ovt Модератор раздела
Москва Сообщений: 236 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 2142 | Наверх ##
3 мая 17:13 24 июля 22:00 /л. 16 об./ И у выписки старец Иоаким Путилов сказал, буде ВГ укажет вышеписанною землею по обе стороны Ковы реки вверх на 15 верст и по обе стороны Мурские выгиби коя поддалас ко их заимке и на Ангаре реке островами и на устье Коды реки по обе стороны владеть им вместо млстыни под пашню, а для пашни поселить им во крестьяне из охочих гулящих волных людей сколко ВГ укажет, и с тех новопоселеных крстьян оне старцы станут платить в государеву казну оброку с семьи по полтине на год. Да вместо подводной гонбы на пороге Кашины шиверы всякие ВГ казны подымат с служилыми людми станут. А как железо плавит оне станут что на Кове реке, и с того железного промыслу станут платить в государеву казну вместо пятого пуда оброк по 2 рубли на год в Енисейску в приказную избу денгами. А в тех де урочищах земли мерою хотя и много, толко угодных мест под пашню [и] сенные покосы малое число потому что де в тех местех многие горы каменные. К сей скаске по велению старца Иоакима Путилова иркуцкой конной казак Лучка Корчаженской руку приложил. А Енисейские служилые люди которые ныне на Москве сын боярской Федор Клепиков да казак Максимко Мясников в допросе сказали, от Кежмы де реки до Коды реки вниз судовым ходом и зимою санми четыре дни, а от Коды реки до Чадобца реки половина дни, а по другую сторону Тунгуски реки река Кова, а ходу до Ковы реки от устья Кежмы реки водою три дни, а от Ковы реки до Кашины шиверы ходу половина дни, а от Ковы ж реки до Коды реки вниз ходу день, от Ковы ж до Муры реки водою вниз ходу два дни, а от Ангары реки идучи к реке Чюне в гору ходу зимним путем санми до выгиби Муры реки что поддалас к старцовой заимке ходу половина дни, а от Тунгуски реки до Чюны реки горою ходу пешими людми пят дней, а в сутки де выплывают Ангарою вниз верст по сту, а горою пешие ходят в день верст по тридцат. А которая де пустыня построена у Кашины шиверы на Тунгуске реке в вышеписанном урочище /л. 17/ меж Коды и Ковы рек и той де пустыни от старцов и от служебников их Енисейским ясачным иноземцом в ясачных промыслах никакой помешки не будет для того, что де те старцы в голодное время иноземцов питают и как на промыслы пойдут запасом ссужают. К сей скаске вместо Максима Мясникова и за себя Федка Клепиков руку приложил.
И к их старца Иоакима Путилова з братею челобит'ю о мнстрских землях в Сибирском приказе выписано например.
В прошлом во 190-м году писали к ВГ из Енисейска воевода Александр Салтыков да под'ячей Богдан Софонов и прислали Енисейского Спаского мнстря да Ржственского двчия мнстря да Енисейского уезду Мангазейского Троецкого мнстря и заимкам и Усолью и деревням и мелницам отказные книги за рукою писмяного головы Леонтья Кислянского, а в них написано. По государевым грамотам и по воеводским дачам отдано в Спаской мнстрь в розных 14-ти заимках роспаханой и розчищеной земли 407 десятин с полудесятиною, переложной 152 десятины, пометной десятина. Сенных покосов 107 десятин. Скотского выпуску 522 десятины с полудесятиною. Да сенной же покос а сколко мерою сажень или верст и десятин того в переписных и в отказных книгах не написано. А промеж пашенных заимок версты по две и по три пустых лесных и болотных негодных под пашню мест. Да на тех же землях отдано в Спаской мнстрь 25 члвк крестьян, у них детей и внучат 35 члвк, а на мнстрь пашни пашут 19 десятин в поле а в двух по тому ж. /л. 17 об./ Да в 12-ти заимках роспашной земли 95 десятин с полудесятиною. Пометной выпах[ан]ой земли 84 десятины. Переложной и лесом порослой 147 десятин. Сенных покосов 128 десятин. А в тех 12-ти заимках крестьяне ест ли, того в отказных книгах не написано.
Да ис под'яческой земли которую приложил в мнстрь по своих родителех 15 десятин, и на ту землю по челобитю архимандрита во 182-м году дана в Енисейску из приказной избы даная.
Всего отдано в Спаской мнстрь роспашные и переложные и пометные земли и сенных покосов и скотского выпуску 1159 десятин, опричь того что сенной покос в отдаче написан глухо.
За Мангазейским Троецким мнстрем что в Енисейском уезде вверх по Енисею реке роспашной ис заложной пашенной земли 864 десятины с пол четю десятиной. Скотинного выпуску 85 десятин. Да в закладных и поступных деревнях на Казачье лугу и в Штинникове деревне пахатной земли 34 десятины без чети. Сенных покосов 51 десятина. Скотинного выпуску 10 десятин.
Да вверх по Тасееве на Усолке речке Усолье и варница /л. 18/ со всяким заводом. Да у того ж пахотной земли 457 десятин. Сенных покосов 25 десятин. Скотинного выпуску в длину 2 версты, поперег верста. Всего 1526 десятин с четю.
За Енисейским Ржственским двчим мнстрем. Пахотной мнстрской земли 297 десятин. Пометной выпаханой земли 114 десятины. Заложной нечищеной земли на чистых местах 46 десятин. Заложной же паханой земли в лесных местах 35 десятин. Болот и мокрых мест и лесных и осиннику и березнику [...] десятин. Сенных покосов 38 десятин. Скотинного выпуску 21 десятина. Всего 587 десятин. Справил Петрушко Скурихин.
А по скаске старца Иоакима Путилова от Коды де до Ковы реки вниз ходу болше тритцати верст не будет вместо старца Иекима по его велению Федко Клепиков руку приложил. // Примечание: очевидная ошибка пищика Сибирского приказа, в письменных документах старца Иоакима Путилова указано: от КоВы до КоДы реки вниз. //
1701 г. генваря в 11 день по указу ВГ царя и ВК Петра Алексеевича Всея ВиМиБ России самодержца думной дьяк Андрей Андреевич Виниюс с товарыщи /л. 18 об./ слушав сеи выписки приказали пустыне и часовне которую построил в прошлом в 204-м году в Енисейском уезде на Тунгуске реке на Кашине шивере старец Иоаким Путилов быть до указу ВГ по прежнему для того что в заручном челобите Гостиных прикащиков и розных руских и поморских городов всяких чинов торговых людей и в скасках Сибирских разных городов детей боярских и служилых людей написано, по Тунгуске реке на пороге Кашина шивера велми нужен и тесен, и простой им бывает недель по пяти и по шти, и на том де пустом месте за простоем им служилым и торговым людем бывает хлебной голод и всякая нужда, а от жилых де мест та Кашина шивера в далном разстоянии и у той же де Кашины шиверы убиенных христиан многое число, а поминовения по них не бывало. А им служилым и торговым людем та пустыни учинилась пристанище и вверх идучи судами на пороге а зимнем путем как ездят они лошадми хлебом и харчевыми запасы и конскими кормы пронятца мочно и впредь им никакой нужды не будет, а которые де сибирские служилые люди посылаются в низовые городы з государевыми хлебными запасы и с вином и со всякими казнами и на тех де порогах вверх той пустыни старцы с служебники своими всякие государевы казны с служилыми людми подымают вопче и работают без простою. А вместо млстыни к той новопостроенной Спаской пустыне под пашню и под сенные покосы и под скотской выпуск и для рыбных ловель владеть им до указу ВГ и до спору и челобитя руских людей и иноземцов по поступной ясачного тунгуса лапкагирского роду Мултуги Ломова именем русским Ивашка, что поступился к той пустыни в прошлом в 204-м году по обе стороны Ковы реки от устья вверх на 15 верст /л. 19/ и по обе стороны Мурские выгиби коя поддалас ко их старцове заимке и на Ангаре реке с островами мерою от Ковы до Коды реки по скаске старца Иоакима на 30 верст, и на усть Коды реки по обе стороны. А для той пашни поселить им старцам на той вышеписанной земле во крестьяне из охочих гулящих волных людей. А с тех новопоселеных крестьян платить им старцам в государеву казну в Енисейску оброк с семьи по рублю на год. А вместо подводной гонбы на пороге Кашины шиверы всякие ВГ казны подымать им старцам с служебники своими и с посылщики с служилыми людми вопче. А государевых беглых крестьян и ссылных людей во крестьяне им старцом не селить и ни откуды к себе их не подзывать. А буде за ними явятся беглые государевы крестьяне или ссылные люди, и тех крестьян и ссылных людей взять на ВГ по прежнему. А на них старцах за тех крестьян и за ссылных людей править за жилые денги по государеву указу, да сверх того пеня. А как железо от них старцов станут плавить на Кове реке, и с того железного промыслу имат с них в государеву казну пятой пуд в Енисейску в приказную избу повся годы, и то железо написать в Енисейску в приходные книги в оклад. А сколко в приеме будет о том писат в сметной список имянно. А владеть им той Спаской пустыни старцом тою вышеписанною землею и железным промыслом до указу ВГ для того, что по скаске нынешних приезжих Енисейских сына боярского и служилых людей, ясачным де людем от той их заимки никакой обиды и во ясаке помешки не будет, потому что де оне старцы ясачных иноземцов как оне пойдут на промыслы ссужают хлебными запасы. А буде на тое /л. 19 об./ землю и на всякие урочища от руских людей или от иноземцов учинится какой спор и челобите, и о том в Енисейску воеводе розыскав писать к ВГ к Москве в Сибирской приказ. И о том послать в Енисейск к столнику и воеводе к Богдану Глебову да к подьячему к Алексею Пустобородову ВГ грамоту с прочетом. помета: Чепелев
(лл.19об-22об) 1701 г. января 24. Указная с прочетом грамота ц. Петра Алексеевича (Сибирского приказа) в Енисейск стольнику и воеводе Богдану Даниловичю Глебову и подьячему с приписью Алексею Пустобородову (по челобитью строителя Енисейского уезду Тунгуски реки Кашины шиверы Спасской пустыни Иоакима Путилова) об отводе земли по рр. Тунгуске, Коде, Кове и Муре под пашню, сенные покосы и скотинной выпуск, для рыбных ловель и железного промыслу. (Список 1701 г.) /л. 19 об./ От ВГ царя и ВК Петра Алексеевича Всея ВиМиБ Росии самодержца в Сибир в Енисейск столнику нашему и воеводе Богдану Даниловичю Глебову да подьячему Алексею Пустобородову в прошлом 1700-м году декабря в 24 день били челом нам ВГ Енисейского уезду Тунгуски реки Кашины шиверы Спаской пустыни строитель старец Иоаким Путилов з братею в прошлом де в 203-м году по нашему ВГ указу а по их челобитю отпущен он Иоаким из Енисейска по Тунгуске реке у Кашины шиверы по обещанию своему в пустыне строить часовню и в 204-м де году построил он часовню во имя господа бога нашего Иисуса Христа и строил чтоб быть на том месте церкви и прирубить олтари и били де челом нам ВГ они старец Иоаким з братею а в Енисейску в приказной избе прежнему воеводе Михайлу Римскому-Корсакову подавали челобитную чтоб под то новое пустынное строение в млстыню отвесть /л. 20/ им под пашню земли и под сенные покосы и под скотинные выпуски идучи вверх по Тунгуске реке с левую сторону по речке Коде да с правую сторону по речке Кове по обе стороны болшие реки и малых рек с островами и та де их челобитная в Енисейску в приказной избе а другая послана под отпискою к Москве а даной де им на тое землю в Енисейску из приказной избы не дано и в прошлом же де в 204-м году поступился им старцам Енисейского уезду на Тунгуске реке Кашины шиверы житель ясачной тунгус по своей вере лутчей Мултуго Ломов лапкагирского роду именем руским Ивашко всемлстивому Спасу под часовню прародительной своей земли и на ту де землю дал он Ивашко им старцам поступную и по той де поступной на той земле они старцы построили часовню с перерубом семи сажен и чтоб тою часовню учинит церковью и прирубить олтари к настоящей всемлстивого Спаса и предел с[вя]того Алексея члвка бжия и на той де ево Ивашкове земле хлеб пашут и сена на островах косят и нам ВГ пожаловать бы их строителя Иоакима з братею велет против прежнего и сего их челобитя и по поступному писму Ивашка Малтюги вледе[ть] им строителю з братею по прежнему чтоб той новопостроенной пустыне без пашни и без сенных покосов не быть и им бы старцам голодною смертью не помереть и врознь не розбрестис и чтоб на той земле во крестьяне поселит им на пашню из охочих гулящих людей а с тех де поселенных пустынных крестьян будут они строитель з братею в нашу ВГ казну в Енисейску платит с семьи по полтине на год, а вместо де подводной гонбы на том /л. 20 об./ великом пороге всякие наши ВГ казны будут они строитель з братею со служебники своими и с новопоселенными крестьяны подымат всех городов с служилыми людми и с посылщики вопче без простою и о том бы им дат в Енисейск нашу ВГ грамоту с прочетом. Да в Сибирском приказе в скасках старца Иоакима Путилова написано, на Кове де реке есть железная руда а как де оне старцы станут железа плавит и с того железного промыслу станут платит в нашу ВГ казну вместо пятого пуда по 2 рубли на год. А владеть бы де им вышеписанною землею по обе стороны Ковы вверх на 15 верст и по обе стороны Мурские выгиби коя поддалас к их заимке и на Ангаре реке островами и на устье Коды реки по обе стороны а от Коды де до Ковы реки ходу болши 30-ти верст не будет а в тех де урочищах земли хотя мерою и много толко де угодных мест под пашню и под сенные покосы малое число потому что де в тех местах многие горы каменные а по скаске Енисейских сына боярского Федора Клепикова да казака Максимка Мясникова от старцев де которые поселилис на Кашине шивере и от служебников их Енисейским ясашным иноземцом в ясашных промыслах помешки не будет для того что де те старцы в голодное время иноземцов питают и как на промыслы пойдут запасом ссужают Да по скаске ж их же Енисейских Иркуцких Илимских Якуцких детей боярских и служилых людей вышеписанная де пустыня что построена на Кашине шивере проезжим торговым и служилым людем угодна для того /л. 21/ что де в том месте судовой ход и на порогах под'ем бывает служилым людем которые посылаются с нашими ВГ казнами и с хлебными запасы и с вином и в том де месте путь нужной и тесной и простой бывает недель по пяти и по шти и на том де пустом месте наперед сего как та пустыня была непостроена служилым и торговым людем бывал хлебной голод и всякая нужда, потому что де от жилых мест та Кашина шивера где построена пустыня в далном разстоянии да старец Иоаким Путилов подал в Сибирском приказе торговых людей заручную челобитную а в ней написано чтоб нам ВГ пожаловать их велеть вышеписанной пустыне быть и церковь построить для их проезду и поминовения убиенных християн которые погребены у Кашины шиверы и пашню бы им старцом пахать и сена ставить чтоб торговым [людем] на том пустом месте по прежнему летом и зимою голоду и всякой нужды не было. И мы ВГ указали той вышеписанной пустыне и часовне которую построил в прошлом в 204-м году в Енисейском уезде на Тунгуске реке на Кашине шивере старец Иоаким Путилов быть до нашего ВГ указу по прежнему для того что в заручном челобит'е торговых людей и в скасках Сибирских разных городов детей боярских и служилых людей написано по Тунгуске де реке на пороге Кашины шиверы судовой под'ем велми нужен и тесен и простой им бывает недель по пяти и по шти и на том де пустом месте за простоем им служилым и торговым людем бывает /л. 21 об./ хлебной голод и всякая нужда а от жилых де мест та Кашина шивера в далном разстоянии и у той де Кашины шиверы убиенных християн многое число а помяновения по них не бывало а им де служилым и торговым людем та пустыня учинилась пристанище и вверх идучи судами на пороге и зимним путем как оне ездят хлебом и харчевыми запасы и конскими кормы пронятца мочно и впредь им никакой нужды не будет а которые Сибирские служилые люди посылаются в низовые городы с нашими ВГ казнами и с хлебными запасы и с вином и на тех де порогах вверх той пустыни старцы с служебники своими всякие наши ВГ казны с служилыми людми подымают вопче и работают без простою а вместо млстыни к той новопостроеной Спаской пустыне под пашню и под сенные покосы и под скотской выпуск и для рыбных ловель владеть им до нашего ВГ указу и до спору и челобитья руских людей и иноземцов по поступной ясачного тунгуса лапкагирского роду Мултуги Ломова, именем руским Ивашка, что поступился к той пустыне в 204-м году по обе стороны Ковы реки от устья вверх на 15 верст и по обе стороны Мурские выгиби коя поддалась ко их старцовой заимке и на Ангаре реке с островами от Ковы до Коды реки по скаске старца Иоакима на 30 верст и на усть Коды реки по обе стороны а для той пашни поселить им старцам на той вышеписанной земле во крестьяне из охочих гулящих волных людей а с тех новопоселеных крестьян платить им старцам в нашу ВГ /л. 22/ казну в Енисейску оброку с семьи по рублю на год а вместо подводной гонбы на пороге Кашины шиверы всякие наши ВГ казны подымать им старцам с служебники своими и с посылщики с служилыми людми вопче а наших ВГ беглых крестьян и ссылных людей во крестьяне им старцом не селить и ни откуды к себе их не подзывать а буде за ними явятся беглые наши ВГ крестьяне или ссылные люди и тех крестьян и ссылных людей взять на нас ВГ по прежнему а на них старцах за тех крестьян и за ссылных людей править зажилые денги по нашему ВГ указу да сверх того пеня а как железо от них старцов станут плавить на Кове реке и с того железного промыслу имат с них в нашу ВГ казну пятой пуд в Енисейску в приказную избу повся годы, и то железо написать в Енисейску в приходные книги в оклад а сколко в приеме будет о том писат в сметной список имянно а владеть им той Спаской пустыни старцом тою вышеписанною землею и железным промыслом до нашего ВГ указу для того что по скаске нынешних приезжих Енисейских сына боярского и служилых людей ясачным де людем от той их заимки никакой обиды и во ясаке помешки не будет потому что де оне старцы ясачных иноземцов как оне пойдут на промыслы ссужают хлебными запасы: И как к вам ся наша ВГ грамота придет и вы б учинили по сему нашему ВГ вышеписанному указу а буде той Спаской новопостроеной пустыни на вышеписанную землю и на всякие урочища от руских людей или от иноземцов учинится какой спор и челобит'е /л. 22 об./ и вы б о том в Енисейску розыскали а розыскав к нам ВГ к Москве писали подлинно а отписку и розыск велели подать в Сибирском приказе думному нашему дьяку Андрею Андреевичю Виниюсу с товарыщи. А прочет сю нашу ВГ грамоту и списав с нее список оставили в Енисейску в приказной избе а подлинную нашу ВГ грамоту отдали им строителю старцу Иоакиму Путилову з брат'ею впредь для ведома иных воевод и приказных людей. Писан на Москве лета 1701-го генваря в 24 день. У подлинной ВГ грамоты припись дьяка Ивана Чепелева.
Такову ВГ грамоту старец Иоаким Путилов принял По ево велению росписался Федор Клепиков. ----------------------------- Источник: "Книга заключающая в себе указы, грамоты, челобитные и отписки разных городов по разным делам" 1701 г. РГАДА Ф.214 (Сибирский приказ) Оп.1 Кн.1292 Лл.11-22об. Микрофотокопия. |