⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Вязовка село Черноярский уезд Астраханская губерния |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 26 27 28 29 30 * 31 32 33 34 35 36 37 Вперед → Модераторы: Миус, Asmodeika, xrompik |
Piligrim12 г. Волгоград Сообщений: 1587 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 8467 | Всем добрый день! Недавно нашел один для себя один интересный неизвестный факт из истории села Вязовка. Оказывается, что именно в Вязовке в отличии от других близлежащих селений одним из первых появился телеграф. Так согласно информации указанной в архивном источнике 1895 года указано что отдаленность от ближайших телеграфных станций «находящихся в городе Черном Яру и колонии Сарепта» составляло около полутора сотни верст, что «создавало для окрестного населения Каменоярской волости серьезные затруднения» обуславливаясь «потребностями административного свойства». О чем было написано ходатайство Астраханскому губернатору в котором было указано о безусловной необходимости" открытия именно в Вязовке телеграфа при почтовой станции. Далее приведу частично оригинальный текст из журнала Черноярского уездного съезда который на мой взгляд наиболее подробно об этом повествует: Журнал 1805 года, февраля 23 дня, Черноярский уездный съезд в административном заседании в составе: Председателя съезда В.П. Сафонова, земских начальников:1 уч. А.Н.Соловьева,2 уч. Г.П Квашнина, при и. д. Секретаря А.Я Феликсов, Рассмотрев производство свое №17-1895, об открытии в селе Вязовке, телеграфной станции, нашел что Вязовка расположена в центре местности, достаточно населенной и ежегодно развивающую свою промышленную и земледельческую деятельность отдаленность же от ближайших телеграфных станций, находящихся в городе Черном Яру и колонии Сарепта, нередко создает для окрестного населения серьезные затруднения. Вместе с тем открытие телеграфной станции в районе Каменоярской волости вызывается потребностями административного свойства. В виду изложенного и принимая во внимание что первоначальное устройство станции и дальнейшее содержание ея, не сопряжено с большими издержками, на покрытие части которых имеются и местные средства, Уездный съезд вносит соглашаясь с основаниями, приложенными впрошении Земского начальника 2 участка Черноярского уезда представленных Начальнику Саратовского почтово-телеграфного округа от 14 января 1895 года за №36, определил: Представить Господину Астраханскому губернатору, вследствие предложения Его Превосходительства от 3 февраля за №323, о безусловной необходимости открытия в селе Вязовка при почтовой станции телеграфа. Председатель съезда Сафонов В.П. Источник: ГААО Фонд №440 Опись 2а, дело №15 «Об открытии телеграфа при почтовом отделении в с. Вязовка». |
Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 29625 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31097 | Государственный архив Астраханской области ГААО. Ф. 722. Оп.1. Тамбовская удельная экспедиция Кол-во ед.хр.: 46 Крайние даты документов: 1798 – 1808 гг. Список и переписка о беглых крестьянах разных губерний, поселившихся в Астраханском уезде. Дела о переселении крестьян, поставке рекрутов, о взыскании оброчных денег. Дело о постройке почтового двора для черноярских удельных крестьян в с. Вязовка. |
Лайк (1) |
Piligrim12 г. Волгоград Сообщений: 1587 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 8467 | Klim2018 написал: Дело о постройке почтового двора для черноярских удельных крестьян в с. Вязовка. Klim2018 Спасибо за информацию, но Фонд 722 на предмет поиска информации о жителях Вязовки в ГААО просмотрен, в том числе дело о котором Вы упоминаете. Про его наполнение был пост в данной теме, ниже ссылка.. https://forum.vgd.ru/post/14/137828/p4749957.htm#pp4749957 Сейчас в очереди много дел других фондов, где с виду заурядные дела позволяют получить новую неожиданную информацию. Причем просматривать описи приходится вручную, к сожалению Яндекс не дает всю информацию по названиям... |
Piligrim12 г. Волгоград Сообщений: 1587 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 8467 | Всем добрый день! Просмотрел еще одно дело, которое позволило открыть новые неизвестные факты по первым жителям Вязовки. Итак по порядку.... Дело: "Сведения о привлечении к ответственности содержателя на Вязовской почтовой станции Чудкова за нанесение побоев фельдъегерю Рудкову (ГААО; Фонд №13; Опись 1; Том 3; Дело № 3357). В названии настолько все напутано (как в принципе часто и бывает), но родная фамилия позволила мне выделить его среди остальных и как оказалось не зря. Данное дело довольно большое, постараюсь вкратце изложить его суть. В деле рассматривается жалоба некого фельдъегеря ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Гудкова который из материалов дела потребовал от старосты ямщиков Вязовской почтовой станции государственного крестьянина Владимирского селения Игната Рудкова трех лошадей для прогона, но заплатил за двух. Отчего Игнат Рудков потребовал от него плату за третью лошадь, но Гудков «осерчав ударил старосту Рудкова" и "замахивался на него кинжалом"; а сей староста оттолкнул его от "себя дугою». После чего фельдъегерь Гудков и подает жалобу в Астраханскую почтовую контору чтобы они нашли на него (Рудкова) управу.. Астраханская почтовая контора начинает расследование данного эпизода. Так как станционный смотритель Авилов был «определен» в те времена один на двух станциях Сальниковской и Вязовской одновременно, а находился на первой постоянно, а на Вязовской был периодами Астраханская почтовая контора направляет другого почтальона Найдейкина на сию станцию разобраться «каким образом столь великая дерзость от извозчика Рудкова была оказана», а на это время «отправив сего извозчика Рудкова под присмотр станционного почтальона Авилова» Надейкин выполнил все, что на него было возложено: Проверил записи в почтальонских записных тетрадях, опросил и составил при свидетельстве казачьего приказного Дениса Дьячкова сказку о числящихся в то время Вязовских ямщиках, а именно: Никиты Панфилова, Михайлы Верховинского, Савелия Семенова, Нестера Райкова, Никифора Лукина, Прокофия Рудкова, которые подтвердили действия старосты, однако самого Игната Надейкин застать не смог, так как он находился в тот момент в «Каменном» селении, и когда прибыл был «весьма пьян». После чего был вынесен вердикт Игната Рудкова отстранить от выполнения обязанностей старосты, а на его место выбрать другого достойного среди ямщиков крестьянина. Действиям же Гудкова о неоплате прогонов было дано указание передать данные на дальнейшее расследование. Но потом все же решили что Игнат Рудков не должен был вообще трогать фельдъегеря, и чтобы не повадно было другим, решила наказать его плетьми. Что и было приведено в исполнение 5 ноября 1799 года. Новым же старостой над ямщиками был назначен Володимирский государственный крестьянин Никита Панфилов, о чем приложен соответствующий рапорт. Итак, как обычно, подведу итоги просмотра данного документа, то главное , что я увидел для себя и в целом по изучении генеалогии жителей Вязовки: 1. На Вязовской почтовой станции в 1799 году не было еще постоянного станционного почтальона, а его обязанности должен был выполнять староста, выбранный ямщиками, и на данный момент им являлся Владимирский государственный крестьянин Игнат Степанов Рудков. 2. В документе представлен список ямщиков Вязовской постовой станции с указанием имени и фамилии, среди которых можно увидеть указанных в РС 1811 года первопоселенцев: Никиту Панфилова, Нестора Райкова, Прокофия Рудкова. 3. При выборе нового старосты Никиты Панфилова указано, что он Владимировской государственный крестьянин, что позволяет нам понять, где ранее были приписаны братья Никита и Степан Савельевы Панфиловы, указанные в той же РС 1811 года без записей на полях вообще. 4. В целом, чем больше изучаю документы этого периода, тем все больше убеждаюсь, что большая часть крестьян, не относящаяся к Тамбовской удельной экспедиции переселенных сюда централизовано, это были проживающие здесь крестьяне, которые обслуживали мост и выполняли работы при почтовой станции, а приписаны они были в основном к Владимирской слободе. Р.S. Со временем все болшьше открывается тайн, но наверное по иронии судьбы, последней найдется информация о моем прямом предке Ионе Степановиче Рудкове. И наверное это не спроста, а что бы никого не упустил... ![]() |
Лайк (3) |
Piligrim12 г. Волгоград Сообщений: 1587 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 8467 | И сразу в продолжении предыдущего моего поста сегодня нашелся еще один небольшой, но важный в плане определения первопоселенцев факт.. По информации, опубликованной выше среди ямщиков Вязовской почтовой станции числится причисленный АКП в 1799 году Нестер Дмитриев Райков ,которого по преданию старожилов записали в станционные смотрители и указали в Википедии. Так вот неожиданным образом нашлась информация о его "исходе» в Астраханскую губернию. Оказалось государственный крестьянин Нестор Райков "зашел" из села Кирсановки Новохоперской округи Саратовского наместничества в 1792 году.. Причем приписан он был первоначально так же к Владимирской слободе, хотя в РС 1795г по Владимировке, которые сейчас есть в доступе ни его не братьев Панфиловых я пока не нахожу, возможно это объяснится тем что причисление произошло позже пятой ревизии, а шестая сохранившаяся для изучения РС доступна только по солевым возчикам, к которым они не относились. Предположу что жили в это время они где то в районе Вязовки, на тот момент еще официально не образованной вместе с теми же братьями Рудковыми и другими не относящимися к Тамбовской удельной экспедиции крестьянами позднее причисленными АКП в РС 1811г, возможно рядом с мостом и образованной позже почтовой станцией, оставаясь до официального документально оформленного образования деревни Вязовки официально причисленными к Владимирской слободе. Источник: Ревизские сказки о купцах города Черного Яра за 1795 г. ГААО Ф-498; Оп-1; Д-494; Стр.296, 309 |
Лайк (3) |
tim0721 почетный участник г.Астрахань Сообщений: 1287 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 1144 | ГААО ф 1-3 т1-574 1810 г Дело о ремонте Вязовского моста Мост через речку Вязовку в 1810 голу пришел в негодность особенно в зимнее время по большой из Астрахани вовсе внутрь России города лежащей чрез оный мост дороге обозьев с обремененого тягостью проезда до 700 подвод в сутки летом провели осмотр и составили смету на материалы 625 рублей 80 копеек и сама починка 566 рублей 89 копеек |
Лайк (1) |
Piligrim12 г. Волгоград Сообщений: 1587 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 8467 | tim0721 написал: ГААО ф 1-3 т1-574 1810 г Дело о ремонте Вязовского моста tim0721 В.В. Спасибо..Я то же заприметил это дело и делал ранее краткий обзор по нему здесь в теме. Оно там под №2. Согласен действитеьно мост имел стратегическое значение в Московском тракте. И я думаю именно его обслуживаниев большей степени и послужило образованию села, так как в начеле для этого привлекались крестьяне близлежащих селений. |
Лайк (1) |
tim0721 почетный участник г.Астрахань Сообщений: 1287 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 1144 | ГААО ф 794-1-1168 1864 г По сведениям переданному из 1 стола о наделе землей переселенцев поляков с.Вязовка Михаил Иванович Блажиевич жена Паулина сын его Иосиф. Казимир Валейко жена Аполония |
Лайк (1) |
Piligrim12 г. Волгоград Сообщений: 1587 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 8467 | Всем добрый день! Сегодня я закончил работу с одним очень важным документом по Вязовке. Это - Этнографические сведения о жителях Вязовского селения Черноярского уезда сященника Никиты Смирнова из рукописей РГО по Астраханской губернии. Считаю его одним из самых информативных в плане документов по краеведению Вязовского селения. Отрывки буквально частицы наверное попадались кому- то в сети. Я долго искал этот документ! И как обычно информация пришла неожиданно от dipol31 о том, что с ним можно ознакомиться в Президенской Библиотеке. Центр удаленного доступа находтся у нас в Волгограде в Горьковской Библиотеке, с нее и началось мое закоство с ним. Далее поиски оригинала, который я нашел в Питере в Русском Географическом Обществе (РГО). Его заказ в Архиве РГО. И вот документ был получен. Но почерк оказался очень тяжелым для восприятия, а ошибки в переводе для данного документа при дальнейшем его копировании считал недопустимыми. И вот две недели, буковка за буковкой, я переводил его в читабельный вид. Сегодня я закончил расшифровку и готов разметить его здесь и прикрепить в раздел "Литература". P.S.Материалы дела будут переданы в школьный музей Вязовской школы. |
Лайк (3) |
Piligrim12 г. Волгоград Сообщений: 1587 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 8467 | "ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИТЕЛЯХ ВЯЗОВСКОГО СЕЛЕНИЯ ЧЕРНОЯРСКОГО УЕЗДА" (Н.Смирнов) Собрание сведений для Этнографического Отделения 1. Относительно наружности В сем селении как мужчины, так и женщины вообще росту среднего, а большого роста обоего пола хотя есть, но мало, дородны голова, руки, ноги, лоб, щеки и грудь сообразно размерности, господствующий цвет волос, глаз, бровей, мужского пола бород вообще темно русый, черного мало, рыжего же очень мало 2. О языках В сем селе первая народная нация Малороссияне, и содержит православную веру, но между собою употребляют свой малороссийский язык переселившиеся сюда из Воронежской и Харьковской губерний. А говорят они вместо он пошел домой, вин пошел до дому, вместо конь –кинь, вместо овца-вивца, по-русски же они говорят не очень чисто, и понятно Вторая нация Великороссияне приселившиеся из Московской и Воронежской губерний. Сии переселенцы действительно Е в Я превращают. Вместо его говорят яго, вместо него говорят яму, вместо еще – яшто, вместо кочка- кочкя. Прибавляют ко многим речам и то малушка в знак подтверждения. Вместо глагола говорить баил, гутарил. 3. Домашний быт В сем селении вид жилищ, и их расположение, внешние и внутренние убранства и домашние утвари имеются простые по-русски, ибо вообще избы покрыты соломою, двери огорожены забором, а другие плетнем. Снаружи вообще избы мазаные желтой глиною и выбеленые мелом или известью. Строения правильного фасада. По сим Высочайше утвержденных планов не имеет. Внутри покоев убранство просто мужичье, а именно: палати, лавки топорной работы, стол впереди, святая икона самой простой работы иконописной, и более ничего. Платье обыкновенное для будней мужское в летнее время кафтан своей работы из овечьей шерсти, а для праздников халат нанковой; Женское же платье во время лета для будней так и для праздников сарафан ситцевый, а у других поневы, смотря по состоянию, а во время зимы женского пола носят для будней овчинные тулупы и ничем непокрытые, а для праздников покрытые нанкою или черным платком. Пища ежедневная употребляется крестьянами: щи, каша русского помина хлеб: как в постные дни так скоромный, а в праздники с прибавлением к оной пище белого хлеба и начинкового пирога с печеною грушею, которую покупают у извозчиков. При рождении здесь обычай что бы имя было наречено какого-либо преподобного, а не мученика, ибо имеет в сем случае замечание, что если наречено имя преподобного, то будет счастливым, а если имя мученика, то будет несчастливый; После святого крещения бросают воск в купель в которой собираются восприемником постриженные волосы священником, и замечают если воск поплывет, то новокрещеным будет долголетие если не поплывет, то много жить не будет. При свадьбах совершают молебны с усердием для того чтобы какой-либо мастер или мастерица чернокнижества не испортили новобрачных особенно в то время как они будут идти из храма по совершении брака в дом свой, а посему подозреваемых лиц в сем случае угощают как можно лучше и говорят что хлеб соль не попустит врага сотворить зла; при погребении же в сем селении никаких обрядов не совершается кроме христианского долга; при неурожаях исполняют христианские молебствия с крестным ходом вокруг своих полей, других примет никаких не видится; при моровых язвах совершают во храме молебствия и ходят с крестным ходом вокруг селений с иконами и совершают молебны на каждом перекрестке; что касается до лекарств и снадобьев для лечения никаких не имеется; занятия в здешнем селении: хлебопашество, скотоводство, чумачество или извозчество на быках, мельничество и другие черные труды: рукодельности и рукомесленности не предвидится, по проведении праздника вечером поют как мужчины так и женский пол песни просто народные, в летнее время девки играют в хоровод поют тоже хороводные песни сельского произведения в том и их находится и веселье. Музыки у них никакой не имеется кроме гармонии и балалайки и боле ни на что не умеют. Здесь на местное семейство по примерному расчету как получаются средства и расходуются, сколько употребляется семейством на уплату податей и подушных - на земские сборы, на насущное пропитание и другие необходимые прожитки как-то на соль, на деготь, и на прихоти как-то щегольство, праздничное угощение, я ничего объяснить не могу потому что мне о том ничего неизвестно. 4. О особенности общественного быта Как объяснение сего пункта настояще объяснить не могу потому что не случалось быть никогда на мирских сходках как они созываются и какое идет на них рассуждение, и как поставляются решения, о сем мне неизвестно потому и не могу объяснить. Общественные же власти и чины состоят из старшины и двух добросовестных и 30-ти человек выборных стариков и ничего еще не знаю. 5. Умственные и нравственные способности и образование Находящиеся в сем селе крестьяне государственных имуществ заметно по некоторым отношениям наблюдаемым мною: молчаливы, сметливы, развязны, обходительны и довольно учтивы доказательством сему служить может что они к своему начальству послушны и исполняют приказания с точностью; набожны так как ходят в праздничные дни в храм в большом количестве с христианским усердием, гостеприимны принимают странника по возможности, благотворительны всем сборщикам на построение новых храмов жертвуют с благоговением, господствующий порок есть тот, что они иногда довольно употребляют горячие напитки, тогда в них усматривается бесчувственность и в то время бывает склонность к ссорам, дракам и другим неприятностям. Мужчин грамотных здесь четверо, а женщины ни одной. Здесь есть раскольники поморской секты, малейшее число молящихся за царя. Особенность их верования заключается: а) что они свято почитают двуперстное сложение креста, а трехперстное проклинают, б) чтят старинные иконы работы иконописной. с) не почитают православную церковь утверждая своим слепым мнением что истинная церковь взята на небо, а на земле нет Церкви святой соборной Апостольской. 6. Народные предания и памятники Между крестьянами Государственных имуществ кои здесь единственно находятся, в виде сказок, песен, поговорок, рассказов о временах прошедших, воспоминания их о кладах, разбойниках, а более ничего не предвидится, ибо в окрестности Вязовского селения и подобных селу видов не имеется. К сим сведениям Вязовской Иоанна-Богословской церкви Священно и церковно служатели подписались: Прикомандированный Иерей: Никита Смирнов Дьячок: Дмитрий Покровский Пономарь: Петр Сластуевский Источник: РГО; Свящ. Никита Смирнов. Этнографические сведения о жителях Вязовского селения Черноярского уезда. Соглашение № 24 от 12.02.2016 Разряд 2 Рукописи трудов членов Русского Географического Общества и отдельные документы по Астраханской губернии, Дело 53. Сссылка на статью в VK |
Лайк (7) |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 26 27 28 29 30 * 31 32 33 34 35 36 37 Вперед → Модераторы: Миус, Asmodeika, xrompik |
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Южный округ » Астраханская губерния » Вязовка село Черноярский уезд Астраханская губерния [тема №137828] | Вверх ⇈ |
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |