На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Уважаемые участники форума, прошу обратить внимание, что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно указывать реквизиты информации, размещённой в этом разделе. Если хотите поделиться информацией по конкретному нп, то, пожалуйста, постарайтесь найти соответствующую тему по этому нп, и, только если не нашли её, то уж валите в общую тему по региону/области/уезду и тп. Благодарю за понимание.
В поисках ответа на интересующий меня вопрос о процедуре строительства новых храмов в XIX веке и выборе их проектов обнаружил любопытную информацию касательно Кафедрального собора рождества Пресвятой Богородицы: "... церковь перестала вмещать прихожан и ростовские купцы С. Кошкин и Ф. Нефедов с одобрения местных властей и архиерея обратились в Святейший Синод с просьбой разрешить строительство нового храма и предоставить его проект. Он был разработан А. Тоном и напоминал типовые проекты других храмов, построенных этим архитектором."
То есть, по факту, проект ростовского Кафедрального собора не являлся типовым.
--- "Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите - и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают". (Евангелие от Матфея 7:7)
То есть, по факту, проект ростовского Кафедрального собора не являлся типовым.
[/q]
В том-то и суть - типовым он не является, он является образцовым, т.е. выполнен по образцу (по подобию). Типовой это когда его во всех деталях и мелочах разработали, и поставили строительство по этому проекту на поток. А образцовый - это когда был образец и по этому образцу строили, но некоторые детали могли менять. Меня, честно говоря, немного насторожила эта статья. Непонятно кем она была написана, или откуда ее перепостили.
Vladimir_Nazarenko написал:
[q]
Он был разработан А. Тоном и напоминал типовые проекты других храмов, построенных этим архитектором.
[/q]
Но такую фразу слышу впервые. Я не говорю, что она неправильная, вопрос - откуда она в этой статье, какой у нее первоисточник? Лично мне попадались неточности даже в книгах матерых краеведов. Это совершенно не значит, что я говорю им это в укор - нет. Это я говорю к тому, что от ошибки НИКТО не застрахован! Со всеми бывает и нужно относиться к этому с пониманием. Может и в этой статье также... Кстати, дождемся книгу Шадриной! Может она что-то прояснит.
Потрясающий материал! Давно не был в центре Ростова. Без строительных лесов эту часть собора еще не видел. Очень было интересно узнать как идет реставрация, но конечно это уже не реставрация... сомневаюсь, что строители сами по собственной инициативе стали бы такое делать...
но конечно это уже не реставрация... сомневаюсь, что строители сами по собственной инициативе стали бы такое делать...
[/q]
Вот один из откликов на данный материал:
"Всё в храме всегда несёт символическое значение, в том числе его форма. Это форма креста, корабля или круга. Это должно быть известно как любому архитектору, так и любому православному. На старом плане видно что собор был построен в форме креста, а появившиеся пристройки эту форму нарушают. Честно говоря, я в недоумении."
Вот и я не понимаю, ради чего? Сколько они там квадратных метров выгадали... мелочи...
Наверх##11 октября 2019 17:4511 октября 2019 18:00
Так, Я ОШИБСЯ в своем посте от 28 сентября, сказав, что только 4 храма было построено по тому же образцу, что и Храм Христа Спасителя. Ошибся и в том, что храм в Ростове - единственный сохранившийся, нет НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ! Сохранился еще храм в Мичуринске (возможно найдутся еще где-то). Теперь по-порядку: кроме остальных 4-х перечисленных, по тому же проекту были построены храмы: 5. Тамбовская область, Мичуринск. Кафедральный собор Боголюбской иконы Божией Матери (строительство: между 1849 и 1873) http://sobory.ru/article/?object=11321 СОХРАНИЛСЯ!!! 6. Ставропольский край, Пятигорск. Кафедральный собор Спасителя, исцелившего расслабленного у Овчей купели (строительство: между 1845 и 1869, в 1936 взорван) http://sobory.ru/article/?object=43002 отстроен заново в приближенном виде в 2003-2012гг http://sobory.ru/article/?object=23406 (но все-таки это уже новодел) Возможно найдутся еще и другие храмы выстроенные по тому же образцу. Кстати собор в Мичуринске очень близок (даже в деталях) к собору в Петербурге. Приношу всем мои извинения!!! Постараюсь поправить свой прошлый пост, чтобы никого не вводить в заблуждение...
Наверх##11 октября 2019 21:1711 октября 2019 21:39
Дмитрий Зенюк написал:
[q]
Вот и я не понимаю, ради чего? Сколько они там квадратных метров выгадали... мелочи...
[/q]
Действительно выгадали мелочи. Но меня интересуют еще вот какие два вопроса: 1. В эти новодельные "пристройки" (назовем их так) должны были быть пробиты входы из старинного объема храма, соответственно дверные проемы должны были быть прорезаны в старинных стенах. Кто-нибудь в проекте это предусматривал? Было ли рассчитано, что в старинных несущих стенах появятся "дырки" (двери)? Какая перемычка была установлена над этими дверными проемами? Усилили ли проемы металлом? Каким именно и как? Были ли составлены и подписаны на такие работы акты скрытых работ? Если да, то кто же эти акты подписал? Какими методами были пробиты эти проемы: ударно-дробильными, т.е. выдалбливали перфоратором? Или аккуратно резали болгаркой - кто это контролировал? Не пойдут ли теперь из-за этого трещины в стенах через N-нное количество лет? Конечно не сразу, но кто его знает, как там что дробили или не дробили, что могли нарушить? 2. И второй вопрос - если были сделаны дверные проемы, то куда делся этот старинный кирпич из проемов? Вывезли на свалку вместе со строительным мусором? Оставили как артефакт для потомков? Использовали при постройке пристроек? Но тогда кем и где это зафиксировано? А если разобрать пристройки и поискать эти кирпичи, уж найдутся ли? И конечно же самая фантастическая и нереальная версия - мог ли их кто-то выкупить? Вот что мне когда-то рассказала одна бабушка. Я фотографировал ее старинный кирпичный одноэтажный домик, она вышла и спросила меня, зачем я это делаю. Я ответил, что ее домик мне понравился, очень красивый, 100-летней давности. Разговорились и она мне сказала, что сначала подумала, что я из "этих..." , которые ей предлагали выкупить кирпич из стен ее домика. Ну, то есть предлагали разобрать часть кладки стен и им продать, кирпич мол, старинный "Платовский" (возможно Новочеркасского Платовского завода, я честно говоря, в кирпичах не разбираюсь). Она не продала! Говорят, что есть любители из настоящего старинного кирпича делать себе перегородки в загородных домах или элитных квартирах. Ну или какую-то часть перегородки. Красивый старинный кирпич не штукатурят, а вскрывают специальным прозрачным защитным составом. Швы делают красивые. И стоит в квартире "старинная" перегородка. На нее можно опереться, похлопать по ней ладошкой и сказать гостям: "Настоящий кирпич XIX века из ..........., раритет!" Некоторые мастерские даже изготавливают кирпичи выполненные "под старину", это модно, стоит дорого. А если сделать что-либо в интерьере из настоящего старинного кирпича - это уже шик, это абсолютно другой уровень! Все равно, как если бы у вас на стене висел подлинник Айвазовского или его отпечатанная репродукция, есть ведь разница? Конечно для этих целей, я думаю, можно было бы разбирать старинные домики, которые не стали памятниками архитектуры, да еще вдобавок пошли под снос. Этим можно дать камням вторую жизнь, по крайней мере, это не вывоз на свалку. А вот куда пошли кирпичи из стен собора? Пристройки то можно разобрать, а вот если были выдолблены проемы в стенах и кирпич из этих проемов выброшен, то можно сказать, что собор при этой реставрации понес определенную утрату.
Действительно выгадали мелочи. Но меня интересуют еще вот какие два вопроса: 1. В эти новодельные "пристройки" (назовем их так) должны были быть пробиты входы из старинного объема храма, соответственно дверные проемы должны были быть прорезаны в старинных стенах. Кто-нибудь в проекте это предусматривал?
[/q]
"МойФасад" направил запрос в Комитет по охране объектов культурного наследия РО, он ещё не пришёл, но я уверен, что там будет написано "Нет, данные пристройки не согласованы". Я думаю никто не разрешил бы ТАК изменять подлинный архитектурный замысел.
Конечно лучше спросить у епархии, но очевидно и по другим вопросам ответ будет "нет-нет-нет", всё сделано самым варварским способом, "нахрапом", и уж точно без сохранения артефактов.
Андрей 81 написал:
[q]
если были выдолблены проемы в стенах и кирпич из этих проемов выброшен, то можно сказать, что собор при этой реставрации понес определенную утрату.
[/q]
С исторической и с религиозно-символической точек зрения собор точно понёс утрату.
Андрей 81 написал:
[q]
подумала, что я из "этих..." , которые ей предлагали выкупить кирпич из стен ее домика. Ну, то есть предлагали разобрать часть кладки стен и им продать, кирпич мол, старинный "Платовский" (возможно Новочеркасского Платовского завода, я честно говоря, в кирпичах не разбираюсь).
[/q]
Я в этой теме чуть-чуть разбираюсь, но приведённая история выглядит карикатурно. Никто не станет разбирать "живые" старинные дома, это даже не рентабельно, не говоря уже том, что просто жалко. Видимо это было шутка. Для описанных вами целей (для дизайна и строительства) полно кирпича из официально сносимых домов.
Андрей 81 написал:
[q]
Некоторые мастерские даже изготавливают кирпичи выполненные "под старину", это модно, стоит дорого. А если сделать что-либо в интерьере из настоящего старинного кирпича - это уже шик, это абсолютно другой уровень!
[/q]
Да, так и делают, но это было модно, стоило дорого и считалось оригинальным лет 5 назад, теперь этим уже никого не удивишь. Я даже не беру столицы, в дизайне многих ростовских объектов (к примеру ресторан Буковский) используют старинный кирпич. Скоро это вообще станет попсой, пик прошёл.
Андрей 81 написал:
[q]
Красивый старинный кирпич не штукатурят
[/q]
Как это приятно слышать! Ваши бы слова да чиновникам в уши! Ростовские архитекторы даже Путину писали:
"Владимир Владимирович, если Вы меня слышите, пожалуйста, сделайте доброе дело, спасите остатки исторической архитектуры Ростова от «короеда». Если нужно освоить выделенные деньги на капремонт, разрешите, пожалуйста, ростовскому ЖКХ закапывать мешки со штукатуркой в землю. Чёрт с ними, с деньгами, но у нас хоть архитектура останется."