Решил провести небольшое кабинетное исследование.
За основу взял самые популярные (на 2014 год) польские фамилии. Источник -
https://culture.pl.Эти же фамилии попытался разыскать среди актовых записей о рождении по материалам метрических книг церквей (кирх, костёлов, синагог) из коллекции донецкого архива. использовал полную версию электронной базы родившихся (1 779 369 записей).
Некоторые цели исследования:
- масштабы обращения в православие;
- распределение по уездам и т.д.
Итак, где же вы:
1. Новак.
2. Ковальский (ая).
3. Вишневский (ая).
4. Вуйчик.
5. Ковальчик.
6. Каминский (ая).
7. Левандовский (ая).
8. Домбровский (ая).
9. Зелинский (ая).
10. Шиманский (ая).
Результаты.
1. Новак. Первое упоминание – 1869 год.
2. Ковальский (ая). С 1868 года.
3. Вишневский (ая). С 1869 года.
4. Вуйчик. Ни одного упоминания.
5. Ковальчик. С 1912 года.
6. Каминский (ая). С 1869 года.
7. Левандовский (ая). С 1857 года.
8. Домбровский (ая). С 1877 года.
9. Зелинский (ая). С 1870 года.
10. Шиманский (ая). С 1870 года.
Почему так поздно? Сохранность метрических книг, в большинстве своём, именно такая. Т.е., на самом деле, поляки на территории современной Донецкой области появились раньше.
Распределение по фондам. В общей сложности, носители этих фамилий проходят по 113-ти фондам.
О явных лидерах говорить не приходится. Максимум - 7,53% рождений в одном. 80% рождений проходит по 56-ти! фондам.
Естественно, такое рассредоточение и может быть, и является следствием не только их размещения/расселения, но и последовавшей после этого «диффузии».
Как выглядит картина по уездам:
- Бахмутский уезд - 42,70%;
- Мариупольский уезд - 29,49%;
- Изюмский уезд - 21,09%;
- Область Войска Донского - 6,66%;
- Купянский уезд - 0,12%;
- Славяносербский уезд - 0,12%.
Наиболее показательны Бахмутский и Мариупольский. Т.к. остальные в состав современной Донецкой области вошли лишь частично. Соответственно, если изучать их целиком и полностью, картина может быть другая.
Но даже в этом случае, допустив определённую экстраполяцию, мы видим, что Бахмутский уезд принял большую часть поляков.
Ну и вероисповедание… Удалось ли потомкам сохранить веру предков? При условии, конечно, что до переселения на екатеринославские земли никто из них не был православным (что не факт, совсем не факт):
- Православное - 89,62%;
- Католическое - 4,99%;
- Иудейское - 3,36%;
- Евангельско-лютеранское - 2,21%.
Как видим, только около 11% носителей польских фамилий были не православными. И это – ещё одна сложность в поиске своих польских корней.
Ну, и напоследок (в качестве небольшого бонуса) –частота рождений носителей этих же фамилий по областям современной Украины. Только мужчины и только родившиеся до ВОВ.
Конечно, эти подходы имеет смысл использовать при определённых ограничениях/условиях. Когда, например, точно неизвестно, где искать. Или искали, где знали, но не нашли. Опять же, идеальный вариант – сравнительно редкая фамилия.
Либо, когда ресурсы, посвящённые мировым войнам проработаны, но результаты оставляют желать лучшего.