Школа на Дворянской улице ДмитроваДом №64 на бывшей Дворянской (ныне Кропоткинской) улице построен в 1860-х гг.. Недалеко от описываемой школы, на противоположной стороне улицы, стоят дома Клятовых – 1822 г., Новоселовых – 1842 г., Чулковых – 1870-80-х гг.. Мнение историка В.В.Зубарева о том, что застройка западной линиии Дворянской (ныне Кропоткинской) улицы г. Дмитрова, на месте предполагаемого древнего рва, появилась в самом конце XIX-начале XX в., как видим, ошибочна. Кроме того, ситуация, изображенная М.Н.Тихомировым, требует изучения и анализа, т. к. по наблюдениям археологов И.А.Бойцова и А.А.Зайцева начала 1990-х гг., в северной части школьного участка – там, где по М.Н.Тихомирову должен быть ров, переходящий в болото - ими обнаружен непотревоженный культурный слой XV в..
Судя по внешнему облику – вытянутому вдоль улицы официальному фасаду с однообразным рядом окон на серой стене (первоначальный цвет стен), и планировке, можно предполагать, что строилось здание, как начальная школа на два класса. Располагались классные комнаты вдоль фасадной восточной стены. Через несколько лет была сделана первая пристройка. Перспективу расширения дома, путем последовательной пристройки западной клети, намечали уже при строительстве первоначального пятистенка - бревна нижних венцов выпустили для перевязки с нижними венцами новой клети. При возведении первой западной клети снова сделали выпуски нижних бревен для перевязки с последующей пристройкой.
От первого этапа сохранился карниз – верхняя часть существующего карниза. Этот карниз проходил также по стене, к которой на втором этапе была пристроена средняя западная клеть.
После пристройки средней западной клети, такой же, как на основной части, карниз был сделан на новой пристройке. Затем бревенчатые стены обеих разновременных частей были окрашены серой краской. Классы были довольно холодные. Стены классов были оклеены дешевыми обоями в мелкий цветочек.
В конце 1880-х годов здание реконструировали. Перекрытие опустили на полметра, стены и потолок обили слоем войлока, оштукатурили, окрасили рыхлой и чересчур пересиненной побелкой. Тогда же дом впервые получил тесовую обшивку (между пристройкой средней западной клети и последней клети). Обшивка сделана досками, толщиной 27-30 мм. Две склеенные доски образовывали один руст шириной 40 см.. Доски были склеены очень хорошо - через сто лет место склейки у многих досок оставалось незаметным. На этом этапе обшивку сделали без снятия карниза, поэтому образовалась щель между
карнизом и досками обшивки. Стык закрыли узкой доской с мелкой рустовой порезкой. Нижний подзор первоначального карниза, в виде сплошных зубчиков с бороздкой над ними, был закрыт полностью.
На чердаке дома, во время проводимого ремонта, обнаружена металлическая емкость с краном, литров на 30, которая могла служить и умывальником и бачком питьевой воды для учеников. В емкости сохранилась, в хорошем состоянии, целая стопка дореволюционных детских прописей с "ятями". Каллиграфическим почерком ученики вывели слова о вороне и волке (в послереволюционные годы объясняли всему миру "мы не рабы, рабы не мы", а в советские времена учили "маму мыть раму…").
Однако в школе успели покрасить только еще один раз – под цвет слоновой кости, а потом дом был продан в частные руки. Причина продажи осталась нам неизвестной, но время определено – примерно в 1900-м году. Датировать оклейку стен обоями с перламутрово-золотым отливом помогли газеты "Русский листок" за август-декабрь 1899 года.
В одном из обнаруженных фрагментов газеты сообщается о присутствии на литургии в Успенском соборе Московского Кремля великого князя Сергея Александровича. В его свите присутствовал Московский городской голова В.М.Голицын – дед хозяина квартиры на ул. Кропоткинской.
В 1920-30-е годы дом принадлежал владелице одной из дмитровских парикмахерских А.А.Грановской и ее мужу А.И.Соколову. Здесь до завершения строительства участка канала, с 1934 по 1937 год была размещена каналстроевская художественная мастерская. Вероятно, от того времени на чердаке сохранился карандашный портрет Фридриха Энгельса с авторской подписью известного советского портретиста Яр-Кравченко (портрет в красной рамке, прибитой к красному древку – для демонстрации – антипод церковной хоругви).
После каналармейцев, до 1953гг. в доме жила семья Голицыных, выселенная из Москвы. В Дмитрове в 1932 г. умер бывший градоначальник города Москвы – 85-летний Владимир Михайлович Голицын (похоронен у Казанской церкви на Подлипечьей горе. В доме на Кропоткинской жил (умер в 1942 г.) его сын - Михаил Владимирович Голицын с женой – Анной Сергеевной (в девичестве Лопухиной). Здесь до ареста осенью 1941 г. жил сын Михаила – художник и изобретатель Владимир Михайлович. После него осталась жена Елена Петровна (в девичестве Шереметева), дочь Елена (в замужестве Трубецкая), ставшая архитектором-реставратором, сыновья: Михаил (впоследствии доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН) и Илларион, ставший художником (академик АХ). Здесь нашел свой первый дмитровский приют бездомный (в столицах жить ему так же, как и Голицыным, было запрещено) двоюродный племянник Елены Петровны – Александр Петрович Истомин (потомок славных русских адмиралов), здесь у него бывал его сводный брат Сергей Петрович, тоже ставший художником. Здесь у Владимира Михайловича часто собирались "Дмитровские чудаки" – группа дмитровских художников: А.Т.Гревцев, А.П.Любимов и другие.
В последнее время дом занимала иконописная мастерская и несколько мелких организаций.
Таким образом, с Дмитлаговских времен до настоящего времени с некоторыми перерывами дом был связан с художниками.
Парадный вход в дом располагался в восточном торце не сохранившейся южной веранды. Над входной двухстворчатой дверью с улицы был кованый козырек на кованых консолях. Парадная филенчатая дверь распахивалась наружу. Вся южная веранда была застеклена и в непогоду дети играли там. Западный торец веранды занимал туалет. Веранда не сохранилась, но сохранились фотографии южного фасада в собрании Галины Александровны Истоминой, жены Александра Петровича.
Остекление южной веранды состояло из 6 одинаковых рам. Седьмое членение было занято дверью из веранды, предположительно, не первоначальной, вставленной на месте седьмой рамы. Крыльцо перед этой дверью было втиснуто между верандой и проездом на участок, поэтому не имело необходимой верхней площадки – сделано не по-настоящему.
Входная дверь из веранды в дом сохранялась под поздней обшивкой до 2004 г.
Юго-восточный угол дома занимала большая комната, в которой до 1941г. жил Я.С.Нерославский, а после 41-го – Б.М и М.А. Сундушниковы. (Г.М.).
Коридор с двумя окнами шел вдоль западной наружной стены. У второго окна, в левом углу коридора, стоял узкий столик с керосинкой – "кухня". Коридор поворачивал направо, огибал печку, за которой находилась дверь в следующую по коридору комнату К.К. Степачевой-Ковалевой с дочерью.
Семья Голицыных занимала две северо-восточные комнаты. Обе комнаты были вытянуты вдоль улицы и вместе они составляли общий квадрат 7,5х7,5м.
Войдя в двустворчатую входную дверь, попадали в узкое пространство между альковом бабушки и дедушки и настенной вешалкой, занимавшей место от двери до печки. Вверху над вешалкой и по южной стене висели панорамы Каналетто (Ларион их отреставрировал – совершенно изумительные картины! - Т.Е.).
Юго-западный угол алькова и всей комнаты занимала тахта. По южной стене, рядом с тахтой стоял небольшой столик с двумя стульями. Альков был отгорожен от прохода плотной шторой, висевшей между южной стеной и юго-восточным углом буфета. С северной стороны альков такой же плотной шторой и буфетом был отделен от столовой. В самом центре квартиры стояла белая гладкая кафельная печь, которая топилась из столовой.
В северо-западном углу столовой стоял дедушкин столик. "За ним дедушка просматривал газеты и почту и занимался с нами французским языком (– Т.Е.)". "Рядом по западной стене стояла тахта гувернантки (- Т.Е.) Александры, к которой примыкал обеденный стол – на этой тахте за обедом сидели трое из восьми сидевших за столом. За тахтой была заколоченная дверь в столовую хозяйской половины". Рядом с тахтой по западной стене стоял большой сундук для одежды ("одежного шкафа в доме вообще не было – Т.Е.)". Из столовой была дверь на северную открытую террасу. По сторонам двери были окна. "В жаркие ночи, а иногда и днем, на террасу из дома вытаскивали все матрасы и все – и хозяева и гости - ложились там. Дверью на северную веранду пользовались только летом ( - Т.Е.)".
Восточная половина квартиры была поделена на две комнаты: северную (детскую) и южную (кабинет). Двустворчатая дверь из столовой в детскую находилась слева от печки. В детской, занимая часть прохода, стоял сундук средних размеров, на котором княгиня Елена Петровна иногда чистила картошку. Слева, за сундуком и ширмой, стояла двухъярусная деревянная кровать мальчиков, сконструированная Владимиром Михайловичем. За кроватью в углу комнаты стоял маленький туалетный столик с тазом и кувшином. Рядом со столиком стояло ведро. "Северо-восточный угол детской и всего дома занимала Еленкина раскладушка (И.Г.)". Между раскладушкой и двухъярусной кроватью проход шириной около 40 сантиметров. На стене висела карта – под глубоко забитыми шляпками гвоздей найдены частицы дореволюционной карты с фрагментами румынской территории. Над раскладушкой висели панорамы Владимира Михайловича. Рядом с окном стоял небольшой стол и кресло. Рядом со столом низкий комод, он занимал место под вторым окном, но был низким и не мешал мальчикам лазить через это окно с улицы. "Ребята часто вместо двери пользовались окном, вторым справа, а я все это видела из своего среднего окна. Из этого окна хорошо было видно, как они в столовой садились за обеденный стол, видна была левая часть стола." ( - И.Г.).
Восточная половина на детскую и кабинет разделялась книжным плотницким стеллажом, примыкавшим западной стороной к печке. Для прохода в кабинет у наружной восточной стены оставался неширокий проход.
Чаще всего входившего в кабинет встречала спина Владимира Михайловича, хозяина квартры, сидевшего за своим рабочим столом у третьего окна.
У четвертого окна стоял столик со швейной машиной "Зингер", на котором Елена Петровна шила фуфайки для фронта (награждена за доблестный труд медалью).
Рядом со швейной машиной стоял книжный шкаф. Он, как теперешние телохранители, закрыл своим телом заколоченную двустворчатую филенчатую дверь, и о ее существовании знали не все жильцы квартиры. В юго-западном углу кабинета стояла родительская тахта, накрытая ковром. Тахта нередко служила сценой домашнего театра.
Рядом с тахтой по южной стене у изголовья стоял небольшой столик с радиоприемником, составлявшим гордость Владимира Михайловича - этот приз он получил от редакции за свое географическое подвижничество.
Между столиком и книжным шкафом стояло кресло.
Мебель в доме не сохранилась. Но в семьях Голицыных и Трубецких сохранились многие предметы из дома на Кропоткинской улице (все сведения, в т.ч. обмеры предметов мебели, получены от Елены Владимировны Трубецкой) и фотографии интерьера. Из обстановки сохранились: рабочий стол Владимира Михайловича, кушетка, сундук маленький, ковер с тахты, портретная галерея (десятки портретов) предков (акварели, масло, фотографии), все содержимое книжного шкафа и стеллажа (книги, рисунки, акварели) – из кабинета; обеденный стол, большой сундук для одежды, буфет, панорамы Каналетто – из столовой; столик с креслом, сундук, стоявший на проходе, комод с овальным зеркалом, живописные панорамы Владимира Михайловича – из детской.
С помощью Елены Владимировны всю мебель удалось точно "расставить" в квартире Голицыных (на бумаге).
"Цветов в горшках в доме никогда не было, но могли быть вазы с полевыми цветами (-Т.Е.)".
"Абажюры (плафоны в форме лотков) на светильники отец сам делал из плотной бумаги, потом расписывал красками, получалось очень даже красиво ( - Т.Е.)"
Стены и потолки были окрашены меловой краской (покрасили стены дмитлаговские художники в 1934 г..), поэтому в памяти Елены Владимировны Трубецкой они выглядели штукатурными и завершались штукатурными карнизами. На самом деле, стены были окрашены по бумаге и обоям. Эти обои и газеты под ними рассказали о додмитлаговской истории дома.
В соседской комнате под светлыми голубовато-серыми обоями слоя №15 раскрыты наличники и створки двери, эти обои появились сразу после выезда из дома семьи Голицыных в 1953 году.
Одновременно с слоем №15 соседской комнаты в 1953 г. стены в комнатах Голицыных были обиты сухой штукатуркой
Непосредсвенно под сухой штукатуркой раскрыта меловая покраска стен и потолка. Нижняя часть стен покрыта слегка кремовой меловой краской. Эта покраска ремонтировалась отдельными местами желтой краской. Под желтую краску неровности грубо затирались штукатуркой с крупным песком. Верхняя часть стен и потолок покрашены меловой краской с добавлением синьки. Между верхней и нижней частями на 92-96 см ниже потолка проведена семимиллиметровая синяя полоса.
В простенке между 3 и 4 окнами обнаружен мелкий автограф "Голицын", размерами 37х12 мм, написанный простым карандашом по клеевой окраске. Автограф написан рядом с гвоздем для портретной рамки, висевшей над рабочим столом Владимира Михайловича. С большой долей уверенности можно считать, что автограф принадлежит руке самого Владимира Михайловича.
Меловая краска нанесена непосредственно на упаковочную бумагу без рисунка. Под бумагой обнаружены обои (№18) с крупными цветами, в которых использована алюминиевая краска. Под обоями №18 обнаружены газеты "Известия" осени 1927 г. с осуждением процесса над Сакко и Ванцетти в США.
В северо-западном углу западной комнаты Голицыных обнаружены газеты 1925 г. с наклеенными на них сиреневыми обоями с мелким орнаментальным рисунком. Вероятно, ремонт этой комнаты был сделан чуть раньше.
Под светлыми невзрачными обоями с желтовато-кремовым полем обнаружен слой №21 эффектных темных красно-коричневых обоев "под кожу". Под ними голубые обои с изящными соцветиями из мелких цветков. Под слоем № 23 обоев с перламутрово-золотым отливом пастельно-фиолетового цвета наклеены газеты "Русский листок" за август - начало декабря 1899 г.. На одном из фрагментов встречается сообщение о том, что на литургии в Успенском соборе Московского Кремля вместе с великим князем Сергеем Александровичем присутствовали городской голова В.М.Голицын и, кажется, предводитель московского дворянства Трубецкой (инициалы не сохранились. Таким образом, на стенах одной комнаты как бы встретились два Владимира Михайловича. Ремонт можно датировать началом 1900-х годов.
Клеевая плотная желтоватая побелка (слоновая кость) относится к школьному периоду дома. Рыхлая меловая покраска в ярко-синий цвет (побелка с большим количеством синьки) сделана непосредственно по алебастровой штукатурке. Штукатурный намет сделан на дранку, набитую по войлоку на окантованные бревна.
В нескольких местах под войлоком обнаружены несколько слоев простеньких орнаментальных обоев, наклеенных непосредственно на окантованные бревна. В северной комнате обнаружены обои с орнаментом оранжевого и черного цветов. Подготовкой под эти обои служили номера газеты "Русский инвалид" за 1878 г. с фрагментами статей анализа неудач балканской кампании русской армии. Следовательно оклейку можно датировать приблизительно 1880-м годом. Точно такие же обои обнаружены на чердаке, над чердачным перекрытием северной комнаты. Соответственно синим обоям, найденным в южной комнате, такие же синие обои обнаружены над чердачным перекрытием южной комнаты. Это свидетельствует о том, что первоначально высота комнат была выше, но в процессе ремонта чердачное перекрытие было опущено на теперешнюю высоту, а окантованные и оклеенные обоями венцы оказались на чердаке. Дом капитально перестроен примерно во второй половине 1880-е гг.
Под газетами 1878 г. в южной комнате обнаружены два слоя обоев с очень мелкими цветами. Под нижними синими обоями на восточной наружной стене, между 5 и 6 окнами (с севера на юг) обнаружены фрагменты бумаги разных сортов плохой сохранности с плохо читаемыми рукописными текстами. Два фрагмента содержат текст какого-то армейского (инвалидного?) реестра. В нем называются полки, фамилии и селения, вероятно, для расселения названных отставников. В реестре встречаются даты 1850-1857 гг. и приписанные к селениям отставники: Семеновского полка Петр Соболев в деревне Торбеева, Лейб Гвардии Измайловского полка Петорев в деревне Савиной, Иван Муханов в деревне Настасьино, Принца Альбуртийскаго(?) полка Афанасий Лобанов в деревне Гришинская, Гусарскаго, принца Пасижскаго(?) полка Парфений Соколов, Степан Константинов, из Брестскаго полка Иван Дмитриев, в селе Сафонове, в деревнях… Сабурова, Сазониха, Мотовино и другие.
Внутри дома у окон сохранились профилированные тянутые штукатурные карнизы, профилированные наличники и подоконники. Сохранились: стеклянная филенчатая двустворчатая дверь на половине хозяев (Грановской и Соколова), плотницкая входная дверь в южной стене дома и дверь в южной стене восточной комнаты Голицыных. При исследовании дома найдены следы и фрагменты всех остальных окон и дверей, существовавших за всю историю дома, следы нескольких печей.
По воспоминанию Г. А. Истоминой может быть реконструирована планировка и обстановка на хозяйской половине дома – у "тети Нюты", по ее рассказу составлен план.
Чердачное перекрытие и перекрытие над подпольем бревенчатое. По балкам сделан сплошной накат толщиной 120-140 мм из окантованных бревен - это, как бы, наружная стена дома, положенная горизонтально. По бревенчатому накату сделана стяжка из глины, окрашенная известью, и засыпка из сухой земли. Первоначальные полы не сохранились, однако полы 1930-х-1940-х гг. обнаружены при ремонте 2003/04 г..
На торцах бревен северной стены обнаружены врубки от конструкций открытой северной террасы, таким образом определены ее габариты.
На горизонтальной доске подшивки карниза в южной части восточного фасада сохранились отверстия от стоек, проходивших сквозь карниз. Эти следы идентифицируются со стойками дверной колоды входа в веранду.
На досках обшивки восточного фасада под коричневато-желтой краской и под коричневой краской на других фасадах во многих местах обнаружена синяя краска 1970-х гг.. Под синей краской на досках краска не обнаружена.
До проводимого в настоящее время ремонта сохранялась досчатая обшивка фасадов "под руст" из клееных досок, сохранился карниз, сохранилась северная пилястра на восточном фасаде, сохранились окна с наружными профилированными наличниками, на восточном и западном фасадах дома, с лучковыми фрамугами в восточной стене.
Над крышей были две печные трубы, у северной еще в 1950-е гг. сохранялся простенький дымник в виде горизонтального полуцилиндра.
На углах были водосточные трубы. Верхняя часть труб имела раструбы квадратного сечения.
Со слов Галины Александровны Истоминой, фасад дома был светлый, но никогда его, вплоть до 1970-х гг., не красили. После этого появился яркий синий цвет, потом темно-коричневый и в последний год восточную стену покрасили коричневато-желтой краской.
На всех фотографиях фасада (1949-53 гг.) видна облезлая восточная стена со следами светлой, вероятно, белой краски (побелки, вероятно, сделанной дмитлаговцами в 1934 г.). Наличники на фотографиях более темные, (найдены следы темно-красной краски). Рамы окрашены белилами.
Крыша двускатная, с торцевыми южной и западной вальмами. На железной кровле и в обрешетке сохранились следы разобранных двух слуховых окон на вальмах и печных труб на западном скате первоначальной части дома.

По результатам натурного исследования, по старым фотографиям и описанию Е.В.Трубецкой, М.В.Голицына, Г.А.Истоминой был разработан проект реставрации интерьера и фасадов, однако его реализация оказалась нереальной. В процессе работ, проводившихся без авторского надзора, почти все сохранившиеся детали дома были утрачены...

Создан еще один муляж.
Сергей Гаврилов,
автор проекта реставрации
Позавчера (22.07.2011) позвонила Елена Владимировна Трубецкая (в девичестве Голицына) спросить, что происходит с их домом Голицыных? Правда ли, что дом разбирают и на его месте собираются строить еще один коттедж? Что я мог ответить, если меня (автора проекта реставрации) к работам не привлекли? Сегодня посмотрел - действительно, разбирают... Внутри никаких следов огня не видно, но все задние стены уже разобрали. По всей видимости, на чердаке был совершен контролируемый поджог...http://fotki.yandex.ru/users/Sergeygav/view/466686/?page=1
Село Подъячево смотрите также на сайте Натальи Бондаревой http://nataturka.newmail.ru/usadiba/podiachevo.html