⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
с. Вязовка Астраханская область Черноярского уезда Астраханской губернии
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 27 28 29 30 31 * 32 33 Вперед → Модераторы: Миус, Asmodeika, xrompik, fraujulika |
tim0721 почетный участник г.Астрахань Сообщений: 909 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 1058 | ГААО ф 794-1-1168 1864 г По сведениям переданному из 1 стола о наделе землей переселенцев поляков с.Вязовка Михаил Иванович Блажиевич жена Паулина сын его Иосиф. Казимир Валейко жена Аполония |
Лайк (1) |
Piligrim12 г. Волгоград Сообщений: 745 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 7176 | Всем добрый день! Сегодня я закончил работу с одним очень важным документом по Вязовке. Это - Этнографические сведения о жителях Вязовского селения Черноярского уезда сященника Никиты Смирнова из рукописей РГО по Астраханской губернии. Считаю его одним из самых информативных в плане документов по краеведению Вязовского селения. Отрывки буквально частицы наверное попадались кому- то в сети. Я долго искал этот документ! И как обычно информация пришла неожиданно от dipol31 о том, что с ним можно ознакомиться в Президенской Библиотеке. Центр удаленного доступа находтся у нас в Волгограде в Горьковской Библиотеке, с нее и началось мое закоство с ним. Далее поиски оригинала, который я нашел в Питере в Русском Географическом Обществе (РГО). Его заказ в Архиве РГО. И вот документ был получен. Но почерк оказался очень тяжелым для восприятия, а ошибки в переводе для данного документа при дальнейшем его копировании считал недопустимыми. И вот две недели, буковка за буковкой, я переводил его в читабельный вид. Сегодня я закончил расшифровку и готов разметить его здесь и прикрепить в раздел "Литература". P.S.Материалы дела будут переданы в школьный музей Вязовской школы. |
Лайк (3) |
Piligrim12 г. Волгоград Сообщений: 745 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 7176 | "ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИТЕЛЯХ ВЯЗОВСКОГО СЕЛЕНИЯ ЧЕРНОЯРСКОГО УЕЗДА" (Н.Смирнов) Собрание сведений для Этнографического Отделения 1. Относительно наружности В сем селении как мужчины, так и женщины вообще росту среднего, а большого роста обоего пола хотя есть, но мало, дородны голова, руки, ноги, лоб, щеки и грудь сообразно размерности, господствующий цвет волос, глаз, бровей, мужского пола бород вообще темно русый, черного мало, рыжего же очень мало 2. О языках В сем селе первая народная нация Малороссияне, и содержит православную веру, но между собою употребляют свой малороссийский язык переселившиеся сюда из Воронежской и Харьковской губерний. А говорят они вместо он пошел домой, вин пошел до дому, вместо конь –кинь, вместо овца-вивца, по-русски же они говорят не очень чисто, и понятно Вторая нация Великороссияне приселившиеся из Московской и Воронежской губерний. Сии переселенцы действительно Е в Я превращают. Вместо его говорят яго, вместо него говорят яму, вместо еще – яшто, вместо кочка- кочкя. Прибавляют ко многим речам и то малушка в знак подтверждения. Вместо глагола говорить баил, гутарил. 3. Домашний быт В сем селении вид жилищ, и их расположение, внешние и внутренние убранства и домашние утвари имеются простые по-русски, ибо вообще избы покрыты соломою, двери огорожены забором, а другие плетнем. Снаружи вообще избы мазаные желтой глиною и выбеленые мелом или известью. Строения правильного фасада. По сим Высочайше утвержденных планов не имеет. Внутри покоев убранство просто мужичье, а именно: палати, лавки топорной работы, стол впереди, святая икона самой простой работы иконописной, и более ничего. Платье обыкновенное для будней мужское в летнее время кафтан своей работы из овечьей шерсти, а для праздников халат нанковой; Женское же платье во время лета для будней так и для праздников сарафан ситцевый, а у других поневы, смотря по состоянию, а во время зимы женского пола носят для будней овчинные тулупы и ничем непокрытые, а для праздников покрытые нанкою или черным платком. Пища ежедневная употребляется крестьянами: щи, каша русского помина хлеб: как в постные дни так скоромный, а в праздники с прибавлением к оной пище белого хлеба и начинкового пирога с печеною грушею, которую покупают у извозчиков. При рождении здесь обычай что бы имя было наречено какого-либо преподобного, а не мученика, ибо имеет в сем случае замечание, что если наречено имя преподобного, то будет счастливым, а если имя мученика, то будет несчастливый; После святого крещения бросают воск в купель в которой собираются восприемником постриженные волосы священником, и замечают если воск поплывет, то новокрещеным будет долголетие если не поплывет, то много жить не будет. При свадьбах совершают молебны с усердием для того чтобы какой-либо мастер или мастерица чернокнижества не испортили новобрачных особенно в то время как они будут идти из храма по совершении брака в дом свой, а посему подозреваемых лиц в сем случае угощают как можно лучше и говорят что хлеб соль не попустит врага сотворить зла; при погребении же в сем селении никаких обрядов не совершается кроме христианского долга; при неурожаях исполняют христианские молебствия с крестным ходом вокруг своих полей, других примет никаких не видится; при моровых язвах совершают во храме молебствия и ходят с крестным ходом вокруг селений с иконами и совершают молебны на каждом перекрестке; что касается до лекарств и снадобьев для лечения никаких не имеется; занятия в здешнем селении: хлебопашество, скотоводство, чумачество или извозчество на быках, мельничество и другие черные труды: рукодельности и рукомесленности не предвидится, по проведении праздника вечером поют как мужчины так и женский пол песни просто народные, в летнее время девки играют в хоровод поют тоже хороводные песни сельского произведения в том и их находится и веселье. Музыки у них никакой не имеется кроме гармонии и балалайки и боле ни на что не умеют. Здесь на местное семейство по примерному расчету как получаются средства и расходуются, сколько употребляется семейством на уплату податей и подушных - на земские сборы, на насущное пропитание и другие необходимые прожитки как-то на соль, на деготь, и на прихоти как-то щегольство, праздничное угощение, я ничего объяснить не могу потому что мне о том ничего неизвестно. 4. О особенности общественного быта Как объяснение сего пункта настояще объяснить не могу потому что не случалось быть никогда на мирских сходках как они созываются и какое идет на них рассуждение, и как поставляются решения, о сем мне неизвестно потому и не могу объяснить. Общественные же власти и чины состоят из старшины и двух добросовестных и 30-ти человек выборных стариков и ничего еще не знаю. 5. Умственные и нравственные способности и образование Находящиеся в сем селе крестьяне государственных имуществ заметно по некоторым отношениям наблюдаемым мною: молчаливы, сметливы, развязны, обходительны и довольно учтивы доказательством сему служить может что они к своему начальству послушны и исполняют приказания с точностью; набожны так как ходят в праздничные дни в храм в большом количестве с христианским усердием, гостеприимны принимают странника по возможности, благотворительны всем сборщикам на построение новых храмов жертвуют с благоговением, господствующий порок есть тот, что они иногда довольно употребляют горячие напитки, тогда в них усматривается бесчувственность и в то время бывает склонность к ссорам, дракам и другим неприятностям. Мужчин грамотных здесь четверо, а женщины ни одной. Здесь есть раскольники поморской секты, малейшее число молящихся за царя. Особенность их верования заключается: а) что они свято почитают двуперстное сложение креста, а трехперстное проклинают, б) чтят старинные иконы работы иконописной. с) не почитают православную церковь утверждая своим слепым мнением что истинная церковь взята на небо, а на земле нет Церкви святой соборной Апостольской. 6. Народные предания и памятники Между крестьянами Государственных имуществ кои здесь единственно находятся, в виде сказок, песен, поговорок, рассказов о временах прошедших, воспоминания их о кладах, разбойниках, а более ничего не предвидится, ибо в окрестности Вязовского селения и подобных селу видов не имеется. К сим сведениям Вязовской Иоанна-Богословской церкви Священно и церковно служатели подписались: Прикомандированный Иерей: Никита Смирнов Дьячок: Дмитрий Покровский Пономарь: Петр Сластуевский Источник: РГО; Свящ. Никита Смирнов. Этнографические сведения о жителях Вязовского селения Черноярского уезда. Соглашение № 24 от 12.02.2016 Разряд 2 Рукописи трудов членов Русского Географического Общества и отдельные документы по Астраханской губернии, Дело 53. Сссылка на статью в VK |
Лайк (7) |
tim0721 почетный участник г.Астрахань Сообщений: 909 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 1058 | ГААО ф Р 2651-1-15 1924-1925 г Протоколы общих собраний граждан с.Вязовка |
Лайк (3) |
Piligrim12 г. Волгоград Сообщений: 745 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 7176 | tim0721 написал: ГААО ф Р 2651-1-15 1924-1925 г Протоколы общих собраний граждан с.Вязовка В.В. Спасибо, а что внутри не смотрели случайно, какая то генеалогическая информация присутствует? Или только списки и цифры. |
tim0721 почетный участник г.Астрахань Сообщений: 909 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 1058 | Пока не смотрел но скоро посмотрю и сообщу |
Лайк (1) |
Piligrim12 г. Волгоград Сообщений: 745 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 7176 | ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ И ЗАСЕЛЕНИЯ СЕЛА ВЯЗОВКА Историю основания и заселения с Вязовка Черноярского уезда Астраханской губернии, подытожив все найденное за прошедшие годы я постарался изложить в своей статье. Файл История основания и заселения села Вязовка PDF формат.pdf, 1675 Кб |
Лайк (3) |
tim0721 почетный участник г.Астрахань Сообщений: 909 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 1058 | ГААО ф 687-1-7 1799 г Журналы заседаний ОБЩЕГО ПРИСУСТВИЯ Астраханской казенной палаты Тамбовская удельная экспедиция при сообщении октября 4 от 22.09 № 2737 препровождая в сию палату о удельных крестьянах 71 душу.перешедших из Тамбовской на поселение в здешнюю губернию ведомость требует причислить их окладом 69 сначала будующего 1800. года. а две души с 797 г и в той ведомости показана дворцовые крестьяне Черноярского уезда в селение Вязовка .в том числе следующих ко причислению с 797 году 2 души. Соленое займище-24 и ставропольского округа в селе Рождественском-18.а всего 71 душа.а по справке оказалось.на 799 год состоит в окладе дворцовых крестьян черноярской округи в селении Вязовка 33 и Соленое займище-68 душ.Ставропольского округа в селе Рождественском удельных крестьян ни одной души в окладе нет.по поверкам присланной ныне из удельной экспедиции в сию палату явствует.что написанные по той ведомости удельные крестьяне в селении Вязовка-29 и Соленое займище из числа 24 20 причислены здесь с окладом с 797 года.а 2 души именно Козма Минин Стукалин с сыном Игнатом считаются в окладе с 1800 года.а другой сын ево Стукалина Абрам по донесению Черноярского земского суда оказался рожденным после 5 ревизии и в оклад не положен.ибо об нем никаких сведений в палате не было.а на требование об нем черноярского земского суда .сего ноября 17 дня дал знать.что он точно до 5 ревизии рожден по скаскам на прежнем жилище показан и по прибытию сюда на поселение помер |
Лайк (3) |
Piligrim12 г. Волгоград Сообщений: 745 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 7176 | >> Ответ на сообщение пользователя tim0721 от 16 октября 2024 14:40 tim0721 В.В. Спасибо, Да 33 души в Вязовке удельных, все сходится. |
Piligrim12 г. Волгоград Сообщений: 745 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 7176 | Всем добрый день! Данный пост никак не связан с генеалогией жителей с. Вязовка, но все же имеет к селу непосредственное отношение. Дело в том что при подготовке материала по созданию группы в ТГ по Вязовке (которая скоро появится) я понял что у Вязовки, как впрочем и у многих других небольших населенных пунктов нет своего своего герба, и нам показалось это неправильным. Мы решили этот пробел восполнить. Определили все что считали значимым для истории Вязовки и что выделяет ее среди других селений, определив главное: Вязы, многолетний дуб в Вязовской дубраве, почту и конечно мосты и взялись за дело. Особую благодарность хочу выразить Дмитрию Полухину dipoi31, который и воплощал наши с Ниной Александровной Ануфриевой Chrysanthemum пожелания и предлагал свои. На мой взгляд нам это удалось. Конечно никто не претендует, что он будет признан официальным, но пока другого варианта мы не имеем пусть будет так.. Ниже предлагаю наш вариант герба села Вязовка Черноярского района Астраханской области. |
Лайк (7) |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 27 28 29 30 31 * 32 33 Вперед → Модераторы: Миус, Asmodeika, xrompik, fraujulika |
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Южный округ » Астраханская губерния » с. Вязовка Астраханская область [тема №137828] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались - покиньте сайт. Политика персональных данных Содержимое страницы доступно через RSS. Пользуясь сайтом вы принимаете условия пользовательского соглашения © 1998-2024, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |