Уважаемые участники форума, прошу обратить внимание, что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно указывать реквизиты информации, размещённой в этом разделе. Если хотите поделиться информацией по конкретному нп, то, пожалуйста, постарайтесь найти соответствующую тему по этому нп, и, только если не нашли её, то уж валите в общую тему по региону/области/уезду и тп. Благодарю за понимание.
Архив ГАРО в vk, естьМК и РС: https://m.vk.com/@gosarhro-nov...kogo-kraya Памятные книжки ОВД: https://andcvet.narod.ru/Taganrog/OVD.html Список Населенных мест Области Войска донского 1915 г https://vivaldi.dspl.ru/bx0000206/view Как искать предков донских казаков https://don24.ru/rubric/kultur...stove.html Списки населенных мест Российской Империи Вып. 12 Земля Войска Донского https://vivaldi.dspl.ru/bv0000677/view Список населенных мест области войска Донского по первой всеобщей переписи населения Российской Империи, 1897 года Ч. 1 https://vivaldi.dspl.ru/bv0000264/view Список населенных мест области войска Донского по первой всеобщей переписи населения Российской Империи, 1897 года Ч. 2-3 https://vivaldi.dspl.ru/bv0000265/view Справочник Вся Донская область и Северный Кавказ на 1912 г https://vivaldi.dspl.ru/bv0000041/view#page=275 Справочник Административно-территориальное деление Ростовской области Ч 1 (1920-1924 г) https://vivaldi.dspl.ru/bv0000379/view#page=4 Хутора и станицы, оказавшиеся на дне Цимлянского моря http://gorodskoyportal.ru/rostov/news/society/15222655/ Архив краеведа :: Населенные пункты http://www.donvrem.dspl.ru/archPlace.aspx Сулин Иван . Материалы к истории заселения Миусского (ныне Таганрогского) округа http://papacoma.narod.ru/books/sulin.htm Карты - https://retromap.ru/1418711_46.98347,39.066266 Некрополи Южного округа - https://forum.vgd.ru/9306/
и самое главное:
https://donarch.ru/metrikbooks - так называемая АИС . Чем богаты … Всё что есть он-лайн от архива находится по ссылке выше, в другом случае нужно работать непосредственно в архиве г. Ростова-на-Дону. https://inv.velikie.org/archive/garo-rostov/ - описи фондов ГАРО https://donarch.ru/virtual-reading-room/fund-34967/ https://inv.velikie.org/archive/garo-rostov/803/ - опись 803 ГАРО |
Стефанидин Дар (Стефанидинодар)
Ростовский -Черкасский округ
elena_krd Сообщений: 6601 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 11359 | Наверх ##
21 ноября 2017 14:04 --- Спасибо.
С уважением, Елена.
----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.). | | |
Vladimir_Nazarenko Таганрог Сообщений: 2070 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1515 | Наверх ##
21 ноября 2017 15:21 elena_krd написал: [q] Ссылки там есть. [/q]
Там, это где? elena_krd написал: [q] В Гостомиловке школа появилась не позже 1888, и отслеживается как Гостомиловская вплоть до 1915. [/q]
На чем основаны эти утверждения? Вы располагаете какими-либо сведениями помимо информации в Памятной книжке Области Войска Донского... ... на 1915 год, которой, как Вы ранее писали, не очень доверяете, и сообщения о назначении священника с. Круглого законоучителем Гостомиловского народного училища:
 --- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7) | | |
Vladimir_Nazarenko Таганрог Сообщений: 2070 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1515 | Наверх ##
21 ноября 2017 17:07 Великоцкий написал: [q] 34 десятины "для этих же крестьян", то есть для крестьян как Стефанидино Дара, так и крестьян Лизетино.[/q]
Не совсем так, Геннадий. 34 десятины были подарены именно крестьянам пос. Лизетино - при анализе текста Вы упустили последнюю часть фразы: "за добровольное переселение из усадеб на собственный счет к д. Стефанидин Дар". --- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7) | | |
Vladimir_Nazarenko Таганрог Сообщений: 2070 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1515 | Наверх ##
21 ноября 2017 18:46 Великоцкий написал: [q] слова "Для этих же крестьян" по тексту относятся к обоим населённым пунктам[/q]
Нет, эти слова относятся именно к крестьянам пос. Лизетино. А архивный материал (на 52 листах), из которого я заимствовал представленную цитату, называется: "Дело непременного члена Ростовского на Дону уездного по крестьянским делам присутствия о споре крестьян деревни Стефанидин Дар и поселка Лизетино за землю подаренную владелицею Питро сельскому обществу Лизетино в количестве 34 десятин за добровольное переселение усадеб с владельческих угодий в черту крестьянского надела". --- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7) | | |
Vladimir_Nazarenko Таганрог Сообщений: 2070 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1515 | Наверх ##
21 ноября 2017 19:05 Но в одном, Геннадий, Вы безусловно правы. Переселение лизетинцев с владельческой земли было не одномоментным действием, а растянувшимся во времени процессом. --- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7) | | |
Vladimir_Nazarenko Таганрог Сообщений: 2070 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1515 | Наверх ##
22 ноября 2017 7:14 22 ноября 2017 9:12 Дмитрий Зенюк написал: [q] Вам как выгодно так Вы и меняете свою точку зрения. Разве это не Ваша интерпретация?[/q]
И в чем именно Вы усматриваете эту выгоду? Моя точка зрения основывается на анализе сведений из первоисточников изучаемого периода - в их совокупности. Его цель - докопаться до истины. При этом я считаю, что отыскание новых сведений, расширяющих устоявшиеся представления, может приводить к уточнению прежней позиции. Кстати, изначально я, как и Вы, полагал, что названия поселений Стефанидин дар и Лизетина, указанные на Генеральном плане Ростовского уезда 1840 года и на карте этого уезда, составленной в 1847 году, перепутаны местами. Касательно интерпретаций на фрагментах морских карт. Экран монитора в моем нетбуке не позволяет разглядеть все существенные детали изображения. Особенно если оно низкого качества. Воспользовавшись оказией я изучил эти изображения на большом мониторе, разглядел все мелкие, нечеткие детали, обнаружил свои просчеты и скорректировал их. В этом есть что-то предосудительное? --- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7) | | |
Vladimir_Nazarenko Таганрог Сообщений: 2070 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1515 | Наверх ##
22 ноября 2017 8:48 В завершение затронутой темы. Дмитрий, ваши интерпретации о происхождении хутора Лизетин, а также другим вопросам, описанным в прилагаемой справке, осталась неизменными в ходе проходящего здесь обсуждения?
Прикрепленный файл (Краткая справка по истории Стефанидинодара.doc, 122368 байт)--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7) | | |
Vladimir_Nazarenko Таганрог Сообщений: 2070 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1515 | Наверх ##
22 ноября 2017 9:27 Великоцкий написал: [q] В здании школы на данный момент располагается детский сад. Внешний вид здания практически не изменился.[/q]
Доподлинно известно, что до революции в Стефанидинодаре было 2 школы (школа грамотности и Министерства Народного Просвещения). К какой из них относилось данное здание?
 --- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7) | | |
Vladimir_Nazarenko Таганрог Сообщений: 2070 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1515 | Наверх ##
22 ноября 2017 13:00 Великоцкий написал: [q] Так понимаю, что школа грамоты (грамотности) это своего рода церковно-приходские школы, которые существовали за счёт средств прихода или пожертвований меценатов. Вряд ли они могли построить на свои гроши такое капитальное строение и "потянуть" его обслуживание[/q]
Данное предположение не очень вяжется с утверждениями в работах по истории начального образования. В частности, вот что пишут Н.А. Константинов и В.Я. Струминский о дореволюционных ЦПШ: "они представляли собой разновидность казенных, чуждых народу школ. В основном они развивались только благодаря значительным ассигнованиям Государственного казначейства и по существу были учреждениями искусственными, специально придуманными для удержания подрастающего поколения в пределах реакционной религиозной идеологии". Более того, в этой и других работах ЦПШ противопоставлялась земской школе, "подлинному двигателю народного образования, всегда подвергавшемуся преследованию со стороны царского правительства". Аналогичные сведения о финансовой поддержке ЦПШ представлены и в работах постсоветских авторов, в частности - Т. Г. Леонтьевой, в которой она на основании изучения опубликованных источников и привлечения местных архивных материалов приходит к выводу, что возрождение церковноприходской школы в конце XIX века стало закономерным явлением в жизни русского общества, и они являлись «едва ли не единственным типом школ, удобным для крестьянства». Одну из главных причин укрепления церковноприходских школ в конце XIX века автор видит в том, что правительству было выгодней использовать финансовый и интеллектуальный потенциал представителей церковного ведомства и частично субсидировать организацию церковных школ, чем открывать новые в рамках Министерства народного просвещения. --- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7) | | |
Vladimir_Nazarenko Таганрог Сообщений: 2070 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1515 | Наверх ##
22 ноября 2017 13:01 О финансировании церковных школ
В «Правилах о церковно-приходских школах» 1884 года субсидирование из казны были перечислены наряду со многими источниками местного происхождения - от сельских или городских обществ, приходских попечительств и братств, земских и других общественных и частных учреждений и лиц, епархиального и высшего духовного начальства. Именно местные источники денежных средств должны были стать основой для первого этапа деятельности церковных школ и это ожидание во многом себя оправдало. Как отмечалось впоследствии в объяснительной записке к "Положению о церковных школах", «благодаря ревностной деятельности местных учреждений и сочувствию населения, церковные школы в первый же год по издании Правил, кроме скудного пособия из сумм казны, стали располагать почти полумиллионом местных средств».
Источники, из которых складывались местные суммы, шедшие на содержание ЦПШ. Одним из главных источников были пособия от сельских обществ. Они выдавались на школу по приговорам местного крестьянства, которое изъявляло желание содержать на свои средства начальную школу. Местный священник, не имея материальной поддержки из центра, желая открыть в приходе школу, в первую очередь обращался за содействием к прихожанам, жителям села. Крестьяне на сельском сходе могли принять решение о создании церковной школы с выделением средств на ее содержание. Это могли быть взносы со всех крестьян или плата за каждого ученика с его родителей, а также натуральные повинности, которые шли на оплату труда учителя и школьного сторожа, освещение и отопление школы, содержание и ремонт школьного помещения.
Примечательно, что Земский начальник А. Новиков отмечал в своих записках, что в бедных деревнях крестьяне быстрее соглашались на строительство школы, так как возлагали на нее определенные надежды на улучшение быта. Но ее содержание ложилось тяжелым бременем. Текущие ассигнования на ремонт, отопление и т.д. сельских школ воспринимались крестьянами по-разному, в зависимости от отношения к школе. Если школа небольшая и учитель плох, «то была велика вероятность, что общество могло отказать ей в пособии».
Большим препятствием в согласии крестьянских общин платить средства на новую школу являлось то, что они были обязаны выплачивать средства на школу, находящуюся в волостном центре. При этом, как правило, они не имели возможности воспользоваться ею, так как она находилась достаточно далеко. На это препятствие распространения церковных школ епископы указывает уже в 1884 году. И обер-прокурор К.П. Победоносцев добился решения, по которому крестьянские общества, содержащие на свои средства церковную школу, могли не платить взносы на волостную школу. Тем самым церковные школы получали дополнительную поддержку от местного населения. --- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7) | | |
|