Уважаемые участники форума, прошу обратить внимание, что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно указывать реквизиты информации, размещённой в этом разделе.
Памятные книжки Кубанской обл. - http://kubangenealogy.ucoz.ru/index/0-6 |
БИБЛИОТЕКА. КНИГИ О ГЕНЕАЛОГИИ, ИСТОРИИ ГОРЯЧЕГО КЛЮЧА,
Книги по истории Горячего ключа, Родословные книги, дореволюционные генеалогические источники - Ревизские сказки, Метрические книги, переписные книги и современные печатные источники.
nrozevika Сообщений: 6267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1359 | Наверх ##
23 июля 2023 14:25 Известия ОЛИКО, вып 4, 1909г Довлет Султан Гирей Бжедуховские памятники (Известия Общества Любителей изучения Кубанской области. 1909, вып. 4).
     --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1359 | Наверх ##
24 июля 2023 19:40 24 июля 2023 19:42 Честь смолоду
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Жанр Роман
Автор Первенцев, Аркадий Алексеевич
Язык оригинала русский
Дата написания 1946-1948
Честь смолоду — роман Аркадия Первенцева, написанный им в период с 1946 по 1948 год и за который писатель в 1949 году был удостоен Сталинской премии второй степени. Роман основан на событиях Великой Отечественной войны и посвящён героической советской молодёжи и Ленинскому комсомолу[1]. Структурно роман состоит из четырёх частей, разделённых на 22 главы. Сюжет Сюжет разделен на 4 части — первая повествует о детстве Сергея Лагунова, гибели его брата Матвея в первой главе, переезде с побережья на Кубань, знакомстве с Виктором Неходой, Павлом Фесенко и Яном Волынским, Люсей. В конце Сергея принимают в комсомол. Во второй части война застаёт его вместе с его другом Иваном Дульником, его принимают в десант, к Михаилу Балабану, но герой воюет на земле, в Крыму. Также, во второй части Сергей встречает Фесенко и Лелюкова. В третьей части Сергей встречает Виктора Неходу, но тот гибнет. В четвёртой части Сергей встречает Люсю, Устина Анисимовича и Яна Волынского. Персонажи • Сергей Иванович Лагунов — главный положительный персонаж, офицер. Около 1922 года рождения • Павел Фесенко — отрицательный персонаж, изменил присяге и предал боевых товарищей, был расстрелян перед строем партизан. Родился в 1924 году • Виктор Нехода — друг главного героя, появляется в главе «Фанагорийцы», во время войны командует батареей и погибает. Во второй главе не появляется. Родился примерно в 1920—1925 году. • Анюта Ивановна Лагунова — сестра Сергея, Ильи, Николая Лагуновых — появляется в первой и в четвертой частях, есть упоминания во второй и третьих частях. • Ян Волынский — друг Сергея, появляется в первой и в четвертой частях, есть упоминание в третьей части. Партизан. • Степан Лелюков — рыбак, а позже командир, а позже партизан. В первой части после гибели Матвея становится ватажком, позже герой его видит и не раз. Партизан • Иван Тихонович Лагунов — отец Сергея, Анюты, Ильи, Матвея. Есть в первой, третьей, четвертых частях. Председатель колхоза, а позже партизан. Честь смолоду Некоторыми отмечается, что подобное название автором было дано сознательно (название опирается на известную нравоучительную мудрость «Береги честь смолоду!»)[1]. Автор призывает к чувству ответственности перед Родиной, которая предоставила подрастающему поколению различные права, но, в свою очередь, потребовала от них исполнения определённых обязанностей, среди которых наиглавнейшей является защита Родины. Данная концепция чётко отражается на ситуации, сложившейся с героем романа Павлом Фесенко, который предал своих боевых товарищей, а те справедливо его наказали. Персонажи По словам Аркадия Первенцева образ главного героя романа Сергея Лагунова он писал, обобщая черты многих молодых офицеров, пошедших на фронт со школьной скамьи. Но тем не менее главенствующим прототипом Лагунова послужил один из офицеров, который потерял ногу в боях на Курской дуге Поэтому образ Сергея Лагунова явился отражением и реально жившего человека, и многих типологических черт его современников. Он обычный честный, патриотичный и храбрый молодой человек, которых миллионы[2]. Материальное окружение Станица Псекупская, в которой главный герой Сергей Лагунов провёл своё детство, писалась с реального расположенного в горах населённого пункта — посёлка Горячий Ключ, в котором имеются и Дантово ущелье, и Богатырские пещеры. Издания 1949 год. Типография Крымиздата. Симферополь. Подписано к печати 5 февраля 1949 г. (353 стр., редактор Миллер В., тираж 15 000 экз.). 1949 год. Детгиз. Ленинград. (232 стр., художник В. Высоцкий, тираж 30 тыс. экземпляров). В 1970 году исправленный и дополненный роман был выпущен московским издательством «Московский рабочий» (424 стр., художники А. Бирюков и И. Годин, тираж 100 тыс. экземпляров).
 --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1359 | Наверх ##
28 июля 2023 15:17 Псекупские минеральные воды и их окрестности. Косинов (Статистические сведения, Извлечения из отчетов о лечении больных Псекупскими минеральными водами за 1897, 1898, 1899, 1900 годы.)
      --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1359 | Наверх ##
28 июля 2023 15:18 Псекупские минеральные воды и их окрестности. Косинов (Статистические сведения, Извлечения из отчетов о лечении больных Псекупскими минеральными водами за 1897, 1898, 1899, 1900 годы.)
     --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1359 | Наверх ##
28 июля 2023 15:19 Псекупские минеральные воды и их окрестности. Косинов (Статистические сведения, Извлечения из отчетов о лечении больных Псекупскими минеральными водами за 1897, 1898, 1899, 1900 годы.)
    --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1359 | Наверх ##
4 августа 2023 14:50 4 августа 2023 14:51 «Живая вода — живая история», Г. В. Мамай Часть 1 «Живая вода — живая история» Г. В. Мамай часть 2 Потрясающие по своей глубине книги Галины Васильевны Мамай об истории и людях Горячего Ключа. Книга была написана в 2014 году к 150-летней годовщине города.
  --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1359 | Наверх ##
20 августа 2023 11:36 Маки красные. Еременко Константин Дмитриевич. Книга о Горячем Ключе
Кому интересно, история Горячего, как жили и как все начиналось, могу рекомендовать книгу Константина Дмитриевича Еременко "Маки красные". Автора уже нет в живых, книгу издала его дочь. Автор записывал рассказы очевидцев тех событий и в некотором роде, можно назвать ее документальной. В книге многие узнают родственников - знакомых, узнают о событиях тех лет от первого лица. Изданы первая и вторая часть, третья и четвертая готовы
    --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1359 | Наверх ##
23 августа 2023 16:44 file:///C:/Users/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F/Downloads/alman20220819%20(1).pdf Сайт музея Горячий ключ, раздел Библиотека. https://xn--c1adfgdchibyw4a2de...2-almanakhАльманах Горячий Ключ. Выпуск 2, 2022 год. (Городской исторический музей города Горячий Ключ)Альманах Горячий Ключ специальный выпуск сборника научных статей и исследовательских работ, посвященный фестивалю «Первого музея на Кавказе» Читайте, очень понравилось, познавательно.
       --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
nrozevika Сообщений: 6267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1359 | Наверх ##
25 августа 2023 18:24 Сайт музея Горячий ключ, раздел Библиотекаhttps://xn--c1adfgdchibyw4a2de...skoj-rajonИстория, этнография, фольклор Кубани. Том II. Горячеключевской район
ПРЕДИСЛОВИЕ <сМы всиrда исыпы на пырыисытку•>1 Второй том серии «История, этнография, фольклор Кубани (материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 2)» посвящён традиционной народной культуре и истории жителей станиц, хуторов и селений Горячеключевского района Краснодарского края. Административно-территориальная система районов - порождение советской эпохи. Вначале в 1922 г. в соответствии с «Положением о волостизации Кубано-Черноморской области» на Кубани, как и в других казачьих областях, на смену отдельско-станичному делению вводится отдельско-волостное. Помимо Горячеключевской волости, были выделены Мартанская, Саратовская в составе Краснодарского отдела; Гурийская, в которую входили станицы Абхазская и Имеретинская, в составе Майкопского отдела [1]. Однако уже через два года следуют очередные административно-территориальные преобразования. В 1924 г. принимается решение, а с 1925 г. вводится окружная, районная система деления и управления. В числе вновь образованных районов значится и Горячеключевской. В его состав на тот момент входили следующие сельские советы: Бакинский, Безымянный, Горячий Ключ, Ключевой, Кутаисский, Мартанский, Пензенский, Садовый, Саратовский, Суздальский, Черноморский, Шабано-Тхамахинский [2]. Ряд населённых пунктов, которые в последующем войдут в состав Горячеключевского района, на момент его образования относились к другим районам. Станицы Абхазская и Имеретинская, например, принадлежали Апшеронскому району. К 1940 г. площадь Горячеключевского района составляла 1550 кв. км, и в него входили 12 сельсоветов [3]. Горячеключевской район был образован 2 июня 1924 г., а 1 февраля 1963 г. он, в связи с обретением районным центром нового статуса - города, был упразднён, и его территории - ненадолго и не все - отошли к Белореченскому и Апшеронскому районам. Однако к 1975 г. в административное подчинение Горячеключевского горсовета возвращаются многие, базовые в плане изучения традиционной народной культуры, станицы: Бакинская, Имеретинская, Кутаисская, Саратовская, Суздальская. Ещё раньше, в 1965 г., в административное подчинение горсовета переведено селение Фанагорийское и некоторые другие [4]. Параметры города Горячий Ключ по состоянию на 2002 г. таковы: город краевого подчинения, территория - 1755,6 кв. км, население - 51,9 тыс. чел., населённых пунктов - 30,из них - 1 город, 8 станиц, 3 села, 1О посёлков и 8 хуторов. 1 Пырыжыток / пережиток - в данном случае - жнзнь в условиях частых эпохальных событий и глобальных перемен и преодоление (переживание) этих событий и их последствий. 2 1-й том вышел в 2015 г.: История, этнография, фольклор Кубани. Т. 1. Кореновский район (материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции)/ М-во культуры Краснодар. края, Науч.-исслед. центр традицион. культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»; науч. ред., сост. Н.И. Бондарь, А.И. Зуднн. - Сам Горячий Ключ основан в 1868 г. как местечко Горячий Ключ при Псекупских минеральных водах. С 1906 по 1920 гг. носил имя Алексеевский Горячий Ключ. В 1926 г. преобразован в посёлок, в 1930 г. -в курортный посёлок, в 1965 г. -в город. С 1975 г. - город краевого подчинения [5]. Основные станицы Горячеключевского района возникли тоже в своего рода переломное время. Накануне, в 1860 г., были образованы Кубанское казачье войско и Кубанская область. Официально завершилась Кавказская война (1864 г.). В 1862 г. вышло Положение о заселении предгорий западной части Северного Кавказа. Документ предусматривал участие в заселении и освоении новых территорий не только казаков, но и представителей других социальных и этнических групп. Момент крайне важный в плане объяснения и понимания особенностей традиционной народной культуры станиц этого района. В соответствии с этим Положением в 1862 г. были поселены первые 15 станиц, в 1863 г. -ещё 20. А в 1864 г. проходит третий этап колонизации западных районов предгорий. Согласно «Ведомости о русской колонизации Закубанского края на Западном Кавказе» П.П. Короленко, в этом году было «водворено» 12 станиц. В их числе Абхазская, которую населяли 46 семей линейцев (казаков бывшего Кавказского линейного казачьего войска - КЛКВ), 10 семей донцов (казаков Донского казачьего войска), 15 крестьянских и 5 разночинских семей, 8 семей оренбургских казаков (казаков Оренбургского казачьего войска); Имеретинская: офицерских семей-1, семей священнослужителей - 2, семей линейцев -36, семей черноморцев (казаков бывшего Черноморского казачьего войска)-20, семей донцов - 15, семей крестьян -70; Пчасская (с 1867 г. - Суздальская [6]): семей линейцев - 75, семей черноморцев - 18, семей крестьян - 10; Черноморская: офицерских семей -1, семей священнослужителей -2, семей линейцев - 29, семей донцов - 10, семей крестьян - 26, семей оренбургских казаков - 15; Кутаисская: семей донцов- 8, семей крестьян- 14, семей оренбуржцев-105; Фанаrорийская: офицерских семей - 1, семей священнослужителей - 1, семей линейцев - 48, семей черноморцев - 67, семей крестьян - 17, семей оренбуржцев - 14; Псекупская (с 1867 г. - Саратовская [7]): офицерских семей - 1, семей священнослужителей - 1, семей линейцев -22, семей черноморцев - 154 [8]. Примерно таким же был состав переселенцев и по другим станицам. Наряду с казаками различных казачьих войск (Кубанского, Донского, Оренбургского), в колонизации активное участие принимали крестьяне Курской, Воронежской, Рязанской, Черниговской, Полтавской, Киевской губерний ( об этом более подробно см. очерк О.В. Матвеева «Формирование этнокультурного пространства ... »). Обращаем внимание на тот факт, что каждая партия переселенцев являлась носителем какой-либо локальной («своей») культурной традиции: кубанской, донской, оренбургской, воронежской, киевской и т.д. В статье «Несколько слов о колонизации Западного Кавказа вообще и Псекупского полка в особенности» Николай Каменев писал следующее: «Переселенцы из бывших Черноморского и Линейного войск ехали обозами из пароволовых подвод, с имуществом, скотом, иногда перевозили и дома. Переселенцы из внутренних губерний - на телегах в одну пару лошадей, от одной до трёх телег на семейство. Каждое семейство везло ложки, солонки, сковороды, казаны или котелки, топоры, бурав, долото, серпы, косы, шестиаршинные рядна. Подушки являлись редкостью. Некоторые из переселенцев Полтавской губернии следовали на волах и везли с собою, сверх упомянутого багажа, лемеши, черёсла, рогачи, кочерги, семена любимых растений -васильков, любистка и зори. Оренбуржцы везли оружие, в т.ч. и нарезные винтовки, а их жёны - козий пух и прутики для вязания платков» [9]. В повторном основании отдельных поселений деятельное участие, судя по всему, принимали выходцы из Турции - греки, армяне. Например, станица Фанагорийская, основанная в 1864 г., просуществовала лишь до 1868 г. и была упразднена. Её жители, казаки, бьши расселены, а на их место стали селиться отставные солдаты, а также греки, армяне и единичные семьи молдаван. В конечном итоге возникло село Фанагорийское, а в культуре жителей сохранилось немало как «чисто» восточнославянских, армянских, греческих элементов, так и симбиозных форм. Здесь, например, бьш записан ритуал «немого» поздравления со Старым Новым годом. Когда ряженые, скорее замаскированные (чтобы не узнали), участники молча бросают сумку, привязанную к верёвке, на крыльцо или в открытую дверь дома для подарков (Фан6). Зафиксированы не отмеченная ранее на Кубани сказка «О святой Середе и святой Пятнице» - о попытке брата жениться на родной сестре и поиске сестрой невесты для брата; легенда о Георгии Победоносце, победителе «летучей змею>, изготовившем перед поединком с ней защитный костюм из смолы (Фан368); сосуществование и взаимопроникновение блюд армянской, славянской и греческой кухни. Переселенцы прибывали не на стерильные в культурном отношении и не на ничейные территории. В Горячеключевском районе открыты следы деятельности нижнепалеолитического человека (архантропа), памятники во многом загадочной древней дольменной культуры. К 1864 г. эти земли только-только покинули адыгские «племена»/ субэтносы: абадзехи, бжедухи. В результате проводимой в конце Кавказской войны политики они должны бьши или переселиться на равнину, или уйти в Турцию. Большинство избрали путь «махаджирства» (исхода). Немалая часть из них, пробыв несколько лет на чужбине, вернулась на родину. Следы этих ранних и более поздних контактов прослеживаются и сохраняются в исторической памяти и культуре коренного населения района. Нам неоднократно, особенно в связи с топонимикой района, сообщали о том, что эти места раньше населяли адыги / черкесы. Пересказывали случаи, слышанные от дедов, о набегах горцев на станицы с целью угона скота, о стычках с адыгами до коллективизации во время рубки леса и транспортировки его в Краснодар (Бак3909, Имер4262), о меновой торговле в предвоенное и послевоенное время. Адыгейцы носили по станицам «чаканки», плетёные «кашёлки», «серебряк» (серёжки), адыгейский сыр и меняли их на продукты.
     --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | Лайк (1) |
nrozevika Сообщений: 6267 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1359 | Наверх ##
17 сентября 2023 13:22 Косинов И.Ф. Солено-щелочные источники на Псекупских минеральных водах (Труды Кубанского отделения Императорского русского технического общества. 1915 год, вып. 3
   --- Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских. | | |
|