
 Для благодарности участников предусмотрены на форуме три варианта -
[q] 1. рейтинг +/- 2. отзыв 3. лайк (за сообщение)
Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения. [/q]
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ -
[q] Следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.[/q] |
Фольварк Рейники Сваринской волости
Сбор документов из архивов Латвии Daugavpils pilsēta - Витебская губерния, Двинский уезд, г.Двинск (Даугавпилс) ▶ Дневник Tasha56
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13521 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37922 | Наверх ##
12 августа 2009 0:26 24 апреля 2021 16:29
 --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
Marina 55 Начинающий
Москва Сообщений: 35 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
17 октября 2018 23:47 Tasha56[q] Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
[/q]
Спасибо за ответ, но я неумелый новичок, пока разослала всевозможные запросы в Сольцы и архивы Питера, буду писать и в Псковские архивы. --- Петуновы ,Балабкины ,Грудинины ( Ленинград, Сольцы, Рига.) | | |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7776 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13466 | Наверх ##
19 октября 2018 10:30 [q] Питуновы приписаны к Петрозаводску[/q] Перепост[q] В Национальном архиве Республики Карелия имеется на хранении комплекс метрических книг православных приходов Олонецкого, Петрозаводского, Повенецкого, Пудожского уездов Олонецкой губернии и Кемского уезда Архангельской губернии (т.е. территория Республики Карелия в ее современных границах за исключением районов Северного Приладожья). Приходы Вытегорского, Каргопольского, Лодейнопольского уездов Олонецкой губернии представлены единичными экземплярами метрических книг, поскольку их основной комплекс находится в соответствующих государственных архивах Вологодской, Архангельской и Ленинградской областей. Метрические книги православных приходов датированы 1745-1936 гг. (в основном, это метрические книги с 1793 по 1918 гг., за более ранний и более поздний периоды они представлены фрагментарно). Также на хранении имеется небольшая коллекция метрических книг приходов, входивших в состав территории Великого Княжества Финляндского. Метрические книги евангелическо-лютеранских приходов Олонецкой губернии в архиве представлены частично: о рождении за 1891-1914 гг., о браке за 1892-1918 гг., о смерти за 1891-1918 гг. (ф.887, оп.1, дд.1-3).[/q]
    --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
milira Рига - Вильнюс Сообщений: 4718 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2322
| Наверх ##
25 января 2019 9:51 Tasha56, Tomilina
Наверное, Вам будет интересно
Несколько семей Петуновых проживали в Даугавписле в 80-е годы 20 века.
Если будет нужно , могу узнать улицы, по которым они проживали.
| | |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7776 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13466 | Наверх ##
28 июля 2019 12:37 Никак не могли связать движение старообрядцев по населенным местам: Олонецкая губерния - Якобштадт - ДаугавпилсПрочитывая заново сообщения в теме - Исходя из сообщения campsis59 Перепост[q] Олонецкая губерния - административная единица Российской империи. Губернский город — Петрозаводск. Существовала с 1801 года по 1922.[/q]
[q] Род Питуновых С 1837 года по 1844 год - Старообрядцы... Daugavpils Gajoka Daugavpils Vecās Forštates Jēkabpils Jelgavas Dievmātes Aizmigšanas Lipušku Maslovas Rēzeknes Kapu Rīgas Grebenščikova Скангельский http://www.lvva-raduraksti.lv/ru/menu/lv/10.html[/q]
Источник - Старообрядчество в Латвии : вчера и сегодняRevue des Études Slaves Année 1997 69-1-2 pp. 73-88Перепост (...)Закрытие храмов в середине XIX века - драматический этап истории старообрядчества в Латвии. Опечатывание молелен часто сопровождалось возмущением прихожан. Так было в Якобштадте в 1851 году, когда властям пришлось обращаться к помощи регулярных войск (...)[q] Прибалтика, наряду с Русским Севером (Поморьем), Уралом, Керженцем, Сибирью, Стародубьем, Доном, Москвой и Санкт-Петербургом, является одним из исторических центров расселения старообрядцев. История старообрядческой Церкви в Латвии неотделима от истории старообрядчества в Балтии и, в целом, от русской церковной истории, переломным моментом которой был 1653 г., когда во времена царствования Алексея Михайловича патриарх Никон стал проводить церковную реформу, узаконенную Собором 1666 г. С этого времени в Прибалтику (как и в другие отдаленные регионы) хлынул большой миграционный поток людей, не согласных с церковными нововведениями. Однако, надо сказать, что не XVII век является первоначальным этапом расселения русских в Балтии.
В общей истории культурных взаимосвязей русских с прибалтийскими народами можно отметить три периода. Первый связан с Х-XI веками, когда отдельные русские купцы, торговавшие в прибалтийских землях, оседали среди местного населения1 и приобщали их к христианской вере. И. Н. Заволоко в книге История Церкви Христовой пишет, что «в нынешнем Цесском, Валкском и Вольмарском уездах при нашествии крестоносцев уже были древле-православные храмы и священнослужители при них». И далее Заволоко указывает на центры распространения православия среди балтийских племен: первым был Псков, «после Пскова вторым центром распространения христианства был Полоцк. Отсюда древле-православная вера распространилась вниз по Даугаве, в окрестностях Даугавпилса и Риги».
И. Н. Заволоко, История Церкви Христовой, Рига, 1990, с. 81-82.
Но мирное приятие православия завершилось в XII в., когда прибалтийские племена были приобщены к католичеству несоответственно отношение к русским, носителям другого вероисповедания, резко изменилось.
Второй миграционный этап (2-я половина XIV-XV вв.) русского населения в Прибалтике связан с гонениями сектантских движений стригольников и жидовствующих в Северных русских землях. «Установлено, — пишет А. А. Заварина, — что эти секты в XVI веке положили начало городу Якобштадту (Екабпилс)». Но, надо отметить, что ни первый, ни второй миграционные потоки русских не были столь мощными, нежели поток радетелей старой веры.
** А. Подмазов, Старообрядчество в Латвии, Рига, 1970, с. 21; он же, Церковь без священства, Рига, 1973, с. 32. Считать, однако, что русские в Прибалтике в XIV-XV вв. — это только преследуемые на родине сектанты, неправомерно. Так, известно, что в начале XV в. в черте города Риги находилась «Русская деревня», населенная православными, подчиненными Полоцкому архиепископу (см.: И. Заболотный, «Русская деревня 1400 г. в Риге», в сб.: От Лифляндии — к Латвии: Прибалтика русскими глазами, сост. Ю. Абызов, М., 1993, с. 292-293).
**Заварина, ук. соч., с. 9. В XIX веке существовала и другая версия основания Екабпилса. Анонимный автор Рижского вестника (1877, № 54) в статье «Исторический очерк Якобштадта до конца минувшего столетия» говорит, что «начало этого поселения, носившего в первое время просто название слободы, относится к 1654 или 1655 году», и что оно было основано белорусами православного и униатского вероисповедания {От Лифляндии — к Латвии, с. 493).
(...) Старообрядчество как религиозное движение не было однородным с самого начала, оно распалось на множество толков и согласий, которые, в целом, составили две разновидности: поповщину6 и беспоповщину. Эти две ветви старообрядчества имели место и среди русского старожильческого населения в Латвии в прошлом, ныне же староверы Латвии составляют два согласия беспоповщины — поморское и федосеевское (...).
**История и особенности старообрядцев-поповцев подробно рассмотрены П. И. Мельниковым-Печерским в «Очерках поповщины». См.: П. И. Мельников (Андрей Печерский), Собрание сочинений в восьми томах [СС], т. 7, М., 1976, с. 191- 555.
Беспоповщина охватила многие регионы России: Поморье, псковщину, новгородчину, костромские и владимирские земли, Сибирь. Старообрядцы Прибалтики связаны прежде всего с северными согласиями беспоповщины. Предки нынешних староверов Латвии пришли с Олонца8, из Пскова, Новгорода. Соответственно, с Олонца пришли поморцы, а из Пскова и Новгорода — федосеевцы. Первоначально и те и другие составляли единое старопоморское согласие9. Раскол среди старопоморцев произошел в начале XVIII века из-за вопроса о браке. Поморцы, в отличие от федосеевцев, признали гражданские браки и стали совершать обряд венчания10. Поморцы признали также правомерность молитвы за царя и воинскую повинность. Федосеевцы все это отрицали. Основоположником учения о безбрачии был Феодосии Васильев11, по имени которого и был назван толк12. В силу непримиримости убеждений с установками официальной Церкви Феодосии вынужден был бежать с новгородчины в Польшу, в состав которой в то время входила и часть нынешней территории Латвии — Латгалия. С момента отъезда Феодосия в Польшу (1699 г.) и появились федосеевцы в Прибалтике.
Но первыми прибыли в Латвию не поморцы и федосеевцы, а священники дониконовского рукоположения. Было это во времена курляндского герцога Якоба (1642-1682), который не отвергал беглецов, а разрешал им селиться по берегам Западной Двины от города Друя до нынешнего Екабпилса. Старинная старообрядческая летопись Дегуцкая хроника или Хронограф Литовский двухсотлетний сирень летописец степенный, древлеправославного христианства^3 говорит, что первые старообрядцы появились на территории Латвии в 1659 г., а под 1660 г. следует такая запись: В сем году древлеправославнии людие в Герцогстве курляндском близ города Динабурга <ныне Даугавпилс — А. Ж., Э. М.>, в деревне Лигинишках обселишася, <...> и тогда построгана тамо молитвенный храм первый древлеправославного христианства для приношения общих молитв. . . 14
8. Большую роль в становлении староверчества в Латвии сыграл Выговский монастырь и особенно миссионерская роль братьев Денисовых, которые совершали частые поездки по России, в том числе и по Курляндии. Об этом см.: И. И. Егоров, «Старообрядческая Поморская Церковь в Литве: краткий исторический очерк», Китеж град, Вильнюс, 1990, вып. 1, с. 9. Братья Денисовы — князья Мышецкие Андрей Дионисьевич (1672-1730) и Симеон Дионисьевич (1682-1741) — авторы знаменитых Поморских ответов старообрядцев-беспоповцев на 106 вопросов иеромонаха Неофита, посланца Синода Русской Православной Церкви. 9. Заварина, ук. соч., с. 14. 10. Спор «брачных» и «безбрачных» старообрядцев Латвии продолжился и в XX веке. Так, протоиерей Г. Дрибинцев (сторонник признания брака) в начале 30-х гг. констатировал наличие в общинах «двух непримиримых лагерей» по данному вопросу: «В настоящее время вопрос о таинстве брака весьма занимает современных старообрядцев-беспоповцев. Он стоит, так сказать, в порядке дня и над его разрешением трудятся многие начитанные люди. Среди наших латвийских старообрядцев это, можно сказать, самый злободневный вопрос...». (Протоиерей Григорий Дрибинцев, О таинстве брака: по поводу современных споров «брачных» и «безбрачных» старообрядцев-беспоповцев, Рига, 1932, с. 3. См. также: С. Ф. Воробьев, Таинство брака и форма его совершения, Двинск, 1929). 11. О Феодосии Васильеве и его учении см.: М. И. Чуванов, «Феодосии Васильев: к 275-летию со дня кончины», Старообрядческий церковный календарь [СЦК] на 1987 г., с. 48-49. 12. Л. Ф. Пичугин, видный деятель староверчества поморского согласия, так определяет основные догмы федосеевцев: «Учение же Феодосиевых таково: 1) Антихриста признают пришедшим. 2) Священство падшим в ереси. 3) От всех иноверных, приходящих к ним, крестят. 4) Общения в питии и ядении с иноверными не имеют. 5) Брак простолюдинский не признают. 6) Признают: время антихристово, в которое брака быть не может» {Старая вера, М., 1991, с. 37). 13. Хронограф Литовский. .., староверческая рукопись, написанная в Дегуцком монастыре (Литва), который был открыт в 1755 г. и закрыт правительством в 1844 г. 14. Дегуцкая хроника, л. 4.
Позднее (в 1676 г.) в Лигинишки, отмечает Дегуцкая хроника, прибыл из России «иерей Терентий с сыном Антонием»15. Терентий стал «первым пастырем Курляндии и Литвы»16, основав несколько староверческих общин. Затем Дегуцкая хроника упоминает о строительстве на территории Латвии второго старообрядческого храма в 1699 г. в деревне Балтруках, близ Алыкшты (ныне Илуксте — А. Ж., Э. М.) «по благословению священно иерея отца Терентия Лигинишского»17. «Заботами того же отца Терентия, — пишет И. Н. Заволоко, — была создана моленная в д. Володино (у Гривы в Земгалии)»18. Кроме о. Терентия большую роль в строительстве храмов сыграл выдающийся деятель староверия в Прибалтике Федор Никифорович Саманский (1719-1794), стараниями которого были устроены моленные в Курляндии: в 1735 г. близ местечка Езерос, в деревне Саманях, и в 1740 г. близ местечка Скрудалина, в деревне Войтишках19. П. И. Мельников-Печерский отмечает в Очерках поповщины, что «самая торная в продолжении веков протоптанная дорога вела за литовский рубеж. По этой-то дороге преимущественно и устремились раскольники»20.
15. Там же, л. 40. В Увещании, изданном Синодом (М., 1840), сын Терентия назван Афанасием, И. А. Прозоров тоже говорит об Афанасии. См.: И. А. Прозоров, История Старообрядческой Церкви, Каунас, 1933, с. 142. 16. Дегуцкая хроника, л. 40. Хронограф Литовский... высоко оценил миссионерскую деятельность Терентия и его сына Антония (Афанасия), последний «много поработал для старообрядчества и умер в глубокой старости в 1775 г. в деревне Балтруках, прожив 111 лет» (Прозоров, ук. соч., с. 143). 17. Дегуцкая хроника, л. 45. Второй приход старообрядцев-поповцев связан с разорением правительством посада Ветка Гомельского уезда Могилевской губернии, когда части ветковцев удалось избежать «выгонки» в Сибирь в 1764 г. и основаться в деревнях графа К. Плятера. Под Динабургом и в деревнях, расположенных вокруг Дагды в Латгалии, как пишет А. А. Заварина, осело примерно 1 600 ветковцев (Заварина, ук. соч., с. 22). Впоследствии, старообрядцы-поповцы на территории Латвии ассимилировались с беспоповцами. 18. Заволоко, ук. соч., с. 155. 19. Деяния Собора Старообрядческой Поморской Церкви Христовой 1988, Вильнюс, 1991, с. 21. 20. П. И. Мельников, СС, т. 7, с. 224. Надо отметить, что оскорбительное для старообрядцев определение «раскольники» было упразднено только Законом от 17 апреля 1905 г., в котором 7-м пунктом было записано: «Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догмы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое Богослужение по старопечатным книгам» (О веротерпимости: закон 17 апреля 1905 года, М., 1905, с. 4).
Так, после разорения Ряпиной мызы (ныне — на территории Эстонии), где проживало около 2 000 старообрядцев, многие бежали в Польшу, другие «под начальством Терентия Васильева поселились в Лифляндии, Макар Никитин с братией в Курляндии»21. С этого времени на территории Латвии и образуются стабильные старообрядческие центры: Режица (Резекне), Динабург (Даугавпилс), Якобштадт (Екабпилс), Митава (Елгава), Рига.
Всплеск миграционной волны старообрядчества во многом был связан и с петровскими указами, ущемляющими права староверов (обложение двойным налогом, запрет на допуск к общественным должностям, денежный откуп за право ношения бороды и др.)22. Число русских поселений в Прибалтике резко увеличилось, на территории же Латвии беглецы из России по-прежнему селились, в основном, в Курляндии (особенно в Илукстском уезде) и в Латгалии (в Режицком и Динабургском уездах).
21. СЦК на 1977 г., сЛЗ. 22. Петровские ущемления старообрядцев имели и свою оборотную сторону. Как пишет И. А. Прозоров, «таким образом царь Петр открыто признал существование старообрядцев и как бы дал им санкцию на открытое государственное существование» (История Старообрядческой Церкви, с. 67). [/q] --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
TomilinaМодератор раздела  С.Петербург - Москва Сообщений: 7776 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 13466 | Наверх ##
28 июля 2019 15:11 28 июля 2019 15:14 ПЕТУНОВЫСообщение участницы форума mbul3006 1491849 годМетрические книги петрозаводского Петропавловского кафедрального собора 13 апреля родился, 15 апреля крещен Василий, незаконнорожденный у Петрозаводского уезда Толвуйской вотчины и того же мирского общества из крестьян отданного в рекруты в 1839 году Якова Савельева Петунова у жены его Пелагеи Моисеевой 1876 годЦГИА СПб. ф.19. оп.124. д.1256. Метрические книги Покровскоколоменской церкви, г.СПб 4 июня умер, 6 июня похоронен Олонецкой губернии Петрозаводского уезда Толвуйской волости и общества деревни Кривоноговской крестьянина Трофима Ефимова Петунова дочь Елена, 1 месяц, от врожденой слабости 1880 годМетрические книги петрозаводского Петропавловского кафедрального собора 23 февраля родился, 24 февраля крещен Иоанн, родители: петрозаводского местного батальона 2-й роты рядовой Иван Родионов Петунов и законная его жена Марина Германова1882 год"ОГВ" № 96, 1882 г. ...объявляется, что данная Петрозаводским купеческим сыном Степаном Максимовым Румянцевым петрозаводскому купцу Потапию Никитину Петунову ...доверенность ...уничтожается... 1918 годМетрические книги Святозерского прихода Петрозаводского уезда 17 марта родилась, 29 марта крещена Мария, родители: деревни Павловой крестьянин Федор Игнатьев Петунов и законная его жена Ольга Максимова, восприемница деревни той же крестьянская девица Ирина Федорова Петунова
 --- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
Мой ДНЕВНИК >> | | |
campsis59Долгожитель форума  Латвия Рига Сообщений: 10912 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4369 | Наверх ##
8 августа 2019 13:46 Похоже,это Наташины Томилины Анна Нина Томилина из Рейники Букмуйжской волости Заявление об утере паспорта Проживала в Риге ул Гимнастикас21кв6 в1940году родилась 1.1 1920года
 | | |
campsis59Долгожитель форума  Латвия Рига Сообщений: 10912 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4369 | Наверх ##
8 августа 2019 13:48 Мать Анны Нины-Акскения отец-Ермолай
 | | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13521 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37922 | Наверх ##
9 августа 2019 17:53 campsis59 написал: [q] Мать Анны Нины-Акскения отец-Ермолай[/q]
Света, огромное спасибо. Это, действительно, наши Томилины. Благодаря Вам, мы теперь узнали имя жены Ермолая Томилина. А можно узнать из какого архивного хранилища эти документы? --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
campsis59Долгожитель форума  Латвия Рига Сообщений: 10912 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4369 | Наверх ##
9 августа 2019 17:56 Наташа.это паспорта людей в Риге из Латвийского Историческго архива в family search org есть они
| | |
Tasha56Модератор раздела  Россия Сообщений: 13521 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37922 | Наверх ##
9 августа 2019 18:03 9 августа 2019 18:19 campsis59Света, Вы с этими документами работаете, или еще есть что-то? Нашла еще - Россия, Лифляндия, Рига - Емиграция и имиграция ( 143 )Латышский язык мне не осилить  В переводе этих документов Ваша помощь бесценна....
  --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
|
Спасибо. Увидела