чтобы суметь переубедить православного священника отказаться от своей и следовать дальше вере старообрядческой? При этом понимая, что будут подвергнуты гонениям и осуждению...
Прикрепленный файл (Screenshot_.pdf, 19050 байт) | | |
sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 121 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
4 апреля 18:04 8 апреля 13:33 побывал в РГИА в Питере, отработал ряд дел. в том числе и оба вышеперечисленные.. какой можно сделать вывод.. как со времен никоновской реформы начали подвергать гонениям старообрядцев, та ки продолжали практически до начала ХХ века с краткими периодами послаблений, людям старались создавать максимальное количество проблем во всех сферах жизни и бытия. В том числе и в церковной жизни - венчания, совершенные не в правильном священстве не признавались, супруги такие объявлялись прелюбодеями и сожительствующими во грехе, дети также не признавались законнорожденными, на староверов возлагалось бремя доказывания, что они обряды провели в правильной церкви и у правильного священника, правдами и неправдами уговаривали старообрядцев, которых везде именовать старались в официальных документах как раскольников и сектантов, дать обещание, подписку об отказе от "раскольнической ереси" и принятии православия или единоверия и много чего прочего, и это еще не вдаваясь в экономическую сферу, где всё также было очень и очень сложно..
по делу Ф. 1284 Оп. 198 д.201: Черниговская Палата уголовного суда рассмотрела дело о злынковских мещанах: Павле Иванове Новикове (55 лет), Кононе Александрове Матриничеве (61), 3-й гильдии купце Иване Петрове Санникове (53), купеческом сыне Иване Попкове (50), приговором определяет: 1. из подсудимых Павле Иванове Новикове за обольщение и склонение в 1831 году священника села Бокотова Калужской Духовной Консистории Василия Яковлева Покровского из православия в раскол, а Конона Матриничева за привоз оного священника в посад Злынский, наказав через нижних полицейских служителей полиции плетьми первого двадцатью, а последнего пятнадцатью ударами, оставить на месте жительства; 2. купца Ивана Санникова, купеческого сына Ивана Иванова Попкова, мещан Перфила Яковлева Новикова (71), Филата Еремеева (49) и Еремея Прокофьева (82) Санниковых и крестьянин князя Голицына, жителя Красной Злынки Никифора Ларионова Говядина (58), невинившихся в том, что они посылали за священников Василием Покровским для склонения его в раскол и достаточно неуличенных в поведении неодобренных, оставить в сильном подозрении; 3. купеческого сына Ермила Тимофеева Санникова (42), бургомистра, неоказавшегося по настоящему делу виновным, оставить свободным.
Дело имеет гриф "секретно", началось в Новозыбковском земском суде 1838 г. августа 5, следствие закончено 1839 марта 22, в Злынскую посадскую ратушу поступило августа 1, в оной решено декабря 28, в Уголовную Палату прислано февраля 13, приговор состоялся марта 15.
по делу Ф. 1284 Оп. 207 Д. 546: дело о раскольниках посада Злынки Злынковском купце 3-й гильдии Иване Петрове Санникове (65 лет) и еще 29 человек. Свидетели показали, что Иван Петров Санников своих внучат крестил неизвестно где и у кого, однако сам он при допросе показал следователю, что «…согласился принять правильно священство не по душевному желанию, а вследствие убеждения начальства, и никогда и никому ни словесного, ни письменного согласия на принятие правильного Священства не изъявлял». Попечители и староста церкви на запрос следователя отозвались, что все эти лица как почетные прихожане прежде постоянно ходили в церковь на богослужения. Следователь отмечает, что подписка (о принятии правильного священства) была дана в 1845 году.
Решение суда: 1. Всех вышеуказанных, кроме указанных в двух последующих пунктах, признать виновными в уклонении от единоверия и заданного подпискою на основании 206 статьи и 218 статьи Уложения отослать к духовному начальству для увещевания их и вразумления. 2. Михаила Колесникова, Григория Старинцева и Гаврилу Воробьева, признать виновным в распространении своей ереси и соблазну других, по силе 206 статьи Уложения, лишить всех прав состояния и сослать на поселение в Закавказский край. 3.Затем всех прочих вышепоименованных подсудимых относительно уклонения от Единоверия и распространения ереси, на основании 1177 ст. XV тома свода Уголовных Законов, оставить их в подозрении. 4. О Кириле Холщевникове за смертью его на основании 160 ст. Уложения суждения не полагать.
Дело также с грифом "секретно", было начато 25.04.1850 г. и рассмотрено Секретным Совещательным Комитетом, в Новозыбковский городской магистрат поступило 26.05.1850 г. и решено в оном 13.03.1854 г., подсудимые находились на свободе. Все подсудимые значатся прихожанами Злынской Никитской церкви. На неоднократные запросы МВД о том, какие меры были приняты по итогу ежели подсудимые отказались от принятия единоверия, 2.04.1854 г. Новозыбковский городовой магистрат сообщил, что за непринятие единоверия каждый был выдержан в тюрьме посада Злынка 2 недели с 14.04.1853 г.
Такая вот доля досталась нашим предкам и тут поневоле задумаешься, хорошо или нет, что после развала Империи одним из первых решений новой Советской власти было отделение церкви от государства.
| | |
sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 121 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 55 | sannikov_rb написал: [q] всё больше появляется документальных свидетельств, что род мой действительно был из староверов... В архивных фондах РГИА нашел такой вот фонд № 1284 "ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩИХ ДЕЛ МВД", Оп. 207 Д. 546 (49 страниц), за 1852 г., «По донесению исполняющего должность Черниговского Гражданского губернатора о купце Санникове, мещанине Бобылеве и других сужденных за нарушение данных ими подписей о принятии правильного Священства». Имеется отметка о принятом решении по делу 4 января 1853 года. Надо поднимать дело...
[/q]
В принципе этот фонд может быть интересен многим исследователям, у которых предки были староверами и особенно если жили в местах их компактного расселения... поскольку б Ольшую часть времени староверы подвергались репрессиям, гонениям и особому контролю, многие из них попадали под расследования за свою веру и по ним остались документы в этом департаменте МВД, а по одному делу могли проходить несколько человек, а то и десятков.. так. по делу 546 Ф. 1284 Оп. 207 проходило сразу 30 человек посада Злынка и окрестностей.. и в этих списках можно найти своих родных... | | |
sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 121 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
19 апреля 12:21 19 мая 10:14 sannikov_rb написал: [q] побывал в РГИА в Питере, отработал ряд дел. в том числе и оба вышеперечисленные.. по делу ф. 1284 о.207 д. 546 проходят:
[/q]
лист дела 1: раскольники посада Злынки: 1. купец Иван Петров Санников, 65 лет мещане: 2.Тихон Акимов Бабылев, 64 3.Прохор Кузьмин Старинцов, 46 4.Гаврил Семенов Воробьев, 34 5. Михаил Иванов Колесников, 43 6. Митьковский 3-й гильдии купеческий сын Федот Алексеев Ипатов, 44 7.Сафрон Терентьев Смирнов, 33 8. Гаврил Терентьев Смирнов, 37 9. Данил Терентьев, 41 (так в деле, возможно тоже Смирнов)10. Андрей Иванов Новиков, 61 11. Савва Васильев Паньков,48 12. Григорий СТепанов Золотухин, 51 13.Иван 1-й Федотов Быков, 41 14. Иван 2-й Федотов Быков, 28 15. Гаврила Александров Любимов, 55 16. Козьма Григорьев Сторинцев, 80 (так в деле, возможно СтАринцев будет правильно)17.Сергей Евстратьев Малин (возможно и Мамин, в исповедках встречал в Злынке такую фамилию) 18. Кирил Холщевников, 48 19. Лаврентий Евстратов Гончаров, 56 20. Еким (Ефим - на другом листе дела) Федоров Поляков, 70 21. Иван Климов Воронин, 44 22. Иван Леонов Редкоусов, 39 23. Федор Леонов Редкоусов, 30 | | |
sannikov_rb Модератор раздела
Минск Сообщений: 121 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
19 апреля 12:29 19 июня 8:15 Ф. 1284 Оп. 204 Д.408 1849 г. 34 листа. «По отношению Пермского гражданского Губернатора о крестьянине Алексее Санникове и девице Агафии Вагниной, сужденых за вступление в брак без венчания». Отметка о принятии решения от 22.06.1851 Записано в деле 28.03.1849 г. л.д.1 – крестьянин ведомства государственных имуществ Букорь-Юрловской волости Дубровского сельского общества дер. За(о)новой Алексей Лаврентьев Санников л.д.1об – в 1847 г. не доказал, что он действительно отлучался в г.Казань, где был обвенчан в неизвестном ему селении с высватанной им дочерью непременного работника Воткинского завода деревни Заболотной Тимофея Иванова Вагнина Агафии. л.д.2 – Алексею 18 лет, Агафии – 19 лет. Решение суда: Брак признали от общего сожития отлучить так чтобы каждый жил со своими родителями. л.д.2об – Лаврентий Санников из православия отступил в раскол, на 2 и 3л.д. Агафья указана как Багнина. л.д.2об – Агафья указана, что состояла в православии. л.д.6 – Агафья Тимофеевна, ее родной отец работник Воткинского Казенного завода в д.Заболотной – Тимофей Иванович, а сама на обороте листа также указана как Авдотья, его жена (мама Агафьи) Мария Леонтьева, 55 лет. л.д.7об – жена Лаврентия Семенова Санникова – Татьяна Семенова Санникова. л.д.8 – Лаврентий Семенов Санников указан следователем как до 1812 года (по РС возможно?) бывший в православии, а до 1838 г. – в раскольничестве, а с 31.12.1838 – в единоверии, однако сам же Лаврентий в своем объяснении показал, что в православии никогда не бывал. | | |
|