Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
i.gif Если Вы хотите открыть для своего исследования тему в моем Дневнике по отдельному населенному месту
Суражского или Стародубского уездов (совр. Брянская обл.) ... пишите мне на почту форума...
При этом, пожалуйста, обратите внимание на список
Уже открытых тем по населенным местам - Смотрите список >>>

0_106147_fbca21ef_L.png
Посмотрите свои фамилии в темах -
Список жителей по работе Ирины Буштак >>>
Жители Стародубского полка (по работе Екатерины Чеплянской) >>>
Жители региона по выпискам из архивных дел https://forum.vgd.ru/792/122294/
434248896.gif?1542195993
Список участников форума, работающих по своему родословию (Суражский, Стародубский и др. уезды) Сообщение >>>
АЛГОРИТМ поиска по Черниговской губернии https://forum.vgd.ru/792/137577/
Раздел по ГАБО https://forum.vgd.ru/490/
Раздел по ГАЧО https://forum.vgd.ru/1063/
Раздел по ЦГИАК https://forum.vgd.ru/540/
Раздел по Стародубскому полку https://forum.vgd.ru/285/
"Авось-ка" (выписки из источников, отработанный архивный материал) https://forum.vgd.ru/792/88616/
"Выборка" (Материал раздела, охватывающий источники по Стародубскому полку) https://forum.vgd.ru/792/136748/
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ из Черниговской губернии https://forum.vgd.ru/792/108767/
РАБОЧАЯ страница по расшифровке архивных документов >>>>

Для "спасибо" и "благодарю" на форуме предусмотрены опции
1. Лайк за сообщение
2. Рейтинг +/-
3. Отзыв


Модератор Дневника - Tasha56

● Гордеевка (Гардеевка, Гордиевка) - (село)

Гордеевская волость Суражского уезда

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 6 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13429
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37458
Описание Старой Малороссии
(А.Лазаревский. 1888 г.)

Новоместская сотня Стародубского полка.
Село Гордеевка при речке Паконке, поселено Гордеем Носикевичем при Мазепе, на землях, считавшихся паконскими. Творишинские старожилы рассказывали в первой половине XVIII века, что Гордеевка поселена на старом будище, где была прежде буда поляка Чижа; что по изгнании поляков будники разошлись, а хаты их остались, и что в этих пустых будницких хатах Носикевич и поселил слободу, на гетмана. Но хотя слобода селилась и на гетмана, но владел ею Носикевич. После смерти Гордея Носикевича, Гордеевку унаследовал сын его Петр. Отправляясь в сулацкий поход, он написал завещание, которым, на случай своей смерти, Гордеевку завещал своему двоюродному брату Федору Шираю, "дабы он, пан Ширай, за душу его, Петра Носикевича, по христианскому обычаю, поминовения учинил и долги на килко тисячей, кредитором уплатил ...".

На основании этого завещания, по смерти Носикевича в сулацком походе в 1728 году, Гордеевка и перешла к Федору Шираю, а от последнего к сыну его Данилу, который здесь и поселился, устроив в Гордеевке богатую усадьбу, с домом "о 17-ти покоях". По первой переписи Малороссии 1723 года – казаков нет; крестьян значкового товарища Носикевича грунтовых 11 дворов, бобылей 7 хат. В 1781 году по распоряжению графа Румянцова, перед открытием наместничеств, было сделано статистическое описание Малороссии, по которой числилось казаков нет; крестьян вдовы Данила Ширая, Елены, 50 дворов, 58 хат. В ревизии 1723 года замечено: "сия слобода пенная, уневерсалом геманским некому именно не отдана и для того велено оную содержать под полковым ведомством".


Получив Гордеевку, Шираи поселили вокруг последней следующие слободы: 1. Великий Бор при рч. Нежчанке. Кр. Б. дочери умерш. б. т. Ивана Ширая, Анны, 11 дв., 11 х.; 2. Нежчую при рч. Нежчанке. Кр. Б. её же, Анны Ширай, 15 дв., 15 х.; 3. Поповку при рч. Святской. Кр. Б. её же, Анны Ширай, 50 дв., 54 х.; 4. Рудню Ходинскую (она же и Воробьева) при рч. Паконке. Кр. Б. вдовы Данила Ширая, 30 дв., 34 х.; 5. Шираевку (она же и Лемешовка) "в чорном бору". Кр. Б. вдовы Данила Ширая, 50 дв., 58 х. и бзд. 3 х.; 6. Колыбель при болоте Грибачове. Кр. Б. вдовы Данила Ширая, 20 дв., 20 х. и 7. Даниловку (она же Чаченевка) при рч. Ковпыте. Кр. Б. умерш. Степана Ширая, 32 дв., 38 х.


2 стан
Гордеевская волость
Великий Бор
Гордеевка (Гардеевка, Гордиевка) - волостной центр
Жовница (Жовнец)
Казаричи (Козаричи)
Творишино (Творишин)
[q]
Гордеевка, Новоместская сотня, Стародубский полк
Гордеевка, Гордеевская волость, Суражский уезд
Гордеевка, Гордеевский район, Брянская область
[/q]

Рождество-Богородицкая церковь
1749-1759 - священник Григорий Григорьевич Бакуревич (Бакоревич)
1749-1759 - дьячок Петр Григорьевич Бакуревич
1759-1761 - Семен Григорьевич Бакуревич (Бакоревич)
1771 - священник Михаил Алексеевич Богатыревич
1777-1799 - священник Михаил Алексеевич Богатыревич
1802-1816 - священник Андрей Степанович Носачевский
1882 - священник Ефим Петрович Лебедев

Гордеевская волость
Белица (Петровск)
Василевка (Автуховка, Красный, Нововасильевск)
Великий Бор
Воробьева Рудня
Ганновка
Гордеевка (Гардеевка, Гордиевка) - волостной центр
Даниловка
Жовница (Жовнец)
Ивановка (Суздалевка, Ямная)
Ипутский
Казаричи (Козаричи)
Корецкий Завод
Михайловка (Новоселка)
Нежча
Паньковичи
Поконь
Поповка
Разрытый
Творишино (Творишин)
Федоровка (Лобановка)
Черный Ручей
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Жалоба (1)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13429
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37458
Гордеевка

Оставлю по Гордеевке (Гордеевский район Брянской области) сообщение здесь.

Предыстория
[q]
20 ноября 1704 года гетман Мазепа издал «универсал» (указ), по которому стародубскому полковому писарю Гордею Носикевичу разрешалось устроить греблю на реке Поконка и на этой гребле «по силе воды мельницу построить». В соответствии с универсалом Гордей Саввич Носикевич поселил слободу, которая в народе стала называться его именем — Гордеева Буда. Со временем она стала называться Гордеевкой.

В начале XVIII века здесь было 18 дворов, а в середине того же века здесь уже имелась церковь Рождества Богородицы, земская школа, винокуренный, пеньковый заводы, несколько ветряных мельниц. В 1768 году здесь насчитывалось 83 двора и 466 жителей. В 1861 году Гордеевка стала волостным центром Суражского уезда Черниговской губернии. По данным начала 1880-х годов, в ней насчитывалось 184 двора и 1287 жителей, а по переписи 1897 года — уже более 300 дворов и 2073 жителя.

В 1920-е годы Гордеевка была волостным центром Клинцовского уезда, а с 1929 года стала центром созданного Гордеевского района. В селе было организовано три колхоза. С 1931 года начала выходить местная газета «Колхозный ударник».
[/q]

По сети можно прочитать историю о Храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Гордеевка -
[q]
....С 1993 г. православная община села располагалась в бывшем жилом доме. По инициативе районной администрации с благословения епископа Брянского и Севского решено было начать строительство большого каменного храма. Проект был подготовлен Брянской гос.технологической академией. Когда были готовы все документы, на месте будущего храма отслужили молебен. Строительство храма началось 1 апреля 2004 г. В августе был выведен фундамент на нулевой уровень. Владыко Феофилакт отслужил молебен на основание храма, освятил закладной камень. Храм был выстроен с колокольней высотой в 20 м. плюс купол 4 м., высота центрального купола 18 м.
21 сентября 2006 г. в выстроенном храме был отслужен первый молебен. 5 ноября 2007 г. храм был освящен иерейским чином благочинным клинцовского округа протоиереем Василием Воликовым в сослужении священников благочиния.
[/q]


В этой теме уже отмечала, что храм в селе Уношево строился на средства благотворителей, прихожан и бывших жителей из села Уношево, братьев Стовпец - Евгения Антоновича и Александра Антоновича. ... Получила письмо от Евгения Антоновича, где он описывает, что перед участием в возрождении храма в родном селе, была оказана ими материальная помощь по возведению храма с. Гордеевка. Мне хотелось бы прикрепить несколько строк из письма здесь.

Сразу подчеркну (во избежание лишних вопросов), что братья и сыновья Стовпец - учредители фирмы ООО "ДЕП РЕМОНТ" (Москва).

[q]
……В этом храме есть и мой труд. Помню, как на строительство храма мы с братом Александром перечислили первые 20 тысяч долларов, наша спонсорская помощь по восстановлению продолжалась до конца стройки: здесь было участие и в оплате иконостаса и в оплате написания икон в Даниловом монастыре Москвы. Иконы писались известным художником из города Палеха Маминым Александром Николаевичем. Колокола для храма я лично заказывал на средства семьи в городе Воронеже. Отливали колокола на Колокололитейном заводе (ООО Фирма "Вера").

На каждом колоколе иконы и дарственные надписи - «От Стовпец Евгения, Стовпец Виталия, Стовпец Владимира, Стовпец Дмитрия и от Стовпец Зои и Гали». Приятно, что освященные колокола вновь зазвонили с колокольни храма в наших краях. После того, как моя жена Зоя ушла в иной мир, для меня память о ней будет долго жить в колокольном звоне храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Гордеевка.
Наташа, это тебе в копилку для форума ВГД. 21.09.2017 года отмечали День Рождества Пресвятой Богородицы. Фотографии были сделаны во время службы в церкви с. Гордеевка. Фотографии направляю по почте.

Евгений.
[/q]


Кто-то покупает дорогие вещи, яхты...строит многоэтажные особняки, а кто-то восстанавливает храмы и радуется, слушая колокольный звон с колоколен этих церквей.

Прикрепленный файл: 1.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13429
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37458
Гордеевка

Продолжая сообщение выше -

Жители села Гордеевки могут гордиться своим храмом. Он только с виду не яркий и малозаметный. Я не нашла по сети информацию о современном здании, поэтому пишу, опираясь на сведения одного из спонсоров по восстановлению храма.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Гордеевка
Русская Православная Церковь, Брянская митрополия
Клинцовская епархия, Клинцовское благочиние


b46644.gif
Источник фотографии

Как видно из письма Евгения Антоновича (и присланных документов), колокола отлиты на Колокололитейном заводе - ООО Фирма "Вера". На сегодня это - крупное в России предприятие по производству церковных колоколов с полным технологическим циклом. Колокола этой фирмы звонят на колокольне храма Софии (Москва), они в Гарвардском университете, в храме г. Пори (Финляндия), на Исаакиевском соборе, в Звенигороде, Одессе....на колокольнях других стран и городов.

[q]
Художник Мамин Александр Николаевич из рода художников-иконописцев Мамины-Буторины.
Александр Николаевич – художник лаковой миниатюры, иконописец.
Родился в 1959 г. Учился в ПХУ (1981-1986) у Б.М.Немтинова. Работал в кооперативе «ОХП» с 1989 г., с 2000 г.– частный предприниматель. Участвовал в создании иконостаса церкви Ильи Пророка в Палехе. Занимается росписью храмов. Участник выставок с 1988 г. Работы имеются в ГМПИ и других музеях России, частных коллекциях.
См. здесь
[/q]



Прикрепленный файл: Колок8.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13429
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37458
Страницы истории _____________
[q]
Интересную информацию о прошлом села Гордеевка узнали жители села из дневников учительницы Гордеевской школы – Анастасии Яковлевны Славниковой. Она была свидетельницей событий послереволюционного периода, жила и работала всю жизнь в Гордеевке. О дореволюционных событиях ей рассказывал дед – бывший крепостной крестьянин помещика Булацеля Иван Евстигнеевич Мельников.
(Мне прислали печатную статью.... посчитала необходимостью сохранения старой орфографии при печатании, поэтому ничего не исправляю....)
[/q]


ГОРДЕЕВКА
[q]
Сегодня мы начинаем публиковать дневниковые записи Анастасии Яковлевны Славниковой, которые она вела долгие гоы. А.Я.Славникова родилась в Гордеевке в 1902 году. Была очевидцем и участников многих событий. Анастасия Яковлевна - педагог, всю жизнь проработала в школе, вела русский язык и литературу. Умерла в 1987 году. Эти записи передал нам ее сын, Николай Васильевич, который бережно хранил их все эти годы.
[/q]

Наиболее полные сведения об истории Гордеевки я почерпнула в книге сейчас малоизвестного украинского исследователя Лазоревского "Описание старой Малоросии", она была издана в конце XIX века в Киеве. Вот что пишет Лазоревский: "Село Гордеевка поселено Гордеем Носикевичем при Мазепе...После смерти Гордея Носикевича, Гордеевку унаследовал сын его Петр. Отправляясь в сулацкий поход, он написал завещание, которым, на случай своей смерти, Гордеевку завещал своему двоюродному брату Федору Шираю, "дабы он, п. Ширай, за душу его, Петра Носикевича, по христианскому обычаю, поминовения учинил и долги на килко тисячей, кредитором уплатил..."

После смерти Носикевича в 1728 году завещание было исполнено. А после смерти Федора Ширая Гордеевкой владел его сын Данила, который здесь и поселился, устроив "богатую усадьбу о 17 покоях".

Я помнюрассказы старожилов о смерти Данилы Ширая. Была эпидемия то ли чумы, то ли холеры. От одной из этих страшных болезней умерло много народу, в том числе сам Ширай и все его дети. В живых осталась только жена Данилы Елена. Женщиной она была глубоко верующей, потому и наложила на себя покояние. До конца своей жизни она носила рубашку из толстой мешковины, подпоясанной веревкой. А ела только мучную болтушку.

Вокруг Гордеевки Ширяй основал еще семь слобод: Великий Бор, Нежчу, Поповку, Рудню-Ходинскую (это Рудня-Воробьевка) и Даниловку при речках Нежчанка, Свяцкая, Поконка и Ковпита, а также Ширяевку (Лемешовка) в Черном Бору и Колыбели у так называемого болота Грибачева. Все Шираи были похоронены в склепах под церковью и в церковной ограде.

И еще несколько слов об основателе Гордеевки (Гордее) Носикевиче. По акту 1702 года он числился полковым писарем, что соответствует чину начальника штаба полка. Память о нем сохранилась в названии нашего села, которое было основано в 1705 году. На смену Шираям приехали их родственники Булацели. Самый старший из них Сергей, в честь своего дня рождения 20 октября (7 ноября по старому стилю) организовал в Гордеевке недельную ярмарку. Так она и называется до сих пор в честь основателя Сергейки, но проводится в один день.

Помню как привозили к нам хоронить двух его сыновей. Как они умерли или погибли - не знал никто. Дольше всех в Гордеевке жил Георгий Сергеевич Булацель. На зиму он уезжал куда-то, а весной возвращался назад. Семьи он, насколько известно, не имел.

Не знаю, из каких побуждений, но для Гордеевки Булацель сделал многое - я высказываю свою точку зрения. По его ходатайству было выстроено земством двухэтажное каменное здание выше начального училища, в котором , начиная с 1909 года, обучались в основном мальчики.

В 1914 году появилось здание кредитных товариществ (сейчас детский сад), а через два года в Гордеевке уже функционировал банк. В 1916 году был построен Народный дом на месте теперешнего магазина "Универмаг". Здание было довольно большим. Было и новшество: в нижнем этаже размещался буфет, где всегда можно было плотно перекусить.

Последнее, что запомнилось о Георгии Сергеевиче Булацеле - это то, что он уехал из Гордеевки в 1917 году. О дальнейшей его судьбе мне ничего неизвестно...

(Продолжение следует).


Прикрепленный файл: Гордеевка1.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13429
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37458
Источник - Сказание о дедах Составленное Артилерии Полковником и кавалером Федором Михайловичем Искрицким // Труды Черниговской ученой архивной комиссии. Вып.8 1911. С.176-177
[q]
Из рода Искрицких. Поручик гвардейского генерального штаба Д. А. Искрицкий родился 23 сентября 1803 года в селе Душатине Суражского уезда. Он был сыном обер-секретаря сената Алекасандра Михайловича Искрицкого.
[/q]


Прикрепленный файл: Ш1.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13429
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37458
Гордеевка

Страницы истории _____________
Продолжение

Гордеевка со всех сторон была окружена лесами. Даже все Заречье было покрыто редким лесом, на краях огородов и в низинах росли ольха и осина. Леса были богаты дичью, ягодами и грибами. Это было большим подспорьем в любом крестьянском хозяйстве.
Село на две части делила щедрая на рыбу река Поконка, весной бурливая и полноводная. Вода в реке весь год была чистая. Пригодная для питья. Все дороги, ведущие к Гордеевке, были обсажены березами, вербами, другими деревьями.

Гордеевка состояла из пяти улиц: села (теперь улица имени Калинина), Слободы, Малаховки и Бобыловки. Последняя улица (ныне имени Ленина) относилась к селу и своего названия не имела. Было несколько дворов и на месте нынешнего Заречья. Всех жилых домов до Октября было около двух с половиной сотен. В основном это были обыкновенные крестьянские избы. Редко встречались добротные пятистенки, крытые железом или тёсом.

Кроме жилых, были и общественные здания: земское и высшее начальное училище, почта, амбулатория с аптекой, магазин «Общество потребителей», «казенка» - винная лавка, чайная, общественный магазин для ссыпки запасного фонда зерна, волостное правление. И, конечно же, церковь. А еще еврейская синагога.

Основную часть населения составляли крестьяне. Служащих было, не более четырех десятков человек. Вместе с русскими жили и евреи. Их было 10-12 семей. Большинство из них проживало на теперешней улице Ленина в своих домах. Некоторые имели свои небольшие магазинчики. Другие же занимались различными ремеслами.

В стране процветало крепостное право. На барщину должны являться все, начиная с детей 14-летнего возраста. Работа была различной: на поле, в огороде, в саду, в парниках и оранжерее, на скотном дворе и строительных работах, на мельнице и валяльне, в винокурне (на спиртзаводе), в цагельне (кирпичный завод) и других местах.

Зимой женщины и многие мужчины пряли лён и шерсть, принадлежащие помещику. Ткали холст в основном одни мужчины. Холстина была разной ширины – и в два, и в полтора аршина, и значительно уже.

За работой крепостных следили так называемые подгонятые. Малейшие ошибки в работе, влекли за собой неминуемое наказание. Виноватых, как правило, секли на конюшне, разложивши на специальную скамью.

Обстановка в домах была самой примитивной – стол, скамейки, услоны. Кое у кого были шкафчики у двери или большие сундуки для хранения деревянной посуды и некоторых продуктов, которые всегда надо было держать под рукой.

Во многих семьях было по 6-8 человек. Это считалось нормальным явлением. Но были и такие, где число едоков доходило до двух десятков. В месте, где теперь обычно стоит кровать, были устроены многоярусные полати. Там размещалось не менее трети семьи.

Остальные спали на полу да по лавкам, к которым на ночь подставляли услоны. Малышей по два-три размещали в люльках, которые были подвешены к потолку.

И завтракали, и обедали, и ужинали все разом. Ели из общей миски, места за столом порой не хватало. Некоторые всю трапезу стояли. Бельё носили исключительно холщевое. Верхняя одежда шилась из сукна и полусукна домашней выделки. Основной обувью были лапти, редко кто имел сапоги. Их одевали на праздники, да когда шли в церковь.

Согласно манифесту 1861года крестьяне освобождались от крепостной зависимости. Этот документ прочел собравшимся в церкви прихожанам батюшка. От радости люди плакали, молились богу за царя, как на Пасху.

Однако радость была не долгой. Земля по-прежнему принадлежала помещику, приобрести её можно было только за выкуп. Нужны были деньги, а где их было взять? До введения денежного расчета за поденный труд платили натурой. Ежемесячно работник получал 30 фунтов ржаной муки, пять фунтов крупы и три фунта соли(1фунт-450грамм). Когда начали платить деньги, мужчина получал 40-50, а женщина 25-30 копеек. Много это или мало? Пример: за простой сруб избы платили 3-3,5 рубля, а если сруб был с приборкой -5рублей.

Почти все население Гордеевки занималось сельским хозяйством. Хозяева обрабатывали навечно закрепленные за ними наделы. Площадь одного надела равнялась трем десятинам (гектарам). Как правило, в пользовании семьи было 2-3 надела, реже 4-5. Из зерновых сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху. Были участки, засеянные коноплей и льном. Тягло было одно - лошади. Сеяли вручную. Жали серпами, молотили на гумнах цепами. На жизнь от урожая до урожая хватало, но особого достатка не было. Десятка полтора жителей Гордеевки занимались ремеслами. Было несколько бондарей, гончаров, портных, сапожников.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13429
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37458
Статья с сайта
МБУК"Межпоселенческая централизованная библиотечная система Гордеевского района

Библиотека

Так возникла Гордеевка

Историческая судьба нашего края связана с его географическим положением. Когда-то он был пограничным и на его землях, на протяжении веков решались территориальные споры между Россией, Литвой и Польшей.

Со второй половины XIV века в числе значительной части брянских земель территория нынешнего Гордеевского района вошла в состав Литовского княжества, а после заключения в 1385 году договора об объединении Литвы с Польшей – в объединенное Польско-Литовское государство.

С 1503 года наши земли отошли к Московскому государству, но через 115 лет по Деулинскому соглашению 1618 года на некоторое время они опять отходят к Польше.

На месте нынешней Гордеевки в XV- XVI веках ещё не было поселения. Но место это приглянулось одному из влиятельных поляков – Чижу. Вокруг шумели леса, в них – обилие животных. В дуплах деревьев водились пчёлы. Небольшая, но полноводная речушка Поконка изобиловала рыбой. И решил здесь поляк Чиж завести Буду (поташный завод), рассчитывая получить значительный доход. Построил он несколько хат, поселил в них работных людей и начал выпускать потаги – белый зернистый порошок, обладающий щелочными свойствами. Он необходим был для изготовления стекла и в мыловарном производстве. Для его получения жгли деревья и кустарники. Десятки лет Буда давала доход своему владельцу. И только спустя значительное время поляк Чиж прекратил варварское истребление леса у речки Поконки.

В середине XVII века на Украине, в состав которой входили тогда и земли нашего района, началась народно – освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого. Борьба против польских панов закончилась победой народа. В 1654году Украина была воссоединена с Россией.

На всей левобережной Украине установилась гетманская власть. Эта территория была разделена на полки, являвшиеся военными административно - территориальными единицами. Во главе каждого полка стоял полковник, избираемый казаками или назначаемый гетманом. Полк делился на сотни во главе с сотниками. Одним из наиболее крупных полков был Стародубский. В составе Новоместской сотни в него входили и земли нашего края.

1702 году полковой писарь Гордей Носикевич на реке Поконке поселили слободу и дал ей свое имя.

С каждым годом росло старшинское земледелие. Казацкий старшина получил земли в связи со служебным положением и в форме вечного владения, которое жаловалось за определенные заслуги или близость к гетману. Особенно много их раздал гетман Мазепа. 20 ноября 1704 года он издал особый универсал, по которому Стародубскому полковому писарю Гордею Носикевичу разрешалось занять греблю на реке Поконка и на этой гребле «по силе воды мельницу построить».

Указанным универсалом помимо этих земель, называемых «Ляденщиною», Носикевичу отдавался ещё участок земли, именуемый «Нежче», никем не занятый и никому не принадлежащий.

В соответствии с универсалом Гордей Саввич Носикевич поселил на реке Поконке слободу, которая в народе стала называться его именем – Слобода Гордеева Буда. 16 декабря 1707 года гетман ещё раз подтвердил передачу Гордею Носикевичу Ляденщины и Нежчей. К тому времени он уже не был полковым писарем, и гетман за отданные ему земли наложил дань – восемь пудов мёда ежегодно.

Шло время, шли годы и десятилетия. Со временем слобода Гордеева Буда стала называться просто Гордеевкой. После смерти основателя Гордеевка перешла к его сыну Петру Носикевичу. По ревизии 1723 года здесь значилось 11 дворов и 7 бездворных хат, пять крестьянских дворов в Покони.

История с.Гордеевка имеет связь с таким событием, как персидский поход Петра I в 1722 году к берегам Каспия. Отправляясь туда, Петр Носикевич написал завещание: «В случае моей смерти Гордеевку завещаю своему двоюродному брату Фёдору Шираю, дабы он, пан Ширай, за душу мою, Петра Носикевича, по христианскому обычаю, поминовение учинил и долги кредиторам уплатил…»

Петр Носикевич из похода не возвратился. И в 1728 году Гордеевка перешла к Фёдору Шираю, а затем и его сыну Данилу. Шираи расширяли свои земельные владения, на которых вскоре основали Великий Бор, Нежчу, Поповку, Рудня-Воробьевку, Колыбели, Даниловку. Сам Данила поселился в Гордеевке и, как отмечается в издании XIXвека, «устроил здесь богатую усадьбу с домом о 17-ти покоях».

В 1767 году была построена церьковь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1802году Гордеевка вошла в Суражский уезд.

Обратимся к книге Н.Константиновича «Обозрение Румянцевской описи», изданной в 1875 году. В 1768 году в Гордеевке уже имелась церковь Рождества Богородицы. Село значилось волостным центром. В нем было 83 крестьянских двора,466 жителей. В волость входили 11 населенных пунктов с населением 2626 человек.

Крестьянское хозяйство развивалось слабо. Основные культуры - рожь, конопля. «Образ жизни крестьян, - писал один из современников, - умеренный, особенно в пище. Обыкновение употреблять хлеб с мякиною, то есть молоть невеяную рожь».

Крестьянские хаты были курного типа – печи не имели труб. Черные стены, закопченные лица и одежда, едкий дым, наполняющий избы во время топки, - такова была картина крестьянского быта.

В 1874 году в Гордеевке открылась церковно-приходская школа.

Крестьяне, как и во времена польской неволи, закрепощались и обязаны были платить своим помещикам большой оброк и отбывать барщину. Лишь в 1861 году было отменено крепостное право. Но жизнь не стала краше. Лучшие земли принадлежали помещикам. Царские чиновники и полиция всецело были на их стороне. И росло недовольство людей, которое в период первой русской революции 1905 -1907 г.г. вылилось в открытое восстание, жестоко подавленное царскими войсками.

Начальник экспедиционного отряда царский генерал Дубасов, согнав на сход крестьян, заявил: « Боже вас упаси ещё раз подняться и пальцем тронуть помещиков! Теперь я возвестил вам царскую милость. Тогда приду с войсками и уничтожу вас. Снесу ваши дома, камень на камне не оставлю здесь. Я расправлюсь с вами мятежниками, истреблю вас и донесу государю, что вывел заразу из его земли».

Однако никакими угрозами запугать народ царизму не удалось. Во время Октябрьской революции крестьяне Гордеевки активно вступили за установление Советской власти. В начале 1918года в Суражском уезде, куда входила Гордеевка были созданы волостные Советы, в том числе и Гордеевский, и сельские. Они стали полноправными органами народной власти на местах. Но уже в апреле наш край был оккупирован немцами и гайдамаками.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13429
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37458
Продолжение...

Одно из первых упоминаний о церкви с.Гордеевка мы находим в книге Н. Константиновича «Обозрение Румянцевской описи» (Чернигов.,1875год). В ней сказано, что в 1768году в с.Гордеевка уже имелась Церковь Рождества Богородицы. По преданию, которое сохранили старожилы села, церковь была построена на пожертвования помещиков Ширяевых. Ширяи – из богатой стародубской семьи (в прошлом мещанской) были люди благочестивые, богобоязненные, в страхе Божьем проводили жизнь свою. Село Гордеевка роду Ширяевых досталось по наследству от Петра Носикевича (это описано в книге А. Лазоревского «Описание старой Малороссии», изданной в Киеве в конце XIX века).

Первый, кто вступил в право наследства, был двоюродный брат Петра Носикевича Федор Ширяй (1728год). Жена Федора – Прасковья Петровна Ширяева – и была главным благотворителем и строителем Храма в с. Гордеевка. Кирпич для строительства храма доставляли из Краснополья вручную: от завода до места стройки вдоль дороги стояли люди и передавали из рук в руки каждый кирпичик. Строительный материал был очень добротный, скрепляли кладку стен известью особого качества. Церковь была названа в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Она была самой лучшей - красавицей из семнадцати церквей Гордеевского района. Здание стояло на самом видном и красивом месте Гордеевки. Купола всегда сверкали позолотой. Окружал церковь огромный сад, обнесенный ажурной изгородью с колонами. Вход в церковь начинался огромными воротами. А под самыми куполами были подвешены звонкоголосые колокола. Таких мощных и звонких колоколов не было ни в одной из церквей нашего района. Их было слышно во всей округе. Колокола отливались из сплава меди (в среднем 78%) и олова (22%), иногда с незначительным добавлением серебра. Тон колокола зависел от его формы, толщины стенок, состава сплава и способа отливки. Гордеевские колокола были отлиты мастерами- братьями по фамилии Оловянишниковы. Убранство храма покоряло своей красотой и величием, акустика завораживала. На значительной высоте, почти под самыми куполами, было место для хора, который исполнял молитвенные песнопения. Для этого специально выбирали из молодежи парней и девушек с хорошими голосами.

После октябрьского переворота 1917 года начинаются гонения на священнослужителей и верующих. Закрываются церкви, монастыри, храмы. Чтобы искоренить веру людей в Бога, арестовывают священнослужителей и особо верующих, разрушают церкви и храмы.

В двадцатые годы прошлого века в церкви с.Гордеевка служил Михаил Кореняко, прибывший в с.Гордеевка из Черниговского села Семеновка. Умер он от болезни. Погребен был под стеною храма. Сейчас на месте захоронения отца Михаила находится водонапорная башня.

До середины 30-х годов в с.Гордеевка (по воспоминаниям очевидцев) постоянного священника не было. Иногда по большим праздникам приезжал из Белоруссии священник по фамилии Ефим Лебедев. Последний раз в Гордеевской церкви служение проходило 12 июля 1933года, в Петров день. Когда было принято решение рушить Гордеевскую церковь, множество верующих людей на коленях, со слезами умоляли не разрушать ее. Но инициаторы уничтожения храма убеждали собравшихся в том, что здание давно служит и оно находится в аварийном состоянии, а это не безопасно для посещающих церковь.

Для такой грешной работы были собраны молодые парни – комсомольцы. Особенно принуждали к этому верующих. После того, как были сняты церковные купола, люди начали выносить из церкви ее содержимое: ризы, иконы, хоругви, разную утварь. Многое из вынесенного разобрали по домам

Стены церковного здания не поддавались разрушению вручную. Была применена взрывчатка. До наступления зимы храм кое – как разобрали до половины, а в оставшейся части оборудовали электростанцию, которая прослужила с 1937года до начала Великой Отечественной войны.

(Материалы об истории церкви взяты из архива Павлюченко Марии Никифоровны, жительницы д.Рудня Воробьевка.)

Во время войны для совершения богослужения было приспособлено здание земского училища. Там служил священник - Антоний Седых. 22сентября 1941 года священник со своею семьей (женой и пятью детьми, младшему не было и года) был расстрелян партизанами. Погребен на Гордеевском кладбище.

В 1992 году администрацией Гордеевского района, по просьбе православных христиан, для проведения богослужения был выделен жилой дом. Он был переоборудован: установлен иконостас, купол с крестом. В 1993-м году был освящен иерейским чином, один престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По благоволению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека освятил благочинный отец Леонид.

Гордеевская школа открылась приблизительно в 1874-1880 годах. Называлась церковно-приходской, обучение было трёхлетним. В первый класс ходили до 13 детей, почти все мальчики. А заканчивали школу, едва третья часть. Причины были разные, но основная – решение родителей: научился читать, писать худо-бедно и хватит. Обучали тогда чтению, письму, арифметике, закону Божьему и немного церковнославянскому языку.

Долгие годы работал в этой школе один с темя классами учитель Иосиф Григорьевич Улезко. Кроме всего, знакомил мальчиков с основами садоводства. Умер он в Гордеевке и похоронен на старом кладбище.

Закон Божий преподавал священник местной церкви Ефим Лебедев. Священнослужителем он был 50 лет и к концу своей жизни получил сан протоирея. После смерти Лебедева на его место пришел другой поп- Сергей Гневушев. Он не пользовался уважением ни со стороны учащихся, ни со стороны прихожан за свой несносный характер. В быту этот батюшка вел себя и вовсе непристойно. Пил горькую, играл в карты, имел любовницу.

В 1911 году в Гордеевке открылось 4-х классное земское училище. В классных комнатах в красных углах висели иконы. На стенах портреты царя Николая II. Занятия начинались чтением одной молитвы «Преблагий господи» и заканчивались другой, благодарственной. На переменах играли, бегали, иногда дрались. Но на уроках дети сидели как мыши, тихо, помня, что за малейшее нарушение будут наказаны. Били учеников линейкой по рукам, драли за уши, ставили в угол на колени, оставляли в классе без обеда до темноты. А священник Гневушев таскал за волосы, стучал лбом о парту. Не выучивших урок уводил к себе домой, грозя посадить в погреб с нечистой силой. В погреб он никого не садил, но заставлял толочь перец, что вызывало чихание, слезы и жжение в горле.

В школе была небольшая, всего в несколько десятков книг, библиотека. Был организован хор, которым руководил учитель Федот Макарович, украинец по национальности.

Большое место в жизни дореволюционного села занимала религия. Все члены семьи крестьянина должны были знать молитвы «Отче наш», «Богородицу» и другие. Читали их ежедневно. С семилетнего возраста и до самой смерти все православные были обязаны причащаться и исповедоваться, в строгом порядке соблюдать четыре поста в год, то есть не есть скоромную пищу – молочную и мясную.

Крещение новорожденных детей также было обязательным. Имя ребенку давал священник. Делал он это таким образом: на каждый день недели приходился один, а то и несколько святых. В честь их и давались имена. А звучали они порой неблагозвучно: Акакий, Пуд, Иуда, Мавра, Соломея, Агав. Но делать было нечего, со священником не спорили.

Большим церковным праздником считалось Рождество. А самым главным – Пасха.

В период с 25 декабря по 6 января вечера назывались святыми, а молодежь занималась колядками. Носили по дворам звезду, сделанную из лучины и украшенную золотистыми и серебристыми цветами, исполняли рождественские песни.

Под Новый год девушки пели под окнами, а ребята водили «козу». На Рождество и Новый год хозяева одаривали ряженых разными продуктами, блинами. Реже – деньгами. Не у каждого за душой была лишняя копейка. А вот как гадали девушки на новогодний праздник и Крещение. Бросали кольца в стакан с чистой водой и внимательно смотрели, надеясь увидеть суженого. Жгли смятую бумагу на тарелке, вглядываясь в отбрасываемые тени и пытаясь понять, что она изображают. Растапливали воск, вливали его в воду, а затем разгадывали полученную форму. В полночь садились между зеркалами и ожидали, какие изображения будут появляться.

Но важнейшим из всех праздников на Руси был, конечно, праздник Пасхи. К ней готовились особенно. Белили хаты, тщательно выскребали полы, до блеска чистили всю кухонную утварь. Уборка эта проводилась на последней неделе поста, до четверга. В четверг до рассвета все мылись в бане. Этот день носит название «чистый». Вечером все шли в церковь на службу. В пятницу пекли булки, которые назывались «пасхой», хотя правильнее сказать - куличи.

В день Пасхи большую часть приготовленного несли к церкви и раскладывали на земле вокруг храма. После службы, во время крестного хода, священник окроплял все «святой» водой под пение молитвы «Христос воскрес». После все быстро расходились по домам и принимались за праздничную трапезу.

Приподнятое настроение не покидало людей шесть недель, от Пасхи до Вознесения. Говорили, что умершие, в этот период сразу попадали в рай.

Широко отмечали престольный праздник. Церковь в Гордеевке была построена в честь Рождества Богородицы. Эта дата отмечается 21 сентября. В этот день в село съезжалось много гостей. До обеда молились, а потом ели, пили, гуляли. Большие группы нищих ходили по домам. Пели сочиненные ими песни о святых. Одаривали их всегда щедро, давали на подаяние кто что мог. Иногда, в случае несчастья, проходили крестьянские ходы.

Во время падежа скота, во время засухи, наводнения или иной беды люди просили у Бога милости. Люди были очень суеверны. Верили и в Бога, и в разную нечистую силу - домовых, леших, ведьм, русалок. От них оберегались заговорами и молитвами.

С победой социалистической революции в образовании произошли коренные изменения. Теперь уже в Гордеевской церковно-приходской школе действовал ликбез. Осваивали грамоту поголовно все: жители и среднего и пожилого возраста. Кроме того, было организовано подворное учение неграмотных.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (1)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13429
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37458
Продолжение...

Революция 1905 года почти не коснулась Гордеевки. Были какие-то разговоры, но не более того. По рассказам стариков, к нам приезжал в Гордеевку с казаками какой-то крупный военный чин по фамилии Рудов. Народ собрали у волостного правления, в центре села. Объявили, что будут наказаны смутьяны, посмевшие поднять голос против царя-батюшки. Гордеевцев среди названных не было. Привезли несколько человек из других сел и деревень. Экзекуцией руководил приезжий начальник.

Затем жизнь вошла в спокойное русло. Так продолжалось девять лет, до 1914 года. Лето было в тот год жарким. Весть о начале первой мировой войны пришла в самый разгар уборочной страды. Почти сразу же началась мобилизация. Чуть ли не каждый день голосили в причет матери, жены, дети, провожая на кровавую бойню кормильцев. Из многих хозяйств на нужды армии были взяты лошади.

Вскоре стали приходить похоронные извещения. В церкви часто служили молебны за упокой душ убиенных и во здравие живых. Когда гордеевского священника забрали в армию, широко развернули свою деятельность гадалки. Женщины стремились любыми путями узнать о судьбе своих близких.

Тяжёлое было время. Война затянулась. Заканчивался 1916 год, а конца мировому побоищу не было видно. В феврале 1917 года дошла весть, что свергли царя Николая II. Люди недоумевали: как это можно жить без царя?

Наступила осень 1917 года. По телеграфу в Гордеевку дошло сообщение о победе Великой Октябрьской Социалистической революции. Тогда впервые люди услышали о Ленине, большевиках и коммунистах. Долго спорили мужики: кто Ленин? Коммунист или большевик? Понимание пришло позже.

В конце 1917 – начале 1918 г. в Гордеевке были образованы органы Советской власти: волисполком, сельсовет, комбед, комсомольская и партийная ячейки. Первыми председателями были: волисполкома – Константин Иванович Баглай, сельсовета – Савелий Выдра.

Приходившие в отпуск для излечения солдаты и беженцы занесли тиф. Долго свирепствовала эта эпидемия, унося сотни жизней.

Но все проходит. Закончилась и гражданская война. Советская власть победила надолго. Началось восстановление послевоенной разрухи.

По призыву Советского правительства шли в Красную Армию добровольцы. Гордеевцы - красногвардейцы: И.А.Ефименко, С.Ф.Косарим, Марк Кочегар, Петр Киселев, Александр Самусенко и другие.

Промышленные товары в это время почти не поступали. Не было таких необходимых для жизни товаров, как керосин и соль. Чтобы хоть немного подсолить пищу, вымачивали в воде бочонки, в которых раньше хранилось сало. Этой водой заправляли приготовленную еду. Бывали в Гордеевке и перекупщики-спекулянты, которые заламывали за соль баснословные цены. Когда прошел слух, что на Украине соли вдоволь, несколько человек решили попытать счастья и съездить в раздобытки. Поскольку денег не было, то брали с собой на обмен холстину, вышитые скатерти и полотенца, другие вещи. Но на Украине в то время было не намного лучше, чем у нас, и многие возвращались почти без ничего, потеряв много сил и здоровья.

В самый разгар гражданской войны, в 1919-1921 г., в Гордеевский волости, как и во многих других, появились банды. Грабежи и разбои стали чуть ли не ежедневным явлением. Ночь стала наказанием для селян. Особый страх испытывали еврейские семьи. В конце концов, всех оставшиеся в живых евреи выехали в г.Клинцы. Там им жилось гораздо спокойнее под защитой красногвардейцев. Окончательно бандиты затихли после прихода вызванного из Клинцов красноармейского отряда. Часть банд и групп была ликвидирована, оставшиеся в живых ушли за пределы волости.

К полуголодному существованию во время гражданской войны добавились болезни. Крестьяне выступили на защиту завоеваний Октября. 50 жителей Гордеевки тогда погибли.

В декабре 1918 года Гордеевка была освобождена от немцев и гайдомаков воинами Богунского полка под командованием Н.А.Щорса. В крае снова была восстановлена Советская власть.

Закончилась гражданская война. 50 жителей Гордеевки не вернулись с её фронтов. Но революцию отстояли, и теперь на повестке дня было: восстановление и строительство, культурная революция, созидание новой жизни. В Гордеевке работали народный Дом, изба - читальня, культ кружок. В «Известиях Гомельского губкома РКП» от 30 апреля 1925 года отмечалось, что в Гордеевке в мае 1922 года была создана первая комсомольская ячейка, а в 1925 году в волости было уже пять ячеек с общим числом 82 комсомольца. В трех пионерских организациях состояло 80 пионеров. В 1925году в волости работали 4 избы - читальни и 14 красных уголков.

6 декабря 1926 года постановлением Президиума ВЦИК Клинцовский уезд (в 1921г. Суражский уезд был переименован в Клинцовский) передан в состав Брянской губернии. Для жителей Гордеевки и волости губернским городом стал Брянск, сама же волость в 1928 году имела площадь 97612гектаров.

С 1926 года село стало центром созданного Гордеевского района. В селе было организовано три колхоза.

В 1927 году состоялся XV съезд ВКП(б), взявший курс на коллективизацию сельского хозяйства. Началось его социалистическое преобразование. Закипела борьба в деревнях. Кулаки саботировали хлебозаготовки, гноили зерно, терроризировали активистов.

В деревнях, селах, на предприятиях проходили митинги. 10 июля 1929 года в Клинцах состоялся Первый Окружной съезд Советов – Гордеевский район входил в Клинцовский округ. Съезд поставил задачу – в течение двух лет закончить в округе объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные.

В 1929 году в Гордеевском районе было уже три коммуны и два колхоза, а в 1930 г. Коммун было пять, а колхозов уже 18, в 1931г. -54 колхоза, в 1932 г.- 66.

Большую помощь в становлении коллективного хозяйства оказывала Гордеевская МТС, начавшая работать в 1933 г., и ее политотдел, возглавляемый И. П. Тюриным.

В 1929 году посевная площадь колхозов составляла 407 гектаров, а в 1932 г.- 13257 гектаров. В 1932 году в районе созданы 22 свинофермы.

Осуществлялись в районе и культурные преобразования. С 1931 года стала выходить районная газета «Колхозный ударник».

В связи с постановлением ЦК ВКП(б) «О всеобщем начальном обучении» Клинцовский окружной исполком принял постановление: «С осени 1930-31г.г. по всему округу ввести всеобщее обязательное начальное обучение для детей восьми и девятилетнего возраста». В ту пору в районе работали 52 школы.

1октября 1929 года была ликвидирована Брянская губерния. Её территория была включена в создаваемую Западную область с центром в г. Смоленске.В область входило 102 района, в том числе и Гордеевский, включающий 41 сельсовет.

С 1931 года начала выходить местная газета «Колхозный ударник».

1937 год принес новые изменения. Территория Брянщины была включена в Орловскую область. В Гордеевском районе тогда насчитывалось 42 тыс. человек, район имел площадь 2318 кв.м. и включал 30 сельсоветов.

Перед Великой Отечественной войной в Гордеевке работали маслозавод, промкомбинат, средняя школа, Дом культуры, библиотека.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (1)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13429
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37458
Продолжение...

Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она И счастье разбивает у людей, Любимых разлучает и друзей. Грянул 1941год . 25 месяцев, с 20 августа 1941г. по 27 сентября 1943 г. продолжалась оккупация с. Гордеевка. За годы немецкого рабства в районе замучено и убито 189, угнано в Германию 272 человека, материальный ущерб составил 285 миллионов рублей в денежном выражении 40-х годов. Славные страницы в историю борьбы с оккупантами вписали партизаны и подпольщики нашего района. Гордеевка является как бы центром, связующим дороги в Красную гору, Костюковичи, Сураж, Клинцы. Потому немцы уделяли этому особое внимание, укрепляя и пополняя свой гарнизон.

С первых дней оккупации разгорается партизанская война в районе. Устраивались засады, уничтожались мосты, паромы, телефонная связь. Чтобы не допустить помощи партизанам от населения, германские оккупанты издают в октябре 1941 года приказ: «Граждане. Кто действует против германских войск, в особенности скрывает, снабжает или чем-то помогает партизанам, будет подвергнут расстрелу, имущество его будет уничтожено». Но угрозы не помогали. Ширилась борьба народных мстителей, пополнялись их ряды. Отряд особого назначения «Вперед» действовал на территории Гордеевского района с августа 1941 года, а уже в 1943 году вырос в бригаду. Поначалу их было 28 парней и одна девушка. Возглавил молодых добровольцев опытный пограничник капитан Павел Шемякин и его заместитель по разведке, не менее опытный чекист капитан Сергей Шанин. Позднее многие уроженцы Гордеевского района пополнили отряд, почти в каждом селе имелись подпольщики и партизанские связные. Вера Хоменок возглавляла Гордеевский подпольный райком комсомола, Никифор Пискунов - бригадную разведгруппу Гордеевского направления, Михаил Кузнецов - Клинцовского и Павел Черногузов - Костюковичского.

Для партизан подпольщики собирали оружие и медикаменты, распространяли листовки и сводки Совинформбюро, собирали ценные разведданные. Это позволяло партизанам с минимальными потерями наносить удары по врагу, добывать богатые трофеи и ценные документы, бланки немецких пропусков. «…Прошу принять меня в партизанский отряд» - такими словами начинались заявления советских людей, которые оказались в оккупации и не желали оставаться вне борьбы с врагом. В августе 1941 года Никифор Пискунов и Стефан Дупик, уроженцы села Глинное, наладили связь с партизанским отрядом «Вперед». Они прекрасно знали местность, людей из райцентра и близлежащих сел. С их помощью командование отряда наладило связь с советскими патриотами в Гордеевке, Клинцах и Красной Горе. Поселок Свобода Гордеевского района затерялся у границ соседней Белоруссии. Вчерашние школьники Михаил Сидоренко, Федос Холондач, братья Василий , Николай и Андрей Сафроновы , Федор Рыгайло, Степан Ковалев , Ольга Савченко и другие влились в партизанский отряд «Вперед». Девушек зачислили в хозяйственную роту, они выпекали хлеб, стирали белье, ухаживали за ранеными. Вскоре Пискунов уже от имени командования партизанского отряда поручал гордеевским подпольщикам сбор данных о немецком гарнизоне: партизаны решили разгромить его. Вечером 23 сентября 1942 года большая группа партизан под командованием Попудренко вышла из Паньковских лесов. Партизаны направились к Гордеевке, чтобы разгромить немецко - полицейский стан. Ночью партизаны подошли к селу. В 4 часа утра все подразделения заняли исходные рубежи, уничтожив связь Гордеевки с городами Суражом и Клинцами, райцентрами Красной Горой и Костюковичами. В 6 часов утра по немецкой комендатуре ударил батальонный миномет и все бросились в атаку. Еще в августе 1942 года Никифор Пискунов поручил молодому коммунисту, руководителю гордеевской подпольной группы Александру Дмитриевичу Ефименко внедрить надежных людей, чтобы всегда иметь от них достоверные сведения об оккупантах. В эту группу входили Борис и Коля Ефименко, Женя Кривонос, Александр Свириденко, Сергей Старченко. И бывший работник районного узла связи Семен Караулов, который во время бомбежки Гордеевского радиоузла спас хороший радиоприемник. В Творишино Демьян Иванович Телеш скрывал партизанских связных.

По заданию партизан работал в полиции подпольщик Иван Петрович Баглай, добывал информацию о фашистах. Воевал в партизанском отряде и погиб в 1943 году Иван Матвеевич Колевид. Нелегко приходилось тем, кто работал у немцев. В хронике Великой Отечественной войны есть такой эпизод. 22 сентября 1942 года Черниговский объединенный партизанский отряд под командованием А.Ф.Федорова осуществил налет на районный центр Гордеевку и селе Творишино. Завязался бой с немецким гарнизоном. 23 сентября гарнизон в Гордеевке был разбит. Партизаны истребили 46 солдат и офицеров, уничтожили 12 тракторов, 80 тонн горючего, маслозавод. Три продовольственных склада, гараж, взорвали мост через реку Беседь у села Клинцы, освободили из тюрьмы 16 советских граждан. Наш район дал фронту 8626 бойцов, 2756 домой не вернулись, из них 334 гордеевца. Семь уроженцев нашего района заслужили звание Героя Советского Союза : Ковалев Дмитрий Иванович, Лисименко Александр Филиппович, Лысенко Иван Никифорович, Рослый Иван Павлович, Скопенко Василий Федорович, Сугак Сергей Савельевич, Юркин Николай Иванович. Два кавалера ордена Славы: Ветров Семен Петрович, Ефименко Иван Тихонович. (Дополнительную информацию смотреть в приложении «Героии Советского Союза Гордеевского районаБрянской области») Трудно и сложно было восстанавливаться после освобождения.

Осиротели без крепких хозяйственных рук подворья: прохудились без ремонта соломенные крыши, покосились плетни и сараи. Был угнан колхозный скот. Мало у кого в личном хозяйстве остались коровы, козы, лошади – все это надо было наживать заново. Огненная метла не пощадила село. Дважды горела за годы оккупации улица Калинина, в том числе от рук «народных мстителей». Хотя боевые действия на территории села не велись – оно оказалось в стороне от главных стратегических направлений. После изгнания захватчиков все мужское население призывного возраста мобилизовали и бросили в основном на Гомельское и Жлобинское направления , где развивалось наступление советских войск. Здесь наши земляки в конце 1943 года получили свое боевое крещение. Многие – единственное и последнее в жизни. Наука постигалась в бою. Поредевшие ряды гордеевцев пошли дальше на Запад, а на Жлобинщине остались братские могилы, в которых покоятся останки павших освободителей. А в родные края вернулись искалеченные в тех боях. В послевоенные годы из уст тех, кто ушел на фронт осенью 1943-го и дожил до победы, любое упоминание о Жлобине звучало как реквием по друзьям- товарищам, землякам. Без содрогания и слез бывшие фронтовики этот период в своей боевой жизни не вспоминали.

Было что вспомнить и рассказать тем, кто прошел другими военными дорогами Европы. Гордеевцы воевали в Крыму и Сталинграде, рвали кольцо блокадного Ленинграда, штурмовали Берлин и Кенигсберг, освобождали Белорусию и Литву, Польшу, Венгрию, Австрию, били врага на морских просторах. Одни раньше , другие позже, но постепенно возвращались победители в родные места, поблескивая боевыми наградами на видавшим виды гимнастерках . Многие вместе с орденами и медалями получали увечья, ранения, контузии. Возвращались, чтобы наладить новую жизнь, сделать родное село краше и богаче. 17 сентября 1943 года Брянск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, а 5 июля 1944 года была образована Брянская область. Днем освобождения села Гордеевка считается дата 27 сентября. В этот день ежегодно люди вспоминают давно минувшие дни, чествуют и поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны. У обелиска погибшим воинам поздравить ветеранов собирается масса народа: рабочие, учащиеся школы, руководители организаций, администрация района, представители военкомата. В детских садах, школах, учреждениях культуры в этот день проводятся мероприятия, посвященные этой дате. Ветераны ВОВ Петроченко В.Е, Ковалев А.Е., Кочегар М.И., Петроченко В.Е. Самусенко Н., Шевцов И.П. на встрече в библиотеке
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 6 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Вверх ⇈